Современные
Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
РИС. 13.1.
Почти все, что угодно, можно найти в комплектах специальных и альтернативных знаков. Наиболее известные элементы отображены на этой иллюстрации КапительКапитель
(small capitals или small caps) - это ком- плект уменьшенных прописных. Обычно они имеют размер строчных букв, т. е. их рост достигает только 286
ч а с т ь
II.
Верстаем текст РИС. 13.2. Капитель, сгенерированная программой и помеченная здесь как подделка (fake) - это просто уменьшенные прописные. Такое простое уменьшение делает насыщенность штрихов чересчур светлой в сравнении
с
обычными буквами вокруг нее. Истинная (true) капитель проектируется специально, поэтому насыщенность ее штрихов и, соответственно, их «цвет» прекрасно гармонируют
с
прописными буквами
средней линии (mean line), хотя иногда они бывают и
выше. Их основная роль состоит в замещении прописных букв, когда последние кажутся слишком громоздкими, - например, среди строчных букв в обычном тексте. Они также часто набираются в заголовках наряду с прописными.
Капитель - это не просто уменьшенные прописные, хотя многие программы предлагают функцию по созданию их именно таким путем. Настоящая капитель имеет специфические пропорции (рис. 13.2) - капительные буквы немного шире и чуть-чуть насыщеннее, чем прописные, уменьшенные до их размеров, и
эта насыщенность придает им тот же «цвет», что и у прописных, когда они стоят рядом. Столь тщательная отработка пропорций помогает капители гармонично входить в текст, а также оставаться удобочитаемой даже в очень мелких кеглях.
Капитель, сгенерированная программно, выглядит слишком тонкой и светлой. Если вам приходится использовать эту технологию, постарайтесь найти гарнитуру, у которой есть полужирное начертание и создайте капитель из нее, - такая капитель будет лучше соответствовать окружающему тексту (рис. 13.3). Впрочем, подобной уловки лучше вовсе избегать. У
разных гарнитур размер специально спроектированной капители различается, но, как правило, превышает рост строчных букв на
10–15 %. Если создавать капитель искусственно, то стоит начать с уменьшения прописных букв в этих пределах и посмотреть, насколько гармонично такие буквы вписываются в окружающий текст. Для создания капители желательно использовать полужирное начертание, что уменьшает контраст ее и окружающего текста. Если в рукописи много сокращений, то имеет смысл найти шрифт, у которого рост капители не- г л а в а 13.
сколько больше роста строчных букв. Это поможет в ситуации, когда сокращения используются во множественном числе, - например, в сокращении imagesetter RIPs
обычная строчнаяs
выглядела бы чуждо. Когда капитель используется наряду с прописными, тщательно следите за пробелами в местах их сочетания (рис. 13.4). Часто капитель и прописные берутся из разных шрифтов, поэтому нельзя рассчитывать на автоматический кернинг (если только программа не использует алгоритмический кернинг или не получает значения кернинга из вашего шрифтового файла). Кроме того, даже в шрифтовом файле, содержащем капитель, таблица кернинга может не включать полный набор пар прописных и капители. Случаи применения капителиОсновная роль капители в текстовом наборе - замена прописных в сокращениях. Помимо этого существует не так и много традиционных случаев ее применения. Один из них - обозначение исторических указателей, например:B.C.(BeforeChrist,доРождестваХристова), B.C.E. (Before the Common Era, до нашей эры), A.D. (anno Domini, нашей эры) и т. д. Также когда-то существовало правило набирать сокращения дляпервой половины суток
(antermeridian) ивторой половины су-
ток
(postmeridian) капителью: A.M. и P.M., сейчас они часто пишутся строчными буквами - например:a.m.
иp.m.
В обоих случаях буквы и знаки препинания набираютсяслитно
(closed up), без пробелов. В пьесах имена героев также традиционно набираются капителью. Капитель полезна в табличных заголовках, поскольку они тогда занимают меньше места, чем набранные прописными. Ее часто используют Спецзнаки и особые случаи 287
РИС. 13.3.
В обоих случаях капитель сгенерирована программно. В верхнем примере она несколько светлее, чем окружающий текст. Капитель в нижнем примере обладает лучшей насыщенностью, потому что генерировалась с полужирного начертания той же гарнитуры. Обратите внимание, что сокращения типа NATO
, не имеющие точек, часто набираются капителью, а сокращения типаU.S.
- обычным шрифтом РИС. 13.4.
Поскольку капители в этих примерах взяты из иных шрифтовых файлов, нежели прописные, то в местах их сочетания возникают проблемы кернинга, - например, после буквT
иF
в верхнем примере. В нижнем примере неудачные пары были подвергнуты ручному кернингу
Большинство ваших документов Word, вероятно, составлены в стандартном, сером шрифте Times New Roman или Calibri, возможно, со случайным дрянным Word Art для разнообразия. Но Word имеет все инструменты для создания художественного текста.
В этом уроке я покажу вам всё, что нужно для создания крутых текстовых эффектов во всех современных версиях Microsoft Word, с его шрифтами и расширенными функциями форматирования. В конце вы будете знать, как сделать великолепные шаблоны в Word.
Как сделать стильный текстовый эффект в MS Word (Quick Video)
В этом видеоролике вы узнаете, как выйти за рамки параметров Word Art и создать крутой эффект в Microsoft Word инструментами форматирования текста:
Подробности о том, как создавать красивые текстовые эффекты в Word ищите в инструкции ниже.
Как создавать текстовые эффекты в MS Word (поэтапно)
Учитесь применять стандартные текстовые эффекты и более сложные параметры в Format панели Microsoft Word, такие как Drop Shadow и Reflection. Узнайте, как превратить ваш текст в крутую картинку. Давайте начнём: 1. Настроим новую страницу в MS Word
Начните с создания нового документа, нажав File > New
или сочетание клавиш Ctrl+N
. Чтобы задать ориентацию и размер страницы, перейдите на вкладку Layout
. Настройте макет страницы.
Если вы планируете печатать свой документ и знаете размер бумаги, установите его сразу. Зачем? Microsoft Word позволяет легко масштабировать любой объект, но некоторые свойства, такие как outline width, остаются неизменными. Размер шрифта при изменения размера бумаги должен обновляться вручную. Установка размера бумаги с самого начала сэкономит время в будущем.
Перед установкой значений размера страницы вам нужно знать две вещи о вкладке Layout
. Во-первых, раскрывающееся меню Size
содержит размеры бумаги, которые можно печатать на выбранном принтере. То есть, вы не установите формат бумаги A3, если ваш принтер может печатать документы только формата A4. Чтобы исправить это, вы можете перейти в меню File > Print
и в течение секунды изменить принтер на другой, например, , такой "virtual printer", который сохраняет файлы на вашем компьютере.
Выберите другой принтер.
Не печатайте ничего, но как только вы выбрали другой принтер, вернитесь (по левой стрелке в верхнем левом углу), снова откройте Layout>Size
. Список доступных размеров теперь будет намного больше. Значок Size отображает полный список размеров страниц.
Затем следует обратить внимание на то, что выпадающие меню для Margins, Orientation
и Size
могут не быть включены все время. Если у вас есть Text Box
, выбранный внутри документа, некоторые параметры Layout
будут отключены. Я специально указываю на это, потому что мы будем использовать объекты Text Box
и вид вкладки Layout
с отключенными параметрами может оказаться неприятным.
Если у вас выбран text box, кнопки layout будут утеряны в MS Word.
Теперь вы знаете, как устанавливать Size
страницы. Установите размер A4
и Orientation
на Landscape
. Теперь ваша страница настроена для Word эффекта, и вы сможете в следующий раз настроить её снова.
Выбор ориентации страницы в Word.2. Замена шрифта и его размера
Теперь пришло время добавить текст и начать его настройку. Введите всё, что хотите, выделите текст и выберите нужный шрифт и размер. Большинство эффектов лучше заметны в больших размерах, поэтому не бойтесь кнопки Increase Font Size
или выпадающего меню размера шрифта, чтобы сделать текст крупным.
Если значения 72 pt
недостаточно, введите нужные цифры, например 250 pt
(только число). Можете использовать дробные значения, вроде 198,5
, если нужен максимальный размер без переноса.
Измените шрифты в Word на большие.3. Что такое Kerning? (как установить его в Word)
Обратимся к важной концепции написания в Word. Когда конструктор создаёт шрифт, каждая буква имеет свою ширину, но промежутки между буквами равные. В основном это отлично работает, за исключением комбинации букв с менее «прямоугольными» формами, таких как «V» и «A». Здесь конструкторы шрифтов делают “kerning”
, который определяет, что эти две буквы, расположенные рядом, будут иметь меньший интервал (или больший). В идеале приложение использует этот кернинг и всё выглядит отлично. Но не всё так, как ожидалось, работает в реальном слове.
Кернинг делает интервал между буквами в зависимости от их формы. О функции kerning знайте только одно - она должна быть включена, но по умолчанию в Microsoft Word она отключена. Поэтому откройте Font dialog (Ctrl+D) Advanced
и проверьте Kerning for fonts X points and above
.
Используйте вкладку Advanced Font
, чтобы настроить kerning. Важно знать, что kerning должен быть включен для каждого текстового поля в документе. Если вы случайно или намеренно всё в документе удалили (Ctrl+A >Delete
), kerning выключится. 4. Применение стандартных эффектов текста в Microsoft Word
До начала работы с эффектами, кратко рассмотрим, что предлагает Word в раскрывающемся меню Text Effect and Typography
на вкладке Home
ленты. 15 определенных текстовых эффектов с различными outlines, fills, shadow effects, а некоторые из пресетов имеют 3D-эффект. Цвета этих пресетов всегда отражают выбранную цветовую тему.
Вид стандартного Word Art в MS Word. Перейдя на вкладку Design,
выберите другую цветовую схему в меню Colors
. Вернитесь на вкладку Home
, откройте меню Text Effects and Typography
и оно будет выглядеть несколько иначе.
Выбрав другой пресет, вы увидите немного иной набор Word Art.
Это красиво, но, к сожалению, без возможности настройки. Элементы в этом списке нельзя редактировать или удалять и добавлять новые пресеты. Эти 15 пресетов полезны, если вам нужен привлекательный заголовок, а у вас только две минуты времени, но вы не узнаете ничего нового о текстовых эффектах, просто используя их. 5. Текст, как Body Text вместо Text Box
Текст можно поместить в документ двумя способами. Обычный способ - создать новый документ и набирать. Мы можем назвать этот тип текста "body text"
. Хотя текстовые эффекты можно добавить в body text довольно легко, они ограничены и, таким образом, использование body text не подходит. Второй способ - использовать объект Text Box
и писать в этом текстовом поле. Чтобы вставить новый Text Box
, выберите Insert
> Shapes
> Text Box
и нарисуйте новый text box так же, как вы рисуете, например, прямоугольник.
Инструмент Text Box
для создания поля текста. Текст, помещенный в text box, имеет ряд преимуществ. Он может свободно перемещаться по документу без каких-либо ограничений (даже вне документа или по краям) и его можно поворачивать. Кроме того, доступны некоторые дополнительные текстовые эффекты, такие, как опции поворота 3D. Если вам не нравится внешний вид текстового поля по умолчанию, особенно белый и чёрный, то на вкладке Format
их можно установить на «нет». Из списка возьмите Shape Fill
и Shape Outline
.
Измените text box в Word, чтобы удалить контур.
Чтобы выбрать text box без заливки и без контура, щёлкните по тексту, который будет отображать границы text box в виде пунктирной линии. Щелчок для выбора text box теперь будет простым. 6. Замена фона страницы в Word
Стандартный цвет белой бумаги может показаться немного скучным для нашего эффекта и можно попробовать установить другой цвет. Перейдите на вкладку Design
и в раскрывающемся меню Page Color
выберите тёмно-серый цвет. Как и в других списках, первые две колонки с серыми остаются теми же, но восемь столбцов справа изменяются в зависимости от выбранной цветовой палитры. После изменения фона чёрный текст внутри text box почти невидим, прекрасно, мы исправим его через минуту.
Замена цвета фона страницы.7. Освойте всесильную Format Pane
Вкладка Format
в Word позволяет нам форматировать text box и сам текст. Для раскрытия текста, контура и всех других возможных эффектов имеются выпадающие меню, а также подменю, подменю и подменю. Это не самый простой способ настройки, где мы имеем доступ к ограниченному количеству пресетов и опций. Есть более удобное место для настройки - Format Pane
. Format Pane
необходимая область настройки всех дополнительных параметров, но стандартного способа отображения этой панели нет. Каждый элемент "More…"
на вкладке Format
(More Lines, More Gradients, More Textures
) открывает Format Pane
, но поскольку у нас есть text box внутри документа, мы можем щёлкнуть правой кнопкой мыши по границе текстового поля и выбрать Format Shape
.
Щелчок правой кнопкой по границе text box для выбора Format Shape
в панели Format Pane
.
Я говорю это, чтобы избежать путаницы, потому что название Format pane
также изменяется, это могут быть Format Shape, Format Text Effects
или Format Picture
. Поскольку это наша база для установки всех эффектов, будем держать панель открытой.
8. Установим заливку текста и контур
Когда набор цветов фона и Format Pane
открыты, выберите text box, введите любое слово, например “Effect”
. Пусть будет шрифт Calibri
, размер 72 pt
. В панели Format Pane
выберите Text Options
, откройте значение Text Fill
и поменяйте Text fill
с Solid Fill
на Gradient Fill
. В меню Preset Gradients
выберите жёлтый верхний указатель. Это создаст тонкое затенение, как если бы источник света был сверху.
Используйте параметры gradient fill Word, чтобы изменить заливку текста.
Чтобы текст был поинтересней, добавим контур. Измените Text Outline
с No Line
на Solid Line
, сделайте Width
побольше, например 3 pt
и измените Color
на белый.
Добавление контура с помощью опции Word Text Outline
. Контур хорош, но слишком силен. Мы можем открыть меню Compound Type
и выбрать Double
, который разделит контур на два, один видимый над текстом и один за его пределами. Чтобы избавиться от уродливых стыков, измените Join type
на Round
, а не на Bevel
по умолчанию.
Опция Compound type
для смягчения контуров текста.
Теперь нам нужно только увеличить Transparency
, чтобы контур был менее заметным. Поставим около 60%
.
Transparency option
для уменьшения видимости контура.9. Ещё несколько крутых эффектов Word Text
С выделенным text box в открытой Format Pane
перейдите на вкладку Text Effects
. Добавим под текстом эффект простой тени. Откройте свойства Shadow
и в выпадающем меню пресетов выберите Outer: Offset Bottom
. Поскольку цвет фона страницы тёмный, эффект довольно тонкий и, вероятно, не нуждается в дополнительной настройке.
Добавление тени в окне Text Effects Shadow
.
Если хотите, можно добавить эффект Reflection
. Выберите любой пресет, но увеличьте значение Blur
, чтобы сделать отражение менее заметным и не слишком отвлекающим.
Опция Text Effects Reflection
для настройки отражения.
Всего за несколько шагов мы сделали приятный эффект текста.
Вот ваш текст с готовыми настройками в Word. 10. Форматы документа (.docx или.pdf)
Когда вы делитесь своим документом, можете выбрать один из двух основных форматов. Файл с расширением .docx
или Adobe Acrobat .pdf
. Документ в формате.docx сохраняет эффекты в полной динамике, но у получателя должна стоять такая же версия Microsoft Word. В противном случае документ может выглядеть по-другому (и, скорее всего, некрасиво). Большое преимущество документа, сохраненного в формате.pdf в том, что он будет выглядеть одинаково на каждом устройстве. Однако теряется возможность редактировать эффекты и править текст. Microsoft Word может экспортировать и импортировать.pdf-файлы, но съедобность текста с примененными эффектами в большинстве случаев теряется. Подробности об этом в уроке:
Экспорт текста в формат PDF. Выводы: для создания эффектов текста в MS Word Мы поверхностно прошлись по эффектам текста в Microsoft Word, но у вас должно быть твёрдое знание основ Word на будущее. Вот основные тезисы: - По возможности сразу установите размер бумаги. Изменение размера объектов впоследствии может привести к неожиданным осложнениям.
- Большинство текстовых эффектов выглядят лучше всего в очень больших размерах.
- Обязательно включите kerning и хорошую типографику при работе с текстом в Word.
- Существует разница между "body text" и текстом внутри Text Box. Для текстовых эффектов предпочтительнее размещать текст внутри Text Box.
- Format Pane - лучшее место для любого форматирования - убедитесь, что панель видима всё время.
- Делитесь своими творениями в формате Word .docx для возможной правки или в Adobe Acrobat .pdf, чтобы всё всегда выглядело одинаково.
Наслаждайтесь созданием собственных текстовых эффектов, используя эти шаги и оставьте комментарий, если у вас есть проблемы с их созданием в Word!
Чтобы узнать больше о Microsoft Word, изучите следующие пособия:
Примечание редакции:
этот пост впервые опубликован в 2014 году. Он был всесторонне переработан нашими сотрудниками для текущих, точных обновлений - при особой помощи от
Laura Spencer .
Людей, которым приходится оформлять текстовые материалы, можно условно разделить на три категории: тех, кто не делает в тексте вообще никаких выделений, тех, кто знаком только с одним методом выделения (например, назначение слову начертания Bold), и тех, кто совсем не знает в этом меры (например, начертание Bold Italic с разрядкой и на выворотке). Яркий пример людей первого типа - большинство авторов ЖЖ. Там не то что выделения - даже знаки препинания не всегда есть. Вторые теоретически представляют, что в Word есть кнопки «Ж», «К», «Ч» и их можно нажимать поочередно или в комбинациях. Третьи знают все возможности текстовых редакторов и с удовольствием ими пользуются.
Если для ведения записей в личном блоге или для составления докладных знание правил выделения тех или иных частей текста не столь важно, то при наборе учебной и научной литературы оно просто необходимо. Правила применения выделений отработаны годами и применяются для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте, комфортно воспринимать и запоминать его. Выделения в тексте позволяют подчеркнуть основные положения или выводы автора, новые термины, сделать логические ударения на некоторых словах или группах слов и т.д.
Обычно выделению подлежат следующие тестовые элементы:
- логические усиления - логическая акцентировка отдельных слов или целых предложений;
- термины - в научной, научнотехнической и учебной литературе;
- собственные имена - географические названия в тексте, фамилии авторов в библиографических списках, имена действующих лиц в драматических произведениях, иногда фамилии ученых в научных монографиях (при первом упоминании) и др.;
- определения, правила, примеры, цитаты, ремарки в драматических произведениях и другие выделяемые элементы текста.
Приемы выделения делятся на три группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные.
Шрифтовые приемы выделения
По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры от основного текстового шрифта (например, рубленый при основном наборе антиквенным).
Капитель
отличается от строчного алфавита по начертанию всего семи букв: А, Б, Е, Р, С, У и Ф. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. Кстати, для выделения набранных латиницей терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель - подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.
Курсив светлый строчной
- более универсальный прием текстовых выделений по сравнению с капителью. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.
Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) изза меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историколитературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.
Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения.
Полужирный прямой строчной
- наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако изза чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.
Курсив полужирный строчной
может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какиелибо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).
Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.
Прописной шрифт
- очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как изза резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двухтрех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.
Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры
, - наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, а также в научносправочных и официальносправочных изданиях.
Нешрифтовые приемы выделения
Набор вразрядку
часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для оформления мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту. Разрядка непригодна в следующих случаях:
- если издание предназначено для малоподготовленного читателя (издания для детей младшего возраста, учебники для 1го класса);
- если необходимо выделить целые предложения (определения, формулировки, правила), так как в этом случае сильно снижается скорость чтения;
- в стихотворных текстах, где разрядка может нарушить ритм чтения.
Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.
Втяжки левосторонние
- удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научнопопулярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).
Втяжки двусторонние
крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ - это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать выделение примеров с использованием вертикальных линеек для большей наглядности.
Подчеркивание
- доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий.
Отчеркивание
- также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.
Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется изза усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.
Рамки
- очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.
Выделение вторым цветом
- прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные цветной краской, особенно привлекают к себе внимание детей. Сюда же можно отнести печать вывороткой. Однако выворотка крайне нежелательна для детских изданий. В основном она применяется в акциденции.
Комбинированные приемы выделения
Комбинированные приемы предполагают сочетание шрифтовых приемов с нешрифтовыми, например курсивные слова, набранные вразрядку, или замкнутый в рамки набор полужирным шрифтом.
Дисциплина или издание
|
Выделяемая часть текста
|
Прием выделения
|
Учебники для 1-4-х классов
|
|
Отдельные буквы и слова
|
Прямым полужирным или второй краской
|
Русский язык
|
1. Отдельные слова в тексте упражнений.
|
Прямым полужирным
|
2. В объяснительном тексте:
|
|
логические усиления (со 2-го класса);
|
Разрядкой
|
грамматические термины;
|
Прямым полужирным
|
грамматические примеры, 1-2-й классы;
|
Прямым полужирным
|
то же, 3-4-й классы;
|
Курсивом светлым
|
отдельные буквы и части слов в примерах, 1-2-й классы;
|
Прямым полужирным
|
то же, 3-4-й классы;
|
Курсивом полужирным
|
примеры-образцы, 1-2-й классы;
|
Прямым полужирным
|
то же, 3-4-й классы.
|
Курсивом светлым
|
3. Правила и определения
|
Втяжкой в 24 пункта с отчеркиванием линейками с боков
|
Арифметика
|
1. Правила.
|
Прямым полужирным
|
2. Определения, 1-2-й классы,
|
Прямым полужирным
|
то же, 3-4-й классы
|
Курсивом полужирным
|
Книги для чтения
|
Слова-примеры или образцы, 1-2-й классы,
|
Прямым полужирным
|
то же, 3-4-й классы
|
|
Естествознание и история
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины и определения
|
Прямым полужирным
|
География
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины и определения.
|
Прямым полужирным
|
|
Курсивом полужирным
|
Учебники для 5-10-х (11-х) классов
|
Математика, астрономия
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины и правила.
|
Прямым полужирным или курсивом светлым
|
3. Определения
|
Курсивом светлым
|
Физика и химия
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины.
|
Курсивом светлым
|
3. Правила.
|
Прямым полужирным
|
4. Определения
|
Курсивом полужирным
|
История, литература, психология, ботаника, зоология, анатомия
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины и другие выделения
|
|
География
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины.
|
Курсивом светлым или прямым полужирным
|
3. Собственные имена (географические)
|
Курсивом полужирным
|
Грамматика
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Грамматические термины и правила.
|
Прямым полужирным
|
3. В объяснительном тексте, правилах и определениях:
|
|
грамматические примеры;
|
Курсивом светлым
|
выделение букв, частей слов и слов в примерах.
|
Курсивом полужирным
|
4. В иллюстрирующем тексте (упражнениях).
|
Прямым полужирным
|
5. Слова-образцы.
|
Курсивом светлым
|
6. Транскрипция отдельных звуков
|
Курсивом светлым
|
Иностранные языки
|
1. В иностранном тексте и заданиях.
|
Прямым полужирным
|
2. В объяснительном тексте, определениях и правилах:
|
|
логические усиления;
|
Разрядкой
|
|
Прямым полужирным
|
примеры - иностранные слова;
|
Прямым светлым
|
выделения в выделениях, буквы и части слов;
|
Прямым полужирным
|
русский перевод;
|
Курсивом светлым
|
выделения в русском переводе;
|
Курсивом полужирным
|
фонетическая транскрипция.
|
|
3. В словарях:
|
|
иностранные слова;
|
Прямым полужирным
|
фонетическая транскрипция;
|
Прямым светлым в квадратных скобках
|
русский перевод;
|
Прямым светлым
|
грамматические ремарки
|
Курсивом светлым
|
Учебники для техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ
|
Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные
и прикладные искусства, архитектура
|
1. Логические усиления, формулировки, определения.
|
Курсивом светлым
|
2. Термины
|
Разрядкой
|
Математика, физика, химия, техника
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Определения и правила.
|
Курсивом светлым или прямым полужирным
|
3. Термины
|
Прямым полужирным
|
Техника и технология
(для профтехучилищ и пр.)
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Правила и определения.
|
Прямым полужирным
|
3. Термины
|
Курсивом полужирным
|
Учебники для вузов, научные и научно-производственные издания
|
История, литература, философия, право, искусство, педагогика,
экономика
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины.
|
Курсивом светлым
|
3. Собственные имена
|
Капителью или разрядкой
|
География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины первого вида.
|
Курсивом светлым
|
3. Термины второго вида.
|
Курсивом полужирным или прямым
полужирным
|
4. Собственные имена
|
Капителью или разрядкой
|
Физика, химия, техника, математика
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины.
|
Прямым полужирным или курсивом светлым
|
3. Формулировки.
|
Курсивом светлым
|
4. Собственные имена
|
Капителью или разрядкой
|
Языковедение
|
1. Логические усиления.
|
Разрядкой
|
2. Термины.
|
Разрядкой или прямым полужирным
|
3. Примеры-предложения, слова, буквы.
|
Курсивом светлым
|
4. Выделения букв, слов, частей слов в примерах.
|
Курсивом полужирным
|
5. Фонетическая транскрипция.
|
Прямым светлым в квадратных скобках
|
6. Собственные имена
|
Капителью или разрядкой
|
Научно-справочные издания
|
Энциклопедии
|
1. Основные слова.
|
Прямым прописным полужирным
|
|
Курсивом светлым
|
3. Логические усиления и термины.
|
Разрядкой
|
|
Разрядкой
|
Научные и научно-производственные справочники
|
1. Алфавитные слова.
|
Прямым полужирным
|
2. Термины.
|
Курсивом светлым или прямым полужирным
|
3. Логические усиления
|
Разрядкой
|
Словари двуязычные
|
1. Основное слово.
|
Прямым полужирным
|
2. Фонетическая транскрипция.
|
Прямым светлым в квадратных скобках
|
3. Перевод слова.
|
Прямым светлым
|
4. Пояснительные ремарки.
|
Курсивом светлым
|
5. Слова в примерах, дополняющие основное слово.
|
Прямым светлым
|
6. Слова в примерах, дополняющие перевод
основного слова.
|
Прямым светлым
|
7. Условные сокращения вариантов словообразования.
|
Прямым полужирным
|
8. Условные сокращения грамматических форм
(например, окончание множественного числа).
|
Прямым светлым
|
9. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода)
|
Курсивом светлым
|
Словари толковые
|
1. Основное слово.
|
Прямым прописным полужирным
|
2. Смысловое значение слова.
|
Прямым светлым
|
3. Варианты основного слова, меняющие его смысл.
|
Прямым полужирным
|
4. Примеры применения основного слова.
|
Курсивом светлым
|
5. Транскрипция слова на различных языках.
|
Прямым светлым в квадратных скобках
|
6. Фонетическая транскрипция.
|
Прямым светлым в квадратных скобках
|
7. Условные сокращения вариантов грамматических
|
Прямым светлым
|
8. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода).
|
Курсивом светлым
|
|
Прямым светлым
|
По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система шрифтовых выделений в тексте. Если в тексте имеются смысловые, терминологические и условные выделения (единиц измерения, фамилий авторов в списках литературы или в библиографических сносках), то каждой группе этих выделений надо присвоить особый прием (шрифтовой или графический) с тем, чтобы на протяжении всего издания значение его не менялось. Надо помнить, что большое количество выделений в тексте создает пестроту набора и тем самым затрудняет процесс чтения.
Рекомендуемые способы выделения в тексте учебных, научных, научнопроизводственных и научносправочных изданий приводятся в таблице. Замечу, что эти рекомендации не являются догмой. Важно помнить, что выделяться должны только действительно нужные фрагменты текста, а выделения должны быть единообразными для всех соответствующих структурных элементов.
Надо отметить, что некоторые авторы справочников, например А.Э.Мильчин и Л.К.Чельцова в «Справочнике издателя и автора» (М.: АСТ, 1999), отдельно упоминают внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки как вид выделения. Но, поскольку этот случай больше относится к рубрицированию текста и оформлению заголовков, он должен рассматриваться отдельно.
В самом начале статьи я забыл упомянуть о четвертой категории людей, оформляющих текстовые материалы, - о тех, кто хорошо знает и грамотно использует упомянутые правила. Им эту статью можно было не читать.
Использование
Часто их используют просто для художественного эффекта, однако в типографике для них существует реальное практическое применение. Иногда в начале статьи или главы первая строка или её часть набрана капителью. Это простой и элегантный способ ввести читателя в текст. Если вы наберёте аббревиатуру
обычными прописными, то визуально она будет слишком сильно выделяться. Согласно стандарту это и есть одно из мест для практического применения капители. В английском языке «А.М»
(до полудня) и «P.М»
(после полудня) также набираются капителью. Как сделать
У большинства программ в меню для форматирования или работы со шрифтом есть команда «изменить все выбранные строчные буквы на маленькие прописные». Если такой команды нет, наберите текст большими прописными и затем уменьшите выбранные буквы примерно до 70% от размера в пунктах основного шрифта. Это способ для второсортных проектов.
Но если вы занимаетесь типографикой профессионально, вам придётся разориться на шрифт, созданный специально для маленьких прописных.
Когда вы просто уменьшаете размер шрифта (то же самое делает компьютер, когда вы используете команду меню), все пропорции уменьшаются, и тощина штрихов маленьких букв уже не соответствует толщине обычных прописных в том же предложении. Если вам необходимо использовать шрифт, у которого нет подходящего набора для маленьких прописных, попробуйте использовать полужирное начертание (если есть) для капители, чтобы при уменьшении их размера, их толстые штрихи тоже сократились. Или вы можете попробовать изменить неподходящий размер маленьких прописных — если компьютер устанавливает размер капители на 70%, попробуйте изменить его, скажем, на 82%, чтобы он лучше подходил по толщине штрихов. Есть всего лишь несколько гарнитур, которые включают в себя «реально нарисованные» маленькие прописные. Это буквы, дизайн которых совершенно изменён специально для того, чтобы они подходили по размеру и толщине к соответствующим заглавным буквам. Читабельность и разборчивость капители
Маленькие прописные читаются не легче,
чем все обычные прописные. Хотя капителью иногда набирают цитаты и заголовки. Используйте их, когда потеря читабельности и разборчивости оправданы. Чем больше по объёму текст, набранный капителью, тем меньше вероятность того, что его кто-нибудь прочтёт. Источник: Р. Уильямс «Недизайнерская книга о шрифтах».
Для сокращений в обычном тексте используют капитель с разрядкой. Это разумное правило касается почти всех сокращений, кроме двухбуквенных географических акронимов или аббревиатур личных имён. Некоторые типографы предпочитают использовать капитель для почтовых индексов (San Francisco, CA 94119) и географических акронимов, состоящих более чем из двух букв. Например, USA (США) или испанский аналог этой аббревиатуры los EEUU (los Estados Unidos, испанское сокращение для США), Sydney NSW (Сидней, штат Новый Южный Уэльс). Но когда в тексте встречаются и длительные, и короткие сокращения, необходимо соблюдать единообразие. С точки зрения типографа предпотительнее использовать капитель в шрифтах с тонкими элементами и мелким очком строчных, а прописные — в шрифтах с мощными формами и крупным очком строчных. В истории шрифтового дизайна наклонная капитель была спроектирована и нарезана для ограниченного числа гарнитур. В принципе её можно сделать при помощи цифровой машинерии, наклоняя капитель прямого начертания, но лучше выбрать гарнитуру, включающую наклонную капитель, например, Minion Роберта Слимбаха, или вовсе обойтись без неё. Такие сокращения, как CD (СД), TV (ТВ), USA (США), UFO (НЛО) набираются прописными или капителью, потому что мы их произносим по буквам. Сокращения типа UNESCO (ЮНЕСКО), ASCII (АСКИИ) и FORTRAN (ФОРТРАН), которые произносятся не по буквам, а как единое слово, в принципе по законам языка должны писаться строчными буквами, но пока правила их написания находятся в процессе определения. Когда автор текста включает их в свой язык и к ээтому же призывает читателей, приходит время и типографу внести эти аббревиатуры в общепринятый язык типографики, проявлением чего является набор их строчными буквами (Unesco, Ascii (или ascii) и Fortran. Другие сокращения, например, laser или radar, уже прошли этот длительный путь.
|