Закончился срок аттестации рабочих мест что делать. Истек срок аттестации рабочих мест. Возможные штрафы и другие санкции

В организации в ноябре 2015 года закончился срок действия аттестации рабочих мест. На основании завершения срока действия аттестации рабочих мест организация перестала начислять компенсации работникам, работающим на рабочих местах, условия труда на которых были признаны вредными. 28 июля 2016 года была проведена специальная оценка условий труда, которая установила вредные условия труда на рабочих местах.
С какого времени работодателю следует предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы ( , ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) ( , Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком ( Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно , Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон ( ТК РФ), либо по инициативе работодателя ( ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: "Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными - подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

До июня 2016 г. у нас действует аттестация работников. Поэтому, мы на данный момент исчисляем страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за вредные условия по ставке 2%. В июне, наша аттестация по срокам уже будет недействующая. Спецоценку в этом году мы провести не сможем. В данном случае, нам с месяца, когда наша аттестация будет недействующая надо будет начислять страховые взносы по дополнительному тарифу за вредные условия уже по повышенному тарифу? И что грозит предприятию, если мы не сможем своевременно провести спецоценку?

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для исчисления страховых взносов по доптарифу по работникам-вредникам. При условии, что аттестация проведена в соответствии с требованиями законодательства до 01.01.2014 и срок ее действия не истек.

Т.о. компания вправе применять дифференцированный тариф допвзносов до даты истечения срока действия аттестации рабочих мест. Если до этого момента организация не проведет спецоценку, то со дня истечения сроков действия аттестации взносы нужно уплачивать согласно ч.1-2 ст.58.3 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Если организация не проведет спецоценку в установленные Законом сроки, это будет являться нарушением требований охраны труда. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде (ст.5.27.1 КоАП РФ):



– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ , список № 1 , утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10);
  • на определенных видах работ , указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Если какие-то из этих работ включены в списки профессий, должностей и организаций , дающих право на досрочную пенсию, начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно только с доходов сотрудников, указанных в них.

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы , то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями и статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов , установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113 .

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

  • аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н или от 31 августа 2007 г. № 569 ;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113);
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно . Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ . Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707 .

Как провести специальную оценку условий труда

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи , когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92 , и ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.