Размер отчислений во внебюджетные фонды. ЕСН заменяется страховыми взносами. Социальные взносы с выплат по трудовым договорам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

"Страховые взносы во внебюджетные фонды"


Москва – 2010 г.


1. ЕСН заменяется страховыми взносами


С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212‑ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог» утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 №213‑ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010–2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №213‑ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок – не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы – не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС‑22–3/717@.


2. Объект для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам


Объект обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в целом совпадает с объектом по ЕСН, который до 1 января 2010 г. определялся в порядке ст. 236 НК РФ.

Особо следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 №212‑ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физическим лицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений (за исключением тех, которые указаны в данном Законе). При этом уплата страховых взносов страхователями в отношении таких лиц производится по тем видам обязательного социального страхования, по которым данные лица являются застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом от 15.12.2001 №167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Законом РФ от 28.06.1991 №1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Таким образом, страховые взносы на обязательное социальное страхование нужно уплачивать, если организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор с физическим лицом, а также в случае, когда эта организация является страхователем в отношении конкретного физического лица по другим основаниям, предусмотренным законодательством.


3. База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам


С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

Еще раз следует отметить, что в базу по взносам включаются выплаты физическим лицам независимо от отнесения их на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

В ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ внесено следующее изменение: если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (а не рыночная их стоимость, как это было предусмотрено для целей ЕСН в п. 4 ст. 237 НК РФ). При государственном регулировании цен (тарифов) на такие товары (работы, услуги), как и прежде, нужно исходить из государственных регулируемых розничных цен (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).


4. Выплаты, которые исключены из перечня необлагаемых


Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ), выплачиваемых в пользу физических лиц, несколько отличается от перечня сумм, ранее не облагаемых ЕСН.

Так, теперь страховыми взносами облагаются:

1) компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;

2) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;

3) выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;

4) выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

5) стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ;

6) стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам.


5. Другие изменения в перечне не облагаемых страховыми взносами сумм


Как отмечено ранее, перечень не облагаемых страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ), претерпел изменения. Так, некоторые выплаты из него исключены, но при этом имеется и ряд дополнений:

1. С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами.

2. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагались ЕСН суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ такого уточнения не содержится. Вместе с тем для целей НДФЛ нормирование суточных сохраняется (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ).

3. В п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ в отличие от пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ отсутствует уточнение о том, что к государственным пособиям относятся в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Однако указанные пособия являются обеспечением по обязательному социальному страхованию (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 №165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»), поэтому они исключаются из базы для расчета страховых взносов.

4. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка.

5. Теперь в п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ уточнено, что в случае проведения отпуска работниками, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная по тарифам от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

6. Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

7. Не облагаются страховыми взносами суммы пенсионных взносов, уплаченные по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

8. Страховыми взносами не облагаются выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).


6. Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам


Основное изменение, которое касается плательщиков страховых взносов, – значительное повышение ставок. Это произойдет с 2011 г. (ст. 12, ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Кроме того, уплачивать страховые взносы по общеустановленным тарифам придется и плательщикам, применяющим УСН или ЕНВД.

А на 2010 г. в ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ для плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, установлены следующие тарифы страховых взносов:

– в Пенсионный фонд РФ – 20%. Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются так: 14% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии;

– в Фонд социального страхования РФ – 2,9%;

– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%;

– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2%.

Таким образом, в целом плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физическим лицам, должны перечислить в страховые фонды 26% взносов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Повторимся, что использование регрессивной шкалы не предусмотрено. А если выплаты в пользу работника превысят 415 000 руб. (рассчитанных нарастающим итогом с начала года), то страховые взносы с суммы превышения взиматься не будут.

В 2010 г. общая сумма страховых взносов останется прежней (в размере 20%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Причем согласно пп. 1 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (15,8%) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 9,8% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии.

Пониженный тариф (по сравнению с ожидаемым в 2011 г.) установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос только в ПФР по ставке 14% (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что взносы полностью (14%) перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются так: 8% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии.

Аналогичный тариф (14% в ПФР) в 2010 г. применяют лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ пониженный тариф не распространяется на плательщиков, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 №762.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны перечислять 10,3% взносов в ПФР (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (10,3%) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 4,3% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии.


7. Размер страховых взносов для плательщиков, которые не производят выплаты физическим лицам


Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплаты физическим лицам), определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.

Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Поэтому формулы для расчета размера страховых взносов в 2010 г. выглядят следующим образом:

– в Пенсионный фонд РФ – МРОТ x 20% x 12. При этом согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 14% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии;

– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – МРОТ x 1,1% x 12;

– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – МРОТ x 2% x 12.

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом указанные плательщики вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС России (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

– ПФР – 10 392 руб. (4330 руб. x 20% x 12);

– ФФОМС – 571,56 руб. (4330 x 1,1% x 12);

– ТФОМС – 1039,20 руб. (4330 x 2% x 12).

Итого – 12 002,76 руб. Для сравнения: в 2009 г. стоимость страхового года составляла 7274,40 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 №799).


8. Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, которые производят выплаты физическим лицам


В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом перечисляемые в Фонд социального страхования РФ взносы плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же – расчетный период). В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).


9. Порядок представления отчетности плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам


В обязанности плательщиков страховых взносов – работодателей входит ведение в отношении каждого физического лица учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также исчисленных с них страховых взносов (ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Для ведения такого учета в совместном Письме ПФР от 26.01.2010 N АД‑30–24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 №02–03–08/08–56П рекомендована форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1‑го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (т.е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно), по форме РСВ‑1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №894н. Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС) остался прежним – до 15‑го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом, т.е. до 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января следующего года (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Данные расчеты представляются по форме 4 ФСС РФ, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 №871н.

В 2010 г. плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ) (см. Приложение 1). С 2011 г. указанное ограничение численности сотрудников будет снижено со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

Так же, как и в период уплаты ЕСН, обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению расчетов по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ). Если до 2010 г. ее необходимо было направлять в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то теперь расчеты представляются до дня подачи указанного заявления.

Еще одно важное дополнение в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации организации: правопреемники обязаны перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юридическое лицо независимо от того, были ли им известны до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения реорганизованным лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета. В 2010 г. отчетными периодами признаются полугодие и календарный год, соответственно, сведения о застрахованных лицах страхователю необходимо подать в ПФР до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213‑ФЗ). А с 2011 г. сведения должны будут подаваться ежеквартально до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27‑ФЗ).


10. Сроки уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками, которые не производят выплаты физическим лицам


Для плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (плательщиков, не производящих выплаты физлицам), в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ установлено следующее: уплатить взносы за расчетный период (календарный год) они обязаны не позднее 31 декабря текущего года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Расчет по взносам подается в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года по форме РСВ‑2 ПФР, которая утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №895н.

С 2010 г. расчеты представляются до дня подачи указанного заявления. Страховые взносы надо уплатить в срок не позднее 15 календарных дней с момента подачи расчета за период с начала календарного года по день представления указанного расчета включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ).

Сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета. С 2011 г. физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны представлять в ПФР сведения о себе до 1 марта следующего года (соответствующие изменения внесены в абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27‑ФЗ). На настоящий момент этот срок определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №318).



Список литературы


1.Федеральный закон от 24.07.2009 №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального Страхования Российской Федерации, Федеральный фонд Обязательного Медицинского Страхования и территориальные фонды Обязательного Медицинского Страхования»

2.Налоговый кодекс РФ. Часть II. – М.: Элит, 2008.

3.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. – М.: Главбух, 2008.

4.Главбух №1, 2010.

5.http://www.glavbukh.ru/

6.http://www.consultant.ru/

7.http://www.buhsoft.ru/


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

При изучении темы Вы узнаете:

1) плательщиков страховых взносов;

2) объект обложения и базу для начисления страховых взносов;

3) тарифы страховых взносов;

4) расчетный и отчетный периоды;

5) порядок исчисления и сроки уплаты взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам;

6) порядок исчисления и сроки уплаты взносов плательщиками, не производящими выплаты физическим лицам.

    в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование (ПФР);

    в Фонд социального страхования России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС России);

    в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование.

В настоящее время Фонд социального страхования обеспечивает граждан пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает права граждан на бесплатную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд обеспечивает выплаты пенсий, оказание органам социальной защиты материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д.

      ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Предусмотрены две группы плательщиков :

    плательщики, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

    организации;

    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

    плательщики, уплачивающие взносы с собственных доходов:

    индивидуальные предприниматели;

    адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик одновременно относится к нескольким категориям плательщиков, указанным в п.1 и п.2, то он исчисляет и уплачивает взносы по каждому основанию. Так, индивидуальные предприниматели могут выступать одновременно в двух ипостасях – как работодатели и как работающие в условиях самозанятости. Как работодатели, они выплачивают заработную плату наемным работникам и должны выступать в качестве плательщиков взносов при выплате работникам их доходов. В то же время они своим трудом обеспечивают (и «выплачивают» самим себе) свой собственный доход, по которому они также несут обязанности по уплате страховых взносов.

2.Объект обложения и база для начисления страховых взносов

Объектом обложения для работодателей (лица из группы 1) считаются все выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые физическим лицам по всем основаниям. Эти доходы, в частности, включают:

    выплаты и вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;

    некоторые иные виды выплат.

База дляплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) являющихся работодателями, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за расчетный период в пользу физических лиц. При этом датой осуществления выплат признается день начисления выплат и иных вознаграждений.

При определении базы учитываются:

    доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываемым по ценам, указанным сторонами договора;

    дополнительная выгода от оплаты работодателем приобретаемых для физического лица товаров и услуг в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, и т.п.

Не включаются в состав доходов, подлежащих обложению:

    государственные пособия , выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по безработице, беременности и родам;

    все виды установленных законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах установленных норм (возмещение вреда, причиненного увечьем, оплата стоимости и выдача натурального довольствия, командировочные расходы и другие.виды компенсационных выплат);

    суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов: физическим лицам в целях возмещения вреда в связи с террористическими актами, стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами; работнику в связи со смертью члена его семьи; работникам при рождении (усыновлении) ребенка, выплачиваемой в течении первого года после рождения (усыновления), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

    суммы страховых платежей (взносов), выплачиваемых плательщиком по договорам обязательного страхования работника, по договорам добровольного личного страхования работников , заключенным на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, а также заключенным на случай смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

    суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период;

    суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников и т.д.

В базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России, также не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.

База определяется по истечении каждого календарного месяца по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Для этой группы плательщиков устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС России и в ФФОМС. На 2012 год она установлена в размере 512000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода для каждого физического лица.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются по ставке 10% и уплачиваются только в ПФР.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Лица из группы 2 (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы), не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы в ПФР и федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя изстоимости страхового года.

Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы вФСС России.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.

2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

29 – 1 Страховые взносы во внебюджетные фонды, экономическое и социальное значение

Страховые взносы в 2014 году , как и в 2015-м, уплачивались из расчета 30% от дохода работника, в том числе 2,9% - в ФСС, 5,1% - в ФОМС и 22%- в ПФР. Причем предел для удержания страховых взносов в 2014 году в указанных выше значениях составлял 624 000 руб., а в 2015-м - 670 000 и 711 000 руб. для взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд соответственно.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.

Государственные внебюджетные фонды – форма перераспреде­ления и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение – обязатель­ное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организацион­ных мер, направленных на компенсацию или минимизацию послед­ствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков (рис.12).

Существуют разнообразные источники формирования средств фондов социальной направленности (рис. 13).

В целях реализации системы социальной защиты населения созданы государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).


Рис. 13. Источники формирования средств фондов социальной направленности

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений . Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность (рис. 14).

20 % в Пенсионный фонд

3,1 % в Медицинский фонд

2,9 % в Фонд социального страхования

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев общегосударственных финансов.

Необходимость существования внебюджетных фондов связана с тем, что ограниченность финансовых ресурсов государства в любой момент может вызвать необходимость перераспределения финансовых ресурсов.

Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов, в частности за счет снижения расходов на социальные нужды, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели, поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Таким образом, внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных целей.В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

– влиять на процесс производства путем финансирования предприятий;

– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников;

– оказывать социальные услуги населению путем выпла­ты пособий, пенсий;

– а также субсидировать и финансировать социальную инфраструктуру в целом.

Источники финансирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.На разнообразие источников формирования внебюджетных фондов и их величину оказывает влияние экономическое и социальное положение страны на том или ином историческом этапе развития.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, а также государственных и таможенных пошлин .

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется меж­ду внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями.

Ведущими среди внебюджетных фондов являются фонды государственного социального страхования и Пенсионный фонд.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальной, так и в отраслевой сфере.Фонд государственного социального страхования формируется за счет обязательных отчислений денежных средств предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, с целью страхования (рис. 15). Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется как произведение установленного процента, или тарифа, (2,9 %) к фонду заработной платы.Взносы по социальному страхованию являются элемен­том расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, исполь­зуемых предприятием, и отражаются в издержках.


Средства Фонда социального страхования расходуются на выплату различных пособий:

– по временной нетрудоспособности; – по беременности и родам; – при рождении ребенка (единовременные); – на погребение.

Выплаты в фонд государственного социального страхования до 2010 г. были включены в единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. выплаты выделены как отдельная единица.

Размеры пособий из Фонда социаль­ного страхования РФ по состоянию на 01 января 2009 г. приведены в табл. 3.

. Пенсионный фонд Российской Федерации

В соответствии с действующим законодательством выплата пенсий и некоторых видов пособий осуществляется за счет ресурсов Пенсионного фонда. На его основе пенсионное обеспечение функционирует в качестве автономной организационной структуры, выделенной из общей системы соци­ального страхования.

Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав государственного бюджета.

Виды трудовых пенсий и их структура. В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

· трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

· базовой части; страховой части; накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: – базовой части; – страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного фонда и государственного бюджета является высокая доля собственных ресурсов и отказ от значительных сумм дотаций из нейтрализованных источников (рис. 16).


Специальные пенсионные взносы накапливаются в Пенсионном фонде, сливаясь с поступлениями и средствами, имеющими собственное функ­циональное назначение в рамках социального страхования.

Механизм формирования пенсионного фонда аналогичен механизму формирования фонда социального страхования.

Основной задачей Пенсионного фонда является целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основные направления использования ресурсов Пенсион­ного фонда следующие:

– выплата в соответствии с действующим законодательством государственных пенсий, в том числе и гражданам, выезжающим за пределы РФ;

– выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет;

– оказание материальной помощи престарелым и нетру­доспособным гражданам;

– повышение пенсий в связи с изменением индексов сто­имости жизни.

Взносы во внебюджетные фонды

Согласно действующему изменению в Налоговом кодексе РФ вместо уплаты единого социального налога возвращены отчисления во все внебюджетные фонды в размере 26 % к начисленному на предприятии фонду оплаты труда (табл. 4).

Таблица 4

Исходные данные для расчета отчислений во внебюджетные фонды

Год рождения

Мужчины, женщины до 1966 г.

Мужчины, женщины с 1967 г.

Астахов С.П.

Еременко Т.П

Лаптев Д.Г.

Ступина М.С.

Таталина И.Г.

Филатов Б.П.

С 2010 г. единый социальный налог отменен, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (согласно закону № 213-ФЗ от 24.07.2009 г.). Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 г. не изменены, а с 1 января 2011 г. будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (табл. 5).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ осуществляются в размере 20 % от фонда оплаты труда (ФОТ), отчисления в Фонд социального страхования – 2,9 % от ФОТ, отчисления в Фонды обязательного медицинского страхования – 3,1 % от ФОТ, из них 1,1 % – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2 % – в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (табл. 6).

Таблица 5

Расчет страховой и накопительной части Пенсионного фонда

Таблица 6

Расчет отчислений во внебюджетные фонды

Наименование фонда

Ставка, %

Пенсионный фонд, всего, в т.ч.

Федеральный, всего

Страховая часть, всего

Накопительная часть, всего

Фонд социального страхования, всего

ФОМС, всего

Федеральный, всего

Территориальный, всего

Итого сумма взносов во внебюджетные фонды составляет 22 822, 80 руб.

29 – 2 .Формирование резервов по ссудам

При выдаче кредитавсегда существует вероятность его неуплаты, то есть банк не может однозначно определить в момент заключения сделки и в ходе сопровождения кредита факт возвратадолгасвоевременно и в полном объёме. Поэтому при помощи формирования резерва банком закладывается риск невозврата (так называемый «кредитный риск»). Таким образом, данный резерв обеспечивает создание банку более стабильных условий финансовой деятельности, позволяя избегать колебаний величиныприбыли, связанной со списанием потерь по ссудам. Источником образования резерва являются отчисления, относимые на расходы банка.

Формирование резерва производится:

По каждой ссуде в том случае, если ссуда имеет индивидуальные признаки обесценения (как правило, это кредиты, выданные не на условиях действующих в банке программ кредитования, то есть имеющие отличительные особенности в сумме, сроке, ставке, обспечении по сравнению с остальными кредитами);

По портфелю однородных ссуд (ПОС), то есть по группе ссуд, незначительных по сумме и имеющих общие признаки.

В случае оценки индивидуального кредитного продукта определение категории качества ссуды, т.е. вероятности её обесценения, осуществляется на основании профессионального суждения с применением комбинации двух критериев, «финансовое положение» и «качество обслуживания долга». Согласно таблице все ссуды делятся на пять категорий качества:

В соответствии с Положением №254-П от 26.03.2004 ставка риска определяется по следующей таблице:

Ссуды, объединённые в ПОС, в зависимости от продолжительности просроченных платежей группируются в один из следующих портфелей обеспеченных (ипотечные ссудыи кредиты на покупку автотранспортных средств) и прочих ссуд:

    портфель ссуд без просроченных платежей;

    портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;

    портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней;

    портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 180 календарных дней;

    портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью свыше 180 календарных дней.

В Положении №254-П от 26.03.2004 предусмотрено два варианта определения минимальной ставки резерва по портфелю однородных ссуд, предоставленных физическим лицам, на усмотрение кредитной организации. Выбранный вариант банк обязан закрепить в своей кредитной политике.

Для субъектов малогои среднего предпринимательства закреплён единственный способ определения ставки риска, который совпадает с вариантом 1, предложенным для физических лиц.

Портфели однородных ссуд

По ссудам, предоставленным физическим лицам (вариант 1), субъектам малого и среднего предпринимательства

По ссудам, предоставленным физическим лицам (вариант 2)

по портфелям прочих ссуд

по портфелям обеспеченных ссуд

по портфелям прочих ссуд

портфель ссуд без просроченных платежей

портфель ссуд с просроченными платежами от 1 до 30 календарных дней

портфель ссуд с просроченными платежами от 31 до 90 календарных дней

портфель ссуд с просроченными платежами от 91 до 180 календарных дней

портфель ссуд с просроченными платежами свыше 180 календарных дней

Периодичность формирования

Размер резерва на возможные потери по ссудам корректируется банком ежедневно в соответствии с изменением величины и качества кредитного портфеля, то есть в связи с выдачей (погашением) кредитов, переходом из одной категории качества в другую, изменением ставки риска по отдельным ссудам.

Определение ставки резерва производится банком не реже одного раза в квартал на основании профессиональных суждений по индивидуальным кредитам и портфелям однородных ссуд.

29 – 3. Основные показатели эффективности инвестиционного проекта

Для оценки эффективности производственных инвестиций в основном применяются следующие показатели: чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости капитальных вложений, рентабельность проекта и точка безубыточности.

Чистый приведенный доход NPV вычисляется при заданной норме дисконтирования (приведения) по формуле

, (1)

где t - годы реализации инвестиционного проекта включая этап строительства (t = 0, 1, 2, 3, ..., T); Pt - чистый поток платежей (наличности) в году t; d - ставка дисконтирования.

Чистый поток платежей включает в качестве доходов прибыль от производственной деятельности и амортизационных отчислений, а в качестве расходов - инвестиции в капитальное строительство, воспроизводство выбывающих в период производства основных, а также на создание и накопление оборотных средств.

Внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR) инвестиционного проекта представляет собой расчетную ставку процентов, при которой чистый приведенный доход, соответствующий этому проекту, равен нулю. Экономический смысл этого показателя выражен в следующем: в качестве альтернативы вложениям финансовых средств в инвестиционный проект рассматривается помещение тех же средств (так же распределенных по времени вложения) под некоторый банковский процент.

IRR является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные проекты.

Уровень IRR полностью определяется внутренними данными, характеризующими инвестиционный проект. За рубежом расчет внутренней нормы доходности часто применяется в качестве первого шага при финансовом анализе инвестиционного проекта. Для дальнейшего анализа отбираются те инвестиционные проекты, которые имеют IRR не ниже порогового значения (обычно 15 - 20% годовых).

Методика определения внутренней нормы доходности зависит от конкретных особенностей распределения доходов от инвестиций и самих инвестиций. В общем случае, когда инвестиции и отдача от них задаются в виде потока платежей, IRR определяется как решение следующего уравнения относительно неизвестной величины d*:

(2)

где d* = IRR - внутренняя норма доходности, соответствующая потоку платежей Pt.

Срок окупаемости инвестиций (payback method) - определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций. Уравнение для определения срока окупаемости можно записать в виде:

, (3)

где h - срок окупаемости; KV - суммарные капиталовложения в инвестиционный проект.

Следует заметить, что в уравнении t=0 соответствует моменту окончания строительства. Величина h определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.

Очевидно, что на величину срока окупаемости, помимо интенсивности поступления доходов, существенное влияние оказывает используемая норма дисконтирования доходов. Естественно, что наименьший срок окупаемости соответствует отсутствию дисконтирования доходов, монотонно возрастая по мере увеличения ставки процента.

На практике могут встретиться случаи, когда срок окупаемости инвестиций не существует (или равен бесконечности). При отсутствии дисконтирования эта ситуация возникает, только если срок окупаемости больше периода получения доходов от производственной деятельности. При дисконтировании доходов срок окупаемости может просто не существовать (стремиться к бесконечности) при определенных соотношениях между инвестициями, доходами и нормой дисконтирования.

Рентабельность (benefit-cost ratio), или индекс доходности (profitability index) инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам. получим формулу рентабельности (R) в виде:

, (6)

Как видно из этой формулы, в ней сравниваются две части приведенного чистого дохода - доходная и инвестиционная. Если при некоторой норме дисконтирования d* рентабельность проекта равна единице, это означает, что приведенные доходы равны инвестиционным расходам и чистый приведенный доход равен нулю.