Военный самолет ил 76. Противопожарная система и система НГ. Самое известное происшествие

Ил-76 (по коду НАТО: Candid - «прямой, искренний») - российский и советский военно-транспортный тяжёлый самолёт, который разработан конструкторским бюром Ильюшина. Серийно изготавливвался в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова.

Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки, грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт способен поставлять грузы наибольшей массой 28-60 т на дистанции 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полёта связаны с модификацией).

Все кабины Ил-76 герметизировали, что позволяет транспортировать 167 (245 в двухпалубном варианте) солдат или снабдить выброс 126 человек десантников. Самолёт способен транспортировать номенклатуру боевой техники десантных воздушных подразделений и большую часть техники.

Размеры грузовой кабины в длину 24,5 м (из которых 4,5 на рампу приходится), в ширину 3,45 м и в высоту 3,4 м. Самолёт может брать на борт до 90000 л топлива и преодолевать дистанцию до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.

Предназначается для эксплуатации на грунтовых и бетонированных аэродромах с прочностными свойствами не меньше 0,6 Мпа. Длина на взлете разбега составляет 1500-2000 м, а при посадке пробег 930-1000 м.

Самолёт сконструирован по традиционной для транспортных тяжёлых самолётов по схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Крыло самолёта является трапециевидным с переломом по задней кромке. По линии четвертрой хорды стреловидность крыла - 25 градусов. Каждое полукрыло имеет мощную механизацию и пятисекционный предкрылок и два трёхщелевых закрылка. Также есть двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение располагается на верхней части Т-образной формы киля. На киле есть руль направления с сервокомпенсатором и триммером. Стабилизатор является переставным, с триммером-флеттнером и рулём высоты.

Фюзеляж,круглый в сечении разделяется на герметичные кабины: кабина пилотов (вверху носа фюзеляжа), под кабиной пилотов кабина штурмана, кабина стрелка кормовой пушечной установки с парой пушек ГШ-23Л и грузовая кабина (кабины штурмана и пилотов герметично не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой есть лишь на военных версиях самолёта). Спереди фюзеляжа располагаются два люка. В корме располагается грузовой трёхстворчатый задний люк. Десантирование личного состава можно осуществлять в четыре потока (два сквозь грузовой люк), но на практике данный метод практически не используется ввиду частых схождений десантируемых в воздухе. Грузовая кабина имеет две грузовые лебёдки, которые установлены у передней переборки, четыре электротельфера (грузоподъёмность по 2,5 т) и четыре подтрапника, ширина расположения которых меняется. Для удобства разгрузки и погрузки задние тельферы можно выдвигать за порог рампы на 5 м. Пол грузовую кабину сделаны рольганговые дорожки, что позволяет совершать погрузку, разгрузку и десантирование несамоходных моногрузов.

Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей, подвешенных под крылом на пилонах. На первых серийных вариантах ставили двигатели Д-30КП, тяга 12000 кгс. Эти двигатели дают самолёту возможность лететь в диапазоне скоростей 260-850 км/ч, что обеспечивает, с одной стороны, удобные условия для воздушного десантирования, а с другой, большую скорость на эшелоне. В последних вариантах самолётов двигатели Д-30КП заменили на ПС-90А-76, тяга 14500 (3300) кгс на крейсерском (взлётном) режиме.

Ил-76 видео

ВСУ ТА-6А размещается в передней части левого обтекателя шасси. Предназначается для обеспечения самолёта электропитанием ≈208 В и ~115 В, =27 В на стоянке и для запуска главных двигателей сжатым воздухом.

История самолета

В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.

Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.

Вооружение

За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.

Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».

Существующие и разрабатываемые модификации самолета

    Ил-76 – первая серийная модель.

    Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.

    Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.

    Ил-76Т – гражданский транспортник.

    Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.

    Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.

    А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.

    А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.

    Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.

    Ил-78 – самолет-заправщик.

    Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.

    Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.

    Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.

    Ил-78М – модифицированный.

    Ил-76ПП – используется как постановщик помех.

    Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.

    Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.

    Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.

    Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.

    Ил-76МД – вариант пожарный.

    Ил-76СК – модифицирован под ВКП.

    Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.

    Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.

    Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.

    Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.

    Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.

    Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.

    Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.

    Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.

    Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.

    KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.

Самолет Ил-76 разработан в 1971 году в СССР. Его можно классифицировать как тяжелый военно-транспортный самолет. Первый серийный выпуск данной модели был начат в 1973 году в Узбекистане. Имея на момент выпуска довольно серьезные летные характеристики и хорошие параметры грузоподъемности, данный самолет был быстро принять на вооружение ВВС РФ .

Конструкция самолета Ил-76

Сам по себе, транспортный самолет Ил-76 сконструирован по типовой схеме тяжелых самолетов. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крылья самолета имеют больше трапецевидную форму, с переломом по задней кромке.

Фюзеляж самолета Ил-76 имеет круглую форму. Сам по себе, он разделен на несколько герметичных отсеков. В частности, кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а вот кабина штурмана располагается прямиком под кабиной пилотов. Так же присутствует грузовая герметичная кабина. Максимальная грузоподъемность самолета может составлять 60 тонн.

В военных моделях самолета предусмотрена еще и кабина стрелка, оборудованная кормовой пушечной установкой. Если говорить точнее, то на подобных версиях военно-транспортного самолета устанавливали две пушки ГШ-23Л. Кабина стрелка была так же отдельно герметизирована.

В самолете расположены три люка – два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение. Теоретически, при таком положении можно использовать десантирование солдат сразу в четыре потока, два через передние люки и еще два через грузовой люк. Но на практике подобное решение практически не применялось ввиду постоянного схождения десантируемых солдат в воздухе.

Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями. Каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.

Кроме всего прочего присутствует многоцелевая гидросистема. Одними из основных ее функции является открытие и закрытие дверей, полное управление шасси и другими небольшими, но очень важными частями самолета. Сама по себе гидросистема состоит из двух независимых систем, управляет которыми бортинженер.

В самолете установлена хорошая топливная система. Прежде всего, она необходима для заправки самолета топливом и его подачи в двигатели. Если заправлять самолет централизованным образом, то максимальное количество топлива, которое может уместиться во всех баках, составляет более 109 тысяч литров.

Для каждого из двигателей самолета предназначена своя определенная группа топливных баков. Каждая группа состоит из основного бака, дополнительного и резервного. Что позволяет полностью контролировать все потребление топлива и принять соответствующие меры в случае чрезвычайного происшествия.

Самая известная модификация

Несомненно, самолет на момент выпуска был одним из лучших в своей области. А с тех пор минуло много лет, и за все эти годы у транспортного самолета Ил-76 появилось множество различных модификации. Самой известной из них является Ил-76МД-90А.

Пожалуй, именно эта модификация представляет собой самую глубокую модернизацию самолета. Первый опытный образец собрали в конце 2011 года. Совершив 19 испытательных полетов, его приняли на вооружение ВВС России. Неофициально, данную модификацию зачастую называют Ил-476.

Помимо общих повышенных характеристик самолета, Ил-76МД-90А имеет принципиально иную конструкцию своих крыльев. А благодаря новым двигателям, сделанным в Перми, силовые характеристики самолета выросли более чем на 15%. Кроме того, самолет обладает более усиленными шасси. Отдельно стоит отметить и усовершенствованные радиоэлектронные и навигационные комплексы самолета.

Самое известное происшествие

Пожалуй, одним из самых известных происшествий, случившимся с одной из модификации самолета, а именно Ил-76ТД, был его захват движением Талибан . Произошло это в августе 1995 года, когда самолет совершал грузовой коммерческий рейс, имея при себе большой запас боеприпасов.

Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем и был вынужден совершить посадку под предлогом проверки груза. Однако среди всего перевозимого боекомплекта был обнаружен ящик с особыми боеприпасами, перевозка которых была запрещена.

Более года, все семь членов экипажа содержались в плену с ужаснейшими условиями. Все они мучились от жары, нехватки пищи и воды. Переговоры об освобождении заложников ни к чему не привели. Но впоследствии, членам экипажа удалось убедить талибов в необходимости технического ремонта самолета. Так как, даже по тем временам, сам по себе самолет представлял определенную ценность, было принято решение осуществлять его ремонт. Конечно, все процедуры проводились под строжайшим конвоем.

Однако спустя 378 дней, экипажу самолета все же удалось совершить побег, причем, на своем же собственном самолете. Во время проведения технического ремонта, вследствие повреждения шасси, экипаж самолета увидел, что бдительность охраны сильно упала. Была пятница, время молитв, соответственно часть конвоя просто отсутствовала. Воспользовавшись этим, экипаж обезоружил оставшихся охранников, завел двигатели и взлетел. Экипаж направился в ОАЭ через Иран и уже оттуда двинулся в Россию.

Летно-технические характеристики самолета Ил-76

  • Длинна самолета: 46,6 м.
  • Размах крыла: 50,5 м.
  • Общая площадь крыла: 300 кв. м.
  • Максимальный взлётный вес: 210 т.
  • Минимальный взлетный вес: 88.5 т.
  • Максимальная грузоподъёмность: 60 т.
  • Объём топливных баков: 109000 л.
  • Максимальная скорость: 850 км/ч.
  • Максимальная дальность полёта: 6500 км.
  • Экипаж: 5 ч.
  • Максимальное число десанта: 126 ч.
  • Длина грузовой кабины: 24,54 м.
  • Ширина грузовой кабины: 3,45 м.
  • Высота грузовой кабины: 3,4 м.
  • Срок службы: 30 лет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 45 лет назад, 25 марта 1971 г., с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве (закрыт в 2003 г.) впервые поднялся в воздух военно-транспортный самолет Ил-76.

Ил-76 - советский, позднее - российский тяжелый турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ.

Разработан в конце 1960-х гг. в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода "Стрела" (ныне - ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина", Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова.

"Телеканал "Звезда"/YouTube"

Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т.ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. В первом полете 25 марта 1971 г. машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов.

Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.

В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие "Авиастар-СП" (Ульяновск).

Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.

Конструкция

Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне - НПО "Сатурн", Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО "ОДК-Пермские моторы"). Кормовой грузовой люк - трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.

Летно-технические характеристики (для базовой модификации)

  • Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
  • размах крыльев - 50 м;
  • длина - 46,6 м;
  • высота - 14,7 м;
  • экипаж - 6-7 человек;
  • грузоподъемность - до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
  • объем грузовой кабины - от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
  • практическая дальность - 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
  • крейсерская скорость - 770-800 км/ч;
  • вооружение (некоторые модификации) - две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.

Модификации

На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:

  • А-50 (первый полет в 1978 г.), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
  • А-60 (1981), летающая лаборатория - носитель лазерного оружия;
  • Ил-76МД (1981), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
  • Ил-76ЛЛ (1991), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
  • Ил-76КТ (1981), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
  • Ил-78 (1983), топливозаправщик для Дальней авиации;
  • Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
  • Ил-76ТД-90А (2012), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
  • Ил-76МД-90А (2012), глубокая модернизация, самолеты новой постройки;
  • Ил-76МД-М (2016), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД;
  • Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик.

Эксплуатанты

Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций.

В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа - Минобороны РФ, Ил-76 - основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России. Наряду с "безымянными" машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД ("Оренбург", "Тверь", "Таганрог" и "Георгий Пакилев") и один именной Ил-76МД-90А ("Виктор Ливанов").

Катастрофы

Согласно данным открытых источников, за время эксплуатации Ил-76 было потеряно порядка 75 самолетов этого типа (из них свыше 20 экземпляров - в результате боевых действий). В мирное время в 37 катастрофах Ил-76 погиб по меньшей мере 721 человек на борту и еще 29 человек на земле.

Cамолет Ил-76 находится в эксплуатации более 45 лет (с 25.03.1971г.). За это время было изготовлено около 950 самолетов этого типа различных модификаций (36 модификаций). Благодаря своим уникальным рабочим качествам Ил-76 стал самым распространенным военно-транспортным самолетом в мире.

В настоящее время в мире в эксплуатации находится 238 самолетов семейства Ил-76Т/ТД:

    в авиакомпаниях России - 31 самолет (из них 7 самолетов с двигателями ПС-90А-76);

    в МЧС России - 6 самолетов;

    в иностранных авиакомпаниях и «силовых» структурах (27 стран мира) - 201 самолет.

Как прогнозируют специалисты ГосНИИ ГА, к 2034 году грузооборот российских авиакомпаний может утроиться. При этом потребуется до 150-и грузовых самолетов различной грузоподъемности, в том числе до 50-и - грузовые модификации широкофюзеляжных самолетов и столько же рамповых (без учета сверхбольших Ан-124).

Транспортные возможности новой модификации Ил-76 - Ил-76ТД-90А существенно превосходят возможности других моделей семейства. Она создается на базе уже серийного военно-транспортного Ил-76МД-90А.

Основные конструктивные отличия самолета

  • Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило:
    • увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 10,5 %,
    • увеличить максимальный посадочный вес самолёта на 9,5 %;
    • увеличить максимальную полезную нагрузку на 25%;
  • Новые серийные маршевый ТРДД ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолета с увеличенной топливной эффективностью и надёжностью.
  • Новый прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол Ш-76М(А)» позволяет автоматизировать выполнение поставленных задач и осуществлять полеты по международным трассам без ограничений, в соответствии с существующими требованиями IСАО;
  • Новый цифровой программируемый комплекс связи обеспечивает:
  • Модернизированные шасси и тормозная система :
    • усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
      жесткости и снижения величин боковых перегрузок при тряске;
    • на основных опорах применены новые колеса с тормозами увеличенной энергоёмкости КТ-199.
  • Новая топливная система обеспечивает;
    • эффективную, более полную выработку топлива,
    • повышает безопасность полёта за счёт введения режима срочного слива топлива в аварийных ситуациях,
  • Модернизированная система электроснабжения обеспечивает увеличение:
    • общей мощности электроснабжения на 40%;
  • Гидравлическая система: модернизирована для подключения к цифровой общей самолётной системе объективного контроля.
  • Новый цифровой автопилот САУ-76 - обеспечивает требуемые в настоящее время точности самолетовождения в автоматическом режиме и позволяет осуществить заход на посадку по II категории ICAO.
  • Новая система управления приводами механизации - позволяет реализовать функции управления, защиты и контроля системы, информационного обмена с самолетными системами и уменьшить массу системы.
  • Новая вспомогательная силовая установка на базе серийного ВГТД ТА-12А:
    • позволила увеличить высотность запуска до 7000 метров (в 1,5 раза):
    • время непрерывной работы увеличилось в 5 раз;
    • уменьшился расход топлива.
  • Новая система регистрации полетной информации:
    • выполнена на современной элементной базе;
    • возможность записи цифровых сигналов;
    • твердотельные накопители увеличили надежность работы системы и объёмы фиксируемой информации.
  • Прицельно-навигационный пилотажный комплекс :
    • высокопроизводительная сдвоенная управляющая вычислительна система, обеспечивающая решение задач самолетовождения и десантирования;
    • внедрение комплексной системы электронной индикации и сигнализации;
    • возросла производительность вычислительных средств;
    • пропускная способность каналов информационного обмена обеспечивает выполнение современных требований;
    • унификация вычислительных средств;
    • повышение точности в основных режимах навигации и самолетовождения;
    • внедрены режимы автоматического обмена данными по каналам комплекса связи,
    • что снизило нагрузку на экипаж.

Ос новные летно-технические характеристики самолета Ил-76МД-90А


В авиакомпании «Волга-Днепр» имеется 10-летний опыт эксплуатации предыдущей модификации самолета Ил-76 - Ил-76ТД-90ВД. Первый самолет поступил в эксплуатацию в июне 2006 г. В настоящее время имеет наработку: 9580 часов, 2380 посадок. Пятый самолет поступил в эксплуатацию в апреле 2012 г. и сегодня имеет наработку: 3420 часов. 790 посадок. Наработка парка пяти самолетов Ил-76ТД-90ВД составила - 31200 часов, 7520 полетов, средний налет на 1 посадку составил 4,2 часа.

Установленные ресурсы и срок службы самолетов: 25 000 часов, 8000 посадок, 25 лет. Самолеты эксплуатируются по безремонтной технологии и, в отличие от самолетов Ил-76ТД; не имеют ограничений по географии полетов. Самолеты авиакомпании сегодня летают в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, включая США, Японию и Антарктиду. Самолеты доставляют грузы, как посадочным способом, так и с помощью парашютного десантирования.

Вместе с тем, исходя из опыта эксплуатации самолетов Ил~76ТД-90ВД, авиакомпания высказывает ряд пожеланий по улучшению конструкции самолета и его эксплуатации:

  • необходимо увеличить объем грузовой кабины, создав в будущем дальнейшую модификацию самолета Ил-76ТФ-90А;
  • сократить летный экипаж до трех человек
  • обеспечить самолет более удобным туалетом и гардеробным модулем;
  • для снижения массы планера самолета демонтировать правую входную дверь, шахту аварийного покидания и аварийный люк
  • постоянно проводить модернизацию пилотажно - навигационного оборудования с целью соответствия международным требованиям концепции CNSATM,
  • улучшать послепродажный сервис и увеличить сроки периодического обслуживания самолета.

Сравнение ЛТХ самолетов Ил-76ТД и Ил-76ТД-90А

Дальность полета с резервом топлива,

С максимальной нагрузкой

С нагрузкой 52 т

С нагрузкой 40 т

Без нагрузки

ИЛ-76ТД

ИЛ-76ТД-90А

Двигатели
Количество х взлетная тяга

Размеры грузовой кабины

Покрытие ВПП

Скорость крейсерского полета,
Высота полета

Потребная длина ВПП

Длина разбега

Коэффициент топливной эффективности, г/(т*км)

Взлетная масса

Нагрузка - практическая дальность

Технико-экономические показатели


Пилотажно-навигационный комплекс

Основные задачи ПНК:

    Автоматическое, директорное и ручное самолётовождение с выполнением действующих и перспективных норм продольного, бокового и вертикального эшелонирования при полетах по трассам РФ, международным трассам и вне трасс в любых физико-географических условиях, в любое время суток и года, на всех этапах полета;

    Выполнение полетов в соответствии с нормами RNAV10 (RNP10), RNAV5, RNAV2, RNAV1, RNP4, RNP2, PBN , VNAV."

    Автоматизированный ввод и хранение не менее двух глобальных аэронавигационных баз данных (АНБД) в формате ARINC 424, базы магнитных склонений, пользовательских баз данных маршрутов и навигационных точек (НТ).

    Автоматизация решения задач самолетовождения на всех этапах полета по запрограммированной траектории;

    Автоматизированный наземный предполетный контроль работоспособности комплекса, выявление неисправного конструктивно-сменного блока и линий связи.

    Навигация, в том числе вертикальная по внутренним и международным воздушным линиям в соответствии с действующими требованиями ICAO при автоматическом, директорном и ручном управлении полетом:

    при полете по запрограммированным маршрутам;

    при маневрировании в зоне аэродрома (SID, STAR ; HOLD, APPR).

Двигатель ПС-90А-76 сертифицирован в 2003 году - дополнение к сертификату типа ПС-90А, имеет модульную конструкцию. Тяга - 14 500 кгс, с возможностью увеличения до 16 000 кгс, а у двигателя Д30-КП - 12 000 кгс. Двигатель ПС-90А-76 соответствует требованиям ИКАО по шуму и эмиссии. Для двигателя ПС-90А-76 не устанавливаются фиксированные ресурсы. Назначенные ресурсы основных деталей «холодной» части - 5 000 … 48 000 циклов; «горячей» части - 3 600 ... 10 000 циклов. Вспомогательная силовая установка ТА-12А - межремонтный срок службы - 10 лет, межремонтный ресурс - 1000 часов, 1500 запусков.

Самолет Ил-76ТД-90А может эксплуатироваться по техническому состоянию. Назначенный срок службы - 40 лет, ресурс - 30 000 л/час, 10 000 полетов. Силовая установка самолета эксплуатируется по техническому состоянию. Серийное производство самолетов предусмотрено в широкой кооперации на заводах ПАО «OAK» с финальной сборкой на ЗАО «Авиастар-СП».

Предприятие приступило к производству самолета Ил-76МД-90А в 2008 году. Первый полет первого самолета Ил-76МД-90А выполнен 22 сентября 2012 года. К маю 2016 года выпущено четыре самолета Ил-76МД-90А, три из которых построены в рамках контракта с Министерством обороны Российской Федерации.

Оформление дополнения к аттестату на самолет Ил-76ТД-90А запланировано на второй квартал 2017 года. С учетом цикла производства, возможный срок начала поставок первых самолетов Ил-76ТД-90А в эксплуатацию - 2019 год.

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Разработка: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», Россия. Производство: ЗАО "Авиастар-СП", Россия


Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД.
Он предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.

Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

Производство этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 40-50 тонн было перенесено из Узбекистана (Ташкент, ТАПОиЧ) в Россию (Ульяновск, «Авиастар»).

В ходе работ по программе модернизации ОАК-ТС (ОАК-Транспортные самолеты) проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснулись как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.

Максимальная нагрузка увеличена до 52 тонн (48 на Ил-76МД). Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн (190). Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси.

В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования.

Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.

Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.

Основные конструктивные особенности самолета ИЛ-76МД-90А

Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;

Новое крыло - применяются длинномерные панели;

Топливная система дорабатывается под новое крыло;

Устанавливается прицельно-навигационный пилотажный комплекс "Купол-III-76М" с экранной индикацией;

Устанавливается цифровая САУ-76;

Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;

Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

Устанавливается ВСУ ТА-12А.

Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
снижения удельного расхода топлива на 12%,
увеличения дальности полета на 18%,
снижения прямых эксплуатационных расходов,
возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур,
соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO.

Кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс

На самолете реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.

Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.

На самолете устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М» обеспечивающий решение задач самолетовождения и предназначенный для:
обеспечения работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку (SID/STAR, APPR);

автоматизации решения задач самолетовождения с обеспечением автоматизированного полета по запрограммированной траектории с использованием автономных и неавтономных средств коррекции;

обеспечения предупреждения столкновения самолетов в воздухе;

автоматического захода на посадку по II категории на аэродромы, оборудованные посадочными средствами, соответствующими II категории ICAO;

обнаружения, распознавания с помощью метеонавигационной радиолокационной станции и отображения на комплексном индикаторе навигационной обстановки метеообразований в горизонтальном и вертикальном сечениях, включая четырехцветную индикацию интенсивности осадков и наличия турбулентности в соответствии с рекомендациями ARINC-708A, обнаружения горных вершин, крупных городов, обнаружения встречных самолетов пассивным методом, обнаружения и сопровождения РЛМО, обеспечения режима межсамолетной навигации;

обеспечения автоматизированного контроля комплекса на земле и в полете.

ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
для перевозки личного состава;
для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов.

Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т.

Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.

Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
осуществлять тушение пожаров.

Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет 4 октября 2012 года. Летный опытный образец поднялся в небо со взлетно-посадочной полосы летно-испытательного комплекса аэропорта «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе: летчика испытателя, командира экипажа Героя России Николая Куимова, второго пилота заслуженного летчика испытателя России Владимира Иринархова, штурмана Валерия Гречко, бортинженера Алексея Журавлева, бортрадиста Сергея Орлова, ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Лысягина, бортэлектрика Александра Цветкова, бортоператора Алексея Митина.

В настоящее время ОАК-ТС реализует Государственный контракт на изготовление и поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения.

Основные летно-технические характеристики

Общие геометрические данные
Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8

Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей 4
Степень двуконтурности 4,4
Тяга, кгс
максимальный режим 14500
максимальный повышенный режим 16000
крейсерский режим 3300
режим обратной тяги (реверс) 3600
Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59

Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная нагрузка, т 52
Общая вместимость топливных баков, л 109500

Летные данные
Скорость полета, км/час 750 … 800
Дальность полета, км
при нагрузке 52 тонны 5000
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 12100
Длина разбега, м 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000