Организация социальной защиты инвалидов. Отношение нашего общества к инвалидам, увы, далеко от цивилизованного

11.02.2018 Виды

Любой россиянин, приезжая в Западную Европу или США, удивляется количеству инвалидов, которые свободно передвигаются по улицам, сидят в ресторанах и ходят на экскурсии. Кажется, что в России их несоизмеримо меньше. На самом деле это не так, хотя официально число инвалидов в России – одно из самых низких в Европе (пенсию по инвалидности получает сегодня почти каждый десятый россиянин). Но причина этого вовсе не в богатырском здоровье наших сограждан.

Мы также должны понимать, что позор нашего общества - это не позор, а те, кто ленится работать. Самое главное для нашего общества - заботиться как о будущих матерях, так и о своих детях, пока они все еще находятся в талии и видят свет дня. Только таким образом мы сможем поддерживать современное, увлекательное общество.

Мы живем недалеко от школы. Сын мог сам прогнать инвалидную коляску, но дорога - одна яма, и вообще нет тротуара. Мы обратились к муниципалитету - по крайней мере, яма была сброшена, чтобы ребенок мог самостоятельно добраться до школы. Ответ был прост - мы ничего не сделаем для одного ребенка.

Для получения или подтверждения своего статуса любому инвалиду приходится тратить немало сил и нервов. Условия подтверждения сопровождающего человека хронического заболевания настолько запутаны и сложны, что многие из тех, кого за рубежом без проблем посчитали бы инвалидами, у нас добровольно отказываются от боев за группу и сопровождающих ее льгот. Дабы не растерять остатки и без того хрупкого здоровья.

Вы знаете, кто возглавляет районный муниципалитет? На самом деле это даже не так важно. Это, в свою очередь, будет потерей для всех нас. Хотя мы стремимся приспособиться к уровню жизни к самому успешному государству, мы все еще далеки от отношения Запада к инвалидам. Инвалиды из остального общества по-прежнему разделены во многих сферах жизни - от образования до рынка труда.

До сих пор люди с инвалидностью не вносят вклад в общество в полной мере. Непростительно, что эти люди по-прежнему являются огромной проблемой для этих людей быть студентами, рабочими, супругами или родителями в Литве. Мы должны относиться к нетрудоспособности не как к ошибке человека, а как к ответственности перед обществом и государством. Это означает, что люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность жить полноценной жизнью, самопомощи за свое благополучие и будущее в максимально возможной степени.

В нашей стране просто нет условий для того, чтобы люди с физическими или психологическими проблемами могли жить полноценной жизнью, хотя забота о них отражена в критериях оценок работы чиновников и губернаторов.

Утвердили и забыли

В этом году правительство РФ продлило программу «Доступная среда» до 2020 года. Утвердили ее быстро, вместе с теми недостатками, на которые указывали при обсуждении документа представители общественных организаций инвалидов, Общественной палаты РФ и Общероссийского народного фронта. Спешили, чтобы успеть заложить инвалидные деньги в бюджет. Многих не устраивало, что новую программу принимали в спешке, без обстоятельного анализа того, что было сделано для инвалидов раньше, без показателей, по которым можно было бы судить об эффективности принятых мер по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями.

Интеграция учащихся с особыми потребностями. Учащиеся со специальными образовательными потребностями должны быть полноправными членами школьного сообщества. Это позор, но на самом деле не все школы реализуют этот принцип. Практика скандинавских стран, когда детей с особыми потребностями интегрированы в общеобразовательные классы после нескольких, - это то, что мы должны достичь в Литве.

Даже в течение этих нескольких часов ситуация более чем грустная - родители жалуются, что часто их учителей детей просто пугают. Специальные школы - советские предки. Специальные школы должны быть постепенно закрыты. Мы будем адаптировать общеобразовательные школы, чтобы студенты с особыми потребностями чувствовали себя в безопасности в них, как физически, так и эмоционально. В дополнение к использованию индивидуальных учебных программ и специальных методов обучения, школы предоставят все инструменты и техническое оборудование, необходимые для интеграции учащихся с ограниченными возможностями.

Никого из высокопоставленных чиновников почему-то не насторожило, что рейды и исследования, проводимые Центром «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта с участием народных контролеров из разных регионов страны, выявляют существенную разницу между официальными отчетами и оценками простых граждан, в интересах которых и создавалась эта программа.

В школах должно быть достаточно учителей-специалистов, психологов и другого вспомогательного персонала, способного полностью обслуживать учащихся с особыми потребностями. Для работы с инвалидностью мы будем обучать учителей и руководителей школ - мы организуем для них дополнительные курсы повышения квалификации. Новые преподаватели общего образования также будут хорошо подготовлены к работе со студентами с особыми потребностями.

Люди с ограниченными возможностями будут более легко использоваться. Сегодня люди с ограниченными возможностями отстранены от рынка труда, хотя многие из них хотят и могут работать. Поэтому мы изменим нынешнюю процедуру оценки и найма людей с ограниченными возможностями. Мы обновим законодательство таким образом, чтобы эти люди могли более легко использоваться на открытом рынке труда и не были вынуждены участвовать в «рабочей среде социального предприятия», которая отделяет социальную и профессиональную жизнь.

Реальность такова, что многие проблемы, с которыми, так или иначе. сталкиваются инвалиды, по-прежнему связаны в первую очередь с отсутствием безбарьерной среды.

На практике это означает, что 12,9 млн официально зарегистрированных граждан с инвалидностью зачастую просто не могут самостоятельно выйти из дома, добраться до поликлиники, магазина или института. Иными словами, эти люди не имеют возможности пользоваться обычными благами, доступными другим гражданам.

Обилие социальных гарантий, защит и других законов для защиты людей с ограниченными интеллектуальными возможностями часто оставляет компании просто неспособными нанять инвалида в целом. Если мы действительно хотим создать условия для работы всех людей, государство должно устранить эти чрезмерные ограничения и взять на себя дополнительное бремя, например, адаптировать рабочее место к инвалидам.

Кроме того, до сих пор мы откроем двери для людей с ограниченными возможностями, чтобы искать карьеру на государственной службе и в государственных и муниципальных предприятиях. Все эти шаги значительно повысят финансовую автономию инвалидов и предоставят реальные возможности для самообслуживания.

Между тем на выполнение мероприятий первого этапа госпрограммы было выделено около 168,5 млрд руб. А на программу до 2020 года заложили сумму почти втрое большую – 494,7 млрд рублей. Вот и возникает вопрос: как будут потрачены такие немалые деньги, на которые можно было бы серьезно поддержать инвалидов? Поводом для подобных сомнений служат ситуации, связанные с неприступной городской средой, с которой каждый день сталкиваются люди с ограниченными возможностями, выходя из дома.

Более удобная общественная инфраструктура. Чтобы сделать людей с инвалидностью максимально возможными в своей повседневной жизни, необходимо создать государственную инфраструктуру, адаптированную к их потребностям. Сегодня мы видим ситуацию, когда большинство людей с ограниченными возможностями из-за их отсутствия дорог и дорог не могут безопасно и удобно добраться даже в больницы или пойти в магазин. Это требует помощи окружающих - родственников или социальных работников.

Более того, в настоящее время практически нет автобусов и автобусов для людей с ограниченными возможностями, и существует нехватка поездов, соответствующих потребностям инвалидов. Станции также не подходят для людей с ограниченными возможностями, и люди, работающие там, обычно не знают, как обращаться с людьми с особыми потребностями. Никто даже не помогает людям, имеющим доступ к поезду или автобусу.

В Москве на улице Беловежской, в доме со специальными квартирами для людей на инвалидных колясках четыре года не работал подъемник: его никак не могли передать на баланс обслуживающей компании, и запустить механизм было некому. Все это время четверо инвалидов писали письма в разные инстанции, но на них просто не обращали внимания. Подъемник починили только тогда, когда о проблеме запертых в четырех стенах людях московский телеканал «Доверие» снял ток-шоу, приведя к ним буквально за руку замглавы управы и жилинспектора.

Мы решим это, последовательно инвестируя в восстановление межгородских автобусов и поездов и транспортной инфраструктуры, адаптируя их к инвалидам. Один ученик не может ходить в областную школу на своем инвалидном кресле. Один из детей Вильнюса выбыл из-за отсутствия учителя, который мог бы позаботиться о нем. Одна работа не получает безумного человека, потому что работодатель боится неясных государственных требований для создания рабочего места с ограниченными возможностями. Такие «единицы» - каждая восьмая в Литве.

Мы, наконец, осознаем, что все мы являемся членами одного и того же общества. Общественное учреждение «Национальный институт социальной интеграции» запустило программу «Социальные такси». Он реализуется в шести муниципалитетах Литвы: Вильнюсе, Вильнюсском районе, Каунасе, Клайпеде, Зарасайском районе и муниципалитетах Висагинаса. Партнерами проекта являются упомянутый муниципалитет и Университет Витаутаса Магнуса.

Один из жильцов дома Владимир Виноградов, который и обратился на телевидение, доволен тем, как все разрешилось. После приезда съемочной группы инвалидам установили поручень от подъезда до автобусной остановки, где дорога идет под уклон и зимой скользко, и парковку помогли оборудовать, да еще и ограждение поставили.

На прием к врачу… ползком

Решение проблем программы мобильности «Социальное такси» оказывает непосредственное влияние на другие проблемы - маленькие люди с ограниченными возможностями в возможностях трудоустройства, низкое качество медицинской помощи, низкий уровень гражданской активности -. Решения Основная цель проекта -человеческий свободы передвижения людей, независимо от инвалидности и расширения прав и возможностей для достижения своих целей.

Таким образом, с момента реализации проекта люди с ограниченными возможностями стали участвовать в планировании, внедрении и оценке социальных такси. Эта услуга предназначена для людей с ограниченной мобильностью, которые испытывают трудности с использованием городской инфраструктуры и общественного транспорта. Социальные такси не только обеспечивают инвалидов но также предоставляет помощь при выходе и получении автомобиля, помогает забрать предметы или покупки. Цель состоит в том, чтобы обеспечить независимость инвалидов от людей, которые его контролируют.

В январе 2016 года бывший губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов ползком добирался по лестнице Хабаровской краевой больницы № 1 на прием к врачу-сурдологу – за справкой об инвалидности. У Логинова сахарный диабет, ампутирована нога и частично потерян слух. В лифт его коляска не влезла, и бедняга ползком добирался до врача. За две недели до этого супруга экс-губернатора предупредила больницу о визите такого пациента, но ей заявили, что его доставка на верхний этаж – «ее проблемы». Супруги сняли подъем на видеокамеру и обнародовали запись.

Эта программа фокусируется на качестве услуги - водители автомобилей обучаются навыкам экстренной помощи, общения и других навыков. Основными трудностями, возникающими при осуществлении программы, были неустойчивость финансовых ресурсов и нехватка людских ресурсов. При решении трудностей использовался постоянный поиск новых источников финансирования.

Основными преимуществами программы являются: люди, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для доступа к досугу, работе и т.д. также наблюдается заметное увеличение автономии потребителей. Общая польза для общественности в широком смысле заключается в большей наглядности целевой группы этой службы - людей с ограниченными возможностями - в общественной жизни нашего общества. Это стимулирует изменение отношения к этим людям.

После шумихи в СМИ районная прокуратура внесла представление главврачу больницы Сергею Пудовикову и подала в суд на Минздрав и медучреждение из-за неадаптированного лифта. Главврачу пришлось публично извиниться. Он пообещал, что теперь любому человеку с инвалидностью в его больнице будет доступен любой врач.

В Красноярске за последнее время произошло сразу несколько громких историй, связанных с недоступностью среды. Год назад обычные жители домов протестовали против установки пандусов для соседки-инвалида и для детского инклюзивного центра. В июне 2016-го пенсионер Владимир Журат разбил кувалдой бордюр, который не давал ему проехать на коляске к поликлинике. После инцидента мэрия пообещала адаптировать вход и не спрашивать с Журата материальный ущерб. Позже он объявил голодовку, чтобы на его ежедневном маршруте, наконец, оборудовали съезды с тротуаров.

Программа «Социальное такси» новаторская на службе используется для доставки одного из самых новых доступности машин Литвы, используется современной система бронирования путешествия Неукоснительная непрерывности программы является основной инициативой уникальности по сравнению с другими проектами Лучшей из этого примера программы умножения. -. Работает с более новым Кроме того, лучший опыт и пример «Социального такси» был передан Центром социальных услуг Даугавпилса, который в настоящее время работает в рамках системы «Социальный такси».

А вот в июле случилось наихудшее: в том же городе покончил с собой взрослый мужчина, который три года не мог выйти из дома из-за отсутствия пандуса. В предсмертной записке он указал, что больше не хочет быть обузой.

Чиновники оправдывались тем, что предлагали ему и его 78-летней матери альтернативу: мобильный пандус (с ним, кстати, пожилая женщина не смогла справиться) и помощь волонтеров. А оборудовать подъезд городская администрация обещала во время планового капремонта дома… в 2038 году.

Основное внимание в программе уделяется предоставлению в Литве социальных услуг. проекты, направленные на облегчение жизни социально уязвимых групп и полную интеграцию в общество. Несмотря на то, что рабочая сила может быть компенсирована находящимися в неблагоприятном положении людьми, они все равно остаются в тупике.

Альгимантас Шиндейкис, Вайва Сапеткайте. Еженедельник «Лицо» организовал дискуссию, в которой обсуждались вопросы социальной интеграции людей с инвалидностью и перспективы на будущее. По ее словам, декан факультета социальных наук Университета Витаутаса Магнуса, первый представитель Литвы, избранный в Комитет ООН по правам инвалидов, проф. др. Модератор еженедельника «Лицо» д-р.

Иркутские инвалиды-колясочники решили отстаивать свои права через акции протеста. Сначала провели пикет в защиту своих прав на реабилитацию. Но никакой реакции властей не последовало.

Спустя месяц организовали митинг под лозунгами: «Я хочу ходить», «Для нас реабилитация, это право на жизнь», «Это может случиться с каждым». Как рассказал председатель «Благотворительного фонда помощи инвалидам имени преподобного Ильи Киево-Печерского Муромца» Сергей Макеев, в Иркутской области нет реабилитационного центра регионального значения, где бы инвалиды-колясочники и инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата проходили реабилитацию.

Шиндейкис: Это чувствительная и сложная социальная интеграция людей с ограниченными возможностями. В Литве может остаться только 2 миллиона человек. населения. Важным вопросом рынка труда является: кто будет работать в стране? Видимо, интеграция людей с ограниченными возможностями очень важна, потому что нам не придется нанимать что-либо, а спрос на рабочих будет огромным. Мигалева: В Литве насчитывается 253 тысячи человек. инвалидов, из которых только 14% рынка труда. Однако мы говорим здесь больше об инвалидах с соматическими заболеваниями.

Не лучше обстоит дело с адаптацией офисов банков для маломобильных граждан. Лишь 45 процентов банковских учреждений по всей стране оказались оборудованы пандусами и широкими дверными проемами для людей, передвигающихся в инвалидных креслах. Из этих 45 процентов банков только у половины оказались предусмотрены парковки для инвалидов.

Думая, что есть люди, которых мы должны интегрировать, которые нужно взять откуда-то и куда-то помещать, мы предполагаем, что определенная группа людей разделена, мы смотрим на них, как на объекты, вещи. Литва ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций, взяв на себя обязательство придерживаться определенных принципов. Главное, что мы не рассматриваем людей с ограниченными возможностями как объект или какое-либо другое инородное тело, которое мы хотим куда-то переехать или должны ремонтировать, улучшать, а затем предоставлять его общественности.

– В банки я хожу редко, но, судя по тому, о чем говорят мои товарищи с инвалидностью, ситуация в банках по доступной среде примерно такая же, как и по стране в целом, - большинство зданий для инвалидов не приспособлены, – рассказал журналистам депутат Госдумы, вице-президент Паралимпийского комитета РФ Олег Смолин. – Многие банки отказывают инвалидам даже тогда, когда доходы человека с инвалидностью позволяют оформить кредит. Вопросом специально занималась президентская комиссия по делам инвалидов, в которой я работаю. Было принято решение о недопустимости подобной дискриминации. Но до банковской структуры оно по-настоящему еще не дошло.

Гладко было на бумаге

К сожалению, мы часто видим, что нормы, хорошо прописанные на бумаге, не всегда действуют так, как нужно в жизни. Когда читаешь Постановление правительства РФ «О мерах по обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» от 9 июля 2016 года №649, то создается впечатление, что сделан серьезный шаг для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями. В документе, в частности, говорится о том, что территория вокруг дома, где проживает инвалид, должна иметь не скользкое и не рыхлое покрытие, должна быть оборудована тактильными полосами из рельефной плитки, а входная дверь в подъезд должна быть выделена контрастным цветом. Высота порогов не должна превышать 1,5 см, а коридоры не должны быть уже 1,5 м. Прекрасно! Но достаточно выйти из подъезда, как все описанное в документе представляется далекой от жизни фантазией.

С наплевательским отношением к инвалидам мы сталкиваемся чаще всего потому, что принимаемые властью документы грешат неопределенностью и расплывчатостью.

Недостаточно из Москвы указать, какой высоты должны быть пороги подъезда, где живет инвалид. Надо, чтобы у местной власти нашлись средства для исполнения обозначенного в документах требования и главное - желание помочь людям, отрезанным болью от внешнего мира. В конечном счете, все, что пишется чиновниками, как считает директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев, должно иметь конкретные измерения, только тогда можно рассчитывать на конкретные перемены к лучшему.

Говорить сейчас о том, какой процент инвалидов нуждается в улучшении условий проживания, очень сложно. Но речь идет о практически всем жилом многоквартирном фонде страны. «Именно поэтому важно выработать такую норму проверки многоквартирного дома, которая была бы применима в любом регионе, в любом муниципалитете. Более того, очень важно ответить на вопрос: что будет сделано, если комиссия в каком-то случае признает ремонт невозможным. В постановлении правительства эта ситуация не прописана. Пока что не известно, каким образом в таком случае будут соблюдены права инвалида», – заключает Николаев.

Активисты Общероссийского народного фронта требуют от чиновников честного выполнения данных им обещаний. И, как правило, после проверок находятся деньги на создание доступной среды для инвалидов. Недавно ОНФ проверил доступность станций нижегородского метрополитена для маломобильных и слабовидящих граждан, вокзалы в Сочи, Адлере и Новороссийске.

Недостатки устраняются. Но к каждому дому контролера не приставишь.

Руководители отчитываются о том, сколько пандусов и съездов для инвалидов поставили, а то, что передвигаться по ним в инвалидных колясках без посторонней помощи небезопасно, никого не волнует.

Равнодушие чиновников отражает общее отношение нашего общества к инвалидам.

Не от того ли и создание «благоприятной среды» для людей с ограниченными возможностями во многих городах все еще остается на уровне призывов?

Кто помнит старую добрую сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? Девочка Женя потратила шесть волшебных лепестков на выполнение собственных капризов, когда встретила мальчика Витю. Витя был инвалидом и не мог играть с другими детьми, поэтому был грустный и одинокий. Женя загадала цветику-семицветику, чтобы Витя стал здоровым.

Инвалид и общество

В сказке Катаева, на первый взгляд доброй и позитивной, непроизвольно отражено отношение общества к данной категории населения: инвалид не может быть полностью счастлив в своем состоянии. Как это цинично не звучит, но во времена Советского Союза именно таким и было отношение к инвалидам . Их не дискредитировали, не ограничивали в правах, но их стеснялись.

А маскировкой латентной дискриминации было возвеличивание «настоящего советского человека», существование которого скрыть было невозможно - Маресьев, Николай Островский. Официальная же позиция государства заключалась в отрицании существования инвалидов как явления.

Абсурд, причем не единственный в истории Советского Союза. Но именно эта политика привела к тому, что инвалиды стали несуществующей категорией – они есть, но их как бы нет. Поэтому отношение к ним на территории постсоветского пространства, прежде всего со стороны общества, сильно отличается от отношения мирового сообщества к людям с ограниченными возможностями.

Положение инвалидов в РФ

Государство наконец-то признало существование проблемы, разработана целая программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов. Но складывающееся десятилетиями отношение общества перебороть будет сложнее.

Брезгливо-жалостно-сочувственное – примерно такими словами можно описать отношение к инвалидам среднестатистического обывателя .

Ограниченные возможности

Человек с ограниченными возможностями – так позиционируется сегодня инвалид. Хотя по логике, где находится предел возможности, определить достаточно трудно. Вряд ли можно назвать ограниченными возможности параолимпийцев, когда слаломист с отсутствующей конечностью проходит трассу, которую не по силам пройти здоровому человеку.

Как вести себя с инвалидами

Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.

Естественно, что первым впечатлением от внешнего вида инвалида может быть что угодно, вплоть до ступора. Но, во-первых, умный человек сможет взять себя в руки и не демонстрировать свои ощущения, а во-вторых, инвалиды, как правило, уже жизнью подготовлены к такому восприятию.

Так что следующим этапом может быть уже просто общение, в ходе которого выяснится, могут люди стать друзьями или встреча обернется простым знакомством. Ведь и среди людей с «неограниченными возможностями» не все отношения перерастают в дружбу.