Логистический сервис на производственном предприятии. Логистическое обслуживание. Список использованной литературы

  • 19.1. Понятие сервиса в логистике
  • 19.2. Создание системы логистического сервиса
  • 19.3. Совершенствование логистического сервиса на предприятии

Понятие сервиса в логистике

Производственное иди торговое предприятие, которое заботится об успешном развитии, ориентируется на запросы потребителей, проводит мониторинг потребительского спроса и потребительских предпочтений.

Продажа товара в оптовой и розничной торговле сопряжена с оказанием дополнительных технологических услуг, которые связаны с организацией доставки товаров, обеспечением точности параметров заказа и своевременностью поставки грузов клиентам. Использование логистического сервиса но всей товаропроводящей цепи способствует формированию системы обслуживания клиентов и поддержанию её в рабочем состоянии.

Логистический сервис - это совокупность материальных и нематериальных логистических операций, которые обеспечивают максимальное удовлетворение спроса потребителей материального потока и минимум общих затрат. Объектом логистического сервиса являются сервисные потоки в сфере обращения товаров и услуг.

Использование логистического сервиса производственным и торговыми предприятиями помогает систематизировать процесс продажи товаров, наладить постоянную взаимосвязь между предприя тием и его клиентами. Осуществляется логистический сервис либо самим продавцом, либо предприятиями, специализирующимися в области логистического обслуживания (логистические посредники и провайдеры).

В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден планировать свою деятельность исходя из покупательского спроса, который не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также в области состава и качества услуг, которые предоставляются ему в процессе поставки товарных партий.

С точки зрения продавца логистический сервис - это специальные методы логистики технологии взаимодействия предприятия с клиентами для обеспечения непрерывной связи с ними от момента заказа на товар и до его полного исполнения.

С точки зрения клиента логистический сервис это, в первую очередь, надежность. То есть способность продавца выполнять обещанные услуги правильно и аккуратно в течение определённого периода времени.

Использование логистики в сфере производственного или товарного обращения предполагает возможность оказания разнообразных услуг потребителям материального потока. Логистический сервис связан с процессами сбыта и распределения и представляет собой комплекс услуг, которые оказываются в процессе поставки товара.

Качество логистического сервиса, предлагаемого предприятиями поставщиками основывается на следующих критериях: надёжность - исполнение заказа «точно в срок»; ответственность, то есть желание помочь покупателю; гарантии соблюдения стандартов логистического сервиса; законченность - наличие необходимых навыков и знаний у специалистов предприятия для предоставления услуг; доступность - простота установления контактов с поставщиками, а также удобное время для оказания логистических услуг;

безопасность - сохранность груза при доставке; отсутствие рисков.

Кроме внешнего сервиса, оказываемого потребителям предприятия, различают также внутренний логистический сервис по отношению к подразделениям самого предприятия. Этот подход определяет отношение предшествующего подразделения по ходу движения материального потока к последующему подразделению предприятия как к клиенту. К примеру, по отношению к службе снабжения производственные участки выступают в качестве клиентов.

Выделяются следующие виды логистического сервиса.

Вид 1. Сервис удовлетворения потребительского спроса. Представляет собой комплексную характеристику обслуживания потребителей и определяется следующими показателями: время выполнения заказа; частота поставок; готовность к поставке; безотказность и качество поставок.

Вид 2. Оказание услуг производственного назначения. Включает в себя набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на поставку оборудования до момента его поступления. Может также включать в себя обеспечение запасными частями и ремонт, то есть послепродажное обслуживание.

Вид 3. Информационное обслуживание клиентов. Характеризуется совокупностью информации, предоставляемой потребителям в процессе продажи. В сетевой розничной торговле осуществляется прямая поставка от производителей, исключая посредников, поэтому розничные торговые операторы предоставляют информацию о спросе предприятиям-поставщикам.

Вид 4. Финансово-кредитное обслуживание. Представляет собой совокупность возможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот, предоставляемых потребителям.

Таким образом, сервис в логистических системах представляет собой комплекс действий, которые направлены на удовлетворение потребностей внешних и внутренних клиентов.

Специалист по коммерческой логистике должен: знать: назначение логистического сервиса как средства достижения конкурентных преимуществ, определять уровень оказываемых логистических услуг;

уметь: анализировать качество сервисного обслуживания, расходы, определять расходы по оказанию сервисных услуг, определять направления развития сервисного обслуживания, определять эффективность сервисного обслуживания, давать оценку предоставляемых сервисных услуг;

владеть: полученными знаниями и практическими навыками при решении вопросов повышения качества сервисного обслуживания, методами расчета основных показателей сервисного обслуживания, повышения его качества и перспектив развития.

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА

В условиях рыночных отношений успешная деятельность любого предприятия зависит не только от покупательского спроса на товар, но и от предоставления покупателю различного рода услуг по удовлетворению нужд покупателя. Эти услуги обычно относят к сервисным услугам.

Любая компания, заботящаяся об успешном развитии своего бизнеса, ориентируется в первую очередь на запросы потребителя, проводит мониторинг потребительского спроса. Основой спроса любого товара является его полезность, определяемая потребителями. Товары, являющиеся предметами многоразового использования, нуждаются в сервисном обслуживании. Чем дороже продукция, тем больше внимания должен уделять производитель сервисному обслуживанию. Если товар, который не поддерживается производителем в виде сервисного обслуживания, поступит в продажу, то такая продукция не будет пользоваться массовым спросом и не найдет своего покупателя.

Использование логистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс, наладить взаимосвязь между предприятием и службами сервиса. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.

Логистическое сервисное обслуживание продукции представляет собой совокупность функций и видов деятельности всех систем предприятия, обеспечивающих связь «предприятие - потребитель» в разрезе каждого материального и информационного потока по показателям номенклатуры, качества, цены, места и времени поставляемой продукции в соответствии с требованиями рынка.

Рассмотрим основные виды логистического сервиса. Удовлетворение потребительского спроса - представляет собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей. Характеризуется следующими показателями: время, готовность обеспечения комплексности и проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Сервис услуг производственного назначения - комплекс предлагаемых видов сервисного обслуживания по выпускаемой продукции, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции.

Сервис послепродажного обслуживания - гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Создание реестра проданных товаров позволяет точно определить перечень качественных товаров, выявлять постоянный брак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь перечень послепродажных услуг должны осуществлять специализиро-ванные сервисные службы, имеющие определенный опыт.

В процессе реализации товаров могут быть оказаны разнообразные логистические услуги, например: информация о наличии товарных запасов на складе; подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции; обеспечение надежности доставки; предоставление информации о прохождении грузов.

Перечень логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического сервисного обслуживания потребителей.

Последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на фирме осуществляется по следующей схеме:

  • сегментация потребительского рынка;
  • определение перечня наиболее значимых услуг для покупателей;
  • ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателя услугах;
  • определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
  • оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
  • установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор наиболее значимых для потребителя услуг, их ранжирование и определение стандартов проводится с помощью анкетных опросов.

В современной экономике покупатель фактически приобретает не только товар, но одновременно и услуги, сопутствующие его продаже. В связи с этим одним из средств в конкурентной борьбе за рынки сбыта является отношение к интересам потребителей к сфере услуг. Поэтому ведущие фирмы особое внимание уделяют постоянному повышению уровня обслуживания потребителей, в первую очередь тех, которые длительное время сохраняют хозяйственные связи.

По определению Ф. Котлера, услуга представляет собой некое действие, которое приносит пользу потребителю. Услугой может быть любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы. Услуга как продукт труда имеет потребительскую стоимость, которая предопределяет ее товарный характер и может быть реализована потребителю как особый неосязаемый товар.

Наличие в стоимости товарной продукции расходов, включая доставку, подготовку к производственному потреблению, монтаж, наладку, эксплуатационные расходы, составляет значительную часть в общей себестоимости реализуемой продукции.

Логистические услуги оказывают влияние на потенциальных потребителей как при первичной закупке товаров, так и при повторных закупках. В сфере распределения использование логистических подходов не только закрепляет хозяйственные связи и обеспечивает стабильность и рост доходов участников логистического процесса, но и способствует постоянному обращению большого объема технической и коммерческой информации.

Операции в области логистического обслуживания можно подразделить на три вида:

  • 1) услуги предпродажного характера, включающие работы по формированию спроса на логистическое обслуживание;
  • 2) услуги, оказываемые в процессе реализации товаров, которые обеспечивают эффективное продвижение материальных потоков и доставку продукции к месту назначения в соответствии с заказами потребителей (подбор и комплектация партий поставок, упаковка, маркировка, формирование грузовых единиц и работа по обеспечению надежности поставок продукции в адрес конкретного потребителя);
  • 3) услуги послепродажного характера (гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями, обязательства по рассмотрению претензий и др.).

Стремление производителей к предоставлению максимальных услуг может отразиться на экономике предприятия из-за значительного роста затрат при оказании услуг. Поэтому решение о расширении сервисного обслуживания должно соизмеряться с рентабельностью предприятия. Необходимо поддержание равновесия между прямыми доходами и преимуществами в конкурентной борьбе благодаря оказанию услуг и общей стоимостью технического обслуживания оборудования. В любом случае следует стремиться к повышению общей рентабельности предприятия.

На рис. 10.1 показана динамика планирования повышения качества услуг, связанных с техническим обслуживанием оборудования.

Рис. 10.1.

Особенность логистического сервиса заключается в том, что предоставление сервисных услуг носит постоянный системный характер. При этом предоставление услуг имеет устойчивый характер роста потребительских требований к качеству и комплексности услуг.

Ключевыми параметрами качества логистических услуг являются: время доставки продукции потребителям, безопасность доставки, наличие необходимых запасов материальных ресурсов, объективность цен на логистические услуги, предоставление постоянным клиентам кредитов, эффективность осуществления погрузочно-разгрузочных и складских операций.


Московский Государственный Университет

Технологий и Управления

«Сервис в логистике»

Контрольная работа

По предмету: Логистика


Выполнила студентка: ____________________________

Факультета: _____________________________________

Специальность:___________________________________

_________________________________________________

1. Понятие логистического сервиса 3

2. Формирование системы логистического сервиса 10

3. Уровень сервиса и затраты на сервис 15

Список используемой литературы 20

1. Понятие логистического сервиса

Услуга – это чье–либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу (фирме). Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих–либо нужд, называется обслуживанием или сервисом.

С услугами мы имеем дело постоянно, получая их от кого–то или оказывая кому–то. Исходя из уровней логистики (микро– и макрологистика) и применяя системный подход, можно выделить три основных направления сервиса:

    оказание услуг конечным покупателям книжной продукции;

    оказание услуг одними фирмами–участниками логистической цепи другим в процессе продвижения логистических потоков от производителя к потребителю;

    оказание внутрифирменных услуг разными подразделениями и работниками предприятия книжного дела.

Если выстраивать логистику обслуживания начиная с отдельного рабочего места, то получится следующая логистическая цепь. Каждый работник предприятия производит и предоставляет определенные услуги другим работникам. Например, менеджер по закупкам в книготорговом предприятии предоставляет своим коллегам по отделу поддержку их деятельности, готовность выполнить часть их функций в случае необходимости и т.д. Начальнику – надежное и качественное выполнение работ, дисциплинированность, отзывчивость на новое и т.д. Он оказывает услуги специалистам отдела продаж, сообщая им информацию о новых поступлениях, обеспечивая им контакты с поставщиками, рекомендуя методы продвижения книг и т.д.

До недавнего времени в логистике основное внимание уделялось оказанию услуг в процессе перемещения материальных потоков от производителя до торговой точки. Здесь роль сервиса очень важна. Эффективная организация сервисного обслуживания должна охватывать всю логистическую цепь, создавая гармонию между ее звеньями. От того, насколько хорошо фирма–производитель (издательство) обслуживает своих партнеров по бизнесу (оптовых и розничных книготорговцев), в значительной мере зависит эффективность движения логистических потоков и в конечном итоге уровень обслуживания покупателя в книжном магазине. Если предыдущее логистическое звено хорошо обслужило следующее, то создаются предпосылки для поддержания такого же или более высокого уровня сервиса и далее – последующими звеньями. И наоборот, если уровень сервиса, предоставленного партнером, оказался низким (нарушение сроков поставок товаров, отсутствие необходимой информации о товаре и т.д.), то фирма или не сможет хорошо обслужить своих клиентов, или это потребует от нее дополнительных затрат. Важно понимать, что обслуживание потребителей на любом этапе движения логистических потоков должно рассматриваться с точки зрения конечного потребителя.

В книжном деле растет спрос предприятий на услуги, что связано с необходимостью сокращать затраты за счет покупки услуг вместо их производства своими силами. Например, многие издательства отказываются от вспомогательных для них видов деятельности, таких, как складирование, перевозки, стимулируя, таким образом, развитие сферы услуг.

Особое значение имеет сфера обслуживания потребителей товаров. Количественный рост выпуска названий товаров, повышение качества продукции, а также развитие сети магазинов дают покупателям более широкие возможности выбора и товара, и места его приобретения. Кроме того, увеличение спроса населения на разного вида услуги происходит по следующим причинам:

    рост благосостояния отдельных групп населения определяет их стремление к повышению комфортности покупок;

    рост цен и низкие доходы других слоев покупателей повышают их требовательность к информационным и ценовым услугам (где и как можно купить дешевле и быстрее).

Сервис – это система обеспечения, позволяющая покупателю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара. Сервис неразрывно связан с процессом продажи и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, поставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции.

Сервисная логистика – это раздел логистики, в котором изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителям продукции, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков.

Цель сервисной логистики – управление потоками услуг (и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и другими потоками) для предоставления «внутренним» и «внешним» клиентам возможности получать требующиеся им услуги в соответствии с логистическим правилом «семи Н».

Зарубежные авторы, обсуждая проблемы сервисной логистики, пользуются термином «логистика сервисного отклика» (service response logistics – SRL). Под ним понимается процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

В производственном деле редко встречаются фирмы, предоставляющие своим потребителям только товары или только услуги в чистом виде. С одной стороны, любой производитель товара, как правило, предоставляет посредникам хотя бы минимальный набор услуг (информационных, финансовых, связанных с перемещением товаров). С другой – быстро развиваются сервисные фирмы. Некоторые из них производят только услуги (например, маркетинговые, аудитные, страховые, образовательные и т.д.). Однако услуги этих фирм и являются их товаром. Эти тенденции приводят к тому, что в современной логистике предлагается рассматривать комплексное понятие товар–услуга, которое может иметь множество вариантов – от преобладания материальной составляющей (продукта) до преобладания нематериальной составляющей (услуги).

Чтобы продать товар, необходимо придать ему дополнительные нематериальные свойства, в наибольшей мере отвечающие потребностям покупателя. Этому и призвана способствовать сервисная логистика. Во всех отраслях отмечается постоянное увеличение относительной важности нематериальной части совокупного предложения («товара–услуги»), что в определенной мере оправдывает рост доли затрат, приходящихся на непроизводственную сферу – распределение и потребление (затраты на владение).

Однако не следует забывать и другой важной закономерности между спросом на товар и сервисом: хороший сервис расширяет спрос на товар, причем именно в той фирме, которая предоставляет этот сервис.

Рынок чутко реагирует на качество обслуживания, которое существенно влияет на конкурентоспособность фирм. Различают два основных способа развития бизнеса: привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся. В условиях высокой конкуренции привлекать новых клиентов становится труднее. Маркетинговые исследования показывают, что каждый «удержанный» клиент обходится дешевле, чем привлечение нового. Сохранение постоянных клиентов возможно лишь в том случае, если уровень их обслуживания постоянно повышается.

При управлении сервисными потоками в логистике используются те же принципы, что и для материальных потоков. Однако при организации сервисного обслуживания необходимо учитывать характеристики услуг, в значительной мере определяющие особенности сервисной логистики.

Рассмотрим отличительные особенности услуг подробнее.

    Неосязаемость услуг. Услуга не может быть продемонстрирована покупателю до момента ее оказания. Потребитель не может изучить заранее, как он будет обслужен в книжном магазине. Это обстоятельство повышает для покупателей услуг степень неопределенности их приобретения. В таких условиях от производителей требуется принять возможные меры к прояснению для потребителей процесса оказания услуг.

    Неотделимость от производства. Материальные товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, наконец, потребляют. В отличие от них услуги сначала продают, а лишь затем производят и потребляют, причем процесс производства и потребления совпадает во времени. Неотделимость означает, что услуги нельзя отделить от процесса их оказания. Продажа услуги – это практически продажа самого процесса труда. Отсюда следует важный вывод: качество услуги – качество самого процесса ее производства.

    Непостоянство качества. Поскольку процесс производства и потребления услуги неразрывен и связан с участием в нем людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги трудно поддается контролю. Например, магазин имеет репутацию предприятия, предлагающего высокий уровень сервиса, однако один из продавцов может быть раздраженным, утомленным и в связи с этим плохо обслужить покупателя, что сформирует у последнего достаточно стойкое отрицательное отношение к фирме в целом.

    Недолговечность. Услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Недолговечность услуг не представляет проблем, если спрос на них достаточно устойчивый. Если же он подвержен колебаниям, то производители услуг оказываются в сложной ситуации. Предприятие не располагает большими возможностями сглаживания неравномерности спроса. Например, покупательские потоки значительно колеблются по часам торговли, дням недели. Их можно регулировать лишь частично, например, при помощи цен (скидки, предоставляемые в часы или дни наименьших покупательских потоков).

    Отсутствие владения. При покупке материальных товаров покупатели получают личный доступ к использованию продукта, т.е. владеют им, а при желании могут продать его. Покупатель услуги потребляет ее в момент производства, поэтому период владения выделить, как правило, невозможно.

Важной особенностью сервисной логистики является то, что основная часть услуг не может быть запатентована или защищена авторским правом. Из этого следует, что конкуренты могут легко их скопировать и использовать в своей деятельности. Однако это не должно останавливать предпринимателей в поиске и внедрении новых услуг, так как фирмы, регулярно вводящие какие–либо усовершенствования, обычно получают целый ряд временных преимуществ, а также репутацию предприятия, заботящегося о своих клиентах, которая поможет сохранить покупателей. Постоянное совершенствование услуг создает имидж, который конкурентам нелегко скопировать.

Одна из основных возможностей быть конкурентоспособным – предлагать услуги более высокого качества, чем у конкурентов. Однако повышение качества услуг влечет за собой увеличение затрат. Эта проблема будет проанализирована позже, здесь же мы приведем пример из практики «Топ–книги», иллюстрирующий важность сервисной логистики для современного книготорговца.

Три основные составляющие книготоргового бизнеса: цена, ассортимент и сервис. За последние 10 лет приоритет этих составляющих менялся. Вначале более значимыми были цены, потом – сервис и, наконец, ассортимент. В ближайшие годы, видимо, на первое место выйдет сервис, при этом цена уйдет на последнее место. Сибирский оптовик всегда будет готов заплатить лишние 5 % за хороший сервис.

Уровень сервиса, который должна оказывать крупная оптовая фирма, «Топ–книга» оценивает исходя из следующих показателей. Первое – наличие взаимного компьютерного общения, совместимость электронных форматов данных. Второе – цена поставки: если она будет превышать цену другого поставщика более чем на 5%, следует отказаться от услуг такой фирмы. Третье – вопрос взаимодействия транспортных структур. «Топ–книга» имеет свою транспортную службу, обеспечивающую доставку товаров из Москвы в Новосибирск. Для фирмы задержки в поставках недопустимы. К сожалению, многие московские поставщики не могут обеспечить исполнение заказов в срок не более одного дня. Исключение составляют издательства «АСТ» и «Инфра–М», которые могут это делать, работая с ассортиментом 5–10 тыс. названий книг.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного рынка торговые организации все больше ориентируются на потребителей, стремясь удовлетворить их всевозможные потребности, достаточно быстро оценивая и отбирая при этом наиболее выгодные подходы и методы ведения бизнеса. Один из них - логистический подход к управлению предприятиями, фундаментальные принципы которого сформировались в начале 1970-х гг.

Логистический подход предполагает совместную деятельность всех организаций по интеграции процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности внутри отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п.

Логистика обеспечивает рациональное управление всеми процессами торговых организаций, является научно-практическим инструментом взаимодействия между бизнес-организациями. Актуальность темы и интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Сервис неразрывно связан с распределением и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, покупки, поставки и дальнейшего обслуживания продукции.

В курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. раскрыть понятие логистического сервиса;

2. рассмотреть особенности формирования системы логистического сервиса;

3. классификация видов сервисного обслуживания;

4. рассмотреть критерии качества и уровень логистического обслуживания.

5. рассмотреть пути повышения качества сервисного потока.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы логистической системы обеспечения сервисного обслуживания продукции.

Во второй главе рассмотреть практическую ситуацию на конкретном предприятии.

В третьей главе рассмотрены меры повышения качества логистического сервиса на том же предприятии.

Логистический сервис

Понятие логистического сервиса и его классификация

Сервис - это система обеспечения, позволяющая покупателю или потребителю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара. Наряду с этим работу по оказанию услуг, то есть по удовлетворению чьих-либо нужд, также принято называть сервисом или обслуживанием. Сервис непрерывно связан с процессом продажи и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, поставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции.

Любая компания, заботящаяся об успешном развитии своего бизнеса, ориентируется в первую очередь на запросы потребителя, проводит мониторинг потребительского спроса. Основой спроса любого товара является его полезность, определяемая потребителями и качеством. Товары, являющиеся предметами многоразового использования, нуждаются в сервисном обслуживании. Чем дороже продукция, тем больше внимания должен уделять производитель сервисному обслуживанию. Если товар, который не поддерживается производителем в виде сервисного обслуживания, поступит в продажу, то такая продукция не будет пользоваться массовым спросом и не найдет своего покупателя. Каждый из нас хоть раз в жизни покупал бытовую технику и первый вопрос, который был задан продавцу о понравившейся технике, это вопрос о гарантии. Если техника сломается, то где можно будет отремонтировать её, где можно будет купить запасные части. Услышав ответ, что понравившуюся технику не ремонтируют, то скорей всего вы не будете её покупать.

Требования покупателя заставляют производителей заботиться о сервисном обслуживании своей продукции. Чем сложнее техника и шире ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее отследить необходимый уровень запасных частей, частоту их производства, географию потребителей. Чтобы сократить затраты, связанные с созданием запасных частей, необходимо отслеживать оптимальный объем с помощью запроса на запасные части поступающего от сервисных служб. Для поддержания необходимого уровня сервисного обслуживания своей продукции на предприятиях создается специализированная служба, занимающаяся как сервисным обслуживанием, так и мониторингом запасных частей.

Использование логистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс, наладить взаимосвязь между предприятием и службами сервиса. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.

Весь перечень работ проводящихся в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:

1. Работы, связанные с предпродажной подготовкой товара.

2. Услуги, оказываемые в процессе продажи товаров.

3. Сервисное обслуживание проданного товара.

4. Информационное обслуживание.

5. Финансово-кредитное обслуживание.

Ориентируясь на запросы покупателей, готовая продукция может пройти предпродажную подготовку. Например, если это электронная или механическая продукция, то она как правила требует обязательного проведения тестирования или наладки. Для выполнения этих функций не обязательно создавать отдел или увеличивать штат сотрудников, достаточно подготовить и обучить продавцов сервисному обслуживанию техники.

Работы, связанные с предпродажной подготовкой товара - определение политики фирмы в сфере оказания услуг, планирование услуг;- определение требований к послепродажному обслуживанию продукции на стадии его разработки совместно с потребителем;

Определение услуг, предоставляемых потребителю после продажи продукции;- установление порядка послепродажного обслуживания продукции в процессе обсуждения условий ее поставки;

Подготовка кадрового состава для проведения эксплуатационных и ремонтных работ;

Подготовка и выпуск необходимой технической документации;- подготовка необходимой инфраструктуры для обеспечения послепродажного обслуживания;- разработка системы замены продукции на ее современные модификации и утилизации старой продукции.

В процессе реализации товаров могут производиться разнообразные работы относящиеся к логистическому сервису, например:

Хранение товарных запасов на складе;- исполнение заказа, включая подбор ассортимента, упаковку, комплектацию, формирование грузовых единиц, проведение погрузочно-разгрузочных работ и др.;- обеспечение надежности доставки;- предоставление информации о прохождении грузов.

Послепродажные услуги -- это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и так далее. Создание реестра проданных товаров позволяет точно определить перечень качественных товаров, выявлять постоянный брак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь перечень послепродажных услуг должны осуществлять специализированные сервисные службы, имеющие определенный опыт.

Информационное обслуживание заключается в предоставлении потребителю информации о продукции и ее обслуживании с использованием современных технических средств обработки и передачи информации.

Финансово-кредитное обслуживание представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот потребителям.

В зависимости от формы оплаты логистический сервис делится на платный и бесплатный.

Бесплатный (временный) сервис - это комплекс услуг, учтенных при калькуляции издержек обращения, стоимость которых входит в цену поставки. Обычно сюда относят гарантийные услуги послепродажного обслуживания.

Платный логистический сервис - это совокупность услуг, оплату за которые потребитель осуществляет по отдельно выставленному счету.

Материальные услуги направлены непосредственно на потоки товарно-материальных ценностей.

Нематериальные услуги связаны с диспетчеризацией потоков, оказанием консультаций. В последнее время их доля резко увеличивается.

По направленности выделяют прямой и косвенный логистический сервис. Прямой сервис обеспечивается договором.

Косвенный направлен на создание условий для сотрудничества.

По степени адаптивности к потребностям сервис разделяют на стандартизированный и индивидуальный.

Стандартизированный сервис включает в себя пакет услуг, потребность в которых наиболее часто испытывают клиенты. Его преимуществом является относительно низкие издержки организации. Применение стандартизированного обслуживания целесообразно в случаях, когда услуги оказываются значительному количеству фирм с небольшим объемом деловых операций.

Индивидуальное обслуживание требует, с одной стороны, глубоких знаний клиента и его проблем, с другой - оптимальных способов удовлетворения потребностей, что предполагает наличие гибких технологий обслуживания, соответствующего оборудования и персонала.

По форме организации логистический сервис классифицируется на децентрализованный (реализуется собственными силами) и самообслуживание (потребитель организует сервис от своего имени и за свой счет).

По масштабу логистический сервис делится на локальный и региональный, национальный и международный. Классификация обусловлена спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации предпринимательской деятельности.

Покупатель при выборе готовой продукции принимает во внимание возможности производителя в области логистического сервиса, то есть на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предполагаемых им услуг.

Услуга - это действие юридического или физического лица, приносящего пользу, помощь другому лицу или фирме.

Появляется новое понятие, сервисная логистика, сервисный поток в логистике.

Мне нравится

5

Логистика сервисного обслуживания

Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока (см. рисунок). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Рис. Варианты поступления материального потока в систему потребления

Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
1) предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
2) работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
3) послепродажный логистический сервис.
До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя в основном определение политики фирмы в сфере оказания услуг и их планирования.
К предпродажному сервису относятся: консультирование, соответствующая подготовка изделий, обучение персонала покупателя, демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией. После прибытия товара к местам продажи работники службы сервиса устраняют возникшие во время транспортировки неполадки, монтируют и регулируют оборудование, т. е. приводят его в рабочее состояние. Предпродажный сервис всегда бесплатен.
В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
наличие товарных запасов на складе;
исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
обеспечение надежности доставки;
предоставление информации о прохождении грузов.
Послепродажные услуги включают в себя гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по формальному признаку: бесплатно (в первом случае) или за плату (во втором) производятся работы, предусмотренные сервисом или перечнем.
В гарантийный период производитель старается взять на себя все работы, от которых зависит длительная безотказная эксплуатация изделия. Производитель обучает персонал покупателя, контролирует правильность эксплуатации, работники службы сервиса без специального вызова осматривают проданную технику и проводят все необходимые профилактические работы, заменяют сломавшиеся части.
Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами. Некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания. Как правило, это разного рода осмотры, ремонт, проверки в необходимых сочетаниях, определяемые временем, прошедшим с начала эксплуатации изделия.
Возможны следующие шесть основных вариантов организации системы сервиса , причем все они имеют свои достоинства и недостатки:
1) сервис ведется исключительно персоналом производителя;
2) сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя;
3) для сервиса создается консорциум производителей отдельных видов оборудования, а также деталей и узлов;
4) сервис поручается независимой специализированной фирме;
5) для выполнения сервисных работ привлекают посредников (агентские фирмы, дилеров), несущих полную ответственность за качество и удовлетворение претензий по сервису;
6) работы, относящиеся к техническому обслуживанию, поручаются персоналу предприятия-покупателя.


Формирование системы логистического сервиса

Потребитель при выборе поставщика принимает во внимание возможность последнего в области логистического сервиса, т. е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. Расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей. Рассмотрим последовательность действий , которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:
1) сегментация потребительского рынка, т. е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;
2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень, сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;
4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
5) оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
6) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить с помощью различных опросов. Оценку оказываемых услуг проводят различными способами. Например, уровень надежности поставки можно измерить долей поставленных в срок партий. Ресурсы компании концентрируются на предоставлении покупателям наиболее важных для них услуг.


Показатели качества

При осуществлении транспортного сервиса как необходимой составляющей логистики должен быть выполнен ее основополагающий принцип – получение высокого экономического эффекта. Реализация этого принципа достигается высоким качеством обслуживания.
К ключевым параметрам качества обслуживания потребителей относятся:
время от получения заказа до доставки;
надежность и возможность доставки по требованию;
стабильность снабжения;
полнота и степень доступности выполнения заказа;
удобство размещения и подтверждения заказа;
объективность цен и регулярность информации о затратах на обслуживание;
предложения о возможности предоставления кредитов;
эффективность технологии грузопереработки на складах;
качество упаковки и выполнение пакетных и контейнерных перевозок;
надежность и гибкость поставки;
возможность выбора способа доставки. Соотношение значимостей отдельных показателей может меняться. Например, в условиях дефицита платежных средств в Российской Федерации высокое значение имело предоставление кредитов. В то же время в странах с развитой рыночной экономикой наиболее значимым показателем является надежность поставки.
Массовые опросы клиентуры, проведенные западными специалистами, дают следующую картину ранжирования (по 100 %-ной шкале) показателей качества обслуживания: в 100 пунктах оценена надежность поставки; в 60 – удобство анализа, стабильность получения информации, высокий уровень выполнения принятых гарантий; в 50 – удобство контактов в процессе обслуживания; в 10 – возможность предоставления кредита и т. д. Цикл обслуживания на предприятии состоит из трех элементов: времени от получения заказов до принятия решения о его выполнении, времени комплектации заказа и времени доставки. Производители требуют иногда весьма высоких стандартов выполнения услуг со стороны службы сервиса.

Логистическое обслуживание

Служба сервиса охватывает всю логистическую цепь, создавая своеобразную гармонию между ее технологическими компонентами и субъектами, использующими логистическую систему. В экономике развитых зарубежных стран проблемам сервиса всегда придавалось первостепенное значение. Высокоорганизованный сервис, который является одним из важных элементов современной логистики в условиях свободной рыночной экономики, – существенная часть маркетинга.
Услуги, предоставляемые службами сервиса, разнообразны и носят системный характер. Однако они тесно связаны с экспедиторской деятельностью при обслуживании материальных потоков, распределением продукции и доставкой грузов точно в срок, а также непосредственно с работой транспорта. Служба сервиса принимает активное участие в осуществлении горизонтальных экономических связей между производителями и потребителями продукции, включая транспорт и экспедиционное обслуживание.
Экспедиционная деятельность при обслуживании материальных потоков отличается большим разнообразием выполняемых услуг:
комиссионирование, подгруппировка и упаковка грузов, документальное оформление перевозок и расчеты по тарифам за перевозку с транспортными предприятиями;
погрузочно-разгрузочные и складские операции, которые выполняют на региональных распределительных складах, создаваемых предприятиями, выпускающими готовую продукцию;
передача информации о продвижении материальных потоков от поставщика продукции до потребителей на всех фазах транспортного процесса.
Принципами логистики провозглашаются приоритеты потребления, поэтому уровень и содержание сервиса, предоставляемого клиентуре, выдвигается в логистике на передний план, а сокращение времени оперативного выполнения заказа утверждается главной целью логистики. Проблема логистического обслуживания включает в себя три группы вопросов:
1) технология и организационная структура обслуживания;
2) показатели качества обслуживания;
3) целесообразный уровень обслуживания и определение оптимальной сферы обслуживания.
Экспедиторские организации – это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица.
Развитие индивидуальных требований промышленности и торговли вынуждает предпринимателей прибегать к защите, и тогда возникает потребность обращаться к своеобразному маклеру (посреднику и организатору). Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. При этом предприниматели считают, что использование посредников, в том числе взаимоотношений с транспортными организациями, представляет определенные выгоды. Резко уменьшается число контрактов производителя с вероятными покупателями товара.
Дистрибьютор сокращает число контрактов. Кроме того, у многих производителей недостаточно ресурсов для осуществления прямого маркетинга. Обращение предпринимателя к посредникам также объясняется высокой эффективностью посреднических мер по повышению доступности товара на рынке сбыта. Все это обусловливает своеобразный ренессанс классической экспедиции. В экспедиторской деятельности необходимо тщательно учитывать ситуацию, когда перед клиентами стоит выбор, делать или покупать, так как от этого выбора зависят характер и масштабы сервиса. От этого выбора зависит также активность предпринимательской деятельности. В последнее время в связи с созданием общего рынка активизируется международная деятельность службы сервиса, которая, так же как и логистика, пересекает национальные границы.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбирают наиболее значимые виды услуг, т. е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание – с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики , которая имеет следующие слагаемые:
срок поставки – промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;
обязательность (точность) поставки – оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю продукции;
готовность к поставке – согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
качество поставок – характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
информационная готовность – готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
гибкость – способность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.