Краткосрочная стратегическая психотерапия фазы терапии используемые техники. Стратегическая терапия. Краткосрочная стратегическая психотерапия джорджио нардонэ - терапия изменений

Традиционно психотерапевтическое лечение ассоциируется у нас с длящимся долгие годы методичным посещением кабинета специалиста. Со времён Фрейда и Юнга существует постулат о том, что минимальная продолжительность психоаналитического сеанса должна длиться минимум час. Но всегда ли подобные временные рамки являются оправданными?

История

Началом возникновения метода краткосрочной терапии можно считать эпизод, когда состоялась встреча двух титанов титана от психоанализаЗигмунда Фрейдаи титана от музыкиБруно Вальтера. Последний жаловался на невыносимую боль в руке, мешающую ему дирижировать. Впоследствии Фрейд всего за пять сеансов устранил болезненные симптомы в руке выдающегося музыканта. Данный опыт показал, что краткосрочная терапия - отнюдь не миф, а новая методика, ожидающая своего исследователя.

Свой расцвет краткосрочная терапия пережила более тридцати лет назад в США. Ещё гениальному психотерапевту Милтону Эриксону удавалось с помощьюгипноза идругих методов за каких-то полчаса решить проблему клиента. А позднее, уже в нашем веке, итальянский профессионал Джордио Нардонэ с успехом продолжил линию краткосрочной терапии. Впоследствии она получила второе название - стратегической. В основу своих разработок Нардонэ положил идеи американского Института Психологии в Пало Альто и своего учителя Пола Вацлавика.

Принцип действия

Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро. При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта - разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

Ход работы

Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива. Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии.
  • 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
  • 7. Виды коррекционных программ
  • 8.Принципы составления психокоррекционных программ
  • 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
  • 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
  • 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
  • 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
  • 13. Содержание психопрофилактической работы
  • 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
  • 15. Особенности когнитивной психокоррекции
  • 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
  • 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
  • 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
  • 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
  • 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
  • 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
  • 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
  • 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
  • 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
  • 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
  • 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
  • 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
  • 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
  • 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
  • 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
  • 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
  • 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
  • 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
  • 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
  • 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
  • 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
  • 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
  • 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
  • 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
  • 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
  • 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
  • 43.Анализ содержания волшебных сказок.
  • 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
  • 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
  • 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
  • 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
  • 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
  • 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
  • 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
  • 51.Элементы групповой динамики.
  • 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
  • 53. Фазы развития группы.
  • 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
  • 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
  • 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
  • 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
  • 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
  • 59. Психокоррекционная работа с подростками
  • 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.

    Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (AdvancedBriefStrategicTherapy), была разработана профессором ДжорджиоНардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.

    Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии. По этой, постоянно совершенствующейся методике работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.

    Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, – излюбленный «конек» Дж.Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну – 1/4, третьему – 1/8, а младшему – 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил все наследство, как завещал отец – каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) – затем мудрец забрал своего верблюда и ушел...».

    25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.

    Позитивный подход - опора на ресурсы пациента. Психотерапевт принципиально фиксирует свое внимание не на проблеме, а на сильных, успешных, сохранных сторонах человека. Для пациента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно выявить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Сам пациент следует своему опыту общения с профессионалами (в первую очередь с врачами) и центрирует разговор на болезненных переживаниях и страданиях, ожидая от психотерапевта (психолога, консультанта) углубления в проблему, вопросов о ее обстоятельствах. Он может ожидать разделения своей позиции и стремиться обратить профессионала в свою веру "все плохо и безнадежно", используя в основном только черные краски.

    Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, все многообразные реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения пациента в сторону здоровья, преодоления проблемы. В большинстве эти реакции спонтанны, являются выражением интереса и уважения к возможностям пациента. Подкрепляются таким образом не только его действия и идеи, но и намерения. Использование только положительного подкрепления способствует диалектическому "черно-белому" взгляду на проблему.

    Опора на интуицию психотерапевта. Западная наука, включающая психиатрию, психологию и различные школы психотерапии, базируется на идее, что объективное исследование обеспечивает ответы на вопросы "почему?", касающиеся проблемного поведения людей. Концептуальный подход предполагает существование одной вещи. а именно- истины, следовательно объяснения причин либо близки, либо далеки от нее. И поэтому в задачу клинициста до сих пор входит прежде всего поиск объяснений истинных причин посредством внимательного наблюдения и логического рассуждения. Такой подход, характерный для современной науки, имеет свои несомненные преимущества, но также и ограничения. (В истории наук такие ограничения становились особенно заметными при смене существовавших парадигм). Представляется, что такое соотношение преимуществ и ограничений сегодня далеко неоднозначно в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности, в частности в психологии и психотерапии.

    Принцип утилизации заключается в том, что наполняет психотерапию сам пациент. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его временные, материальные, географические, культурные обстоятельства, его знания, умения, убеждения и т. д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает "приготовление супа из топора".

    Принцип экономичности воплощается в правиле И. Ким Берг: "Не чините то, что не сломано". Данная позиция противоположна позиции психодинамической психотерапии, где предъявляемая проблема (симптом) рассматривается как "верхушка айсберга". Пока не будет "наведен порядок" с причиной симптома, он будет резистентным, а симптоматическое улучшение - неустойчивым.

    Пациент как эксперт, убежденность в мудрости пациента. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает".

    Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений. Сами пациенты часто обращены в прошлое как источник проблем. В этом случае психотерапевт может идти вслед за пациентом и говорить о прошлом, однако для него прошлое - еще один источник ресурсов. Принцип сотрудничества. Обычно говорят, что пациент должен сотрудничать с врачом, что подразумевает наличие у него необходимой мотивации. В краткосрочной позитивной психотерапии - задача психотерапевта сотрудничать с пациентом. Эта задача полностью распространяется даже на те случаи, когда человек не желает как-либо меняться или что-то менять в своей жизни. Такие пациенты-"визитеры" оказываются у психотерапевта по настоянию родственников, врачей другого профиля, социальных служб и т. д. для того; чтобы "отметиться".

    Развитие психиатрии в последние десятилетия привело к возникновению новых, ранее не существовавших даже в теории, методик и техник исцеления различных психологических проблем. Одной из таких методик, на практике доказавшей свою результативность, является краткосрочная стратегическая психотерапия. Зародившись в США благодаря работам известного психотерапевта-гипнолога Милтона Эриксона, она быстро завоевала широкую популярность и в Старом Свете.

    По сути краткосрочная стратегическая терапия существенно отличается от классических сеансов психоанализа. Перед доктором не стоит задача глубинного анализа нюансов психики и поиск истинной подоплеки поведенческих или психических отклонений. Вместо этого врач работает с одной конкретной проблемой, наиболее актуальной для пациента в данный текущий момент.

    Терапевт не пытается исследовать причины, породившие эту проблему. Анализируется только сама проблема и обозначается цель предстоящего курса. Изначально специалистом разрабатывается стратегия (отсюда и название методики), строгое следование которой поможет добиться поставленных целей.

    Одной из главных особенностей краткосрочной стратегической психотерапии считается абсолютная вовлеченность пациента в ход исцеления. Психиатр, как было сказано выше, вырабатывает общую стратегию. Непосредственным устранением психологической проблемы занимается сам пациент, руководствуясь предписаниями терапевта. Без активности клиента, без его полноценного осознанного участия в процессе излечение невозможно.

    Что представляет собой краткосрочная стратегическая терапия организационно?

    Как правило, это 7-12 посещений клиники с двухнедельными перерывами между ними. На первой же встрече терапевт и пациент вместе определяют цель предстоящего лечения и его предположительную длительность. Очень важно с самого начала четко осознать, что успех стратегической терапии - это итог слаженного взаимодействия доктора и его подопечного.

    Далее на каждом очередном сеансе терапевт вместе с пациентом оценивают итог самостоятельной работы за прошедшие две недели и общий прогресс в терапии. Как только все признаки психологической проблемы пациента исчезают, лечение считается успешным и сеансы прекращаются.

    Несмотря на относительную молодость методики, ее эффективность очень высока. Исследования показывают, что в решении, например, проблем в семейных отношениях положительного эффекта удается достичь практически в 100 процентах случаев. В целом более 40% пациентов отмечают полное решение изначальной проблемы и около 32% говорят об улучшении своего состояния.

    Сегодня Краткосрочную стратегическую терапию (КСТ) принято называть искусством разрешения сложных человеческих проблем с помощью кажущихся простыми решений. Работа Дж. Нардонэ, его коллег и учеников в течение почти 30 лет доказывает, что для решения проблем, от которых человек страдал годами, не нужно такое же длительное и многотрудное избавление (лечение).

    Познавать проблему посредством ее решения, вместо того, чтобы искать ее причины, является методологией исследования – вмешательства , которая отличает подход Дж.Нардонэ от других моделей психотерапии. Систематическое применение этой методологии на протяжении 20 лет привело к созданию усовершенствованных моделей вмешательства, которые соответствуют логике проблемы – протоколов работы для различных типов расстройств , что позволяет применять КСТ в случае большинства человеческих проблем, не только в клиническом, но также в более широком – социальном и образовательном - контексте. Протокол представляет собой запланированную последовательность действий – фаз терапии, которым соответствуют конкретные терапевтические маневры - с предсказуемым результатом и возможностью корректировать действия терапевта в процессе работы.

    Это терапевтическое вмешательство краткосрочное. Под краткосрочностью понимается ограниченность работы количеством консультаций не более 10 для достижения значимых изменений или решения проблемы, в противном случае терапия может стать еще одной неэффективной предпринятой попыткой решения, а терапевт - сообщником проблемы. Исследование-вмешательство ориентированно, с одной стороны, на снятие симптомов, которые ограничивают жизнь человека, с другой – на изменение восприятия человеком самого себя, других и мира, для того, чтобы в конечном итоге достичь нового равновесия, которое позволяет ему научиться управлять своей реальностью, а не страдать, подвергаясь ее влиянию.

    Другими словами, основная цель стратегической терапии заключается в быстром разрешении проблем и излечении расстройств, в течение длительного времени значительно ограничивающих жизнь не только самого человека, который страдает, но и его окружения. Вместе с тем, краткосрочная стратегическая психотерапия является вмешательством, приводящим к радикальным и устойчивым изменениям, а не терапией, направленной на поверхностные и симптоматические изменения.

    В отличие от традиционных психологических и психиатрических теорий, стратегическая терапия не руководствуется никакой теорией о «человеческой природе», и, соответственно, никакими определениями о психической норме и патологии. В этой связи, в фокусе внимания данного подхода находится «функциональность» или «дисфункциональность» поведения человека и его отношений с окружающим миром.

    Краткосрочная стратегическая терапия эффективна в широком спектре расстройств и дисфункций возникающих на протяжении всей жизни человека: от проблем личностного характера - панические атаки, агорафобия, ипохондрия, дисморфофобия, обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивые мысли, патологическое сомнение, зависимости, сексуальные расстройства, пограничные состояния, паранойя, депрессия, расстройства пищевого поведения - анорексия, булимия, неконтролируемое пищевое поведение, вызванная рвота , до межличностных проблем - в отношениях мужчины и женщины, в семье, в социуме, проблем с воспитанием детей, их поведением.

    В литературе можно найти различные модели краткосрочной терапии, однако оригинальная модель Краткосрочной Стратегической Терапии сформулирована и зарегистрирована проф. Джорджио Нардонэ в Центре стратегической терапии (Ареццо, Италия). Эта модель не только получила международное признание научного сообщества, она зарегистрирована как авторский патент и представляет собой реальную научную школу, имеющую своего предшественника. В 1989 году Пол Вацлавик в предисловии к книге «Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия», определил работу своего ученика и последователя Джорджио Нардонэ как фундаментальный вклад «в современное усовершенствование системной и эриксоновской психотерапии, и [в то,] что теперь уже принято называть стратегической терапией… [Он] сумел развить существующие идеи и разработать совершенно оригинальные стратегии, интегрируя нашу модель системного подхода в рамки своей личной работы» (с.7).

    Модель КРАТКОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ® в современном виде отвечает требованиям научности, предъявляемым к любым научным теориям. Она соответствует таким критериям научной строгости как:

    • Эффективность – результативность применения протоколов в практике составляет 88 %, для тревожно-фобических расстройств – более 90%.
    • Экономность – достижение результата за разумно короткий срок (в большинстве случаев в пределах 10 консультаций), когда решение проблемы не может быть приписано случайно действующим факторам.
    • Воспроизводимость результатов – результаты применения модели должны быть аналогичны не только на проблемах одного типа, но и на всех субъектах, имеющих данную проблему.
    • Передаваемость - возможность обучения специалистов, которые используя модель в своей работе, могут добиться результатов, отличающихся незначительно от показателей автора подхода.
    • Предсказательность – предсказуемость результатов применения модели. Включение в протокол маневров с ограниченным количеством возможных эффектов (не более 2-3), что позволяет в зависимости от достигнутых промежуточных результатов, уточнить и скорректировать понимание проблемы («уточнить прицел» работы).

    Работать на основе данного подхода могут специалисты – психологи, врачи, получившие обучение Центра Стратегической Терапии (Ареццо), что закрепляется выдачей сертификатов программы Мастер международного образца. В России действует две двухгодичные мастерские программы: в Москве (с 2009 года) и в Новосибирске (с 2012 года).

    В поддержку распространения подхода профессора Дж.Нардонэ в России на русском языке выпущены книги:

    «Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия» (2006), «Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия» (2008), «В плену у еды: Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения» («2010), «Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии» (2011).