Лекции по обществознанию для технологических дисциплин. Лекции по обществознанию

Рынок считается идеальной формой организации экономики. Однако, так же, как и демократия в политической сфере, рыночная экономика имеет ряд недостатков. Какие возникают в связи с этим проблемы и как они решаются современным обществом? Разберем эти вопросы в свете теории ЕГЭ по обществознанию 2017!

Когда гремит оружие, законы молчат. Это высказывание великого оратора Цицерона иллюстрирует ситуацию беззакония и насилия на войне. Какие нормы регулируют международные отношения сегодня и как это проверяется на ЕГЭ по обществознанию? Предлагаю поискать ответ вместе!

До экзамена остается несколько дней. Какую стратегию финальной подготовки к ЕГЭ по обществознанию выбрать? На чем сконцентрировать свое внимание? Несколько рекомендаций от эксперта ЕГЭ для Вас. Быстрая подготовка к ЕГЭ.

Совсем скоро Вас ждет не только ЕГЭ по обществознанию, но и по истории? Знаете ли Вы, что одним из наиболее значительных блоков проверяемых заданий на ЕГЭ по истории является Великая Отечественная война? Предлагаю авторский разбор ряда заданий на эту тему.

Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.

Право — завершающий и наиболее сложный блок кодификатора ЕГЭ по обществознанию. В тоже время, его изучение позволит Вам повторить все иные общественные отношения, и социально-экономические, и политические сквозь призму регулирующих их правовых норм.

Мы переходим к блоку «Социальные отношения» кодификатора ЕГЭ по обществознанию. Это вводное занятие, тема которого «Социальные группы. Социальная стратификация и мобильность». Разберем основы социологии.

Разберем те понятия и теоретические положения, без которых в дальнейшем будет сложно усвоить всю тему. Экономика считается наиболее сложным блоком ЕГЭ по обществознанию.

«Да здравствует император Константин и жена его Конституция»! Кричали солдаты-декабристы в 1825 году. Они не знали, что Конституция — это основной закон страны… слово какое «иностранческое…». При подготовке к ЕГЭ по обществознанию Конституция РФ — тоже основной закон!

«Деньги обладают способностью размножаться» — говорил Бенджамин Франклин. С помощью каких экономических институтов они это делают? После разбора темы «Деньги» определим основные термины и структуры, связанные с темой денег и финансовых институтов.

Тема познание в ЕГЭ по обществознанию является одной из самой сложных. Формы и виды познания, понятие истины и ее критерии, виды истины — часто проверяемые элементы в тестах ЕГЭ. П. Коэлью утверждает: «Хочешь познать что-нибудь – погрузись в это с головой». Давайте погрузимся во внутренние процессы нашего головного мозга, поймем, как он мыслит и применим наши знания на ЕГЭ.

Вы столкнулись с необходимостью определить для себя термин культура? Это очень сложное понятие, связанное с любым проявлением творческой деятельности человека. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию абитуриенту предстоит запомнить виды, формы и разновидности культуры, изучить ее разнообразные проявления: материальную и духовную, правовую культуру и культуру потребления. Таким образом, культура в ЕГЭ — важнейший блок, приступим к его изучению.

Раздел№1 «ОБЩЕСТВО»

Тема1. Общество как сложная и динамичная система.

Цели и задачи:

  1. Понятие общества.
  2. Общество и природа.
  3. Основные сферы жизни общества.

1. Общество – это обосблившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Понятие общества употребляется в различных словосочетаниях: первобытное общество, российское общество.

Все многообразные связи, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

1). Производственные отношения складываются в процессе производства и распределения, материальных благ.

2). Политические отношения возникают в процессе управления обществом и борьбы за власть.

3). Брачносемейные отношения связаны с рождением и воспитанием детей.

4). Межнациональные отношения – отношения между людьми разных наций.

5). Социальные – отношения между разными социальными группами.

Эти разновидности общественных отношенийне могут существовать изолированнымидруг от друга.

Структура общества.

1) Производство материальных и духовных благ.

2) Социальные общности – группы людей, объединенных на основе каких-либо общих признаков.

3) Политические организации(партии) – главное место занимает государство.

4) Институты общества.

2. Общество и природа.

Общество и природа не могут существовать изолировано.Человек является частью биосферы. (земное обладает земным). Человек выделился из мира животных два миллиона лет назад, и сорок тысяч лет назад появился человек современного типа.

Поначалу человек зависел от природы, считался с ее законами (брал у природы еду, жилища, научился добывать огонь). С увеличением людей, уменьшалось количество животных.

Основой организации и источникомвласти в первобытном обществе стал род. В начале семья была полигамной по женской линии (матриархат), на смену пришел патриархат (родство по мужской линии). Экономика первобытного общества основывалась на общественной собственности и равном распределении продукции. Человек начинает приручать диких животных и выращивать съедобные растения, так происходит переход.Человек стал меньше зависеть от природы.

С развитием научно-технической революции воздействие человека на природу увеличилось. Появились новые источники загрязнения природы.

Природа в настоящее время не смеряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями с которыми человек пока справится не в силах. Появляются неизлечимые болезни.

В XX веке люди задумались о спасении природы. Стали строить очистные сооружения при заводах и фабриках, создали безотходные и энергосберегающие технологии, построили предприятия по переработке бытовых отходов. Созданы заповедники, где люди не могут уничтожать животных. Исчезающие виды редких животных заносятся в Красную книгу и охраняются государством. В 1948 году создан международный союз охраны природы. В 1963 году всемирный фонд дикой природы. В 1991 году принят закон «Об охране окружающей природной среды».

3.Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.

1. Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения общества.

2. Социальная включает в себя разнообразные отношения между различными группами общества. В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых в основу каких-либо признаков:

По уровню доходов,

По возрасту,

По профессии,

По политическим взглядам.

3. Человек является членом одного или нескольких видов общности.Политические сфера связана с понятием власти.

Власть – это способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. О сновным элементом политической сферы выступает государство.

4. Духовная сферавключает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Составляющей духовной сферы выступает культура.

Культура – совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования.

Перечисленные сферы общества находятся в тесной взаимосвязи.

  1. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?
  2. Какова структура общества?
  3. В чём состоит взаимосвязь человека и природы?
  4. Какие сферы общества вам известны? Опишите их.

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.1, 1.2, 1.3. (конспект)

Тема2: Развитие общества.

Цели и задачи:

  • выяснить классификацию основных социальных институтов, пути и формы развития общества;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Важнейшие институты общества

2. Пути и формы развития общества

3. Эволюция и революция

1. В обществознании под институтом общества понимают совокупность норм, правил поведения в определённой сфере жизнедеятельности человека.

Выделяют 4 института общества

  1. Институт семьи – это первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Отношение любви и взаимопомощи позволяют людям выживать в тех случаях, в которых животные выжить не в состоянии.
  2. Политический институт – это общественный институт, в который входят правовые нормы, обычаи, традиции, и тд. То есть те правила, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами. Политические организации занимаются осуществлением власти и управления общества. Общим управлением является государство. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм).
  3. Экономический институт – это институт, связанный с материальными благами, средствами к существованию. Производство возникло при возникновении первых орудий труда. Сначала орудия были примитивны, но и с ними люди отлично решали проблему средств к существованию. Со временем орудия труда и машины улучшались, становилось легче жить и удовлетворить материальные потребности других людей.
  4. Духовный институт – это институт, связанный с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачи знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Составляющие это наука и образование. Это 2 позиции, которые осмысливают возникновение всего живого на земле.

2. Развитие общества – это сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества.

1.Структурные изменяя касающиеся структур различных социальных образований (Например, семьи любой другой общности, общество в целом).

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы (Отношения солидарности, напряжённости конфликта, равноправия и подчинённости и т.д.).

3. Функциональные социальные изменения, касающиеся различных социальных систем (в соответствии с конституцией РФ 1993 г. Произошли изменения в функциях законодательной и исполнительной власти).

4. Мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменение вида неизбежно влекут за собой изменение других видов.

3. Однако, процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на земле отличаются в своём развитие друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитие одних преобладали постепенные изменения, а в развитие других они носили характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция – это постепенные медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественное состояние. Эволюция жизни на земле – наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в различных формах жизни.

Революция – это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку и существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и оперяющиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывает кратковременным и долговременным. К первым относятся социальные революции – коренные и качественные изменения всей общественной жизни. Такими были буржуазии революции в Англии и Франции. Долговременные революции имеют наибольшее значение, затрагивают процесс развития различных народов.

Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счёт привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей землевладения. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического процесса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. Интенсивный путь развития, напротив предполагает поиск нового, которое активно используется на практике.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявились в жизни отдельных народов, всего человечества?
  2. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.5. (конспект)

Тема3: Культура и цивилизация

Цели и задачи:

  • Определить соотношение культуры и цивилизации;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Понятие «культура»

2. Понятие «цивилизация»

3. Классификации цивилизаций

4. Связь культуры и цивилизации

1. понятие культура очень многозначно. В науке нет единого определения культуры. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков. Истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult -. Отметим некоторые из значений

cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

cultor – воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:

возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.

Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

2. Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

3. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Цивилизации разделяются по:1) господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;2) принципу естественно-географической среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;3) религиозному принципу.Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.

Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований.Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях.В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.Различия между техногенной и традиционной цивилизациями произошли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.

4. Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах. В связи с тем что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п. Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Например, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Инд

Раздел№1 «ОБЩЕСТВО»

Тема. Общество как сложная и динамичная система.

Цели и задачи:

  • выяснить структуру общества, систему общественных отношений и основные сферы общества;
  1. Понятие общества.
  2. Общество и природа.
  3. Основные сферы жизни общества.

1. Общество – это обосблившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Понятие общества употребляется в различных словосочетаниях: первобытное общество, российское общество.

Все многообразные связи, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

1). Производственные отношения складываются в процессе производства и распределения, материальных благ.

2). Политические отношения возникают в процессе управления обществом и борьбы за власть.

3). Брачносемейные отношения связаны с рождением и воспитанием детей.

4). Межнациональные отношения – отношения между людьми разных наций.

5). Социальные – отношения между разными социальными группами.

Эти разновидности общественных отношенийне могут существовать изолированнымидруг от друга.

Структура общества.

1) Производство материальных и духовных благ.

2) Социальные общности – группы людей, объединенных на основе каких-либо общих признаков.

3) Политические организации(партии) – главное место занимает государство.

4) Институты общества

2. Общество и природа.

Общество и природа не могут существовать изолировано.Человек является частью биосферы. (земное обладает земным). Человек выделился из мира животных два миллиона лет назад, и сорок тысяч лет назад появился человек современного типа.

Поначалу человек зависел от природы, считался с ее законами (брал у природы еду, жилища, научился добывать огонь). С увеличением людей, уменьшалось количество животных.

Основой организации и источникомвласти в первобытном обществе стал род. В начале семья была полигамной по женской линии (матриархат), на смену пришел патриархат (родство по мужской линии). Экономика первобытного общества основывалась на общественной собственности и равном распределении продукции. Человек начинает приручать диких животных и выращивать съедобные растения, так происходит переход.Человек стал меньше зависеть от природы.

С развитием научно-технической революции воздействие человека на природу увеличилось. Появились новые источники загрязнения природы.

Природа в настоящее время не смеряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями с которыми человек пока справится не в силах. Появляются неизлечимые болезни.

В XX веке люди задумались о спасении природы. Стали строить очистные сооружения при заводах и фабриках, создали безотходные и энергосберегающие технологии, построили предприятия по переработке бытовых отходов. Созданы заповедники, где люди не могут уничтожать животных. Исчезающие виды редких животных заносятся в Красную книгу и охраняются государством. В 1948 году создан международный союз охраны природы. В 1963 году всемирный фонд дикой природы. В 1991 году принят закон «Об охране окружающей природной среды».

3.Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.

1. Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения общества.

2. Социальная включает в себя разнообразные отношения между различными группами общества. В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых в основу каких-либо признаков:

По уровню доходов,

По возрасту,

По профессии,

По политическим взглядам.

3. Человек является членом одного или нескольких видов общности.Политические сфера связана с понятием власти.

Власть – это способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. О сновным элементом политической сферы выступает государство.

4. Духовная сферавключает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Составляющей духовной сферы выступает культура.

Культура – совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования.

Перечисленные сферы общества находятся в тесной взаимосвязи.

  1. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?
  2. Какова структура общества?
  3. В чём состоит взаимосвязь человека и природы?
  4. Какие сферы общества вам известны? Опишите их.

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.1, 1.2, 1.3. (конспект)

Тема: Развитие общества.

Цели и задачи:

  • выяснить классификацию основных социальных институтов, пути и формы развития общества;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Важнейшие институты общества

2. Пути и формы развития общества

3. Эволюция и революция

1. В обществознании под институтом общества понимают совокупность норм, правил поведения в определённой сфере жизнедеятельности человека.

Выделяют 4 института общества

  1. Институт семьи – это первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Отношение любви и взаимопомощи позволяют людям выживать в тех случаях, в которых животные выжить не в состоянии.
  2. Политический институт – это общественный институт, в который входят правовые нормы, обычаи, традиции, и тд. То есть те правила, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами. Политические организации занимаются осуществлением власти и управления общества. Общим управлением является государство. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм).
  3. Экономический институт – это институт, связанный с материальными благами, средствами к существованию. Производство возникло при возникновении первых орудий труда. Сначала орудия были примитивны, но и с ними люди отлично решали проблему средств к существованию. Со временем орудия труда и машины улучшались, становилось легче жить и удовлетворить материальные потребности других людей.
  4. Духовный институт – это институт, связанный с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачи знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Составляющие это наука и образование. Это 2 позиции, которые осмысливают возникновение всего живого на земле.

2. Развитие общества – это сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества.

1.Структурные изменяя касающиеся структур различных социальных образований (Например, семьи любой другой общности, общество в целом).

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы (Отношения солидарности, напряжённости конфликта, равноправия и подчинённости и т.д.).

3. Функциональные социальные изменения, касающиеся различных социальных систем (в соответствии с конституцией РФ 1993 г. Произошли изменения в функциях законодательной и исполнительной власти).

4. Мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменение вида неизбежно влекут за собой изменение других видов.

3. Однако, процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на земле отличаются в своём развитие друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитие одних преобладали постепенные изменения, а в развитие других они носили характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция – это постепенные медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественное состояние. Эволюция жизни на земле – наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в различных формах жизни.

Революция – это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку и существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и оперяющиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывает кратковременным и долговременным. К первым относятся социальные революции – коренные и качественные изменения всей общественной жизни. Такими были буржуазии революции в Англии и Франции. Долговременные революции имеют наибольшее значение, затрагивают процесс развития различных народов.

Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счёт привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей землевладения. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического процесса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. Интенсивный путь развития, напротив предполагает поиск нового, которое активно используется на практике.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявились в жизни отдельных народов, всего человечества?
  2. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §1.5. (конспект)

Тема: Культура и цивилизация

Цели и задачи:

  • Определить соотношение культуры и цивилизации;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Понятие «культура»

2. Понятие «цивилизация»

3. Классификации цивилизаций

4. Связь культуры и цивилизации

1. понятие культура очень многозначно. В науке нет единого определения культуры. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков. Истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult -. Отметим некоторые из значений

cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

cultor – воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:

возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.

Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

2. Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

3. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Цивилизации разделяются по:1) господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;2) принципу естественно-географической среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;3) религиозному принципу.Э. Тоффлер выделяет …