Таблица соц институт функции символы. Мнение Е. Дюркгейма. Фундаментальные потребности общества

28.07.2019 Виды

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.

Признаки основных социальных институтов

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи . Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

§2.Основные социальные институты

    Семья, как социальный институт

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Функции семьи:

    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    Социализация личности , передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

    Социальной и эмоциональной защиты своих членов . В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

    Экономическая и хозяйственно-бытовая . Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

    Рекреативная , восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака .

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией . В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией . Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.

Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.

Культурные символы . Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер».

Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Таблица 1. Признаки главных институтов общества

Государство

Образование

1. Установки и образцы поведения

Привязанность

Лояльность

Ответственность

Уважение

Послушание

Лояльность

Субординация

Производительность

Экономичность

Производство

Любовь к знаниям

Посещаемость

Почтительность

Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Национальный гимн

Фабричная марка

Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

3. Утилитарные культурные черты

Квартира

Общественные знания

Общественные работы

Бланки и формы

Магазин, фабрика

Оборудование

Бланки и формы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

Семейные запреты и допущения

Конституция

Контракты

Лицензии

Правила учащихся

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь

Совместимость

Индивидуализм

Государственное право

Демократия

национализм

Монополия

Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода

Прогрессивное образование

Равенство при обучении

Православие

Протестантизм

Кодексы поведения (устные и письменные ). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология . Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции , которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции , которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Вывод : Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.


Структура социальных институтов
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и российские социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю структуру, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Некоторые социологи считают, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Следует выделить такие элементы социального института:
. цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
. образцы и правила поведения, устные и письменные традиции;
. символические черты и элементы;
. утилитарные черты, материальные средства.
Раскрывая и анализируя поэлементную структуру социального института, нужно тесно связывать ее с выполняемыми институтом функциями. Кроме того, необходимо различать внешние (формальные) характеристики, которые воспринимаются уже при первом знакомстве с функционированием института, и внутренние, связанные с совокупностью правил и образцов поведения.
Правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве),
2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.),
3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии),
4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила),
5) идеология.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Основные социальные институты
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1. Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. Политический - институты власти;
3. Семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный - институты, организующие законное наследие;
5. Религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют возникновение производства не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30—40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.
В таблице 5.1 приведены характеристики пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Функции социальных институтов
Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Основные функции социальных институтов перечислены в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Признаки главных институтов общества

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.
Наряду с универсальными, существуют специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводствоновых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к институтам церкви и религии. Комбинация универсальных и специфических функций может быть представлена следующей таблицей.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К примеру, в институте семьи можно выделить подфункцию сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую подфункции.
Некоторые институты выполняют несколько функций одновременно, тогда как на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. При этом институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение потребности в интимной близости.
Динамика функций социальных институтов
Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял не более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха - специальные институты рекреации. А функцию добывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.
На заре своего существования государство выполняло узкий круг задач, связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялись и функции государства. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу.
Церковь, которая создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов, со временем взяла на себя функции образования, экономической деятельности (монастырское хозяйство), сохранения и передачи знаний, исследовательской работы (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительства и филантропии (помощь нуждающимся).
Функции, выполняемые институтами, со временем изменяются. Так, принадлежавшие ранее церкви функции образования и социальной помощи нуждавшимся приняло на себя современное государство, создав разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой. К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного просвещения и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции семьи различались. Вот примеры из примитивных обществ.
Контроль воспроизводства. В одних племенах биологический отец не получал соответствующего социального статуса, в других - социальный статус отца получал не биологический отец, а другой человек.
Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько мужей). Полиандрия была отмечена в 31 из 475 изученных племен, полигиния - в 378, моногамия - в 66. Но в племенах с полигинией лишь небольшое число мужчин, как правило, самых богатых, имели по нескольку жен.
Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% - только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.
Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками. Экзогамия означает выбор суп-руга вне своей группы.
Передача статуса и собственности. Родство ведется как по линии матери, так и по линии отца. Матринальная, как и патернальная системы существуют также в наследовании собственности.
Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это присуще 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превращается таким образом в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Институционализация, институциональные признаки.

Функции социальных институтов.

Институт семьи.

Институт (от лат. institutum "установление, учреждение") – это "опора"; основа, удерживающая от хаоса и распада.

Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений – институтов, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва.

Процесс институционализации или образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества .

Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия, наука и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Их можно представить в виде следующей таблицы:

Признаки главных институтов общества

Государство

Образование

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность

Ответственность Уважение

Послушание Лояльность Субординация

Производительность Экономность Производство прибыли

к знанию

Посещаемость

Почтительность Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема Школьные песни

3. Утилитарные культурные черты

Квартира

Общественные здания

Общественные работы

Бланки и формы

Фабрика Оборудование Бланки, формы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы

Контракты Лицензии

Правила учащихся

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право

Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении

Православие Протестантизм

Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения.

3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

4) Транслирующая функция. Суть ее – в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.

5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне – во взаимодействии между институтами.

Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.

Это наиболее древний институт общественной организации. Ему присуще многообразие, систематизировав которое, мы получаем следующую типологию семейных структур:

В зависимости от характера супружества это может быть моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной) или полигамия (брак одного супруга с несколькими). Полигамия бывает двух видов: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

По критериям родительства-родства выделяют патрилинейные и матрилинейные семейные структуры, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи (он зарабатывает средства на содержание семьи, он представляет семью в обществе и т.д.) и матриархальные , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет место эгалитарная семья (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще такой тип как партнерская семья. В ней семейные решения обсуждаются и принимаются совместно.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными , где супруги из одной социальной группы, страты, касты, класса, и гетерогенными , где супруги происходят из разных.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные (молодые живут в доме отца мужа) и матрилокальные (молодые остаются жить у родителей жены). Если молодые селятся у тех родителей, у кого попросторнее жилище, то это – унилокальные семьи. Если молодая семья живет отдельно от родителей, то она называется неолокальной .

По структуре семьи бывают нуклеарными и расширенными . Нуклеарная семья включает мужа и жену, а также находящихся у них на содержании детей. Расширенная семья включает в себя две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей. Наиболее распространены сегодня нуклеарные семьи.

Возникновение семьи связано с заключением брака.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной (как правило), устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Долгое время существенным фактом создания семьи выступала регистрация брака. В России до 1918 г. она носила церковный характер, а затем – гражданский. К настоящему времени формы брака стали разнообразнее:

Фактический брак (конкубинат – сожительство, которое обывательски неправильно именуют "гражданским браком"), когда мужчина и женщина живут вместе, но брак не регистрируют;

Гостевой брак, когда супруги не съезжаются, а навещают друг друга;

- "открытый брак", где каждый из супругов свободен в своих отношениях (в том числе и сексуальных) с третьим лицом;

Повторный брак, когда люди расставшись, порвав отношения, затем возвращаются друг к другу.

Возрождаются и некоторые формы группового брака.

При всем разнообразии мотивов вступления в брак все они в конечном счете сводятся к двум – любовь и расчет. У нас весьма распространен стереотип противопоставления этих мотивов. Однако между любовью и расчетом нет жесткой, непроходимой границы. Социальные психологи выделяют шесть наиболее распространенных видов чувства любви: эрос (сексуальное влечение, страсть), людус (любовь – игра, сиюминутность отношений, свободная смена влечений), агапэ (романтическая влюбленность на основе идеала, придуманного в подростковом возрасте), прагма (рассудочная любовь, связанная с практическим расчетом), сторге (любовь – дружба, умение ждать и прощать, понимать и терпеть) и мания (любовь – мука, сочетающая неуверенность в себе и партнере с подчинением страсти). Как видите, любовь бывает очень разной, в том числе и включающей расчет. При этом расчет понимается не как материальная, статусная или иная выгода, а с психологической стороны, т.е. как здравая оценка любимого человека, своей любви к нему, его ответного чувства. Если в основе семьи лежит людус, агапэ, мания или только эрос, она едва ли будет прочной.

Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций :

1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.

2 ) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.

3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.

4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.

5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.

6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.

7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.

8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.

9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.

10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.

Наиболее распространенным типом в РФ сегодня является малодетная, нуклеарная семья. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: многодетные (пять и более детей), среднедетные (три-четыре ребенка) и малодетные (менее трех). Исследования показывают, что доминирование в России малодетной семьи связано как с усложнением социально-экономической ситуации в стране, так и с изменением функциональных приоритетов. Родительство, родство отходят на второй план. Супруги живут в семье друг для друга и для себя.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

ФУНКЦИИ СОЦ. ИНСТ.

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ (ЗАБОТА, ВЫХАЖИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ)

ЭКОНОМ. (ДОБЫВАНИЕ ПИЩИ,ОДЕЖЫ,ЖИЛЬЯ)

ПОЛИТ. (ПОДДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ,ПРАВИЛ И СТАНДАРТОВ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ (СОДЕЙСТВИЕ СОБОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И УСТАНОВКАМ,УГЛУБЛЕНИЕ ВЕРЫ)

ОБРАЗОВАНИЕ (СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ,ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗИСНЫМ ЦЕННОСТЯМИ ПРАКТИКАМ)

Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

18 Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

В качестве социетальнои системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальнои системы.

Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность), Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли,задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый

институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системно уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздан структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает се как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать - значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) - стабильность.