Технические характеристики су 37. F22 против Су37. Их сравнение

Одним из самых знаменитых российских самолётов по-прежнему остаётся Су-37. В какой-то момент он даже получил прозвище «Терминатор» – такого грозного имени не заработал ни один отечественный летательный аппарат.

Прошло уже почти двадцать лет с момента гибели самолёта – но ещё жива память о нём, как о лучшем в мире истребителе и с этого пьедестала его не смогли сместить ни , ни более поздние машины. Кто-то считает его символом утраченных надежд, а для кого-то Су-37 в первую очередь удачный опытный образец, давший дорогу современным истребителям.

История создания

С середины 80-х в советской военной авиации начал эксплуатироваться новый . Пока лётчики осваивали машину, конструкторы уже работали над её дальнейшим совершенствованием.

Во второй половине десятилетия в воздух поднялись , бомбардировщик Су-34, и усовершенствованный истребитель Су-27М, позже сменивший обозначение на «Су-35».

Первые опытные самолёты перестраивались из серийных экземпляров Су-27, и только восьмой экземпляр стал первым Су-35, построенным «с чистого листа».

Особенная роль выпала одиннадцатому самолёту (четвёртому в предсерийной партии). Истребитель с заводским обозначением Т-10М-11 и бортовым номером 711 отправился на достройку в Москву.

После установки на него новых двигателей и оборудования он и стал уникальным «Терминатором» с индексом Су-37.

Описание конструкции

Истребитель Су-37 конструктивно близок непосредственному предку – Су-27. В основном это касается планера, унаследованного от Су-27М. Самолёт является статически неустойчивым. Говоря очень упрощённо – за высокую маневренность и лучшую аэродинамику такие летательные аппараты платят невозможностью самостоятельно «удерживать курс». До появления электродистанционных систем управления такие самолёты практически не строились – настолько тяжёлыми в управлении они получались.

Одно из главнейших отличий «тридцать седьмого» – двигатели АЛ-31ФП.

От базовых моторов их отличали управляемые гидроцилиндрами сопла, позволяющие изменять в вертикальной плоскости вектор тяги. Причём изменялось отклонение сопел автоматически.

Получил «Терминатор» и новую систему управления–цифровую с четырёхкратным дублированием (трёхкратно – по боковым каналам). Автоматизированы были не только отклоняемые сопла, но и все органы управления. Автоматически ограничивались перегрузки, мог Су-37 и «самостоятельно» выйти из штопора. В кокпите традиционная ручка управления сменилась установленным справа джойстиком, а тяга двигателя теперь изменялась многоходовыми кнопками – «кнюппелями».


Ещё одним новшеством в кабине стали четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея, заменившие большую часть обычных приборов и монохромные ЭЛТ-мониторы.

В носу самолёта установили новую РЛС с фазированной антенной решёткой, способную сопровождать до 20 воздушных целей на дальностях до 170 км. РЛС заднего обзора, находящаяся в контейнере между двигателями, обнаруживала цели на дистанциях до 70 км. Помимо этого, в комплекс бортовой электроники Су-37 входили лазерный дальномер и тепловизор.

Вооружение самолёта осталось в основном прежним – справа от кабины, в наплыве крыла, устанавливалась пушка ГШ-30-1.

А вот вариантов ракетного вооружения, по сравнению с изначальным Су-27, стало больше. Теперь ударные возможности истребителя не ограничивались неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами – Су-37 мог эффективно применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», вплоть до противокорабельных.

ТТХ и летные данные в сравнении с аналогами

Напрашивается сравнение Су-37 со знаменитым американским истребителем F-22 Raptor. В качестве другого аналога выступит принятый на вооружение ВКС России . Он необходим, чтобы оценить, так ли много российская авиация потеряла, отказавшись от «Терминатора».


Надо уточнить, что нынешний Су-35 – не тот самолёт, из которого вырос Су-37. Это гораздо более глубокая модернизация базовой платформы, а прежнему «тридцать пятому» сейчас возвращено наименование Су-27М. Приведём их основные технические характеристики.

Су-37 F-22 Су-35
Длина, м. 22 19 22
Размах крыла, м. 14,6 13,5 14,7
Взлётный вес, т. 25 29 25
Максимальный вес, т. 34 38 34
Максимальная скорость, М 2,35 2 2,35
Боевой радиус, км 800 760 -
Потолок, км 18 20 18
Встроенное вооружение 30мм пушка, 150 выстрелов 20мм пушка, 480 выстрелов 30мм пушка, 150 выстрелов

Необходимо заметить, что приведённые данные о скорости самолётов касаются предельной скорости на высоте. По наибольшей скорости у земли Су-37 даже несколько уступал «Раптору». Пушка, установленная на американском истребителе, имеет меньший калибр, но для поражения бронетехники она и не предназначается, а при атаке самолётов меньшая мощность снарядов может компенсироваться темпом стрельбы и большим боезапасом.


Если судить по цифрам, то Су-35 почти не отличается от «Терминатора». Но в таблицу не вошли такие данные, как применение на «тридцать пятом» новых двигателей с увеличенной тягой, большим моторесурсом и изменяемым всеракурсно (не только в одной плоскости) вектором тяги. Установлена на Су-35 и новая РЛС с увеличенным вдвое радиусом действия.

Эксплуатация

В первый полёт «Терминатор» отправился весной 1996 года, ведомый лётчиком-испытателем Евгением Фроловым. И той же весной он был официально представлен публике. С 1996 года начались и разъезды Су-37 по авиационным выставкам, где «тридцать седьмой» неизменно становился «гвоздём программы», поражая воображение уникальной маневренностью.

Чтобы представить масштаб интереса к истребителю, достаточно такого факта: получить разрешение на демонстрацию Су-37 в Ле-Бурже удалось не сразу.

Иностранные делегации предпочли задержать отъезд, но дождаться прибытия российского самолёта.

На самолёте Евгений Фролов впервые продемонстрировал фигура пилотажа, первоначально названную «кульбит» – мёртвую петлю малого радиуса, выполняемую на малой скорости. Впоследствии фигуре присвоили маловразумительное название «Чакра Фролова». Заслуга лётчика достойна памяти, но откуда взялась «чакра» – остаётся загадкой.


В последующие годы Су-37 продолжал выступать на авиасалонах во всех уголках планеты. Средства массовой информации не скупились на дифирамбы. Истребителю предсказывали блестящее будущее и огромные объёмы продаж. А зимой 2002 года самолёт с бортовым номером 711 разбился под Москвой. Лётчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.

Министерство обороны тогда сообщило, что аварию потерпел Су-35. После оглашения информации о бортовом номере разбившегося самолёта это выглядело, как отчаянная попытка скрыть утерю единственного «Терминатора».

Позже появились разъяснения: на Су-37 тогда заменили выработавшие ресурс двигатели штатными для Су-35 АЛ-31Ф (как будто только двигатели делали его уникальным).

Во время манёвра с высокими перегрузками у самолёта отвалилась часть оперения – вероятно, сказалась накопившаяся за шесть лет тяжёлой эксплуатации усталость конструкции. Так и окончилась история звезды авиасалонов.

След в истории

Самолёт Су-37 просуществовал не так долго, но оставил крайне яркий след в умах. И до сих пор мало кто задаётся вопросом – а что, собственно, это за самолёт? Опередивший своё время суперистребитель – или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и неприспособленный для повседневной эксплуатации? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальные маневренные качества, на нём впервые были продемонстрированы новые манёвры.


Но по сей день остаётся спорным вопрос о реальной пользе впечатляющих пилотажных фигур, выполненных на Су-37. «Терминатор» неизменно привлекал внимание на выставках –но на его закупку, вопреки радужным прогнозам, никто не решился.

Бесспорно то, что на «тридцать седьмом» впервые обкатали двигатели с изменяемым вектором тяги. На современных Су-35 сейчас устанавливаются именно такие.

Эксплуатация «Терминатора» показала, что истребителю с УВТ для достижения необходимых маневренных характеристик не требуется утяжеляющее планер переднее горизонтальное оперение – нынешние не имеют ПГО.

Значит, в качестве экспериментального образца «тридцать седьмой» был успешен и позволил накопить опыт, необходимый для работы над серийными истребителями. Показательно и то, что не предпринималось никаких попыток построить второй экземпляр Су-37.

Почему же «летающую лабораторию» рекламировали, как готовый к серийному производству самолёт? Вероятно, разгадка в том, что России в те годы было жизненно необходимо продемонстрировать, что её авиационная промышленность в состоянии создавать по-настоящему передовую технику. А когда новейшие достижения демонстрирует боевой самолёт, близкий по конструкции к серийному – это впечатляет сильнее, чем опытный образец, явно не имеющий другого применения.

Видео

Су-37, кодификация NATO — Flanker-F, сверхманевренный многофункциональный истребитель четвертого поколения. Функционал его заключается в обстреле целей, находящихся на земле и в завоевании главенства в воздухе. Основой самолета является Су-27М, первый экземпляр появился в 1993 году, в варианте Т-10М/Су-27М. Первый раз в варианте Су-37, с управлением вектором тяги поднялся в воздух в 1996 году. При одном из испытательных самолетов разбился единственный летный экземпляр. На этом самолете не было управления вектором тяги, установлены обычные двигатели и поэтому он являлся опытным Су-27М/Т-10М. Но после этого программа истребителя была упразднена. Демонстрация Су-37 происходила за рубежом и на авиасалоне МАКС (с 1997 по 2002 год).

1. Фотографии

2. Видео

3. Основные отличия от Су-27М

  • главное – это двигатели с управляемым вектором тяги, что дало широкие возможности в маневрировании;
  • в кабине летчика находятся один широкоугольный индикатор на лобовом стекле и четыре цветных многофункциональных крупноформатных жидкокристаллических;
  • ряд доработок систем управления истребителем;
  • улучшенная оптико-электронная прицельная система, оснащенная тепловизором, совмещённым с лазерным дальномером-целеуказателем.

Конструкция планера, в основном такая же, как и у Су-27, но в производстве Су-37 и Су-27М композиты использовались еще интенсивнее, а также применялись алюминиево-литиевые сплавы. У крыла возросла относительная толщина, из-за чего повысился объем топливных баков.

В процессе летных испытаний истребитель показал свои широкие возможности по маневренности. Также самолет стал первопроходцем в следующих маневрах, связанные с выходом на околонулевые скорости и сверхбольшие углы атаки:

  • «Кобра» с углами атаки в 150 — 180 градусов;
  • «Колокол»;
  • переворот с одновременным снижением до 300 — 400 м;
  • поворот на вертикальной оси;
  • круговой разворот в плоскости симметрии, «Чакра Фролова»;
  • боевой разворот меньше, чем за 10 секунд (на форсаже).

Су-37 тогда показал, что он в отличие от своих противников, в условиях ближнего воздушного боя способен сделать разворот «на месте».

4. Возможности

Благодаря техническим решениям, примененным в конструкции, у Су-37 есть следующие возможности:

  • автоматизация всех этапов боевого применения и полёта;
  • групповые автоматизированные действия по целям, находящимся на земле и в воздухе;
  • обстрел целей, находящихся на земле, при этом, не залетая в зону противовоздушной обороны средней и малой дальности;
  • способность нанесения предупреждающих ударов по воздушному противнику любого класса, включая малозаметные самолёты;
  • дозаправка в воздухе благодаря убирающейся штанге топливоприемника;
  • полет на малых высотах, огибая рельеф;
  • алгоритмическая защищённость и многоканальность прицельных и информационных систем;
  • защита от оптико-электронных и радиоэлектронных средств противника.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 2218,3
  • Размах крыла, см: 1469,8
  • Высота, см: 635
  • Площадь крыла, м²: 63,5
  • Шасси: трехточечное
  • Масса, т: пустого – 18,5; нормальная взлётная масса – 25,67; максимальная — 34
  • Двигатель: два ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги в вертикальной плоскости
  • Тяга на форсаже, кгс: 2 × 12500
  • Тяговооружённость, кгс/кг: при нормальной взлетной массе — 1,09, при максимальной — 0,82.

5.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли – 1400, на большой высоте — 2500 (М=2,35)
  • Дальность полёта, км: 4000
  • Практический потолок, км: 18
  • Боевой радиус, км: 800
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлетной массе – 404; при максимальной — 535
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.

5.3 Вооружение

  • Встроенная пушка: ГШ-30-1
  • Точки подвески: 12
  • Подвесное вооружение: кассеты и авиабомбы весом до 0,5 т, ракеты Р-27, Р-60, Р-73, Р-77, Х-29, Х-31.

Плюс к этому на узлах внешней подвески находится разнообразное вооружение и топливные подвесные баки, а также контейнеры с разведывательной аппаратурой либо аппаратурой радиоэлектронной борьбы, общим весом до восьми тонн. Всего же существует свыше семидесяти комбинаций подвесного вооружения, состоящих из бомбовых кассет, бомб и ракет класса «воздух-РЛС», «воздух-корабль», «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» большой, средней и малой дальности.


Довольно обширны. Основные из них можно выразить двумя определениями - малозаметность и многофункциональность.

Американцы большие надежды возлагают на самолет F-22. У нас на вооружении стоит многоцелевой Су-37. И многие военные эксперты задаются вопросом. Сможет ли победить F22 против Су37?

История создания самолета F-22

В планах США уже давно было создание такого самолета, который бы в корне отличался по своим летным характеристикам от тех летательных аппаратов, которые существовали на вооружении.

Командование ВВС сформулировало основные требования к предполагаемому истребителю.

Машина должна была обладать:

  • новой авионикой;
  • двигателями под управлением компьютеров;
  • должна оставаться незаметной для средств обнаружения воздушных целей.

Сам конкурс был начат уже в середине 1986 года. К работе над созданием новой машины были привлечены коллективы из двух КБ. Условия конкурса ограничили временные рамки: на проектирование отводилось 50 месяцев.

При этом еще не оговаривался вариант сравнения: Ф22 против Су37.

И уже к началу 1990 года обе машины с обозначениями "Изделие YF-22" и "Изделие YF-23" были готовы.

В процессе проектирования были затрачены огромные средства. Вследствие этого заказчики сразу отбросили дорогостоящую РЛС, которая выполняла функцию кругового обзора судна. Также пришлось отказаться от дополнительных оптических и защитных систем. Такие жертвы вызваны тем, что проект выходил за рамки финансирования проекта F-22.

Летом 1991 года победила машина, в создании которой принимали участие такие компании как Lockheed, Boeing и Dynamics.

Дорогая игрушка?

Наверное, все помнят выражение "на вес золота"? Так вот, эти слова очень подходят к американскому самолету F22. Против Су37 (его цену мы узнаем далее) только первоначальная стоимость "американца" была выше в 4,5 раза. А если учесть еще и косвенные затраты, то полная цена "супероружия" подошла к отметке в 350 млн $!

Так вот, цена 19,7 тонны золота (а столько весит пустой F-22) в течение 2006 года составляла те же 350 млн $!

Как создавался Су-37

Решение о создание Су-37 было принято в далеком 1986 году ВПК при Совмине СССР.

Первый опытный прототип создавался с учетом реалий холодной войны - российский "Терминатор" против "Раптора" (США).

Самолёт создавали с привлечением конструкторских бюро имени П. Сухого и имени А. Люльки (ОКБ "Сатурн"). Также к работе были привлечены другие институты и организации. В числе разработчиков была французская фирма "Секстан авионик"

Экспериментальные полеты, в которых испытывались новые мощные двигатели АЛ-37ФУ, были проведены в начале 90-х годов. Двигатели создавались повышенной тяги и с поворотными соплами.

Результаты испытаний оказались настолько успешными, что позволили ускорить создание нового самолета.

Но пришел август 1991 года, и последовала череда событий - распад Советского Союза, ликвидация Минавиапрома и, как следствие, было прекращено финансирование работ. Всё это привело к тому, что программа по созданию перспективного самолета была свёрнута и благополучно забыта.

Так что оппоненты из США в те времена могли только радоваться тому, что в виртуальной войне "Раптор" против Су-37" они потеряли настолько серьезного соперника.

Особенности конструкции F-22 Raptor

При вооружении F-22 американцы, в целях уменьшения заметности на радарах противника, приняли решение поместить все вооружение внутрь самолёта.

Посадочные места на крыльях самолета под размещение навесного вооружения на самолете есть, но в целях маскировки они практически не используются.

Применение композиционных материалов в корпусе летной машины (что составляет 40% от всего покрытия) позволило уменьшить общую массу конструкции. Кроме снижения массы, применение таких материалов позволяет повысить стойкость конструкции к перегреву.

Также корпус самолета был покрыт материалом, который успешно поглощал радиоволны. С этой же целью (повысить малозаметность) фонарь кабины летчика и отсеки под шасси были сделаны в пилообразной форме. Такие формы позволяли эффективно рассеивать отраженные электромагнитные волны от РЛС противника.

По параметрам малозаметности, конечно, выигрывает Ф22 (против Су37). Этому также помогает ромбовидная форма крыла.

Силовая установка Raptor представляет из себя комбинацию двух двигателей типа P&W F119-PW-100, на которых размещены характерные для этого самолета плоские реактивные сопла. Применение керамических материалов в их конструкции позволяет значительно снизить заметность машины в ИК-спектре.

При мощности двигателя в 11000 кгс самолет легко может преодолеть барьер скорости звука. А таким параметром может похвастаться считанное число боевых машин, в том числе F-22 и Су-37 .

Особенности Су-37

Российский соперник Ф-22 оснащён системой автоматизированного управления. Это обеспечивает перемещение абсолютно всех аэродинамических органов регулирования и поворот сопла двигателя ручкой управления.

Электронная система автоматически обеспечивает защиту истребителя в зависимости не только его веса, но и выбранного полетного режима. Также самолет оснащен системой автоматического вывода из режима "штопор".

Коренному преобразованию подверглась и кабина пилота. Центральная ручка управления была заменена на боковую. А рычаги управления двигателем заменили на тензометрические, что непосредственно улучшило управление двигателем посредством кнюпелей.

Что это дало? Повысилась точность пилотирования, улучшилось управление самолетом при воздействии на пилота больших перегрузок. Самолет снабдили интегральной электродистанционной системой управления, с помощью которой автоматически изменяется вектор тяги силовой установки. Такое решение позволило придать самолету сверхманевренность на малых и почти нулевых скоростях полета, что положительно сказывается если сравнивать F22 против Су37.

Изменилось и на панели приборов. Перед пилотом теперь находится четыре многофункциональных ЖК-монитора, разработанных французской фирмой "Секстан авионик". Мониторы снабжены защитой от солнечной засветки и, теперь пилот может видеть основные динамические параметры при любых метеоусловиях.

Дополнительный индикатор также установлен на фоне лобового стекла, на которое выводится необходимая информация.

Повышение уровня комфортности кабины повысило переносимость перегрузок для пилота, а это, в свою очередь, дает возможность полностью реализовать все боевые возможности боевой машины Су-37 vs F-22 даже строевыми пилотами.

Сколько стоит Су-37

По результатам широкого маркетингового анализа, проведённого разработчиками, было выяснено, что потенциальные покупатели Су-37 представлены спектром из 24 стран. Число заблаговременных заказов от разных стран уже равняется 1 000 изделий!

Такая большая заинтересованность объясняется не только уникальными характеристиками, но и привлекательной стоимостью самолета на международном рынке, которая, особенно в сравнении (F22 против Су37), не превышает 30 млн $.

Вооружение "Раптора"

Боевая мощь Ф-22 Raptor складывается из 20-мм пушки класса M61A2 Vulcan, рассчитанной на 480 залпов. Машина также может нести на пилонах крыльев шесть ракет "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM и две ракеты типа AIM-9M Sidewinder.

Самолет несет и бомбовую нагрузку, которая состоит из корректируемых авиабомб типа JDAM и управляемых бомб типа GBU-39. При этом сверхзвуковая скорость не мешает самолету производить атаку.

Боевое оснащение Су-37

Сравнение F-22 и Су-37 необходимо начать со стрелково-пушечного вооружения Оно состоит из скорострельной одноствольной 30-мм пушки ГШ-301, которая размещена в правом крыле и обладает боезапасом из 150 патронов.

Дополняет огневооруженность ракетное и бомбардировочное снаряжение. Оно размещено на балочных держателях в 12 пунктах:

  • 6 - под консолями крыла;
  • 2- под законцовками крыла;
  • 2 - под двигателями;
  • 2- под цетранопланом.

Самолет может оснащаться:

  • 8 управляемыми ракетами "воздух-воздух";
  • 10 ракетами средней дальности с активными головками самонаведения;
  • 6 ракетами для близкого воздушного боя Р-73;
  • 6 корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр с системой наведения.

При применении ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М истребитель оснащается контейнерами управления оружием.

Все неуправляемое авиавооружение типа "воздух-земля" собирает в общей массе 8 тонн. Оно может представлено:

  • 16 бомбами ФАБ-500М54;
  • 14 бомбами ФАБ-500М62 ФАБ-500М62;
  • 14 зажигательными баками ЗБ-500;
  • 48 бомбами ОФАБ-100-120;
  • 8 контейнерами КМГУ;
  • 120 неуправляемыми ракетами С-8 (6 блоков Б-8М1);
  • 30 ракетами С-13 (6 блоков УБ-13);
  • 6 ракетами С-25 (в ПУ О-25).

Комплекс дальнего обнаружения представлен импульсно-допплеровской БРЛС с неподвижной антенной решеткой и бортовой РЛС для заднего обзора.

Прицельная система Су-37 состоит из тепловизора, который совмещен с лазерным дальномером-целеуказателем. При этом установка позволяет обнаружить и вести одновременно несколько целей.

"Прыгучесть" Су-37

Отечественная "Сушка" приобрела настолько высокие боевые качества, что о них надо сказать отдельно.

Самолет может изменить уклон на угол до 180°, выдерживать его в течение всего времени, пока производится пуск ракеты. У боевой машины отсутствуют ограничения в углах атаки. А за счет прироста появилась возможность выполнять новые фигуры высшего пилотажа:

  1. Разворот в плоскости на 360°.
  2. Форсированный огневой разворот.
  3. Поворот на вертикали.
  4. Выполнение "кобры" на углах 150° - 180°.
  5. Переворот при выполнении фигуры "колокол".
  6. Переворот, с утратой высоты на 300-400м.

При таких возможностях маневрирования крайне выгодно выглядит Су-37 "Терминатор" (против F-22 "Raptor"), что обеспечивает ему превосходство в воздушном бою.

Системы дальнего обнаружения на F-22

Бортовое оборудование состоит из двух установленных ЭВМ CIP, каждая из которых оборудована 66 модулями. Они состоят из 32-разрядного процессора класса i960.

На борту американского самолета есть РЛС типа AN/APG-77. Установка оборудована фазированной антенной, которая состоит из 2000 элементов, позволяющих как вести прием, так и излучать сигналы.

При помощи радара обнаружение цели выполняется на дальностях в 225 км. В то время как бортовая РЛС распознает цели на растоянии в 525 км.

Собственная система защиты предотвращает перехват сигнала радара противника. Такая система F-22 (против Су-37) помогает обнаружить цель, так что враг и не замечает этого при помощи своего оборудования.

Эксперты сомневаются?

В настоящее время американские военные специалисты очень сомневаются в своем воздушном превосходстве.

И это неслучайно. Выход на арену новых российских самолетов показал всему миру мощь отечественного оружия!

Су-37 Терминатор — многоцелевой истребитель созданный на базе многоцелевого истребителя Су-35. Дальнейшее повышение летных характеристик машины было возможно только при установке двигателя с изменяемым в полете вектором тяги. Работы в этом направлении уже несколько лет велись в ОКБ им. А. М. Люльки, а испытания опытного образца провел весной 1989 г. на Т-10-26 Виктор Пугачев. Тогда на самолете установили только один двигатель, сопло которого могло менять свое положение в вертикальной плоскости, для чего летчик переключал тумблер в кабине. Для подготовки демонстрационного образца истребителя с отклоняемым вектором тяги взяли один из серийных Су-35, установили на нем два двигателя АЛ-31ФП, поставили в кабине пилота боковую ручку управления самолетом и тензоруд (новый вид ручки управления двигателем). После соответствующих доработок систем управления самолетом и двигателями название машины изменили на Су-37. 2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ Е. И. Фролов поднял самолет в небо, а 18 августа того же года Су-37 был впервые показан на авиационном празднике в Тушино в Москве.

В ходе летных испытаний самолет Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости. Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);

многоканальность и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;

атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;

маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствии;

автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;

противодействие радиоэлекторнным и оптико-электронным средствам противника;

автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.

Конструкция

Самолет выполнен по схеме «неустойчивый интегральный триплан», сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор, каждая консоль которого имеет собственный быстродействующий электрогидравлический привод. ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+100. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функции. В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости.

Посредством ПГО возможно «управление» степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебании и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт, а, следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки. Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 ед. без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9 ед.).

По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков. Усилены стоики шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами. Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг. Самолет оснащен катапультным креслом КД-36 ДМ с углом наклона спинки 300. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.

Силовая установка

На опытном самолете Су-37 (известном как борт № 711) установлены двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДЦФ оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное управляемое сопло отклоняется в вертикальной плоскости на угол 150 при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел ≈ 300/сек).

Серийные истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2×14500 кгс), являющимися дальнейшим развитием ТРДДФ АЛ-31. В ТРДЦФ обеспечено охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. В качестве рабочего тела в гидроцилиндрах использовано авиационное топливо. Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя. Самолет оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

Электронное оборудование

Су-37 оснащен цифровой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном канале и трехканальнои схемой — в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно. Система автоматизированного управления самолетом обеспечивает управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора тяги двигателей посредством перемещения ручки управления самолетом. При этом безопасность полета достигается автоматическим ограничением перегрузок самолета в зависимости от полетной массы и полетных режимов. Имеется режим автоматического выхода из штопора. Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы. На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД.

БРЭО самолета включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и опто-электронным средствам РЭБ. По информации, поступающей от навигационнной системы, САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного маневрирования и захода на посадку до высоты 60 м. Имеется режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным целям.

Су-37 оснащен комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора. Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. На самолете установлена аппаратура автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех.

Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными (в отличие от Су-35, где инликаторы монохромные) многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы. Связное оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Вооружение

Вооружение истребителя включает традиционную для семейства самолетов «Су» пушку ГШ-301 (30 мм). На 14 узлах внешней подвески может размещаться различное вооружение общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением, ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пасивным ИК-наведением, высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с ТГС, ракеты Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС», ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29, бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг.

Тактико-технические характеристики:

Самолет Су-37 знаком многим, но больше части людей эта машина знакома как модификация легендарного истребителя Су-27. Однако в нашей статье речь пойдет не об истребителе, который известен многим по своим демонстрациям на авиасалоне МАКС, а о другом самолете Су-37, который по замыслу его создателей должен был стать продолжением линии тактического ударного самолета (штурмовика) Су-25. Данный самолет конструктора В. Бабака так ни разу и не появился на авиасалоне МАКС, но в 1991 году единожды был представлен на авиасалоне в Дубае. То было первое и последнее появление штурмовика Су-37 на публике.

В 1989 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС на машиностроительном заводе им. Сухого был начат процесс разработки эскизного проекта многофункционального истребителя-бомбардировщика, который получил первоначальное обозначение Су-37. Данный самолет должен был заменить в составе ВВС СССР, а также стран Варшавского договора парк тактических ударных самолетов: Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-25, а также самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27. Помимо этого самолет планировалось поставлять в Финляндию, Китай, Индию, Югославию, Северную Корею и ряд других стран.


Новый самолет был предназначен для поражения наземных (а также надводных) подвижных бронированных и небронированных целей, площадных и неподвижных малоразмерных целей, комплексов системы ПВО, ведения разведки в простых и сложных метеоусловиях в любое время суток. Помимо этого самолет мог использоваться для борьбы с ударными и транспортными самолетами противника, он мог успешно противостоять армейской и тактической авиации противника, включая боевые тактические самолеты и противотанковые вертолеты.

Предполагаемый высокий уровень летно-технических характеристик Су-37 был основой обеспечения его живучести и эффективности над полем боя. Достаточно большой вес боевой нагрузки, короткие посадочные и взлетные дистанции, возможность базирования на грунтовых и поврежденных ВПП, а также достаточная маневренность позволяли считать Су-37 очень удачным и эффективным ударным самолетом.

Поперечное сечение фюзеляжа Су-37 и его крыло были оптимизированы для использования на малых высотах. Максимальная скорость полета машины на малых высотах оценивалась в 1 500 км/ч. Крейсерская скорость и дальность полета к цели на малой высоте должны были превышать аналогичные показатели у советских истребителей стоящих на вооружении и относящихся к 4-му поколению. В то же время малый удельный расход горючего обеспечивал самолету большой радиус действия без необходимости дозаправки машины в воздухе. При этом возможность данной процедуры была предусмотрена. Расчетный боевой радиус Су-37 с боевой нагрузкой на уровне 3-х тонн должен был составить – 1 500 км. Расчетная скорость захода на посадку составляла 250-260 км/ч, а скорость самолета в момент касания полосы оценивалась в 220 км/ч.

Основной версией Су-37 для нужд советских ВВС должен был стать ударный самолет, который сменил бы штурмовик Су-25. При увеличенном на 40% взлетном весе новый ударный самолет мог нести на 88% больше боевой нагрузки, чем сменяемый Су-25. Но так как штурмовики Су-25 все еще могли соответствовать своему назначению и с успехом решать боевые задачи, в то время как СССР уже тогда испытывал значительные экономические трудности, было решено провести такую замену через 5-8 лет.


В итоге ОКБ им. Сухого так и не получило денежных ассигнований на создание опытного экземпляра Су-37 по причине ограничений в госбюджете СССР. Исходя из этого, главным направлением было выбрано продвижение самолета на международный рынок. Рассматривался вариант, при котором создание Су-37 предусматривалось в кооперации с государствами, обладающими менее развитой авиационной промышленностью. Такое решение позволил бы партнерам сравнительно дешево получить специализированный, либо многоцелевой самолет на базе Су-37.

Советская программа по созданию нового ударного самолета Су-37 как бы предвосхитила аналогичную американскую программу JSF. Основным назначением Су-37 должно было стать уничтожение наземных сильно защищенных целей. Для решения этой задачи Су-37 планировалось оснастить широкой номенклатурой вооружений класса «воздух-поверхность». Общая масса боевой нагрузки, которая могла размещаться на 18 точках наружной подвески, должна была составить 8,5 тонн. Одновременно с этим новый самолет должен был в состоянии решать и истребительные задачи, причем как в маневренном ближнем, так и в сравнительно дальнем бою с использованием управляемых ракет. Обеспечивалось это включением в состав его вооружения УР «воздух-воздух» малой дельности и среднего радиуса действия. Помимо этого Су-37 планировалось оснастить скорострельной автоматической пушкой.

Достаточно близко Су-37 подошел к JSF и по своим летно-техническим характеристикам. Оба самолета должны были быть в состоянии обеспечить сверхзвуковую скорость полета, однако, с умеренным число М (1,8 для Су-37 и 1,6 для JSF) и без совершения крейсерского полета на сверхзвуке. Оба самолета обладали нормальной взлетной массой на уровне 20 тонн (18 тонн для Су-37 и 17 тонн для JSF) и оснащались 1 двигателем. При боевой нагрузке на уровне 4 тонн расчетные радиусы действия машин превышал 1000 км.


Единственным принципиальным отличием двух машин являлся их технический облик. У самолетов был разный подход к обеспечению непоражаемости в боевых условиях. На американском JSF высокая непоражаемость должна была обеспечиваться за счет комплексного использования новых технологий «стелс», в то время как на Су-37 данный вопрос должен был решаться за счет высокой боевой живучести всей машины в целом. Исходя из этого, масса средств, которые должны были обеспечивать боевую живучесть Су-37, достигала 1,3 тонн (более 7% всей взлетной массы).

Окончательное решение о реализации проекта ударного самолета Су-37 было принято в 1990 году. К тому моменту вся необходимая на новый самолет документация была отправлена на серийный завод. Уверенность в том, что «процесс пошел» стала основанием для того, что в 1991 году на международной авиационной выставке в Дубае была продемонстрирована уменьшенная модель Су-37.

Однако рекламная компания нового однодвигательного самолета закончилась также быстро, как и началась. Первоначально даже события августа 1991 года не были восприняты на производстве, как имеющие отношение к судьбе проекта. Настолько были уверены создатели в своем детище. Но все же распад СССР, прекращение финансирования работ, ликвидация Минавиапрома и другие события начала 90-х годов сделали свое черное дело. Разработка ударного самолета Су-37 была не просто приостановлена, она была забыта.

Конструкция самолета Су-37

По своей конструкции самолет Су-37 был выполнен по аэродинамической схеме «утка» и обладал треугольным крылом с изломом по передней кромке. Близко к крылу располагалось переднее горизонтальное оперение машины. Выбранная ОКБ им. Сухого аэродинамическая схема нового самолета была близка к используемой на современных европейских истребителях «Грипен», «Рафаль», «Еврофайтер». При этом в аэродинамической компоновке машины чувствовалось заметное влияние истребителя-перехватчика Су-27, что выражалось в сильной интеграции средней части фюзеляжа самолета с его достаточно развитым крылом.

Максимальная взлетная масса машины составляла 25 000 кг, в том числе 8 000 кг. боевой нагрузки. Планер самолета мог выдержать эксплуатационные перегрузки +9/-3g. С дозвуковой скоростью самолет мог маневрировать при перегрузках до 8g. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) обладало управляемыми поверхностями, которые могли отклоняться на углы от +10 до -70 градусов. Крыло самолета снабжалось предкрылками и элеронами.

Многое в конструкции ударного самолета Су-37 было выполнено для увеличения его живучести. Прежде всего, это касалось снижения хвостовой ИК сигнатуры работы двигателя, а также частичного применения технологии «стелс». Применение в конструкции самолета новых технологий, а также наличие оборонительных систем , затрудняли противнику обнаружение машины. Для усиления пассивной защиты самолета кабина пилота была бронирована, также броней были прикрыты жизненно важные узлы и элементы конструкции двигателя, топливной системы, планера. Топливные баки самолета были защищены полиуретановым пенистым пластиком, который предотвращал горение и взрыв топлива при попадании снаряда или осколков. Общий вес только элементов пассивной защиты превышал 0,8 тонны. Возможность хранения самолета Су-37 на сравнительно небольших площадках (размах сложенного крыла составлял 8,1 м) и применение машины с грунтовых ВПП также могли существенно увеличить живучесть ударного самолета в боевых условиях.

Системы и оборудование

Самолет планировалось оснащать электродистанционным управлением. В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета должна была войти новая РЛС, которая должна была обеспечить машине даже в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы:

Штурмовку наземных и надводных целей;
- слежение одновременно за 10 различными целями;
- режим облета препятствий с трансзвуковой скоростью на малых высотах;
- обнаружение, сопровождение и последующее уничтожение низколетящих целей во всем диапазоне скоростей полета, а также уничтожение неподвижно висящих вертолетов, которые достаточно трудно обнаружить.


Оптикоэлектронная система, используемая на Су-37, должна была обеспечить использование машины в любое время дня и ночи, а также пуск ракет, снабженных лазерной и тепловизионной системами наведения, включая ПТУР. Многоканальная инфракрасная система (наподобие западной разработки FLIR), могла быть установлена в специальном подвесном контейнера и позволяла поражать цели ракетами с ИК-управлением на удалении в 10-15 км. В подвесных контейнерах также могла устанавливаться аппаратура для ИК, ТВ и фоторазведки.

Силовая установка

Ударный самолет Су-37 планировалось оснащать двигателем разработки ОКБ им. Туманского, обладающим на уровне моря тягой в 18 500 кгс. Помимо этого рассматривался вопрос об оснащении истребителя-бомбардировщика двумя двигателями. Воздухозаборники двигателей находятся под наплывами передней кромки крыла, которые заканчиваются у носовой части фюзеляжа под кабиной пилота.

Вооружение

Самолет планировалось оснастить 18 точками внешней подвески, что позволяло ему нести до 8 500 кг. боевой нагрузки. По этому показателю советский самолет превосходил американский штурмовик А-10. Данная боевая нагрузка и на сегодняшний день представляется более чем внушительной. Помимо 30-мм автоматической пушки самолет мог оснащаться очень широкой номенклатурой вооружений:

УР класса «воздух-поверхность», а также противорадиолокационные ракеты
- УР класса «воздух-воздух» малого и среднего радиуса действия
- ПТУР для борьбы с бронетехникой противника
- НУР калибра 85-370 мм.
- все типы свободнопадающих и корректируемых бомб массой до 1 500 кг.

Летно-технические характеристики Су-37:

Размеры: размах крыла – 12,08 м. (сложенное – 8,1 м), длина истребителя – 17,65 м., высота – 5,74 м.
Площадь крыла – 50,0 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 18 000 кг., максимальная взлетная – 25 000 кг.
Запас топлива – 8 300 л.
Тип двигателя – 1 ТРДДФ, тяга – 18 500 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1 500 км/ч., на высоте – 1 900 км/ч
Практическая дальность – 1 500 км. (3000 кг. нагрузки)
Практический потолок – 17 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: точек подвески 18, максимальная боевая нагрузка – 8 500 кг.

Источники информации:
-http://paralay.com/lfi_su.html
-http://sergib.agava.ru/russia/sukhoi/su/37/su37.htm
-http://sergib.agava.ru/russia/sukhoi/su/37/su37_1.htm