С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на . Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.
Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.
Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:
Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.
С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:
Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.
Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто .
Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к . При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.
Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.
Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.
Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):
Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:
У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:
1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:
2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.
3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.
4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.
5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.
6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.
7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.
8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.
Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:
Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.
Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.
Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.
Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.
В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.
См. также:
Общественное питание в 2017 году
Некоммерческие организации 2017
Договор задатка 2017
Договор поставки 2017
Договор купли-продажи 2017
Договор займа 2017
©2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
Знания о том, что такое организационно правовые формы юридического лица, понадобится в первую очередь тем, кто решил открыть свой бизнес. Получив информацию о том, какие они бывают будущему бизнесмену проще определить, какая форма ему подойдет для создания собственной компании.
Пред выбором организационно-правовой формы, необходимо определиться со следующими вопросами:
От решения этих вопросов зависит форма ведения бизнеса, а также количество форм отчетности и периодичность их сдачи.
Перед тем, как перейти к рассмотрению организационно-правовых форм, необходимо понять, что это такое.
Организационно-правовые формы юридического лица (ОПФ) – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.
Главными критериями, по которым классифицируются юридические лица, являются:
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности:
Организационно правовые формы коммерческих организаций, в свою очередь, тоже подразделяются на несколько видов:
К коммерческим структурам в соответствии со ст. 113 ГК РФ относятся также унитарные организации, которые встречаются двух видов:
Организационно правовые формы некоммерческих организаций предполагают, что денежная прибыль, получена в ходе их деятельности, идет на осуществление уставных целей и задач, зачастую это социальные, образовательные или гуманитарные цели. Некоммерческие организации имеют большое преимущество в том, что освобождены от уплаты большинства налогов. Этим охотно пользуются бизнесмены.
Некоммерческие формы организации выгодно основывать в сферах обучения, СМИ, сообществ по интересам. Они бывают таких вдов:
Вся информацию о каждой из форм хозяйствования, а также их плюсах и минусах, мы систематизировали в таблице:
Самыми распространенными формами хозяйствования являются ООО и АО.
Организационно правовая форма ООО — это общество, капитал которого состоит из вкладов его участников, они не несут риск потерь, связанных с деятельностью в размере своих вкладов.
Организации с ограниченной ответственностью подходят для компаний средних масштабов, планирующих большие обороты по банковскому счету и привлечение заемного капитала.
Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество имеет уставный капитал, который разделен на определенное количество акций. Каждый акционер вправе рассчитывать на получение дивидендов и участие в управлении обществом
АО обязательно должно вести бухгалтерскую отчетность, при этом она должна публиковаться в открытом доступе. Каждый выпуск акций регистрируется в специальном реестре. Также существует необходимость вести реестр акционеров. АО должно иметь квалифицированного юриста и бухгалтера, для отслеживания любых изменений в законодательстве, во избежание нарушений, ибо это сулит большие штрафы.
АО находиться в более защищенном положении от рейдерских захватов, нежели ООО. Выход из состава учредителей акционерного общества прост – необходимо продать свои акции.
Такая форма хозяйствования подойдет крупному бизнесу – производственным и строительным компаниям, банкам и финансовым структурам.
Заниматься предпринимательством можно и не образовывая юридического лица. К такой форме хозяйственной деятельности относится индивидуальное предпринимательство (ИП). Данная форма деятельности проста и выгодна для малого и среднего бизнеса.
Частное предпринимательство, имеет свои преимущества и, конечно, недостатки, которые необходимо знать и учитывать:
Ведение такой формы деятельности преобладает у рыночных торговцев, небольших магазинов, салонов для оказания каких-либо услуг населению (например, парикмахерских) или интернет-магазинов.
1 сентября 2014 года произошли серьезные изменения в Гражданском кодексе РФ, которые существенно изменили классификацию ОПФ:
Акционерные общества, которые существуют как закрытые и открытые не должны перерегистрировать ОПФ по новым правилам. В то же время, при первом внесении изменений в учредительные документы они должны быть приведены в соответствие новым нормам Гражданского кодекса.
Наиболее популярная форма хозяйствования — ООО осталась без изменений.
Информацией об ОПФ и изменениях в законодательстве, связанных с созданием предприятий различных форм собственности необходимо владеть для выбора выгодной для вас организационно-правовой формы деятельности.
– самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для производства продукции, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
123___Организационно правовые формы предприятий и юридических лиц___123___
С 19.06.2017 у организации изменилась организационно-правовая форма с ОАО на АО.
Организация (далее - АО) извещала поставщиков и подрядчиков об изменении наименования с ОАО на АО. Кроме этого, ничего не изменилось: деятельность продолжается, ИНН тот же и т.д.
Можно ли принимать первичные документы поставщиков, в которых указана старая организационно-правовая форма, к налоговому учету для целей исчисления НДС и налога на прибыль?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При изменении (уточнении) наименования юридического лица (АО) не происходит его реорганизации, юридическое лицо со старым наименованием не прекращается, не изменяет организационно-правовой формы и т.п. Юридическое лицо не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов.
Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами ГК РФ (в редакции этого Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Одновременно указано, что изменение наименований организаций, созданных до вступления в силу этого закона, в связи с приведением в соответствие с нормами ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации.
Следует также принять во внимание, что в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указано, что смена типа акционерного общества в любом случае не является реорганизацией такого общества.
Таким образом, приведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с изменениями, внесенными в РФ N 99-ФЗ, с точки зрения законодательства является только изменением наименования. Никакого правопреемства, перехода прав не происходит. Более того, в законе специально указано, что внесения изменений в документы, содержащие прежнее наименование организации, не требуется.
Соответственно, изменение реквизитов одной из сторон договора, включая ее имя или наименование, не влечет для другой стороны изменения существующих обязанностей, их прекращения или возникновения новых, а также необходимости вносить изменения в договоры в связи с изменением наименования одной из сторон ( ФАС Московского округа от 16.05.2014 N Ф05-4714/14, Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-38004/14).
Таким образом, при изменении наименования юридического лица оно не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов. В подтверждение изложенного можно привести правовую позицию, изложенную, в частности, в Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 14953/11, п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19, а также в ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2426/14 по делу N А27-688/2013.
Первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В частности, наименование экономического субъекта, составившего документ, является одним из основных и обязательных реквизитов первичного учетного документа ( Закона N 402-ФЗ, абзац 1 п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Отметим, что наименование получателя первичного документа к числу основных реквизитов не отнесено.
С точки зрения налогообложения подтверждение произведенных (осуществленных, понесенных) налогоплательщиком затрат документами, оформленными в соответствии с законодательством, является одним из обязательных условий принятия расходов для целей налогообложения прибыли организаций ( НК РФ).
Если организация признается налогоплательщиком НДС, то указание ее наименования является одним из обязательных реквизитов счета-фактуры, дающего право ее контрагентам на принятие к вычету предъявленного ею НДС по такому счету-фактуре ( , НК РФ). При этом нормы НК РФ в части указания в счете-фактуре наименования налогоплательщика в качестве обязательного реквизита не содержат отсылки к его учредительным документам. Однако такое требование предусмотрено в пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утвержденных Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем в НК РФ указано, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать, в частности, продавца и (или) покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
К сожалению, судебной практики по ситуациям, полностью соответствующим изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось. Заметим, однако, что суды при оценке реальности операций и документального подтверждения расходов налогоплательщиков анализируют всю совокупность обстоятельств возможного получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, как то: подписание документов неустановленными лицами, отсутствие персонала и производственных мощностей для ведения деятельности у налогоплательщика или его контрагентов и т.п. (смотрите Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, от 08.06.2010 N ).
Следует отметить, что даже в случае установления фактов подписания документов неустановленными лицами расходы по налогу на прибыль и вычеты НДС признаются правомерными при наличии доказательств реальности совершенных операций и проявлении должной осмотрительности (смотрите, например, постановления Северо-Кавказского округа от 11.06.2015 N Ф08-3452/2015, АС Центрального округа от 29.01.2015 по делу N А62-489/2014, от 22.10.2014 по делу N А62-49/2014, ФАС Центрального округа от 25.02.2014 по делу N А62-2369/2013, от 29.05.2013 по делу N А35-7542/2012, Московского округа от 18.10.2013 по делу N А40-162037/12-115-1161, от 12.02.2013 по делу N А40-31075/12-91-157 и др.).
В АС Поволжского округа от 15.10.2014 N Ф06-15848/13 по делу N А65-27018/2013, в котором фигурировал сменивший наименование поставщик, в частности, сказано: "Доводы налогового органа о том, что первичные документы содержат недостоверные и противоречивые сведения (неверный адрес, КПП, наименование, печать, а также ФИО руководителя) не свидетельствуют об отсутствии хозяйственных операций. Доказательств того, что заявителю на момент исполнения работ было известно о переименовании общества "Орлан" в общество с ограниченной ответственностью "Октава", а также доказательств того, что работы фактически не исполнялись, налоговым органом не представлено".
Поскольку прежнее наименование позволяет однозначно и достоверно идентифицировать АО как реально действующую сторону в сделках с контрагентами и не может свидетельствовать о необоснованном получении им налоговой выгоды, у АО нет оснований для внесения изменений в первичные документы и счета-фактуры, полученные от контрагентов.
Считаем, что АО может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.
Для полного исключения налоговых рисков АО может обратиться с официальным запросом в свой налоговый орган.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании НК РФ и , НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Изменения в Гражданский кодекс внес . Поправки коснулись организационно-правовых форм юридических лиц. Перед тем, как перейти собственно к формам, отвечу на вопрос, который, наверняка, волнует большинство читателей - затронут ли новшества уже зарегистрированные компании. Закон предусматривает, что учредительные документы компаний, созданных до дня вступления в силу по правок, подлежат приведению в соответствие с нормами (в редакции Закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов.
Другими словами, изменения касаются всех компаний, но сейчас специально менять ничего не нужно.
Что, собственно, изменилось? Все юридические лица теперь можно разделить на два вида: корпоративные (коммерческие и некоммерческие) и унитарные организации.
Согласно , юридическим лицом признается «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Теперь из нормы «вычеркнуто» упоминание о том, что компании должны иметь самостоятельный баланс или смету. Зато в ней закреплено, что к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют права, относятся корпоративные организации.
Что, собственно, изменилось? Все юридические лица теперь можно разделить на два вида: корпоративные (коммерческие и некоммерческие) и унитарные организации...
В Гражданский Кодекс введена статья 65.1. В ней есть определение, что же такое корпоративные юридические лица. Это - компании, учредители которых обладают правом участия в них и формируют высший орган таких фирм. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. А вот компании, учредители которых не становятся их участниками и не при обретают в них прав членства, являются унитарными. К ним от носятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие компании, религиозные организации, публично-правовые фирмы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ к ранее созданным компаниям применяются определенные нормы главы 4 Гражданского кодекса в обновленной редакции. Связано это с тем, что некоторые формы юрлиц попросту «исчезли» из Кодекса. Например, ОДО. Поэтому к «пережиткам прошлого» нужно применять соответствующие положения измененной редакции ГК. К примеру:
Со дня вступления в силу Закона к ЗАО необходимо будет применять нормы главы 4 Гражданского кодекса об АО. Ведь по новым правилам акционерные общества больше не делятся на открытые и закрытые. Теперь будут существовать публичные и непубличные АО. Компании, отвечающие признакам публичных акционерных обществ, будут признаваться таковыми вне зависимости от указания этого факта в их фирменном наименовании.
Закон № 99-ФЗ внес и другие существенные изменения. Так, в новой редакции изложены, например, статьи, касающиеся порядка ликвидации юрлица. Предлагаю вам изучить схемы, из которых станет понятно, в каких же формах станет возможно создавать организации, начиная с 1 сентября.
Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.
Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона.
Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается.
Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия "обязательственные права" понятием "корпоративные права".
Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.
Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.
Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.
Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы:
До принятия Закона | После принятия Закона |
---|---|
Полное товарищество | Полное товарищество |
Товарищество на вере | Товарищество на вере |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) | Общество с ограниченной ответственностью |
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) |
|
Закрытое акционерное общество (ЗАО) | Акционерное общество (публичное/непубличное) (ПАО / НАО) |
Открытое акционерное общество (ОАО) |
|
Хозяйственное партнерство | Хозяйственное партнерство |
Производственный кооператив | Производственный кооператив |
Сбытовой (торговый) потребительский кооператив |
|
Государственное и муниципальное унитарное предприятие |
|
Потребительский кооператив | Потребительский кооператив |
Потребительское общество |
|
Жилищный кооператив |
|
Жилищно-строительный кооператив |
|
Гаражный кооператив |
|
Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив |
|
Общество взаимного страхования |
|
Кредитный кооператив |
|
Фонд проката |
|
Сельскохозяйственный потребительский кооператив |
|
Общественная и религиозная организация (объединение) | Религиозная организация |
Общественная организация |
|
Политическая партия |
|
Профессиональный союз (профсоюзная организация) |
|
Общественное движение |
|
Орган общественной самодеятельности |
|
Территориальное общественное самоуправление |
|
Частное учреждение | Частное учреждение |
Общественное учреждение |
|
Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное) | Государственное учреждение |
Государственная академия наук |
|
Муниципальное учреждение (казенное/ бюджетное/автономное) | Муниципальное учреждение (казенное/ бюджетное/автономное) |
Негосударственный пенсионный фонд |
|
Общественный фонд |
|
Благотворительный фонд |
|
Ассоциация и союз | Ассоциация и союз |
Некоммерческое партнерство |
|
Объединение работодателей |
|
Объединение профессиональных союзов |
|
Объединение кооперативов |
|
Объединение общественных организаций |
|
Торгово-промышленная палата |
|
Нотариальная палата |
|
Адвокатская палата |
|
Товарищество собственников жилья | Товарищество собственников недвижимости |
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество |
|
Автономная некоммерческая организация |
|
Казачье общество | Казачье общество |
Община коренных малочисленных народов РФ |
|
Государственная корпорация | |
Государственная компания | |
Публично-правовая компания |
ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.
Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:
Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:
Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм - покажет практика.
Практические сложности могут таить в себе и изменения, внесенные в абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ, который теперь сформулирован так: "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 182 ГК РФ) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом". Законодатель, сославшись на п. 1 ст. 182 ГК РФ, фактически приравнял органы юридического лица к его представителям, что не согласуется с иными нормами ГК РФ (например, нормами о представительстве, недействительности сделок, совершенных представителями и органами юридических лиц).
Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:
В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой определяется аффилированность.
Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:
В новой редакции статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.
Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.
Статья 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:
В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации - три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).
Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:
Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.
Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.
Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.
В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.
В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.
В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).
Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).