Что включает в себе понятие социальная услуга. Тема: Понятие и виды социального обслуживания. Изменения в моде

Социальная услуга - это любое мероприятие или выгода, которая может быть предложена другой стороне, которая почти невідсутня и не приводит к овладению чем-то. В начале XXI в. в США на сферу услуг приходилось 73 % рабочих мест, в Германии - 41 %, в Италии - 35 %. Одним из основных феноменов современной экономики является гигантский рост сферы социальных услуг. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, превратили США в страну с первой в мире экономикой услуг. Часть сферы услуг в структуре ВВП в США на 2003 г. составляет 80 %, далее идут страны Западной Европы по показателям 67-71 %. В развитых странах мира значительное количество работников (более 60 %, в США 75 % заняты в сфере услуг, в Украине - менее 30 % в начале XXI в.).

Действия в организациях осуществляются в соответствии с бизнес-принципами и концепциями или государственным управлением в качестве важного донора и поставщика социальных услуг, основанного на концепции нового публичного управления. Требование об измерении эффективности также имеет решающее значение для профессионализма компании. Благодаря внедрению рыночных, конкурентных элементов, в социальной сфере, а также в конкурентной борьбе с компаниями и между компаниями. Контрольные показатели между организациями стали реальностью.

Параллельно с этим было реализовано сокращение государственного финансирования, а также приватизация услуг в результате аутсорсинга предоставляемых государством социальных услуг. Центральное изменение - это режим финансирования, в котором контракты на обслуживание заменяют существующие субсидии и субсидии. Основой для этого финансирования являются контракты с неправительственными организациями, которые включают четко определенные услуги, включая качество. Кроме того, финансовые обязательства принимаются в краткосрочной перспективе, а это означает, что неопределенность планирования сохраняется или, скорее, усиливается из-за сложных условий.

Спрос и предложение в условиях рыночной экономики - два наиболее развитых элементы рынка. Спрос - это то, что хотят люди - одежду, жилье, книга, продовольственный товар, а на рынке эти продукты - ответ на ожидаемый спрос.

Решающими и для спроса и для предложения являются экономические и социальные факторы. Это объясняется постоянными особенностями формирования производственных и социальных отношений в сфере производства и обращения.

Потребность в альтернативных ресурсах третьих сторон и добровольная деятельность, особенно для разработки дополнительных предложений, а также новых проектов становятся все более необходимыми. Это ясно показывает, как изменились параметры предоставления социальных услуг за последние десятилетия, и было введено экономическое мышление.

Локализация социальной экономики 1 Определение социальной экономики Социальная экономика может рассматриваться в разных аспектах; в зависимости от дисциплины, в центре внимания находятся разные перспективы. В этой статье обсуждение концепции происходит из экономической, прежде всего с экономической точки зрения.

Если для рыночного спроса определяющими экономическими факторами базовый уровень развития потребностей и удовлетворение их, уровень доходов, принципы их распределения и структура цен, то предложение наиболее чутко реагирует на снижение издержек производства.

Товары в системе маркетинга должны иметь родовой признак или торговую марку, например:

Согласно экономическому подходу, «предприятие социальной экономики» - это компания, в которой профессиональные социальные услуги создаются профессионально и, следовательно, ценятся в денежной форме. Поэтому социальная экономика должна определяться как целое социально-экономических предприятий.

Бауэр проводит различие между социальными службами и социальными службами, последние - конкретными предложениями социальных служб. Согласно Труксшицу, социальные услуги могут определяться как те, которые направлены на лиц или группы лиц общества и служат для психосоциального улучшения жизненного положения этих лиц. Если социальные услуги финансируются государством, они также могут улучшить социально-экономическое положение людей. Они включают услуги по консультированию, лечению, уходу и уходу, а также услуги по активизации, трудоустройству и квалификации, где важную роль играют социально поддерживающие аспекты.

o обозначение - через Дизайн, символ, название, которые обеспечивают комплекс идентификации и распознавания продукта;

o сорт - качество товара обозначается с помощью букв или цифр;

o родовой признак - обозначение продукта через его род или тип;

o торговая марка дома - используется для всех видов товаров, которые распространяются через его специализированные магазины.

С экономической точки зрения социальная работа должна пониматься как социальная служба и является одним из многочисленных услуг, предлагаемых социальной экономикой. Некоторые из них характеризуются производством социальных услуг. Поскольку социальные услуги не являются репрезентативными, они не могут быть сохранены, но сразу же будут уничтожены; Производство и потребление совпадают. Цель социальных услуг - это изменение поведения.

Социальные услуги могут предоставляться различными группами заинтересованных сторон; профессиональное и организованное предложение обеспечивается социальной экономикой. Организации социальной экономики выполняют социально-экономическую цель достижения индивидуального и коллективного благосостояния. Для определения социальной экономики решающим является социальная цель деятельности и компаний, которые относятся к этой области.

Таблица 1.2. Факторы формирования спроса и предложения

Объективные

Субъективные

Экономические

Социальные

Демографические

Психолого-традиционные

Эстетические

Природно - климатические

К ним относятся поставщики бесплатного социального обеспечения, а также государственные и коммерческие провайдеры. В рамках этого вклада концепция социальной экономики ограничивается компаниями социального обслуживания, а это означает, что группы самопомощи или участие гражданского общества не учитываются. Однако из соображений стоимости части производства услуг также могут создаваться в связи с работой добровольцев. Экономическая интерпретация «рационального принципа» называется экономическим принципом.

Шелберг помещает отдельных участников на рынок социальных услуг в центре и определяет социальную экономику как сотрудничество центральных субъектов на социальном рынке. В последнее время развиваются как рынок, так и довольно государственная организация биржи, а также различные формы несущих.

Спрос

Базовый уровень развития производства, действительных потребностей и удовлетворения их. Средний уровень денежных доходов населения. Структура и уровень оптовых и розничных рыночных цен. Уровень цен родственных товаров и товаров-заменителей. Принцип распределения доходов

Уровень развития массовой культуры, духовных ценностей. Социальная структура общества. Образовательный ценз населения. Распространенный способ жизни

Экономическую деятельность организаций можно разделить на три сектора. В зависимости от того, как определяется социальная экономика, каждый получает различную интерпретацию и местоположение этих. В германоязычных дискуссиях социальные службы часто включаются во все три сектора, поэтому включены поставщики социального обеспечения, а также общественные и коммерческие поставщики социальных услуг. Если бы социальная экономика рассматривалась как подсегмент некоммерческого сектора, предложения государства и частного сектора в контексте производства благосостояния не принимались во внимание.

Емкость рынка, обусловлена количеством населения.

Размеры и состав средней семьи. Поло-возрастной состав населения. Соотношение городского и сельского населения.

Предпочтения и вкусы потребителя. Поведение

продавца и отношения, что сложились между

ним и потребителем. Местные традиции и принципы воспитания. Сила и особенность религиозного влияния на

Однако социальная экономика и некоммерческий сектор не приравниваются к этой статье, поскольку последняя также включает в себя, например, деятельность в области здравоохранения, культуры, образования и гражданского общества. Некоммерческий сектор часто называют третьим сектором. Однако более подробное обсуждение предмета не рассматривается более подробно ниже.

Между организациями в трех секторах существуют параллели и различия. В отличие от организаций с прибылью в других секторах экономики, вопросы измерения эффективности и успеха, а также внешние отношения с клиентами и заинтересованными сторонами в социальной экономике различны. Экономическая эффективность всегда должна быть сбалансирована с эффективностью и эффективностью в организациях социального сектора. С одной стороны, в области индивидуального социально-экономического предпринимательства субъект обеспокоен тем, что, содержание службы, т.е. техническая сторона.

повседневная

потребление.

Соответствие

моде. Привлекательность внешних качеств товара, рекламы, форм продажи.

Климат. Количество осадков, средние и экстремальные температуры. Рельеф и местоположение. Флора и фауна.

Предложение

Уровень технологического совершенства производства (механизация, автоматизация, компьютеризация процессов).

С другой стороны, вопрос о том, каким образом, другими словами, степень, в которой предоставление услуг может быть реализовано с точки зрения экономии ресурсов с точки зрения управления бизнесом. Поскольку компании, которые сейчас выгодны в социальном секторе, конкурируют как конкуренты, возникает вопрос о связанных с этим проблемах и, что не менее важно, о последствиях, которые они имеют для изменений во всем секторе и социальных услугах.

В зависимости от привычки можно выделить три группы стран. К ним относятся Италия, Кипр, Дания, Финляндия, Люксембург, Швеция, Латвия, Мальта, Польша, Великобритания, Болгария и Исландия. К ним относятся Германия, Австрия, Чешская Республика, Венгрия, Эстония, Литва, Словения, Словакия, Нидерланды, Румыния и Хорватия.

  • К ним относятся Франция, Испания, Португалия, Бельгия, Ирландия и Греция.
  • Во Франции и Испании социальная экономика легально закреплена.
  • Страны со средним уровнем принятия.
  • Страны с низким профилем и приемлемостью.
Аналогичным образом, правовые и организационные формы различаются в социальной экономике в отдельных странах.

Удешевление и

замена компонентов (факторов)

производства.

Организационно - инфраструктурное

обеспечение сферы обращения, государственное стимулирование рыночной конкуренции, перемещение капиталов

Профессионально-квалификационный состав рабочей силы. Общественная престижность предприятия. Размеры и активность класса предпринимателей, их экономическая самостоятельность. Уровень культуры и специального образования участников производства

По мнению Еврокомиссии, социальная экономика позиционирует себя как полюс некоммерческой деятельности между ориентированным на прибыль сектором и государственным сектором. Чтобы подчеркнуть экономическое значение, делается различие между экономической и несекторальной частью социальной экономики с отношениями между ними.

Это создание рабочих мест, создание социальных услуг и, таким образом, создание благосостояния и социальной сплоченности. Отдельные особенности социальной экономики. 1 Комплексная целевая система Как показано на рисунке 1, общественные экономические организации преследуют три основные цели, которые также делают их централизованно отличными от организаций в других секторах экономики.

Масштабы и характер вовлечения в производство и высвобождение рабочей силы. Распределение трудоспособного населения по территории

Изменение предпочтений и вкусов потребителя. Местные традиции и принципы воспитания. Особенности религиозного влияния на повседневное потребление

Изменения в моде.

Развитие промышленного дизайна

Социально-экономические организации создают и предлагают профессиональные социальные услуги в различных областях. Профессиональные услуги обеспечивают личную и социальную целостность людей и тем самым вносят значительный вклад в социальную стабильность и социальную сплоченность, а также в включение. Социально-экономические организации принимают сторону своих клиентов против общественных и политических институтов, если они сами не могут в достаточной мере отстаивать свои интересы.

Помимо профессионального производства услуг, социальная экономика также выполняет важные социальные и политические функции. Реализация этих функций предъявляет высокие требования к управлению организациями социальной экономики. Цели социально-экономических организаций должны соответствовать иногда противоречивым требованиям по сравнению с компаниями в других секторах. Сбалансировать эти противоречия часто очень сложно. Различные системные логики, которые уравновешивают различные ожидания заинтересованных сторон, предъявляют большие требования к руководству.

Климат. Рельеф и местоположение. Флора и фауна

Услуги - это действия, направленные непосредственно на потребителя (услуги в мире составляют 50 % объема потребительских товаров, 15 % - товаров длительного пользования, 35 % - краткосрочного). Согласно прогнозам, рост сферы услуг в экономике страны должно быть большим, причиной этого является большая доля сырьевого сектора цен на нефть. Более быстрый рост сферы услуг может быть связано с новыми видами деятельности и новыми инвестиционными возможностями. Особенно сегодня развивающиеся рынки информационных и телекоммуникационных услуг, медицинских, интеллектуальных, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей иностранных торговых марок, индустрия развлечений.

Это справедливо и для организаций социальной экономики. Они более требовательны, чем продажа социальных услуг. В системе рыночной экономики предпочтение отдается «свободной игре рыночных сил» с учетом государственных условий. На рынке встречаются спрос и предложение, балансирование происходит путем ценообразования. Как показано на рисунке 2, потребители социальных услуг обычно не те, кто оплачивает услугу. Если в этом контексте обсуждаются рыночные решения или конкуренция, то зачастую речь идет о так называемых «квазирынке».

Это политически выраженные рыночные структуры, в рамках которых финансирование в значительной степени является общественным. Государство играет здесь особую роль. Это происходит в качестве регулятора, оно может происходить как на стороне поставщиков, так и на стороне спроса.

Отрасли сферы социальных услуг чрезвычайно разнообразны:

o государственный сектор с судами, биржами, больницами, военными службами, почтой, органами регулирования и школами;

o частный некоммерческий сектор с музеями, церковью, колледжами, фондами и больницами;

o часть коммерческого сектора с авиакомпаниями, компьютерным обслуживанием, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частными больницами, кінофірмами, фирмами по ремонту сантехнического обслуживания и фирмами недвижимости.

Приватизация ранее публично предлагаемых услуг. В некоторых случаях государственный сектор изменил отношение к поставщикам социальных услуг. В тех случаях, когда государственный сектор финансировал веб-сайт провайдера, произошли некоторые изменения в механизмах финансирования.

Чтобы укрепить позиции клиентов на рынке, они получают деньги или ваучеры из государства вместо натурального. Предоставление финансовых ресурсов предназначено для того, чтобы они могли появляться на рынке социальных услуг как потребители с высокой оплатой. Все эти действия государства направлены на повышение конкуренции, снижение цен, повышение осведомленности клиентов и повышение качества среди предлагаемых организаций. Влияние рыночной ориентации на организации социального сектора, в частности на качество услуг, а также на клиентов, пока еще не изучено.

Следует назвать ряд характеристик социальной услуги .

1. Неуловимость:

o повышение и представления сертификатов и оценок качества услуг, предоставляемых экспертами;

o акцентирование внимания на пользу, связанной с услугой;

o создание для своей услуги марочной названия;

o привлечение к пропаганде услуги известной личности.

2. Неотделимость от источника (человека или машины), так как товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника. Для преодоления данного ограничения существует несколько подходов:

o работа с наиболее многочисленными группами клиентов;

o увеличение производительности работы;

o предложения относительно большего количества услуг.

3. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от поставщиков, а также от времени и места их предоставления для обеспечения высокого и стабильного качества фирма может использовать следующие методы:

o изъятие средств на подготовку действительно профессиональных специалистов-маркетологов;

o контроль степени удовлетворенности клиентуры.

4. Несохранность: услугу невозможно сохранить.

Для достижения согласованности между спросом и предложением используются следующие подходы:

o установление дифференцированных цен;

o активизация спроса;

o предложение дополнительных услуг;

o введение систем предварительных мероприятий;

o привлечение служащих в периоды максимального спроса;

o определение особый распорядок работ в период пиковой загрузки;

o стимулирование выполнения большого числа работ самими клиентами;

o увеличение существующих мощностей с целью дальнейшего расширения предоставления услуг (расширение торговой площади гипермаркета).

Социальные услуги следует классифицировать по разным признакам:

1. Являются источником услуги люди или машины. Если среди услуг, источником которых является люди то необходимо наличие:

o профессионалов;

o квалифицированных специалистов;

o декваліфікованої рабочей силы.

2. Среди услуг, источником которых является машины, требуется:

o автоматов;

o такси, кинотеатров;

o самолетов, компьютеров.

3. Обязательное присутствие клиента в момент оказания ему услуги.

4. Мотивы приобретения услуги клиентом.

5. Мотивы поставки услуг и формы предоставления услуг.

По мере обострения конкуренции возрастает роль и значение маркетинга социальных услуг.

Конкурентность в концепции маркетинга социальных услуг означает:

1. Качество - технический уровень товаров и их полезность для потребителя.

2. Суммарные затраты потребителя - цены и затраты на его эксплуатацию в период срока службы.

3. Потребительские свойства - удовлетворенность функциональными, социальными, эргономическими, эстетическими, экономическими и другими требованиями.

Критерии оценки рыночной увитыми товар в:

1. Рыночные: потребности в изделии, перспективы развития рынка, степень конкурентоспособности товара.

2. Товарные: технические характеристики, упаковка, цена.

3. Сбытовые: дополнения к ассортименту, реализация, реклама.

4. Производственные: оборудование и персонал предприятия, сырьевые ресурсы, инженерно-технические условия.

Стимулирование сбыта - это процесс информирования потребителя о конкретном продукте и убеждение в необходимости его покупки.

Следует выделить макроэкономическую модель кругооборота ресурсов, товаров и доходов в рыночной экономике, которые влияют на маркетинг социальных услуг.

Различают:

1. Личные социальные услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека в получении образования, здравоохранения, культурно-бытовом обслуживании.

2. Коллективные и общественные потребности (охрана общественного порядка, оборона, управление обществом, в т. ч. народным хозяйством).

По расходам - выделяют социальные услуги материальные и нематериальные (чистые услуги).

первых относятся социальные услуги, если на производство затрачивается труд с доведением до потребителей созданных в процессе производства материальных благ (услуги в сфере обращения, распределения и потребления таких благ), а также услуги транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и др.

д ругих (чистых) социальных услуг - услуги работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, охраны общественного порядка и др.

Часть социальных услуг из бытового обслуживания относят к сфере материального (ремонтные работы), остальные к сфере нематериального производства.

В развитых странах мира существует значительный удельный вес инженерно-консалтинговых услуг, :

o предпроектные (технико-экономическое обоснование в случае создания новых объектов, предварительное исследование их целесообразности);

o проектные (составление проектов, схем, рабочих чертежей);

o послепроектные (подготовка контрактов, торговли);

Комплекс таких услуг и сфера деятельности, в которой они предоставляются, - называется инжинирингом.

Рост роли социальных услуг обусловило появление нового объекта собственности (наряду со средствами производства, рабочей силой, результатами научных исследований в форме патентов, лицензий, информации).

Сфера социальных услуг - это совокупность отраслей и видов общественного труда, в которых производят потребительские стоимости в виде полезного эффекта (неотъемлемого от конкретной трудовой деятельности) с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

К социальным услугам относят торговлю (оптовую и розничную), транспорт, связь, деятельность банков и других финансово-кредитных институтов, образование, науку, здравоохранение, обслуживание недвижимости, юридические услуги, деятельность государственного аппарата (гражданского и военного) на всех уровнях, деятельность учреждений отдыха, развлечений, ремонтные и религиозные услуги.

Рис. 1.4.

В Украине маркетинг социальных услуг охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения, розничную торговлю, общественное питание.

Важными чертами этой сферы являются:

1. Нематеріально-вещественный характер деятельности, не связанный с изменением и преобразованием форм материи и сил природы.

2. Неотделимость процессов производства и потребления услуг.

3. Невозможность накопления, хранения и транспортировки большинства из них.

4. Функциональное назначение значительного количества услуг для воспроизведения духовных и интеллектуальных свойств рабочей силы, ее организаторских и творческих способностей.

Введение

Заключение

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Нотариусы не являются исключением, на них в полной мере распространяется законодательство о государственном социальном обеспечении.

В современной теории права социального обеспечения нередко подчеркивается возрастание роли социально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительных отношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договоры признаются источниками не только трудового права, но и права социального обеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулирования стороны трудового договора своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплата лекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формировании социальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам.

Облик права социального обеспечения характеризуется единством публичных и частных начал правового регулирования. Последние особо ярко проявляются в договорных режимах регулирования социального страхования и социального обслуживания, расширении круга субъектов (обязательные государственные социально-страховые фонды, работодатели, индивидуальные предприниматели, частные медицинские учреждения и частные социальные службы и др.), а равно получателей социальных выплат и услуг.

Следует упомянуть о существенном усложнении системы правового регулирования социального обеспечения, а именно: специализации и обособлении отдельных составляющих правовых режимов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения, что иллюстрируется принятыми на рубеже веков рамочными законами. Более того, государство должно обеспечить оптимальное, согласованное функционирование государственных и негосударственных форм социального обеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования отрасли права социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливало юридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственными структурами, действующими в сфере социального обеспечения.

Цель работы – рассмотреть понятие и виды социального обслуживания

1. Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения

Правоотношения по социальной помощи населению обычно опосредуют систему государственной социальной защиты населения, финансируемой за счет общей бюджетной системы. Ее цель состоит в обеспечении гарантированного прожиточного минимума различным группам населения при условии проверки их материального положения. Образно говоря, эта система - своего рода "спасательный круг" для лиц, неспособных своим трудом обеспечить себя средствами к существованию. Речь идет о государственной системе защиты от нужды и бедности и социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (одиночество, инвалидность, сиротство, отсутствие постоянного места жительства и др.). Социальная помощь носит всегда адресный характер. К социальной помощи по своему содержанию примыкают и системы социального обслуживания населения. В литературе подчеркивается сходство, родство правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальному обслуживанию исходя из их общей целевой направленности - защита населения от социальных рисков и асоциализации. Очевидны и отличительные характеристики этих правоотношений. Е.Н. Доброхотова считает, что рассматриваемые правоотношения характеризуются различными основаниями возникновения, объемом предоставляемых социальных услуг, временными интервалами существования. Если социальная помощь обеспечивает гарантии минимального уровня жизни, предоставляется каждому, чей доход ниже установленного минимума, то социальное обслуживание направлено на обеспечение качества жизни, гарантируя полноту и всесторонность социального обеспечения. Социальная помощь решает кратковременные задачи социального обеспечения нуждающегося, как правило, путем предоставления материальных социальных благ (так называемая пассивная социальная политика). Она носит компенсационный характер, в то время как социальное обслуживание предполагает устранение, минимизацию последствий трудной жизненной ситуации долговременного характера. Социальное обслуживание включает "пакет социальных услуг", обеспечивающих не только компенсацию последствий затруднений в жизнедеятельности, но и социальной реабилитации (активная социальная политика) .

Не возражая против особенностей рассматриваемых видов правоотношений, мы полагаем, что они составляют родственную группу правоотношений по защите лиц от последствий реализации социальных рисков, объективно нарушающих жизнедеятельность лица, преодолеть которые он не может самостоятельно. Трудная жизненная ситуация охватывает широкий перечень случаев: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бедность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п. Таким образом, социальная помощь как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи не только материальной необеспеченности, но и предоставления довольно широкого спектра нематериальных социальных благ (социальная адаптация и реабилитация), обеспечивающих преодоление трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в приемную семью, организация досуга пенсионеров, восстановление психологического статуса лиц, пострадавших от насилия в семье, и т.д.). Речь идет о системе мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности лица. Иными словами, в правоотношениях по социальной помощи и социальному обслуживанию обеспечивается не только компенсация последствий ограничения жизнедеятельности, но и восстановление (реабилитация) утраченных возможностей к самообеспечению либо адаптация к новым условиям жизни (профессиональное переобучение инвалидов и безработных и др.). По действующему законодательству государство гарантирует право на социальную помощь и социальное обслуживание всем гражданам при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Объемы социальной помощи и обслуживания в каждом конкретном случае индивидуализируются с учетом характера трудной жизненной ситуации, уровня материальной обеспеченности лица, потребностей в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Социальная помощь всегда носит безвозмездный характер, а социальное обслуживание предоставляется как на безвозмездной основе, так и на основании оплаты социальных услуг (полностью или частичной). Здесь следует отметить, что в настоящее время в теории российского права социального обеспечения отрицается социально-обеспечительный характер правоотношений по социальному обслуживанию с полной его оплатой клиентом независимо от того, что социальные услуги предоставлялись в том числе и государственными, муниципальными социальными службами. В этом случае ряд ученых названные услуги не признают в качестве социальных и правовое регулирование отношений по предоставлению таких услуг не включают в предмет отрасли права социального обеспечения . Мы же придерживаемся иного подхода, утверждая, что форма оплаты не может предопределять правовую природу и целевую направленность социальной услуги как предмета социально-обеспечительных отношений.

Адресный характер социальной помощи и социального обслуживания диктует и уровень правового регулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений. Социальная помощь и социальное обслуживание по своей природе являются местными (как правило, муниципальными): член общества получает социальную поддержку в той среде, где он постоянно проживает, где реально можно определить уровень его материальной обеспеченности, потребности в иных видах социальной помощи. Именно по муниципальному принципу строятся социальная помощь и обслуживание в скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия). В действующем российском законодательстве довольно четко прослеживается тенденция передачи полномочий в этой сфере с федерального уровня на региональный и отчасти местный. Отдельные виды социальной помощи остаются федеральными по уровню правового регулирования и финансируются за счет федерального бюджета (например, ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, единовременные денежные пособия беженцам и вынужденным переселенцам). Субъекты РФ устанавливают размер социальной помощи в зависимости от финансовых возможностей бюджета. Более того, законодательством субъектов РФ о социальной помощи нередко предусматриваются правовые механизмы сотрудничества государственных, муниципальных органов и общественных организаций в этой сфере. Имеется в виду формирование специальных комиссий из представителей перечисленных субъектов при назначении тех или иных видов социальной помощи, рассмотрении споров.

Социальная помощь и социальное обслуживание, исторически имеющие в первооснове общественное призрение, предполагают единство, взаимодействие государственных и негосударственных систем социальной поддержки членов общества. В дореволюционной России право бедного на призрение рассматривалось именно в таком ключе. В современных западных моделях социальной помощи и социального обслуживания также прослеживается тенденция при сохранении ведущей роли государства широкого привлечения негосударственных структур (общественных объединений, частных лиц) к решению проблем социальной защиты населения. Помимо государственных социальных служб в зарубежных странах активно действуют добровольные некоммерческие социальные службы, фонды, организации, объединенные на религиозной основе (католические, протестантские и др.), на профессиональной основе. Например, в Великобритании это ассоциации учителей учебных заведений, которые решают задачи социального корпоративного обслуживания, во Франции - автономные организации шахтеров, профессиональных военных и др., в США и Швейцарии - общинное социальное обеспечение нуждающихся. В этой части использование для России рассматриваемого зарубежного опыта организации смешанной системы социальной помощи и социального обслуживания, по мнению М.О. Буяновой, является делом не столь отдаленной перспективы . Еще раз подчеркнем, что, названные отношения с участием негосударственных структур (организаций) должны включаться в предмет отрасли права социального обеспечения.

Законодатель в зависимости от состояния бюджетной системы может изменять природу и характер социально-обеспечительных правоотношений. Например, такая ситуация имела место применительно к отношениям по выплате ежемесячного пособия на ребенка. В настоящее время оно выплачивается за счет бюджетных средств в порядке социальной поддержки (помощи) семьям с детьми. Однако в первоначальной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие выплачивалось на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащихся - до 18 лет независимо от материального положения семьи. Названные пособия назначались в порядке государственного социального обеспечения, когда государство компенсировало всем гражданам социально значимые расходы, связанные с содержанием и воспитанием детей. Позднее в связи с дефицитом бюджетных средств в 1998 г. были внесены изменения в рассматриваемый Закон. Ежемесячное пособие стало назначаться по принципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Право на пособие имели лишь семьи со среднедушевым доходом, не превышающем величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. Закон на федеральном уровне устанавливал минимальный размер этого пособия, предоставив субъектам РФ право расширить круг получателей пособия за счет семей с более высоким среднедушевым доходом, но только за счет средств бюджета субъекта РФ. Новый подход государства к выплате ежемесячного пособия на ребенка выразился в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и соответствующих изменениях в Законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Названное пособие устанавливается и выплачивается на региональном уровне за счет средств бюджета субъекта РФ. Им предоставлено право устанавливать основания назначения пособия, его размер и порядок выплаты. В этой ситуации рассматриваемое пособие может выплачиваться в рамках правоотношений как по государственному социальному обеспечению всем лицам, постоянно проживающим в данном регионе, так и по государственной социальной помощи семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте РФ. Последний вариант выбрали практически все субъекты РФ.

Зеркально противоположная ситуация складывается с правоотношениями по предоставлению набора социальных услуг. Они регламентируются законодательством по предоставлению государственной социальной помощи в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот"). Между тем, набор социальных услуг предоставляется без учета уровня материальной обеспеченности его получателя и без оценки трудной жизненной ситуации. Названные отношения имеют иную правовую природу, являясь отношениями по государственному социальному обеспечению за счет средств бюджета субъекта РФ и Пенсионного фонда РФ.

Основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию является сложный фактический состав, который содержит:

1) нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица;

2) заявление лица о предоставлении социальной помощи и социального обслуживания;

3) решение компетентного органа социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи, обслуживания.

В практике развитых стран сложились два подхода к определению и оценке бедности как основания социальной защиты . Первый подход основывается на определении минимальных потребностей, которые необходимо удовлетворить для сохранения жизни. Это так называемая потребительская корзина жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении. Второй подход исходит из предположения, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежат не только основные физиологические потребности в продуктах, жилище, но и социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества.

По первому пути пошли ряд бывших стран социалистического лагеря и Российская Федерация. На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина этого минимума включает стоимость потребительской корзины и расходы по обязательным платежам и сборам . По Федеральному закону от 27 октября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" эта корзина включала в натуральных показателях продукты питания, непродовольственные товары и услуги (жилье, водоснабжение, газоснабжение, транспортные услуги и др.). В настоящее время стоимость потребительской корзины определяется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 2006 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и соответствующими законами субъектов РФ по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). При этом в потребительскую корзину дополнительно включены услуги культуры. Пока объем их весьма незначителен, но свидетельствует о тенденции обращения ко второму подходу определения бедности с учетом не только физиологических, но и социальных потребностей членов общества.

Таким образом, бедность (нуждаемость) как юридический факт, основание возникновения правоотношения по социальной помощи должна базироваться на соотношении всех доходов лица с прожиточным минимумом, установленным в нормативном порядке на федеральном и региональном уровнях. С принятием известного Федерального закона N 122-ФЗ полномочия по оказанию государственной социальной помощи населению были переданы на уровень субъектов РФ. Многие из них приняли региональные законы о прожиточном минимуме в субъекте РФ и законы о социальной помощи нуждающимся (малообеспеченным) жителям региона.

Государственная социальная помощь предоставляется гражданам, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. При исчислении доходов лица учитываются все доходы, полученные им в денежной, натуральной формах, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ . Порядок определения среднедушевого дохода регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи" .

Подобное решение проблемы мы находим в законодательстве о социальной помощи стран Восточной Европы. Так, в Польше действует Закон о социальной помощи населению (1990 г.), согласно которому размер минимальной пенсии по старости стал критерием бедности. Доход ниже этой границы дает право на социальные пособия и услуги. Аналогичный закон был принят в Болгарии (1991 г.), но, что интересно, по закону лица, обращающиеся за социальной помощью, не должны иметь сберегательных вкладов, долей участия, ценных бумаг на сумму, превышающую социальный минимум в трехкратном размере, а для пенсионеров и инвалидов - в шестикратном. При обращении за помощью в местные органы социальной защиты декларируется наличие сбережений, движимого и недвижимого имущества, свободной жилой площади. Помощь оказывается в адресном порядке только тем, кто по состоянию здоровья, а также семейным и другим обстоятельствам не в состоянии сам удовлетворить свои потребности . Более поздний Закон о социальной помощи, принятый в Болгарии 7 мая 1998 г. включает дополнительные жесткие условия: обеспечиваемый имеет единственное жилье, не имеет недвижимости, которая может быть сдана внаем, не имеет относительно больших сбережений. Болгарский закон 2002 г. о семейных пособиях связывает право на ежемесячные пособия на детей до 18 лет с уровнем дохода на члена семьи.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (1999 г.) малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами признаются лица, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Юридическое значение имеет и причина нуждаемости. Она должна быть объективной и подлежит проверке, равно как и размер среднедушевого дохода, при назначении лицу социальной помощи. В законах субъектов РФ нередко называются уважительные причины отсутствия доходов у лица от трудовой или иной деятельности: необходимость ухода за малолетними детьми, членами семьи, нуждающимися в постороннем уходе; нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.). Таким образом нуждаемость (малообеспеченность) определяется с учетом трех критериев в совокупности: 1) прожиточного минимума в субъекте РФ; 2) всех доходов и имущества лица и 3) причин нуждаемости, не зависящих от лица.

В развитых странах в большинстве своем используется компромиссный вариант двух названных подходов к определению бедности (нуждаемости): прожиточного и социального минимумов с учетом социально-экономических условий и национальных традиций. Так, с середины 60-х гг. многие страны Европейского союза принимают законодательство по определению минимального гарантированного дохода (Бельгия, Великобритания, ФРГ, Франция и др.). Программы по обеспечению минимального гарантированного дохода (ОМД) ориентированы на базовые потребности беднейших слоев общества, они финансируются за счет государственного бюджета, налоговых поступлений. В соответствии с рекомендациями ЕС эти программы заполняют пробел между доходами, получаемыми семьями или индивидуумом за счет оплаты труда и других социальных пособий, и гарантированным государством минимумом. Например, в Германии и Люксембурге программы ОМД используются как дополнение к пенсиям и пособиям по безработице. Предоставление помощи по программе ОМД связано с мерами по социальной интеграции, включающими обучение и занятость. Большинство программ предусматривает, что получатели должны быть готовы к работе и обучению, активно искать работу. В Великобритании и Ирландии эти условия необходимы для получения соответственно пособия для лиц, ищущих работу, и помощи безработным. Целью рассматриваемых программ является не только выплата денежных пособий, но и помощь людям экономически и социально интегрироваться в общество . В США основным критерием бедности является уровень доходов малообеспеченной семьи. Она имеет право на получение социальной помощи по определенной федеральной программе (дотаций на жилье, помощи нуждающимся семьям с детьми и т.д.). Социальные услуги в названных социальных программах составляют две трети расходов на ее реализацию, а остальные приходятся на денежные выплаты . Об этом уже упоминалось. В 1996 г. в США был принят Закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства, по которому трудоспособные граждане, получающие какие-либо виды государственной социальной помощи, обязаны работать или проходить профессиональное переобучение, подготовку .

Другим фактическим основанием возникновения правоотношений по социальной помощи может служить необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми, которые вызваны трудной жизненной ситуацией, оценочное понятие которой применяется в Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.) и раскрывается путем перечисления основных признаков такой ситуации и открытого перечня случаев. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т.д.). Этот перечень может быть конкретизирован на уровне социального законодательства субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. При этом в законах субъектов РФ нередко в понятие "адресная социальная помощь" включается система мер социальной поддержки не только малоимущих граждан, но и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно в определение трудной жизненной ситуации включается и малообеспеченность лица наряду с иными обстоятельствами. Это еще один аргумент в пользу "родственности", общего характера правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальному обслуживанию.

Так же как и социально-страховые правоотношения, правоотношения по социальной помощи не возникают автоматически, необходимо волеизъявление лица и решение службы социальной защиты. То, что волеизъявление лица является важным юридическим фактом, подтверждается и содержанием законов. По Федеральному закону "О государственной социальной помощи" (1999 г.) социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина органами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания лица. Решение должно быть принято органами социальной защиты населения в 10-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки нуждаемости лица - в 30-дневный срок. На основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) оказание социальных услуг осуществляется при условии добровольного согласия гражданина, а помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится только при наличии личного письменного заявления (ст. 9).

Наряду с правовым принципом добровольности предоставления социального обслуживания действует и принцип его адресности. Поэтому органы социальной защиты населения должны принимать конкретное решение в отношении каждого обратившегося лица после проверки его нуждаемости или обстоятельств, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, в которой оказался гражданин. В принципе оказание социальной помощи не зависит от того, виновен ли нуждающийся в своем бедственном положении, выплачивал ли он ранее налоги в бюджет, с тем чтобы затем просить помощи из средств бюджета. Между тем, Закон "О государственной социальной помощи" (1999 г.) содержит, как указывалось, критерий "нуждаемости лиц по независящим от них причинам" (ст. 7). Это означает, что орган социальной защиты населения вправе отказать в социальной помощи трудоспособным лицам, не желающим интегрироваться в общество. В этой части наш законодатель обращается к положительному зарубежному опыту.

В ряде зарубежных стран право на получение гарантированного минимального дохода в системах социальной защиты связывают еще с одним юридическим фактом - договором социальной службы и трудоспособного лица о его социальной и профессиональной реинтеграции. Так, во Франции с такими лицами подписываются муниципальными органами "интеграционные соглашения", где определяются персональные условия включения гражданина в общественно полезную деятельность, прохождения профессиональной подготовки и т.п. Финансируются интеграционные программы за счет специального фонда солидарности, т.е. специальных налогов, с 1994 г. Этот опыт с учетом национальных условий может быть шире использован в законотворческой практике РФ.

Кроме того, в зарубежной практике в недавнее время стали практиковаться специальные механизмы добровольного социального страхования по уходу за пожилыми людьми. ФРГ была первой страной, которая еще 10 лет назад оформила такой вид социального страхования. Урбанизация жизни, малые семьи объективно требуют дополнительных форм социальной защиты пожилых людей, которые не могут рассчитывать на поддержку со стороны семьи или какой-либо сети социальных служб. Иными словами, эти лица заранее заботятся о своей старости и надлежащем уходе, уплачивая на эти цели страховые взносы. Таким образом, система государственной социальной помощи дополняется системами добровольного социального страхования, где социальный риск продиктован необходимостью дополнительных социально значимых расходов на уход за пожилым лицом. В российской науке права социального обеспечения М.О. Буянова предлагает заимствовать зарубежный опыт и ввести у нас новый вид социального страхования - страхование социального обслуживания .

Субъектами правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой - социальные службы. Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанных судом недееспособными, представляют их законные представители (ст. 9 Закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании престарелых и инвалидов"). Таким образом, самостоятельное обращение за социальной помощью (социальная дееспособность) связано с возрастным критерием - достижением 14 лет - и волевым.

Другой стороной правоотношения выступают государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин. Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.)

Предприятия, организации всех организационно-правовых форм также вправе оказывать социальную, чаще материальную, помощь своим работникам, в том числе и бывшим - пенсионерам, как на основании коллективного договора, так и "по доброй воле" работодателя. В советский период многие предприятия, особенно крупные, имели довольно развернутую социальную инфраструктуру: детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории с медицинским обслуживанием и т.п. Глубокий экономический распад и обвальная приватизация привели к свертыванию этих структур, они в лучшем случае передавались на баланс местных органов исполнительной власти (муниципалитетов), но чаще закрывались, а помещения сдавались в аренду или продавались. Только подъем экономики создает условия работодателям возродить утраченную социальную инфраструктуру предприятий при содействии и стимулировании этого процесса со стороны государства.

Содержание правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию раскрывается через права и обязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать на определенный вид социальной помощи и обязанность социальной службы ее предоставить на основании закона или договора. На основании закона социальная помощь предоставляется государственными (муниципальными) социальными службами тем категориям лиц, которые прямо указаны в законе. Такая социальная помощь предоставляется бесплатно в объеме регионального стандарта (минимума) социальных услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.) бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно Закону РФ "О социальной защите инвалидов" (1995 г.) лицам, официально признанным инвалидами, гарантируется перечень реабилитационных услуг и социальных льгот на бесплатной основе в пределах федерального перечня реабилитационных мероприятий инвалидов.

Напротив, на договорных началах социальное обслуживание предоставляется за плату в двух случаях. Во-первых, любое социальное обслуживание в частных социальных службах является платным. Во-вторых, в государственных и муниципальных социальных службах на договорной платной основе обеспечивается социальное обслуживание двум категориям лиц: тем, чем среднедушевой доход превышает установленный региональный прожиточный минимум, и лицам, получающим социальные услуги сверх региональной базовой программы.

Платные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В этой части их социально-обеспечительный, публичный характер очевиден. Эти правоотношения являются по своей природе социально-обеспечительными, а не гражданско-правовыми. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Между тем, к этим услугам предъявляются требования к качеству в соответствии с региональными социальными стандартами. В законах субъектов РФ о социальном обслуживании населения довольно часто встречаются положения о том, что требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от формы собственности. Так, согласно Федеральному закону "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Таким образом, и в этом случае может идти речь о социально-обеспечительной природе рассматриваемых правоотношений.

Названный подход к содержанию рассматриваемых правоотношений не разделяется рядом авторов. Так, Е.Е. Мачульская, по сути, отрицает социально-обязательственный характер правоотношений по государственной социальной помощи. В частности, она пишет, что "если оказание социальной помощи производится адресно, то никакой обязанности по ее предоставлению на государственный орган не возлагается. Решение принимает территориальный или муниципальный орган социальной защиты по своему усмотрению после предварительной оценки уровня доходов и имущественного положения" . Здесь, допускается необоснованная подмену понятий: "процедурные правоотношения" смешиваются с "материальными правоотношениями" по социальной помощи. В рамках процедурных правоотношений вопрос действительно решается о предоставлении социальной помощи по усмотрению органа социальной защиты. Но после принятого решения органа социальной защиты материальное правоотношение по предоставлению такой помощи носит социально-алиментарный характер. Как указывалось, решение органа социальной защиты населения является необходимым юридическим фактом в фактическом составе - основании возникновения материального правоотношения по социальной помощи и обслуживанию.

Объектами правоотношений по социальной помощи и обслуживанию в соответствии с действующим законодательством выступают:

­ материальная помощь: 1) в виде денежных социальных пособий; 2) в натуральной форме (продукты питания, одежда, средства санитарии, гигиены, специальные технические средства реабилитации инвалидов и др.); 3) в виде социальных субсидий (жилищные субсидии и др.) и 4) в виде социальных компенсаций;

­ социальное обслуживание на дому и в стационарных социальных учреждениях;

­ реабилитационные услуги (медико-социальные, по профессиональной и психологической реабилитации и др.);

­ консультационная помощь (педагогико-психологическая, социально-правовая и др.);

­ социальные льготы (оплата коммунальных услуг, льготный проезд на транспорте и т.д.).

Перечень видов социальной помощи и социального обслуживания, обязательных на всей территории России, устанавливается федеральным законодателем. К ведению субъектов РФ относятся определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а равно перечня гарантированных государством услуг по социальному обслуживанию, разработка и реализация государственных региональных программ социальной помощи и социального обслуживания. До внесения изменений в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот") государственные стандарты социального обслуживания устанавливались на федеральном уровне Правительством РФ. В настоящее время это прерогатива субъектов РФ.

2. Понятие и виды социальных услуг

Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля 2009 г., 24 июля 2009 г.)

Социальные услуги в широком понимании - это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки от государства.

В числе иных нормативных актов, правовой основой социальных услуг является статья 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., которая гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Перечень набора социальных услуг приведен в ст. 6.2. В указанный перечень включены такие услуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" социальные услуги подразделяются на два вида:

Услуги, которые оказываются инвалидам и гражданам пожилого возраста на дому, т.е. в месте их фактического проживания;

Услуги, которые оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам в специализированных учреждениях.

Социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

Получатели социальных услуг - это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены существенные изменения в комментируемый закон. В частности, был добавлен новый вид государственной социальной помощи - набор социальных услуг.

Итак, набор социальных услуг включает в себя прежде всего оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе:

Обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача;

Обеспечение изделиями медицинского назначения по рецептам врача;

Обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний;

Обеспечение специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.

Также в набор социальных услуг входит обеспечение бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Согласно ст. 9, 10 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" распространяет свое действие и на правоотношения, регулируемые комментируемым законом, поскольку является общим законодательным актом по социальному обслуживанию населения в РФ, данный закон устанавливает конкретно виды социального обслуживания именно для граждан пожилого возраста и инвалидов. Именно в данном законодательном акте и можно найти определение содержания социальных услуг.

Например, в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", определено, что социальная услуга - это действие по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы, помощи, предусмотренной законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация определена также законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и представляет собой ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Конечно, применительно к правоотношениям по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, все основания и виды социальных услуг, предусмотренные в законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" не применяются. Во исполнение закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" было разработано и принято два государственных стандарта, это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.

Виды социальных услуг, которые касаются именно пожилых людей и инвалидов.

Раздел 4 ГОСТ Р 52143-2003 предусматривает следующие виды социальных услуг:

Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

Социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

Социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы:

В стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);

В полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);

В нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);

На дому;

В комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);

В иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг, учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы, они разрабатываются для инвалидов), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

Однако, есть некоторые расхождения в понимании и определении социальных услуг. Так, согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению, услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. в свою очередь социально-культурная услуга, представляет собой услугу по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

Заключение

В понимании законодателя (и в том содержании, которое вложено в материальную и социально-культурную услуги) социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее (смесь) материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Это было бы более верно с позиции установления общих стандартов в законодательстве. Однако следует заметить, что на законодательном уровне установлено одно положение и определение социальной услуги, а на уровне подзаконных актов действуют несколько иные определения, социальная услуга, если учитывать стандарты, как самостоятельный вид услуг вообще не существует, есть только материальные услуги и социально-культурные. А если посмотреть содержание социальных услуг, для пожилых граждан и инвалидов, то можно увидеть, что весь комплекс услуг состоит из тех же двух групп услуг материальных и социально-культурных.

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону и по договору). В последнем случае мы выделяем:

А. Правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которые характеризуются следующими признаками:

1) основанием их возникновения являются нуждаемость (бедность) и трудная жизненная ситуация, в которой находится лицо;

2) социальная помощь и обслуживание как объект правоотношения призваны обеспечить уровень жизни нуждающимся до определенного законом минимального уровня. Финансирование осуществляется за счет средств государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности участников - государственных и муниципальных социальных служб, с одной стороны, и физического лица - с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы обязаны предоставить социальную помощь и обслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которые отвечают следующим признакам:

1) субъектами названных отношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо от признака нуждаемости (бедности), с другой - не только государственные и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения выступают социальные услуги и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен быть ниже установленных государственных стандартов качества социального обслуживания, но предоставляются они на платной основе (полностью или частично). Установлен государственный контроль за деятельностью по предоставлению услуг частными социальными службами вплоть до лишения их лицензии;

3) взаимные права и обязанности сторон определяются договором на условиях частичной или полной оплаты предоставляемых социальных услуг.

Таким образом, правоотношение по социальной помощи и социальному обслуживанию - это социально-обязательственное отношение, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать от другой стороны - государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

Задача

Жена военнослужащего по призыву Трунова обратилась по месту своей работы за получением пособия на ребенка-инвалида в возрасте 5 лет. В назначении пособия ей было отказано.

На какие виды пособий и пенсий имеет право Трунова? В какой орган ей следует обратиться за их назначением?

Ответ. Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия "социальная поддержка" и "социальная защита" соотносятся как часть и целое.

При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида

24 сентября 2008 года Россия подписала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов". Резолюция содержит ряд статей, которые определяют основные принципы и обязательства стран по обеспечению прав инвалидов в различных сферах их жизнедеятельности

Ст.6.1. закона о государственной социальной помощи говорит,что Государственная политика в области социальной защиты инвалидов всех категорий в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. Несовершеннолетним лицам, то есть лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и имеющим расстройства функций организма и ограничение жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Лицо может быть признано инвалидом только на определенных условиях и в определенном порядке, а именно, в результате проведения медико-социальной экспертизы, которая осуществляется в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы - в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, в главных бюро медико-социальной экспертизы, в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, которые являются филиалами главных бюро.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Социальная пенсия является самостоятельным видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению инвалидов.

Социальная пенсия, в отличие от трудовой, назначается в следующих случаях.

1) Лицо является гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.

На иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительно распространяется условие об отсутствии ограничения на получение пенсии, которое закреплено законами (в частности, у лица должен иметься вид на жительство) и международными договорами РФ.

2) Лицо является нетрудоспособным.

Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Право получать государственную пенсию по инвалидности имеют лица, удовлетворяющие следующим специфическим условиям.

Чтобы получать государственную пенсию по инвалидности, лицо, отвечающее всем условиям, достаточным для ее назначения, должно обратиться с заявлением, к которому приложены все необходимые документы.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении государственной пенсии по инвалидности, зависит от категории, к которой в соответствии с Законом относится обратившийся за указанной пенсией.

Литература

Нормативно-правовой акт

1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2006 г. N 195-ФЗ; от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ;от 01.03.2008 г. N 18-ФЗ; от 14.07.2008 г. N 110-ФЗ;от 22.12.2008 г. N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ)

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

3. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

Учебная

4. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

5. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.

6. Мелвин П. Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N 10. С. 101-107.

7. Ершова И.Б. Цели и приоритеты социальной политики в период реформирования экономики восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995. N 1. С. 100-103; Ершова И.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах //Там же. 1997. N 2..

8. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

9. Ткаченко А.А. Система социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99; Чубарова Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз и проблемы социальной защиты населения стран-участниц // Там же. 2000. N 3.

10. Самойлова Р.М. Проблемы бедности в США // Труд за рубежом. 1995. N 1.

11. Шлихтер А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Там же. 2004. N 3. С. 45-65..

12. Буянова М.О. Экономические гарантии права граждан на социальное обслуживание. Некоторые вопросы методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. М., 2004.

13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.

Тихомирова Л.В., М.Ю. Тихомиров. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 1997, - с. 239 Однако многие виды социального обеспечении предоставляются человеку как члену общества без всякой...