СУ-100, последняя самоходка, выпущенная на заводе УЗТМ
Самоходки СУ-100 пошли на фронт в ноябре 1944 года с завода УЗТМ и их выпуск продолжался после войны. Модель СУ-100, что предлагает «Звезда», больше всего подходит для сборки машины послевоенного периода. Я же попробую сборку модели СУ-100 от Звезды, наиболее приближенную к периоду выпуска конца декабря 1944 — января 1945 года.
В результате увеличения толщины верхней лобовой брони машины до 75-ти мм при соединении ВЛД с литой балкой образовалась ступенька. Такая ситуация на СУ-100 сохранялась до конца войны.
СУ-100. Ранний тип сварки ВЛД и НЛД с передней литой балкой
«Звезда» предлагает послевоенный вариант стыка передней балки и верхней броне-плиты СУ-100. Этот момент обязательно нужно будет доработать.
Модель СУ-100 от Звезды. Изменяем форму стыка литой балки и верхней ВЛД на модели
«Звезда» дает позднюю форму грязевых щитков, которые начали устанавливать на машину в послевоенное время. Форма щитков военного периода на СУ-100 была полукруглой и совпадала со щитками, устанавливаемыми на танки Т-34
Щитки однозначно под замену. Делать буду из жести. Так же нужно будет сделать «лючки» на боковых стенках, которые нужны были для установки механизма натягивания гусениц.
Модель СУ-100 от Звезды.Передний грязевой щиток послевоенного образца.
Вертикальная створка люка заряжающего на корпусе СУ-100 сохранялась до марта 1945 года. Створку убрали в ходе модернизации деталей корпуса с целью уменьшения образования трещин в броне при изготовлении деталей.
Вертикальная створка люка заряжающего на СУ-100
У сборной модели СУ-100 от «Звезды» она отсутствует, буду делать. В общем то, ничего сложного. Ну, с петлями придется немного повозиться. Плюс не забыть сымитировать гужоны на створке люка.
Модель СУ-100 «Звезда». Место под вертикальный люк.
Верхняя створка люка заряжающего — петли имеют 6 шарниров, на правой петле располагается фиксатор люка в открытом состоянии.
На модели СУ-100 от Звезды необходимо переделать форму петель и сымитировать фиксатор люка.
Модель СУ-100 от Звезды. Люк заряжающего
У створок люка панорамы необходимо сделать фиксаторы, которые приваривались к шарнирам, а так же имитацию торсионов из проволоки.
Модель СУ-100. Детали люка панорамы на модели
Крышка люка самохода стала толще, по сравнению с СУ-85, так как увеличилась толщина лобовой брони, и для того, чтобы не возникало путаницы при сборке, крышку люка механика-водителя СУ-100 стали маркировать буквой «Р.», что, по всей видимости, означало «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г.
К сожалению, на смоле от «Комлекта ЗИП», как и на детали люка для модели СУ-100 от «Звезды» буквы нет и придется делать ее самостоятельно из литника. Скорее всего придется повозиться с приклеиванием ее на смоляную деталь.
До 1945 года соединение этих деталей делалось «в шип», что, при сварке, приводило к частому возникновению трещин на закаленных листах брони. С января 1945г, это соединение стали делать «встык».
Ранний тип стыка боковой и задней стенки рубки в «шип-паз» СУ-100 Белгород
Поздний тип стыка боковой и задней стенки рубки «встык» СУ-100 Белгород
Имитировать соединение «встык» на модели СУ-100 от «Звезды» будет достаточно просто. Для этого пластиком нужно будет нарастить выступы боковых стенок рубки и имитировать сварные швы.
Имитация стыка боковой и задней броне-плиты рубки модели СУ-100 Звезда
Косынки сохранялись в конструкции машины до мая 1945года. Их убрали в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности появления трещин при сварке деталей корпуса.
У «Звезды» они отсутствуют, буду делать их из пластика с имитацией сварных швов.
Модель СУ-100. Треугольные косынки за рубкой
На кормовой броне-плите заменю болты, они «замыленные» какие-то в наборе. Использовать буду метизы от «MasterClub», (артикул: MC435036, головка болта под ключ, диаметр: 0.9мм)
Поручень на спонсоне командирской башенки появился с января 45 года, при этом прямой поручень на правом борту стал немного короче. Еще один поручень находился рядом с броне-колпаками вентиляторов, ближе к правому борту машины. Все поручни буду, как обычно, делать из подходящей проволоки. Нашел в сети , буду использовать его.
Поручень рядом с броне-колпаками вентиляторов СУ-100
На нижнем лобовом листе у самоходок располагался лючок доступа к узлу регулирования натяжения правой гусеницы машины. В пластике он никак не представлен. Его наличие даст дополнительную деталировку модели, скорее всего буду его имитировать.
Использовались литые вафельные траки производства УЗТМ. Тот ужас, что идет в наборе будет заменен просто отличными по соотношению цена/качество наборными траками от MSD.
Сплошные резиновые бандажи катков, вместо прежних перфорированных использовались с апреля 1944 года.
В наборе с бандажами все в порядке, но вот наличие гайки на оси катка не соответствует реальности.
Катки в наборе СУ-100 от Звезды
Как-то исправить это малыми силами не представляется возможным. Вариант приобрести набор катков от «Комплект ЗИП», артикул: 35024 , либо забить на это и оставить все как есть.
В отличии от Т-34 на СУ-100 использовались удлинненые до 5-ти метров буксировочные тросы (с марта 1945года — 6.5 метров). В наборе они даются в пластике с масштабной длинной 3.5м. Использовать буду купленный по случаю трос от «Микродизайн». В «М-хобби» дано подробное описание укладки тросов на машину.
С января 45-го года использовался поздний унифицированный тип крепления топливных баков стальными лентами к площадкам в верхней и нижней части ложементов. Нужно будет подробнее разобраться с конструцкией. Я еще не определился, будут ли на модели баки (походный вариант) или нет (боевой варинат). Баки на СУ-100 использовались только как канистры для топлива и не имели соединения с топливной системой машины.
Перед началом работы подготовил скомпонованные чертежи СУ-100 выпуска 1944-45 годов в масштабе 1:35.
Чертежи готовы для печати на листах формата А4. Взяты из журнала «М-Хобби» и более удобно скомпонованы для печати на отдельных листах, что удобно при постройке модели.
В постройке буду использовать металлический ствол, фары от Elf, смоляные детали от «Комплект ЗИП», решетки МТО из фото-травления «Микродизайн». Подробнее о дополнениях можно посмотреть . Будет сделана имитация сварных швов, там где это необходимо ну и по ходу стройки обязательно найдется что-то, что можно будет доработать.
В этой статье я постарался описать все существенные моменты, которые необходимо сделать, чтобы получить машину наиболее близкую к времени выпуска января 1945года.
Задумка сделать РУ модель легендарного МИГа или СУ появилась у меня давно. С удовольствием смотрел ролики полетов моделей, полеты настоящих МИГ и СУ, знакомился с конструкциями моделей, собирал материалы по технологии изготовления, собрал подборку фотографий, по которым впоследствии сделал эскизы своей будущей модели. И процесс пошёл!
Технические характеристики модели
Двигатель Turnigy 2836 / 9 - 950 - 70 грамм.
Аккумулятор 3S / 1,8 A. - 130 грамм.
Регулятор 20 А - 15 грамм.
Приемник - 15 грамм.
2 шт. сервы (10 грамм) - 20 грамм.
Общий вес электроники = 250 грамм.
Вес планера с шасси - 370 грамм.
Полетный вес - 620 грамм.
Длина модели - 105 см.
Размах крыла - 86 см.
Площадь крыла - 23 кв. дм.
Нагрузка на 1 кв. дм. - 27 грамм.
Винт GWS 8040, тяга 520 грамм, ток 8 А.
Винт GWS 9050, тяга 800 грамм, ток 10,5 A.
Тяговооруженность = 0,84 - 1,3 в зависимости от винта.
Все элементы модели сделаны для прочности из двух слоев предварительно склеенной потолочки - это крыло, кили, стабилизатор, оба воздухозаборника и верхняя часть фюзеляжа.
Виду отсутствия импеллера с необходимой тягой, было решено делать модель с толкающим винтом
Вначале склеил листы из двойной потолочки и вырезал несущую конструкцию модели.
Размеры приведены на фотографии.
Вклеил боковые стенки воздухозаборников. Для прочности установил на шипах.
Вырезал кили, но пока не приклеивал, это примерка.
Конструкция немного прорисовывается.
Верхняя часть фюзеляжа и воздухозаборники обеспечивают продольную жесткость конструкции.
Внутри фюзеляжа вклеены шпангоуты из потолочки. Верх фюзеляжа из одного слоя потолочки.
Аккумулятор 3S / 1,8 Ампер разместился в кабине пилота.
Нос сделан из трех склеенных пластин 20 мм пеноплекса. Нос делал отдельно. Приклеен уже после изготовления и подгонки. Затем окончательно обработал и придал ему требуемую форму.
Половинки стабилизаторов (рули высоты) имеют раздельные оси вращения. Оси сделаны из аллюминиевых трубочек Ф5мм (от "польских" телеантенн). Каждая ось вращается своей сервой.
Передатчик с функцией микширования элеронов и рулей высоты. К выходу 1го канала
приемника подключается серва правого крыла. К выходу второго канала приемника
подключается серва левого крыла. При этом «Y» кабель не требуется.
Оси вклеены в рули высоты на 2/3 и обеспечивают им жёсткость. Левая и правая оси проходят насквозь через левый и правый воздухозаборник соответственно. В местах, где проходят оси, с внешних сторон каждого воздухозаборника приклеил пластинки 15х15 мм из стеклотекстолита 1 мм. В них отверстия по Ф осей. С наружных сторон воздухозаборников примыкают рули высоты. С внутренних сторон боковин оси выступают на 10 мм. На концы одеты шайбы и зафиксировано эпоксидкой.
Правая серва в канале воздухозаборника, качалка и тяга правого руля.
Аналогично левая серва.
Приклеил кили.
Начал частичное оклеивание модели скотчем и размещение в воздухозаборниках бортовой электроники.
Чтобы винт 9050 при взлете с земли, когда модель задирает нос, не касался земли, мотораму двигателя пришлось установить на дополнительной подставке из пеноплекса 30 мм. Моторама проходит насквозь подставки и вклеена.
По бокам воздухозаборников приклеены отрезки линеек, которые выполняют роль шасси. В основании линейки опираются на площадки 20х30 мм (из линейки), которые приклеены к крылу и таким образом разгружают давление на крыло от шасси, что защищает крыло от повреждения при грубой посадке.
Крылышки. Вырезаны отдельно из двойной потолочки и приклеены к основной конструкции. Внутри для усиления проходит бамбуковая палочка.
Вначале был установлен двигатель 2210N / 1000 kv, так как планировал уложиться в 470 - 500 грамм веса, но после первого испытательного полета двигатель заменил на Turnigy 2836 / 9 - 950 kv.
Как я уже говорил, элероны решил не делать (что было ошибкой!) Поэтому наличие элероноы просто
нарисовал маркером. Теперь надо будет исправлять эту ошибку.
Для быстрого доступа к аккумулятору, кабина пилота съёмная, на магнитике.
Для хорошей читаемости модели в небе, снизу оклеил её таким образом.
Вид спереди.
С камуфляжем у меня получилось не очень, выбрал простейший вариант в связи с тем, чтобы успеть облетать до снега, а за окном середина ноября. Успел таки!
Видео полетов
Модель по конструкции получилась очень простая и легко повторяемая.
Приветствую! Задача, конечно, просто гигантская... Где столько сил брать? Поскольку сам в некотором смысле в теме, есть несколько вопросов.
1. Почему "Компас"? Насколько его формат поддерживается модельными фирмами?
2. Как правило, модельным фирмам такие подробности не нужны, они их просто не воспроизведут. Возникает знакомая дилемма про желания и возможности. Не находите?
3. В РТЭ крыло чуть ли не единственный агрегат, отрисованный прилично, а дальше такие перлы и несовпадухи начинаются... Источник по геометрии самолета не устанет Вам размеры "подгонять"?По замерам носовой части и мотогондолам могу немного подсобить, когда дело дойдет...
В общем, УДАЧИ!
Да, очень гигантская)))). Силы, пока даёт вдохновение и пристрастие к авиации. Причём я ж говорю, планов как у Напалеона))))).
Почему Компас? Ну потомучто уже в универе освоил эту программу и уже на своём личном опыте убедился, что всё в ней легко и просто, а по уровню сложности создаваемых конструкций она не чуть не хуже, чем любая другая программа для трёхмерного черчения. В какой оболочке работают модельные фирмы, я не в курсе, так как эта идея зараждалась изначально не в этих целях. А в личных целях, для себя))))). И конечно же им не нужны такие подробности, это всё опять же для себя)))). Но в будущем, абслютно не исключаю возможность применения на деле проделаной работы. Я же говорю, что хотя бы использовать для себя. Конечно можно не настолько детально. Пока буду сам работать над этим, то у меня пока цель вычертить планер, его оболочку. И по возможности с силовым набором. И конечно желания превышают возможности, но... меня это не останавливает))))). Ну по крайней мере пока))))))
А РТЭ, конечно не тот источник которому можно всецело доверять. Тем более там даже не чертежи, а эскизы, в которых тот же профиль закрылка не соответствует действительности, а просто передаёт его примерную конфигурацию. Но вполне можно оттуда брать, конфигурации внутренностей самолёта. К примеру, как форму какой-нибудь качалки или тяги или устройство гидроцилиндра и так далее. А так у меня просто есть кого напрячь, чтоб он пошол с линеечкой и померял нужные мне размеры)))))). Что с закрылком, я собственноручно и сделал))))).
Вообщем нужна кооперация))). В этом деле главный стимул это пристрастие к авиации, в чём я думаю мы сходимся и отсюда вытекающее наличие энтузиазма)))). При том, ещё что, если взять в целом весь самолёт, для начала только планер, то всю работу можно делить надва. Достаточно одно полукрыло вычертить, симетрично его отобразил и всё, вот тебе всё крыло и готово. И так же само и мотогондолы и стабилизатор, шасси, та и даже тот же фюзеляж. А после этого, вычертив только по одному экземпляру крыла с механизацией, мотогондол, шасси, и других элементов можно за счёт унификаиции, с поправкой на какие-то мелкие отличия, получить в трёхмерке все моджификации Су-25. Вплоть до Су-39.
Я вот провёл небольшой анализ унификации -
И в итоге, хочу добавить. Впринципе потом с этой трёхмеркой делай что хочешь, хоть модельным фирмам продавай, хоть используй в печати. Создать так сказать такое пособие, для любителей авиации. При чём достоверное и правельное)))) Что мало людей, которые гоняються за WALKАROUNDами? И таких ещё будет и будет. Даже можно будет создать или электронный справочник или пособие по данному самолёту. Или хотя бы даже видео фильм)))). Вообщем как по мне, то в будщем масса применения продлеаной работы)))))
Кстати, а как добавляються сюда картинки и чтоб с высоким разрешением? А то я ещё не в курсе)