Система жизнеобеспечения самолета ил 38. Авиация россии

Противолодочный самолет Ил-38 (код НАТО - Мау) предназначен для поиска. слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 2000 км. Создан на базе пассажирского лайнера Ил-18. Работы по созданию противолодочного самолета начаты в 1960 г. в ОКБ им. С.В. Ильюшина. В 1965 г. приступили к летным испытаниям с полным комплектом БРЭО, а в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение. Всего было построено более 60 машин.

Ил-38 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения. Фюзеляж - балочной конструкции, с круглым поперечным сечением. К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. Фюзеляж имеет три поперечных разъема. От фонаря кабины летчиков до шпангоута №10 он герметизирован. В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор. бортинженер и радист; в задней, спиной к направлению полета, находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут». Для входа в гермокабину и аварийного покидания самолета в воздухе в обшивке фюзеляжа и в попу сделаны люки размерами 700x1000 мм, соединенные наклонной шахтой с гладкими металлическими стенками. Для аварийного покидания машины при посадке на воду предусмотрен верхний люк между шпангоутами №4 и №6 размерами 550x800 мм, а также люк для выхода на крыло. Из кабины экипажа можно после сброса давления перейти в негерметичную часть фюзеляжа по двум проходам. Под кабиной размещен отсек передней опоры шасси.

В средней части фюзеляжа расположены два термоизолированных бомбоотсека для буев и средств поражения. Управление створками отсеков - гидравлическое. Над передним отсеком установлен контейнер с двумя мягкими топливными баками общей емкостью 4200 л. За задним бомбоотсеком находятся контейнер под спасательный плот, вспомогательная силовая установка ТГ-16М, аккумуляторы 12САМ-28, кислородные баллоны и рулевые машины автопилота АП-6Е. В заднюю часть самолёта можно войти через дверь в правом борту размерами 900x1280 мм. Из задней части в центральную проложен трап, соединяющийся ступеньками с проходами вдоль заднего бомбоотсека.

Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла - кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжерон ной части со стрингерами и средними частями нервюр. Между лонжеронами во внешних частях центроплана расположены контейнеры для топливных баков. На центроплане закреплены четыре гондолы двигателей балочной конструкции и главные опоры шасси. Гондола внутреннего двигателя является обтекателем основной опоры шасси. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами. Закрылки - двухщелевой конструкции, с дефлектором - выдвигаются и отклоняются с помощью электромеханиэмов. Носок крыла оборудован электрической противо-обледенительной системой.

Хвостовое оперение - однокипевое. Рули - цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления - пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси - убирающееся трехопорное. Передняя опора - управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками. колеса имеют дисковые тормоза. Уборка и выпуск шасси, торможение и поворот передней опоры обеспечиваются гидроприводом. В случае отказа гидросистемы шасси после открывания замков выпускается под собственным весом и напором воздуха. Система торможения колес дублирована. При выходе из строя основной системы торможение производится с помощью азотногидравлической системы.

Силовая установка самолёта Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К (АИ-20 5-й серии) с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Мотогондолы разделены противопожарными перегородками из листов титанового сплава на три отсека. Газоотводные трубы изолированы от крыла воздушными каналами. Кольцевая камера в носке капота двигателя предназначена для подачи теплого воздуха, защищающего воздухозаборник от обледенения. Каждый двигатель имеет свою маслосистему (емкость - 228 л. заправка - 75%), причем часть маспа используется как рабочая жидкость для регулятора постоянных оборотов, ком ан дно-топ пивного агрегата, индикатора крутящего момента и систем флюгирования воздушного винта.

Топливная система автоматизирована и не требует вмешательства экипажа для поддержания нормального функционирования. Топливо размещается в 25 баках, питание раздельное для правых и левых двигателей. Баки в отъемных частях крыла и под фюзеляжи ой части центроплана - интегральные; во внешних частях крыла и в фюзеляже - мягкие. резиновые. Открытием крана кольцевания правые и левые группы баков объединяются в одну систему общей ёмкостью 34 200 л. Заправка топливом производится снизу через три горловины, сверху - через восемь.

Противопожарное оборудование предназначено для ликвидации пожара в гондолах двигателей и отсеке ТГ-16М. В случае возгорания двигателя или перед посадкой с убранным шасси надтопливное пространство под фюзеляжного бака-отсека заполняется нейтральным газом вручную. Системы тушения в гондолах двигателей и в отсеке ТГ-16М включаются автоматически, внутри двигателей - вручную. В кабине экипажа предусмотрены два переносных огнетушителя.

Система управления самолётом - механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Ё и триммеру руля высоты. Управление рулями высоты дублировано и разнесено по бортам фюзеляжа. На самолёте установлен автопилот АП-6Е, рулевые машины которого параллельно подключены к системе управления рулями высоты, рулю направления и элеронам. Управление триммерами руля направления и правого элерона - электрическое, триммерами руля высоты - механическое, закрылками - механическое, с электроприводом. На стоянке система управления стопорится из кабины.

Гидроазотная система состоит из основной, дублирующей и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема обеспечивает уборку и выпуск шасси, управление поворотом передних колес, торможение, работу стеклоочистителей, открытие и закрытие люков бомбоотсеков. Источники энергии - два поршневых насоса НП25-5 на внутренних двигателях и два гидроаккумулятора. Для затормаживания колес на стоянке служат еще два гидроаккумулятора. С помощью дублирующей гидросистемы открываются и закрываются грузовые и входные люки. Источник энергии - автономная насосная станция НС-14 с питанием от собственного электродвигателя. Основная и дублирующая системы имеют общий бак емкостью 49 л. Азотная система используется для аварийного торможения, герметизации и открытия входных люков в полете. Источник давления - баллоны.

Пилотажно-навигационное оборудование Ил-38 включает систему «Путь-4Б-2К». автопилот АП-6Е, точную курсовую систему ТКС-П, автоматическое навигационное устройство АНУ-1К, централь скорости и высоты полета ЦСВ-1М-1Б, центральную гировертикаль ЦГВ-10, дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ-5В, барометрический высотомер ВД-10К, вариометр ВАР-30, комбинированный указатель скорости КУС-1200. самописец К3-63.

В состав радионавигационного оборудования входят доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1. комплекс системы ближней навигации РСБН-2С, оборудование системы посадки СП-50, автоматический радиокомпас АРК-11 и радиовысотомер малых высот РВ-4. Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции Р-832М «Эвкалипт-С» и РСИУ-5В, связную К В-радиостанцию с передатчиком «Неон» и приемником УС-8, связную радиостанцию диапазона СВ «Пеленг», самолетное переговорное устройство СПУ-7 и магнитофон МС-61. К радиотехническому оборудованию относятся станция предупреждения об облучении СПО-2, ответчик диспетчерской службы СО-57М и рентгенометр ДП-3Б.

В вооружение самолёта Ил-38 входят буи, торпеды и противолодочные бомбы. Первый отсек предназначен для подвески буев РГБ-1 в кассетах, буев РГБ-3 и противолодочных бомб. Во втором отсеке размещаются буи тех же типов и торпеды. Для управления их сбросом служит специальный пульт, соединенный с ЦВМ. которая ведет учет количества оставшихся средств поиска и поражения. Последнее явно необходимо при наличии примерно 30 вариантов подвески буев, торпед и бомб. Так, в поисковом варианте самолёт несет до 216 буев РГБ-1 в девяти кассетах. Наиболее распространенным являлся вариант с 144 буями РГБ-1,10 РГБ-2 и двумя торпедами.

Система кондиционирования воздуха обеспечивает наддув и вентиляцию гермокабины, вентиляцию морских спасательных костюмов МСК-3, защиту смотровых стекол кабины от внутреннего запотевания, обогрев бомбоотсеков. турбогенератора ТГ-16М и контейнера под спасательный плот ПСН-6А. Питание системы - воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей. Кислородное оборудование самолёта обеспечивает жизнедеятельность экипажа на больших высотах и в случае аварийного покидания машины в воздухе. Запас кислорода хранится в баллонах общей ёмкостью 692 л.

Противообледенительная система крыла, оперения и воздушных винтов - электротепловая, энергия к ней подается циклически. Обогрев воздухозаборников и входных направляющих аппаратов двигателей выполняется горячим воздухом. отбираемым от компрессоров. О начале обледенения сообщает сигнализатор С0-4А, установленный на входных каналах двигателей. На наружной поверхности фонаря в поле зрения правого летчика установлена небольшая профилированная стойка, снабженная штырем, разделенным на участки по 10 мм. Это помогает визуально оценивать толщину слоя льда, нарастающего на носках крыла и оперения.

В состав аварийно-спасательного оборудования входят парашюты, укомплектованные носимым аварийным запасом, кислородные приборы КП-23, надувной спасательный плот ПСН-6 со средствами сигнализации и аварийными запасами и морские спасательные костюмы МСК-3. Все санитарно-бытовое оборудование размещено в гермокабине. Оно включает буфет, койку, аптечку и санузел. В верхней части буфета находятся две электроплиты УЭК-2, в нижней - продукты и посуда.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 7
Скорость, км/ч:
максимальная 685
крейсерская 400
Практический потолок, м 10000
Дальность, км:
перегоночная 8500
действия 2000
Масса, кг:
максимальная взлетная 66000
пустого самолета 34030
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 1300
Длина пробега (при нормапьной посадочной массе), м 850
Габариты самолета, м:
размах крыла 37,42
длина 40,075
высота 10,16
Двигатель: ТВД АИ-20М, л.с. 4 по 4250

14 июля ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» объявило о завершении ремонта и модернизации противолодочного самолета Ил-38Н. В ходе последних работ специалисты организации провели ремонт строевого самолета Ил-38, а также модернизировали его, значительно обновив состав бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Обновленный Ил-38Н стал первым самолетом в серии техники, модернизируемой по заказу министерства обороны. В соответствии с существующим контрактом в ближайшем будущем ремонт и модернизацию пройдут еще четыре противолодочных самолета авиации ВМФ.


На следующий день после публикации сообщения о завершении работ на аэродроме KBB им. М.М. Громова в Жуковском состоялась торжественная церемония передачи самолета, в которой приняли участие руководители фирмы «Ильюшин» и представители 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (г. Ейск). После завершения церемонии самолет отправился к месту базирования, в Ейск.

Модернизированный самолет Ил-38Н с бортовым номером «19 желтый» по согласованию с командованием морской авиации ВМФ был назван в честь Радия Петровича Папковского. Этот конструктор фирмы «Ильюшин» внес большой вклад в создание противолодочных самолетов Ил-38, а также стоял у истоков проекта Ил-38Н.

Целью нового проекта Ил-38Н является проведение ремонта и установка нового оборудования на имеющиеся в войсках противолодочные самолеты. В ходе переоснащения строевые самолеты Ил-38 должны проходить ремонт с продлением ресурса, а также получать новое радиоэлектронное оборудование. Главным элементом нового комплекса аппаратуры является поисково-прицельная система «Новелла-П-38», разработанная в ОАО «Ленинец».

По имеющимся данным, новая система «Новелла-П-38» значительно расширяет возможности противолодочных самолетов. Самолет Ил-38Н, несущий подобное оборудование, способен находить воздушные цели на дальностях до 90 км и следить за надводными объектами в радиусе 320 км. Автоматика способна отслеживать до 32 целей вне зависимости от их положения. Работой системы управляют два оператора и командир. Рабочие места расчета системы оснащены современным оборудованием, в том числе жидкокристаллическими мониторами.

Помимо поисково-прицельной системы «Новелла-П-38» в состав радиоэлектронного оборудования модернизированного самолета входит ряд другого оборудования. Все элементы комплекса электроники связаны при помощи специальных шин, позволяющих изменять состав оборудования в соответствии с требованиями заказчика. По мнению генерального директора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Юрия Юдина, был создан полноценный аналог современного американского противолодочного самолета P-8 Poseidon, эксплуатация которого началась в конце прошлого года.

Характеристики самого самолета Ил-38Н и установленной на нем аппаратуры позволяют вести продолжительное патрулирование в заданном районе, производить поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам или кораблям. Кроме того, самолет способен самостоятельно атаковать подлодки противника, для чего может нести до 9 тонн вооружения, от торпед до ориентирных морских авиабомб, предназначенных для целеуказания другим самолетам. Также следует отметить, что самолеты Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской дракон»), в прошлом десятилетии переоборудованные по схожему проекту и поставленные ВМС Индии, способны применять противокорабельные ракеты Х-35 или Sea Eagle. Вероятно, российские самолеты в будущем тоже получат такую возможность.

Проект Ил-38Н разрабатывался с конца девяностых годов. В начале двухтысячных стартовали испытания, затянувшиеся на несколько лет. Одновременно с разработкой и испытаниями самолетов для ВМФ России компания «Ильюшин» занималась созданием аналогичного проекта для нужд военно-морских сил Индии. В рамках проекта Ил-38SD российские специалисты модернизировали шесть индийских самолетов базовой модели, установив на них новое оборудование. Последний из переоборудованных самолетов был передан заказчику в 2010 году. В настоящее время в строю остаются только четыре Ил-38SD.

Испытания самолета-прототипа (б/н «19 красный»), оборудованного по проекту модернизации для ВМФ России, стартовали в 2001 году. Через несколько лет к испытаниям был привлечен еще один прототип, б/н «15 желтый». По завершении испытаний, в 2012 году, этот самолет был официально передан Северному флоту, однако сведения о его эксплуатации отсутствуют.

Самолет Ил-38Н, переданный на днях морской авиации ВМФ, стал первым бортом, отремонтированным и модернизированным в соответствии с контрактом от 2012 года. В мае 2012-го Минобороны заказало фирме «Ильюшин» ремонт и обновление пяти строевых самолетов Ил-38. За выполнение контракта авиастроители получат 3,45 миллиарда рублей. В программе работ задействованы несколько предприятий. Так, ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» осуществляет общую координацию работ, ремонт самолетов проводит 20-й авиаремонтный завод (г. Пушкин), а установкой нового оборудования занимается московский ЭМЗ им. В.М. Мясищева.

Выбранный путь модернизации существующей техники, по мнению специалистов, полностью оправдывает себя. Издание «Взгляд» цитирует начальника 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации генерал-майора Алексея Сердюка, по словам которого после модернизации поисковая производительность самолета увеличилась в четыре раза по сравнению с базовой моделью. Это означает, что один Ил-38Н может контролировать такую же территорию, что и четыре Ил-38. Подобное увеличение характеристик позволяет значительно повысить возможности морской авиации без больших затрат на строительство новых самолетов с нуля.

В настоящее время в морской авиации ВМФ России имеется более полусотни самолетов Ил-38. Три самолета (в том числе два прототипа, один из которых с 2012 года приписан к Северному флоту) уже переоборудованы в новую модификацию. В марте этого года генеральный директор фирмы «Ильюшин» Виктор Ливанов рассказал, что до 2020 года предполагается отремонтировать и модернизировать 28 самолетов Ил-38. При этом Ливанов отказался раскрыть какие-либо подробности проекта модернизации, сославшись на его секретность. Вполне возможно, что после Ил-38Н был создан новый проект обновления противолодочных самолетов. Пока же авиастроители занимаются выполнением контракта 2012 года. Второй переоборудованный Ил-38Н может быть передан заказчику в течение нескольких следующих месяцев.

http://airwar.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Немалое значение сейчас уделяется разработкам перспективной военно-морской техники. И оборонительные воздушные комплексы пилотируемой и беспилотной противолодочной патрульной авиации являются не менее значимыми, чем проекты кораблей класса «корвет» или «фрегат». Многократное уменьшение шумности современных многоцелевых атомных подводных лодок, а также появление сверхмалошумных анаэробных ВНЭУ, позволяющих неатомным подлодкам находиться под водой более месяца определило необходимость в модернизации большого количества имеющихся противолодочных самолётов Ил-38, а также Ту-142М3.

Дело в том, что уменьшение шумности современных ПЛ позволяет им оставаться практически невидимыми даже для самых высокочувствительных ГАК уже начиная с первой дальней зоны акустической освещённости, т.е. 40 и более километров от ГАС, благодаря чему они способны обойти корабельные ударные группировки с большими противолодочными кораблями и приблизиться на дистанцию возможного применения ракетного вооружения (СКР BGM-109C/D и др.).

И в этом случае именно патрульный противолодочный самолёт способен поправить ситуацию: полное оперативное превосходство над кораблями даёт возможность за равный участок времени просканировать своим прицельно-поисковым комплексом гораздо больше подводного пространства и перекрыть подводные участки, недосягаемые для «просмотра» корабельными ГАК. В морской авиации России существует два основных противолодочных комплекса, проверенных временами холодной войны — Ил-38 и Ту-142. Их БРЭО от недавнего времени не соответствует современным угрозам, поэтому и по одному и по второму самолёту стартовали программы по глубокому усовершенствованию систем навигации, поиска целей и обработки информации. В планах создание «цифровых бортов» для как можно большего количества самолётов.

Однажды мы уже готовили материал относительно дальнего противолодочного самолёта Ту-142М3. Его радиус действия без дозаправки составляет 6500 км, что наделяет его способностью «охоты» за АПЛ НАТО и США в самых удалённых участках Мирового океана (Западной Атлантике или АТР). Ведётся модернизации более 20 таких самолётов, а также ведутся работы по совершенно новому противолодочному самолёту. Доработанные Ту-142М3 сейчас являются классовым аналогом американского P-8C «Орион».

Но в ближней обороне морских рубежей страны гораздо более важную роль играют самолёты типа Ил-38, — противолодочные самолёты «на каждый день». Их цель – защита ближних рубежей стратегических оперативных направлений в омывающих морях и океанах от атомных ударных подводных лодок противника, несущих крылатые ракеты, способные причинить огромный ущерб материальному состоянию страны в любом региональном неядерном конфликте.

В мае 1961 года были поставлены основные тактико-технические требования к патрульному противолодочному самолёту Ил-38, который создавался на базе пассажирского Ил-18В. И уже летом-осенью 1965 года прошли испытательные полёты с использованием прицельно-поисковой системы «Беркут» , доводка которой продолжалась около 8 лет. Система представляла собой достаточно сложное на то время оборудование: БЦВМ для обработки акустической информации с поисковых РГБ-1, корректирующих РГБ-3 и РЛС «Инициатива». Радиогидроакустические буи позволяли обнаруживать подводные лодки в радиусе 60 км в состоянии штиля или небольшого волнения моря.

На испытаниях самолёты Ил-38 зарекомендовали себя хорошо и пошли в серийное производство. И уже в 1975-м году был подписан первый контракт между СССР и Индией, которая нуждалась в создании достойной ПЛО от пакистанских ДЭПЛ французской постройки «Дафне». Самолёт вполне удовлетворял требованиям ВМФ СССР/России и заказчиков вплоть до конца 90-х гг., пока во флотах стран НАТО, Японии не появились шведские ДСЭПЛ типа «Gotland», немецкие ДЭПЛ типа «U-212» и японские ДЭПЛ/ДСЭПЛ типа «Оясио». Основную же угрозу представляли 3 американские МАПЛ класса «Sea Wolf», которые на тот момент были одними из самых тихих и «зрячих» ударных ПЛ в Мире, приближающихся по ТТХ к современному отечественному проекту 885 «Ясень». Тогда и стали задумываться о модернизации Ил-38Н.

Модернизацию самолётов Ил-38 до версии «Н» курировал известнейший авиаконструктор ОКБ Ильюшина Радий Папковский ещё с начала 90-х гг., именно в честь него и был назван первый модернизированный Ил-38Н , который после передачи Военно-морскому флоту сразу отправился на авиабазу 859-го Цента боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации в кубанском городе Ейск.


Все Ил-38 требуют срочной модернизации до версии «Н». Ниже приведено фото АРМ операторов устаревших P-3C «Орион»

Самолёт получил совершенно новый цифровой поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38», и список выполняемых задач был значительно расширен. Комплекс «Новелла», производимый ОАО «ХК» Ленинец», является изделием высоких технологий: помимо стандартной РЛС обнаружения морских надводных целей и БЦВМ обработки акустических данных (в ППС «Беркут»), «Новелла-П-38» имеет ряд вспомогательных пассивных датчиков и систем радиоэлектронной и оптико-электронной разведки для определения намерений противника на морском ТВД.

Станция РЭР способна обнаруживать источники радиолокационного излучения (корабельные РЛС/МРЛС систем ПВО), перехватывать каналы тактической радиосвязи в самом широком диапазоне волн: по частоте излучения определять, «обзорный» или «стрельбовой» режим использует РЛС противника, а также передавать данные, необходимые для постановки РЭП другим подразделениям.


На изображении операторская с рабочими местами комплекса «Новелла-П-38» (Ил-38Н) (отставание полностью ликвидировано)

«Новелла-П-38» имеет и оптико-электронный комплекс ТВ/ИК-диапазона «Ланнер-А». Комплекс устанавливается в герметичной гиростабилизированной турели, размещённой под носовым обтекателем Ил-38Н. Работает в простых и осложнённых метеоусловиях, имеется возможность обнаружения человеческих силуэтов и спасательных плотов в воде в ходе поисково-спасательных операций. «Ланнер-А» способен работать и по наземным объектам, что даёт «Ильюшину» некоторые возможности разведывательного Ту-214Р. «Ланнер-А» (НВ-0101) имеет зону обзора по азимуту 200 градусов, по углу места от -20 до +115 градусов.

Радиолокационный комплекс высокого разрешения способен обнаружить F/A-18E на расстоянии до 85 км, РКр класса «Тикондерога» — 300 км. Пропускная способность – не менее 50 целей. Данная система гораздо более совершенная, чем та, что установлена на американские «Орионы», британские «Нимроды» и французские «Атлантики ATL3».

Комплекс обнаружения магнитных аномалий устанавливается в хвостовой части самолёта, он может определять расчётное место присутствия металлического подводного объекта (ПЛ) по изменению геомагнитного поля: уйти от этой системы не сможет ни современная ДСЭПЛ «Сорю», ни «Скорпене».

Командно-штабное применение в связке с Су-34

Мало где упоминается, что Ил-38Н может использоваться в связке с самым массовым и совершенным тактическим истребителем-бомбардировщиком Су-34. Этот самолёт также имеет детектор магнитных аномалий, способен функционировать в системе ПЛО и обрабатывать информацию от 72 РГБ. Радиолокационный комплекс и противолодочные системы «Сушки» разработаны всё той же холдинговой компанией «Ленинец», благодаря чему Су-34 и Ил-38Н могут действовать в единой системе ПЛО с помощью командно-тактического связного оборудования установленного на Ил-38Н.

В ходе подобной совместной операции звено или даже эскадрилья Су-34 может быть распределена между несколькими обширными морскими/океанскими секторами: вся получаемая информация будет передаваться на АРМ операторов Ил-38Н (выступающим командно-штабным самолётом), где будет сформирована общая картина подводной и надводной обстановки целого оперативного направления, передаваемая в цифровом виде в Главный штаб ВМФ России.

Такая «связка» сможет проконтролировать любое стратегическое направление: от Балтийского до Северо-Западного, что ликвидирует отставание временно слабой системной увязки наших противолодочных кораблей перед западными КУГ с участием «Иджис-кораблей». Не зря именно многоцелевой Су-34 сейчас в наиболее массовой серии. Помимо этого, Су-34 способны прикрывать Ил-38Н от палубной истребительной авиации противника, так как сами умеют вести воздушный бой.

Для ВМС Индии разработана модификация самолёта Ил-38SD (“Sea Dragon”) с одноимённой ППС «Морской Змей» система обладает аналогичными параметрами радиолокационного комплекса, что и «Новелла», отсутствует только элементная база системы радиоэлектронной разведки, которая ещё долго будет засекречена и не разрешена для экспорта.

Вооружение самолёта представлено противокорабельными ракетами Х-35У, различными современными активно-пассивными РГБ, торпедами АТ-1/2, глубинными и осветительными бомбами, общая нагрузка может доходить до 8,5 тонн. АРМ двух операторов имеют 4 широкоформатных ЖК МФИ, каждый из которых может в одном интерфейсе открывать одновременно несколько информационных окон БРЭО (одновременно ПО РЛК и ГАС или тактическую карту), командир имеет более крупный дисплей информации. Ил-38Н может на удалении 1000 км от берега контролировать морскую зону протяжённостью до 2500 км, совместно с эскадрильей Су-34 – до 5 – 7 тыс. км, продолжительность дежурства может быть увеличена при наличии самолёта-танкера Ил-78М.

30 июня Военно-морской флот России получил 5-й модернизированный Ил-78М «Фёдор Золотухин». В данный момент поэтапно модернизируются и распределяются по флотам все самолёты этого типа, именно от них зависит сейчас безопасность морских подступов к России.

Окончание Второй мировой войны не принесло мира и покоя человечеству. Потребовалось буквально несколько лет, чтобы бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали заклятыми врагами, начав масштабное противостояние, известное сегодня как Холодная война. На протяжении десятилетий США и Советский Союз соревновались друг с другом в создании смертоносных средств уничтожения. Бескомпромиссная борьба шла на земле, в воздухе, на море и даже под его поверхностью…

В 50-е — 60-е годы натовские подводные ракетоносцы без опаски несли боевое дежурство в Средиземном и Норвежском море, Тихом и Атлантическом океане. В то время советский атомный подводный флот только начинал делать первые шаги и противостоять новой угрозе он не мог. Поэтому в Советском Союзе решили пойти другим путем и сделать упор на развитие противолодочной авиации.

Ил-38 стал первым советским дальним противолодочным самолетом. Его разработка началась в 1957 году, а в 1961 году машина впервые поднялась в воздух. Активная эксплуатация самолета началась в 1969 году. Созданием противолодочного самолета Ил-38 занималось ОКБ Ильюшина, основой для новой машины стал пассажирский лайнер Ил-18. Выпуск Ил-38 был налажен на авиазаводе №30, он продолжался до 1972 года. За это время было выпущено 65 самолетов.

Ил-38 долгие годы находился на эксплуатации авиации советского военно-морского флота, после распада СССР она продолжилась в ВМФ России. Ил-38 – настоящий самолет-ветеран – и сегодня находится в строю. Еще пять машин модификации Ил-38SD состоят на вооружении ВМС Индии. В 2016 году были завершены испытания модернизированного варианта самолета Ил-38Н для российского военно-морского флота, оснащенного новым противолодочным комплексом «Новелла».

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов ознаменовались новым витком напряженности между Советским Союзом и странами Запада. А в 1954 году в состав ВМС США была принята первая в мире подводная лодка с атомной силовой установкой – USS Nautilus. И это было только начало грандиозного противостояния в глубинах океана…

В это время американцы и их союзники смогли добиться значительных успехов в области ракетостроения. Уже в конце 50-х годов в США были созданы баллистические ракеты «Поларис», предназначенные для размещения на борту атомных подводных лодок. Таким образом, США получили новую стратегическую систему вооружений, мобильную, обладающую значительной скрытностью, а потому трудноуязвимую и очень опасную. С 1960 года американские подводные «убийцы городов» начали регулярное боевое дежурство, нацелив свои ракеты на территорию СССР. Вскоре к ним присоединились британские и французские подлодки.

В середине 50-х годов США приступили к созданию знаменитой противолодочной системы SOSUS, первые элементы которой были развернуты в Тихом и Атлантическом океане. Советский Союз не имел ресурсов, чтобы ответить американцам симметрично, да и отставание в области гидроакустики не позволяло создать аналогичную систему.

Примерно в эти же годы в СССР велись активные исследовательские работы относительно способов противодействия новой подводной угрозе. Их результатом стала новая концепция борьбы с АПЛ, в ходе реализации которой был создан противолодочный комплекс первого поколения «Баку». Несмотря на определенные недостатки, им стали оснащать вертолеты Ка-25ПЛ и самолеты-амфибии Бе-12. Была попытка оснастить им и бомбардировщики Ту-16, но она была признана неудачной.

В августе 1957 года главнокомандующий ВМС СССР адмирал Горшков предложил создать на базе перспективного пассажирского лайнера Ил-18 противолодочный самолет дальнего радиуса действия, вооруженный крылатыми ракетами К-18. Его планировали использовать для уничтожения вражеских подводных лодок на дистанциях от 500 до 1 тыс. км от своего побережья. В том же году увидело свет правительственное постановление дающее старт этому проекту. Тогда же в ОКБ Ильюшина был отправлен пакет тактико-технических требований к новой машине. Следует отметить, что на тот момент альтернативы Ил-18 просто не существовало, создание самолета ПЛО с нуля потребовало бы много времени и ресурсов.

В 1959 году начались работы над созданием нового противолодочного комплекса «Беркут».

Любопытно, что примерно в этот самый период созданием противолодочного самолета озаботились и американцы. Новая машина должна была заменить патрульный «Нептун», стоявший на вооружении ВМС США.

4 мая 1961 года главкомом ВВС были утверждены характеристики нового противолодочного самолета. Согласно этому документу, тактический радиус машины должен был составлять 2 тыс. км, время нахождения в районе патрулирования не меньше трех часов. Представить самолет без комплекса специального оборудования предписывалось к 1962 году.

В 1961 году состоялась защита эскизного проекта Ил-38, оснащенного прицельно-поисковой системой «Беркут». Жаркие дебаты вызвало решение авиаконструкторов не оснащать самолет оборонительным вооружением. У летчиков это вызвало недоумение. Доказывать правоту разработчиков пришлось самому Ильюшину. Он считал, что установка пушечного или ракетного вооружения на самолете лишь приведет к увеличению массы машины, абсолютно не улучшив ее оборонительные возможности.

Кроме того, обсуждалась возможность вооружения нового противолодочного самолета ракетами типа «воздух-поверхность», а также безопасность экипажа и вероятность его спасения в случае аварийной посадки на воду.

Ил-38 предполагалось вооружить глубинными бомбами и противолодочными самонаводящимися торпедами. Для самолета разрабатывалась специальная торпеда ПЛАТ-2 (АТ-2).

Первый полет переделанного авиалайнера Ил-18 без вооружения и противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 года. Он прошел в штатном режиме, задания, поставленные перед испытателями, были выполнены.

Следует отметить, что по сравнению с базовой моделью Ил-38 претерпел значительные изменения. В фюзеляже самолета появились два обогреваемых отсека, в которых планировалось разместить буи, торпеды, глубинные бомбы. Крыло было перенесено вперёд и изменена его конструкция. Ил-38 получил дополнительный топливный бак, была усовершенствована система управления машиной.

В 1962 году был представлен макет самолета с противолодочным комплексом «Беркут». На нем шла отработка размещения оборудования и вооружения, испытывались разные варианты компоновки. 10 марта 1963 года комплекс был установлен на самолет и начался второй этап испытаний, всего было выполнено 147 полетов. Их результаты были признаны неудовлетворительными.

Государственные испытания Ил-38 проводились на Черном море, они стартовали в середине 1965 года и продолжались до декабря. В итоге самолет вместе с комплексом «Беркут» был рекомендован к принятию на вооружение, но нареканий на его работу было предостаточно. Перечень недостатков первой категории, то есть тех, что нужно было устранить до начала эксплуатации, состоял из 93 пунктов. Возможно, именно по этой причине в период серийного производства было изготовлено всего 65 самолетов Ил-38 – в четыре раза меньше, чем предполагалось изначально.

После исправлений выявленных дефектов и недостатков Ил-38 был принят в эксплуатацию. Это произошло только в начале 1969 года.

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

В 2002 году во время авиашоу разбились два Ил-38 индийских ВВС. Экипажи обоих самолетов погибли.

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Весь фюзеляж можно пройти от передней кабины пилотов до хвостового технического отсека.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Шасси самолета состоит из двух основных и передней стойки. Основные стойки расположены в мотогондолах внутренних двигателей и имеют четырехколесные тележки. Передняя двухколесная стойка находится под кабиной экипажа.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Ил-38 может принимать на борт противолодочные бомбы, мины, спасательные контейнеры. При этом следует отметить, что прицела для бомбометания у самолета нет, поэтому сброс производится «на глаз».

Модернизация Ил-38

Уже первые годы эксплуатации Ил-38 показали его низкую эффективность. Причиной этого была недоработанность поисково-прицельного комплекса. По мнению специалистов 33-го ЦБП Морской авиации Ил-38 был на целый порядок (в 8-10 раз) менее эффективен в поиске подводных лодок, чем его американский аналог патрульный самолет «Орион».

Необходимость модернизации поисково-прицельного комплекса самолета стала очевидна практически сразу после принятия машины на вооружение. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но распад СССР едва не поставил крест на этом проекте. К счастью, им заинтересовались индусы, у которых на вооружении также стояли Ил-38. Самолет с новым противолодочным комплексом получил обозначение Ил-38SD, всего для ВВС Индии было модернизировано шесть машин. Позднее было принято решение улучшить аналогичным образом и отечественные Ил-38.