Как работает кисть коррекции в лайтруме. Важнейшие инструменты для обработки фотографий в Lightroom. Правка раскраски в режиме автоматического маскирования

17.06.2019 Виды

Изучаем новые возможности Lightroom 6

Весной нынешнего года компания Adobe выпустила шестую по счету версию пакета Lightroom, который уже давно и вполне заслуженно получил широкое признание среди фотографов самого разного уровня — от начинающих любителей до искушенных профессионалов. Эта публикация посвящена рассмотрению некоторых новых функций и возможностей, которые стали доступны в Lightroom 6 (CC).

Рискуя выступить в роли Капитана Очевидность, начнем с констатации того факта, что от версии к версии Lightroom становится всё более самодостаточным пакетом. Увеличивается количество инструментов и функций для выполнения вспомогательных операций, которые ранее можно было выполнить лишь путем экспорта изображения и его последующей обработки во внешнем графическом редакторе. В этой публикации мы расскажем о некоторых новых возможностях, доступных пользователям обеих ипостасей нового Lightroom (как «коробочного», так и «облачного» варианта) — а именно, о кисти коррекции маски градиентных фильтров, а также о функциях создания панорам и HDR-изображений из нескольких снимков.

Применение кисти коррекции маски градиентных фильтров

Бесспорно, линейный и радиальный градиентные фильтры являются весьма удобными и востребованными инструментами из арсенала Lightroom (подробнее об их использовании можно прочитать в публикации «Использование градиентных фильтров в Lightroom», «КомпьюАрт» № 5’2014). В шестой версии данного пакета были реализованы очередные улучшения: появилась возможность изменять форму маски, включая в нее или, наоборот, исключая отдельные области и объекты.

Вероятно, у некоторых читателей возникнет вопрос: а зачем это вообще может понадобиться? Ответить на него нетрудно. Рассмотрим один из наиболее очевидных примеров — а именно, использование градиентного фильтра для выравнивания тонального баланса пейзажей.

Один из типичных недостатков подобных снимков — чересчур бледное небо. Наиболее простой, быстрый и эффективный способ сделать верхнюю часть снимка более выразительной — применить к ней линейный градиентный фильтр с отрицательной экспокоррекцией. Однако проблема заключается в том, что небо на фотографии далеко не всегда имеет форму правильного четырехугольника. И если в этой области кадра находятся какие-либо объекты (отдельно стоящие деревья, трубы, высокие здания и т.п.), то они также будут частично затемнены, что зачастую нежелательно. Решить эту проблему поможет кисть коррекции маски градиентного фильтра.

Чтобы продемонстрировать возможности данного инструмента, обработаем снимок городского пейзажа (рис. 1). Цель состоит в том, чтобы сделать небо, которое в данном случае занимает значительную часть кадра, более выразительным и насыщенным. Для этого применим к верхней части изображения линейный градиентный фильтр с экспокоррекцией -1 EV (рис. 2 и 3). В результате удалось решить поставленную задачу, однако возникла другая проблема: стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной — что в данном случае нежелательно (рис. 4). Устранить этот недостаток позволит кисть коррекции маски фильтра.

Чтобы перейти в режим редактирования маски, необходимо щелкнуть по надписи Кисть (Brush) в верхней части палитры настроек параметров градиентного фильтра (рис. 5). Возврат к работе с основными настройками фильтра выполняется щелчком по надписи Правка (Edit). Быстрое переключение между этими режимами осуществляется сочетанием клавиш Shift-T.


к исходному изображению: небо стало более выразительным, однако стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной

Для удобства редактирования маски предусмотрена функция подсвечивания выделенной области — аналогично режиму Quick Mask в Photoshop. Для ее активации нужно выбрать опцию Показать маску наложения для выбранных (Show Selected Mask Overlay) под окном области просмотра (рис. 6). Цвет, которым закрашивается выделенная область, можно циклически переключать при помощи сочетания клавиш Shift-O. В рассматриваемом примере удобнее использовать зеленый цвет, поскольку установленный по умолчанию красный плохо различим на фоне кирпичной стены (рис. 7).

При включении инструмента Кисть в нижней части палитры появляется дополнительная секция с настройками корректирующей кисти (рис. 8). В распоряжении пользователя имеются две «рисующие» кисти («A» и «B»), включаемые щелчком по соответствующим надписям. Они позволяют добавить к маске фильтра дополнительные области. Также имеется инструмент для удаления участков из маски фильтра, который включается щелком по надписи Удалить (Erase). Для кратковременного переключения с «рисующей» кисти на «стирающую» (или наоборот) в процессе редактирования маски можно нажать и удерживать клавишу Alt.

Параметры каждой кисти настраиваются при помощи ползунков. Ползунок Размер (Size) управляет диаметром кисти, а Растушёвка (Feather) — шириной нечеткой области по ее краю. При изменении этих параметров меняется вид курсора: внутренняя окружность соответствует диаметру кисти, а внешняя обозначает границу нечеткой области по ее краю. Знак «+» в центре означает, что в данный момент включена одна из рисующих кистей, а «-» сигнализирует об использовании «стирающего» инструмента.

Ползунок Плотность (Density) позволяет настраивать степень прозрачности кисти (при включении «ластика» этот параметр недоступен). При помощи параметра Поток (Flow) можно регулировать степень изменения прозрачности маски при последовательных воздействиях кисти на одну и ту же область — аналогично тому, как накладываются один на другой мазки акварели. Разумеется, для использования такого эффекта значение параметра Плотность должно быть меньше максимального.

Опция Автомаскирование (Auto Mask) включает «интеллектуальный» режим кисти: в этом случае программа будет автоматически определять близкие по тону и цвету области и воздействовать только на них.

При помощи «ластика» удалим из маски фильтра область, затемняющую стену здания и строения на дальнем плане (рис. 9), и оценим полученный результат (рис. 10). Благодаря использованию нового инструмента нам удалось выполнить поставленную задачу и без особого труда устранить нежелательные побочные эффекты.

В рассмотренном примере был использован линейный градиентный фильтр, но все описанные приемы также применимы и для редактирования маски радиального градиентного фильтра.

Создание HDR-изображений

Еще одно полезное новшество, появившееся в Lightroom, — встроенная функция создания изображений с расширенным динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR) из нескольких снимков одной и той же сцены, сделанных с различными настройками экспозиции (например, в режиме брекетинга).

Для создания HDR-изображения нужно выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека Обработка (Develop) и выбрать в контекстном меню пункт Объединить фото -> в HDR… (Photo Merge -> HDR… ) — рис. 11.

Альтернативный (и более быстрый) вариант — нажатие сочетания клавиш Ctrl-H.

После этого на экран выводится окно предварительного просмотра и запускается процесс сборки миниатюры HDR-изображения. При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков эта операция может занять несколько минут. Ход ее выполнения отображает прогресс-индикатор.

По окончании в окне предварительного просмотра выводится полученное изображение (рис. 12). В случае необходимости размер этого окна можно изменить при помощи мыши.

С правой стороны в нем расположена панель настроек (рис. 13). Рассмотрим представленные в ней возможности.

Опция Автовыравнивание (Auto Align) позволяет выполнять автоматическое совмещение исходных кадров таким образом, чтобы объекты на результирующем изображении были максимально четкими. Это может пригодиться в тех случаях, когда съемка выполнялась с рук (без использования штатива).

При активации опции Уровень автоматически (Auto Tone) программа выравнивает тональный баланс изображения. Стоит отметить, что данная настройка не влияет на возможности по дальнейшей коррекции создаваемого HDR-изображения.

В разделе Уровень удаления ореолов (Deghost Amount) находятся кнопки выбора фиксированных вариантов настройки функции удаления фантомных объектов — то есть элементов или областей изображения, которые различаются на исходных фотографиях. Например, при съемке на улице в кадр могут попасть проходящие мимо люди или проезжающие автомобили. Поскольку съемка серии для создания HDR-изображения осуществляется последовательно, может возникнуть ситуация, когда на некоторых снимках оказываются случайно попавшие объекты. Далеко не всегда фотограф может отследить подобные нюансы в процессе съемки, и наличие функции удаления фантомных объектов поможет устранить эту проблему постфактум — уже на стадии обработки изображения.

Верхняя кнопка отключает функцию удаления фантомных объектов, а три расположенные ниже позволяют выбрать степень воздействия — низкую, среднюю или высокую.

Опция Показать наложение эффекта ореола (Show Deghost Overlay) позволяет выделить цветом области с фантомными объектами, обнаруженные программой на изображении (рис. 14). Цвет выделения можно циклически переключать нажатием сочетания клавиш Shift-O.


в правой нижней части окна предварительного просмотра


HDR-изображения в фоновом режиме

Стоит отметить, при каждом изменении настроек функции удаления фантомных объектов программа заново генерирует миниатюру HDR-изображения, что требует определенного времени.

Сшить (Merge) в правой нижней части окна (рис. 15). Процесс сборки полноразмерного HDR-изображения производится в фоновом режиме, благодаря чему пользователь может в это время заняться другими снимками. Отслеживать ход выполнения операции позволяет прогресс-индикатор в левой части панели выбора модулей (рис. 16).

Созданное изображение сохраняется в текущей папке как отдельный файл формата DNG, имя которого составлено из имени первого снимка серии, дополненного дописанной через дефис аббревиатурой HDR (например, DSC8049-HDR). Это позволяет впоследствии быстро находить HDR-изображения в папках и коллекциях контекстным поиском по фрагменту имен файлов (рис. 17).

Теперь сгенерированное в Lightroom HDR-изображение можно обрабатывать так же, как и другие RAW-файлы. Впрочем, есть и небольшие различия: например, если при работе с обычными RAW-образами диапазон настройки величины коррекции экспозиции составляет от -5 до +5 EV, то в случае HDR-изображения, сгенерированного в Lightroom, доступны настройки от -10 до +10 EV (рис. 18).

Необходимо учитывать, что настройки отдельных снимков, которые служат исходным материалом для создания HDR-изображения (в частности, яркость, контраст, коррекция оптических искажений, ретушь точечных дефектов и пр.), будут проигнорированы в процессе сборки результирующего файла. Таким образом, осуществлять коррекцию и ретушь HDR-изображения имеет смысл только после создания и сохранения DNG-файла.

Поскольку созданное HDR-изображение записывается как отдельный файл, примененные к нему изменения не отражаются на исходных файлах, и наоборот.

Склейка панорам

Хорошая новость для фотографов, которые занимаются съемкой панорам, — появление в Lightroom встроенной функции объединения нескольких кадров в одно панорамное изображение. Конечно, во многих ныне выпускаемых цифровых фотоаппаратах имеются функции автоматической склейки панорам. Пользователю нужно лишь выбрать соответствующий режим в настройках камеры, нажать спусковую кнопку и, удерживая ее, плавно перемещать корпус аппарата, охватывая фотографируемую сцену. По окончании съемки процессор камеры обрабатывает серию полученных изображений, и на выходе вы получаете сохраненный на карте памяти панорамный снимок.

Впрочем, у данного способа при всей его простоте и удобстве есть, как минимум, два существенных недостатка. Во-первых, даже в тех моделях, которые позволяют сохранять снимки в формате RAW, созданные встроенными средствами панорамы записываются исключительно в виде файлов JPEG — что существенно ограничивает возможности по дальнейшей обработке этих изображений. Во-вторых, существуют довольно жесткие ограничения на максимальный размер панорамных снимков.

Разумеется, сейчас доступно большое количество специализированных приложений, предназначенных для склейки панорам. Однако стоит отметить, что многие из них не поддерживают работу с RAW-файлами, вследствие чего пользователям приходится предварительно экспортировать фрагменты будущей панорамы в формат JPEG или TIFF. Это не только требует дополнительных затрат времени и дискового пространства, но и существенно сужает возможности постобработки панорамных снимков.

Одним из важных преимуществ встроенной функции склейки панорам пакета Lightroom является то, что после объединения исходных снимков вы получаете в свое распоряжение файл с панорамным изображением в формате DNG. Таким образом, на этом этапе не происходит потери полезной информации — а следовательно, сохраняются все возможности коррекции и постобработки, доступные при работе с исходными RAW-файлами.

Чтобы создать панорамное изображение средствами Lightroom, необходимо выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека (Library) или на ленте модуля Обработка (Develop), а затем выбрать в контекстном меню, открывающемся по нажатию правой кнопки мыши, пункт Объединить фото → -> в Панораму… (Photo Merge → -> Panorama… ) — рис. 19. Это действие можно выполнить быстрее — нажатием сочетания клавиш Ctrl-M.

После этого на экране появляется окно предварительного просмотра и запускается процесс склейки контрольного изображения будущей панорамы, который может занять от нескольких секунд до нескольких минут. Время выполнения этой операции зависит от количества и разрешения исходных снимков, а также от производительности используемого ПК. В процессе выполнения на экране отображается прогресс-индикатор.

Итак, контрольное изображение панорамы готово и выведено в окне предварительного просмотра (рис. 20). Справа в нем находится панель настроек (рис. 21). Здесь можно выбрать один из трех типов проекции (цилиндрическую, сферическую или в перспективе) либо доверить эту задачу программе, активировав опцию Выбрать проекцию автоматически (Auto Select Projection).

Опция Автоматическая обрезка (Auto Crop) позволяет выполнить автоматическое кадрирование панорамного изображения (рис. 22). Это действие не является необратимым: впоследствии вы сможете изменить настройки кадрирования готовой панорамы, имея в своем распоряжении всю информацию, извлеченную из сходных файлов.

Выбрав нужные настройки, остается нажать кнопку Сшить (Merge) в правой нижней части окна предварительного просмотра (рис. 23). При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков процесс склейки панорамы может занять немало времени, поэтому программа выполняет ее в фоновом режиме — это позволяет одновременно заниматься обработкой других изображений. Контролировать ход выполнения можно по прогресс-индикатору в левой части панели выбора модулей (рис. 24).

Результатом выполнения этой операции становится новый файл формата DNG, который сохраняется в текущей папке. Его имя составляется из имени первого кадра в серии исходных снимков, которое дополнено дописанным через дефис словом «Панорама» (например, DSC6153-Панорама). Это позволяет быстро находить готовые панорамы в папках и коллекциях инструментом контекстного поиска по фрагменту имен файлов (рис. 25).

Теперь можно перейти в модуль Обработка (Develop) и работать с созданным панорамным изображением так же, как и с обычным RAW-файлом: выполнять кадрирование, коррекцию различных параметров, применять градиентные фильтры, ретушировать точечные дефекты и т.д. (рис. 26).

При создании панорам необходимо учитывать, что настройки, примененные в Lightroom к исходным кадрам (яркость, контраст, градиентные фильтры, коррекция точечных дефектов и т.д.), в процессе объединения в панорамное изображение будут проигнорированы. По этой причине имеет смысл сначала создать панораму, а уже потом приступать к обработке и коррекции этого изображения.

В Lightroom можно создавать панорамы как из обычных снимков, так и из HDR-изображений. Для этого потребуется сначала объединить исходные кадры каждого из фрагментов будущей панорамы в HDR-изображения, а затем выделить полученные файлы и создать из них панораму.

Завершая данный раздел, нелишне будет напомнить, что необходимым условием получения хорошего результата является соблюдение элементарных правил съемки панорам. В частности, нужно производить съемку всех кадров на одном фокусном расстоянии (в случае использования зум-объектива) и с одинаковыми настройками экспозиции, фокусировки и светочувствительности (хорошим подспорьем в этом случае является функция
AE/AF lock). Если вы не уверены в точности своего глазомера, при съемке длинных панорам желательно использовать штатив со встроенным уровнем — это позволит точно выдержать линию горизонта и за счет этого минимизировать геометрические искажения, а следовательно, и область изображения, попадающую под обрез. 

2 Подробнее о HDR-изображениях можно прочитать в статье «Введение в HDR», опубликованной в журнале «КомпьютерПресс» № 5’2008 (электронная версия доступна по адресу
http://compress.ru/article.aspx?id=19035).

Программа Adobe Lightroom 5 предлагает пользователям в дополнение к бесценным функциям ещё несколько новых инструментов. Изменения произошли в модуле «Develop» (Разработка). Многим может показаться знакомым инструмент «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Он похож на «Graduated Filter» (Градиентный фильтр) или даже «Adjustment Brush» (Корректирующая кисть). Суть работы инструмента заключается в том, что корректировка происходит в строго заданной зоне. Изменять можно «Exposure» (Экспозиция), «Clarity» (Чёткость) и «Saturation» (Насыщенность). Это позволяет сглаживать тоновые различия на стыке редактируемых зон.

Ещё один новый инструмент получил название «Upright». Он находит на снимке горизонтальные и вертикальные искажения и выполняет их исправление. Всё это делается одним нажатием на кнопку. Особенно полезен этот инструмент будет для работы с широкоугольными инструментами. Также приятно удивятся любители ретуши. Инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) научился работать как кисть. Теперь нет необходимости заморачиваться с круговыми лечащими точками. Достаточно просто пройтись кисточкой по нужной области.

Импортирование и настройка

Переходим в модуль «Library» (Библиотека) и нажимаем на "импорт". Выбираем lr5_before.dng. Выбрав файл необходимо активировать модуль «Develop» (Разработка). Переходим в «Basic Panel» (Базовая панель) и устанавливаем следующие параметры: Temp (Температура) 5000, Tint (Тон) 0, Exposure (Экспозиция) -0.36, Highlights (Светлых участки) -64, Whites (Белые участки) -67.

Функция «Upright»

Переходим в «Lens Correction» (Коррекция дисторсии) и выбираем вкладку «Basic» (Базовая). Все три поля сверху отмечаем и переходим к кнопкам, которые находятся ниже. Нажимая на них можно увидеть, как каждый параметр влияет на изображение. Для данного снимка режим «Auto» (Авто) наиболее подходящий.

Ретуширование лица

Выбираем инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен). На панели настроек, что находится справа устанавливаем параметр «Brush» (Кисть): Heal (Лечащая), Opacity (Непрозрачность) 100. Чтобы избавиться от пятен, нужно просто провести кистью по изображению. Действие распространяется также на морщины и прочие дефекты кожи. Для изменения размера кисточки можно пользоваться клавишами ] и [. Исходная точка для лечения подбирается автоматически. При желании её можно изменить.

Избавляемся от лишних элементов

Инструментом «Spot Removal» (Удаление пятен) можно удалять большие объекты, такие как коробки. В таких случаях автоматическое определение источника может сработать неправильно. Чтобы всё исправить, нужно просто перетащить указатель источника на подходящую область.

Виньетирование

Воспользуемся инструментом «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Выделяем кругом лицо и туловище. В настройках устанавливаем: «Exposure» (Экспозиция) -2.07, «Clarity» (Чёткость) -61, «Saturation» (Насыщенность) -10. Размытие «Feather», которое настраивается ползунком, расположенным немного ниже контролируется жесткость смешивания. Устанавливаем значение 39.

Финальный штрих

«Crop» - это инструмент Кадрирования. Обрезаем им лишнее. Переходим к зоне «Tone Curve» (Тоновая кривая) и чертим S-образную кривую для увеличения контраста. Вот и всё. Нажимаем File>Export и экспортируем снимок в JPEG.

Маленькая хитрость

Разработчики компании Adobe активно задействовали управление клавишами. При зажатой клавише Shift инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) может проводить абсолютно ровные линии. Кроме того, вести линию необязательно. Достаточно кликнуть в одном месте, зажать Shift и кликнуть в другом месте. Между точками пройдёт ровная линия. Увеличение снимка осуществляется клавишами Ctrl+Alt и "+". "-" послужит для уменьшения масштаба. Недавно Adobe обновила практически весь свой фотософт: Photoshop, Lightroom, Camera Raw и Bridge.
Отныне обновлённый Lightroom СС носит название Classic CC. ИМХО, обновляться на него стоит уже ради одной заставки:

Кроме заставки, Lightroom (и Camera RAW тоже) получила возможность создания двух типов масок в инструментах локальной коррекции. Разнятся они типом выделения: по цвету и по яркости. ИМХО, оба варианта весьма полезны, особенно для тех, кто ограничивается одним Lightroom, дабы не скрипеть извилинами, изучая ещё и Photoshop. Надеюсь, прочитав данную публикацию, вы с лёгкостью сможете пользоваться новыми возможностями хорошо знакомых инструментов.

В тексте я буду упоминать "горячие клавиши" (буквы в круглых скобках) для выбора команд или инструментов. Напоминаю, что в Lightroom они работают ТОЛЬКО при английской раскладке клавиатуры.

1. Маскирование с выделением по цвету .

Тёплый свет вечернего солнца при достаточно драматическом небе. Но нам бы хотелось этот драматизм немного усилить, не затрагивая всё остальное:

02.

Очевидно, что в данном кадре небо заметно отличается от всего остального цветом - в нём доминируют синие тона. Поэтому выделять его будем при помощи маскирования по цвету. Возьмём инструмент Graduated Filter (M), и протянем его сверху вниз, выделив верхнюю половину кадра:

03.

Чтобы увидеть выделенную область, следует нажать (O). Выделенная часть кадра будет залита красным тоном. К сожалению, кроме неба она захватывает ещё кроны деревьев и крыши строений:

04.

Идём в панель инструмента Graduated Filter, и в нижней его части открываем выпадающий список Range Mask. В списке выбираем значение Color:

05.

На месте списка появляется инструментарий цветового маскирования: пипетка и ползунок Amount:

06.

При помощи пипетки следует обозначить области, цвет которых Lightroom использует, как образец при создании маски. Таких зон может быть несколько. Нажав, и удерживая нажатым Shift, мы выделяем нужные области, протягивая мышь с нажатой левой клавишей. Как видите, я создал 5 зон замера. Почему именно 5? - да просто так. Разброс оттенков неба в данном кадре невелик, и, полагаю, хватило бы и двух. Сами поэкспериментируйте в этом направлении:

07.

Возвращаем пипетку на место, и Lightroom показывает нам, как изменилась зона выделения. Если у вас не показывает, снова нажмите хоткей (O). Видно, что мы заметно приблизились к желаемому, но выделение ещё не достаточно точное:

08.

Для уточнения воспользуемся ползунком Amount, сдвинув его от умолчательного значения 50 до значения 7. Теперь выделение пригодно для применения:

09.

Нажатием хоткея (O) гасим красную заливку, и вводим параметры коррекции неба: Exposure = -0.20 и Clarity 73. Почему именно эти значения? Они подбираются исключительно визуально.
Избегайте ИЗБЫТОЧНОЙ коррекции, чувство меры и художественный вкус - ваши лучшие друзья:

10.

При работе с изображениями нам сильно мешает наша зрительная адаптация. Дабы этого не происходило, следует каждый шаг коррекции промигивать, что позволит гораздо точнее подобрать силу воздействия. Промигивание удобно выполнять при помощи небольшого слайдера слева снизу панели инструмента Graduated Filter (M). Результат коррекции - на анимированном слайде 11. Если степень коррекции вас не удовлетворяет, скорректируйте её параметры в желаемую сторону:

11.

2. Маскирование с выделением по яркости.

Пейзажисты знают, как часто снимая в режимное время с контровым светом при безоблачной погоде, получаем кадры, в которых небо является самым маловыразительным элементом. Его хочется чуть притемнить и добавить цветовой насыщенности. На рис. 12 как раз такой пейзаж. В данном случае небо существенно ярче остальной части изображения, поэтому будем строить яркостную маску:

12.

Берём инструмент Adjustment Brush (K), и закрашиваем всё небо, захватив края темной части изображения:

13.

Затем в нижней части панели инструмента щёлкаем по выпадающему списку Range Mask и выбираем значение Luminance:

14.

Вместо списка возникают инструменты яркостного маскирования: слайдеры Range и Smoothness:

15.

Два ползунка слайдера Range позволяют с двух сторон ограничить яркость объектов, которые будут выделены. В данном случае нам нужно отсечь тени, поэтому смещаем левый ползунок вправо до значения 73 (подбирается визуально). Т.е будут выделены объекты, яркость которых от 73% до 100%. Как и прошлый раз, уточняем границу маски вторым ползунком, задав ему значение 36:

16.

Маска готова. Хоткеем (O) гасим красную заливку, и задаём параметры коррекции неба: Temp = -70, Tint = -10 (добавили синего и немного зелёного), Exposure = -23 (притемнили), и Saturation = +30 (увеличили насыщенность):

17.

И вновь повторю: любую коррекцию заканчиваем промигиванием было/стало:

18.

И напоследок: любую созданную в Lightroom маску, при необходимости, можно подкорректировать кистью вручную.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Успехов в обработке ваших замечательных кадров!

Adobe Photoshop Lightroom - это удобный сервис для обработки цифровых фотографий, с помощью которого можно в считанные минуты подкорректировать цвета, отрегулировать яркость и контрастность, избавиться от небольших дефектов. Чтобы работать с этой программой, необязательно досконально изучать ее, достаточно знать правила использования важнейших инструментов.

Фотограф всегда старается поймать идеальный свет при создании снимков, но, тем не менее, иногда на фото наблюдается большой перепад яркости, особенно если часть объекта находится в тени, а другая - на солнце. Подкорректировать изображение можно с помощью простых инструментов Lightroom, таких как экспозиция, кисть, тонирование. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Экспозиция

Чтобы отрегулировать данный параметр, нужно вызвать окно экспозиции и воспользоваться предложенными инструментами. Для этого следует двигать ползунки, добиваясь желаемого результата. Например, изменение параметра Exposure дает возможность уменьшить или напротив увеличить экспозицию, что удобно использовать, когда нужно затемнить засвеченные области. При этом темнее станут и незасвеченные места, но решить эту проблему поможет инструмент Shadows. Добиться окончательно восстановления светлых зон позволит корректировка значения параметра Hightlights.

Whites и Blacks, работающие исключительно с самыми светлыми и темными участками, позволяют вернуть картинке объемность, удаляя последние просветы и затемняя те места, которые должны оставаться в тени. Чрезвычайно полезным является также параметр Clarity, используя который, можно отрегулировать контрастность в средних тонах.

Кисть

При работе с портретами очень полезен инструмент кисть. С его помощью можно подсветить глаза или подкрасить какие-либо участки, если есть такая необходимость. Для этого нужно зайти в меню инструмента, установить режим New и выбрать необходимые значения, которые в дальнейшем будут применены для коррекции изображения. Настройки самой кисти подчеркнуты зеленым, можно настроить три вида кисти: A, B и Erase - кисть-ластик. Удобно настраивать одну кисть для мелких деталей, а другую - для крупных. Сами настройки аналогичны тем, которые используются в Photoshop: размер - Size, жесткость - Feather, прозрачность - Flow.

Активация Auto Mask включает маску: кисть будет автоматически выделять указанный цвет, не затрагивая другие объекты. Density определяет чувствительность маски.

Тонирование

Это достаточно гибкий инструмент, позволяющий тонировать темные и светлые места на снимке разными цветами, а также управлять их балансом.

Выбрать желаемый цвет тонирования можно, нажав на прямоугольник возле названия категории. Highlights отвечает за светлый участки, Shadows - за темные.

Параметр Hue позволяет регулировать оттенок цвета, а Saturation - его насыщенность. Balance, как уже понятно из названия, ответственен за баланс между светлыми и темными зонами. При нулевом значении он будет разделен пополам, при значении +100 - изображение будет залито тоном, выбранным для светлых зон, а при значении -100 - тоном, определенным для темных зон.

Используя рассмотренные выше инструменты Lightroom, можно добиться искомой выразительности снимка. А чтобы еще сильнее выдвинуть главный объект на передний план, достаточно немного уменьшить экспозицию фона. Удачных экспериментов!

Усердный в службе не должен бояться своего незнанья;
ибо каждое новое дело он прочтёт.

Козьма Прутков

Привет друзья. От новостей Adobe, снова вернемся к теме обработки в Lightroom. Сегодня, я расскажу об инструментах локальной коррекции (корректирующая кисть) и (градиентный фильтр).

Инструменты локальной коррекции, не относятся собственно к конвертации RAW, это инструменты графического редактора. И их наличие в Lightroom, позволяет решать в нем более сложные задачи по обработке снимков, без необходимости обращаться к Photoshop. Сохраняя при этом принципы неразрушающего редактирования.

В третьей версии Lightroom эти инструменты несколько упростились. Исчез никому не нужный режим кнопок, а так же добавилось несколько пользовательских предустановок. В Lightroom 2, был пресет Soften Skin о котором я , теперь нам добавили еще четыре. Но обо всем по порядку.

Прямиком из классической фотографии, где он издревле и по сей день с успехом применяется, в Lightroom перекочевал градиентный фильтр. Включается он соответствующей кнопкой под Гистограммой или же клавишей M.

При этом, открывается панель Градиентного фильтра, на которой расположены 6 движков: Exposure, Brightness, Contrast, Saturation, Clarity, Sharpness и поле Color. Эти параметры доступны для настройки в Градиентном фильтре.

Думаю, основные настройки этой панели не требуют объяснения. Остановлюсь лишь на параметрах Sharpness (Резкость) и Color (Цвет).

Движок Sharpness в Градиентном фильтре (так же как в кисточке Adjustment Brush) работает в соответствии с общими настройками резкости в панели Detail для текущего снимка. Т.е. здесь мы регулируем только Силу, а Радиус, Детали, и Маскирование, используются те же, что и для всей фотографии. При этом если движок Sharpness двигать влево, то при значении -50 он полностью уберет резкость добавленную в Lightroom в панели Detail. А если значение Sharpness снижать еще дальше, то изображение будет размываться.

Параметр Color тонирует фотографию в заданный цвет. При этом используемый цвет смешивается с первоначальными цветами, смещая их оттенок к выбранному цвету. Если же первоначальные цвета не насыщены (близки к черно/белому фото) то область тонируется в выбранный оттенок.

Настройте движки в соответствии со своим замыслом. Например, для того что бы подчеркнуть небо на этом снимке, я уменьшил Brightness на 21 и увеличил Clarity на 33.

Затем, что бы применить фильтр щелкните мышкой по фотографии, в месте где вы хотите начать и протяните до того места где вы хотите закончить действие фильтра. При этом у вас на снимке появятся три линии с маркером в центре.

Эффект градиентного фильтра плавно спадает, от первой линии до третей. Границы фильтра легко изменить простым перетаскиванием. Подцепив курсором за среднюю линю, фильтр можно повернуть, вокруг маркера. За сам маркер можно перетащить весь эффект. Если потянуть границу с нажатым Alt то можно сжать/растянуть градиент относительно центра. Если зажать кнопку Shift при рисовании градиента, то он выравнивается по горизонтали или вертикали. В общем, попробуйте, это действительно просто.

При использовании любого из инструментов расположенных под Гистограммой, панель снимка меняется на панель инструмента (скрывается/показывается клавишей T). Теперь на ней отображается режим видимости маркеров. По умолчанию там стоит режим Auto.

Но маркеры легко спрятать, достаточно нажать клавишу H. Иногда эта клавиша нажимается случайно, и тогда у пользователя начинается ПАНИКА!

Где все мои маски (градиенты, заплатки лечащей кисти) я так долго их рисовал!? Все пропало, проклятый АДОБ, АААА!!! Панику следует подавить, перевести взгляд в левый нижний угол, и если там белым по серому написано Show Edit Pins: Never , то нажать клавишу H или выбрать любой другой режим вместо Never 🙂

После того как мы настроили расположение градиента, можно снова подстроить эффект регулируя движки. При этом в панели инструмента будет подсвечено слово Edit показывая нам, что мы редактируем существующий фильтр.

Инструмент можно закрыть, например щелкнув по кнопке Close или же просто нажав Esc , а затем в любой момент вернутся и отредактировать его. Но для этого сначала нужно будет щелкнуть по его маркеру на снимке. Иначе вы будете настраивать новый фильтр, а не редактировать старый, о чем вам скажет подсвеченная надпись New . С этим тоже бывают путаницы. Двигаешь эти ползунки, и думаешь, чего это фотография никак не меняется! Пока наконец не сообразишь, что ты настраиваешь новый эффект а не редактируешь уже примененный.

Как вы уже поняли, градиентов, как и эффектов Adjustment Brush можно создавать множество. Переключатся с одного на другой, нужно щелкая по их маркерам, на снимке. Удалить выбранный можно клавишей Delete . Удалить все можно кнопкой Reset .

Подчеркиваем небо

Традиционно градиентный фильтр применяют для создания выразительного неба. При этом, можно задействовать движки Экспозиция, Яркость, Насыщенность, Clarity и даже Контраст. Обычно используют комбинацию Экспозиция в минус, Clarity в плюс (подчеркивает облака).

Но если у нас гистограмма, не обрезается правым краем, а только прижата к нему, то имеет смысл уменьшать Яркость. Что будет соответствовать такой кривой:

Которая, будет растягивать верхний сжатый диапазон светов. Если же гистограмма выходит за правый край, то можно сначала сдвинуть ее влево понизив экспозицию, а затем дополнительно понизить яркость.

Вот наглядный пример, в обоих случаях я старался сделать облака как можно более выразительными.

В варианте слева была уменьшена экспозиция . В результате облака проявились, но сам снимок получился темным.

В варианте справа, напротив, экспозиция увеличена , а яркость снижена со стандартных +50 до -6. Результат выглядит наилучшим образом, как по яркости, так и по цвету.

Так же для подчеркивания облаков, эффектно выглядит увеличение Clarity, главное не переусердствовать. Обработка должна быть незаметной!

Дополнительные возможности локальных инструментов

Используя несколько движков одновременно, как на примере выше, мы создаем комбинированный эффект. При этом, бывает удобно ослаблять или усиливать действие фильтра в комплексе. Для этого, щелкните маленький треугольник над движками, они свернуться, и на их месте будет движок общего эффекта, которым удобно регулировать силу фильтра в целом.

Еще одной интересной возможностью локальных инструментов является использование пресетов. Поскольку Градиентный фильтр часто используется для подчеркивания неба, то я создал пресет «Небо» настроив фильтр следующим образом:

Что бы сохранить настройки фильтра как свой пресет, щелкните на названии эффекта и в меню выберите пункт Save Current Setting as New Preset… После чего он становится доступным в выпадающем меню предустановок.

Почти всегда, при использовании пресета «Небо» фильтр требует дополнительной настройки, но им удобно пользоваться как некоторой начальной точкой.

Корректирующая кисть, включается соответствующей кнопкой под гистограммой, или же клавишей К (наверное от слова Кисточка) 🙂 Инструмент аналогичен Градиентному Фильтру . Здесь так же можно создавать несколько корректирующих областей, задействуя параметры: Exposure, Brightness, Contrast, Saturation, Clarity, Sharpness и поле Color.

Каждая маска так же имеет свой маркер на фотографии, щелкнув по которому, можно изменить ее параметры.

Единственно отличие между Градиентом и Кисточкой, состоит в создании области воздействия. Инструмент позволяет задавать маску произвольной формы рисуя ее кисточкой.

В секции Brash , можно настроить две кисти A и B и ластик Erase . Между кисточками А и В можно быстро переключаться с помощью клавиши «/» на цифровой части клавиатуры. Ластик активируется если нажать и удерживать клавишу Alt.

Размеры кисточки удобно регулировать колесом мыши, так же работают клавиши «[» и «]» или же можно использовать движок Size . Мягкость кисти регулируется движком Feather (Размытие), или же Shift+колесо мыши, или Shift+[ или ].

Параметр Flow можно описать как «Нажим», он регулирует непрозрачность мазка кисточки. Мазки накладываются друг на друга, так что можно постепенно усиливать плотность маски проводя кисточкой несколько раз по одному и тому же месту.

В отличие от Flow параметр Density жестко задает непрозрачность маски. Поставили, допустим, Density 30 и все что нарисуем такой кисточкой будет прозрачно на 70 процентов, сколько бы мы раз не проводили кисточкой по одному и тому же месту. Flow удобно задавать цифрами с клавиатуры. Работает в точности как в Photoshop. 0 = 100, 1 = 10, 7 = 70, и так далее. Если быстро нажать две цифры подряд, то задаем двузначное число, например, 7 и 5, получаем 75.

Параметрами Flow и Density мы определяем свойства кисти, которой мы будем рисовать. Нельзя нарисовать маску с Density 100 а затем уменьшить ее непрозрачность. Можно только стереть ее, например полупрозрачным ластиком, или ослабить эффект кисточки с помощью движков в секции Effect.

Отдельных слов заслуживает параметр . При его включении, кисть будет автоматически определять близкие по цвету и тону области и закрашивать только их.

Работает это так. В центре кисточки есть перекрестие «прицела». На основе пикселов попадающих под «прицел» Lightroom определяет область которую закрашивает кисть. Закрашиваются области близкие по цвету и яркости с теми на которые нацелен центр кисточки. Это позволяет выделять однородные поверхности сложной формы. Конечно, Auto Mask работает не идеально, поэтому для этого режима лучше включить отображение маски. Для этого поставьте галочку на нижней панели S how Selected Mask Overlay или просто нажмите клавишу O (видимо от слова Overlay «наложение»). Цвет маски можно переключить, нажимая Shift O, при этом он циклически меняется на красный, зеленый, белый, черный.

После того как сложные границы очерчены, как правило, лучше выключить режим Auto Mask и подправить маску, зарисовывая то что не прокрасилось, и стирая ластиком не нужное.

Новые пресеты для Adjustment Brush

В Lightroom 3 появилось четыре новых пресета для кисти Adjustment Brush . Их можно увидеть щелкнув по раскрывающемуся списку Effect:

С Burn (Darken) – затемнение и Dodge (Lighten) — осветление, все понятно.

Iris Enhance призван увеличить яркость и выразительность глаз, Teeth Whiten отбелить зубы. Об этих пресетах писали в блоге Lightroom Journal еще в 2009 году, а теперь включили их в дистрибутив Lightroom.

Интересные пресеты, в Adobe как бы намекают, что в Lightroom можно не только в общих чертах обрабатывать снимки, но и работать с ними более детально. Отбеливание зубов и подчеркивание глаз, это классическая работа ретушера, которая традиционно выполняется в Photoshop. Photoshop это конечно здорово. Когда речь идет о единичных снимках, это наилучшее решение. Но если нужно обрабатывать десятки фотографий? Тут Lightroom уже может потягаться в скорости и удобстве. Имея в своем арсенале Лечащую кисть, Штамп, Корректирующую кисть, и Градиентный фильтр, для многих задач Photoshop уже не обязателен.

Итак рассмотрим . Параметры Exposure 0.69, Saturation 70, Clarity 66. На мой взгляд слишком агрессивны. Я отредактировал этот пресет как Exposure 0.40, Saturation 40, Clarity 0, и остался им доволен.

по умолчанию настроен так: Exposure 0.41 Saturation -63. По моему это тоже слишком. Exposure 0.35 Saturation -15 мне нравятся больше, с такими параметрами я и сохранил пресет Teeth Whiten.

Теперь, вы знаете про инструменты локальной коррекции в Lightroom столько же сколько и я! По крайней мере если внимательно читали 🙂

Шпаргалка по горячим клавишам:

Градиентный фильтр – M
Корректирующая кисть – К
Скрыть/показать маркеры – H
Скрыть/показать маску – O
Изменить цвет маски – Shift+O
Переключение между кисточками А и B – «/» на цифровой клавиатуре
Переключение на ластик – удерживать Alt
Размер кисти – Колесо мыши или
Мягкость кисти – Shift + колесо мыши или Shift+
Flow (непрозрачность кисти) – цифры на клавиатуре