[Уголовный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 4]
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
Комментарий к статье 4
1. Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием: лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности. Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания их ответственности и наказания, в том числе исходя из взаимосвязанного принципа справедливости.
Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения.
Так, например, предусмотренное ч. 2 ст. 57 УК неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а исходя из принципа гуманизма, обеспечивает ее дифференциацию. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными.
———————————
См.: Определение КС РФ от 21.10.2008 N 638-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также его ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П».
Некоторые исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены непосредственно в Конституции (ст. ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122) и касаются, например, неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности, призванный служить публичным интересам. Неприкосновенность указанных лиц не носит абсолютного характера и не означает освобождения от ответственности за преступления. Постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в их отношении возможна при соблюдении определенной процедуры, установленной законом (УПК).
Изъятием из принципа равенства также являются положения ч. 4 ст. 11 УК об особом международно-правовом порядке решения вопроса об ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом (неприкосновенностью), в случае совершения ими преступления на территории РФ.
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
Комментарий к статье 4
1. Статья 4 УК почти текстуально точно воспроизводит аналогичный принцип, зафиксированный в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Данный принцип ввиду его очевидности и ясности не нуждается в пространном комментировании. Однако применительно к уголовному праву, равно как и иной отрасли права, он требует некоторых дополнительных пояснений.
Право, как это общепризнанно, является всеобщим правовым масштабом для соизмерения и равной юридической оценки действий, идентичных по своему содержанию и негативным последствиям в рамках типичных, общих проявлений. Но одно и то же действие (бездействие) с точки зрения их общей правовой оценки, основанной на законе, совершается различными людьми и при совершенно различных конкретных обстоятельствах. Последним закон вне зависимости от совершенного деяния придает юридическое значение обстоятельств либо смягчающих, либо отягчающих наказание. В силу этого непреложного факта субъекты, совершившие одно и то же преступление, могут оказаться в положении фактического неравенства: одни из них будут привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты мерам наказания, тогда как другие освобождены от указанных уголовно-правовых последствий своего противозаконного поведения.
Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом несет в себе по самой своей сути определенные противоречия: к любому гражданину, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д., закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой — он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства совершенного преступления, допускает возможность назначения наказания ниже низшего предела или вообще освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный закон, и в этом состоит его специфика, в определенной мере корректирует действие принципа равенства граждан перед законом нормами трех институтов уголовного права — назначения наказания (гл. 10, ст. ст. 60 — 70, 73), освобождения от уголовной ответственности (гл. 11, ст. ст. 75 — 78) и освобождения от наказания (гл. 12, ст. ст. 79 — 83). За рамками предписаний этих правовых институтов, обязывающих учитывать личность и иные обстоятельства, уголовный закон к любому лицу предъявляет абсолютно одинаковые требования (запреты или веления), которые предопределены принципом равенства граждан перед законом. И эти положения уголовного законодательства ни в коем случае не противоречат конституционному принципу равенства граждан перед законом, ибо право — всего лишь равный масштаб оценки аналогичных поступков, которые, однако, совершаются разными людьми, действующими в разных жизненных ситуациях и при несовпадающих конкретных обстоятельствах. Последние, но опять же в соответствии с предписаниями закона, могут смягчать или отягчать наказание.
Принцип законности
Тема 2. Принципы российского уголовного права
2.1. Принцип законности.
2.2. Принцип равенства граждан перед законом.
2.3. Принцип вины.
2.4. Принцип справедливости.
2.5. Принцип гуманизма.
Принцип законности в УК РФ сформулирован в статье 3. Он гласит:
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип законности имеет своей основой ряд положений Конституции РФ. Так, в ст. 54 Конституции указывается, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает важное правило, что «…законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».
Из этого принципа следует, что уголовная ответственность может наступить только на основе опубликованного уголовного закона, знать о котором имеют возможность все граждане. Принцип законности означает также, что уголовная ответственность может наступать только за деяния, указанные в УК РФ. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, не предусмотренные уголовным законом.
Применение уголовного закона по аналогии, отменённой ещё в 1958 году, не допускается. Под аналогией, в данном случае, понимается применение сходного (близкого по содержанию) закона (статьи), если совершённое деяние в УК РФ не предусмотрено.
Реализация данного принципа, бесспорно, содействует укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих уголовную ответственность, кроме Уголовного кодекса. Все изменения в уголовном законодательстве должны вноситься в УК РФ специальным федеральным законом о внесении изменений и дополнений в УК РФ.
Ст. 55 Конституции в ч. 2 указывает, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это означает, что нельзя произвольно устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских граждан. Данное указание Конституции соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.
Принцип равенства граждан перед законом сформулирован в ст. 4 УК РФ. В соответствии с этой нормой, лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Эти положения развивают и конкретизируют ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится, что все равны перед законом и судом.
Суть этого принципа состоит в том, что все лица, независимо от перечисленных в ст. 4 УК РФ различий, в равной степени не имеют права нарушать (переступать) закон. Нарушившие закон, независимо ни от чего, подлежат уголовной ответственности. Но порядок их привлечения и мера ответственности различны. И это прямо предусмотрено в последующих статьях УК РФ, процессуальном и ином законодательстве. В качестве примера можно привести особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов органов государственной власти, работников правоохранительных органов (прокуроров, судей); различие наказаний за одни и те же преступления, установленные УК РФ, для несовершеннолетних и совершеннолетних преступников; не применение некоторых видов наказаний к женщинам, несовершеннолетним и т. д.
Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершение преступления, то есть равенство оснований уголовной ответственности. Однако, такое равенство не означает уравнительность в наказаниях виновных за одинаковые деяния. Наказание всегда индивидуально и назначается не только с учётом тяжести совершённого преступления, но и с учётом личности преступника, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом диалектически сочетается с требованиями принципов справедливости и гуманизма.
Технические средства для увеличения производительности труда, в сельском хозяйстве используемые для механизации операций и технологических процессов. Для каждого вида работ существуют разнообразные виды техники. Современная сельхозяйственная техника для урожая подразделяется на несколько типов. Техника для обработки и подготовки почвы, техника для осуществления непосредственно ухода за урожаем и техника для сбора продукции-кормозаготовки.
В наши дни физический труд облегчается так же использованием современной сельскохозяйственной техники с космическими навигационными системами. Которые дают возможность осуществления качественного вспахивания, подразделяясь на две группы: системы автопилотов и системы параллельного вождения. В последнем случае на трактор устанавливается GPS навигатор (Global Positioning System) , позволяющий следить за отклонениями от траектории движения на вспахиваемом объекте. Система автопилотирования позволяет рабочему затрачивать меньше усилий и уделять больше внимания самому технологическому процессу и его качеству. Осуществляется это путём установки на трактор электрогидравлической системы автоматического управления, при которой тракторист участвует в процессе управления только на поворотах. Такие приборы позволяют сократить затраты рабочего времени, используемого топлива, минеральных удобрений и средств защиты растений.
В сельском хозяйстве нередко применяется малая авиация для распыления и разбрызгивания средств защиты от вредителей. В таком способе обработке имеется ряд преимуществ перед наземными привычными способами: повышение производительности, в котором заключается сокращение сроков обработки больших территорий. Использование малых авиационных средств даёт возможность поздних подкормок для выращиваемых культур не повреждая растения в отличии от наземных приспособлений. Борьба с вредителями более эффективна. Таким образом, используя подобные технические средства можно значительно улучшить качество производимых культур. Существует так же ряд минусов, таких как зависимость от метеоусловий, возможность попадания препаратов на соседние посевы и дороговизна.
Сельское хозяйство обеспечивает людей во многих сферах жизни, и развитие его является неотъемлемой частью прогресса. Жизнедеятельность человечества его численность и благополучное развитие во многом зависят от процесса модернизации сельского хозяйства, потому введение новейших устройств и механизмов является естественным процессом.
Российская Федерация имеет огромнейший потенциал развития для сельскохозяйственного сектора экономики почти во всех его отраслях. До недавнего времени его рост был небольшим в связи с ограниченным применением инновационных сельскохозяйственных технологий и передовых методов хозяйствования.
С 2014 года, когда правительственным решением был дан старт отраслевым векторам на импортозамещение, сельскохозяйственный сектор экономики вышел на первое место по темпам производственного роста, дав 3.5% увеличения валового выпуска сельхозпродукции. К концу 2015 года продуктовый импорт сократился до менее чем четверти миллиардов долларов. Еще в 2012 году он составлял около пятидесяти миллиардов.
Однако не все так радужно как это хотелось бы видеть. Период сельскохозяйственного импортозамещения – это довольно длительный и процесс, требующий протекционной помощи государства и огромных капиталовложений от внутренних инвесторов.
И если с госпротекциями все более или менее в порядке, то с инвестициями наблюдается значительная вялость, объясняющаяся меньшей привлекательностью сельскохозяйственной отрасли в сравнении с другими секторами импортозамещения. Наибольшую популярность у инвесторов РФ, как и ранее, имеет торговля, сырьевая обработка и строительный сектор.
Ведь несмотря на оптимистичные показатели, доля населения, занятого в сельском хозяйстве составляет всего 10-12%, а внутренний продуктово-овощной рынок в зимний период по-прежнему включает до 80-90% продукции стран ближнего и дальнего зарубежья. Что говорить о продуктах, если даже оборонное ведомство серьезно зависит от импорта комплектующих.
Вернуться к оглавлению
Конечно, такое положение бесспорно нужно выравнивать и политика импортозамещения играет в этом свою конструктивную роль. Но не следует забывать и о подводных камнях этого курса. Ведь такой путь совсем не нов для мирового экономического опыта: его применял ряд стран Южно-Латиноамериканского региона в третьей четверти ХХ в.
Опыт этих стран необходимо обязательно учитывать. А он показывает, что долговременная госпротекция и негибкая импортозамещающая политика может оказать медвежью услугу. Да, сперва в этих странах наблюдался хороший внутрипроизводственный рост с пропорциональным уменьшением безработицы.
Но потом рост сильно замедлялся, терялись внешнеторговые преимущественные специализации, сводилось на нет стимулирующее влияние предпринимательских рисков. В конечном итоге, это привело к тому же от чего и начинали: высокой безработице и экономической депрессивности.
Вернуться к оглавлению
Что же тогда делать в случае с отечественным импортозамещением, в сельскохозяйственном производстве, чтобы избежать пройденного другими странами сценария? Неужели придется сворачивать эту программу, в которую уже сделаны очень большие вложения.
Отнюдь нет. Есть современный эффективный метод оптимизации импортозамещения. Это – параллельное обязательное внедрение в импортозамещающие проекты передовой и инновационной составляющей. За основу тут нужно брать успешные и авангардные мировые достижения, дорабатывать и адаптировать их под российские модели ведения хозяйства. Тогда не будет ни потерь специализаций, ни уменьшений эффективности и отдачи. Тут можно с большой пользой заимствовать и некоторые идеи из опыта успешных стран Юго-Восточного региона.
Вернуться к оглавлению
Какие же конкретно сельскохозяйственные передовые и инновационные технологии, пригодные к адаптации в России, можно привести в качестве примера для будущего широкого внедрения? Их много. Ознакомившись лишь с некоторыми, вы осознаете всю мощь технологических инноваций, граничащих с фантастикой: позволяющих разводить рыбу в пустынях и поливать картофель морской водой. Остановимся на самых характерных:
Вернуться к оглавлению
Передовые проекты и инновации должны стать приоритетом развития сельского хозяйства России в ближайшей и среднесрочной перспективе и сыграть ключевую роль в политике импортозамещения.
Но можно перечислить ряд успешных внедрений уже на сегодня. Конечно, по своей инновационной составляющей до рыб в пустыне этим проектам далеко, но они также достаточно свежи и показывают уверенность своей деятельности.
К этому еще имеет смысл добавить, что в прошлом году Минсельхозом были выделены основные приоритеты в сельскохозяйственном развитии.