В чем заключается стратегическое планирование. Организация процесса стратегического планирования на предприятии. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Принципы уголовного закона

Принципы уголовного права - основные начала, руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность уголовного права, закреплены в уголовно-правовых нормах и обязательны для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью.

УК РФ содержит пять принципов:

Принцип законности (ст.3);

Принцип равенства граждан перед законом (ст.4);

Принцип вины (ст.5);

Принцип справедливости (ст.6);

Принцип гуманизма (ст.7).

1. Основное содержание принципа законности раскрывается в ст. 3 УК. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 3 УК).

Принцип законности означает следующее.

Во-первых, преступлением признается только такое деяние, признаки которого предусмотрены уголовным законом, что по-латыни формулируется так: «nullum crimen sine lege» (нет преступления без указания закона). В Российской Федерации таким законом является единственный нормативный акт - Уголовный кодекс РФ, конкретные преступления предусмотрены в Особенной части кодекса.

Привлечение к уголовной ответственности лица за совершение деяния, прямо не предусмотренного Уголовным кодексом, недопустимо.

Во-вторых, наказуемость деяния определяется только уголовным законом («nullum poena sine lege» - нет наказания без указания закона). Признавая то или иное деяние преступным, законодатель в санкции статьи определяет и конкретные виды наказаний, которые может назначить суд за данное преступление.

В-третьих, меры уголовно-правового характера, равно как и основания, условия и последствия их применения, должны быть регламентированы только в уголовном законе. иные меры уголовно-правового характера должны быть предусмотрены в законе. К иным мерам уголовно-правового характера относятся принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества и принудительные меры воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетним.

В-четвертых, основания применения наказания должны быть установлены только в УК РФ.

В-пятых, уголовный закон провозглашается единственным источником уголовного права России.

В-шестых, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Применение аналогии допускалось ч. 3 ст. 3 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и ст. 16 УК 1926 г., но было запрещено Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Данная мера являлась вынужденным дополнением молодого советского уголовного права и носила временный характер.

Различают аналогию закона и аналогию права. Под аналогией закона понимают восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Под аналогией права понимается применение к неурегулированным отношениям общих начал и смысла правовой отрасли. Таким образом, аналогия права и аналогия закона возникают при наличии пробелов в праве. Под пробелом в уголовном праве следует считать отсутствие или неполноту правовых норм по вопросам, возникающим при применении действующих норм уголовного права и по своему характеру нуждающимся в правовом регулировании.

Вместе с тем другие отрасли права России допускают применение закона по аналогии. В частности, ст. 6 ГК разрешает применение гражданского законодательства по аналогии к отношениям, прямо не урегулированным гражданским законодательством или соглашением сторон, а также, если отсутствует применимый к ним обычай делового оборота.

Принцип законности пронизывает все уголовно-правовые нормы. В некоторых из них он обозначен более конкретно. Так, в ст. 14 УК РФ раскрывается понятие преступления как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В уголовном законе закреплено, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом (ст. 19 УК РФ). Только УК РФ определяет основные институты и понятия уголовного права, конкретные составы преступления. В каждой статье Особенной части УК РФ описываются признаки данного вида преступления, которые необходимы и достаточны для наличия его состава, указываются санкции, где установлены соразмерные этому преступлению вид и объем уголовно-правовых последствий, могущих наступить в случае его совершения.

2. Принцип равенства заключается в том, что все лица, совершившие преступления, независимо от характеристик, указанных в ст. 4 УК (пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства) равны перед законом и равным образом подлежат уголовной ответственности.

Равенство граждан - важнейший конституционный принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции. В соответствии с ней все равны перед законом и судом.

Сущность принципа равенства перед законом состоит в том, что все люди, которые совершили преступление, обязаны предстать перед законом и судом; в отношении их может быть возбуждено уголовное преследование, вынесен обвинительный приговор и назначено наказание. Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава, предусмотренного в УК РФ (ст. 8 УК).

Вместе с тем он не означает равную меру уголовной ответственности и идентичное наказание даже за одно и то же преступление для разных лиц. УК содержит развернутый перечень обстоятельств, являющихся основанием освобождения от уголовной ответственности и наказания, перечень смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств и прочие обстоятельства, влияющие на меры воздействия и наказание. Даже деяния, содержащие признаки одного и того же состава преступления, совершаются по различным мотивам, в разных обстоятельствах, при различном поведении потерпевших. Поэтому равенство граждан перед законом не означает одинаковую меру наказания. Более того, уравнение наказания людям разного пола, возраста, семейного положения будет несправедливым и противозаконным; не будет способствовать уважению закона и права.

Так, например, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (это же наказание не может применяться и к несовершеннолетним лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и к мужчинам в возрасте старше 65 лет - ст. 59 УК). Женщины могут отбывать наказание в виде лишения свободы только в колониях-поселениях и колониях общего режима. К несовершеннолетним применяются не все наказания, предусмотренные для взрослых лиц. Сроки и размеры применяемых наказаний в два и более раза меньше, чем для взрослых лиц. Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может влечь повышенное наказание (например, ч. 2 ст. 136 УК).



Вместе с тем есть ряд условий для привлечения к уголовной ответственности определенных категорий граждан РФ и иностранных граждан. Речь идет об институте иммунитетов, которые предусмотрены законодательством РФ и международным правом. Суть иммунитета заключается в предоставлении дополнительных гарантий лицам, занимающим ответственные государственные должности, являющимся публичными должностными лицами, чья профессиональная деятельность связана с повышенной ответственностью.

Иммунитет (правовая неприкосновенность) определяется как невозможность осуществления уголовного преследования и привлечения к суду на общих основаниях. В число российских граждан, обладающих иммунитетом, входят Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, Председатель Правительства РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, судьи. Эти положения закреплены в ст. 91, 98, 122 Конституции РФ. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц.

Иностранные граждане могут обладать дипломатическим, консульским или представительским иммунитетом, который заключается в невозможности уголовного преследования и осуждения судом страны места пребывания.

3. Вина - важнейшая уголовно-правовая категория, отражающая психическое отношение лица к своему деянию и его общественно опасным последствиям. Вина имеет две формы - умысел и неосторожность. Возможно преступление с двумя формами вины.

Принцип вины определяет, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.5 УК).

Это означает, что для наступления уголовной ответственности необходима вина, т.е. психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Форма вины влияет на ответственность и наказание. Отсутствие вины исключает уголовную ответственность.

Исключается уголовная ответственность и при невиновном причинении вреда психически здоровым лицом. Уголовным законом не допускается вменение в вину невиновного деяния вне зависимости от того, какой бы тяжкий вред не был причинен.

Объективное вменение , то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается (ст.5 УК).

Запрет объективного вменения, т.е. наказания лица, действовавшего без вины, имеет большое значение для отечественного права, так как в нашей стране имело место вменение деяния без вины, что было прямо закреплено в законодательстве страны. Это печально известное определение "ЧСИР" - член семьи изменника Родины, которое получили родственники лица, обвиненного в политическом преступлении (большей частью необоснованно) в ходе сталинских репрессий. В соответствии с действующим законодательством, в частности с принципом вины, не могут привлекаться к уголовной ответственности и нести наказание близкие родственники или супруги виновного, даже при наличии их воли на это. Уголовная ответственность строго индивидуализирована и направлена на лиц, в чьих деяниях содержатся признаки преступления, одним из важнейших выступает вина (ч. 1 ст. 14 УК).

4. Принцип справедливости выражается, прежде всего, в соответствии наказания и иных мер уголовно-правового характера совершенному преступлению. При этом во внимание принимаются:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Обстоятельства совершения преступления;

Личность виновного.

Характер общественной опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения УК РФ преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью виновного при совершении преступления в соучастии).

Обстоятельства совершения преступления: время, место, способ, мотив, цель и др. учитываются при назначении наказания, что делает наказание справедливым. Так, впервые совершение преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств или совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, признаются обстоятельствами, смягчающими наказание.

Личность виновного также имеет большое значение для определения справедливого наказания. Лицо, совершившее преступление впервые или в несовершеннолетнем возрасте, при прочих равных условиях понесет менее строгое наказание по сравнению с лицом, ранее судимым.

Положение ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, исключает повторное осуждение и наказание лица за одно и то же преступление, квалификацию одного и того же преступного события по нескольким статьям уголовного закона, если содержащиеся в них нормы соотносятся между собой как общая и специальная или как целое и часть, а также двойной учет одного и того же обстоятельства одновременно при квалификации преступления и при определении вида и меры ответственности.

Запрет двойной ответственности за одно и то же преступление является важной правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека, отсутствия злоупотреблений со стороны государства. Особенно важно соблюдение этого запрета в случае совершения гражданином РФ либо лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, преступления за рубежом. В этом случае оно может быть осуждено на территории РФ и по УК РФ только в том случае, если ранее в иностранном государстве по данному делу не был вынесен приговор суда (ч. 1 ст. 12 УК).

Справедливость уголовного наказания находит свое непосредственное воплощение в тексте УК РФ, в частности в нормах о целях, системе и видах наказания и т.д., ей должны соответствовать нормы некоторых важнейших сфер уголовного законодательства (касающиеся вопросов привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, а также назначения наказания и освобождения от него).

5. Принцип гуманизма принято рассматривать в двух аспектах: гуманизм по отношению к обществу, защищаемым и охраняемым интересам, в том числе интересам потерпевшего, и гуманизм по отношению к лицу, совершившему преступление. В соответствии с этим ст. 7 УК и делится на две части.

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека (ч.1 ст.7 УК), т.е. охрану его жизни, здоровья, достоинства потерпевшего, его прав и свобод, его собственности от преступления.

Принцип гуманизма в уголовном законодательстве находит свое отражение не только в структуре Особенной части УК, где определяется приоритет ценностей для государства, но и в том факте, что за преступления против человека предусматриваются достаточно суровые наказания. Самое репрессивное из них - смертная казнь, а вслед за ней и пожизненное лишение свободы могут быть назначены только за умышленные преступления, результатом которых является смерть человека.

Принцип гуманизма по отношению к человеку в уголовном праве тесно связан с правами потерпевшего в уголовном процессе.

Второй составляющей принципа гуманизма является человеколюбие по отношению к виновному в преступлении лицу.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства ч.2 ст.7 УК). Эта сторона гуманизма проявляется в отрицании жестоких, мучительных и позорящих наказаний. Строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления.

И специальные принципы уголовного законодательства. Так, в учебнике "Российское уголовное право. Общая часть" к числу общих принципов уголовного законодательства отнесены принципы законности, демократизма, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма.

Специальными названы принципы неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности.

Впервые законодательное определение принципов уголовного права дано в УК РФ 1996 г.

В УК названы и получили описание пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Как видим, законодатель не включил в число принципов уголовного законодательства принцип интернационализма.

Принцип интернационализма в период существования советского тоталитарного государства трактовался в духе коммунистической идеологии. Он означал уголовно-правовую поддержку Советским Союзом государств социалистического лагеря.

Так, ныне отмененная ст. 73 УК РСФСР устанавливала, что "в силу международной солидарности трудящихся особо опасные государственные преступления , совершенные против другого государства трудящихся, наказываются соответственно по статьям 64- 72 настоящего Кодекса". Это означало, например, что шпионаж советского гражданина против Кубы или государств Восточной Европы должен квалифицироваться как измена Родине.

Статья 101 УК РСФСР, исключенная из Кодекса, предусматривала, что "преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, совершенные в отношении имущества , находящегося на территории РСФСР, наказываются соответственно по статьям настоящей главы", т.е. как преступления против социалистической собственности советского государства.

Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает важное правило: "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются"*.

* В период существования советского тоталитарного государства имели место случаи принятия нормативных актов , устанавливающих уголовную ответственность, которые не подлежали опубликованию, а также принимались уголовно-правовые акты с грифом "Секретно". Такие акты и разъяснения по применению уголовной ответственности часто исходили не от законодательного органа, а, например, от политбюро ЦК КПСС; практиковались и совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР , которые в тот период имели правовое значение.

Из этого следует, что уголовная ответственность может наступить только на основе опубликованного уголовного закона , знать о котором граждане имеют возможность, и только за деяние, которое в момент его совершения предусматривалось уголовным законом.

Принцип законности означает также, что уголовная ответственность должна наступать в точном соответствии с действующим законом. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться. Следует иметь в виду, что уже после отмены аналогии суды восполняли пробелы закона, применяя статьи УК, предусматривающие наиболее близкие по характеру деяния или давая расширительное толкование определенным нормам уголовного права.

В УК при определении принципа законности указывается, что "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом".

Реализация этого положения, бесспорно, должна содействовать укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих уголовную ответственность, кроме Уголовного кодекса. Поэтому все изменения в уголовном законодательстве должны вноситься в УК. В прошлом же уголовно-правовые нормы в ряде случаев содержались не в Уголовном кодексе, а в других законодательных актах.

Все граждане, следственные органы и суды при определении уголовной ответственности должны руководствоваться только Уголовным кодексом. В случаях расхождения норм УК и Конституции прямое действие должны иметь положения Конституции. Принцип законности означает также, что уголовные законы должны соответствовать реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни российского общества , т.е. быть социально обусловлены.

Статья 55 Конституции в ч. 2 указывает, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это означает, что нельзя произвольно устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских граждан. Это указание Конституции соответствует положениям Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

Так, в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека говорится: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию". Это положение закреплено и в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Важность этого конституционного положения становится ясной, стоит только вспомнить пресловутые ст. 70 в старой редакции и ст. 190 1 УК РСФСР, по существу дававшие возможность применять уголовную репрессию за инакомыслие.

Примером отказа от произвольного вмешательства в личную жизнь граждан может служить и отмена уголовной ответственности за добровольное мужеложство взрослых людей (ч. 1 ст. 121 УК РСФСР в редакции от 29 апреля 1993 г.).

Принцип равенства граждан перед законом развивают и конкретизируют положения ст. 19 Конституции, в которой говорится, что все равны перед законом и судом.

В ст. 4 УК указано, что "лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств".

В прошлом не только лица из высшей партийной элиты, совершившие такие преступления, как хищение государственного и общественного имущества, получение взяток, злоупотребление служебным положением, не привлекались к уголовной ответственности. Даже члены коммунистической партии не могли быть арестованы без согласия партийных органов.

Известны случаи, когда не привлекались к уголовной ответственности знаменитые спортсмены, совершившие тяжкие преступления. Такая практика означала явное неравенство в правовой оценке поведения и поступков различных людей.

Сочетание в практической деятельности правоохранительных органов реализации принципов законности и равенства граждан перед законом характерно для правового государства.

Возникает вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом установление особого порядка привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государства, депутатов законодательных органов, судей?

Обеспечение нормальной работы и независимости лиц, занятых политической или судебной деятельностью, требует создания особого положения. Нельзя допустить, чтобы по подозрению или иногда по ложным доносам судья или депутат отстранялся от работы, подвергался процессуальному принуждению, в том числе и аресту . В политической борьбе возможны различные провокации, попытки любым путем прекратить политическую деятельность того или иного общественного деятеля, дискредитировать его в глазах общества. Поэтому положение, что без согласия соответствующего законодательного органа депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, вполне обоснованно и обеспечивает депутатам уверенность в возможности активно осуществлять свои функции в соответствии с личными убеждениями. Судья также должен быть уверен, что он не может быть арестован, подвергнут допросу, обыску и т. п. без согласия высших судебных органов.

Однако представляется, что иммунитет депутатов, судей должен распространяться только на их служебную деятельность. Что же касается таких общеуголовных преступлений, как убийство , изнасилование и т. п., все граждане независимо от занимаемого положения должны привлекаться к ответственности на равных основаниях в соответствии с принципом равенства всех перед законом. Этот вопрос требует законодательного решения.

Принцип вины, иначе называемый принципом субъективного вменения, означает, что уголовная ответственность может наступить только при наличии определенного психического отношения лица к своим действиям, носящим характер общественно опасных и причиняющим, вред интересам личности, общества или государства. Различные формы вины и их степень влияют на квалификацию преступления и на размер наказания.

В ст. 5 УК говорится: "Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается".

Этот принцип представляется исключительно важным. В прошлом объективное вменение было известно уголовному праву многих стран. Элементы объективного вменения сохраняются и в настоящее время в английском уголовном праве и в праве ряда развивающихся государств.

Случайное причинение вреда, каким бы значительным он ни был, не должно влечь уголовной ответственности, хотя в определенных случаях не исключает гражданско-правовой ответственности .

Невиновное причинение вреда чаще всего встречается при транспортных правонарушениях. Так, водитель, соблюдавший все правила движения и совершивший наезд на пешехода, допустившего грубую неосторожность при переходе улицы, не должен нести уголовную ответственность, даже если результатом наезда явилась смерть потерпевшего .

Принцип справедливости сформулирован в ст. 6 УК: "Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".

Принцип справедливости должен определять индивидуализацию ответственности и наказания.

Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания было бы несправедливым, так же как и применение одинакового наказания к одинаково характеризующимся лицам, но совершившим разные преступления.

Выдающийся русский философ и правовед И.А. Ильин писал: "Справедливо обходиться с неодинаковыми людьми - именно неодинаково; и было бы, наоборот, величайшей несправедливостью, если бы стали обходиться со всеми равно: с сольными и здоровыми; с малолетними и взрослыми; с женщинами и мужчинами; если бы люди стали давать одинаковые права - душевно здоровым и сумасшедшим, образованным и необразованным, доблестным героям и заведомым мошенникам".

Принцип справедливости означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного.

Справедливость, с одной стороны, выражается в соразмерности наказания совершенному деянию и, с другой стороны, в соответствии наказания личности осужденного, т.е. всем его отрицательным и положительным свойствам и качествам, с тем чтобы посредством этого наказания можно было достичь его исправления.

Суды, руководствуясь положениями закона, выносят приговор на основе своего правосознания , понимания задач уголовной политики и требований борьбы с преступностью в каждый конкретно-исторический период. Не случайно большинство уголовно-правовых норм имеет относительно определенные санкции с достаточно широким разрывом между их нижним и верхним пределами.

Принцип справедливости получает выражение и в установленных законом санкциях за тот или иной вид преступления. Законодатель, устанавливая санкции, имеет в виду характер общественной опасности деяния, степень причиняемого вреда, распространенность этого деяния, типологические черты личности преступника. Все индивидуальные особенности как обстоятельств совершения конкретного преступления, так и личности виновного должен учесть суд при вынесении приговора.

Положение о том, что никто не должен нести ответственность дважды за одно и то же деяние, имеет важное практическое значение в случаях, когда гражданин России, совершивший преступление за границей и понесший там наказание, оказался в Российской Федерации. Его нельзя снова привлечь к ответственности, хотя бы и казалось, что понесенное им наказание слишком мягкое и не соответствует российским законам.

УК РСФСР предусматривал привлечение к уголовной ответственности лиц, осужденных и отбывших наказание за границей. При этом суд мог учесть это наказание, но мог и не учитывать. Это положение не соответствует ст. 50 Конституции о том, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление".

Принцип гуманизма сформулирован в ст. 7 проекта УК, которая гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

Наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".

В этой формулировке отражены две стороны гуманизма: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав человека совершившему преступление лицу. В первом случае установление уголовной ответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказывать сдерживающее влияние на неустойчивых членов общества и предупреждать совершение преступления, обеспечивая тем самым защиту общества. Принцип гуманизма также направлен на обеспечение прав человека преступившим закон и совершившим преступление лицам. К этим лицам не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Гуманизм уголовного права проявляется и в резком сокращении применения смертной казни , которая в настоящее время может назначаться только за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20 Конституции), а в ближайшем будущем в связи с принятием России в Совет Европы должна быть отменена. Он также проявляется в установлении более мягких мер наказания несовершеннолетним, в установлении институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Поскольку целью наказания является исправление преступника, а не возмездие за причиненное им зло, достижение этой цели ранее срока , установленного приговором суда, превращает дальнейшее отбывание наказания осужденным в бессмысленную жестокость.

Возможность смягчения наказания по мере исправления осужденного и возможность полного досрочного освобождения в случае его исправления являются важными факторами реализации принципа гуманизма и соответствуют гуманистическим идеям современного общества.

Проявлением принципа гуманизма в уголовном праве является и институт помилования.

Принцип гуманизма и принцип справедливости неразрывно связаны. Уголовное наказание должно быть и гуманным, и справедливым, эффективно защищать интересы как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Принципы уголовного права - это основополагающие идеи и основные исходные положения, закрепленные в уголовном законодательстве и обязательные для правоприменительных органов в процессе осуществления ими своей деятельности по борьбе с преступностью.

Принцип законности , означает применение уголовной ответственности исключительно на основании УК и в точном соответствии с ним. Недопустимым признается привлечение к уголовной ответственности и осуждение за действия, не предусмотренные УК как преступления. Назначаемое судом наказание также должно быть предусмотрено УК.

Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

Принцип вины , сформулированный в ст. 5 УК, означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Принцип справедливости в теории уголовного права чаще всего сводится к назначению наказания. Справедливым может быть признано только такое наказание вид и размер которого соответствует характеру и степени общественной опасности, иными словами, тяжести преступления, всем объективным обстоятельствам конкретного случая, личности виновного.

Принцип гуманизма во-первых, обеспечивает безопасности членов общества от преступных посягательств и, во-вторых, гарантирует обеспечение предусмотренных законом прав человека лицу, совершившему преступление. Прежде всего, гуманизм раскрывается как всесторонняя охрана личности, ее жизни, здоровья, прав и законных интересов от преступных посягательств.

3. Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона рф во времени, в пространстве

Уголовный закон - это принятый Государственной Думой нормативный акт, содержащий систему уголовно-правовых норм, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания предусматриваются за их совершение, а также регламентируют основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный закон характеризуется рядом признаков.

Уголовный закон является федеральным законом. В соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором о разграничении предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации федеральные законы по уголовно-правовым вопросам принимаются Государственной Думой. Никакие иные органы государственной власти не вправе принимать уголовно-правовые законы.

Уголовный закон действует на всей территории Российской Федерации и обладает высшей юридической силой. Акты других и иных органов не должны противоречить уголовному закону. В случае противоречия какого-либо нормативного акта уголовному закону должен применяться уголовный закон.

Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Только в уголовном законе содержатся принципы и основание уголовной ответственности, положения о преступности и наказуемости деяния.

Правильное применение уголовного закона связано с установлением его временного и пространственного действия. Согласно ч. 1 ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления является уголовный закон, уже вступивший в определенном порядке в силу и еще не утративший ее. Правило о том, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления, имеет одно исключение в виде обратной силы закона. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Обратную силу имеет любой уголовный закон, каким-либо образом смягчающий ответственность на любой стадии развития уголовно-правового отношения.

Уголовный закон всегда действует в пределах определенной территории. В УК предусмотрены принципы пространственного его действия, к числу которых относятся территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.

Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию, независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, преступление на его территории. Согласно УК все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК. К ним относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства другого государства.

Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» закрепляется, что территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы. Государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы государственной (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской. К территории Российской Федерации относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, пространство над ними.

На территорию посольств Российской Федерации, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция Российской Федерации. Но территорией Российской указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т. п. не являются. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права установлено правило, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под российским флагом в открытом море, или на пребывающем в воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком Российской Федерации, подлежит ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По УК несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства.

Территориальный принцип действия уголовного закона связан с о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а также в случае, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается согласно нормам международного права. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., международной Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др., имеется перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет. Иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на дипломатические, консульские представительства, официальные делегации государств функций. Этими нормами установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, такие лица персонами нон грата и обязываются покинуть государство. Нормами международного права предусмотрено, однако, что государство может отказаться от дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к уголовной ответственности по закону места совершения преступления.

Принцип гражданства , состоит в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица безгражданства, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признанопреступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Обычно действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т. е. используется территориальный принцип, чем обеспечивается суверенитет государства.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.

Реальный принцип состоит в том, что иностранцы и лица без, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором. Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве. Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами. К этим преступлениям относятся геноцид, серьезные нарушения Женевских конвенций, агрессия, захват заложников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.

Институт выдачи преступника (экстрадиция ) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник, или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.УК устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Иначе определяется ответственность гражданина Российской Федерации, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации. Международно-правовыми нормами предусматривается, что собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Согласно ч. 1 ст. 13 УК российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству. В этой норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их.

Стратегическое планирование на предприятии – это основа стратегического управления, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

В 70-90-х гг. ХХ в. многие организации выбрали путь децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. В ведении руководства компаний осталось планирование научно-технической (исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах).

Стратегическое планирование на макроуровне занимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.

Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.

Основная цель стратегического планирования на предприятии – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.

Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

Состав стратегического плана:
1) долгосрочный прогноз на 6-15 лет(обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях);
2) план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам;
3) целевые программы решения важнейших проблем.

Структура стратегического 5-летнего плана.
1. Цели развития организации.
2. Инвестиции и обновление производства.
3. Направления улучшения использования ресурсов.
4. Совершенствование управления.
5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.

Этапы стратегического планирования на предприятии.
1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.