Развитие программы ПАК ФА - bmpd. ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты

Итак, мы уже знаем, что в СССР истребители пятого поколения разрабатывались одновременно с аналогичными разработками в США, но развал страны помешал осуществить задуманное.

Пропала ли эта работа даром? Нет. Конечно, разработанные в те годы самолёты не пошли в серию, но ведь в результате этой работы получены многие плюсы.

Во-первых, проведено огромное количество исследовательских и конструкторских работ, накоплен огромный опыт, который никуда не делся.

Во-вторых, ведь этой работой были заняты не только КБ Микояна и Сухого. Над новыми самолётами работали и исследовательские институты ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦИАТИМ, и моторостроители, и разработчики радаров, и ещё огромное количество институтов, КБ, заводов. Ведь в производстве самолёта участвуют тысячи смежников, и каждый из них получил своё задание.

В-третьих, несмотря на секретность, российские специалисты с интересом следили за ходом разработки и испытаний «Рэптора» американцами. Ведь и чужой опыт, успешный он или нет, чему-то учит грамотных специалистов, и к тому же становится ясно, чему именно должен противостоять твой будущий самолёт, к чему нужно стремиться, чтобы он превосходил противника.

А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в задании опять были два самолёта – лёгкий и тяжёлый, также рассматривали варианты «среднего» истребителя и вариант вертикалки. И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее, в результате остановились на КБ Сухого с ПАК ФА (он же Т-50, он же Су-50).

Что же он из себя представляет? Некоторые журналисты из жёлтой прессы заявляют, что это тупая копия американского Рэптора. Сразу скажу, что это совсем не так. Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.


Да и если просто хоть немного подумать: самолёт разрабатывался как раз с целью превосходить Рэптор, иначе зачем он вообще нужен? И контролировали это не только отечественное министерство обороны, но и индийское, поскольку проект совместный, а они зря такие огромные деньги тратить не будут. И поскольку возможности Рэптора давно известны, то даже и гадать не пришлось. Добавлю, что индийские представители выдвинули очень жёсткие требования к самолёту, и очень упорно их отстаивали. Согласились они на сотрудничество только тогда, когда подробнейшим образом ознакомились с проектом и убедились в его перспективности.

Чем же он отличается? Любопытных особенностей много.

Скажу для начала, что в комментариях к предыдущим статьям, а также в перепостах на других сайтах и в ЖЖ, звучат настойчивые требования сравнить возможности ПАК ФА и Рэптора, а заодно их количество, налёт лётчиков и прочие подробности. Как будто США с Россией уже воюют. Ребята, скажу вам по секрету страшные вещи: во-первых, ни Рэптор не сможет долететь до России, ни ПАК ФА до США. И если уж дело дойдет до прямого столкновения, то надо сравнивать не истребители, а стратегические ракеты и средства противоракетной обороны. Хотя и такое сравнение опять не понравится сторонникам США, поскольку даже от древней «Сатаны», ресурс которой недавно продлили, у США до сих пор нет защиты. “Звёздные войны” СОИ оказались фейком, а на евроПРО нет ни денег, ни уже и мозгов. Имеющееся же стратегическое вооружение в США стремительно разваливается: Катастрофическая деградация. Обратите внимание на комментарии, там общаются грамотные специалисты, и они явно “в теме”.

Правда, некоторые американские журналисты изрядно повеселили, заявив, будто великий и ужасный Ф-35 будет барражировать над Польшей и сбивать российские баллистические ракеты, стартующие где-то на Урале, но тут можно только позавидовать забористой траве, которую они курят. Сколько там километров от Польши до Урала? Какая ракета способна на такую дальность? А Ф-35 её поднимет? А сколько она до Урала лететь будет? Или гнаться за «Сатаной» до самого Вашингтона и вместе с ней упасть в цель?

Ну а сравнить возможности самолётов? Да почему бы и нет! Мешает этому только секретность, а потому не слишком цепляйтесь к данным: что по Рэптору, что по ПАК ФА они взяты, разумеется, из открытых источников.

Итак, первое отличие – это сверхманёвренность. Её сохранили, несмотря на жёсткие требования к малозаметности, которые идут в разрез с аэродинамикой. При этом применили новые решения, которых нет ни в Рэпторе, ни в других самолётах. Это, например, поворотная часть наплыва крыла, то есть, наплыв играет роль не только генератора вихря, но и переднего горизонтального оперения. Такое решение уменьшает заметность.

Двигатели разнесены (у Рэптора они стоят рядом). Это позволяет повысить манёвренность, а заодно высвобождает больше места для внутренних отсеков с оружием. Подфюзеляжный тоннель между ними повышает подъёмную силу, и манёвренность сохраняется даже на больших высотах. Заодно, разнесённые двигатели повышают живучесть в случае боевых повреждений или пожара двигателя.

Еще одно оригинальное решение – двигатели стоят не параллельно, а под небольшим углом друг к другу (блин, когда-то долго таращился на фотки, пока убедился, что это не обман зрения. В обычном режиме направление реактивной струи компенсируется всеракурсным поворотным соплом, а в случае отказа или боевого повреждения одного двигателя, такое расположение позволяет более уверенно держаться в воздухе. На этом фото хорошо видно, что это не обман зрения, заодно видны и отсеки для оружия, и поворотная часть наплыва крыла:


У самолёта – два наклонных киля, как и у Рэптора. Но тут тоже новинки: во-первых, они гораздо меньше по площади, что уменьшает заметность, а во-вторых, они цельноповоротные, отдельных рулей поворота там нет. Это тоже для малозаметности. Кроме того, они же играют роль воздушного тормоза, то есть, могут отклоняться рассогласованно, в разные стороны. Отдельный тормоз уже не нужен, что уменьшает вес.

Чтобы меня не уличили в восхвалении всего нашего, скажу, что с килями вышел прокол. Слишком много нового: и цельноповоротные, и могут служить воздушным тормозом, и малой площади, недостаток которой компенсируется автоматикой, и изготовлены из углепластика (это легче по весу и лучше для малозаметности), и способ их установки довольно хитрый… В результате прочность килей оказалась недостаточной, и тогдашний главком ВВС Михайлов заявил, что принято решение не усиливать их, а ограничить максимальную скорость ПАК ФА до 2М (примерно 2125-2400 км/час – неизвестно, на какой высоте эта цифра подразумевалась) вместо 2,15М по техзаданию и ещё больше – реально. Я тогда ещё удивился: ну ладно, допустим, что военные против своего главкома не попрут, хотя и это не факт, конструкторам тоже вроде упираться не очень надо, но как же индийцы? Похоже, что они всё-таки воспротивились: 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования.

Добавлю, что проскочившее в американской прессе сообщение, будто Рэптор достиг скорости в 2,6М не соответствует истине. С нерегулируемыми в классическом смысле рэпторовскими воздухозаборниками это невозможно в принципе, кроме того, на таких скоростях уже начинает ощутимо действовать тепловой барьер (нагрев самолёта от трения воздуха на такой скорости свыше 300 градусов), и ни алюминий, ни углепластик его не выдержат.

О ремонтопригодности и тем более – о цене самолётов и говорить не стоит.

ДВИГАТЕЛИ.

От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности. При этом заметность в задней полусфере теоретически становится хуже, но посмотрите на съёмку Рэптора в тепловизоре: не слишком-то оно и спасает, мягко говоря.

Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер. Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними. Новый двигатель будет обладать не только более высокой тягой, но и лучшей экономичностью. Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15. Удельные характеристики расхода топлива искать затруднительно, но вот косвенные данные:
Первое значение ПАК ФА, второе – Ф-22
нормальная взлётная масса: со 100 % топлива: 30610 кг/30206 кг
Масса топлива: 11100 кг/9367 кг
Практическая дальность: 4300 км/2500 км

Конечно, расход топлива уменьшает ещё и лучшая по сравнению с Рэптором аэродинамика, но ни она, ни на 1,7 тонны больший запас топлива сами по себе не обеспечат такую впечатляющую разницу в дальности.

Кстати сказать, прорабатывается множество модификаций как этого, так и нового двигателя, с улучшенными параметрами, уменьшенной массой и т.п. Все они обозначаются по-разному (АЛ-41, Тип-30, изделие-117, изделие-129, изделие-133, проект «Демон» и т.д.), и разобраться в этом не слишком просто. Опять вспоминается тяжёлый вздох в одном из американских авиационных журналов: «Система обозначений КБ Сухого приводит в ужас буржуазных аналитиков».

Новинка – плазменная система зажигания, что позволяет избавиться от кислородной подпитки при запуске двигателя даже на большой высоте.

ОРУЖИЕ.

Сам по себе истребитель может быть сколь угодно хорошим, но без оружия он ничего не стоит. Посмотрим, что подготовили конструкторы? Набор довольно обширный.

Для ближнего боя – пушка калибра 30 мм. Внутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет. Кроме этого, можно установить до шести внешних узлов подвески. Рассмотрим, что может взять с собой ПАК ФА.

Но для начала немного о разновидностях ракет. Первые ракеты были неуправляемыми, прицеливаться для их пуска нужно было с помощью того же прицела, что и для пушек/пулемётов. Они появились у нас ещё во время Великой Отечественной, наводя ужас на немцев не хуже знаменитой «Катюши», но их потомки НУРС (неуправляемый реактивный снаряд) или НАР, применяются до сих пор, чаще на вертолётах. Все видели, наверное, пусковые устройства в виде цилиндров с несколькими отверстиями под ракеты, это как раз они.

Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты. Летчик на экране локатора захватывает цель, сближается с ней до дальности пуска ракеты, загорается сигнал «ПР» – пуск разрешён, нажимаем гашетку, ракета сходит с пилона, но мы продолжаем удерживать врага на экране локатора. При этом узкий луч РЛС направлен на него, а ракета идёт по этому лучу. И только когда она сблизится настолько, что уже не промажешь, загорается сигнал «Отворот» – можно сваливать. Иногда это бывает опасно, если цель – под завязку нагруженный бомбёр или топливозаправщик. Рвануть может так, что и тебя достанет осколками.

Защищаться от таких ракет пытаются отстрелом пассивных помех, простых пачек ленты из фольги. В надежде, что луч локатора потеряет самолёт и будет следить за ленточками. В ответ локаторы стали сортировать цели по скорости, чтобы не замечать малоскоростные, и принимать другие меры борьбы с помехами.

Следом разработали самонаводящиеся ракеты. Их тепловая головка самонаведения (ТГСН) чувствует тепло от двигателя противника. Сближаешься, загорается лампочка «ЗГ» – захват головок, что означает, что ракеты увидели цель, пуск – и сваливать можно сразу. Это называется принцип «пустил – забыл». Любопытно курить возле такой ракеты и видеть, как ГСН следит за твоей сигаретой. Поначалу как-то не очень приятно это видеть

От них защищаются, отстреливая тепловые ловушки, каждый видел кадры по ТВ, когда из самолёта вылетает подобный «фейерверк».

Ну а потом появились ракеты с самыми разнообразными способами наведения, в том числе и многоканальные, которые обмануть не так просто. Подробно объяснять не буду: слишком много места займёт. Итак:

1. Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.


Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения – инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.

Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

2. РВВ-СД


Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

3. РВВ-МД.


Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

4. Х-38МЛЭ.


Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.

Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная
Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ – инерциальная + спутниковая навигация

Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ – кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км

5. Х-58УШКЭ.


Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.

Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 – 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС – не менее 0,8. Боевая часть – фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты – 650 кг.

Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА – не знаю.

6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба


Масса – 560 кг (в т.ч. 195 кг – масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 – 12 м. Боевая часть – фугасная.

Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оружие – это хорошо, но чтобы им куда-то попасть, нужны разнообразные и сложные прицельные устройства, времена обычного перекрестия давно прошли. На ПАК ФА применена так называемая «умная обшивка», когда все антенны со всех сторон самолёта сводятся в единый комплекс. Что же там есть?

Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках. Это дециметровый диапазон (где-то от 15 до 30 см), стелсы в нём видны хорошо, хотя точность и похуже, чем в сантиметровом. Но главное – лётчик предупреждён, цель видит, а дальше – проблемы ракеты РВВ-БД, у которой достаточно своих систем наведения, и при сближении её с целью видеть она будет всё точнее и увереннее. У Рэптора подобной дециметровой РЛС нет, и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, лучше сблизиться до 120 км – дальности пуска ракеты Рэптора, там всё будет гораздо вернее: там Рэптор увидит уже и обычная РЛС, и, скорее всего, даже оптическая система.

Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

Кроме РЛС типа Н-036, есть оптическая многоканальная система кругового обзора ОЛС-50, способная видеть днём и ночью, и даже в ультрафиолетовом диапазоне. Её данные тоже не раскрываются.

Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны. Остальные подробности – на видео:

Ну а вот так летать – не способен никакой Рэптор!

Последние месяцы были отмечены существенным прогрессом в продвижении программы российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 27 октября 2013 года в Комсомольске-на-Амуре совершил пятый летный опытный образец ПАК ФА - самолет Т-50-5. 20 ноября эта машина для прохождения испытаний на аэродром ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" в подмосковный Жуковский. В начале 2014 года предполагается предъявление ПАК ФА на Государственные испытания, первый этап которых планируется завершить в 2015 году. К моменту первого полета Т-50-5 состоялось более 450 полетов четырех первых летных опытных образцов Т-50 - напомним, что летные испытания первого летного опытного образца Т-50-1 были начаты 29 января 2010 года.

На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") ведется изготовление еще четырех опытных образцов ПАК ФА - самолетов Т-50-6-1, Т-50-6-2, Т-50-7 и Т-50-8, которые должны быть сданы до конца 2014 года.

Пятый летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА - самолет Т-50-5 ("бортовой номер 055"). Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2013 года (с) Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") .

Одновременно переходит в производственную стадию создание основных систем для ПАК ФА.

В рамках программы ПАК ФА создаются два перспективных турбореактивных двухконтурных двигателя для данного самолета, оба проекта осуществляются созданной под эгидой ОАО "ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группой - ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). В настоящее время на ПАК ФА устанавливаются двигатели первого этапа («изделие 117», АЛ-41Ф1) разработки ОАО "НПО "Сатурн", производство которых осуществляется ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Двигатель «изделие 117» максимальной тягой до 14500 кг представляет собой дальнейшее развитие известного семейства двигателей АЛ-31Ф с сохранением их "горячей части" и использованием модифицированного компрессора двигателя АЛ-41Ф («изделие 20»), ранее разрабатывавшегося в рамках еще советской программы истребителя пятого поколения МФИ. К настоящему моменту выпущено 18 двигателей первого этапа («изделие 117»), четыре из которых проходят стендовые испытания, и 14 - летные испытания в составе объектов Т-50. На нынешнем этапе разработки по основным элементам двигателя «изделие 117» достигнут ресурс 750 часов до капитального ремонта. Ведется подготовка к серийному производству двигателя на УМПО.

Для дальнейшего развития ПАК ФА и полного достижения всех его заданных характеристик разрабатывается новый двигатель второго этапа («изделие 30») максимальной тягой до 16000 кг и более, который должен быть доведен до серийного производства ориентировочно к 2020 году. Разработка двигателя второго этапа ведется в кооперации между предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации» ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО - «ОКБ им. А.Люльки». В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК - «Двигатели для гражданской авиации». Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО.

Работы по двигателю второго этапа («изделие 30») ПАК ФА включают научно-исследовательскую работу по разработке нового газогенератора, включающего пятиступенчатый компрессор высокого давления, камеру сгорания и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, а также НИР по разработке трехступенчатого компрессора низкого давления.

До конца 2013 года должно быть завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В 2014 году запланировано изготовление на УМПО и начало стендовых испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора «изделие 30».

Радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш-121 самолета ПАК ФА с бортовой РЛС Н036 с пятиантенной системой с активными фазированными антенными решетками (АФАР) создан при головной роли ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (НИИП, Жуковский). В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР - активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС. Летно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 ведутся с июля 2012 года на прототипах Т-50-3 и Т-50-4, а теперь в наиболее полной конфигурации они будут осуществляться и на Т-50-5. Серийное производство РЛК Ш-121 налаживается на ОАО "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ).


Штатное расположение антенн РЛК Ш-121 на самолете ПАК ФА (с) Петр Бутовский / Air Cosmos

Наибольший прогресс в развитии РЛК Ш-121 связан с доведением до состояния массового производства основного элемента РЛС с АФАР - приемо-передающих модулей. Производство таких модулей - широкополосных усилителей СВЧ для ППР, представляющих собой монолитную интегральную схему типа GaN - налажено на ФГУП "Научно-промышленное предприятие "Исток" (Фрязино, Московская область), входящем в состава холдинга "Росэлектроника".

Разработка СВЧ-модулей для РЛС Н036 осуществлялась на НПП "Исток" с 2003 года. На основе мощных транзисторов и монолитных инте гральных схем СВЧ-диапазона пред приятием были разработаны СВЧ-модули для активной фазированной решетки, о бъединяющие в себе все приемо-пе редающие каналы антенны, цепи пита ния, системы охлаждения и цифрово го управления.

В настоящее время на НПП "Исток" запущена первая в России линия для промышленного производства транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Для нашей страны это стало настоящим прорывом, поскольку еще четыре года назад монолитные интегральные схемы СВЧ выпускались лишь единичными экземплярами. Запуск этой линии позволил наладить серийное производство СВЧ-субмодулей для РЛС с АФАР.

Созданная в НПП "Исток" пилотная линия по сборке, настройке, испытаниям и серийному выпуску СВЧ-субмодулей АФАР имеет производительность 100 тысяч модулей в год, что обеспечивается освоением с 2010 года серийного производства многослойной низкотемпературной керамики (LTСС). Исходная керамическая лента для этого изготавливается на предприятии. Введен в эксплуатацию специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ-субмодулей АФАР с производительностью до 200 тысяч комплектов деталей в год.

Носовая а ктивная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н 036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2009 (с) paralay.iboards.ru




Многоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru



Активная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА. Экспозиция авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru

Разработка управляемого вооружения для ПАК ФА осуществляется ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). Комплексы ракетного оружия класса "воздух-воздух" создаются входящим в состав КТРВ московским ОАО "Гос МКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова". Для ПАК ФА "Вымпел" ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности внутреннего размещения и с поэтапным наращиванием их боевых характеристик.

В сфере вооружения малой дальности ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Основным направлением ее модернизации стало создание "изделия 760" (РВВ-МД) так называемого «второго этапа модернизации». Характеристики ракеты наращены за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе тепловой головки самонаведения, инерциальной системы управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции. Захват цели может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х 320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Заявлялось, что "изделие 760" прошло государственные испытания и готово к серийному производству.

Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД ("изделие 300"). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014-2015 годах.

В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации ракеты Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало "изделие 170-1". Следующим этапом модернизации стало "изделие 180" (РВВ-СД). Решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракета оснащена новой многорежимной активно-пассивной радиолокационной ГСН. По известным данным, серийное производство РВВ-СД должно быть начато в 2013 году.

Отдельным направлением развития ракет семейства Р-77 является создание "изделия 180-ПД" повышенной дальности, и ракеты с индексом "изделие 181С". Кроме того, "Вымпел" ведет создание ракеты средней дальности новой конструкции.

В сфере вооружения большой дальности для ПАК ФА "Вымпел" выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. На базе "изделия 610М" разрабатывается новое "изделие 810". Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках ПАК ФА. Испытания намечены на 2014-2015 годы.

В качестве вооружения класса "воздух-поверхность" на ПАК ФА "первых этапов" предполагается использовать ряд новых образцов вооружения предприятий КТРВ - разработанную ОАО "ГНПП "Регион" корректируемую авиационную бомбу КАБ-250 калибра 250 кг (предположительно имеет комбинированную спутниковую и лазерную полуактивную систему наведения), противорадиолокационную ракету Х-58УШК (разработчик ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка») и модульные управляемые ракеты малой дальности семейства Х-38 (разработчик головное предприятие КТРВ).

Новый российский самолет представляет собой набор мощных характеристик, что делает его одним из лидеров в авиационном мире. Несмотря на то, что двигатель пятого поколения будет испытан только к концу 2017 года, уже сейчас можно полюбоваться на ТТХ замечательного Т-50.

ЭПР
ПАК ФА имеет ЭПР менее 0,3 м2. Грани фюзеляжа Т-50 лежат в параллельных плоскостях, воздухозаборники, передние кромки крыла и оперения имеют одинаковый угол стреловидности. Одинаковый угол также у задних кромок крыла и оперения. Кроме того, снижено тепловое излучение от двигателей и их шумность.

F-35 с ЭПР 0,1 - 0,2 м2 будет обнаружен бортовой РЛС Н036-01-1 на расстоянии 175 — 200 км, откуда может начинаться атака с использованием ракет РВВ-БД («изделие 610М»), а также более приспособленных для этого высокоманевренных ракет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, известных как «изделие 180-ПД». РЛС AN/APG-81, установленная на F-35A, сможет обнаружить ПАК ФА с ЭПР менее 0,3 м2 на дальности от 120 до 140 км.


Для Т-50 ПАК ФА поставлены РЭБ "Гималаи";
— полная интеграция системы в борт самолета;
— функция “умной обшивки”;
— создание активных и пассивных помех головкам самонаведения современных ракет;
— увеличение помехозащищенности и боевой живучести самолета.

Система является одним из ключевых элементов Т-50 ПАК ФА, которая позволит снизить общую массу, увеличить живучесть и боевую эффективность самолета. Ее применение не только улучшает помехозащищенность и боевую живучесть самолета, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолетов противника.

70% фюзеляжа самолета состоит из износостойких композитных материалов. Если собрать Т-50 из обычных авиационных материалов, его масса увеличится в четыре раза.

Данная технология позволяет увеличить дальность обнаружения целей (400 км), распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты (Одновременное сопровождение — до 60 целей), одновременно атаковать несколько целей (Одновременное наведение на 16 целей), а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.

Летные характеристики:
Максимальная крейсерская скорость - 2 100 км/ч
Максимальная скорость - 2 600 км/ч
Скороподъемность - 330 м/с

Для того, чтобы пилот смог перенести все нагрузки, для Т-50 был разработан противоперегрузочный костюм нового поколения.
Он позволит претерпеть пилоту нагрузки даже в 9G.

Т-50 оснащен 7-14 видами ракет:
Пушка 9-А1-4071К
Калибр: 30 мм
Боекомплект: 150 снарядов в ходе одного вылета
Пушечная установка ННПУ-50 поражает все современные бронированные цели

Ракета малой дальности Р-73/РВВ-МД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,02-20 км
и ближнего высокоманевренного воздушного боя
Дальность действия - 40 км

Ракета средней дальности К-77-1/РВВ-АЕ/СД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,02-25 км
Предназначена для поражения воздушных целей
Дальность действия - 110 км

Ракета большой дальности К-37М/РВВ-БД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,015-25 км
Предназначена для поражения воздушных целей
Дальность действия - 300 км

Противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, оптимизированая для внутрифюзеляжного размещения
Класс: “воздух — поверхность”
Предназначена для поражения наземных радиолокационных станций
Дальность действия - 245 км

Авиационная модульная управляемая ракета Х-38МЭ малой дальности
Класс: “воздух — поверхность”
Предназначена для уничтожения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении
Дальность действия - 40 км

Авиационная тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ
Класс: “воздух — поверхность”
Высота полета ракеты над гребнями волн: до 4 м
Предназначена для поражения надводных целей
Дальность действия - 260 км

Корректируемая авиационная бомба КАБ-500С
Класс: “управляемые авиационные бомбы”
Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-СД (ИЗДЕЛИЕ 170-1)

MEDIUM-RANGE MISSILE RVV-SD (IZDELIE 170-1)

02.09.2009
ТРВ ПОВЫШАЕТ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ), создавая новые управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух», увеличивает возможности ведения воздушного боя на ближних и средних дистанциях, заявил «АвиаПорту» генеральный директор корпорации Борис Обносов.
Во время проведения МАКС-2009 ТРВ заявила о разработке УР класса воздух-воздух РВВ-АЭ в различных вариантах дальности применения. Так УР РВВ-МД представляет собой ракету класса «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73, но дальность ее по сравнению с Р-73 существенно увеличена. «Кроме того, усилена помехозащищенность, обеспечены всеракурсность и круглосуточность применения», — пояснил Б.Обносов.
Другая разработка представляет собой УР класса «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-СД. «Эта УР также имеет по сравнению с экспортным вариантом УР средней дальности РВВ-АЭ, увеличенную с 80 км до 110 км дальность полета», — отметил собеседник. «В ближайшее время планируется завершить государственные испытания УР РВВ-СД», — дополнил он.
АвиаПорт.ru

04.12.2013
Ракета К-77М класса «воздух-воздух» для истребителя Т-50 получит передовую систему наведения на цель. ГСН ракеты с антенной на основе цифровой активной фазированной решетки позволит гарантировано поразить самолет или ракету противника с первого запуска, пишут «Известия».
Как отмечает газета, «новый радар обеспечит мгновенное реагирование на внезапный маневр цели ракеты, а также повысит совместимость с цифровыми системами истребителей пятого поколения».
По данным «Известий», систему самонаведения ракеты разработает УПКБ «Деталь» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проведя техническое перевооружение. Создать опытное производство предприятие планирует в 2015 году.
Как отмечает газета, «главное преимущество ракеты К-77М будет заключаться в удержании цели и подстраивания под ее маневры. За счет большого количества излучающих элементов решетки локатор получает более точную информацию о положении цели, обрабатывая сигнал с каждой ячейки».

11.09.2015
Российские Военно-воздушные силы получат партию новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Для вооруженных сил РФ это событие является чрезвычайно важным.
О приобретении новых ракет рассказал сайт госзакупок. Речь идет о тендере на поставку изделия 170-1, также известного как РВВ-СД. Эта ракета представляет собой дальнейшую модернизацию ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. Вариант РВВ-СД был представлен в 2009 году, ракета имеет дальность до 110 км. Предполагается, что она сможет эффективно поражать многие воздушные цели, включая истребители.
В документе не называется конкретный объем закупаемых ракет. Исходя из общей стоимости эксперты полагают, что речь может идти примерно о 400 единицах РВВ-СД. Ранее фигурировали слухи о поставках в ВВС новых вооружений, однако строевые летчики, как можно судить, не получили их.
Naked science

Все положительные стороны «Сушек» и ожидающихся к принятию на вооружение строевых частей МиГ-35 могут просто «рассыпаться в пыль» от одного лишь недофинансирования и «замораживания» проекта ракетно-прямоточной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» «Изделие 180-ПД». Противник находится «у ворот» существенного технологического прорыва в области разработки ракет воздушного боя нового поколения. Данный прорыв вполне способен сместить эффективность российской тактической авиации (в плане выполнения задач по завоеванию господства в воздухе) на твёрдое третье место, после ВВС Китайской Народной Республики.

Речь идёт о старте совместного японско-британского проекта дальнобойной ракеты воздушного боя JNAAM (Joint New Air-to-Air Missile), договорённость по которому была достигнута между представителями внешнеполитических и оборонных ведомств двух государств ещё в конце 2015 года, а затем окончательно подкреплена визитом министра обороны Майкла Фэллона и главы МИД Великобритании Филиппа Хэммонда в Японию 8 января 2016 года. Здесь мы имеем дело не с обыкновенной дальнобойной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» типа AIM-120D, а с перспективной УРВВ, обладающей уникальной помехозащищённостью от многочисленных комплексов радиоэлектронной борьбы, установленных как на перехватываемых летательных аппаратах, так и на прикрывающих средствах РЭБ воздушного базирования. JNAAM является гибридом британско-французской ракетно-прямоточной ракеты воздушного боя «Meteor» от компании MBDA и японской ракеты «воздух-воздух» средней дальности AAM-4B, где от первой будет взята конструкция планера и интегрального ракетно-прямоточного двигателя, а от второй - аппаратный блок инерциально-навигационной системы и активная радиолокационная головка самонаведения с активной ФАР.

Наличие интегрального ракетно-прямоточного двигателя со стартовым ускорителем и твердотопливным зарядом борсодержащего газогенератора позволит JNAAM, равно как и MBDA «Meteor», перехватывать воздушные цели на дальности 150-170 км, сохранять высокую скорость (3,5-4М) на завершающем участке полёта (в десятки раз повышает успешность перехвата в сравнении с AIM-120D), регулировать скорость полёта в зависимости от типа цели посредством клапана газогенератора, находящегося в передней стенке камеры сгорания; следовательно, изделие имеет гораздо больший удельный импульс тяги, превосходящий аналогичный параметр у отечественных УРВВ Р-77, РВВ-СД и Р-27ЭР/ЭМ. Если последние типы ракет, ввиду потери скоростных качеств, не смогут перехватить маневрирующий объект на дальности 70-90 км, то для JNAAM это не является проблемой и в 150 километрах от точки пуска.

Пришло время детально ознакомиться с активной радиолокационной головкой самонаведения JNAAM. Известно, что на большинстве современных зенитных управляемых ракет (9М96Е2, «Aster-30», ERINT и 9М82МВ), а также ракет воздушного боя (РВВ-АЕ/СД, Р-37, AMRAAM, «Astra», MICA-EM и т.д.) применяются АРГСН на основе щелевых антенных решёток, работающих в частотном диапазоне 8-40 ГГц (X, J, Ku и Ka-диапазоны), но обладающих низкой помехозащищённостью и дальностью «захвата» целей с ЭПР 1 м2 от 12 до 30 км. И это без интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, где эффективная дальность действия может ещё больше снизиться. На JNAAM будет применяться перспективная активная радиолокационная ГСН на базе АФАР, которая является «сердцем» японских УРВВ AAM-4B. Она имеет массу тактико-технологических достоинств перед устаревшими волноводно-щелевыми ГСН. Во-первых, это высочайшая помехозащищённость, позволяющая селекционировать воздушную цель на фоне сразу нескольких источников мощных радиоэлектронных помех шумового, заградительного и уводящего типов. Проблему могут представлять лишь авиационные станции РЭБ, излучающие мощные имитационные помехи; против любых других типов помех могут использоваться «обнуления» диаграммы направленности в сторону излучателей помех.

Во-вторых, ГСН с активной ФАР, разработанная компанией «Mitsubishi Electric Corporation», обладает в 1,4 раза большим энергетическим потенциалом, позволяя захватывать цель с ЭПР 1,5-2 м2 (МиГ-29СМТ или МиГ-35) на дальности 17-25 км в сравнении с такими щелевыми ГСН, как французская AD4A или российская 9Б-1103М-200ПА. Как следствие, режим «пустил-забыл» реализуется на 40% раньше и, вместо опасной процедуры подсвета цели с одновременным сближением, пилот может значительно раньше начать выполнение противоракетного манёвра, что в итоге может сохранить жизнь экипажу и дать возможность продолжить операцию по завоеванию превосходства в воздухе.

В-третьих, специалисты «Mitsubishi Electric Corporation», совместно с исследователями из «Technology Research and Development Institute», разработали для инерциальной навигационной системы AAM-4B уникальный программный алгоритм, позволяющий на 15-20% сократить траекторию и время полёта к цели. Если практически во всех инерциальных навигационных системах ракет воздушного боя американского, западноевропейского и азиатского производства присутствует алгоритм с методом «пропорционального наведения» («Proportional Navigation»), предусматривающий постоянное «преследование» цели с нерациональным маневрированием и расходом кинетической энергии, то ИНС ракеты JNAAM будет использовать метод «наведения с прогнозированием движения цели» («Motion Prediction»).

Концепт управляемой ракеты воздушного боя AAM-4B

Его суть заключается в том, что в момент схода ракеты с подвески бортовая РЛС точно определяет местоположение удалённой цели (включая снижение или набор высоты, либо замедление или разгон), целеуказание передаётся на ИН-модуль ракеты, после чего её БЦВМ рассчитывает упреждающую точку встречи с целью. Ракета не следует за целью, постоянно корректируя и удлинняя траекторию, а направляется в расчётную точку, что позволяет ускорить время перехвата. Связь ракеты с носителем осуществляется по кодированному радиоканалу тактической сети «Link-16», что указывает на возможность выдачи целеуказания не только с истребителя-носителя, но и с других юнитов, оснащённых терминалами «MIDS/TADIL-L» (самолёты ДРЛО E-3C/G «Sentry», E-2D, самолёты РЭР RC-135V/W, большинство многоцелевых истребителей ОВВС стран НАТО, наземные радары AN/TPS-75 и эсминцы/крейсера УРО «Arleigh Burke/Ticonderoga»).

Активная радиолокационная головка самонаведения с АФАР также предусматривает применение ракеты JNAAM в режиме «воздух-поверхность», для меньшего кругового вероятного отклонения в этом случае может потребоваться введение дополнительного миллиметрового канала работы, увеличивающего точность. Исходя из возможностей современных АФАР-РЛС, перспективный гибрид MBDA «Meteor» и AAM-4B сможет использоваться и в пассивном режиме работы ГСН, который позволит поражать наземные РЛС ДРЛО, лишая противника важной тактической информации о воздушной обстановке. Уже сейчас осведомлённые источники заявляют об увеличении энергетических возможностей ГСН JNAAM, ведь на горизонте активное внедрение приёмо-передающих модулей на базе нитрида галлия (GaN), над чем активно работают японские специалисты. Такое исполнение АРГСН даст возможность пеленговать цели с ЭПР 1,5 м2 в радиусе 25-30 км, что является уникальным показателем для антенной решётки диаметром порядка 155 мм.

Как стало известно 1 сентября 2017 года из документа «Оборонные программы и бюджет Японии», сформулированного Минобороны Японии за последние несколько месяцев, в следующем году планируется выделение 66 млн. долларов на продвижение совместного с Великобританией проекта перспективной ракеты дальнего воздушного боя JNAAM. Сейчас будущее изделие можно считать главным тактическим активом воздушного господства британских малозаметных истребителей СКВП F-35B и заказанных Японией F-35A. Данную информацию пора воспринимать всерьёз уже сегодня. Ведь, если у Военно-воздушных сил Китая уже имеется достойный асимметричный ответ на будущие JNAAM Воздушных сил самообороны Японии в виде сверхдальнобойных «воздушных убийц» PL-12D/15/21D, практически готовых к серийному производству, наш проект РВВ-АЕ-ПД всё ещё находится «в долгом ящике», открывать который, по-видимому, никто так и не намерен. Между тем, напомним, что даже мощнейшие бортовые радары «Ирбис-Э» и «Белка» не определяют превосходства над воздушным противником, обладающим наиболее дальнобойными и точными ракетами-перехватчиками в мире.