Вы значительно повышаете свои шансы на успех.
Помимо того, что процесс целеполагания интересен сам по себе, он имеет побочные эффекты – снижает стресс, повышает .
Цель – это осознанное образное представление желаемого результата. Поэтому очень важно четко и ясно понимать чего вы хотите. Когда вы имеете четкое видение и осознание ваших желаний, вам становится гораздо легче двигаться к намеченной жизненной цели.
Формулировка цели осуществляется от первого лица, т. е. должно присутствовать местоимение «Я…».
Соответственно определение цели вроде: «Мой муж получает повышение по службе и увеличение зарплаты в 2 раза» — неверна. Такая цель не относится лично к вам, соответственно не может быть достигнута лично вами.Вы не в состоянии управлять другими людьми, принуждая их изменить себя и действовать в нужном для вас направлении.
Дальше при составлении цели используется глагол действия в настоящем или совершенном времени. Будущее время при формулировке целей не используется, поскольку в таком случае ваши цели навсегда останутся нереализованными в неопределенном будущем.
Соответственно нежелательно использовать выражения:
Обязательно формулируйте вашу цель в позитивном ключе. Это означает не стоит использовать частичку «НЕ». Пример: «Я не опаздываю на встречи». Это определение цели можно перефразировать по-другому: «Я всегда прихожу на встречи вовремя»
Для того чтобы правильно сформулировать цель не рекомендуется использовать глаголы ХОЧУ, БУДУ, ДОЛЖЕН, МОГУ.
Они не выражают конкретного намерения и не задают нужного вектора движения: хочу не значит получу. Слова «буду» и «должен» подсознательно воспринимаются как принуждение, поэтому тоже не подходят для правильно сформулированной цели.
Обобщающие слова: ВСЕГДА, НИКОГДА, ВСЁ и т. д. – тоже не рекомендуется употреблять при составлении цели. Использование обобщений противоречит одному из главных постулатов целеполагания: «Цель должна быть максимально точной и конкретной»
Для каждой цели в обязательном порядке должны быть установлены СРОКИ реализации. Фактор времени необходим для поддержания мотивации. Любая неопределенность снижает ваше желание добиваться намеченного.
В завершение процесса задайте себе вопрос: ДЛЯ ЧЕГО? Что такого ценного вы получите, когда достигнете выбранную цель, какие выгоды и приятности вас ждут. Чем слаще пряник, тем с большей вероятностью вы достигнете даже самую сложную цель.
Для того, чтобы ваши желания воплощались в жизнь, а не просто были строчками на бумаге, желательно формулировать все свои цели в соответствии с 5 важными критериями , т.е. цели должны быть конкретными, измеримыми, актуальными для вас, реально достижимыми, ограниченными во времени.
Как нужно ставить цели - главный вопрос, волнующий людей, которые хотят что-то изменить в своей жизни. Но прежде чем приниматься к осуществлению своих желаний, перед собой необходимо иметь чёткую картину того, что вы действительно хотите добиться в этой жизни.
Сформулировать чёткие цели помогут ответы на вопросы, которые должен задать себе каждый, кто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону и готов начать действовать.
Для того чтобы внести ясность в свои цели, следует прежде задать себе несколько вопросов о своих задачах, которые вы собираетесь поставить перед собой. Они также помогут понять, действительно ли это то, что вы хотите на самом деле.
Вот список вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем ставить перед собой цели:
Прежде чем ставить перед собой задачи на долгосрочную перспективу, ответьте на следующие вопросы:
Спросите себя аналогичным образом про ближайшие пять лет и запишите ответы в своем дневнике целей. Записав мысли, вы найдете ответ на главный вопрос: как ставить большие цели.
Прежде чем определяться с задачами на долгосрочную перспективу, необходимо научиться составлять их на ближайшее время.
Возьмите свой дневник и запишите туда ответы, на следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, перед вами появится четкая картина того, что вы желаете добиться в ближайшем году.
Для того чтобы реализовать всё то, что вы задумали на ближайший год, необходимо составить план на каждый месяц, ближайшую неделю, день. Записав задачи на лист бумаги, остается лишь придерживаться написанного плана и выполнять необходимые действия.
Ответьте на следующие вопросы:
Это небольшое задание поможет прояснить, как ставить конкретные цели.
Запишите все свои мечты и конкретную дату, к которой вы планируете осуществить желаемое.
Определите к какой из нижеописанных категорий относятся ваши задачи:
Выбрав нужные сферы, в которых вы хотите добиться результатов, ответьте себе, почему то или иное желание так важно для вас.
Определившись со своими желаниями и задачами, придерживайтесь следующей тактики:
Выполнив все вышеперечисленные задания и ответив на вопросы, вы поймёте, как правильно ставить цели и достигать их.
На сегодняшний день существует большое количество литературы, которая учит формулировать задачи и действовать.
Правильные книги по достижению желаемого помогают не только сформулировать четкий план действий, но и зажечься своей мечтой. Среди самых успешных книг о том, как научиться ставить цели, можно выделить:
Люди, написавшие эти книги, являются не теоретиками, а практиками, испытавшими действенность описанных методов, с помощью которых они сами научились, как ставить цели и достигать их.
Инструкция
Запомните требования к формулировке цели:
Цель должна быть
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной.
Поэтому цели «изучить тему «Цветковые», «углубить знания по теме» - не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев достижения. А цель
«ознакомиться с представителями цветковых , изучить их отличительные признаки» - четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.
Прописывайте цель
. Исходя из современных представлений о структуре урока
, его цель
носит триединый , состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, и воспитывающего. Познавательный компонент. Помните, что по дидактической цели выделяют такие типы уроков (Б. П. Есипов, Н. И. Болдырев, Г. И. Щукина, В. А. Онищук и другие):
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Исходя из типа урока
, цель
. Когда урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, ее можно сформулировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
- и систематизировать знания о...;
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
При формулировке целей можно использовать : «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических урока
х - «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д.
Развивающий компонент цели. Здесь частой ошибкой является стремление приписать к каждому новую развивающую функцию. Но проблема в том, что развитие не идет так быстро, как обучение, и темпы развития у каждого ребенка свои. Поэтому развивающий компонент может повторяться от урока к уроку, и даже быть одним на всю тему. Вряд ли хоть один педагог сможет по истечении урока проверить, насколько развилась память или аналитические способности у ребенка/ . Поэтому формулировка подпункта цели начинается со слов «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)
Воспитательный компонент цели. На каждом уроке педагог должен оказывать и воздействие, а воспитание, также как и развитие, не проходит за один урок. Невозможно проверить как к концу урока будут сформированы те или иные личностные качества. Поэтому педагог также может создать только условия для , например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Опять же формулировка «создать (или обеспечить) условия для …». Тогда, при подведении итогов, можно проверить достигнута цель или нет, были ли применены приемы, создающие условия для формирования некоторых качеств характера и черт личности.
Цель должна быть конкретна , то есть, сформулирована так, что будет понятна не только вам. Указывайте места, события, предметы и их описания. Чем конкретнее цель, тем больше она переходит в задачу.
Цель должна быть измерима . Если не будет измерения, то, как вы поймете, что достигли её? Выберите основные критерии, например, определенная сумма денег.
Цель должна быть реальна , то есть вы должны знать более 50% действий для её достижения. Также она должна приводить вас к положительным эмоциям, а не к стрессу и депрессии. Не выдумывайте того, чего вы никогда не сможете достичь. Также не следует очень завышать планку, но и занижать тоже не надо. Здраво оцениваете ситуацию.
У цели есть границы во времени . Цели бывают разные по времени: краткосрочные(1-6 месяцев), среднесрочные(1-3 года) и долгосрочные(5-10 лет). Определитесь со сроками выполнения. Выбираете срок окончания немного раньше, так как необходимо учитывать, что вы можете затянуть с выполнением. Имейте хотя бы 1 день в запасе, то есть, если нужно сдать отчет к 3 апреля, то задайтесь целью сделать его ко 2 числу, а лучше к 1. Создавайте себе психологическую обстановку, что надо сдавать не 3, а 2, так вы точно справитесь. Очень маленькая часть людей делает все заранее, обычно у всех происходит в последний момент.
И последний критерий – привлекательность цели . Хочется ли вам выполнять то, что совершенно не относится к вам? Конечно же, нет! Поэтому пишите такие цели, которых актуальны для вас, а не для кого-то другого. Если вам приходится ставить цели для другого человека, то исполнитель должен быть заинтересован в результате.
1. Соблюдение SMART критериев . Чем конкретнее ваша цель, тем вы ближе к ней.
2. Цель утвердительна и позитивна. Не употребляйте в формулировке частицу не. В место «не делай», пишите «делать». Например, «не спи до обеда» заменяем «вставай в 9 утра и делай зарядку». Употребляйте слова означающие, что у вас это уже есть. Например, не правильно: «Хочу научиться планировать», заменяем: «Я учусь планировать с сегодняшнего дня и правильно ставить цели и задачи».
3. Принадлежать. Результат вашей цели должен полностью зависеть от вас. Когда вы надеетесь на кого-то, то результат сразу искажается, ведь теперь он зависит не от вас. Допустимо только делегирование обязанностей, то есть тех задач, которые могут решить другие. В этом случае нужен контроль и ваши цели и исполнителя должны совпадать, иначе результат будет не эффективные.
4. Позитивный настрой. Только вера в результат приведет к успеху. Но вы должны быть готовы к поражению, потому что есть много препятствий, которые нужно учитывать и преодолевать. Если вы сбились с намеченной цели, стоит что-то изменить или пересмотреть и идти дальше. Учатся на своих ошибках, а не на чужих.
5. Формулировать на бумаге. Давно доказано, что формулирование целей и задач на бумаге более эффективны, чем те, что держатся в голове. Не нужно держать всё в голове, да это и не возможно, все равно что-нибудь забывается. Поэтому, чтобы достигать целей, надо формулировать их на бумаге, соблюдая все правила и критерии.
6. Видение. Представляйте результат. Чем детальнее будет картинка, тем лучше. Здесь срабатывает визуализация и притяжение. Чем больше вы этого хотите, тем быстрее оно притянется.
7. Маленькие подарки в конце достижения. Делайте себе вознаграждение за достижение цели. Так путь к новой цели будет ещё интереснее, ведь вы знаете, что за результат получите «сладкую конфетку».
Если очень сильно захотеть, все получится. Так? А вот и нет! Все получится, если правильно сформулировать цель! Для тебя азы life coaching!
Лайф Коучинг
Любой психолог или специалист по лайф-коучинг (life coaching, личностный рост) скажет: начинать нужно с четкой формулировки цели. Мечты абстрактны и не имеют силы. Но цель – это всегда что-то конкретное! Что-то вполне достижимое (даже если на первый взгляд так не кажется).
Внимательно проштудировав целую библиотеку психологической литературы, редакция WomanJournal.ru составила для тебя памятку: как нужно загадывать желания и по какому принципу выбирать свои цели?
Лайф Коучинг
В психологии нет понятия «не достижимая цель». Конечно, бывают цели разной степени трудности. Может, сейчас тебе кажется невозможным стать миллионершей или полететь в отпуск на Марс.
Но имей в виду, что когда-то общаться с человеком, находящимся на другом конце света, тоже было фантастикой. А сегодня мобильные телефоны есть даже у детей! Так что достижимо все! Но все ли тебе нужно?
Когда ты выбрала и грамотно сформулировала свою цель, наступает момент, когда ты должна проверить ее на истинность и актуальность! Ведь многим людям только кажется, что они хотят дорогущий «Мерседес». Но, получив эту роскошную машину , они на деле испытают страшный дискомфорт и не знают, что с ней делать, на какие деньги чинить, где ставить, как страховать и т. д. Так что перед тем, как бросить все свои силы на достижение желаемого, проверь себя и свое желание с помощью тестовых вопросов!