Американский художник комиксов. Как лучше работать новичкам

Все началось с того, как карандаш соприкоснулся с бумагой. И с рокового момента 1938 года, когда Супермен ворвался, через страницы первого выпуска Action Comics, в нашу жизнь, художники и иллюстраторы всего мира заняты фанатичной идеей – создать своего супергероя.

Комиксы – это вид массовой культуры, доведенный, в некоторых случаях, до искусства. Это печатный способ рассказать историю в картинках и текстовых зарисовках, одновременно. Это современный способ синтезировать литературное и изобразительное творчество. Часто, комиксы высмеивают, как «низкий» вид искусства, однако, это не мешает ни авторам комиксов, ни их героям оказывать существенное влияние на развитие поп-культуры и массового искусства.

Мы предлагаем вам подборку Топ-10 величайших художников комиксов всех времен.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Джон Ромита мл. (John Romita Jr)

Джон Ромита мл. (John Romita Jr), Нью-Йоркский автор и художник комиксов, сын еще одного известного американского художника комиксов, Джона Ромита старшего, автора серии комиксов о Spider-Man. Джон Ромита мл. завоевал известность и популярность благодаря созданному им Железному Человеку и истории о том, как плейбой, миллиардер и филантроп, Тони Старк, становиться супергероем и спасает мир.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Брайан Болланд (Brian Bolland)

Брайан Болланд (Brian Bolland) – британский художник комиксов. Получил образование, как графический дизайнер. Сразу после обучения с головой окунается в работу по иллюстрированию фэнтезийных историй. Работал в Лондоне. В 1988 году выходит легендарный выпуск комиксов Batman: The Killing Joke, написанный легендарным Аланом Муром. Это история о происхождении Джокера и является одной из самых спорных историй о Бэтмене. Образ, придуманный Брайаном, так сильно вдохновил Хита Леджера, при работе над образом Джокера в картине «Темный рыцарь», что Леджер постарался передать именно этого, Болландского героя.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Уилл Айснер (Will Eisner)

Уилл Айснер (Will Eisner) американский иллюстратор, художник комиксов. Айснера называют «Отцом графического романа». Термин «графический роман» был придуман в 60-х годах 20-го века, в качестве маркетингового хода.

Карьера Айснера началась с карикатурных работ для Нью-Йоркских газет. Самая известная работа иллюстратора «The Spirit», была опубликована в 1940 году.

Уилл Айснер долгое время преподавал карикатуру в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке, и многие сегодняшние дизайнеры и иллюстраторы, являются его учениками.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Джим Стеранко (Jim Steranko)

Джим Стеранко (Jim Steranko) американский графический дизайнер, иллюстратор, художник комиксов. Интерес к искусству у Джима возник в раннем возрасте, он с детства собирал банки и бутылки по улицам, что бы заработать денег и купить себе принадлежности для рисования. Первая работа Джима была для Harvey Comics. Затем, он знакомится с Стэном Ли, американским автором комиксов, который и привел Джима в компанию Marvel.

Стеранко произвел революцию в искусстве графики повествования. Он вдохнул новую жизнь в старого героя Капитана Америки и подарил миру гигантских размеров Халка.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka)

Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka) – японский иллюстратор, художник, часто называемый Японским Уолтом Диснеем. «Astro Boy» – герой, по которому весь мир узнал и знает Осаму Тэдзука. Впервые «Astro Boy» вылетел в большой мир в 1951 году и с тех пор, это самый востребованный и любимый герой Японии. Сам «Astro Boy» даже стал почетным гражданином города Сайтама, где расположена студия его автора.

Осаму Тэдзука называют «Отцом аниме» и «Богом Манги», он всегда был на несколько лет впереди всех остальных иллюстраторов, он стал изобретателем «Больших глаз» в японской анимации, он одинаково комфортно чувствовал себя в любых жанрах, будь то научная фантастика, мистика, ужасы или история.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Стив Дитко (Steve Ditko)

Стив Дитко (Steve Ditko) – американский иллюстратор и карикатурист. Получил образование в Нью-Йоркской школе визуального искусства. Работал на компанию Marvel, разрабатывая образы Халка, Железного Человека, Человека-паука. Его новый взгляд на Человека-паука принес иллюстратору невероятный успех. Иллюстрации Стива выглядят более интригующими, беспокойными и яростными. Новаторский взгляд на образы Человека-паука позволяет говорить, что этот полюбившийся герой по-новому зазвучал из под карандаша Дитко.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Фрэнк Миллер (Frank Miller)

Фрэнк Миллер (Frank Miller) – современный американский иллюстратор, графический дизайнер. Работы Фрэнка отличаются ярко выраженным кинематографическим качеством, иллюстратор создает работы в стиле фильм – нуар. Одна из самых известных работ иллюстратора – работа «Batman: The Dark Knight Returns», которая перевела комиксы в чтиво для взрослой аудитории. Задумчивые работы Миллера помогли Кристоферу Нолану при работе над своим фильмом.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Дэйв Гиббонс (Dave Gibbons)

Дэйв Гиббонс (Dave Gibbons) английский писатель, иллюстратор и художник комиксов. Широко известен своим сотрудничеством с величайшим Аланом Муром. В начале 80-х годов 20-го века становиться ведущим художником исторического комикса «Doctor Who».

В работах Дэйва нашли отражение современные тревоги, став более острыми и драматичными.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Стив Диллон (Steve Dillon)

Стив Диллон (Steve Dillon) английский книжный иллюстратор и художник комиксов. Влюбился в комиксы, как в творчество еще в школьные годы, когда работал над школьным комиксом. Свою первую работу по рисованию получил в возрасте 16 лет уже в большой компании Marvel. Работал над темами супер-шпионов, вместе с Ником Фьюри. Знакомиться с автором Гартом Эннисом, с которым работает над несколькими авторскими историями, одна из которых «Проповедник». Это графическая новелла о техасской мафии и реалиях американской мечты.

Топ-10 величайших художников комиксов всех времен. Джек Кирби (Jack Kirby)

Джек Кирби (Jack Kirby) – американский иллюстратор, художник комиксов. Рисовать комиксы начал в возрасте 13 лет. Вместе с писателем Джо Саймоном, Кирби работал над графическим образом величайшего супергероя – Капитана Америка. Так же, в свое время стал автором Фантастической четверки. Кирби был королем инноваций и в разрезе персонажей, и в разрезе самой конструкции комиксов. За более чем полувековую карьеру Кирби выстроил новую повествовательную грамматику комиксов с кинематографическим стилем движения.

Текст

Гриша Пророков

Несмотря на то что комиксы - молодое и меняющееся искусство, в нём уже успели появиться свои живые классики, чьи имена на обложке уже много лет привлекают читателей. Грант Моррисон, Уоррен Эллис, Алекс Росс и другие. Новые имена при этом не то чтобы не появляются, но на них, как минимум в России, обращают меньше внимания. Look At Me исправляет ситуацию: мы собрали 13 новых талантливых авторов комиксов; некоторые из них начали работать год назад, некоторые - все десять, но за каждым из них стоит начинать следить в 2014 году.

Ник Спенсер

сценарист

Четыре года назад Ник Спенсер придумал огромную серию, которую можно назвать сериалом Lost в мире комиксов - запутанную историю Morning Glories, рассказывающую о таинственной закрытой школе. Тут мешается всё подряд: наука, религия, магия и прочее. Одной Morning Glories (серия насчитывает уже 40 с лишним выпусков, а закончится, по словам Спенсера, на сотом) хватило бы, чтобы её авторы остались в истории, но Спенсер не остановился и сейчас пишет несколько блестящих серий параллельно. В том числе The Superior Foes of Spider-Man, комикс про суперзлодея-неудачника, его повседневную жизнь и группу знакомых злодеев, с которыми они пытаются совершить какое-нибудь великое преступление; что-то вроде Hawkeye Мэтта Фрэкшена, но про очень неприятных ребят. Спенсер, в отличие от многих сценаристов, понимает, что историю в комиксах можно рассказывать не только через диалоги, и пользуется всей страницей целиком - в его комиксах всегда надо обращать внимание на мелочи.

Дэвид Аха

художник

Без человека, рисующего Hawkeye Мэтта Фрэкшена, лучший современный супергеройский комикс (который, кстати, подходит к концу - последний выпуск появится в конце этого года) , в таком списке не обойтись. В Hawkeye, если вы вдруг не знаете, рассказывается про жизнь самого невпечатляющего члена команды Мстителей - Соколиного глаза. Несмотря на то что комикс получился гениальным во многом благодаря сценарию Мэтта Фрэкшена, Аха тоже сделал для него очень многое; художник максимально экспериментирует со страницами, почти в каждом выпуске придумывая что-нибудь новое. Hawkeye сделан в стилизованном под 70-е рисунке с массой абстрактных и странных мелочей. Один из выпусков комикса, например, был целиком нарисован от лица пса, которого Соколиный глаз подобрал в начале серии. До Hawkeye Аха работал в более реалистичном и подробном стиле - интересно, что с ним будет теперь.

Деклан Шелви

художник

Ирландский художник, попавший в индустрию в 2006-м, но долгое время не рисовавший ничего заметного; прорыв Шелви случился этой весной, когда он вместе с легендарным сценаристом Уорреном Эллисом начал работать над комиксом Moon Knight. Moon Knight - это серия про Лунного рыцаря, сумасшедшего (в прямом смысле, герой безумен) аналога Бэтмена во вселенной Marvel. Шелви и Эллис выпустили всего шесть выпусков комикса, но зато эти выпуски выдающиеся - они успели раскрыть персонажа и рассказать несколько захватывающих историй. Теперь кажется, что Шелви ждёт большое будущее: в следующем году у них с Эллисом, кстати, выходит новая серия под названием Injection.

Ноэль Стивенсон

художница, сценаристка

Ноэль Стивенсон - автор веб-комикса Nimona (он пользуется определённой популярностью даже в русском интернете) , который она начала рисовать, когда ещё училась в колледже. Nimona - комическая смесь фэнтези и научной фантастики; главная героиня - девочка-оборотень по имени Нимона, прислуживающая учёному-суперзлодею по имени Баллистер Блэкхарт. Несмотря на то что веб-комиксов в интернете бесчисленное количество, у Стивенсон получаются истории остроумнее, красивее и талантливее прочих; Nimona уже закончился, в следующем году он выйдет в виде двух книжек, а от Стивенсон следует ждать чего-то большого.

Чип Здарски

художник

В это сложно поверить, но человек, рисующий одну из главных комикс-серий современности, Sex Criminals, до этого ими практически не занимался; эксцентричный канадский художник Чип Здарски (это, кстати, псевдоним - на самом деле его зовут Стив Мюррей) начинал с того, что вёл в канадской газете колонку с плохими советами и рисовал смешные стрипы про тюрьму . Теперь нет никаких сомнений, что это один из главных людей в индустрии: своим рисунком он передаёт больше, чем многие, а главное, ему удаётся делать изображение смешным. Безумные публичные выходки Здарски (Чип, если помните, ведёт остроумный твиттер, а в 2010-м так и вовсе пытался стать мэром Торонто) только добавляют легендарности.

Яннис Милонояннис

художник, сценарист

Грек Яннис Милонояннис- один из четверых людей, работающих над масштабной и странной научно-фантастической серией Prophet; четыре художника и сценариста в ней ротируются, они пишут и рисуют комикс по очереди (иногда даже меняясь в рамках одного выпуска) , а в итоге складывают полноценную историю. Милонояннис- самый странный из авторов Prophet; он вдохновляется одновременно европейскими комиксами и мангой, и в его рисунках присутствует много деталей, кажущихся мусором, точек, полосочек, лишних штрихов; но на самом деле примерно так же рисовали киберпанковую мангу в 80-е и 90-е годы, и эта неаккуратность только добавляет жизни.

Дрю Вейнг

художник, сценарист

Добрый художник, домосед (во всяком случае, так его описывает сайт издательства Fantagraphics) , живущий с тремя кошками и женой, тоже автором комиксов. Вейнг сочиняет почти детские, мультяшные, но при этом достаточно глубокие истории. В основном он занимается веб-комиксами, но и книжки тоже издаёт: одна из них, Set to Sea, даже вышла на русском языке под названием «Зов моря».

Фиона Стейплс

художница

Главный художник в современных комиксах - женщина. Если кто-то попытается поспорить с тем, что никого лучше Стейплс нет, не слушайте их; она начинала с малоизвестных серий North 40 и DV8, но на неё обратили внимание, когда она начала работать со сценаристом Брайаном Воном над Saga. Saga - это странная космическая сага, происходящая в мире, населенном людьми с головами-телевизорами, крылатыми людьми, двуногими тюленями и кем только не, и Стейплс изображает её просто блестяще. Всё выглядит так, будто такое место есть во Вселенной. Задние планы у Стейплс невероятно подробные и сложные, но не перетягивают внимание с главных героев. Как и многие современные художники, Стейплс целиком работает на компьютере, не используя карандаши и бумагу, и этой даёт ей полный контроль над рисунком. Например, она специально использует приглушенные, ненасыщенные цвета, чтобы комикс проще читался. В данный момент «следить за Стейплс», конечно, означает «следить за Saga», но ни у кого нет сомнений, что художница уже сейчас - живой классик.

Маттео Скалера

художник

Совсем молодой (Скалере ещё нет тридцати) , но уже заметный итальянский художник. Скалера, по его собственным словам, любит «американских супергероев и самураев», и долгое время работал с большими супергеройскими издательствами - в том числе рисовал комиксы про Дедпула, Мстителей и Бэтмена. Но лучше всего у него получаются истории, так или иначе связанные с эзотерикой и оккультным. Сейчас Скалера работает над мистической серией в издательстве Image: Black Science - о «запретной» науке. Скалера рисует очень небрежно, каждый его кадр - почти как черновик, но ему удаётся в неподвижных комиксах сохранять динамику; кажется, что на каждом его рисунке люди двигаются, как в кино.

Дж. Уиллоу Уилсон

сценаристка

Уже опытный автор, Дж. Уиллоу Уилсон, до того, как заняться комиксами, работала журналисткой - в Египте и Америке. В 2007-м она выпустила свой первый комикс, Cairo. Несмотря на то что она занимается комиксами уже 7 лет, именно в 2014-м за сценаристкой стоит начинать следить: в этом году она взялась за новую серию Ms. Marvel; это один из важнейших новых комиксов Marvel, в которой костюм известной супергероини надевает мусульманская девочка-подросток. Уилсон, тоже исповедующая ислам, отлично работает с персонажем. Сочетание талантов сценариста и журналиста позволяет Уилсон глубоко проникать в человеческое сознание; при чтении Ms. Marvel в том числе легко и самому почувствовать себя девочкой-подростком.

Майкл Файффе

художник, сценарист

Лучшее приобретение Marvel в этом году, Майкл Файффе получил контракт с большим издательством после того, как собственноручно написал, нарисовал и выпустил странный комикс Copra про группу суперзлодеев, работающих на правительство. Теперь он пишет для Marvel серию All-New Ultimates - тоже про целую команду, но молодых героев во главе с Человеком-пауком в параллельной, Алтимейт-вселенной Marvel (в ней Человек-паук - латинос, если вы вдруг не знаете) . Файфе точно заслуживает такого быстрого и головокружительного успеха: в конце концов, в одиночку сделать и выпустить целую серию комиксов - это большое достижение. All-New Ultimates он пишет глазами шестнадцатилетнего парня: это гипертрофированный, громкий и драматический комикс, и получается отлично.

Многие популярные сегодня фильмы начинались с незаметных печатных страниц - не с романов, а с комиксов. Чтобы запечатлеть важнейшие моменты повествования, не нарушая его связности, требуется квалифицированный иллюстратор. А каково это - каждый день вновь оказываться перед чистой страницей?

Чтобы лучше познакомиться с работой обычного художника-иллюстратора мы поговорили с Мэттом Хейли, профессионально рисующим комиксы в DC, Marvel и многих других компаниях уже больше двадцати лет. Мэтт рассказал нам о том, как он упаковал свою жизнь в пикап, чтобы получить шанс попасть в комиксы.

Расскажите нам немного о себе и о своем опыте

Я, Мэтт Хейли, работаю профессиональным иллюстратором комиксов с 1991 года. Сейчас я рисую комикс «Чудо-Женщина ’77» для компании DC Comics Digital. Любители комиксов, наверно, знают мои работы для DC «Возвращение Супермена», «Лучшие в Элсворде: Супергерл и Бэтгерл», и многие другие, а также «Призрак» для Dark Horse Comics и «Орден» для Marvel. Несколько последних лет я также отвечал за художественную составляющую многочисленных медиа проектов мастера комиксов Стэна Ли, например, «Кто хочет быть Супергероем», и «Комик-Кон, эпизод четвертый: Фанатская надежда» Моргана Сперлока. Также я режиссер популярного в интернете видео «Воин черной звезды ».

Что заставило Вас выбрать свою карьеру?

У меня никогда не было сомнений - я вырос на комиксах про Бэтмэна, Нила Адамса и Шейда, Изменяющегося Человека Стива Дитко, и уже в четырехлетнем возрасте заявил своим родителям, что «собираюсь быть художником комиксов». Я сам, можно сказать, приучил себя к этому труду: запирался в своей комнате и рисовал весь день, каждый день, часто даже в ущерб домашним заданиям.

Как вы искали работу? Какие образование и опыт вам потребовались?

В 1990 году я учился в колледже в Нью-Мексико, и прочел выпуск журнала «Справочник покупателя комиксов», в котором рассказывалось о фестивале Комик-кон проходившем тем летом в Сан-Диего. Помимо всего прочего там говорилось, что в рамках фестиваля редакторы разных компаний будут изучать портфолио начинающих художников комиксов. Узнав об этом, мы с соседом по комнате Томом Симмонсом решили попытать счастья и нарисовать несколько образцов.

Я рассуждал так: фильм о Бэтмене 1989-го года всё ещё мелькал абсолютно везде, а значит все будут рисовать именно его. Поэтому я должен выбрать какую-то более оригинальную тему. И я выбрал «Звездный путь: Следующее поколение». Я был ужасным контуровщиком, и эту работу взял на себя Томми и мастерски ее выполнил, а я сделал фактические рисунки.

Мы нарисовали много образцов, сложили свои вещи в пикап и, бросив всё, поехали в Сан-Диего. Нам негде было остановиться, и нам некуда было возвращаться. Мы ехали в никуда! На фестивале мы получили хорошие отзывы и сделали второй набор образцов, из которых получилась моя первая большая рисованная работа «Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2» для компании DC. 54 страницы - я был в восторге и в ужасе одновременно.

Вам были нужны какие-либо лицензии или сертификаты?

Только хорошее портфолио. Это единственное, что интересует боссов, если ты действительно умеешь хорошо и неутомимо рисовать. Хороший редактор может определить профессиональную работу даже если художественный стиль необычен, а неутомимость и постоянство - это ключевой фактор в любой работе.

Как Вы настраиваетесь на работу? На что тратите большую часть времени?

Главное - не отвлекаться. Рисование (а в последнее время для меня и написание) это чрезвычайно трудоёмкая работа, и мне нужно отгородиться от мира, чтобы сосредоточиться. Недавно я отключил компьютер от Интернета и моя производительность выросла вдвое. Большинство времени я провожу за рисованием, слушая очень громкую музыку в наушниках. Иногда переписываюсь с редактором и некоторыми клиентами по электронной почте, но в основном просто рисую, пока не наступает время для занятий йогой.

Какие заблуждения о вашей работе наиболее распространены?

О, много чего, вроде «Ничего себе, вы работаете на дому, это, наверно, так здорово» или «Вы работаете со Стэном Ли, вы, должно быть, знамениты». Я всегда был свободным художником, так что я действительно не имею представления о том, что такое «офисная работа».

Люди думают, что художники комиксов богаты; к сожалению, это довольно далеко от истины. Денег едва хватает от зарплаты до зарплаты, но я ни на что не променял бы свою работу. Художникам очень повезло - у них есть свобода, им не нужно просыпаться каждое утро по сигналу будильника. Мой путь до работы составляет около 5 метров, и я могу работать в чём угодно, хоть в пижаме.

Сколько часов в день Вы обычно работаете?

Раньше я работал каждый день до тех пор, пока буквально с ног не падал, но поскольку я становлюсь старше, я стараюсь работать меньше. Сейчас я работаю около двенадцати часов в сутки, но рисование занимает не всё это время. Часть его я трачу на написание статей в различных проектах, например, в кулинарном. Я работаю шесть дней в неделю и стараюсь брать один выходной. Ежедневная йога помогает мне сохранять здравый ум и крепкую спину.

Что облегчило вашу работу?

Переход на «цифру». Я начал работать в Photoshop и Illustrator еще в 1999-м году, но стараюсь держать в руках и традиционные художественные материалы. А обучение управлению бизнесом помогло мне научиться правильно определять время, необходимое на создание одного произведения, поэтому я никогда не нарушаю установленных сроков.

Что для вас в работе хуже всего и как вы справляетесь с этим?

Отсутствие регулярной зарплаты. Многие художники стараются иметь несколько источников дохода - продают футболки и эскизы, берут собственные комиссии и т. д. Но я не занимаюсь такими вещами. А ещё бывает трудновато бороться с желанием перекусить во время работы. Я стараюсь есть орехи, сухофрукты и чай, но иногда могу позволить себе и шоколадку Ritter Sport.

Какая самая приятная часть работы?

Рисование. Непрерывные часы творчества. Просмотр интересного фильма во время работы. Взгляд на завершённую страницу и понимание того, что ты попал в самую точку.

Есть ли у вас какие-либо советы для людей, интересующихся вашими услугами?

Да, они могут посетить мой сайт и отправить мне сообщение через контактную форму. Я работаю уже достаточно долго, поэтому обычно определяю, чего хочет клиент, ещё во время первой консультации. Вы будете удивлены, когда узнаете сколько людей хотело бы воспользоваться услугами художника, но считают, что это сложно, или что художники - очень творческие, и с ними трудно иметь дело.

Правда же в том, что мы - обычные люди, умеющие рисовать. Я хотел бы добавить, что большинство людей не имеет ни малейшего представления о том, как создаются наши работы и не могут понять, что таким образом мы зарабатываем на жизнь. Часто просят нарисовать что-то бесплатно, с фразами наподобие «Вы же любите рисовать» или «Вы же можете сделать это за выходные?». Таким клиентам я обычно предлагаю попросить своего адвоката или сантехника поработать бесплатно.

Сколько можно заработать?

Нет никакого стандарта. У меня есть расценки, которые я устанавливаю на основании своего опыта и списка предыдущих клиентов, но стартовой зарплаты нет как таковой. Художник, работающий на Marvel и DC, может заработать $100-$200 или больше за нарисованную карандашом страницу и около $75–150 за чернильную. Небольшие издательства, как правило, платят около половины от этих сумм.

Это лишь общие числа. Если вы можете рисовать одну-две страницы в день, то сможете зарабатывать 40000 - 50000 долларов в год (в США). У многих художников есть супруги, которые могут поддержать их старания, но, наверно, довольно трудно содержать семью только на одном искусстве. У меня нет детей, поэтому мне немного проще.

Как продвинуться вперёд в этой области?

О, это важный вопрос, не так ли? Но никто не знает на него ответа. Особенно в сфере комиксов. По прихоти редактора, нанимающего вас, маркетингового отдела, продающего ваши работы, общества (надеюсь), любящего и покупающего эти работы. Многие современные художники вошли в бизнес одновременно со мной и извлекли выгоду из спекулятивного рынка комиксов, прежде чем он потерпел крах, таким образом получив известность.

Самое важное в обучении рисованию комиксов - то, что это прекрасный учебный полигон практически для всех художественных дисциплин. А карьерный рост может в значительной степени зависеть от удачи. Я думаю, главное не сдаваться и не опускать руки.

Что ценят или, наоборот, недооценивают ваши заказчики?

Клиенты, как правило, переоценивают собственные художественные познания и недооценивают художника. Искусство действительно не очень ценится в нашей культуре, в отличие от, скажем, профессионального спорта. Все люди думают, что они умеют довольно неплохо рисовать и писать. Объяснить, в чём разница между работами профи и дилетанта, людям без художественного вкуса бывает трудновато. Но это, к сожалению, универсальная проблема всех иллюстраторов, дизайнеров и художников. Вряд ли она имеет какое-либо решение, кроме терпения с вашей стороны.

Что бы вы посоветовали желающим присоединиться к вашей профессии?

Отдавайте себе отчёт в том, что возможно, вам придется многим пожертвовать, чтобы стать высококлассным художником комиксов. Это не для всех желающих. Я бы посоветовал перспективным художникам начать свой комикс в сети и постараться заполучить аудиторию. Многие художники думают, что они могут прийти и сразу начать рисовать Человека-паука. Но это совсем не так. Это сфера ужасной конкуренции, в которой не всегда побеждает объективно сильнейший. Отправьте свои работы небольшим издателям, поработайте с ними и посмотрите, замечают ли вас более крупные компании. Как бы банально это ни звучало - никогда не сдавайтесь.

Несмотря на то что комикс-индустрия в России развивается очень быстро, оригинальных комиксов и авторов, создающих их, в нашей стране пока мало. А местных художников, которым удалось бы поработать в Европе и Америке, так и вовсе можно пересчитать по пальцам; неспроста появление сибирского художника Артёма Траханова в издательстве Image год назад стало таким событием. LAM нашёл ещё четверых художников, поработавших с западными комиксами, и расспросил их о творчестве.

Константин Новосадов

рисовал для издательства Image комикс
The Dream Merchant

«Специального художественного образования у меня нет, зато есть множество незаконченных разных: немного дизайна, немного ДПИ (декоративно-прикладное искусство) , кукольный театр и, наконец, режиссура анимации - на последнем факультете я задержался дольше всего. Так что я образован, скорее, в области экранных искусств. В студенчестве у меня было много амбиций и мало мозга.

мне хотелось сотворить шедевральный мультфильм, в котором всё целиком было бы моим. Сценарий, режиссура, работа художника, монтаж и так далее. Непосильная задача - ничего не вышло. После задумал большой комикс - не из особой любви именно к комиксам, но как логичный шаг, если кажется, что ты разбираешься в монтаже и строении кадра. Снова провал. Если необходимо зарабатывать на жильё и хлеб плюс учиться, на крупный авторский проект нет времени, сил, а после и желания.

Во время учёбы я попал в петербургское издательство «Азбука». Повезло, добрый редактор немедленно дал работу для серии детской фантастики. Это был классный опыт. У меня в то время не было даже собственного компьютера, так что работал я прямо в издательстве, в их чудесной детской редакции с горой детских книжек со всего мира и вкусной едой в холодильнике. Ночами. Утром прыгал в метро и ехал на другую работу, не творческую - продавцом-консультантом в книжный. Вечером 3–4 часа сна, и снова в редакцию. Неудивительно, что моё кинообразование очень быстро раньше времени закончилось. Успел оформить несколько книг, на которые сегодня, увы, без слёз смотреть невозможно, зато научился рисовать в Photoshop. В общем, то был мой самый первый опыт в иллюстрации.

Повторить можно Миньолу, но его эпигонов сразу видно, и опознаётся именно Миньола, а не тот, кто ему подражает


Российские комиксы - отдельная история. Уже много сказано о том, как сложно в России с этим делом. На мой взгляд, чтобы заниматься комиксами в России, необходимо не только владеть ремеслом, но быть немыслимым энтузиастом, настоящим маньяком. Ребята просто молодцы. Лично или виртуально почти ни с кем не знаком (у меня очень узкий круг общения) , выделю, например, Артёма Траханова - трудолюбивого и «барочного». Нравится его свободное рисование, - силуэт, пятно, его отпечатки пальцев. Но, кажется, он вкалывает только на западные издательства. Нравится, как работает Артём Бизяев - грамотная стилизация и постоянный, живой, творческий поиск. Он работал для Bubble - их комиксы вполне самого мирового качественного уровня, на мой взгляд, конечно.

Самый первый комикс, над которым я работал, был Finado - испанская левацкая история о том, как коммунисты сражались с заполонившими мир ордами зомби. Ввязался просто ради интереса, и было интересно. Потом фрилансерские будни - немного рисовал иллюстрации, какие-то обложки, персонажей. Для одного комикса делал цвет, и это мне не понравилось, так как раскрашивать чужой рисунок - стрёмно. Затем - The Dream Merchant для «Image». Нэйтан Эдмондсон случайно увидел моё портфолио в интернете, его привлёк стиль. Это такой слегка «ленивый» стиль, без тщательной прорисовки деталей, только простые формы - круги и прямоугольники.

Кадр из комикса The Dream Merchant


И Нэйтан, пожалуй, лучший автор из всех, с кем довелось работать, несмотря на некоторые «трудности перевода». Почти полная свобода действий. Почти любой мой каприз был в тему, это удивительно. Он просто даёт ключевые точки (и сам сценарий, конечно) , а я выпендриваюсь. По-моему, это прекрасный пример настоящего соавторства. Читал немного американской критики, многие тоже это заметили. Увы, до конца проекта я не дошёл, хотя сделал почти всё - стиль, персонажей, гамму и так далее, но над последними двумя выпусками работал другой художник. Банальный форс-мажор - разрубил руку топором (у нас тут в Сибири никто не выходит из дома без топора) и на полгода выбыл из строя, сейчас понемногу восстанавливаю способности.

Работать дальше над комиксами, специально строить карьеру в этой сфере я не планирую. Было несколько предложений, отказался по понятным причинам. На самом деле, комиксы - это, как говорят, «не моё». Тем более у нас столько по-настоящему желающих рисовать и издаваться, мне не хочется занимать чьё-то место. Больше привлекают иллюстрации в обычные книги и для отечественного издателя. Не нравится популярное нынче так называемое «демократическое» рисование, то есть совершенно одинаковые большеголовые пупсы в иллюстрациях даже к серьёзной классической литературе, или когда взрослый художник, видимо, рассчитывая быть «ближе и понятнее» ребёнку, творит хуже пятилетних малышей, или когда в надежде не задеть чувств не умеющих рисовать читателей работает намеренно примитивно. Понятно, что это не вина самих иллюстраторов, а издательская политика, но хочется уже другого. Есть планы, может быть, что-то сделаю, а может и нет, я не спешу».



Евгений Яковлев

нарисовал обложку и небольшую историю
для комикса Uncle Grandpa

«Рисованными историями я увлекся ещё в глубоком детстве. Первыми моими комиксами были «Бамси» и «Голиаф». Не могу сказать, что я их читал - я их рассматривал! Меня всегда больше интересовало то, как нарисована история, а уж потом буквы и смысл.

Моя карьера художника началась в 12 лет. Я рисовал карикатуры и забавных персонажей для еженедельных гороскопов в газеты Караганды и Алматы. Рисовал довольно редко, с периодичностью год через два. После окончания школы поменял много профессий. Работал на заводе, искал себя в музыке (пел в группах и организовывал концерты) , несколько лет был журналистом в Караганде и в Астане. Затем изучил графические программы, устроился дизайнером, а ещё через несколько лет стал дизайнером-верстальщиком. Пять лет назад решил вновь попробовать порисовать. Сначала просто складывал рисунки в папку, затем создал свою страницу на платформе Blogspot и принялся выкладывать картинки туда. Вот так, верстая газеты и журналы и рисуя только для себя, я провёл несколько лет.

В прошлом году выиграл сразу три гран-при: на фестивале Ligatura в Польше,
на «КомМиссии» и в ереванском
24 Hour Graphic Storytelling Marathon

Потом постепенно стал рисовать комиксы в сборники рисованных историй Казахстана и России. Сделал свой pdf-сборник рисованных историй RGB, который можно было скачать абсолютно бесплатно. Всего вышло в свет 6 номеров, в них приняли участие как начинающие художники, так и настоящие мэтры со всего мира. Больше всего я радовался, когда удалось уговорить поучаствовать Джейка Уайта, Патрицио Беттео и Тони Сандовала! Сейчас в связи с загруженностью и рождением дочки от создания RGB пришлось отказаться.

С того момента, как я решил вновь заняться рисованием, я много всего успел сделать. Два года назад небольшим тиражом в Санкт-Петербурге вышел сборник моих комиксов My First Book. В прошлом году выиграл сразу три гран-при: на фестивале Ligatura в Польше, на «КомМиссии» и в ереванском 24 Hour Graphic Storytelling Marathon. В этом году совместно с творческим дуэтом Live Bubbles выпустил два набора открыток с моими картинками. На сегодняшний день мои иллюстрации и комиксы публиковались в изданиях Америки, Швеции, Аргентины, Чехии, Польши, Болгарии, Украины, России и Казахстана.


Примерно четыре года назад со мной связался Артём Габрелянов и предложил рисовать в юмористический журнал комиксов Bubble историю про гениального продюсера «Барри Полюбасова». На тот момент я ничего не знал об этом журнале, но согласился, и не пожалел! Благодаря этому решению я быстро поверил и втянулся во фриланс и очень горжусь, что до сего дня сотрудничаю с комиксами Bubble и лично Артёмом. Мне очень нравится, что делает Bubble и что они растут не по дням, а по часам!

Сотрудничество с Boom!Studios началось в июне этого года, когда мне написали письмо с предложением рисовать комикс про Дядю Деда. Очень приятно, что мне дали возможность придумывать свои истории и что, пройдя многочисленные утверждения, они были напечатаны! На сегодняшний день было опубликовано две моих истории и одна обложка.

Также очень радуюсь, когда меня приглашают на фестивали с творческими встречами и мастер-классами. Мастер-классов было не так много и пока только на территории России и Казахстана. Главным в своих мастер-классах считаю не рассказы о том, как придумать и что нарисовать в комиксе, а то, что удаётся зажечь людей и доказать, что рисовать истории может каждый! Ну и, как показывает практика, жить фрилансом на постсоветском пространстве, рисуя комиксы и иллюстрации, даже самоучкам можно!»


Ярослав Астапеев

рисовал вместе с Артёмом Трахановым Undertow

«Меня зовут Ярослав, мне 19 лет, живу в городе Краснодаре, учусь на художественно-графическом факультете. Живу с родителями, поэтому не работаю нигде. Я рисую с раннего детства, и всё время почти только этим и занимался, можно сказать. Немного ходил в художественную школу, но там как-то совсем уж не заладилось, и нахождение там мне доставляло большие страдания. Так я её и не окончил. Но рисовать, конечно, никогда не переставал; а после окончания школы нужно было куда-то идти, и каким-то чудом я попал в университет, где третий год уже и нахожусь. Те знания, которые я получил на данный момент, уже сильно помогли в осмыслении творчества, хотя бы чисто в техническом смысле.

Комиксы - они как-то сами пришли. Знаете, сначала смотришь мультики, потом ты узнаёшь про комиксы, и уже они тебе нравятся, и ты их читаешь, а если умеешь рисовать, начинаешь что-то рисовать. Первый комикс, который я прочитал, был «Андрей Брюс, агент космофлота». Эта книжка сейчас уже довольно сильно потрепалась, поэтому ещё больше мне дорога. Если кто-то сможет найти её - обязательно пролистайте или приобретите. Ну а потом уже было всё, что издавало издательство «Комикс», комиксы Marvel.

Шансы поработать с каким-нибудь ещё западным комиксом, я думаю, есть.
Мне писали из какого-то издательства, но я пока на это сильно внимания не обращаю.

Комикс «Не место для героев» - мой первый полноценный и потенциально удачный проект, который дойдёт до читателя. Были у меня и другие попытки, но смотреть там уж точно не на что. «Не место для героев» - это, как мне кажется (и мне нравится, что мне так кажется), такой криминальный, грязный, смоляной экшен-детектив. Я очень надеюсь, что детектив. Там ещё люди в масках есть.

На страницы Undertow я попал довольно просто: Артём мне сказал «Эй, давай нарисуешь?», я говорю: «Ну, давай». Я и нарисовал. У меня на самом деле было довольно много времени на те несколько страниц, но я оставил всё на последние дни и работал экстремально быстро. Всегда так получается у меня. Работа хоть и была не длительной, но очень интересной и приятной. Мы буквально на бегу обсудили наше видение того, что мне нужно будет сделать, и мы друг друга очень хорошо поняли. Дальше он дал мне уже почти полную свободу и, кажется, был не разочарован. По крайней мере, так он говорит.

Вообще приятно было ненадолго погрузиться под воду и что-то там сделать (Действие Undertow разворачивается под водой. - Прим. ред.), потому что идеи и образы у меня были ещё до того, как он мне предложил это. Шансы поработать с каким-нибудь ещё западным комиксом, я думаю, есть. Мне писали из какого-то издательства, но я пока на это сильно внимания не обращаю, потому что основное время уходит на «Не место для героев», учёбу и лень. Но в будущем обязательно что-то такое будет.


Всё, что я рисую для комиксов, я делаю с помощью старенького планшета Wacom. Это сильно экономит время и материалы, это полезно, потому что времени на само рисование тратится довольно много. Вопрос времени очень актуален и в вопросе «Как настроить себя на работу?» Для меня это тоже большая проблема, и какую-то идеальную систему я пока для себя не выработал. Весь процесс от этого сильно страдает. Хорошо, что на качестве вроде не сильно отражается.

Комикс-индустрия в россии есть. Развивающаяся, наверное. Много сейчас переводят по лицензиям хороших книг. И собственного вроде тоже всё больше и больше. Не буду рассуждать о качестве, мне кажется, что просто мы не нашли ещё «то самое». Но скоро найдём, я думаю».


Андрей Аринушкин

живёт и работает во Франции

«Я родился в Белоруссии и рисовал с самого детства. В двенадцать лет начал делать огромную многофигурную картину, на которой был изображён въезд пленных рыцарей-крестоносцев в Новгород после Ледового побоища, этакий Суриков. Этот холст позволил мне поступить в Минское художественное училище, где я проучился 4 года. Потом я попал в армию, а по возвращении поступил в Белорусскую академию художеств на отделение графики. Я всегда мечтал заниматься книжной иллюстрацией.

В 1997 году я купил недельный тур в Париж для открытия новых горизонтов. К тому времени я сделал очень много книжных обложек для российских издательств, для фантастики и женских романов. В Париже я был невероятно удивлён гигантскими отделами комиксов в магазинах, был удивлён очень приятно, до этого я такого и представить себе не мог. За неделю пребывания в Париже я побывал в разных издательствах, в том числе в Casterman, где мне предложили проект - сделать комикс «Жар-птица». Там всего 30 страниц, но его я делал следующие два с половиной года.

Мой творческий процесс описать немного сложно. Сначала идёт картинка в голове - яркая, на сто процентов, в процессе же работы картинка видоизменяется не в лучшую сторону, теряется довольно сильно. Так что вниманию публики получается представить где-то 30–40 процентов от задуманного (что, впрочем, людям нравится и в таком виде) . Из материалов использую жидкую концентрированную акварель (либо иногда акрил) .

Что же до комиксов в России: сравните с Парижем. В одном только городе выходит около 45 новых, полновесных бан дэссине. Во всей России эта цифра не доходит до 10 книг в год - я имею в виду не перепечатку западных „Человеков-пауков“, а оригинальные комиксы».

Людей, создающих комиксов, в лицо знают немногие, хотя героев, созданных ими, видели все. Исключение составляют, пожалуй, писатели, такие как Алан Мур или Нил Гейман, - а вот художники, ответственные за визуальную составляющую графических новелл, практически всегда остаются в тени. Мы решили исправить эту досадную оплошность и познакомиться с художниками-комиксистами поближе, заглянув в их Instagram-блоги.

Уоррен Эллис

Суровый бородач Уоррен Эллис, автор «Трансметрополитена» и других известных комиксов, постит в своем блоге не только скетчи и рисунки, но и селфи, фотографии любимых сортов пива и книг, которые сейчас читает. Один из последних снимков Эллиса - обложка его новой книги Trees, которая выйдет в мае.

Кэмерон Стюарт

Стюарт - канадский художник, работавший с Эдом Брубэйкером над «Женщиной-кошкой», с Грантом Моррисоном над целой серией комиксов и с автором «Хеллбоя» Майком Миньолой над спин-оффом «Бюро паранормальных исследований и защиты» (B.P.R.D.). Как и большинство художников, в Инстаграме он публикует множество рисунков и обложек собственного авторства, но встречаются и фотографии самого Кэмерона Стюарта. Отдельного упоминания заслуживают портреты главных героев известных сериалов - «Шерлок», «Твин Пикс», «Настоящий детектив».

Крис Самни

Американский художник, который рисовал комиксы про Росомаху, Черную вдову, Капитана Америку, Карателя, Тора, Супермена, Стражей Галактики… Наверно, про каждого из существующих супергероев он хоть один выпуск да оформил. Среди последних достижений Самни - очередной перезапуск «Сорвиголовы», который писал Марк Уэйд. В его Инстаграме можно встретить пса-Карателя, животных-Х и много других чёрно-белых артов.

Джейсон Латур

На счету художника Джейсона Латура - визуальная часть комиксов Southern bastards, Scalped, «Росомаха», «Зимний солдат» (по этой истории Эда Брубэйкера снимали сиквел «Первого мстителя»), графическая версия «Джанго освобожденного» и вновь – «Бюро паранормальных исследований и защиты» Миньолы. В Инстаграме Латур пишет о себе: «Я делаю картинки. Как (фото)камера». Помимо иллюстраций из многочисленных работ, он выкладывает старинные фотографии из семейного архива, которые заслуживают отдельного внимания.

Митч Джерадс

Митч Джерадс рисовал The activity, Starborn, Soldier Zero, Planer of the apes и «Доктора кто», но последние месяцы его Инстаграм посвящен работе над «Карателем», текст для которого пишет Натан Эдмудсон.

Эндрю Робинсон

Эндрю Робинсон начал с обложек Starman и Hawkman, а недавно проиллюстрировал графическую новеллу Вивека Дж. Тивари The fifth Beatle, которая вышла в конце прошлого года. Историю про Брайана Эпстейна Робинсон рисовал не один, а, как в песне The Beatles, с небольшой помощью Кайла Бейкера. По комиксу уже запланирован фильм, а до его премьеры можно подглядеть арты из «Пятого битла» и другие иллюстрации в Инстаграме Робинсона.

Махмуд Асрар

Турецкий художник с австро-пакистанскими корнями, Асрар трудился над разными выпусками Atom, Supergirl и «Лиги Справедливости» для DC, а также «Молодыми Мстителями», Thunderbolts, She-Hulk и X-men для Marvel.

Дилан Тэгу

Британский художник, чей стиль считают продолжением британской традиции (Сидни Джордан, Дон Лоуренс, Брайан Болланд). Он не очень известен в США, хотя работал над несколькими выпусками «Судьи Дредда» и «Джоны Хекса», зато во Франции достаточно знаменит: там он сделал свой последний проект «Большой побег: Убежище» (написал Серж Леман). Судя по кадрам из его блога - это старая добрая научная фантастика, а учитывая состаренную бумагу, достаточно архаичную технику рисования и, конечно, фильтры Инстаграма, всё это выглядит как привет из «золотого века sci-fi».