Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа). Детям о зимующих птицах. Играем в прятки

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Начиная с 1923 года в общественно-полезном деле охраны и привлечения птиц принимают участие пионеры и школьники, в первую очередь юннаты.

Ежегодно, в дни весенних каникул, они проводят традиционный массовый праздник - «День птиц». Готовясь к этому празднику, юннаты ведут большую разъяснительную работу о пользе птиц, организуют выставки, посвященные «Дню птиц», строят и развешивают гнездовья для пернатых друзей.

Уничтожая несметное количество вредных насекомых, птицы являются лучшими помощниками человека в борьбе за урожай. Особенно много вредителей истребляют они в период выкормки птенцов.

По наблюдениям орнитолога (ученого, изучающего птиц) А. Н. Промптова, скворец прилетал к гнезду с кормом 198 раз за семнадцать часов, городская ласточка - 295 раз за восемнадцать часов, большая синица - 332 раза и поползень 370-380 раз в день.

По наблюдениям, проведенным в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера, причем 8 июня прилетал к гнезду с кормом 350 раз.

Юными зоологами Центральной станции юных натуралистов подсчитано, что горихвостки в период выкормки птенцов приносили им корм 580 раз, а мухоловки пеструшки - 630 раз в день.

Прожорливая кукушка, поглощая без разбора всех насекомых, за день едва успевает удовлетворить свой ненасытный аппетит.

Степные орлы, совы, сычи, сарычи и другие хищные птицы уничтожают полевок, мышей, сусликов и хомяков.

Привлечь полезных птиц в сады и огороды, на поля и в леса для уничтожения вредных насекомых и грызунов можно разными способами: посадкой деревьев и кустарников, где птицы могли бы гнездиться; охраной гнезд и птенцов от кошек и других врагов; организацией подкормки птиц в зимнее время. Самый простой способ привлечения птиц - это развеска для птиц, гнездящихся в дуплах, искусственных гнездовий: скворечников и дуплянок. В скворечниках чаще всего поселяются скворец, большая синица, синица лазоревка, трясогузка, горихвостка, мухоловка пеструшка и мухоловка серая. Для этих птиц и надо готовить скворечники. Форма и размеры скворечников должны отвечать привычкам птиц, для которых они предназначены. Делают скворечники из сухих досок толщиной не менее 2 сантиметров. Ту сторону доски, которая будет обращена наружу, гладко выстругивают рубанком. Внутреннюю сторону стенок скворечника оставляют неостроганной, чтобы птице легче было вылезать из гнезда.

В передней стенке стамеской или большим сверлом делают отверстие - леток - по величине птицы. Сколачивают скворечник очень плотно, без щелей. Крышу лучше сделать на петлях. Это даст возможность в любое время осматривать скворечник, а осенью вычищать из него сор. Крыша должна быть несколько шире скворечника, чтобы в него не затекала вода. Планку, которой скворечник прикрепляется к стволу дерева или шесту, прибивают к задней стенке так, чтобы шляпки гвоздей были обращены внутрь скворечника. Никаких украшений в виде, крылечек и карнизов делать не следует.

Кроме скворечников, для птиц делают дуплянки. Изготовляют их так: в обрубке ствола дерева выдалбливают сердцевину, сбоку просверливают леток, сверху прибивают широкую крышу. Степки дуплянки должны быть не тоньше. 3-5 сантиметров.

Выбор типа и размера гнездовий зависит от того, каких птиц мы хотим привлечь. Одним птицам для сбора пищи нужна сравнительно большая площадь леса или сада (синицы), другие могут обходиться и совсем без деревьев (скворцы), третьи могут жить только у водоемов (белая трясогузка). Поэтому важно знать, где и какие гнездовья следует развешивать.

В городе и в поселке можно вешать гнездовья для стрижей, серых и пестрых мухоловок, горихвосток и галок.

Если поблизости есть речка или пруд, то в гнездовье может поселиться белая трясогузка, а если невдалеке имеются огороды или поля, то может жить и скворец.

Вблизи помоек, скотных дворов особенно полезны будут мухоловки - истребители мух.

На огороды желательно привлечь скворцов и трясогузок.

В плодовом саду наибольшую пользу принесут синицы, а также горихвостки и мухоловки.

На поля следует привлекать хищных птиц-мышеедов. Для них ставят шесты с 50-сантиметровой перекладиной (по три-четыре шеста на гектар).

В парках и рощах могут жить вертишейки, пишухи, поползни, дятлы, синицы, горихвостки и мухоловки.

Развеской дуплянок можно привлечь в лес многих полезных птиц: пищух, поползней, синиц, дятлов и др.

Чем культурнее ведется лесное хозяйство, тем необходимее развеска в лесу дуплянок, так как в нем нет старых дуплистых деревьев, в которых гнездятся птицы.

Развеску гнездовий лучше производить с осени - зимующие птицы используют их для ночлега, привыкнут к ним и весной выведут в них птенцов.

Можно развешивать искусственные гнездовья и ранней весной, за две недели до прилета птиц. Например, в Московской области скворечники нужно вешать в период с 15 марта по 10 апреля, в южных районах - раньше, в северных - позднее.

Прикрепляется гнездовье отвесно или с небольшим наклоном вперед, чтобы птице было легче вылетать из гнезда.

Леток должен быть обращен на солнечную сторону. Прикреплять скворечники и дуплянки нужно прочно, чтобы они не качались при ветре, иначе птицы их не займут.

Лучше всего привязывать дуплянку веревкой или железной проволокой сечением 1,5-2 миллиметра. Чтобы проволока не врезалась в ствол дерева, под нее надо положить небольшие деревянные брусочки.

На дереве с гладким стволом гнездовье будет в большей безопасности от кошек.

Перед развешиванием скворечников в них насыпают опилки и торф слоем 2-2,5 сантиметра.

В соответствии с привычками различных птиц гнездовья прикрепляются на разной высоте.

Синица обычно гнездится на высоте около 3 метров, горихвостка - на высоте 4 метров, мухоловки пеструшки чаще выбирают высоко расположенные дупла (случалось находить их гнезда на высоте 10 метров). Для скворцов нужно вешать гнездовья на высоте не менее 8 метров. Скворечники для скворцов можно развешивать близко один от другого, даже на одном дереве.

Развесив гнездовья, следует организовать наблюдения за прилетом птиц, проследить, как заселяются птицами приготовленные для них квартиры.

Наблюдения за прилетом птиц имеют большое практическое значение. Многолетние наблюдения устанавливают связь между прилетом птиц и такими явлениями природы, как вскрытие рек, прекращение весенних заморозков и др.

В марте, вскоре после появления первых проталин, прилетают грачи. В Москве, по наблюдениям юных зоологов Центральной станции юных натуралистов, грачи прилетают, в среднем, 17 марта. Чуть позже прилетают весенние певцы - полевые жаворонки. Не видя самих певцов, можно определить присутствие жаворонков по их звонкой песне. Одновременно с жаворонками прилетают скворцы и заселяют приготовленные для них квартиры - скворечники.

В конце марта можно услышать громкое, красивое пение зяблика. С красной грудкой, с белыми полосками на крылышках, сначала появляются ярко окрашенные самцы, а через несколько дней прилетают самки. Они более скромны в оперении, менее заметны - серенькие и тоже с белой полоской на крылышках.

В апреле одни за другими появляются новые птицы: зорянки, дрозды, журавли, чекан луговой, горихвостка, мухоловка пеструшка. В последних числах апреля или в начале мая раздается первое кукование кукушки.

В первой декаде мая прилетают одни из лучших певцов - черноголовые славки. Вслед за славками, почти одновременно с ними, появляются мухоловки серые, а потом - соловьи.

С середины мая из-под крыш домов, где гнездятся ласточки, раздается их щебетанье.

Одновременно с ласточками появляются острокрылые стрижи.

Позднее всех в зазеленевших лесах и рощах появляются яркожелтые иволги. О присутствии иволги можно сразу узнать по ее красивому, мелодичному, флейтовому свисту. Зато протяжный, пронзительный крик самца и самки иволги, издаваемый ими при тревоге, звучит очень неприятно.

Но вот раздалась звонкая, своеобразная песня: «ты Витю ви-дел» или «че-че-ви-цу ви-дел». Это поет чечевица. Можно считать, что прилет птиц закончился. Наступает пора гнездования.

Многие из тех птиц, что прилетели раньше, к этому времени уже успели вывести птенцов.

На весенних экскурсиях каждый юннат может познакомиться с птицами своего края, научиться распознавать их по внешнему виду. К каждой экскурсии надо тщательно подготовиться, наметить ее маршрут, определить цель. Правда, специального снаряжения для орнитологических экскурсий не требуется. Если есть, желательно захватить с собой бинокль. Но как и на другой любой экскурсии, у каждого юнната обязательно должны быть записная книжка и простой карандаш для записи наблюдений и зарисовок. Делать на экскурсии записи химическим карандашом нельзя, так как в случае дождя или снега они могут расплыться. Хорошо, если кто-либо из участников экскурсии возьмет с собой фотоаппарат.

Проводя весенние экскурсии, выясните сроки прилета птиц в вашей местности, отметьте время появления первых стай и массовый прилет этих птиц, проследите за поведением птиц после прилета. При встрече незнакомой птицы постарайтесь дать подробное ее описание: какой внешний вид этой птицы (сравнить по величине с одной из тех птиц, которые всем хорошо известны, - воробьем, галкой, вороной, скворцом и др.); какая общая окраска птицы и есть ли у нее характерные цветные отметины. Обратите внимание на форму ее тела. Опишите поведение птицы и пенье или звуки, которые она издает. Составьте календарь весеннего прилета птиц в вашей местности. Очень полезно научиться распознавать птиц в природе не только по внешнему виду, но и по голосу.

После прилета птиц проследите, когда и какие птицы начнут осматривать скворечники, когда и какой материал начнут они приносить в скворечник для постройки гнезда и сколько времени строят его.

Проверьте, все ли развешанные гнездовья заняты птицами. Если окажутся гнездовья, забракованные птицами, постарайтесь выяснить, почему это произошло.

Проводя орнитологические экскурсии, интересно выяснить, как распределяются птицы по гнездовым местам, составить список птиц, гнездящихся на опушках и в чаще леса, а также птиц поля, луга, сада.

Ценный материал могут дать наблюдения за жизнью определенного гнезда: когда начнет самка откладывать яйца и как она их откладывает - ежедневно или с промежутками; когда начнется насиживание и сколько времени оно продлится; принимает ли участие самец в насиживании (в какие часы он сменяет самку); если самец не помогает насиживать, то приносит ли он корм самке; время вылупления птенцов из яиц.

Наблюдения у гнезда надо делать без шума и резких движений. Яйца в гнезде лучше не трогать - многие птицы после этого покидают гнездо.

В период выкормки птенцов интересно выявить район, куда различные птицы летают за кормом; определить, какой корм они собирают; какие птицы лучше осматривают плодовые деревья, ягодные кусты, охотятся над грядками; подсчитать, сколько раз в сутки кормят птицы своих птенцов.

Вывешенное у окна чердака искусственное гнездовье с застекленной задней стенкой даст возможность проследить, каких слизняков, червей, гусениц и взрослых насекомых приносят птенцам родители.

Интересно также наблюдать первые уроки летания только что оперившихся птенцов, самостоятельные поиски ими пищи и другие моменты их жизни.

Большое научное и практическое значение имеет работа юннатов по кольцеванию птиц.

Работу по кольцеванию юннаты могут проводить только под руководством знающего руководителя. Последний должен через Центральную станцию юных натуралистов или непосредственно установить связь с бюро кольцевания при Управлении по заповедникам и оттуда получить кольца и инструкцию по кольцеванию птиц.

Пойманной птице на ногу надевается легкое алюминиевое кольцо со следующей надписью: «Москва, БЮН» (что означает «Биостанция юных натуралистов»; впервые бюро кольцевания было организовано в 1924 году на биостанции, первыми метчиками птиц были юннаты), № кольца и серия.

Серия кольца обозначается одной из следующих букв латинского алфавита: А, В, С, D и Е. Только самое маленькое кольцо - для мелких воробьиных птиц - не имеет серии.

Юннаты оказывают существенную помощь в работе по кольцеванию птиц не только путем распространения сведении о кольцевании среди населения, но и практическим участием в работе по кольцеванию.

Чаще всего кольцевание проводится перед вылетом птенцов или выводков. Вот описание одной из таких работ в дневнике юнната Коли Волкова:

«Никто из нас, участников этой экскурсии, никогда не видел такой массы птиц, как у залива Московского моря. Когда мы впервые подходили к морю, солнце уже касалось горизонта. Разноголосое кряканье уток слышалось со всех сторон. В камышах попискивали многочисленные утиные выводки, а их мамаши - старые утки - с непрерывным кряканьем летали перед нами, стараясь отвести нас в сторону. Вспугнутая нами огромная стая чибисов наполнила воздух разноголосым плачем. То и дело слышался мелодичный свист различных куличков. На берегу, около лужиц, чуть ли не под каждой кочкой сидели дупеля и бекасы - так их здесь было много! Мы все пожалели, что не захватили с собой из Москвы колец для кольцевания птиц. Ведь это было самое лучшее время для кольцевания уток: молодые еще не летали, селезни линяли и тоже не могли летать.

Обратились к заведующему охотничьей станцией и, получив все имеющиеся у него кольца, занялись на следующий день кольцеванием птиц.

Чтоб кольцевать птиц, мы находили выводки и, встав в ряд, окружали их с трех сторон, постепенно загоняя на берег. В одном таком загоне было иногда до тридцати-сорока утят и линяющих селезней. Некоторые из них прорывались через цепь, ныряли и уходили, но основная масса выходила на берег и пряталась среди растений. Здесь мы их брали руками. Для кольцевания мы ловили кряковых уток, широконосок, чирков-трескунков и свистунков.

После того как птица была окольцована, мы записывали номер и серию кольца, породу утки и какая утка (молодая или старая) этим кольцом окольцована и выпускали птицу».

С приближением поры осеннего отлета птиц многие из них начинают собираться в стайки. В поисках корма они кочуют с места на место.

Сроки отлета различных птиц неодинаковы. Раньше всего исчезают те птицы, которые позднее других прилетели весной (стрижи, ласточки, кукушки, соловьи и др.).

Отлет некоторых птиц, например журавлей, уток, осенью можно легко проследить; мелкие же птицы летят преимущественно ночью, и поэтому их отлет заметить бывает очень трудно.

В конце сентября большими стайками направляются на юг скворцы.

По мере того как улетают на юг наши птицы, с севера к нам прилетают новые, из которых одни остаются у нас лишь короткое время, другие же - на всю зиму.

На осенних экскурсиях следует изучить кочевки птиц, проследить места их кормежки, выяснить, чем различные птицы питаются осенью, изменяется ли их корм по сравнению с летним, постараться отметить время исчезновения отдельных видов птиц и появление зимних - свиристелей, снегирей, чечеток и др.

Зима - самое тяжелое время в жизни наших оседлых птиц. Много их погибает в морозы, вьюги и гололедицу.

Юннаты должны своевременно позаботиться о подкормке птиц в это время. Зимняя подкормка птиц спасает многих из них от гибели. Кроме того, подкормкой можно привлечь птиц к гнездованию на этом участке весной.

Кормушки для птиц бывают разных типов: в виде полочек, ящичков и даже домиков. Наиболее удобны кормовые доски, которые приделываются к форточке,

Кормом для птиц служат конопляное семя, пшено, овес, сушеные муравьиные яйца, сушеные ягоды бузины, можжевельника, калины, рябины и семена различных древесных растений (клена, ясеня, липы и др.). Ягодами клюквы или рябины можно привлечь зимой снегирей, свиристелей. К зернам конопли, проса, овса прилетят овсянки, щеглы, большие синицы, поползни и снегири. Синицы особенно охотно летят к кормушкам, если подвесить кусочек сала или мяса.

Начав подкормку, нужно производить ее регулярно, так как, не найдя корма на месте, птица может исчезнуть на несколько дней. Часто других птиц прогоняют воробьи, поэтому их надо отпугивать от кормушек.

Место подкормки должно быть выбрано тихое, окруженное со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений.

Кормушки для защиты от снега и ветра должны иметь крышу. Их нужно размешать так, чтобы птицы могли с ветвей прямо соскакивать к корму.

Наблюдая за птицами у кормушки, выясните, какие птицы посещают кормушки, какой корм предпочитают, каково поведение кормящихся птиц, отношение птиц одного и разных видов друг к другу, какие птицы бывают более голодны, в какое время дня и в какую погоду они охотнее посещают кормовые столики, и проследите за изменениями в поведении, составе и численности птиц у кормушки в течение зимы и накануне весны.

Такие наблюдения не только расширят и углубят ваши знания о птицах, но и дадут возможность лучше использовать пернатую армию на охране урожая.

Птицы - теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге - три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов - почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше - среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда - вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины.

Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири, сойки и многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.

ЗИМУЮЩИЕ И КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других - оседлые. Среди диких голубей есть перелетные, кочевые и оседлые птицы. Серая ворона из северных областей Советского Союза улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас - перелетная птица, а в городах Западной Европы - оседлая. Грачи в более северных широтах - перелетные птицы, а в более южных, например, на Украине, в Черноземье - оседлые. Домовый воробей в Европейской части России живет круглый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию.

елена дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной .

Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма .

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах .

Формировать гуманное отношение к птицам .

Материал :

Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо» , «Чем заняты скворцы› ; книги о птицах , картинки с изображением птиц , календарь прилета птиц .

Предварительная работа

Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова» , «Сорока» , «Цапля» , «Ястреб» , «Снегирь» , «Кукушка» , «Журавли» , «Дятел» ,«Воробьи» , «Аист» ; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет » ,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки» , «Чей нос лучше» , «Птичьи разговоры» , «Люля» , «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как

птицы спасли дуб », М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип» . Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны ; беседа «22 марта - праздник птиц » .

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей : чириканье воробьев, щебетание мухоловок,

Педагог. Почему птицы так оживились ? Чем они весной занимаются?

Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы .

группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет : там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки ,тряпочки, соломинки?

(Ответы детей : птицы строят гнезда .)

Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах , об их весенних заботах . Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,

Карлсон, который живет на крыше.

Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.

Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц , которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их .)

Педагог. Какие бывают птицы ? (Зимуюшие и перелетные)

Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :

Перелетные : грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.

Зимующие : воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.

Вопросы детям :

Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

Чем они питались?

Как мы им помогали?

Чем заняты птицы сейчас ?

Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают , купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы ?

(Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина , они

здесь родились.)

Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц , который мы с вами ведем всю весну.

(Дети рассказывают Карлсону о птицах , которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах . Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (Дети топают)

Карлсон. Что неправильно?

(Дети : мухи.)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы. (Дети топают)

прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица , какой дом строит?

Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы , они у них все разные, называются они. (гнездами) .

Игровое упражнение «Чьё гнездо» . Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц . Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам . Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»

«Сова любит селиться в старых , заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.

Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов ?

Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица , чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы » .

Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах .

Вопросы детям :

Какую пользу приносят птицы , выкармливая своих птенцов?

Чему учат птицы птенчиков ?

Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники » .

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц . Птицы строят гнезда , высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные» , зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

Над полями и степями днем парят хищные птицы , высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы , помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

Теперь вам будет понятно, почему говорят : птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями .

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах , я много нового и интересного узнал о птицах , Мне пора. До свидания.