Где дети аспергера в профессии. Аутизм: жизнь, полная борьбы и успеха. Юля, расскажите, в чем суть профессии тьютора

В 2007 году ООН установила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2015 году ООН обратила особое внимание на проблему трудоустройства людей с аутизмом.
Безработица и неполная занятость – серьезные проблемы для таких людей. По оценке ООН доля безработных среди взрослых людей с аутизмом составляет 80%. Проведенное в США в 2013 году исследование показало, что в первые восемь лет после окончания средней школы, лишь 53,4% молодых людей с аутичным спектром работали за плату вне дома, и всего лишь 20,9% работали полный рабочий день. Среди причин такой картины называют недостаточное профессиональное обучение, необходимость в дополнительном обучении непосредственно на месте работы и дискриминацию.

Утраченные возможности

Несмотря на подозрительное и, зачастую, враждебное отношение потенциальных работодателей, работники с аутизмом обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ. Например:

  • Работники с аутизмом зачастую получают удовольствие от рутины и неизменности и могут быть чрезвычайно надежными;
  • Они часто прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях;
  • Они часто могут хорошо запомнить инструкции, что немаловажно в срочных или чрезвычайных ситуациях;
  • Они могут быть очень внимательны к деталям и замечать незначительные отклонения от нормы.

Если людей с аутизмом правильно обучить и трудоустроить на подходящей их личности должности, это будет выгодно как государству – будут сокращены выплаты по нетрудоспособности, так и им самим – они смогут глубже интегрироваться в общество и стать его полноправными членами. Кроме того, в материальном отношении, заработная плата, как правило, выше пособий, что важно абсолютно для всех.

Как помочь таким людям? Ученый и автор популярных книг доктор Темпл Грандин считает, что ключевым моментом здесь является привитие детям с аутизмом заинтересованности в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду. В книге под названием «Развивая таланты» она пишет: «Чтобы ребенок вырос успешным, родители должны помогать ему развивать полученные от природы таланты. Часто, эти таланты являются первым шагом на пути к доходной работе. Рисование, умение писать рассказы и статьи, конструирование, программирование или ландшафтный дизайн могут стать первыми шагами на пути к устроенному будущему».

Вот пять примеров организаций, которые помогают в осуществлении важной и социально ответственной задачи трудоустройства людей с аутичным спектром.

1. В сфере компьютерных технологий

В 2013 году немецкая фирма-разработчик компьютерных программ SAP объявила о планах по трудоустройству сотен программистов и тестировщиков с аутизмом, из-за их способности «думать по-другому и продвигать этим развитие». SAP сотрудничает с учрежденным в Германии фондом, цель которого – продвигать более широкое использование талантов людей с аутизмом.

2. В пищевой отрасли

В некоторых штатах США в ресторанах и банкетных залах используют труд людей с аутизмом и с другими расстройствами развития и мышления. Не все они могут быть официантами, но с работой на кухне, уборкой и техническими работами они отлично справляются.

3. В области искусств

Осенью 2015 года американская некоммерческая организация «Круг дружбы» начинает реализацию проекта по творческому обучению людей с аутизмом и другими расстройствами в девяти сферах:

  • Рисовании
  • Прядении
  • Глиноделии
  • Фотографии
  • Мастерстве гравировки
  • Компьютерной графике
  • Работе по дереву
  • Изготовлении рам для картин
  • Кулинарии

В рамках проекта будут создана собственная галерея, где будут выставляться и продаваться предметы искусства, а также собственное кафе и банкетный зал, где будут трудоустроены люди с аутизмом. Это – лишь один из примеров таких проектов по всей Америке.

4. В торговых сетях

Крупные американские корпорации-ритейлеры часто нанимают людей с аутизмом для работ в залах (расстановка продукции на полках, уборка) и не только. Люди с аутизмом помогают обрабатывать и исполнять полученные через интернет заказы, грузить товары, вести учет, выполнять технические работы. Обычно корпорации пользуются услугами специальных организаций, которые осуществляют обучение персонала из числа лиц с аутизмом.

5. В малом бизнесе

На мойках машин в Америке часто используют труд людей с аутизмом из-за их хорошей переносимости монотонного труда, большого внимания к мелочам и ответственности.

Одна из самых известных людей с аутизмом в мире о том, как правильно подготовиться к трудоустройству

Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутистах, которые успешно оканчивали школу и даже получали высшее образование, но не могли после этого устроиться на работу. Некоторые аутисты становятся «вечными студентами», потому что им нравится эмоциональная стимуляция, которую предоставляет университет. Многие способные люди с расстройствами аутистического спектра называют университетские дни самыми счастливыми в своей жизни (Szatmari et al., 1989).

Я хотела бы обратить внимание на важность плавного перехода от получения образования к началу трудовой деятельности. В настоящее время я занимаюсь разработкой оборудования для животноводческих хозяйств, и за этим стоит старая детская фиксация, которую я использовала как мотивацию, чтобы стать экспертом по уходу за скотом. Созданное мною оборудование используется во всех крупнейших животноводческих хозяйствах. Кроме того, я подтолкнула представителей этой отрасли к осознанию важности гуманного отношения к животным. Когда я училась в университете, я посещала местные фермы и скотобойни. Так я смогла узнать многое об этой отрасли.

Подобно мне, многие успешные люди с аутизмом выбирали свой карьерный путь, исходя из своих старых фиксаций. Для меня было большой удачей познакомиться с Томом Рорером, управляющим на местной скотобойне «Свифт», и Тедом Гилбертом, начальником одной из ферм. Они разрешали мне еженедельно посещать свои предприятия и, признавая мои способности, были готовы мириться с моими странностями. Они стали для меня наставниками и сыграли важную роль в моей жизни. Педагоги детей-аутистов должны искать подобных наставников в сфере бизнеса. Получая в Аризонском университете степень магистра (я защитила магистерскую диссертацию на тему обращения со скотом и разработке специализированных стойл), я одновременно с этим была внештатным журналистом животноводческого журнала «Аризона Фармер Ранчмен», что помогло мне получить дополнительные глубокие знания о животноводстве.

Следующим шагом стало получение первой работы в большой компании, занимавшейся постройкой животноводческих ферм. Эмиль Винниски, менеджер по строительству, обратил внимание на мои способности к проектированию. Он также стал для меня наставником, но уже в социальном плане, заставив меня соблюдать определенные социальные нормы, поручив своим секретарям пойти со мной в магазин купить приличную одежду и достаточно прямо заявив мне, что мне придется соблюдать кое-какие правила гигиены, например, пользоваться дезодорантом. Поначалу я презирала его за это, но сегодня я понимаю, что он очень мне помог. Мне пришлось измениться. Поэтому мне было очень интересно прочитать в одной из работ Каннера о том, что отличает аутистов, которые смогли успешно приспособиться к жизни в обществе: «В отличие от большинства прочих детей-аутистов, они с неудовольствием осознают свои особенности и прилагают сознательные усилия для того, чтобы достичь изменений» (Kanner et al. 1972).

Эмиль и сам был довольно странным парнем, возможно, поэтому он и нанял меня. Однако через полгода после того, как я получила работу, его уволили. Я продолжала работать, но примерно через год тоже ушла из компании, когда руководство хотело втянуть меня в весьма сомнительные дела. Зато за время работы я научилась черчению у Дэви, замечательного чертежника, скромного и замкнутого человека, рисовавшего потрясающие рисунки. Мы с ним сразу поладили. Имея контакты, которыми я обзавелась за время работы в компании, я начала работать инженером-фрилансером. Я открыла свою фирму, в которой оказывала и консультационные услуги, и проектировочные. Способных людей уважают, поэтому довольно скоро обо мне стали говорить как об эксперте. Хотя бизнес развивался медленно, у меня было достаточно денег, чтобы мне не приходилось работать в «Макдоналдсе», чтобы платить по счетам.

Фриланс помог многим людям с расстройствами аутистического спектра стать успешными и реализовать свои таланты. Он также помогает избежать некоторых проблем социального характера, связанных с работой в офисе: я получаю задание, выполняю его и ухожу с предприятия, не успев оказаться в какой-нибудь неприятной ситуации. Среди аутистов много программистов-фрилансеров, кроме того, поскольку многие люди с аутизмом имеют абсолютный музыкальный слух, художественные таланты и хорошо ладят с техникой, им прекрасно подходят такие профессии, как настройщик фортепиано, дизайнер или автомеханик, которые также подразумевают возможность работать на себя.

Недостаток понимания

Скоро я стала известным в Аризоне специалистом в своей области, но попала в неприятности из-за сложностей в общении. Я доставила много неприятностей и Тому Рореру. Я не понимала, что такое гордость, и что для многих она была важнее, чем процветание компании. Я наивно полагала, что все сотрудники «Свифта» всегда действуют исключительно исходя из интересов работодателя. Мне казалось, что если я буду действовать в интересах компании, я буду вознаграждена. Другие инженеры презирали меня. Иногда они устанавливали оборудование неправильно, но никогда не обращались ко мне за советом. Им не хотелось, чтобы какая-то зануда со странностями вроде меня им указывала.

Я поставила Тома Рорера в неловкое положение, написав президенту компании письмо о неправильной установке оборудования, которое привело к тому, что пострадали животные. Президент был очень расстроен, что я обнаружила недостатки в работе его компании. Я думала, что ему понравится, что я сообщила ему об этом факте, но вместо этого он почувствовал угрозу с моей стороны. Технически, я была права. Социально — нет. Он попросил Тома избавиться от меня. К счастью, Тому удалось сохранить за мной место.

Шли годы, и я училась быть более тактичной и дипломатичной. Научилась не обращаться к вышестоящему начальству, не заручившись разрешением непосредственного руководства. На своем опыте я научилась избегать ситуаций, в которых меня могли бы эксплуатировать или мои работодатели могли почувствовать себя некомфортно. Я училась дипломатизму в общении, читая о международных переговорах и используя их в качестве модели.

Освоить саму профессию несложно. Зато многим аутистам знакомы проблемы, возникающие из-за социальных аспектов работы. Многие аутисты ожидают, что все окружающие — хорошие люди, и то, что некоторые люди плохие и могут пытаться их использовать, становится тяжелым прозрением, но каждому аутисту, который хочет жить независимо, приходится через это пройти. Люди с аутизмом, работающие на производстве, должны работать бок о бок с людьми, которые обучены тому, как можно помочь аутисту, и что такое аутизм вообще. Аутисты, занимающиеся умственным трудом, могут избежать проблем, сконцентрировавшись на работе. Один аутист, пять лет успешно работавший в лаборатории, оказался в неприятной ситуации, отправившись выпить с коллегами. В результате, его уволили. Чтобы не попасть впросак, я общаюсь со своими клиентами исключительно по делу. Если я попытаюсь заигрывать или пойду на свидание с кем-нибудь из сотрудников компаний, с которыми я работаю, это приведет только к лишним проблемам.

Исследования среди повзрослевших аутистов

Было проведено два больших исследования, в которых изучались успешно социализировавшиеся взрослые аутисты. Сатмари и др. (1989) описали шесть взрослых аутистов, получивших высшее образование и живущих самостоятельно. Один из них стал «вечным студентом» (у аутистов есть тенденция становиться «вечными студентами», потому что вузы сочетают интеллектуальную стимуляцию с упорядоченным режимом), остальные пять нашли работу.

Два участника исследования Сатмари нашли себя в торговле, еще двое работают в библиотеке. Пятый стал репетитором по физике. Эта работа хороша тем, что для нее не нужно работать в коллективе, кроме того, аутисты часто хорошо справляются с преподаванием того, в чем они хорошо разбираются. Джейсон Атли из Кентукки, например, стал скаутом-орлом — высшее «звание» в детской скаутской организации — и был очень популярен среди других детей, потому что он учил их завязывать узлы. Преподавание и торговля подразумевают общение с другими людьми, но это общение, как правило, однонаправленное, при котором аутисту нужно изложить необходимую информацию, но от него не требуется понимания всех тонкостей социальных взаимодействий.

Каннер и др. (1972) описали девять случаев удачной адаптации людей с аутизмом. Из них пять имели работу: кассир в банке, химик-лаборант, рабочий на экспериментальной сельскохозяйственной станции, бухгалтер и сотрудник библиотеки. Один из них уволился с работы из-за проблем с общением в коллективе, те же, кто преуспел, занимали места, не требующие сложных социальных взаимодействий. Общение кассира в банке с клиентами подразумевает простые повторяющиеся операции.

Девушка-лаборант в химической лаборатории, перед тем, как получить эту работу, была медсестрой. Ее неспособность быть гибкой обернулась катастрофой. Прочитав в учебнике, что мать должна кормить ребенка грудью двадцать минут, она по истечении этого времени резко отбирала детей у кормящих их в родильном отделении матерей. Это приводило женщин в ярость. После этого она пошла работать в лабораторию, где коллеги по достоинству могли оценить ее познания в химии. Человек, работающий бухгалтером, был уволен с предыдущего места работы после того, как его назначили на руководящую должность. Я знаю еще об одном печальном случае, связанном с повышением сотрудника-аутиста. Чертежник, многие годы успешно трудившийся в архитектурном бюро, был уволен, когда его повысили, и его новая должность стала подразумевать общение с клиентами, чего не случилось бы, продолжай он заниматься черчением.

Однако, несмотря на подобные случаи, мы видим, что переход от учебы к работе не является для аутиста непреодолимым препятствием, и многие с ним успешно справляются. При этом следует учитывать следующие факторы:

1. Плавный переход к работе — первое знакомство с трудовой деятельностью должно случиться еще во время учебы.

2. Поддержка со стороны работодателя — родители и педагоги должны помочь человеку с аутизмом найти работодателя, который будет готов поддержать такого сотрудинка.

3. Наставники — аутистам, особенно с высоким интеллектом, нужен наставник, который сможет поддержать и помочь в освоении социальных навыков. Лучше всего, если у него с аутистом будут общие интересы.

4. Просвещение работодателей и коллег — работодатели и коллеги должны знать, что такое аутизм, чтобы быть способными поддерживать аутистов. Они должны понимать, что сложные социальные взаимодействия даются аутистам с трудом, и помогать им избегать подобных ситуаций, чтобы те не потеряли работу.

5. Фриланс — фриланс для аутиста, обладающего узкими навыками в компьютерной сфере (программирование), музыке (настройка пианино) или рисовании, часто является лучшим способом зарабатывать на жизнь. Однако аутисту требуется кто-то, кто поможет ему в самом начале и, возможно, будет просвещать клиентов об аутизме.

6. Создание портфолио — аутистов ценят за их навыки, а не личность. Свои работы следует объединить в портфолио: художник может сделать ксерокопию своих картин, программист — демонстрационный диск. Портфолио должно представляться специалистам в соответствующих отделах компаний. Поскольку аутистам нелегко бывает пройти интервью, отделов кадров лучше избегать, в то время как профессионалы по достоинству оценят ваши способности — именно так я и получала работу.

Ссылки

Kanner, L., Rodriguez, A., and Ashenden, B. (1972). How far can autistic children go in matters of social adaptation? Journal of Autism and Childhood Schizophrenia (Новое название: Journal of Autism and Developmental Disorders), 2: 9-33.

Szatmari, P., Bartolucci, G., Bond, S., and Rich, S. (1989). A follow-up study of high functioning autistic children. Journal of Autism and Developmental Disorders, 19: 213-225.

Revised February, 1996. An earlier version of this article appeared in The Advocate, Summer, 1992.

Спасибо Владиславу Тушканову за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Они работают с такой тщательностью и вниманием к деталям, со столь фантастической точностью, что для некоторых профессий в сфере информационных технологий более подходящих специалистов просто не найти. Но даже при высокой квалификации шансы на рынке труда у аутистов - минимальные. Между тем, многие люди с этой болезнью, в частности, с ее особой разновидностью - синдромом Аспергера, обладают незаурядными способностями и качествами, необходимыми для работодателей. Так почему же не использовать их потенциал? В Германии есть две фирмы, которые целенаправленно принимают на работу людей, страдающих аутизмом.

Полное соответствие IT - профилю

Недавно немецкий производитель программного обеспечения SAP заявил о том, что намерен до 2020 года принять на работу 650 аутистов. В этом решении фирма опирается на успешный опыт своего проекта в Бангалоре в Индии. Как заявила информационному агентству epd Анка Виттенберг (Anka Wittenberg), отвечающая за вопросы интеграции и многообразия коллектива в концерне SAP, после того как в Бангалоре были приняты на работу восемь человек, страдающих аутизмом, там повысилась производительность труда и улучшился рабочий климат в коллективе.

"Информационные технологии - это широкая сфера деятельности для аутистов", - утверждает Фридрих Нольте (Friedrich Nolte), референт Федерального союза в помощь людям, страдающим аутизмом, в интервью агентству dpa. Особенно он подчеркнул такие важные качества аутистов, как акрибию, великолепную память и особенный вид логического мышления. То, что кажется болезненными проявлениями в обычной жизни, как нельзя лучше отвечает профилю специалистов по тестированию технических приборов или программного обеспечения компьютеров, отметил он.

Возможности для специалистов из России

По оценке Фридриха Нольте, численность аутистов составляет один процент от всего населения мира. Именно эту цифру и взял на вооружение концерн SAP, заявив, что через семь лет аутисты составят один процент от общего числа сотрудников фирмы, которое сейчас насчитывает 65 тысяч в разных странах мира.

После первого проекта с участием аутистов в Индии, фирма намерена продолжить работу в этом направлении в Ирландии, Германии, США и Канаде, сказал в интервью DW сотрудник пресс-службы концерна Михаэль Нюсляйн (Michael Nüßlein). В России подобные проекты пока не предусмотрены. "Это не означает, что этого не случится в ближайшие годы, - подчеркнул Михаэль Нюсляйн. - Но сначала мы хотим проанализировать опыт текущих проектов".

Что же касается людей из России, страдающих аутизмом, то они, при желании, могут участвовать в конкурсе на вакантные места, который открыт для всех, отметил Михаэль Нюсляйн. В ближайшие дни начнется набор специалистов для Германии, которые должны будут приступить к работе в сентябре 2013 года. Желающие получить здесь рабочее место могут выслать свои резюме на адрес электронной почты [email protected].

По месту жительства

Следует уточнить, что набирать на работу людей, страдающих аутизмом, фирме SAP помогает инициатива из Дании Specialisterne. Она поставила перед собой задачу помочь в трудоустройстве миллиону аутистов, умственные способности которых не ограничены. Specialisterne работает с фирмами, которые предоставляют рабочие места для людей, страдающих этой болезнью. Среди них SAP- концерн, действующий во многих странах мира.

Контекст

Но является ли реальной возможность для людей, страдающих аутизмом, поменять место жительства и отправиться на работу, например, из России в Германию? В Specialisterne на этот вопрос DW ответили, что аутисты очень сложно переносят всякого рода перемены, в первую очередь смену места жительства. Поэтому концепция Specialisterneи заключается в том, чтобы открывать филиалы, в которых бы работали специалисты с аутизмом, в странах их проживания. Открытие филиала в России пока не предусмотрено.

Работа с индивидуальным подходом

Еще одна немецкая фирма - Auticon, которая существует с конца 2011 года, принимает на работу исключительно аутистов. Они работают в качестве консультантов различных фирм в области информационных технологий, как, например, Vodafone. В настоящее время, говорится на сайте Auticon, в фирме заняты 19 сотрудников, из них 12 - аутисты.

Как сообщил сотрудник Auticon Тильман Хёффкен (Tilman Höffken) в ответ на запрос DW, на данный момент фирма не собирается рекрутировать сотрудников из России. "Мы пока к этому не готовы, и нам понадобится еще некоторое время", - отметил он.

Несмотря на относительно скромные масштабы деятельности Auticon, которая, как сообщает dpa, намерена принять на работу до конца 2013 года 20 сотрудников с диагнозом "аутизм", следует отметить ее важный опыт в организации работы аутистов.

Здесь заняты специально подготовленные кураторы, которые помогают сотрудникам-аутистам в вопросах личного характера и на работе. На необходимость такого подхода указывает и Фридрих Нольте. "Надо учитывать, что возможности аутистов вступать в спонтанное общение ограничены, поэтому необходимо избегать стрессовых ситуаций. Некоторые люди с этой болезнью страдают от депрессий или навязчивых состояний, поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход", - подчеркнул Фридрих Нольте.

- Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии и конкретно по данному направлению?

Я работаю преподавателем более 10 лет и врачом-психотерапевтом 20 лет, несколько последних лет специализируюсь по работе с детьми-аутистами.

- Почему вы выбрали эту профессию?

Я выбрала эту профессию из-за глубокого интереса к ней.

- Почему заинтересовались именно этим направлением в психологии и психотерапии?

Меня заинтересовало понимание психики человека, возможность сделать добро и помочь нуждающемуся в этом человеку.

- Довольны ли вы свои выбором?

Да, безусловно.

- Сложно ли было освоить вашу профессию?

Осваивать профессию сложно до сих пор. Раз в пять лет я обязательно повышаю свою квалификацию. Получаю новые навыки и знания.

- Какое образование нужно получить для вашей профессии и специализации?

У меня медицинское образование по психологическому консультированию, которое я получала в Смоленском Государственном университете . Это именно тот университет, который обеспечивает наиболее качественное психологическое образование.

- Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Любовь и глубокий интерес к людям, стремление помогать, принимать людей такими, какие они есть, и видеть в каждом их уникальные возможности.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей работе?

В первую очередь трудности организационного характера: процесс консультации, информирование, объем работы и т.д. Требуются огромные силы, чтобы грамотно подать мотивацию без манипуляций. Нужно быть готовым правильно спланировать работу и быть всегда в форме.

- Что самое интересное в вашей работе?

Процесс: познавание мира особенных людей и поиск пути решения сложных вопросов.

- Насколько ваша профессия важна для нашей страны?

Моя профессия помогает личностному развитию особых людей, которое так важно в жизни, помогает им обрести уверенности в себе.

- Приносит ли ваша работа хороший доход? Или для вас это неважно?

Конечно, доход для меня важен, и у меня есть возможность управлять моим доходом. Чем больше работы, тем больше доходы.

- Сколько длиться ваше рабочее время? Опишите свой рабочий график.

Регулирую свой рабочий график я сама, но есть и жесткие рамки. Для меня хорошим графиком является - 3 часа в день, 4 раза в неделю (работа с одним человеком).

- Не мешает ли работа вашей личной жизни?

Нет, я считаю, что даже помогает. Мои навыки в жизни важны.

- Что бы вы посоветовали бы тем, кто хочет работать по такой же профессии?

В первую очередь, это уметь грамотно спланировать свой будущий профессиональный маршрут, выбрать хорошее учебное заведение, представить будущую профессиональную деятельность, обдумывать свои будущие шаги и потихонечку двигаться к своей цели!

- Как Вы видите свою профессию в будущем?
Человек - это великая тайна и познать ее до конца вряд ли когда-нибудь удастся. Поэтому моя профессия всегда будет нужна и востребована.

Интервью провела Белова Екатерина Павловна,

Ученица 8 класса МБОУ «СШ № 13»

Г. Смоленска Смоленской области

За последние десять лет количество людей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. Раньше аутизм диагностировался у 4-5 детей на 10 тыс. человек, а сейчас — у каждого 110- го. Таким образом, вопрос аутистов становится важным не только с социальной точки зрения, но и с экономической. Кое- где эта проблема решается вполне успешно, и они становятся процветающими профессионалами.

Аутизмом называют расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

При этом 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами так называемого аутистического спектра демонстрируют необычные способности. простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов.

При так называемом синдроме саванта, когда человек обладает не двумя, а одним полушарием мозга, обнаруживаются чрезвычайные таланты в узких областях при зачастую полной бытовой беспомощности человека.

Но при этом большая часть аутистов (свыше 90%) страдают от безработицы или неполной занятости. В американской компании Aspiritech к работе над тестированием программного обеспечения привлекают людей, страдающих аутизмом.

Офис Aspiritech в силу индивидуальных особенностей работников представляет собой странное зрелище. Кто-то не выносит яркого света, кто-то не терпит вмешательства с своей личное пространство, работник может встать и побежать по офису, или закричать что-то невразумительное…

Но как считает руководство компании, аутисты являются прекрасными работниками,. У компании очень солидные заказчики, среди которых Microsoft и Oracle, которые вполне удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Свыше 80% сотрудников компании Aspiritech страдают синдромом Аспергера, который считается одним из видов аутистических расстройств, не препятствующим элементарной социализации.

Люди с синдромом Аспергера могут быть крайне увлечены какой-то определенной областью знаний и быть в ней высококлассными специалистами. Неслучайно сам Ганс Аспергер называл некоторых своих юных пациентов "маленькими профессорами".

Они способны к долговременной и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям, к счету.

Учитывая, что тестирование требует высокого внимания к деталям и выполнения ряда рутинных операций, аутисты с данным расстройством хорошо подходят для выполнения данной работы.

При этом руководство компании Aspiritech, заверяет, что их сотрудники не менее сообразительны, чем здоровые люди, однако более работоспособны в назначенной сфере деятельности.

Сотрудникам фирмы позволено опаздывать на работу, их не ругают в том случае, если обнаружена ошибка в работе. При этом платят неплохие — от $2200 до $2500 долларов в месяц, сообщает Associated Press.

В свое время, сын основателя компании Моше Витцберга, имел проблемы с работой из-за диагноза "синдром Аспергера". По этой причине руководство Aspiritech и взялось помогать людям, страдающим аутизмом.

Как считают специалисты, компьютерные специальности неплохо подходят аутистам. Более того, многие высококлассные программисты являются людьми с теми или иными чертами аутизма или синдромом Аспергера.

Также в числе предпочтительных для аутистов специальностей называются бухгалтерское дело, библиотечное, архивное и чертежное дело, изобразительное искусство. Аутистам неплохо подходит археология, палеонтология, музейная работа.

Для некоторых аутистов хорошо подходят профессии, требующие подключения визуального мышления — как автоматизированное проектирование, архитектурное моделирование конструкций, промышленный дизайн и пр.

К примеру, в 2008 году сотрудник Массачусетского технологического института Вэнди Джейкоб основала студию, где с помощью аутистов разрабатываются радикально новые художественные и конструктивные решения в области интерьерного дизайна и дизайна бытовых предметов именно для людей с аутистическими расстройствами. Таким образом, начинает складываться и специфический рынок.

Также подходят специальности, связанные с четким выполнением определенных действий в определенное время. Причем аутисты не нуждаются в коллективе и могут вполне эффективно работать в .

Но для них скорее всего окажется непосильной работа, связанная с быстрой обработкой информации в краткосрочной рабочей памяти. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

Мирановский Анатолий