Птица алконост в славянской мифологии. PR в славянской мифологии. Легенды об Алконосте и Сирин

Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествуют о сотворении мира и происхождении языческих богов.

Есть немало историй связанных с веще птицей Гамаюн. И вот, только одна из них.

Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
- Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!
Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер - Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
- Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
- Это невозможно, - сказала Правда. - Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо.
- Это возможно, - возразила ее сестра. - Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.
Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Так оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Алконост, так же как Гамаюн, птица добрая не несущая в себе опасности для людей. Алконост – жительница славянского рая Ирия. Миф гласит о том, что райская птица несет яйца « на крае моря», но не высиживает, а погружает в морскую глубину. От того семь дней стоит безветренная погода, пока не вылупятся птенцы.
Существует и история, рассказывающая о встречи человека с блаженной птицей.
Кaк-тo раз молодой птицелов с вечера навострил поставухи - сети на перепелок, а утром отправился их проверять. Пришел на конопляник, куда слеталось множество птиц, - и не поверил своим глазам: в силках билась прекрасная девушка. Лик у нее был женский, а тело птичье.
Потемнело в глазах юноши от ее красоты.
- Как зовут тебя - спрашивает.
- Алконост, - отвечала она.
Хотел было птицелов поцеловать пленницу, но дева закрылась руками-крыльями и принялась плакать и причитать, уверяя, что после того, как поцелует ее человек, она навсегда утратит волшебную силу и больше никогда не сможет взлететь в небеса, а на земле ей придет погибель.
- Отпусти меня, - говорила птицедева, - а взамен проси чего хочешь, исполню любое твое желание!
Задумался юноша: чего пожелать? Богатства? - оно иссякнет. Любви красавиц? - они изменят...
- Хочу при жизни изведать райского блаженства! - воскликнул наконец птицелов. В тот же миг зашумело в его ушах, потемнело в очах, земля ушла из-под ног и засвистел вокруг ветер. Через миг он увидел себя в светлой и необыкновенной стране. Это был Ирий - небесное царство по ту сторону облаков. В Ирии обитали крылатые души умерших. Кругом благоухали поющие цветы, струились ручьи с живой водой. Алконост пела сладкие песни, от которых на земле наступала ясная солнечная погода. Все кругом было прекрасно, и юноша понял, что достиг предела своих желаний.
Однажды он задремал под деревом, но был разбужен вороном.
- Что ты делаешь в Ирии, бескрылый? Что ищешь среди мертвых, живой? Ты еще не изведал любви и счастья, которые отмеривает судьба полной мерою, зачем же поспешилдобровольно проститься с радостями жизни? Немедленно возвращайся в родные края!
Спохватился птицелов. Сказать по правде, безделье начинало ему надоедать, здешние летающие красавицы не обращали на него внимания, а яблочки райские уже приелись. Но ведь не станешь ловить в раю райских птиц, чтобы сварить себе похлебку!
- Я бы рад воротиться, - сказал он робко. - Но как отыскать дорогу обратно?
- Так и быть, - ворчливо каркнул ворон, - я тебя выведу в мир людей. В награду за то, что твой прапрадед - тоже прицелов - выпустил меня однажды из сетей.
- Прапрадед? - не поверил юноша. - Но как же... когда же... быть того не может!
- Может, может, - кивнула вещая птица. - Разве ты не знаешь, что мы, вороны, живем триста лет? Теперь закрой глаза и возьмись за мой хвост.
Юноша зажмурился покрепче... засвистели ветры вокруг него... и через миг он ощутил под ногами твердую землю. Открыл глаза - и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю.

Он воротился домой, дожил до глубокой старости и лишь на исходе жизни рассказал внукам об Ирии - райской обители, куда его завлекла сладкими песнями птицедева Алконост.

Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а о и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Есть так же легенда, связанная с этой птицей.
Один дровосек во время сильной бури спас дитя птицедевы Сирин. В награду Сирин предложила исполнить любое его желание.
- Хочу видеть то, что ярче солнца и чего не видел никто на земле, - пожелал дровосек.
- Остерегайся впредь подобных желаний, - сказала Сирин. - Не все дозволено увидеть человеку, а на смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. Но что обещано, будет исполнено.
Не успев моргнуть, дровосек увидел себя в огромной пещере, где горело множество свечей. Время от времени кто-то невидимый гасил ту или другую свечу.
- Что это? - спросил дровосек.
- Это жизни. Горит свеча - жив человек. Ну а погаснет...
- Хочу видеть гасящего! - потребовал дровосек.
- Подумай, человече, прежде чем просить неведомо что, - сказала Сирин. - Я могу тебя озолотить, могу показать красоты всего света. В моей власти сделать тебя владыкою над людьми. Трижды подумай!
Но дровосек был упрям и потому повторил свое желание:
- Хочу видеть гасящего!
Через миг он очутился в непроглядной темноте и наконец, понял, что ослеп. Так сбылось страшное пророчество птицы Сирин: «На смерть, как на солнце, во все глаза не глянешь!»
Долго горевал дровосек, став слепым. Но нет худа без добра: довольно скоро он обрел себе и пропитание, и уважение односельчан тем, что начал врачевать наложением рук, а также предсказывать будущее. Случалось, он отвращал людей от дурных деяний, которые те замышляли, или говорил охотнику и рыболову:
- Оставайся завтра дома. Все равно добыча от тебя уйдет, а вот на чужой самострел нарвешься, либо лодка твоя на крутой волне перевернется.
Сначала люди ему не верили, но потом убедились в правоте его пророчеств. Однако более всего трепетали те, кого он призывал к себе негаданно-нежданно и предупреждал:
- Приуготовьтесь к похоронам. Послезавтра ваш Агафон отойдет к праотцам. Предупреждения эти сбывались неукоснительно. А если кто-то отваживался спросить слепого дровосека, от кого он узнает о скором бедствии, тот ответствовал загадочно:
- Я вижу гасящего.

В наше время, время высоких технологий, интерес к славянской мифологии, среди молодежи неумолимо идет на убыль. Компьютерные игры и интернет заменили такие простые, но, в то же время необходимые вещи, как книги. Единственные достоверные источники славянской мифологии. Да и они, если существуют, то объем вопроса ничтожно мал. Многие сведения напрямую противоречат друг другу. Есть пример того, как один автор описывает Птицу Гамаюн в образе Жар-птицы, другой же в свою очередь представляет её в виде птицы Феникс. Следующая подмена образов идет в споре между тем, считать ли Сирин птицей несчастья и смерти, либо дарующей блаженство тем, кому удалось услышать её пение. Сирин – птица противоречивая. Она сестра Гамаюн и Алконост, само имя её происходит от названия древнеславянского рая Ирий. Но, так же она считается посланницей подземного царства смерти.
Все же божественные полуптицы привлекают к себе внимание. Отражение этого мы можем найти в нашей культуре. Примером может послужить художник Никос Сафронов с его картиной «Птица Гамаюн». Так же известные исполнители популярных песен, как Борис Гребенщиков и Владимир Высоцкий используют имена полуптиц в своих текстах и названиях песен (песня « Купола»). Писатель Владимир Набоков подписывал свои работы псевдонимом Сирин.
Многое уже невозможно вернуть и доказать. Мы лишь можем сохранить то малое, что осталось от предков в их сказах и письменах.

Информация взята из свободной энциклопедии Википедия и сведена автором.

Райская дева-птица из славянских средневековых легенд. Считается, что Алконост приносит счастье, однако в апокрифической литературе и преданиях распространено и представление об Алконосте как о птице печали и светлой грусти. Легенда об Алконосте частично повторяет легенду о другой вымышленной птице - , и во многом перекликается с ней. Среди простого народа в России широко были распространены представления об этих птицах, изображения которых часто встречаются на лубочных картинках.

История происхождения

Представления об Алконосте в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола, которую боги превратили в птицу зимородка. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в птицу-зимородка.

Есть и другая версия, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону - в зимородка.

Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же Алкионы плавает по волнам.

Этот миф также воплотился в переработанном виде в представлениях о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица Алконост откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.


Пока яйца Алконоста пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав яйца из моря, Алконост уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца Алконоста, чтобы поместить те под потолком церкви.

В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности, «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения Алконоста можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV-XVII веках образ райской птицы Алконост проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.

Мифы и легенды


Алконост изображается в русском искусстве как химера с крыльями и хвостом птицы, при этом с головой и руками девушки. В качестве атрибутов Алконоста часто изображают развернутый свиток, который дева-птица держит в руке, и райский цветок. На свитке изображают текст, гласящий, что праведно прожившим земную жизнь воздастся в раю. Название «алконост» происходит от греческого слова, означающего «зимородок».

Считалось, что райские птицы живут в землях, близких к раю. Согласно легендам, Алконост обитает на сказочном острове Буяне, известном по русскому фольклору. Либо на Евфрате - одной из райских рек, либо в Ирии - мифической стране восточнославянского фольклора, которая представляет собой вариацию на тему рая и находится в теплом западном море.


В легендах и искусстве птица Алконост часто идет в паре с другой волшебной птицей - Сирин. Завораживающее пение Алконоста сулит счастье и радость, в то время как звук голоса птицы Сирин может свести человека с ума. Сирин считается вещей птицей, чьи песни о грядущем обещают блаженство. Однако люди из-за вредного влияния этих песен на рассудок стараются отпугнуть певчее создание, стреляя из пушек и звоня в колокола.

Образ птицы Сирин возводят к греческим сиренам - демоническим девам-птицам, которые звуками своих голосов усыпляют мореплавателей, а затем разрывают тех на части и пожирают.

Почерпнуть информацию о птице Алконост можно из подписей на лубочных картинках. Образ Алконоста там сближается с образом Сирина. Говорится, например, что кто будет вблизи Алконоста в то время, когда птица поет, тот забудет обо всем в мире, лишится ума, а душа этого неосторожного человека выйдет из тела.


Картина Виктора Васнецова "Алконост и Сирин"

В народном христианстве образ Алконоста связывают с праздником урожая – Яблочным Спасом. В это время райская птица Алконост смахивает живую росу с крыльев. Плоды яблони, на которые попала эта роса, становятся целительными. Причем Алконост во время этого праздника прилетает в сады, где растут яблони, после полудня, смеется и радуется. А с утра в сад прилетает «коллега» Алконоста, птица Сирин, которая плачет и печалится.

Образ Алконоста запечатлен не только в лубочных картинках, но и на полотнах художников. Известна картина , где изображены обе райские птицы. Причем оперение Алконоста - белое, как символ веселья и наслаждений, которые несет птица, а оперение Сирина - черное.


На голове Алконоста обыкновенно изображают корону. Васнецов изобразил райских птиц с женскими плечами и головой, в то время как на лубочных картинках у Алконоста присутствует еще и грудь женщины, и руки наравне с крыльями.

Еще одна вымышленная райская птица – . Она появилась много позднее, в текстах и предметах искусства XVII-XIX, и к славянскому фольклору и мифологии отношения не имеет.

Сирин и Алконост - птицы-девы древнейших легенд и сказаний. Упоминания о них остались в русских летописях, а изображения сохранились среди миниатюр в древних рукописных книгах, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов от Киева до Владимиро-Суздальской земли. Как райские птицы попали в русскую традицию?

«Птицы Сирины». Приобретено «на торгу» в 1903 г. Художник объединил двух одинаковых птице дев, поместив их над большим деревом. Парные изображения райских птиц известны в печатном лубке.

Трудный и долгий путь совершили эти сказочные образы, прежде чем они попали на Русь! По Черному и Каспийскому морю, по Днепру и Славянской реке (Волге) плыли купеческие корабли из Индии и Персии с товарами. Где по воде, а где и волоком, отправлялись корабли дальше во все стороны Руси. Купцы тогда были не просто коммерсантами, державшими в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказчиками, которые делились с русскими людьми о далеких странах, об услышанных в чужих краях мифах и легендах.

«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая». Далее текст в 4 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и... дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает». Над головой птицы надпись: «Видом и гласом».

Самое раннее изображение Алконоста найдено среди миниатюр и заставок в одном из древнейших памятников русской письменности, Юрьевском евангелии 1120-1128 годов. Оно было написано по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

Райская птица Алконост. Конец 18 - начало 19 века. Название: «Птица райская Алконос». На свитке в руке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».

Древнейшими изображениями Сирина считаются изображения на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах и серебряных браслетах-запястьях.

Райская птица Сирин. Начало 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Две райские птицы: Сирин, тоскующая о рае, и Алконост, возвещающая радость от грядущей жизни в раю, вдохновили художника В. М. Васнецова на создание картины "Песня радости и печали". Но вопреки традиционной трактовке, певец русской сказки изобразил Сирин как птицу радости, а Алконост как птицу печали. Позже Блок, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение "Сирин и Алконост" с похожей трактовкой их образов.

Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Если вам когда-нибудь доведется побывать в Нижегородской, Владимирской, Ивановской и Костромской областях, в деревнях Поволжья, обратите внимание на дома, нарядно украшенные резными досками. Среди флористических узоров, завивающихся побегов и листьев, вы встретите изображения птиц-дев.

Райская птица Сирин. Середина XIX в. Поступило из коллекции А. П. Бахрушина в 1905 г.

Алконост, или Алконос (от древнегреческого ἀλκυών - «зимородок») – это райская дева-птица Зари из славянской мифологии. Она считается светлой и мудрой птицей радости в Яви.

Алконост, по поверьям, связывает богов и людей. От человека алконосту достались лицо, руки и женская грудь, остальные части тела у нее птичьи. В одной из своих рук она держит райский цветок, либо же древний свиток. Голову венчает корона. Считается, что алконост управляет погодой и является посланницей славянского бога солнца Хорса.

Птица алконост, по одной из версий, живет на райской реке Евфрат, по другой – на легендарном острове . Иногда местом ее обитания называют древнеславянский рай Ирий. Ее непосредственным домом является большая яблоня с золотистыми плодами, которые считаются . Яблоню стережет дракон Ладон. Зимой Алконост спускает в мир Яви. Поэтому, в это время в мире выпадает снег, происходят бури, метели, бураны. Их устраивает птица Алконост.

Алконост - это сестра Рарога, Финиста и Стратима. Согласно славянской мифологии, прекрасная девушка была превращена богами в зимородка. Эта легенда схожа с древнегреческим мифом о девушке Алкионе, также превращенной богами в зимородка.

Алконост птица волшебная. Мало какие славянские символы наделены такой силой. Она откладывает семь своих яиц в глубины Мирового Океана в середине зимы или же в период зимнего солнцестояния. В течение недели, когда птица-Алконост сидит на своих яйцах, и спустя еще одну, пока она вскармливает своих вылупившихся птенцов, царит хорошая, спокойная погода, а на море не бывает штормов. Вместо бурь дует легкий ветерок. Потом Алконост забирает свои яйца обратно в . Если человеку посчастливится украсть у этой райской птицы одно из ее яиц, он получает могущественную магическую силу, правда, спустя недолгое время он навсегда исчезает.

По народному поверью, в утро Яблочного Спаса в яблоневый сад прилетает райская дева-птица Сирин. Она начинает грустить и плакать. После полудня прилетает райская дева-птица Алконост - радуется и смеется. Алконост смахивает со своих широких крыльев росу, и яблоки на деревьях становятся целительными.

Отличительная черта Алконоста – это ее прекрасное пение, которое завораживает человека. Если человек его услышит, он забудет обо всем на свете. Его сердце наполняется бесконечной любовью, радостью, счастьем. По сладкозвучному пению с ней может сравниться только другая райская птица-дева по имени Сирин.

На одной из лубочных картинок с изображением Алконоста была сделана следующая надпись:

«Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

Птица Алконост символизирует светлую печаль. Считается, если человек встретит Алконоста, это принесет ему большую удачу.

Алконост - священная птица, которая известна в русских легендах, сказках, а также в изобразительном искусстве, зодчестве. Алконост выглядит, как птица с женской головой и руками. Славянские мифы называют Алконоста — райской птицей, или ирийской птицей.

Происхождение образа птицы Алконост довольно спорное. Так, например, многие исследователи утверждают, что термина «Алконост» в языческие времена древней Руси не существовало. Имя и образ могут исходить из греческого мифа о девушке Алкионе - дочери мифического Эола. Данный миф имеет несколько трактовок. В одной из них, узнав о смерти мужа, Алкиона бросается в море. По другой, она бросается в море от любви к мужу. По третьей, она нашла утонувшего при кораблекрушении мужа на берегу. Во всех трёх случаях боги превращают Алкиону и её утонувшего мужа в птиц. Алкиона была превращена в зимородка, который известен тем, что ныряет за добычей под воду. Исследователи считают что Алконост - это неверно прочитанное или переписанное имя Алкионы-зимородка «алкионъ есть птица морская» («Шестоднев» Иоанна Болгарского). В греческом языке «алкион» означает — «зимородок». Самое раннее изображение птицы-девы в качестве книжной миниатюры зафиксировано в XII веке.

Однако, и это важно знать (!) , в греческой мифологии Алкиона-зимородок никогда не имела тех особенностей, что приобрела в русской интерпретации. И этот факт может говорить о том, что случай с Алконостом - есть очередное явление периода становления двоеверия на Руси, когда языческие божества, существа, духи и так далее, трансформировались, а точнее даже - маскировались, под образы христианских святых и под образы греческих богов и существ, которые были завезены на Русь носителями древнегреческой традиции. Таким образом, ранее существовавшее языческое божество - полуптица-полудева, могло приобрести новое имя - Алконост, но продолжало спокойно существовать в русском фольклоре в своём славянском обличье. Какое именно название было у того существа или божества в языческие времена сказать трудно, однако в виде летающих дев, крылатых дев, призрачных воздушных дев на Руси представляли именно русалок (древние представления о душах умерших — русалках), или вил, которых также называли «тридевять сестрениц». Вполне возможно, что многие из этих русалок-берегинь в древности были персонифицированы, имели свои имена и обладали своими собственными «характеристиками». Вот именно эти персонифицированные сестреницы и могли впоследствии обзавестись греческими именами - Алконост и Сирин.

Алконост часто изображается рядом с другой райской птицей - Сирин. Птица Сирин, название которой относится к греческим мифам о Сиренах, ещё больше наводит мысль о существовании подобной птицы и в древних языческих представлениях на Руси. Птица-дева Сирин, которая очень похожа на славянских берегинь, представляемых в виде летающих дев, в греческой мифологии впоследствии превратилась в образы водяных девушек сирен, также как и в славянской мифологии летающие берегини-русалки превратились с ходом времени в водяных дев русалок. Тождество греческих и славянских мифов давно известно и об этом вы можете прочитать в статье « ».

Алконост известна не только тем, что живёт в Ирие (славянском раю) и яляется птицей радости , но и тем, что имеет сладкий голос, услышав который, человек может забыть обо всём на свете. Легенды об Алконосте также рассказывают о том, что райская птица несёт яйца в морскую глубину во время зимнего солнцестояния, где они лежат 7 дней, и всё это время на море наблюдается полный штиль. После этого яйца всплывают, и Алконост высиживает их на берегу. Народное предание гласит, что на Яблочный спас утром в яблоневый сад прилетает птица печали Сирин, которая сильно грустит и плачет. После полудня в сад прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Она смахивает со своих крыльев живую росу, которая наделяет яблоки особой силой. Именно поэтому на Яблочный спас яблоки считаются целительными.