Природные ископаемые забайкалья. Горные породы и минералы забайкальского края. От него кругом светло

В следующий период, связанный с господством в степях тюрко-болгар , славяне оказываются отрезанными от византийских границ, но в IX веке происходят два события, непосредственно хронологически предшествовавшие эпохе Древнерусского государства - русско-византийская война 830 года и русско-византийская война 860 года . Обе экспедиции были морскими.

Особенности развития древнерусской государственности на раннем её этапе (наличие мощных племенных союзов с местными княжескими династиями и крупных городских центров с вечевым самоуправлением, их подчинение киевскому князю на федеративных началах, особенности зарождавшихся феодальных отношений, отсутствие частной собственности на землю) во многом определили своеобразие военной организации Древней Руси .

Организация войска

IX-XI века

С расширением в первой половине IX века влияния киевских князей на племенные союзы древлян , дреговичей , кривичей и северян , налаживания системы сбора (проводился силами 100-200 воинов ) и экспорта полюдья киевские князья начинают располагать средствами для содержания многочисленного войска в постоянной боеготовности, что требовалось для борьбы с кочевниками. Также войско могло долго держаться под знамёнами, совершая многолетние походы, что требовалось для отстаивания интересов внешней торговли на Чёрном и Каспийском морях.

Более многочисленной частью войска было ополчение - вои. На рубеже -X веков ополчение было племенным . Данные археологии свидетельствуют об имущественном расслоении у восточных славян на рубеже VIII -IX веков и появлении тысяч усадеб-хором местной знати, в то время как дань рассчитывалась пропорционально дворам независимо от достатка из владельцев (однако, по одной из версий происхождения боярства, местная знать была прообразом старшей дружины). С середины IX века , когда княгиня Ольга организовала сбор дани на русском Севере через систему погостов (позже видим в Новгороде киевского наместника , переправляющего 2/3 новгородских даней в Киев), племенные ополчения утрачивают своё значение.

Наборы воев в начале правления Святослава Игоревича или при формировании Владимиром Святославичем гарнизонов построенных им на границе со степью крепостей носят разовый характер, нет сведений о том, что эта служба имела какой-то срок или что воин должен был являться на службу с каким-либо снаряжением.

В войнах Древней Руси определённое участие принимали наёмные войска. Первоначально это были варяги . Они участвовали не только в качестве наёмников. Варяги встречаются и в числе ближайших сподвижников первых киевских князей. В некоторых походах X века русские князья нанимали печенегов и венгров . Позднее, в период феодальной раздробленности , в междоусобных войнах также нередко участвовали наёмники. Среди народов, входивших в число наёмников, помимо варягов и печенегов были половцы , венгры, западные и южные славяне , финно-угры и прибалты , немцы и некоторые другие. Все они вооружались в своём стиле.

Общая численность войска могла быть более 10 000 человек.

XII-XIII века

Таким образом, для скорости передвижения войско использовало вместо обоза вьючных лошадей. Для боя войско часто спешивалось, Лев Диакон под 971 годом указывает на необычность выступления русского войска в конном строю.

Однако, профессиональная конница была нужна для борьбы с кочевниками, поэтому дружина становится конной. При этом организация была с учётом венгерского и печенежского опыта. Начало развиваться коневодство. Развитие конницы происходило быстрее на юге Руси, чем на севере, из-за различия в характере местности и противников. В 1021 году Ярослав Мудрый с войском проделал путь из Киева до р.Судомирь , на которой разбил Брячислава Полоцкого , за неделю, то есть средняя скорость составила 110-115 км в сутки. В XI веке конница по значимости сравнивается с пехотой, а позднее и превосходит её. Тогда же выделяются конные лучники, помимо лука со стрелами использовавшие топоры, возможно, копья, щиты и шлемы.

Лошади были важны не только для войны, но и для хозяйства, поэтому разводились во владельческих сёлах. А также содержались в княжеских хозяйствах: известны случаи, когда князья выдавали коней ополченцам во время войны. Пример киевского восстания 1068 года показывает, что и городское ополчение было конным.

В течение всего домонгольского периода пехота играла свою роль во всех военных действиях. Она не только участвовала во взятии городов и проводила инженерные и транспортные работы, но и прикрывала тыл, совершала диверсионные вылазки, а также вместе с конницей участвовала в битвах. Например, в XII веке у городских укреплений распространён смешанный бой с участием и пехоты, и конницы. Чёткого разделения по вооружению не было, и каждый использовал то, что ему было удобней и что он мог себе позволить. Поэтому у каждого было несколько типов оружия. Однако в зависимости от этого различались и задачи, выполняемые ими. Так, в пехоте, как и в коннице, можно выделить тяжеловооружённых копейщиков, помимо копья вооружённых сулицами , боевым топором, булавой, щитом, иногда - мечом и доспехами, и легковооружённых лучников, снабжённых луком и стрелами, боевым топором или железной булавой, и, очевидно, без защитного вооружения. Нередко пехота использовала камнемёты.

Стратегия

Киевские князья в период IX-XI веков как правило не дробили своих сил, а последовательно атаковали разных противников. Известно о прерывании похода из-за угрозы столице (осада Киева (968)).

Под 1129 годом известно об атаке Полоцкого княжества одновременно с нескольких направлений, что происходило, однако, в условиях подавляющего преимущества наступавшей стороны.

С точки зрения стратегии интерес представляет также северный поход Святослава Всеволодовича (1180-1181) в ходе междоусобных войн. Черниговские и союзные войска, собираясь из трёх центров (Чернигов, Новгород, половецкая степь), последовательно столкнулись с тремя противниками, проведя между этими столкновениями две перегруппировки и всё время прикрывая Чернигов выделенными второстепенными силами. Поход занял все времена года: с зимы до осени. В ходе кампании черниговская дружина прошла около 2 тыс. км., новгородское войско и курская дружина - около 1,5 тыс. км.

Воинское обучение и воспитание . Исключительное внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего поколения. Обучение профессионального воина начиналось в раннем детстве со дня „пострига“ или „посаженья на коня“. С этого акта мальчик вступал во взрослую жизнь, переходя жить в половину отца, под опеку „дядьки“, начинавшего готовить его как в физическом, так и в морально-психологическом отношении к преодолению трудностей боевой и походной жизни. Если представители высшей аристократии готовились индивидуально, то для детей дружинников важную роль имел институт „гридей“ (позднее - „детские“), проходивших воинское обучение и воспитание коллективно, под контролем своих командиров и придворных.

В воинском воспитании главное внимание удел ялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, в том числе и после его смерти, и личная честь - неукоснительное соблюдение определенного кодекса поведения. В бою это означало безусловную готовность на самопожертвование ради князя и даже готовность умереть на том же месте после его гибели. Как и на Западе, честь для воина-профессионала являлась понятием абсолютным и далеко превосходившим ценность жизни. Для князя помимо личной чести и даже более важной ценностью являлась слава - утвердившееся в обществе представление о нем как о справедливом, щедром, благочестивом правителе, храбром и удачливом полководце.

Помимо индивидуальных представлений и качеств, стимулировавших определенный тип поведения, в древнерусском войске, причем не только в дружинной среде, было чрезвычайно развито понятие коллективной чести и славы. Так, воинов Святослава, осажденных превосходившими силами византийцев, более всего волновал вопрос о славе русского оружия, до тех пор остававшегося непобедимым. Поэтому смерть в бою для них выглядела предпочтительнее, чем прорыв с боем из крепости и уход с Дуная без перемирия и добычи, что считалось равносильным бегству и признанию себя побежденной стороной. Святослав был готов по­гибнуть, так как „мертвые сраму не имут“, а дружина выражала готовность сложить головы там, где его „голова ляжет“, но не уронить чести русских воинов.

С принятием православия воинская идеология облагораживается. Слова Евангелия: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“,- означающие готовность к самопожертвованию не только ради князя и войсковых товарищей, но и за всех тех, кого призван защищать православный воин, становятся отныне основой его поведения. С усилением и всесторонним развитием Киевской Руси расширяются и представления русских людей о ее и своей собственной роли в истории. Воины Руси, „славной во всех четырех концах земли“, уже могут прочесть » первом произведении русской литературы - «Слове о Законе и Благодати», что они живут в Богом избранной стране, которой предназначена великая судьба - служить идеалам христианской любви, добра и справедливости и возглавить борьбу с мировым Злом во имя торжества Божьей правды на земле.

Вооружение

Наступательное

Защитное

Если у ранних славян, по сообщениям греков, не было доспехов, то к VIII-IX веку относится распространение кольчуг . Они делались из колец, сделанных из железной проволоки, которые в поперечнике достигали 7-9 и 13-14 мм, а по толщине - 1,5 - 2 мм. Половина колец сваривалась, а другая - склёпывалась при плетении (1 к 4). Всего же их уходило не менее 20 000 на одну кольчугу. Позднее встречались кольчуги с вплетёнными для украшения медными кольцами. Размер колец уменьшается до 6-8 и 10-13 мм. Встречались и плетения, где все кольца были склёпаны. Древнерусские кольчуги, в среднем, в длину были 60-70 см, в ширину (в поясе) около 50 см или больше, с короткими рукавами порядка 25 см и с разрезным воротом. В конце XII - начале XIII века появляются кольчуги из плоских колец - их диаметр 13-16 мм при ширине проволоки 2-4 мм и толщине 0,6-0,8 мм. Эти кольца сплющивались с помощью штампа. Такая форма увеличивала площадь прикрытия при том же весе доспеха. В XIII веке происходило общеевропейское утяжеление доспехов, и на Руси появляются кольчуги длиной до колен. Однако кольчужные плетения использовались и для других целей - примерно тогда же появляются кольчужные чулки (нагавицы). А большинство шлемов снабжалось бармицей . Кольчуги на Руси были очень распространены и применялись не только дружиной, но и незнатными воинами.

Помимо кольчуг, применялись ламеллярные доспехи . Их появление относится к IX-X веку. Такой доспех делался из железных пластин формы, близкой к прямоугольной, с несколькими отверстиями по краям. Через эти отверстия все пластины соединялись ремешками. В среднем, длина каждой пластины составляла 8-10 см, а ширина - 1,5-3,5 см. На доспех их уходило более 500. Ламелляр имел вид рубахи длиной до бёдер, с расширяющимся книзу подолом, иногда - с рукавами. По данным археологии, в IX-XIII веках на 4 кольчуги приходился 1 ламелляр, при этом на севере (особенно в Новгороде, Пскове, Минске) пластинчатые доспехи были более распространены. А позднее они даже вытесняют кольчуги. Имеются сведения и об их экспорте. Применялись также чешуйчатые доспехи , представляющие собой пластины размером 6 на 4-6 см, укреплённые за верхний край к кожаной или матерчатой основе. Существовали и бригантины . Для защиты рук с конца XII - начала XIII века используются створчатые наручи . А в конце XIII века появляются ранние зерцала - круглые бляхи, одеваемые поверх доспехов.

Во время осады Константинополя в 626 году славяно-аварским войском осадная техника состояла из 12 обитых медью передвижных башен, несколько таранов, «черепах» и метательных машин, покрытых кожей. Причём изготовляли и обслуживали машины преимущественно славянские отряды. Упоминаются стреломётные и камнемётные машины и при

- «… Шляхетная и высокая и предражайшая ратная мудрость, уставы, обычаи и мудрости как добро воевати, чем от начала света и по пришествии Спасителя нашего все монархи и королевства и государства всей вселенной исканы, и доступлены, и содержаны бывали до нынешнего дня…»

(«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»
Москва, 1647 г.)


Основой древнерусского войска был «полк», что в древнейшем понимании означало организованный боевой порядок, в противоположность массе, толпе. «Стоять полком» значило быть при оружии и занимать упорядоченную позицию на поле боя, которое в старину называлось «полчищем» или «битвищем». Впоследствии «полком» стали называть отдельную рать или дружину, имевшую своего воеводу, свое знамя – «стяг», и бывшей самостоятельной боевой единицей.

Во времена расцвета и могущества Киевской Руси (XI-XIIв.в.) основным построением русского войска для боя стал так называемый «полчный ряд» - расчленение по фронту на три составные части: «большой полк» или «чело», состоящий из пехоты; - «правую руку» и «левую руку» - конные полки, стоящие на флангах. Это построение очень напоминает древнегреческую «фалангу», также прикрытую конницей с флангов, взятую впоследствии на вооружение Римской Империей. Древние русы вполне могли познакомиться с ней в ходе войн с Византией IX-X веков.

Пеший «большой полк» был вытянут по фронту в одну линию. Фронт пешего полка, где воины стояли плотными шеренгами, назывался «стена». Первые ряды составляли копейщики, имевшие хорошие доспехи – «брони добрые» и большие миндалевидные «червленые»(т.е. багряно-красные) щиты, закрывавшие воинов от плеч до ступней ног. Задние ряды клали свои копья на плечи впереди стоящих, образуя при этом сплошной частокол. Для дополнительной защиты от атак вражеской конницы, пехота могла набивать перед собой по фронту короткие заостренные колья.
В задние ряды становились хуже вооруженные и бездоспешные ратники, с оружием ближнего боя, - топорами, дубинами, засапожными ножами.
Лучники – «стрельцы» или «застрельщики» – в начале боя как правило выходили из массы большого полка и становились впереди него разомкнутыми шеренгами. Однако, по ходу битвы, они могли находиться и в глубине построения, и за ним, посылая стрелы через головы передних рядов.


Полки «правой» и «левой» руки составляла конница - «ездовая» или «вершняя» рать, княжеские дружинники, имея в первых рядах самых сильных и тяжеловооруженных бойцов. Во все стороны высылалась «крепкая сторожа» – разведка и боевое охранение войска.

Бой начинали лучники – «застрельщики», сокрушая передние ряды наступающего противника залпами из своих мощных луков.
За этим следовало столкновение главных сил. Пехота в центре начинала «резаться врукопашь», стараясь и при этом устоять под натиском врага – «не порушить стену», заставить его втянуться в ближний бой и смешать свои ряды, после чего конница правой и левой руки охватывала фланги неприятеля, сдавливала его и добивала. Если «стена», все же была неприятелем прорвана, и вражеские воины вклинивались в боевые порядки большого полка, пехотинцы собирались в так называемые «кучки», вставая спинами друг к другу и смыкая щиты.

Первым достоверным свидетельством применения этого боевого построения можно считать описание битвы у городка Листвена, недалеко от Чернигова, где в 1024 году в споре за черниговские земли сошлись рати двух братьев-князей: тмутараканского князя Мстислава и его старшего брата Ярослава, ставшего впоследствии великим киевским князем Ярославом Мудрым.

Воины Мстислава образовали на поле боя «полчный ряд»: в центре - пешие черниговские ратники-ополченцы, а на флангах – мстиславова конная дружина. Войско князя Ярослава, состоявшее из одной пехоты - наемных варягов да «охочих» новгородских молодцов, стояло плотной, монолитной массой.
Сеча была жестокая, и варяги, стоявшие в центре, стали одолевать пеших черниговских ратников. Однако отборная конная дружина Мстислава ударом с флангов смяла их строй. Все, кто не лег убитым на месте, обратились в бегство. Бегущих не преследовали – княжеский спор был решен.

* * *

Во времена становления Московской Руси (XIV-XV века) традиционный «полчный ряд» несколько усложняется - он составляет уже пять полков. К главным силам – все тем же трем полкам, развернутым по фронту – «большому», «правой руки» и «левой руки», добавляются еще полки «передовой» («сторожевой») и «засадный» («тыльный», «западной»). «Сторожа», которая небольшими отрядами высылалась во все стороны, сводилась в шестой полк – «ертаул».

Следует отметить, что удельный вес конницы в московском войске увеличивался постоянно, хотя основную массу по-прежнему составляла пехота.
Стратегия боя была такова. Первым вступал в битву «сторожевой» полк – легко вооруженные всадники, конные лучники. Они сходились вплотную с авангардом противника, и, следуя древней традиции, начинали битву с поединков лучших бойцов с обеих сторон. Эти богатырские схватки позволяли прощупать силу и боевой дух противника и давали «зачин» всему сражению. Исход этих единоборств имел очень большое психологическое значение для исхода предстоящей битвы, и потому многие известные витязи и удальцы заранее становились в ряды сторожевого полка. Расстроив сколь возможно передовые отряды неприятеля, полк должен был отступить за строй своих главных сил и вливался в них.

В схватке главных сил пеший «большой полк» играл роль устойчивого ядра войска, выдерживающего основной натиск неприятеля. Основной же ударной силой являлись конные полки правой и левой руки, а также засадный полк.

Полки «правой» и «левой руки» состояли, в основном, из тяжеловооруженной конницы – «кованой рати». При этом полк «правой руки» был из них сильнейшим и наносил главный удар, а полк «левой руки» – удар вспомогательный.. «На правую руку» всегда ставились самые сильные дружины и самые именитые князья и бояре. Стоять «на правой руке» было почетней, чем «на левой». По «разряду» – войсковой иерархии Московской Руси XVI века - воевода «правой руки» стоял выше воеводы «левой руки».

«Засадный полк» – общий стратегический резерв, ввод которого в нужный момент должен был решить исход сражения. Составлялся он из отборных, самых лучших дружин, обычно тяжелой конницы. «Засадный» полк всегда ставился слева, как бы уравновешивая своей массой полк правой руки Располагался так, чтобы до времени не быть видным неприятелю – за лесом, склоном холма, за строем главных сил.
Согласно письменным источникам, подобная тактика использовалась как против татар, так против западных противников Руси – литвы и орденских немцев.

В XVI веке, с появлением в русском войске большого количества огнестрельного оружия, для защиты «стрельцов» был изобретен так называемый «гуляй-город» – подвижное полевое укрепление, составленное из больших деревянных щитов с бойницами для стрельбы.

Эти щиты, в зависимости от времени года, ставились на колеса или на полозья, что позволяло легко перемещать их во время боя. Перевозился «гуляй-город» в разобранном виде на телегах или санях и перед боем достаточно быстро собирался плотниками и стрельцами из отдельных досок. Обычно «гуляй-город» устанавливался перед строем «большого полка», а на флангах ставились пушки «полкового наряда». Конница наносила удары с флангов, при необходимости укрываясь за полевыми укреплениями.
Документально известно применение «гуляй-города» в 1572 году в грандиозной битве под Москвой, у села Молоди, в которой русская рать под командованием воеводы князя М.И.Воротынского одержала решительную победу над войском крымского хана Давлет-Гирея.

Восьмидесятые годы девятого века. Территория заселена восточными славянами, финно-угорскими и балтийскими народами.

Племенной вождь военный руководитель славянского племени. Именно на вождя возлагалось руководство племенем. Вокруг него объединялся отряд воинов. Со временем руководство племенем перешло князьям. Они составляли в древней Руси привилегированную часть общества. Ремесленники и смерды платили дань уже не боярам, а князю. Внутри племени развивалось неравенство. Все богатство было в руках знати племени, а это привело и к политической власти.

Конкретных сведений по образованию древнерусского государства нет. Возможно, это было добровольное объединение, или, может быть, путем покорения двух славянских племен. Новгород и Киев образовали единое государство. Образовавшееся новое государство назвали Киевская Русь.

В чем своеобразие военной организации древнерусского государства?

Государство представляло политическую организацию знати племени.Главою государства был князь. Вече вправе было ограничить власть князя, только князь не всегда с ним считался.Количество городов росло очень быстро. Политическая власть и многие виды ремесел городов Древней Руси нуждались в вооруженной защите.

Внимание

Роль военной силы определили и социальные противоречия.

Особенности военной организации древнерусского государства.

Защитой государства была древнерусская армия. Основное место в армии занимало княжеское войско.

Княжеское войско в древней Руси называлось дружиной. Дружина – это вооруженный отряд при князе в древней Руси..

До десятого века психологическое и идейное единство русского войска укреплялось язычеством, которое господствовало в то время на русских землях. Князь Владимир понимал силу язычества и хотел создать единую языческую религию. В Киеве планировалось шесть общеславянских богов. Государственной религией князь Владимир признавал христианскую религию. В скором времени эта религия приобретет доминирующий характер у психологии общественности и идеологии государства.

Князь и войско должны будут защищать не только государство, но и веру христиан.

Государство поставило цель. Русь должна быть признана другими народами, как государство. С этим государством должны считаться. А для этого военное дело должно быть на должном уровне.

Армия древней Руси 11 века.

Древнерусская армия представляет собой формирование славянского государства. Основная задача войска – борьба с внешними врагами земли русской. Существовала такая армия с девятого века по тринадцатый.

Как было сказано выше, основу войска представляла княжеская дружина. В дружину входили самые опытные и подготовленные воины. Руководили дружиной воеводы.

Воевода в древней Руси был начальником войска. Только с ними в сложных ситуациях советовался князь. Княжеская дружина насчитывала несколько сотен воинов. Естественно, это незначительное число.

При необходимости князья собирали ополчение. Ополченцев называли воями. Ополчение состояло обычно из крестьян или горожан, но можно было встретить и иностранцев, представителей племен Скандинавии или кочевых народов, где 30% составляют профессионалы. Чаще всего это были наемники: печенеги, немцы, венгры и варяги. Остальную часть составляли вои. В ополчении могло быть больше десяти тысяч воинов. Все они были без оружия. Вооружение получали от князя. Решение князя выполнялось беспрекословно всем войском.

Военная организация древнерусского государства.

Князь первоначально избирался на вече. Только спустя некоторое время произошли изменения. Князь уже не избирался на вече. Его власть передавалась по наследству.

Князю всегда полагалась большая часть добычи. Это позволяло ему содержать дружину. Так создавалась основа войска. Так формировалась древнерусская армия.

В конце восьмого века княжеские дружины и ополчение представляли силу древних славян. Ополчение делилось на рода, племена, союз племени. Можно сказать иначе, оно делилось на сотни, полки, войско. Род мог насчитывать от пятидесяти до ста воинов.

Войско достигало численности до нескольких десятков тысяч. Так при походе Святослава на Болгарию в его войске было шестьдесят тысяч человек, а в войске князя Олега на Византию насчитывалось восемьдесят восемь тысяч воинов. Такое многочисленное войско в древней Руси называлось ратью. Ядром русской рати являлись княжеские дружины. Комплектовались дружины смердами и ремесленниками.

Каждый город должен был выставить «тысячу, та потом делилась на «сотни» и «десятки». Соответственно с этим осуществлялось командование. Тысячники командовали тысячей, сотники – сотней, а десятники – десятками.

Военное дело древней Руси

Пехота и конница были основными родами войск. Ни одно военное действие древней Руси не обходилось без пехоты. Она принимала участие при взятии городов, проводила транспортные и инженерные работы, прикрывала тыл.

Лошади использовались для военных целей и хозяйственных работ. Их разводили в селах и хозяйствах князя. Кони в этот период использовались лишь для доставки воинов к месту сражения. До одиннадцатого века пехоте отводилось основное место. Однако позже она занимала равное место с конницей, а спустя какое-то время конница начинает превосходить пехоту. Они вместе принимали участие в битвах. После поражения при схватке со степняками, а те были превосходными наездниками, начинает формироваться кавалерия. Своих коней во время войны князь выдавал ополченцам.

Примером в бою всегда выступали князья. Русская рать выделялась всегда своей дисциплиной, организованностью, сплоченностью и храбростью. И это приносило ей победы над противником, который значительно превосходил ее по силам.

Как выглядел древнерусский воин?

Славяне относятся к миролюбивому народу. Древнерусские воины почти не отличались от крестьян. Рубаха, порты и лапти – основная одежда в V – VI веке. Противник удивлялся русскому народу, который сражался без защитных доспехов. Прикрывались они щитами, одновременно использовали и их в качестве оружия. Свой дом защищали дубинами, ножами, топорами рогатинами.

Некоторое время спустя появился «куяк». Это рубаха без рукавов, которую обшивали кусками кожи или пластинами из конских копыт. Позже пластины из копыт коней заменили металлическими. Такой доспех защищал воина от стрел врага и рубящих ударов.

Снаряжение древнерусского воина.

Воины древнерусской армии не имели единой формы. Даже в дружине князя снаряжение было разное и подбиралось в соответствии со вкусами дружинников. Защитное снаряжение постоянно совершенствовалось. Снаряжение без шлема называлось доспехами. Кольчуга – основной элемент русских доспехов. Этот оборонительный доспех древнерусского воина играл важную роль. Кольчуга состояла из металлических пластин или колец сваренных или склеенных между собой. Доспех одевался на толстую кожаную или стеганую куртку. Позже пластины крепились ремешками к матерчатой или кожаной основе. С десятого по двенадцатый век кольчуга представляла собой длиннополую рубаху с коротким рукавом.

В двенадцатом веке у кольчуги появился длинный рукав. Весила кольчуга от шести до двенадцати килограмм. Начиная с одиннадцатого века, у русских воинов появилось чешуйчатое снаряжение.

Следует обратить внимание, что кольчугой доспех стал называться уже в Московской Руси. В древнерусском государстве этот доспех называли броня.

До девятого века на головах у древнерусских воинов были обыкновенные шапки. Первые шлемы норманнского типа на Руси не прижились. Широкое распространение получил на Руси шлем конической формы. Состоял шлем из четырех клепаных между собой металлических пластин. Воеводы и знатные воины украшали их перьями и драгоценными камнями. Меч скользил по такому шлему и не мог причинить большого вреда воину. Удар смягчался благодаря кожаным и войлочным подшлемникам. Со временем шлемы стали иметь ряд дополнительных защитных приспособлений. Это были кольчужная сетка и металлическая пластина на нос. Редко использовались маски. Древнерусские воины не прятали лицо, их грозный взгляд поражал преступника.
Полумасками пользовались богатые и знатные воины.

Основное оружие воинов древней Руси.

Главным оружием воинов были луки и копья, булавы, рогатины. Особое место отводилось конным лучникам. Они кроме лука и стрел использовали топоры, копья, шлемы и щиты.

История древней Руси важное место отводит мечу. Прежде всего, меч – основной вид рубящего оружия. А главное, он является символом княжеской власти.

Его длина была восемьдесят – девяносто сантиметров, клинок был шириной пять – шесть сантиметров и толщиной четыре миллиметра. Каждый древнерусский меч имел долы, что делало меч легче. У меча, который не предназначался для колющего удара, острие было тупым, иногда оно даже закруглялось. Рукоять меча и перекрестье, как правило, украшалась бронзой, серебром или золотом.
Носили меч в ножнах.

В десятом веке на смену мечу приходит сабля. Форму сабли русские переняли у кочевников. Однако более популярным остался меч. Знатные люди их украшали серебром и золотом.

Длина первых сабель доходила до одного метра с кривизной три – четыре с половиной сантиметра, а иногда и семь. Сабли имели ширину три – три и восемь десятых сантиметра, в отдельных случаях ширина доходила до четырех целых и четырех десятых сантиметров. Сабля имела несколько типов рукоятей.

Топоры в руки брали не только крестьяне и ополченцы. Топоры применяла и княжеская дружина. У пехотинцев топоры были с длинной рукоятью, а у конных воинов рукоять была короткой.

Для охоты и военных целей широко использовались луки. Они могли быть до двух метров длины. Для их изготовления использовались рога животных, береза и можжевельник. Хранились луки в наплечном колчане, сделанном из кожи и украшенном парчой или драгоценными камнями. Для изготовления стрел использовались камыш, яблоня, тростник, береза. Железный наконечник прикреплялся к лучине.

Самострелы являлись лучшим видом метального оружия.

Древнерусские воины в качестве защиты использовали деревянные щиты. Большие, в рост человека щиты были легкими, ими хорошо было маневрировать, но защита снижалась. В верхней части щита было отверстие для глаз. Начиная с десятого века, щиты имеют круглую форму, их начинают обивать железом и обтягивать кожей. На щитах появляется родовая символика и украшения. Воины создавали из щитов сплошную стену, через которую не могли пробиться вражеские войска. Спустя некоторое время, с появлением конных войск, щиты начали изменяться. Форма их напоминала форму миндаля. Они имели два крепления, которые удерживали щит на маршах и в бою.

Крупные военные деятели древней Руси.

Святослав Игоревич — сын князя Игоря и княгини Ольги. Его история считает великим Киевским князем. Святослав (927-872) считается лучшим полководцем и завоевателем. Обладал сильным и суровым характером. Под его руководством значительно расширились границы Киевской Руси. Количество его побед приравнивается к числу побед Александра Македонского.

Наиболее крупный военный деятель древней Руси — Князь Владимир.

К числу святых относят сына князя Киевского, внука княгини Ольги князя Владимира (960 – 1015). В народе он слывет, как Красное Солнышко. Владимир считается государственным деятелем, полководцем, реформатором. Он продолжал политику своих предшественников. Им были вторично покорены вятичи и радимичи. Он прекратил княжескую междоусобицу.

Перед своей кончиной князь Святослав разделил землю Руси. Каждый его сын получил свою часть. Старший Ярополк получил Киев, Олег, средний сын, получил Древлянскую землю. Новгород достался младшему сыну Владимиру. Отец умер, а между его сыновьями начались распри. Победу одержал Владимир. Он один стал князем Великой Русской державы. Им был захвачен Херсон. Город принадлежал тогда Византии. Владимир планировал поход на Константинополь, если византийские императоры откажут ему в руке их сестры Анны. Василий и Константин выдвинули свое требование. Владимир должен принять веру христианскую. Только случилась беда. По приезду Анны Владимир неожиданно ослеп.

По предложению Анны началось крещение. Во время его князь Владимир неожиданно прозрел. Он поверил в Бога.

Херсон князь Владимир вернул Византии, а сам с княгиней Анной вернулся в Киев. С ним приехали священнослужители Херсона и Константинополя. В Киев были привезены мощи святого Климента, епископа Римского и его ученика Фивы, церковная утварь, иконы и богослужебные книги.

Вернувшись, князь крестил своих сыновей, всех в своем доме и некоторых бояр. Началось воздвижение христианских храмов.
В 988 году состоялось важное событие для истории. Крещение Руси сделало Владимира святым. Для историков князь Владимир Великий, а для церкви он Святой.