Для поиска и сбора информации используют следующие. Поиск, сбор и хранение научной информации. Как выбирать достоверные источники информации

Основные средства в бухгалтерском учете представляют собой важный и в некоторых аспектах сложный участок учета. Ведь любое движение ОС (приобретение фирмой или выбытие из производства) требует от бухгалтеров организации четкого понимания правил и норм учета, касающихся именно ОС. О том, что следует знать специалистам в первую очередь, пойдет речь в данной статье.

Учет основных средств на предприятии в 2017-2018 годах: что изменилось

В первую очередь специалистам учета на предприятии следует отчетливо представлять разницу и сходство в подходах к отражению ОС и операций с ними в бухгалтерском и налоговом учете ОС.

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для того, чтобы фирма могла считать определенное оборудование своим основным средством, объект должен соответствовать следующим критериям:

  • предположительный срок использования объекта превышает 12 месяцев;
  • объект приобретен для использования в хоздеятельности предприятия, а не для перепродажи;
  • актив способен приносить экономическую выгоду предприятию;

До 01.01.2016 критерий первоначальной стоимости ОС в бухгалтерском учете совпадал с таковым в налоговом: ОС считалось оборудование, стоимостью более 40 000 руб. Но с 01.01.2017 в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми ОС стало признаваться в целях налогообложения только имущество, превышающее по стоимости 100 000 руб. При этом данное увеличение лимита распространяется только на принятые с 01.01.2016 ОС. В бухучете величина лимита до сих пор не изменилась: амортизируемым имуществом признается актив стоимостью более 40 000 руб. В связи чем между налоговым и бухучетом образуются налогооблагаемые временные разницы.

Каждый объект ОС относится к определенной амортизационной группе, а его стоимость списывается в расходы в течение определенного временного промежутка.

Основное изменение в учете ОС, которое привнес 2017 год, - изменение кодов Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), в связи с которым изменились сроки амортизации некоторых ОС, а некоторые виды ОС были перенесены в другую амортизационную группу. Новые нормы применяются в отношении объектов ОС, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017.

ВАЖНО! Если объект был введен в эксплуатацию до 01.01.2017 и после вступления в силу новых ОКОФ оказался в другой амортизационной группе или у него изменился срок полезного использования, норму амортизации пересчитывать не нужно.

О нюансах мы рассказывали в материале .

Порядок бухучета поступления ОС в фирме

Когда компания приобретает (или получает) ОС, задача специалистов бухучета обеспечить корректное отражение факта поступления ОС в фирму, а также последующий учет ОС в бухгалтерской отчетности.

Первое, что следует сделать в данном контексте, — определить первоначальную стоимость объекта ОС. Поэтому важно знать, из чего такая стоимость складывается.

Как следует из п. 8 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость определяется путем сложения всех затрат, которые компания по факту совершила для того, чтобы приобрести объект и довести его до состояния, когда его можно эксплуатировать на производстве, а именно:

  • Цена приобретения или цена постройки. Если ОС для компании построил контрагент, затраты можно подтвердить с помощью акта приема-передачи, накладной, акта выполненных работ и т. д.

ВАЖНО! Цену следует включать в первоначальную стоимость без НДС. НДС учитывается в стоимости ОС, только если такое ОС фирма будет использовать для необлагаемой НДС деятельности.

  • Суммы, затраченные на доставку объекта от изготовителя (прежнего собственника) до компании. Для бухгалтерии подтверждением данной части первоначальной стоимости ОС будет выступать транспортная накладная либо путевой лист (когда фирма самостоятельно привезла себе ОС).
  • Расходы, которые компания вынуждена была понести, чтобы объект стал пригодным к использованию в производстве. К данной группе затрат относятся затраты на монтаж, отладку и т. д.
  • Если компания объект ОС ввезла из-за рубежа, то в составе первоначальной стоимости можно также учесть таможенные пошлины и сборы, указанные в декларации. На это, в частности, указала ФНС РФ в письме от 22.04.2014 № ГД-4-3/7660@.
  • Госпошлина, если ее уплата необходима для того, чтобы объект мог использоваться фирмой в производстве. Подтверждением таких затрат может выступать простое платежное поручение об уплате пошлины.
  • Какие-либо иные затраты, которые вынуждена была понести фирма в связи с приобретением ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Коренное отличие бухгалтерского учета от налогового состоит в том, что он позволяет учитывать в первоначальной стоимости инвестиционного актива проценты по кредитам, которые фирме пришлось взять с целью приобретения такого актива (п. 7 ПБУ 15/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). В налоговом же учете проценты — это всегда внереализационные расходы.

Пример формирования стоимости ОС в бухгалтерском учете на базе 1С ЕРП версия 8.3 представлен ниже:

После того как специалист компании подсчитает итоговую величину первоначальной стоимости ОС, такой объект можно принимать к учету. Для этого компании следует оформить , после чего открыть по объекту специальную .

ВАЖНО! Компании следует знать, что даже если ОС необходимо зарегистрировать в органах госвласти, данная процедура не будет влиять на момент принятия к бухучету. Такой момент в любом случае наступает на дату, когда определена первоначальная стоимость объекта ОС.

Амортизация и переоценка ОС в бухучете

ОС фирма в течение времени эксплуатации амортизирует, т. е. постепенно переносит его стоимость на счет 02.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Амортизация в учете по используемому ОС не должна прерываться. Исключение существует лишь для законсервированных более чем на 3 месяца ОС, а также для ОС, восстановление которых должно продлиться дольше 12 месяцев (пп. 17, 23 ПБУ 6/01).

Вместе с тем специалистам по учету следует помнить, что некоторые категории ОС не нужно амортизировать. К ним относятся, к примеру, земельные участки.

Также у фирмы есть право производить переоценку своих ОС, т. е. производить перерасчет как стоимости ОС, так и сумм ранее начисленной амортизации. Это следует из п. 15 ПБУ 6/01. Такая переоценка должна осуществляться на конец каждого года. При этом результаты переоценки (значение дооценки или уценки) могут, как влиять на финансовые результаты компании, так и увеличивать/уменьшать добавочный капитал фирмы.

Подробнее о переоценке ОС см. в статье .

Организация бухгалтерского учета при продаже ОС

Если компания решает продать ОС, то у специалиста по бухучету возникает задача корректно показать факт продажи в бухгалтерской отчетности. Какие бухгалтерские последствия влечет за собой продажа ОС?

1. На дату продажи (перехода прав собственности к новому хозяину) компании-продавцу следует отразить доход. Такой доход учитывается в составе прочих и аккумулируется на счете 91 (по кредиту).

ВАЖНО! Доходом выступает только чистая цена продажи, без НДС. Однако на счет 91 сначала зачисляется весь доход, после чего сумма НДС по ОС отражается проводкой по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 68.

2. Продажа ОС влечет за собой необходимость отнесения остаточной стоимости по такому ОС на прочие расходы фирмы.

Об особенностях бухучета продажи ОС узнайте .

В части документального оформления продажи ОС компании следует помнить, что факт передачи ОС покупателю фиксируется актом приемки-передачи.

Что важно помнить при продаже недостроенных объектов

На практике нередко возникают случаи, когда компания решает продать недостроенное будущее ОС, к примеру, склад или здание. Здесь также следует помнить некоторые особенности бухучета.

В частности, доходы от продажи таких недостроенных объектов также считаются прочими доходами и относятся на кредит счета 91 в той сумме, которую за объект заплатил покупатель.

Однако, поскольку недостроенный объект еще не был признан фирмой в качестве ОС, он не имеет сформированной первоначальной стоимости. Возникает вопрос, что следует включать в расходы.

ВАЖНО! Как на то указывают пп. 11, 14.1, 16, 19 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, в данной ситуации в прочие расходы (дебет счета 91) фирме следует включить те затраты, которые она уже понесла в связи со строительством ОС (фактически сложившаяся на дату продажи стоимость объекта), а также, если актуально, сопутствующие продаже затраты (к примеру, на гонорар посреднику и др.).

Как и в случае с продажей ОС, при реализации недостроенного объекта доход возникает (и показывается в отчетности) на дату, когда права собственности перешли к приобретателю.

Нюансы бухучета передачи ОС в уставный капитал ООО

Если фирма решила передать свое бывшее ОС в уставный капитал другой организации, следует помнить, что такую передачу также необходимо оформить соответствующим актом. Он может быть составлен как в свободной форме, так и с использованием шаблона по форме ОС-1. При этом важно, чтобы в таком акте была отражена остаточная стоимость ОС, а также величина НДС, который фирма должна будет восстановить в связи с передачей ОС в качестве вклада в УК иной компании.

Далее. Переданное ОС оценивается участниками принимающей организации для определения размера вклада, осуществленного таким ОС. Поэтому компании важно понимать, что если участники оценят ОС по стоимости, превышающей его учетную стоимость, то разницу фирма отнесет на свои доходы (кредит счета 91 в корреспонденции с дебетом счета 76, предназначенным для учета задолженности фирмы по вкладу в УК сторонней компании). В обратном случае, если акционеры оценили ОС в меньшем размере, чем то было указанно в бухгалтерских документах фирмы, получается, что фактически задолженность по вкладу в УК погашена не до конца. Поэтому разницу следует включить в состав прочих расходов и списать на дебет счета 91.

Начислять ли амортизацию на ОС, полученный в качестве взноса в УК, читайте .

Ликвидация ОС в бухучете

Ликвидация ОС имеет некоторые особенности в плане бухучета.

Во-первых, поскольку дохода за выбывшее ОС получено фирмой не было, компания должна будет показать в учете только расходы. К расходам (отражаемым по дебету счета 91) в данном случае будут относиться следующие:

  • остаточная стоимость ликвидируемого ОС;
  • сумма затрат на работы (как собственные, так и выполненные третьими лицами), которые непосредственно сопутствовали ликвидации ОС;
  • величина НДС, который фирме пришлось восстановить в связи с ликвидацией ОС.

Какие проводки составляются при выбытии объекта ОС см . в материале .

Во-вторых, специалистам, ответственным за бухучет ОС, не следует забывать, что в результате ликвидации фирма получает какие-либо новые материальные запасы. Их необходимо учесть на счете 10 (по дебету) в корреспонденции с увеличением прочего дохода фирмы (кредит 91).

О том, как учесть издержки при ликвидации ОС, читайте .

Итоги

Бухгалтерский учет основных средств в 2017-2018 годах в большинстве своем следует осуществлять в том же порядке, что и ранее. А именно принимать к учету ОС на дату доведения до состояния готовности к эксплуатации. Впоследствии при продаже ОС полученное вознаграждение включается в доходы, а остаточная стоимость ОС — в расходы. Аналогичные правила распространяются и на продажу недостроенных объектов. При этом специалистам важно помнить: несмотря на то, что в налоговом учете стоимостной критерий для признания объекта ОС увеличился до 100 000 руб., в бухгалтерском учете он не изменился и по-прежнему составляет 40 000 руб.

Основные средства используются предприятием в его деятельности. Касается это абсолютно всех предприятий, вне зависимости от их форм собственности, направленности, функциональных особенностей и других подобных проблем. Состав крайне разнообразен, кроме того, существует такое понятие, как непроизводственные средства. Особенности эксплуатации, начисления амортизации, учета всех этих элементов, анализ стоимости и тому подобные факторы также имеют огромное значение и обязательны для учета в расчетах.

Что такое основные средства

Под основными средствами понимают любые объекты, которые находятся в собственности отдельно взятого предприятия и участвуют в той или иной мере в производственном процессе. То есть, сюда относятся и рабочие машины, и земельные участки и запасное оборудование и даже строения, в которых происходит процедура изготовления товаров. Но одно предприятие не может существовать без собственных или заемных основных средств, ведь даже самой мелкой фирме требуется как минимум помещение, в котором будет происходить работа.

Что входит в состав основных средств

Все основные средства делятся на две большие категории, которые и представляют собой общую совокупность всего имущества, которое находится на балансе предприятия. Так, выделяют производственные и непроизводственные средства. Виды типа, в свою очередь, разделяются ещё на две категории — активные и пассивные. Активная разновидность — это то, что используется непосредственно в процессе производства. К примеру, станки, оборудование, техника, транспорт и так далее. Они напрямую связаны с циклом создания товара и потому активно работают. Пассивный вариант основных средств представлен земельными участками, зданиями, сооружениями и другими подобными объектами, без которых создание изделий в принципе невозможно, но напрямую для производства они не используются. То есть, станки в цеху являются активным средством, а вот сам цех — пассивным. При всем при этом, есть и некоторые другие компоненты, которые условно могут входить в состав организации, однако фактически туда не входят. Сюда входят такие элементы, как инструменты, детали и тому подобное. В общем, все, что нужно для производства, но прослужит куда меньше 1 года. Кстати, именно этот показатель является одним из основополагающих при определении соответствия того или иного объекта с основными средствами. Если техническая эксплуатация объекта планируется на год и более, то он однозначно относится к этой категории. А вот если меньше — значит, нет. Исключением являются мелкие элементы, например, канцелярские товары и тому подобное.

Непроизводственные средства

Такой вариант средств в последнее время становится все более редким. Сюда относятся различные объекты, которые не имеют абсолютно никакого отношения к циклу создания товара, однако на балансе предприятия по тем или иным причинам числятся. Самым простым примером подобного являются детские сады, школы, общежития и другие аналогичные структуры, соотнести которые с производством фактически невозможно. Многие крупные предприятия и раньше и сейчас имеют на балансе подобные активы. Они нужны для того чтобы сотрудники чувствовали себя более уверенно и испытывали благодарность к компании. Как доказывает практика, такой подход зачастую бывает даже более выгодным как с точки зрения эффективности, так и в денежном эквиваленте, чем прямая мотивация рабочих высокой заработной платой. А при сочетании данных элементов есть возможность добиться действительно потрясающих показателей.

Эксплуатация

Процесс эксплуатации основного средства весьма условно касается его учета. Главное, что нужно помнить при правильном оформлении всех документов — основное средство вводится в эксплуатацию только тогда, когда оно действительно полностью готово к работе в любой момент времени. Примером может считаться установка станка. Рабочие машины такого типа сначала поставляются на склад или к месту будущей работы и только потом происходит процесс их подготовки к эксплуатации. Так, станок может поступить на склад 5-го числа. Но там он пролежит вплоть до 10 числа месяца, когда и будет, наконец, размещен на нужном месте, подключен и полностью готов к работе. Вот именно 10-е число и будет сроком, когда основное средство было введено в эксплуатацию.

Амортизация

Любое оборудование и тому подобные элементы будет изнашиваться. Эксплуатация основных средств автоматически это подразумевает. Чем дольше оно находится в строю, тем меньше фактически оно стоит. Кроме того, рано или поздно оно потребует замены. Все это также отображается в учете. Для этого применяются специальные системы расчетов, но если вкратце, то основными показателями тут является первоначальная стоимость объекта и потенциальный срок его службы. Далее, это все делиться друг на друга и высчитывается стоимость, которую основное средство будет иметь в определенный период времени. Но просто так списывать эту стоимость также будет неправильно, ведь она никуда не девается, а входит в состав себестоимости производимой продукции. То есть, постепенно цена на оборудование как бы уходит в счет стоимости товаров с тем расчетом, чтобы ближе к концу срока эксплуатации, прибыль позволила заменить изношенные в процессе работ станки на новые. Общей рекомендацией будет несколько занижать срок, который имеет техническая эксплуатация устройства, относительно его реального срока службы. Это позволит своевременно производить обновление и всегда иметь резерв. Следует помнить, что далеко не всех основные средства нуждаются в амортизации. К примеру, не производится данный процесс для жилой недвижимости, некоторых типам скота и насаждений, определенных видов литераторы, земле и так далее.

Учет объектов основных средств

Весь процесс работы с основными средствами полностью отображается в бухгалтерском учете. На каждый отдельный элемент есть собственные правила и проводки, которыми не стоит пренебрегать. Условно все это можно разделить на 5 основных групп. Первой из них является получение объекта и его Виды основных средств бывают разными, так что иногда между этими понятиями проходит много времени. Следующий этап относится к описанной выше амортизации, после него учитываются затраты на то, чтобы восстановить тем или иным образом изношенный средство. И ещё два этапа могут как быть напрямую связаны с первыми тремя, так и проходить отдельно — выбытие и аренда объекта. Все это частички учета, различающиеся как друг от друга, так и в зависимости от особенностей, которые имеет текущий состав и структура основных средств, факторов функционирования предприятия и так далее.

Анализ

Помимо всех прочих особенностей учета, с некоторой периодичностью предприятие может производить специальный анализ состава основных средств, который в теории может повысить эффективность работы и общую отдачу от объектов. Самыми распространенными задачами являются возможности обнаружить некие ранее неучтенные резервы, которые позволили бы увеличить срок службы оборудования или другим образом повысить его экономическую эффективность. Также подобный анализ дает достаточно точную картину о том, насколько и каким образом оснащены все подразделения компании нужными объектами, как конкретно и с какой нагрузкой они используются, сколько осталось до момента списания и так далее. В случае возникновения подозрений, тот же анализ позволит найти потенциальные нарушения или другие не задокументированные изменения. Состав и структура основных средств при этом не изменяется, а просто уточняется. Зато по результатам проведенного анализа может возникнуть необходимость подкорректировать данные чтобы они были больше схожи с реальным положением дел.

Оценка и переоценка

Все основные средства имеют определенную стоимость. Определяется она по разным методам, в зависимости от того, каким конкретно образом предприятие получило эти средства. Но кроме непосредственной цены на отдельно взятое изделие, также учитывается стоимость его транспортировки, всех работ по установке, наладке, пуску и так далее. Самым простым примером подобного можно считать обычный станок. Его заказали у некой организации, но забирать нужно самостоятельно. После этого нужно будет отдельно платить за монтаж и запуск изделия. Таким образом, стоимость объекта будет включать в себя его непосредственную цену, затраты на перевозку, а также ту сумму, которая будет потрачена на установку и ввод в эксплуатацию. Состав основных средств неоднороден, потому некоторые из них предприятие может получать другими способами. К примеру, безвозмездно. В таком случае должна производиться дополнительная оценка, на основании существующих рыночных цен. Аналогичным образом производится и переоценка. Она может проходить только один раз в начале отчетного года на основании документов, свидетельствующих об изменениях в стоимости изделия.

Инвентаризация

Инвентаризация основных средств — ещё один важный элемент учета. Любой объект, который находится на балансе обязан иметь собственный номер, написанный непосредственно на изделии. Во многих случаях, если добраться до него затруднительно, допускается дубляж на других элементах конструкции. Кроме всего прочего, иногда есть специальная таблица, прикрепленная в определенном месте, в которой указаны все объекты с их номерами, находящиеся в данном помещении.

Эффективность использования

Чтобы основные средства применялись с максимально возможной отдачей, постоянно проводится оценка их эффективности использования. Она отвечает за то, действительно ли тот или иной объект полноценно выполняет все свои функции, нет ли простоев или других подобных проблем. Как правило, это позволяет своевременно обнаруживать негативные факторы, влияющие на работу предприятия и оперативно их устранять.

Краткий итог

Учитывая всю информацию, предоставленную выше, можно сделать вывод, что состав основных средств, их учет, контроль и своевременное проведение всех требуемых действий по бухгалтерскому отражению в балансе дают возможность влиять на общую эффективность работы предприятия, качество производство, загруженность и так далее. В некоторых случаях подобная информация может в разы увеличить экономические показатели компании, что положительно скажется на ее доходности.

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию - это одно, а искать её профессионально и грамотно - это другое. В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты.

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

  • Определяется информационная потребность и формулируется запрос
  • Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация
  • Информация извлекается из выявленных источников
  • Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что - это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет. Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня если и не потеряли своей актуальности, то, во всяком случае, имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов - интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

  • Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём
  • Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области
  • Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи
  • Художественная литература, служащая, как правило, источником информации - пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных
  • Публицистические произведения - категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов
  • Средства массовой информации - комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления - позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания - это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google ». В России к нему добавляется «Яндекс », «Поиск@mail.ru » и «Rambler ».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток - тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени - обычно хватает буквально 2-3 трёх практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему - ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе - помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма - главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

При правильном составлении конспекта отражается логическая и смысловая связь записываемого. Конспект можно взять через некоторое время или же дать другом человеку, и чтение и понимание материала не вызовут затруднений. Грамотный конспект способствует восприятию даже самой сложной информации, ведь выражена она в понятной форме.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину - это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

  1. Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
  2. Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
  3. Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и конспекта.
  4. Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
  5. Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный ).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы - это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность .

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка - это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Методы сбора информации

маркетинг информация сбор покупательский

Маркетинговое исследование - процесс сбора данных, характеризующих какой-либо рыночный процесс или явление и предназначенных для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга. Поиск и сбор информации по исследуемой проблеме - это один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

· кабинетные;

· полевые.

Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент.

Изучение внутренней информации должно быть отправной точкой при поиске и сборе вторичных данных. Большинство компаний располагают значительным объемом накопленной внутренней информации, часть которой легкодоступна и готова к немедленному использованию, например данные о продажах и ценах, регулярно фиксируемые в бухгалтерской документации. Информация другого вида не систематизирована и требует доработки, однако ее можно достаточно быстро и легко собрать и подготовить к применению .

Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований) .

В случае проведения вторичных маркетинговых также используют методы поиска в Интернете необходимой информации. Основными инструментами ее поиска сегодня являются поисковые системы и каталоги. В ряде случаев, когда их использование не дает достаточного эффекта, применяется «ручной» поиск по тематическим сайтам, «желтым страницам» и ряду других ресурсов. Одним из основных аспектов проведения вторичных маркетинговых исследований при помощи Интернета является поиск источников информации. Сотни миллионов сайтов, находящихся сегодня в Сети делают поставленную задачу достаточно сложной. .

Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.

Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

· количественные;

· качественные .

Количественные исследования заключаются в проведении различных опросов с использованием вопросов закрытого типа, на которые отвечают большое число респондентов. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляется в нестандартной форме.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Данные качественного характера собираются для того, чтобы больше узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не представляется возможным. Чувства, мысли, намерения, прошлые поступки -- вот лишь несколько примеров информации, которая может быть получена с помощью качественных методов сбора информации. Эти методы используются также для выявления возможных методических недостатков проекта исследования, прояснения тех моментов, которые остались неясными при формулировке проблемы. В некоторых случаях получение информации от респондентов при помощи полностью структурированных или формальных методов может быть нежелательным или невозможным. В подобных ситуациях находят применение качественные методы сбора данных . Зачастую практическая реализация маркетинговых исследований требует комплексного подхода - совместного использования количественных и качественных методик .

C целью сбора качественных данных используют поисковые маркетинговые исследования, которые подразумевают применение методов качественного исследования. Методы качественного исследования делятся на прямые и косвенные, в зависимости от того, известна ли респонденту истинная цель исследования. Прямой подход (direct approach) не маскируется исследователем. Респондентам говорят о цели исследования либо она становится очевидной из задаваемых вопросов. Этот метод находит свое применение при проведении фокус-групп и глубинных интервью. В отличие от него, косвенный подход (indirect approach) скрывает истинную цель исследования от респондентов. .

Фокус-группа (focus group) - неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения. Основная цель проведения фокус-групп - получение представления о том, что думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах, интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию. Обычно число ее участников колеблется от 8 до 12 человек. Фокус-группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик ее участников, что позволяет снизить конфликтность между ними. Кроме того, необходимо, чтобы все участники соответствовали определенным критериям. Не привлекаются к обсуждению люди, принимавшие участие в подобных фокус-группах, так называемые «профессиональные респонденты». Ход интервью записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеоленту для последующего просмотра, перезаписи и анализа.

Фокус-группы используют почти во всех случаях, когда необходимо получить предварительное заключение о ситуации. Фокус-группы позволяют решать следующие вопросы:

· определение предпочтений покупателей и их отношений к данной продукции.

· получение мнений по поводу замыслов новых товаров.

· представление новых идей относительно существующих товаров.

· мнения по поводу цены.

· получение предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.

Глубинное интервью (depth interview) - неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме. Глубинное интервью может длиться от 30 минут и больше часа.

Популярностью у исследователей пользуются следующие три метода проведения глубинных интервью: метод лестницы, метод выяснения скрытых проблем и символический анализ.

Метод лестницы (laddering) характеризуется последовательной постановкой вопросов. Сначала спрашивают про характеристики продукта, а потом переходят к характеристикам самого пользователя. Такой метод позволяет исследователю определить значения, которые потребители связывают с каким-либо предметом или проблемой.

При выяснении скрытых проблем (hidden issue questioning) главным являются не социальные ценности, а, скорее, личные "больные места"; не образ жизни в целом, а глубинные личные переживания и беспокойство человека.

Символический анализ (symbolic analysis) пытается проанализировать символическое значение предметов, сравнивая их с противоположностями. Чтобы понять, что на самом деле скрывается за тем или иным явлением, исследователь пытается определить то, что не характерно для данного явления. Логическими противоположностями исследуемого продукта является не использование этой продукции, признаки воображаемого "антипродукта" и противоположные по свойствам типы продуктов .

Преимущества глубинных интервью:

1) позволяют лучше разобраться во внутренних переживаниях людей. К тому же с их помощью четко видно автора ответа.

2) предполагает свободный обмен информацией.

Недостатки глубинных интервью.

1) Услуги квалифицированных ведущих и интервьюеров обходятся дорого, и таких специалистов трудно найти.

2) Из-за отсутствия определенной структуры проведения опроса интервьюер может влиять на результаты опроса, а качество и достоверность полученных данных полностью зависят от навыков интервьюера. Эти данные трудно проанализировать и сделать по ним соответствующие выводы, не воспользовавшись услугами квалифицированных психологов.

3) Учитывая продолжительность интервью и связанные с его проведением расходы, можно сказать, что количество глубинных интервью в проекте будет небольшим. Несмотря на эти неудобства, глубинные интервью так или иначе находят свое применение.

В основном глубинные интервью применяют для проведения поискового исследования, стремясь добиться понимания проблемы. Однако глубинные интервью в маркетинговом исследовании используют не так часто. Тем не менее данный метод может эффективно применяться в особых проблематичных ситуациях .

Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать (интервьюеру) свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю. Проекционные методы подразделяются на:

· Ассоциативные методы. При их использовании человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Наиболее известный из них - метод словесных ассоциаций, когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум.

· Методы завершения ситуации. В методах завершения ситуации респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

· Методы конструирования ситуации. Эта группа методов тесно связана с методами завершения ситуации. Методы конструирования ситуации требуют от респондента придумать историю, диалог или описание ситуации. Существует два основных метода конструирования ситуации: ответ по рисункам и анимационные тесты. Метод ответа по рисункам чем-то напоминает тест на определение тематического сознательного восприятия, который состоит из ряда рисунков с изображением обычных и не совсем обычных вещей. Респондента просят придумать истории про то, что изображено на рисунках. По тому, как респондент воспринимает материал, изображенный на рисунках, определяют его индивидуальность. В анимационных тестах на рисунках изображаются мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа. В ответах респондентов можно узнать их эмоции, убеждения и отношение к ситуации.

· Экспрессивные методы. В рамках экспрессивных методов в устной или визуальной форме респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Вот два главных экспрессивных метода - ролевая игра и метод третьего лица.

При ролевой игре (role playing) респондентов просят побыть в роли другого человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Метод третьего лица. Для метода третьего лица (third-person technique) характерно, что респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации.

Проекционные методы имеют одно главное преимущество по сравнению с неструктурированным прямым методом качественного исследования (фокус-группы и глубинные интервью): они позволяют получить такие ответы, которые респонденты не дали бы, если бы знали о цели исследования. Проекционные неструктурированные прямые методы исследования имеют ряд слабых сторон. Так, для их использования необходимы хорошо обученные интервьюеры. Ответы анализируют квалифицированные аналитики, услуги которых стоят немало. Кроме того, они не должны быть предубежденными. За исключением метода словесных ассоциаций, все остальные методы предусматривают незавершенное окончание, что усложняет анализ и обработку полученных данных.

Проекционные методы применяются реже, чем неструктурированные прямые методы. Исключением, пожалуй, является метод словесных ассоциаций, который используют для проверки наименований торговых марок, а иногда для выяснения отношения потребителя к определенным изделиям, торговым маркам, пакетам услуг и рекламным объявлениям. .

Дескриптивные исследования. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Метод опроса (survey methods) основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы. Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных (structured data collection) разрабатывается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым.

Метод опроса имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он прост в проведении. Во-вторых, полученные ответы достоверны, поскольку ограничено число заданных вариантов ответов.

К недостаткам относится то, что иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию. Респонденты не захотят отвечать, если требуемая информация личная или затрагивает их чувства. Кроме того, ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть недостоверными для определенных данных, например, касающихся эмоций и убеждений.

Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Internet. Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews - CATI). Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера.

Методы наблюдения - это вторая группа методов, используемых в дескриптивных исследованиях. Наблюдение (observation) представляет собой процесс регистрации моделей поведения людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информация может регистрироваться непосредственно в ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным, прямым или косвенным. Кроме того, оно может проводиться в естественной или искусственно созданной обстановке.

При структурированном наблюдении (structured observation) наблюдатель заранее детально определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения, например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине.

При неструктурированном наблюдении (unstructured observation) наблюдатель регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету исследования, например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками. В неструктурированном наблюдении высока возможность искажения результатов наблюдения. По этой причине результаты наблюдения трактуются как гипотеза и подлежат последующей проверке в отличие от результатов итогового исследования.

При скрытом наблюдении респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюдения. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. При открытом наблюдении респонденты знают, что за ними ведется наблюдение.

Наблюдение в естественных условиях (natural observation) проводится в привычной для объекта наблюдения среде. При наблюдении в искусственных условиях (contrieved observation) респондента могут наблюдать в искусственно созданной обстановке, например на кухне в центре тестирования. Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток - ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и опенки поведения объекта наблюдения в естественных условиях.

Каузальные маркетинговые исследования. Под проведением эксперимента (experiment) понимается осуществление исследователем управляемого процесса изменения одной или несколько независимых переменных для измерения их влияния на одну или несколько зависимых переменных при исключении влияния посторонних факторов. Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

При проведении эксперимента исследователь ставит перед собой две цели: получить верные выводы о влиянии независимой переменной на анализируемую совокупность единиц наблюдения и на этой основе сделать достоверные выводы относительно всей генеральной совокупности. Первая цель связана с понятием внутренней достоверности, вторая - с понятием внешней достоверности.

1) Внутренняя достоверность (internal validity) определяется тем, действительно ли изменение независимой переменной вызвало наблюдаемое изменение зависимой переменной. Таким образом, внутренняя достоверность определяется тем, могло ли наблюдаемое изменение зависимых факторов быть вызвано какими-либо другими факторами, кроме независимых. Если наблюдаемые изменения вызваны или искажены посторонними факторами, то трудно сделать достоверное заключение о наличии причинно-следственной связи между независимыми и зависимыми.

2) Внешняя достоверность (external validity) связана с возможностью обобщения выявленной в процессе эксперимента причинно-следственной зависимости. Иными словами, можно ли выводы, сделанные на основе эксперимента, распространить на более широкий круг элементов, и, если да, то на какие именно группы населения, совокупности, периоды, независимые и зависимые переменные. Опасность нарушения внешней достоверности эксперимента возникает, когда условия проведения эксперимента не охватывают какие-либо значимые факторы, имеющие место в реальной действительности.

Очень желательно иметь план проведения эксперимента, обеспечивающий требования и внутренней и внешней достоверности, но в практических маркетинговых исследованиях, как правило, приходится отступать от требований одной из них для достижения другой. Чтобы обеспечить контроль за посторонними факторами, исследователь вынужден проводить эксперимент в искусственных (лабораторных) условиях. Это позволяет обеспечить внутреннюю достоверность, но ограничит возможность обобщения результатов, тем самым нарушая внешнюю достоверность. Факторы, нарушающие внутреннюю достоверность, могут также нарушать и внешнюю достоверность; наиболее значимы из них - посторонние факторы.

К достоинствам этого метода относятся, прежде всего, его объективный характер и возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Недостатки такого метода заключаются в трудности контролировать все факторы маркетинга в естественных условиях, с одной стороны, и сложности воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях, с другой стороны. Кроме того, проведение эксперимента сопряжено, как правило, с гораздо большими издержками, чем наблюдения и особенно при необходимости исследования нескольких факторов маркетинга. Поэтому на практике этот метод используется относительно редко и, прежде всего, в случаях, когда требуется с высокой степенью достоверности установить характер причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемого объекта.

3. Сбор информации

Поиск информации - один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

В широком плане поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

«Всё, иду сегодня в театр», - твердо решили вы в одно прекрасное воскресное утро. - «Узнать бы, какой сегодня спектакль!».

Ваши возможные действия Вполне возможный результат
1. Поискали газету, где, кажется, был еженедельный репертуар Не нашли
2. Вспомнили, что в 7.40 по радио обычно передают театральную афишу Обнаружили, что ваши часы показывают уже 8.10
3. Позвонили по телефону другу-театралу, который уж точно в курсе Друга не оказалось дома
4. «Ну уж справочная-то все знает!», - решили вы, набирая на телефоне номер 09 «Таких справок не даем», - огорченно слышите в ответ

Вы затратили время и энергию, а задачу не решили. Это - результат неэффективно организованного поиска информации.

Вы задумались о том, какую профессию выбрать, и решили, что она должна быть связана с производством и использованием компьютеров. Какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность, вы пока не знаете. Первое, чем вам придется заняться, - это поиск информации.

Что вы можете предпринять? Ожидаемый результат Этап поиска
Поговорить с родителями Получение совета с чего начать + психологическая поддержка Определение направления поиска
Обратиться в профориентационный центр Получение перечня профессий, отвечающих вашим интересам Предварительное знакомство
Взять в библиотеке справочник для поступающих в вузы Получение краткой информации о вузах, факультетах и специальностях. Выбор адресов Конкретизация информации
Послать запросы в приемные комиссии выбранных вузов Получение рекламных проспектов и условий приема в данный вуз Уточнение информации
Побеседовать со студентами или выпускниками выбранного факультета Получение субъективных и эмоциональных оценок их специальности (профессии) Углубление полученных представлений
Хорошенько все обдумать и обсудить ситуацию с родителями Укрепление своего решения или отказ от него и возврат к началу Анализ полученной информации

Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации.

Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Чтобы не утонуть в «море информации», учитесь отбирать только информацию, полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают всё без разбора.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, грамотно осуществить процесс сбора информации - вот умения, которые становятся решающими в информационном обществе.

С информацией, которую мы ищем, всегда ассоциируется некоторая известная нам информация, которая в виде ключа или поискового предписания служит опорой для поиска и отбора информации.

Вы хотите в адресном бюро узнать адрес человека. Известные вам фамилия, имя, отчество и возраст ассоциируются с неизвестным нам адресом и служат ключом к его поиску.

В библиотечном деле термин «поиск информации» имеет родственное, но всё-таки другое значение. Он относится к методам отыскания (например, с помощью ключевых слов и индексов) текстов или ссылок на работы по некоторой теме.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по интересующему вопросу в хранилищах информации стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.). Но если вспомнить библиотечный каталог, то понятно, что из его карточки можно очень мало почерпнуть о содержании того документа, который она представляет. В лучшем случае - название, фамилии авторов, год и место издания, краткую аннотацию. Следующим шагом в ускорении поиска информации стало создание специальных реферативных (обзорных) журналов.

Подлинный переворот в службе хранения, отбора информации произвели автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). Использование ИПС (электронного каталога) позволяет сэкономить время и усилия, затрачиваемые на просмотр ящиков, заполненных карточками. Кроме того, появляется возможность существенно сократить пространство хранилищ, отводимое для размещения самих каталогов.


Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах.

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Знак вместе с его смыслом называют символом. Используемый для кодирования конечный набор отличных друг от друга знаков называется алфавитом.

Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.

Кодированием называется процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодом называется правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.

Кодирование используется при хранении, передаче информации, представлении ее на носителе.

Длиной кода называется количество знаков, которое используется для представления кодируемого символа.

Код может быть постоянной и переменной длины.

Если длина кода равна п, то с помощью алфавита, состоящего из k знаков, можно закодировать различных состояний.

Для кодирования М различных состояний кодом постоянной длины с помощью алфавита из k знаков, требуется длина кода, равная

В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование с алфавитом {0,1}. Наиболее распространенными кодами являются ASCII, ДКОИ-8, Win1251.

Сбор информации состоит из процессов поиска и отбора информации.

Сбор информации всегда осуществляется с определенной целью, которая во многом определяет выбор методов поиска и критерии отбора найденной информации.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

Чтение соответствующей литературы;

Просмотр видео-, телепрограмм;

Прослушивание радиопередач и аудиокассет;

Работа в библиотеках, архивах;

Запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

Другие методы.

Поиск информации всегда сопровождается её отбором.

Отбор информации предполагает оценку найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор только информации, полезной для решения поставленной задачи.


Связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общей закономерности информационных процессов в системах различной природы. Основой мировоззрения, главным его компонентом является научная картина мира, рассматриваемая как высший уровень систематизации и обобщения научных...