Программы создания беспилотных авиационных систем в интересах вооружённых сил США

Дистанционоуправляемый самолет RQ-21 Blackjack, кроме этого известен как Integrator, был создан американской компанией Insitu Incorporated, которая сейчас входит в состав корпорации «Boeing». Машина есть предстоящим развитием аппарата Скан Игл. Между автомобилями существуют внешние отличия в оперении, это повлекло за собой повышение размеров летательного аппарата.

Совокупность RQ-21 складывается из:

    Пяти летательных аппаратов.

    Двух наземных пунктов управления.

    Набора оборудования для обслуживания и запуска автомобилей.

В первый раз летательный аппарат RQ-21 произвел взлет летом 2012 года. На протяжении опробований зимний период 2013 года был произведен запуск с палубы корабля. Эти опробования проводились в водах Мексиканского залива на борту десантного корабля «Меса-Верде».

Перед этим БПЛА испытывали на военной базе в Калифорнии.

По окончании опробований автомобили были переданы на эксплуатацию в эскадрилью беспилотных аппаратов США. Вторая партия этих автомобилей была поставлена в 2014 году. С применением RQ-21 возможно более как следует проводить контроль за полем сражения и действенно выстраивать тактику наземных сил.

БПЛА RQ-21 предлагает новые возможности армейских сил, каковые не имеет возможности дать ни один беспилотный аппарат сейчас. Машину возможно применять в качестве помощи тактических групп.

Первый договор на поставку летательных аппаратов RQ-21 был подписан летом 2010 года, наряду с этим финансовые вливания составили 43 миллиона американских долларов, а клиент взял две такие автомобили. Предстоящее развитие программы STUAS/Tier II предусматривает создание еще 56 автомобилей с 2013 года, на что нужно будет затратить порядка 450 миллионов долларов.

Оборудование аппарата RQ-21

    Оптическая совокупность электронного типа.

    ИК-камера.

    ИК-целеуказатель.

    Дальномер лазерного типа.

Аппарат разрешает создавать поддержку и качественную разведку морских и сухопутных подразделений армии. За счет открытой архитектуры автомобили вероятна достаточно стремительная реконфигурация оборудования, на которое отведено 10 килограмм. При стандартной комплектации машина имеет дневные камеры и ночные, и автоматические системы и коммуникационный комплект распознавания.

Пуск беспилотного аппарата RQ-21 осуществляется с применением катапульты.

RQ-21 Blackjack. Характеристики:

Модификация RQ-21A
Размах крыла, м 3.11
Протяженность, м 1.71
Высота, м
Масса, кг
безлюдного 14
взлетная 22
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 1.5
Большая скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 111
Практическая дальность, км 1000
Длительность полета, ч.мин 24
Практический потолок, м 5950

Insitu RQ-21 Blackjack UAV Launch Recovery

Insitu"s 61kg, twin-boomed RQ-21A Integrator is based on the UAS. Although heavier than the ScanEagle, Integrator has a common ground control system, catapult launcher and Skyhook recovery system. The RQ-21A"s 37.5 pounds payload capacity includes Day/Night Full Motion Video (FMV) cameras, an infrared marker and laser range finder, and Automatic Identification System (AIS) receivers. Integrator flies higher (16,000 feet) and longer than ScanEagle, with a 15 hour endurance.

In 2010, the aircraft won the Department of the Navy"s STUAS contract and the Navy and Marine Corps will purchase a total of 36 systems, each with five aircraft. The Integrator will conduct persistent maritime and land-based tactical Reconnaissance, Surveillance, and Target Acquisition (RSTA) missions ashore and afloat. The Dutch Navy has also purchased five systems

Integrator began shipboard testing in early 2013 ahead of a decision to move into low-rate initial production (LRIP). However, during the Navy’s Fiscal Year 2014 budget request briefing on April 10, 2013, Rear Admiral Joseph Mulloy said the STUAS would be “truncated” into a “Marine Corps program moving on Navy ships.” The Marine Corps has nick-named the RQ-21 "Blackjack."

In November 2013, the Navy awarded an $8.8 million contract to Boeing Insitu Inc. for one low-rate-initial-production Blackjack system, to include air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, and air vehicle support equipment.

Wide Area Sensor Flies on Integrator UAV

Integrator Launch with Redkite Wide-Area Motion Imagery Sensor Bay (Photo: Business Wire)

15 February 2017 - Logos Technologies and Insitu, a subsidiary of The Boeing Company, are proud to announce the successful initial flight test of the Redkite wide-area sensor aboard the Integrator small tactical unmanned aircraft.

Conducted early this month in Boardman, Ore., the test marks the first time a wide-area motion imagery (WAMI) system has been carried in the internal payload bay of a small UAS.

“In the past, we’ve mounted podded versions of our lightweight WAMI systems to rotary- and fixed-wing aircraft,” says John Marion, president of Logos Technologies. “Now, thanks to further reductions in weight, we can easily fit a Redkite inside a tactical unmanned platform, as demonstrated with our recent flights on the Insitu Integrator.”

Redkite Sensor package - Image courtesy of Logos Technologies

Despite its compact form, Redkite can image a city-sized area (over 12 square kilometers) all at once-detecting, tracking and recording all significant movers within the scene. It also stores up to eight hours of this geo-tagged mission data on onboard solid state drives (SSDs).

While the WAMI sensor is flying, multiple users on the ground can select real-time and/or historical video feeds within its expansive coverage area and view them on desktop screens, tablets and other mobile devices. Redkite can transmit up to 10 unique views to hundreds of users at one time.

“Insitu is pleased to collaborate with Logos to provide yet another way for our customers to get the critical information they need,” said Pete Kunz, chief technology officer for Insitu. “Integrator with Redkite enables an even broader set of missions to aid the warfighter in a complex operational environment.”

In addition, the new sensor weight (under 30lbs) means that Redkite can potentially be integrated with even smaller unmanned aircraft in the future, notes Marion.

Logos Technologies will be unveiling a full-size model of the new internal payload version of Redkite at the International Defence Exhibition and Conference (IDEX) 2017, held February 19-23 in Abu Dhabi, in the United Arab Emirates.

Marines Receive New Blackjack Unmanned Air System

16 August 2016 - Story by Sgt. Brytani Wheeler Marine Corps Air Station Miramar / 3rd Marine Aircraft Wing

Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 1 launched their new RQ-21A Blackjack Unmanned Aerial System during training aboard Cannon Air Defense Complex in Yuma, Arizona, Aug. 16.

VMU-1 received the new aircraft in June and the Marines are excited about the advanced capabilities it brings over the RQ-7 Shadow the unit previously used.

“The Blackjack is runway independent, expeditionary, modular and a lot quieter than the Shadow,” said Cpl. Preston Martin, a UAS maintainer with VMU-1.

VMU-1 Marines received hands-on mobile training from maintenance instructors from Insitu, the company who developed the Blackjack.

“The Blackjack is faster to set up and tear down,” said Cody Cavender, a maintenance instructor with Insitu. “It comes loaded with payload packages, it has a longer endurance, and the training out here is going great.”

16 August 16 - Marines with Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 1 recover their new RQ-21A Blackjack Unmanned Aerial System after its flight aboard Cannon Air Defense Complex in Yuma, Ariz., Aug. 16. VMU-1 received their new Blackjack’s in June and conducted training to increase their proficiency with the new aircraft before they deploy with the 15th Marine Expeditionary Unit next year. The new aircraft is runway independent and leaves a significantly smaller footprint than their previous UAS. (U.S. Marine Corps photo by Sgt. Brytani Wheeler)

The Small Tactical Unmanned Aerial System Launching equipment and the STUAS Recovery System require a significantly smaller space to store and set up for operations, explained Capt. Garon Taylor-Tyree, director of safety and standardization for VMU-1 and will be the detachment officer-in-charge for the 15th Marine Expeditionary Unit.

“The fact that our footprint has decreased substantially is the first benefit,” said Taylor-Tyree. “The second is that we don’t require a runway to operate the RQ-21.”

VMU-1 is slated to deploy in summer 2017 in support of the 15th MEU with the new RQ-21A Blackjack UAS which will primarily bring the unit Intelligence Surveillance Reconnaissance.

“The capability of the new aircraft will bring organic ISR to the MEU that is persistent and easy to manage,” said Taylor-Tyree.

“We’ll be able to distribute that feed to other ships, or if satellite capabilities allow, back to the states to various units,” continued Taylor-Tyree. “This means that we can provide persistent ISR organic to the MEU instead of having to request it from sister services.”

The deployment with the 15th MEU will be the first chance for the Marines of VMU-1 to showcase their proficiency with their new equipment.

“We’re excited about the challenge of meeting the requirements of the first west coast MEU,” said Taylor-Tyree. “But we’re up for the challenge. It’s going to take a lot of training to make it work but we’ve received a lot of support from the and the 3rd to make that all possible.”

Navy Awards Insitu $71.5 Million Tactical UAS Contract

1 June 2016 - The Navy has awarded Insitu a $71.5 million firm fixed price contract to deliver six Lot V RQ-21 Blackjack unmanned air systems.

In addition to the aircraft, the Boeing subsidiary will provide ground control stations, launch and recovery equipment, shipboard equipment kits, systems engineering, and program management.

Work will be completed in Washington state by October 2017.

NAVAIR Awards Insitu Another $78 Million UAS Contract

28 July 2015 - Naval Air Systems Command, Patuxent River, Maryland has awarded Insitu Inc., of Bingen, Washington, a $78,000,001 modification to a previously awarded firm-fixed-price contract for the procurement of six low-rate initial production Lot IV RQ-21A Blackjack unmanned aircraft systems.

According to the award announcement, this contract provides for the procurement of the air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, spares, and system engineering and program management. The work is expected to be completed by September 2016, with seventy percent performed in Bingen, Washington, and thirty percent in Hood River, Oregon.

Boeing Insitu Awarded Navy Contract for Blackjack UAS

18 December 2014 - The Naval Air Systems Command has awarded Boeing"s Insitu subsidiary a $41,076,746 firm-fixed-price contract for the procur ement of three low rate initial production RQ-21A Blackjack unmanned aircraft systems.

This award provides for acquisition of the air vehicles, ground control stations, launch and recovery equipment, initial spares, system engineering, and program management services. Work will be performed in Bingen, Washington and is expected to be completed in January 2016.

Insitu Integrate Demonstrates 24 Hour Long Flight

22 July 2014 – Insitu announced today the successful 24-hour flight of its Integrator unmanned aircraft.

The flight demonstrated Integrator"s expanded endurance at an increased gross take-off weight with payload on board. The event is the first of several planned milestones for the platform aimed toward continuously increasing payload capacity and endurance for future missions.

"Today"s flight is just the beginning,” said Insitu Chief Engineer Peter Kunz. “We designed Integrator with growth in mind; high fuel capacity, large dedicated payload volumes and an aerodynamically and structurally efficient airframe have all been carefully implemented to allow the platform to change and adjust to our customers" priorities.”

Integrator is a modular and flexible solution for both land and maritime operations, consisting of six payload spaces that can be customized with cameras, communication capabilities and a broad array of other payloads. The platform is also the basis for the RQ021A Blackjack, developed by Insitu under the United States Navy and United States Marine Corps program of record.

“Our customers require a flexible, long-endurance system,” said Senior Vice President Insitu Programs Ryan Hartman. “Taking this first step to increase the gross take-off weight opens up more opportunities for us to integrate heavier payloads while maintaining long endurance for a multi-mission platform.”

U.S. Navy Begins Blackjack UAS Operational Testing

29 January 2014 - NAVAL AIR SYSTEMS COMMAND, PATUXENT RIVER, Md. – The Navy and Marine Corps" newest small unmanned aircraft system RQ-21A Blackjack began its initial operational test and evaluation (IOT&E) in early January at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms, California.

As part of IOT&E, this first low-rate initial production (LRIP) lot of the Blackjack, previously known as RQ-21A Small Tactical Unmanned Aircraft System (STUAS), will demonstrate the system’s effectiveness and suitability in realistic combat conditions.

“Receiving the first production-level Blackjack is a great accomplishment for our government and industry team,” said Col. James Rector , program manager for the Navy and Marine Corps STUAS program office, who oversees the RQ-21A program. “It is a very capable system that will meet the needs of our warfighters deployed on land or at sea with our Marine expeditionary units.”

Air Test and Evaluation Squadron (VX) 1 is conducting ground and shipboard testing on Blackjack for the next several months. After completing IOT&E, the government and Insitu team will transition the system to Marine Unmanned Aerial Vehicle Squadron (VMU) 2, located at Marine Corps Air Station Cherry Point, N.C. for operational use. A second LRIP lot, consisting of one system, is scheduled for delivery in the spring.

Lt. Col. Anthony Bolden, commanding officer for VMU-2, said the myriad of capabilities that come with the introduction of Blackjack will provide the Marine Air-Ground Task Force (MAGTF) with a platform that has the payload and persistence to significantly enhance situational awareness.

“RQ-21A brings a new level of flexibility and expeditionary capability not present in any UAS to date,” Bolden said. “As a result, having and operating the Blackjack will posture the Marine UAV squadrons at the forefront of MAGTF operations.”

JMSDF Considering RQ-21 Buy

12 January 2014 - According to the Japan Times, the Japanese Maritime Self Defense Force is considering the purchase of up to 19 RQ-21A Insitu unmanned air vehicles over the next five years. The aircraft would launch from destroyers to bolster the JMSDF"s monitoring capability in the East China Sea. The JMSDF has also made investments to research the equipment needed to operate UAVs at sea.

Navy and Marine Corps Small Tactical UAS Enters Production Phase 

21 May 13 - The Department of the Navy announced May 15 that the RQ-21A Small Tactical Unmanned Aircraft System (STUAS) received Milestone C approval authorizing the start of low rate initial production.

With MS C approval, the RQ-21A program, managed by the Navy and Marine Corps STUAS program office (PMA-263) here at NAS Patuxent River, enters the production and deployment phase of the acquisition timeline, according to the PMA-263 Program Manager Col. Jim Rector.

“This milestone allows us to provide our warfighter with a unique capability – an organic UAS capable of operations from both land and sea,” said Rector. “The RQ-21A will provide persistent maritime and land-based tactical Reconnaissance, Surveillance, and Target Acquisition data collection and dissemination capabilities.”

Concurrently, Marines are flying an Early Operational Capability (EOC) system at Twenty Nine Palms, Calif. for pre-deployment preparation. Lessons learned from EOC will be applied to operational missions in theater.

The aircraft is based on Insitu’s Scan Eagle UAS, which has flown more than 245,000 hours in support of Navy and Marine Corps forward deployed forces via a services contract. The RQ-21A system has a 25 pound payload capacity, ground control system, catapult launcher and unique recovery system, known as Skyhook, allowing the aircraft to recover without a runway.

The RQ-21A includes Day/Night Full Motion Video (FMV) cameras, infrared marker and laser range finder, and Automatic Identification System (AIS) receivers. The ability to rapidly integrate payloads allows warfighters to quickly insert the most advanced and relevant payload for their land/maritime missions and counter-warfare actions.

“The expeditionary nature of the RQ-21A makes it possible to deploy a multi-intelligence capable UAS with minimal footprint, ideal for amphibious operations such as a Marine Expeditionary Unit conducts,” Rector said. “The RQ-21A can be operated aboard ship, and then rapidly transported ashore as either a complete system or just a “spoke”, or control center, making this system ideally suited for humanitarian or combat operations, where getting real-time intelligence to the on-scene commander is crucial.”

The DoN plans to purchase a total of 36 STUAS systems, each with five aircraft. Initial Operational Capability is scheduled for second quarter fiscal year 2014.

Integrator Completes First At-Sea Testing

13 February 2013 - The Navy"s RQ-21A Small Tactical UAS completed its first operational take offs and landings at sea from the San Antonio class dock landing ship USS Mesa Verde (LPD-19). The testing took place in the Gulf of Mexico on 10 February. Above, the Integrator is recovered with Insitu"s SkyHook capture rope (U.S. Navy Photo).

Integrator Tests New Synthetic Aperature Radar

10 October 2012 - Insitu Pacific announced that it successfully flew SELEX Galileo’s PicoSAR, a compact Active Electronically Scanned Array (AESA) radar onboard an Integrator Small Tactical UAS at United States testing ranges. The PicoSAR features high-resolution Synthetic Aperature Radar (SAR) and Ground Moving Target Indicator (GMTI) modes. The radar can be mounted on a gimbal or the beam can be steered electronically.

RQ-21A Integrator Continues Flight Testing

13 September 2012 - The Navy’s RQ-21A Small Tactical Unmanned Air System (STUAS) began developmental tests with a 66 minute flight on September 10 at Naval Air Weapons Station China Lake, California. According to Colonel Jim Rector, STUAS program manager (PMA-263), the system is on track for initial operational capability in 2013. A more capable derivative of the highly successful ScanEagle platform, each STUAS consists of five air vehicles, two ground control stations, multiple payloads, and associated launch, recovery, and support equipment. The system will conduct a variety of missions, including maritime domain awareness, maritime security operations, maritime interdiction operations, and support to Navy and Marine units operating within 50 nautical miles of the sea. Production models of the RQ-21A will be upgraded with a mid-wave infrared (MWIR) camera and an automatic identification system (AIS) system for maritime missions.

The testing was supported by Sailors and Marines from the Navy’s Air Test and Evaluation Squadron (VX-30) “Bloodhounds,” based at Naval Weapons Test Squadron Point Mugu . Previous flight tests occurred January 22, 2012 at the Marine Corps Air Ground Combat Center in Twentynine Palms, California with representatives from Marine Corps VMU-1 and VMU-3 squadrons in attendance. 



США проведут первоначальные испытания и оценку БПЛА RQ-21A Blackjack


RQ-21A Blackjack

Фото с сайта insitu.com


30 января, - Начался этап первоначального испытания и оценки новейшего беспилотного летательного аппарата (БПЛА) RQ-21A Blackjack. Он проходит в испытательном центре Корпуса морской пехоты (КМП) США MCAGCC (Marine Corps Air Ground Combat Center) в Твентинайн Палмс (шт.Калифорния). Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс- службу Командования авиационных систем ВМС США (US Naval Air Systems Command).

Головная партия БПЛА RQ-21A, ранее известного как STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), продемонстрирует в рамках этой фазы испытаний эффективность аппарата и его пригодность для использования в боевых действиях.

Полковник Джеймс Ректор, управляющий программой STUAS для КМП и ВМС США и отвечающий за создание БПЛА RQ-21A, заявил, что "получение первой LRIP-партии этих БПЛА (RQ-21A) является важнейшим достижением американского руководства и промышленных кругов". Он охарактеризовал аппарат как "эффективный" и сообщил, что "он удовлетворяет требованиям, предъявленным подразделениями Корпуса морской пехоты, размещенным как на суше, так и на море".

БПЛА Blackjack, созданный компанией Insitu Incorporated, является развитием БПЛА ScanEagle. Основное внешнее отличие состоит в двухкилевом хвостовом оперении RQ-21A, что повлекло за собой увеличение его размеров. Система включает в себя пять БПЛА, две наземных станции управления, оборудование, необходимо для запуска и технического обслуживания.

На протяжении нескольких месяцев сухопутные и морские испытания будут проводиться 1-й испытательной эскадрильей (ATES VX, Air Test and Evaluation Squadron VX). После завершения фазы первоначального испытания и оценки представители государственных органов и компании Insitu передадут эти БПЛА для дальнейшего использования во 2-ю эскадрилью беспилотных летательных аппаратов КМП США, расположенную на авиабазе Корпуса в Черри Пойнт (шт.Северная Каролина). Поставка второй LRIP-партия RQ-21A запланирована на весну 2014 г. и будет включать в себя одну систему.

Подполковник Энтони Болден, командир 2-й эскадрильи БПЛА КМП США, сообщил, что Blackjack существенно улучшит контроль за полем боя для тактической группировки наземных сил и авиации КМП. В результате, по его словам, морские пехотинцы получат платформу, оснащенную соответствующим оборудованием, необходимым для выполнения вышеупомянутой задачи. "RQ-21A предоставляет новый уровень гибкости и возможностей для экспедиционных сил, которые на данный момент не содержатся ни в одном БПЛА", заявил Болден. "В результате, эскадрильи БПЛА КМП США, использующие Blackjack, смогут уверенно выполнять задачи в составе тактических группировок", - дополнил он.

Длина RQ-21A составляет 2,4 м, размах крыла - 4,8 м. Аппарат обеспечивает возможности наблюдения и разведки для подразделений, действующих на суше и на море. Открытая архитектура позволяет осуществлять быструю реконфигурацию установленного оптоэлектронного оборудования, масса которого ограничена 10 кг. Стандартная нагрузка включает в себя движущиеся дневные и ночные камеры слежения, инфракрасный указатель, коммуникационный комплект, приемники системы автоматического распознавания.

Полковник А. Чекунов

В США ведутся работы, направленные на создание беспилотных авиационных систем корабельного базирования. Одной из наиболее амбициозных является программа UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающая разработку палубного беспилотного летательного аппарата (БЛА), способного вести всепогодную воздушную разведку, поражать критичные по времени цели на удалении более 1 100 км от авианосца, а также применяться для ведения радиоэлектронной борьбы и решения других задач.

Активность американцев в данной области в значительной мере обусловлена тем, что использование пилотируемой палубной авиации в начальный период конфликта со странами, обладающими высоким военным потенциалом, до завоевания господства в воздухе будет ограничено из-за неприемлемого уровня потерь от средств ПВО противника.

В соответствии с требованиями, разработанными министерством ВМС, максимальная продолжительность полета беспилотных машин составит не менее 12 ч. Достижение этой, не ограниченной физиологическими возможностями экипажа характеристики, в том числе благодаря применению дозаправки топливом в воздухе, позволит сократить потребный наряд сил для организации непрерывной разведки и воздушного патрулирования, снизить интенсивность использования взлетно-посадочного оборудования, а также загруженность инженерно-технического состава.

Согласно оценке прогнозируемых условий боевого применения и планируемых задач, перспективный аппарат должен обладать малой заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах длин волн. При этом его масса и габариты должны быть достаточно большими из соображений обеспечения устойчивости БЛА при взлете и посадке в условиях характерной высокой турбулентности воздушных потоков над полетной палубой авианосца.

В состав бортового оборудования БЛА планируется включить комплекс оптоэлектронных и радиолокационных средств разведки, а также аппаратуру передачи данных по защищенным каналам радиосвязи.

Х-47В
MQ-8C
RQ-21A

В ходе предварительных этапов НИОКР отрабатываются различные концепции построения и применения беспилотной системы, а также уточняются тактико-технические требования к ее компонентам. В целях обеспечения конкурентности исследований и расширения круга участвующих в них специалистов министерство ВМС США заключило контракты на проведение работ по данной программе с несколькими ведущими национальными разработчиками беспилотной авиатехники.

Наиболее перспективными и соответствующими предъявляемым требованиям считаются экспериментальные боевые БЛА Х-47В и "Фантом Рэй" фирм "Нортроп-Грумман" и "Боинг" соответственно.

В свою очередь, фирма "Дженерал атомикс" (разработчик многоцелевых аппаратов "Предатор" и "Рипер") предложила созданный в инициативном порядке БЛА большой продолжительности полета "Авенджер".

Собственный проект многоцелевой системы, основу которой составляет аппарат "Си Хост", разрабатывает фирма "Локхид-Мартин". Данная машина предположительно является адаптированной для корабельного базирования модификацией БЛА с большой продолжительностью полета RQ-170 "Сентинел", который применялся американцами для ведения разведки в Азиатском регионе.

Все участвующие в программе аппараты оснащаются турбореактивными двигателями, в конструкции которых реализованы решения по снижению за-метности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Следует отметить, что ряд ключевых технологий, определяющих осуществимость данной концепции, уже разработаны и прошли практическую демонстрацию в рамках программы UCAS-D, в которой задействовались два экспериментальных аппарата типа Х-47В.

Работы на предварительных этапах создания новой многоцелевой беспилотной системы UCLASS ведутся в значительной мере за счет собственных средств фирм-разработчиков. На дальнейшее их финансирование планируется выделять средства из бюджета Пентагона.

Наряду с этим особое место занимает программа создания корабельных БЛА вертолетного типа. Такие машины сочетают в себе гибкость использования и минимальные требования к условиям базирования. Разработка многоцелевой беспилотной системы на базе БЛА MQ-8B "Файрскаут" возложена на фирму "Нортроп-Грумман".

Систему воздушной разведки на базе аппаратов "Файрскаут" предполагается размещать на кораблях разных классов и использовать самостоятельно или совместно с палубными вертолетами в рамках обеспечения действий отдельных кораблей, корабельных ударных групп и подразделений морской пехоты. При выполнении наиболее часто решаемых палубной авиацией задач по разведке надводных (наземных) целей беспилотные аппараты MQ-8B будут иметь в 2-4 раза большую по сравнению с пилотируемыми вертолетами продолжительность полета, расходуя при этом в 3-5 раз меньше авиационного топлива.

Основу разведывательного бортового радиоэлектронного оборудования аппарата составляет оптоэлектронная станция (ОЭС) "Брайт Стар-2" с телевизионной и тепловизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем. Для обеспечения ведения разведки в сложных метеоусловиях рассматривается возможность оснащения машины малогабаритной радиолокационной станцией.

Управление БЛА осуществляется по командам оператора корабельного пункта управления по радиоканалам на дальности прямой видимости, а также автономно по введенной в бортовой компьютер программе. Система автоматического управления машины с электромеханическими исполнительными устройствами во всех каналах использует данные от инерциальной навигационной системы, скомплексированной с КРНС "Навстар".

Американской фирмой "Сьерра Невада" разработана унифицированная система UCARS (UAV Common Automatic Recovery System), обеспечивающая автоматическую посадку БЛА на площадку ограниченного размера, в том числе на палубу движущегося корабля. Одним из основных элементов этой системы является посадочный терминал со следящей параболической радиолокационной антенной и видеокамерой. После завершения полетного задания летательный аппарат в автоматическом или ручном режиме прибывает в назначенную воздушную зону в пределах 4,5 км от места посадки, в которой излучением антенны активизируется установленный на борту БЛА радиомаяк. Сигналы маяка используются для вычисления относительных координат и скорости UCARS, которые передаются в пункт управления и применяются для выполнения автоматического или автоматизированного посадочного маневрирования. Изображение с цифровой видеокамеры позволяет оператору получать более точную информацию о пространственном положении аппарата на конечном этапе посадки.

Ведутся работы по оснащению БЛА MQ-8B управляемым оружием, что позволит использовать их для решения задач поражения выявленных надводных или наземных целей.

Благодаря небольшим габаритам три подобных аппарата могут размещаться на площади, обычно занимаемой одним вертолетом. Такое количество машин позволяет организовать их ротацию для обеспечения непрерывного присутствия в заданном районе либо (при одновременном применении) существенно расширить разведываемую зону.

UCARS достаточно успешно задействовалась для разведывательного обеспечения коалиционной группировки в Афганистане. Применение этой системы обеспечивали гражданские специалисты фирмы "Нортроп-Грумман", а постановку задач, контроль их выполнения и анализ полученной информации - военные.

Вместе с тем на основе анализа результатов опытной эксплуатации беспилотной системы "Файрскаут" командование ВМС США приняло решение о дальнейшем наращивании ее возможностей. Признано целесообразным увеличить продолжительность патрулирования MQ-8B при применении ее в условиях повышенных температур наружного воздуха. Благодаря существенному росту массы полезной нагрузки аппаратов будет обеспечено их использование для переброски военных грузов. В этих целях министерство ВМС США заключило с фирмой "Нортроп-Грумман" контракт на разработку БЛА MQ-8C, построенного на базе вертолета Белл 407.

В ходе НИОКР использовались компоненты и ПО систем автоматического управления, передачи данных, другого бортового и наземного оборудования, созданного для модификации MQ-8B.

Планер и силовая установка вертолета доработаны для обеспечения его эксплуатации в морских условиях. Освободившееся пространство кабины пилотов, грузопассажирского отделения может использоваться для размещения целевой аппаратуры, дополнительных топливных баков и различных грузов. Последние могут располагаться также на внешней подвеске (максимальная масса 1 200 кг).

В перспективе предполагается приобрести до 28 аппаратов этого типа. В случае успешного хода программы создания новой модификации может быть принято решение о корректировке количества закупаемых машин MQ-8B.

На завершающем этапе находится разработка новой системы воздушной разведки на базе тактического БЛА. Считается, что эта техника наиболее полно отвечает требованиям при ведении военных действий подразделениями и частями морской пехоты в звене "батальон-полк", а также надводными кораблями различных классов в ближней морской зоне.

Головным разработчиком новой системы является корпорация "Боинг" с проектом БЛА RQ-21А "Интегратор". В основе его конструкции лежат технологические решения, реализованные в беспилотной системе "Си Скэн" (разработана фирмой "Инситу", вошедшей в состав компании "Боинг"). Данная авиатехника применялась в Ираке в интересах морской пехоты США и продемонстрировала свою высокую эффективность, в частности, при обеспечении охраны районов базирования на ТВД.

Основным разведывательным оборудованием БЛА RQ-21A "Интегратор" является гиростабилизированная оптоэлектронная станция в составе двух инфракрасных (среднего и дальнего диапазонов длин волн) и одной цифровой дневной телевизионной камеры, а также лазерных дальномера и целеуказателя. В качестве дополнительной полезной нагрузки, размещаемой в фюзеляжном отсеке или на крыльевых узлах внешней подвески, может устанавливаться также миниатюрная РЛС и радиоретрансляционная аппаратура.

Передача полученной видеоинформации на пункт управления (наземный или корабельный) для последующей обработки и анализа осуществляется на дальность прямой видимости с использованием аппаратуры цифровых радиоканалов.

В соответствии с требованиями заказчика обеспечена возможность эксплуатации системы с площадок ограниченных размеров, в том числе с палуб надводных кораблей или защищенных позиций, при наличии ветра скоростью до 55 км/ч. Запуск оснащенного поршневым двигателем (мощность около 8 л. с.) БЛА осуществляется пневматической катапультой.

Для выполнения посадки используется устройство "Скай Хук", представляющее собой штангу с тросом длиной около 15 м. Захват троса происходит крюками, вмонтированными в законцовки передней кромки крыла. Все этапы захода и посадочного маневрирования выполняются полностью автоматически с задействованием дифференциального режима системы спутниковой навигации.

В соответствии с контрактом (43,7 млн долларов) фирма "Боинг" разработала и изготовила два опытных образца системы для проведения войсковых испытаний, которые начались в 2012 году. Достижение начальной боевой готовности подразделений, оснащенных новой техникой, ожидается в текущем году. Всего предполагается приобрести 56 беспилотных систем, в состав каждой из которых войдет до трех летательных аппаратов, наземная станция управления, взлетно-посадочное оборудование, комплект запасных частей и инструментов.

В целом работы по созданию беспилотной авиатехники являются одним из наиболее приоритетных направлений повышения боевых возможностей вооруженных сил США, позволяющим достигать значительных преимуществ при решении различных обеспечивающих и боевых задач.

Основные ТТХ БЛА
Х-47В БЛА "Фантом рэй" (проектные) БЛА "Авенджер" MQ-8B "Файрскаут" (проект) БЛА MQ-8C БЛА RQ-21A "Интегратор"
Масса, кг:
максимальная взлетная 19000 16500 4500 1430 2380 61
полезной нагрузки (в том числе боевой) 2 000(900) 2 000 1350 270 1360 22,7
топлива 360
Максимальная скорость полета, км/ч 1000 1 000 740 230 250 170
крейсерская км/ч: 170 220 100
Практический потолок, м 10000 12 000 18000 6100 6000 6100
Максимальная продолжительность полета (без дозаправки), ч 7 4 20 8 (с массой полезной нагрузки 77 кг), до 15 24
Время патрулирования на удалении до 280 км от корабля (базы) с основной полезной нагрузкой (масса 135 кг), ч 8
Максимальный радиус действия (без дозаправки), км более 2400 2400 4000 200 280 100
Геометрические размеры, м:
длина 11,5 12 11,6 6,8 13 2,2
размах крыла 18,8 15,2 19,5 4,8
высота 3 3,3
диаметр несущего винта 8,4 10,7

Беспилотные авиационные системы RQ-21A "Блэкджек" / Фото: bastion-karpenko.ru

Новая беспилотная авиационная система (БАС) RQ- 21A "Блэкджек" (Blackjack) разработки и производства компании "Инситу" (Insitu) - подразделения "Боинга" - уже развернуты в Афганистане, на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом говорится в сообщении ВМС США.

На снимке: БАС RQ-21A в Афганистане / Фото КМП США

RQ-21A в составе с пятью беспилотными летательными аппаратами (БЛА) развернуты спустя почти четыре года после того, как в августе 2010 г. "Инситу" выиграла контракт на поставку Пентагону небольших тактических БАС и более чем два года после передачи КМП первых двух систем. Одним из пунктов контракта предусматривается поступление опытных образцов RQ-21A в опытную эксплуатацию в войска.

Следующим этапом программы разработки БАС является достижение начальной боевой готовности. На веб-сайте ВМС США датой начального поступления систем на вооружение называется "весна 2014 г.".

Однако пресс-секретарь ВМС уточнил, что достижение начальной боевой готовности планируется в конце текущего года. RQ-21A является развитием БЛА "Скан Игл" (ScanEagle) массой 22 кг.

Аппарат оснащен полезной нагрузкой, которая размещается во внутреннем отсеке и включает электрооптические и инфракрасные камеры и антенны радиорелейной связи. КМП планируют приобрести 32 системы RQ-21A, ВМС - 25 систем.

Техническая справка

БЛА "Блэкджек", созданный компанией "Инситу инкорпорейтед" (Insitu Incorporated), является развитием БЛА "Скан Игл" (ScanEagle). Основное внешнее отличие состоит в двухкилевом хвостовом оперении RQ-21A, что повлекло за собой увеличение его размеров. Система включает в себя:

  • пять БЛА
  • две наземных станции управления
  • оборудование, необходимо для запуска и технического обслуживания

Катапульта для запуска

На протяжении нескольких месяцев сухопутные и морские испытания будут проводиться 1-й испытательной эскадрильей (ATES VX, Air Test and Evaluation Squadron VX). После завершения фазы первоначального испытания и оценки представители государственных органов и компании "Инситу" передадут эти БЛА для дальнейшего использования во 2-ю эскадрилью беспилотных летательных аппаратов КМП США, расположенную на авиабазе Корпуса в Черри Пойнт (шт.Северная Каролина). Поставка второй LRIP-партия RQ-21A запланирована на весну 2014 г. и будет включать в себя одну систему.

"Блэкджек" существенно улучшит контроль за полем боя для тактической группировки наземных сил и авиации КМП. В результате, по его словам, морские пехотинцы получат платформу, оснащенную соответствующим оборудованием, необходимым для выполнения вышеупомянутой задачи.

БПЛА RQ-21 / Фото: bastion-karpenko.ru

БПЛА RQ-21 / Фото: bastion-karpenko.ru

RQ-21A предоставляет новый уровень гибкости и возможностей для экспедиционных сил, которые на данный момент не содержатся ни в одном БЛА. Эскадрильи БЛА КМП США, использующие "Блэкджек", смогут уверенно выполнять задачи в составе тактических группировок.


БЛА RQ-21 Integrator заказаны ВМС США в рамках программы принятия на вооружение малоразмерных тактических беспилотных систем STUAS/Tier II. Начальный контракт стоимостью 43,7 млн. долл. был подписан 29 июля 2010 года.


Он предусматривает создание и поставку двух аппаратов, а также проведение их испытаний. Программа STUAS/Tier II предполагает начальное развертывание с 2013 года 56 беспилотных систем. Потенциальная стоимость заказа оценивается в 450 млн. долл.


БЛА RQ-21 Integrator предназначен для ведения разведки и имеет возможность выполнять несколько заданий в одном полете. На его борту размещены: