1. 11. Организация логистики на предприятии
Использование логистической системы предусматриваетуправление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю:
Планирование и контроль -плашфование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, информационные системы;
Управление отерадаями – на складах, на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов;
Управление запасами – прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья; полуфабрикатов и готового продукта; выбор тары и упаковки и др.
Логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
Оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;
Оперативное управление технологическими процессами производства;
Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов;
Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
Прогнозирование, планирование и нормирование расхода в производстве;
Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
Контроль и управление запасами на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
Внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов и готовой продукции;
Информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
Автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:
^ оптимизации (минимизации) уровней всех запасов внутри
производственно-технологического цикла и складской
сокращения времени производственно-технологического
^ уменьшения всех логистических издержек в производстве;
^ оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек предполагает выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений; определение изменения затрат, вызванного отказом отданного бизнес-процесса; определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции
должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.
Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна10.3. Организация риск-менеджмента на предприятии Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им могут быть выигрыш, прибыль, доход и т. п., получение максимальной прибыли.Вторым
автора3.3. Парадигмы логистики Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич3.4. Принципы логистики Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – это обобщенные данные, законы явлений, взятые из наблюдений экспертов.Различают общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики.К
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич4.1. Методы логистики Совершенствование работы логистических систем невозможно без сбора достоверной информации и последующего ее анализа. Поэтому в общей теории и практике логистики повышенное внимание уделяется логистическим исследованиям, включающим в себя методы
Из книги Бухгалтерский учет автора Мельников ИльяОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ В соответствии с действующим законодательством каждое предприятие, независимо от формы и вида собственности, должно вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, предоставлять государственным органам информацию,
Из книги Инновационный менеджмент автора8.4. Организация планирования инноваций на предприятии Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки, анализа и синтеза плановой информации, контроля за исполнением
Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛОМ
Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует ее организации. В зависимости от масштаба производства этим могут быть заняты сами руководители (на малых предприятиях), отдельные специалисты и
Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна4. Организация производственного процесса на предприятии Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами
Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина АфанасьевнаГлава 9 Организация и техника операций по ВЭД на
Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна1. 8. Функции логистики Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные, ключевые и поддерживающиефункции.К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически
Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна ИвановнаТема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами
автора Шепелева Анжелика Юрьевна1.1. Понятие логистики
Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна2.1. Принципы логистики
Из книги Социология труда автора Горшков Александр31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний Обучающаяся организация? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся
Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия ВладимировнаВопрос 9 Организация аналитической работы на предприятии При организации экономического анализа хозяйственной деятельности на предприятии необходимо учесть, что он должен иметь научный характер, обоснованное распределение обязанностей между отдельными
Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.
Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии - повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.
Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:
Логистика включает в себя такие элементы, как:
Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.
Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:
Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:
Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.
Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:
Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.
Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:
Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.
Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках - предпринимательском и потребительском.
Рынок поставщиков включает в себя:
К рынку потребителей относятся:
По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.
Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:
Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.
Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:
Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.
Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:
Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.
Понятие логистики стало частью современных бизнес процессов не так давно. Правда, если обратиться к историческим данным, то еще со времен существования Империи инков сохранились записи об организации снабжения царского двора, в которых велся строгий учет не только мест отгрузки товаров, но и номенклатуры продукции, времени в пути, а также места назначения. Таким образом, можно утверждать, что логистика, представляющая собой совокупность данных о планировании, управлении, а также контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов, всегда присутствовала при реализации практически любой бизнес-идеи, в каждом слое общества, вне зависимости от экономического развития страны и пр.
В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками.
Различают несколько видов логистики:
Если проанализировать задачи различных видов логистических систем, то можно сделать вывод, что главная задача логистики заключается в минимизации затрат, которые включены в себестоимость конечного продукта.
Логистика для интернет-магазинов является одним из трех китов, от которого зависит жизнеспособность компании (наряду с закупкой продукции и правильной организацией маркетинга).
В онлайн-коммерции логистику можно разделить на 3 основных блока:
В каждом из этих блоков владельцу интернет-магазина нужно делать выбор: все организовывать самому либо отдать на аутсорсинг.
Выбор собственника бизнеса во многом зависит от размеров магазина и вида продукции, которую он реализует. К примеру, маленькие интернет-магазины, у которых скромные объемы продаж, стараются справиться с логистикой, опираясь на собственные силы. Когда же заказы увеличиваются, возникает необходимость в использовании сторонних логистических сервисов. Когда интернет-магазин превращается в гиганта, ему намного выгоднее построить собственную логистику, а также приобрести логистических операторов.
По мнению консультантов электронной коммерции, владельцу интернет-бизнеса следует просчитывать экономику применения b2b-сервиса на несколько лет вперед согласно нижеприведенной формуле:
Полностью делегировать обязанности по логистике позволяет фулфилмент . Данная услуга предусматривает комплексный подход к организации логистики интернет-магазина. Логистический оператор берет на себя прием продукции от поставщика, ее хранение, комплектацию, упаковку, а также организацию доставки до потребителя, прием денег за товар и обработку возвратов. Благодаря фулфилменту интернет-магазин имеет возможность полностью сконцентрировать свои усилия на маркетинге и продажах.
Для успешной деятельности каждого интернет-магазина правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:
На уровне взаимоотношений интернет-магазина с поставщиками существует два варианта — оптовая закупка либо прямая поставка (так называемый дропшиппинг). В первом случае компания приобретает продукцию партиями и привозит ее на склад, а во втором — забирает груз со склада посредника только после получения заказа. У каждой из этих схем имеются свои недостатки. К примеру, при оптовых закупках вам придется оплачивать содержание (либо аренду) склада, иметь свободные финансовые средства для приобретения оптовых партий товара и нести убытки, если упадет спрос на закупленную вами продукцию. При дропшиппинге могут возникнуть проблемы с наличием товара, а также сроками его доставки и качеством продукции.
Работа с поставщиками является наиболее чувствительной в деятельности интернет-магазинов, поэтому ее организацию лучше доверить профессионалам. Компания “Мирада” не только организует доставку товара от поставщиков на склад, его хранение, но и обработку остатков, заказов ваших клиентов, осуществит резервирование товара, оприходование, а также учет продукции.
Складская логистика занимается решением следующих задач:
На уровне складского хранения товаров у владельцев интернет-магазинов есть три альтернативы — использовать собственный склад, арендовать складскую недвижимость или же прибегнуть к услугам фулфилмент-центра.
Для приобретения и содержания собственного склада вам потребуются значительные инвестиционные средства. Так что для маленького и недавно открывшегося бизнеса данный вариант явно не подходит. А забивать продукцией собственную квартиру либо офис получится только на самом старте.
Аренда складов является более приемлемым вариантов для молодого бизнеса. Но на поиск подходящего складского помещения, который бы удовлетворял все нормы и технические требования по хранению того или иного вида продукции, требуется много времени. Именно поэтому многие интернет-магазины предпочитают отдавать задачи хранения на аутсорс в рамках фулфилмента.
Интернет-магазину, у которого масштаб отправлений заказов в месяц составляет от 1 до 500, нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовку отправлений можно делегировать одному из сотрудников компании. Если же месячный объем отправлений достигает от 500 до 3 тысяч, тогда фулфилмент выгодней организовать самостоятельно, поручив задачи отделу продаж.
Передавать фулфилмент на аутсорс, как считают специалисты рынка складской логистики, имеет смысл, если объем отправлений составляет от 3 до 40 тысяч в месяц.
Компания “Мирада” позволяет онлайн-продавцам экономить на хранении продукции, IT и персонале, а также диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорять комплектацию заказов, расширять выбор способа доставки и оплаты товара.
Но без чего невозможна эффективная и качественная работа интернет-магазина? Чем обычная розничная сеть отличается от покупок в Интернете? Правильно. Это доставка продукции конечному потребителю. Итак, следующий этап, с которым сталкивается каждый интернет-магазин — организация транспортной логистики.
Оперативная доставка товара покупателю является одной из основополагающих задач для успешного продвижения и работы интернет бизнеса, для реализации которой вам необходимо решить главный вопрос — кому доверить доставку?
Организовать транспортную логистику можно тремя способами:
Выбор зависит от нескольких факторов, включая:
Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.
Аутсорс дает возможность легко масштабировать бизнес, а также увеличивать географический охват. И если в пределах одного города интернет-магазин еще как-то может выстроить эффективную службу доставки, то для реализации товара в регионы и другие страны ему понадобятся посредники.
Таким образом, грамотная логистика для большинства интернет-магазинов — это сложное, но одновременно необходимое условие для успешного развития и работы проекта. А с компанией “Мирада” организация логистики станет более эффективной.
Прежде чем рассматривать вопросы организации, планирования и управления службой логистики на предприятиях и в организациях, остановимся на основных ее составляющих. В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела — управление материальными ресурсами и их распределение.
К материальным ресурсам в данном случае относятся первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные материалы, запасы.
Распределение материально-технических ресурсов осуществляется промежуточных и конечных готовых продуктов по двум направлениям. Первое — движение напрямую (прямой канал распределения) к промежуточному потребителю для осуществления дальнейшего производственного процесса или к конечному потребителю. Второе — движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) — крупными, средними или мелкими партиями.
Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятельности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусматривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.
Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это — закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хранение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприятии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их корректировка.
Задачи, стоящие перед внешней логистикой, состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это — транспортировка готового промежуточного или конечного продукта потребителям; выявление их запасов на собственных складах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.
Служба логистики на предприятии имеет несколько обязательных уровней управления. При этом в нее входит какая-то часть администрации, ответственная за принятые решения (по задачам, целям и проблемам фирмы) и штатные сотрудники отдела логистики и ее службы в целом.
Любая промышленная фирма, стремящаяся достичь высокой эффективности закупок, производства, складирования, хранения и формирования запасов материально-технических ресурсов, а также распределения конечного готового продукта, должна иметь правильно организованную службу логистики.
Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортировку; структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными ресурсами, коммуникации и информацию.
Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным организационным структурам фирм, так как все названные виды деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, занимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).
Фирма, занимающаяся промышленным производством или оказанием различного рода услуг, в системе логистики должна ориентироваться на практическое достижение успеха. Для этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.
Первое — необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А именно, название должности, организационные связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.
Второе — фирма должна располагать необходимой информацией о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики потребуется в ближайшее и отдаленное будущее; какими знаниями и навыками они должны обладать; какие организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдаленном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.
Третье — фирма должна находить и подбирать будущего менеджера (сотрудника) службы логистики на определенную, конкретную должность, а не подбирать должность будущему сотруднику. В последнем случае его некомпетентность может привести к негативным последствиям. Обязателен направленный подбор кадров; соответствие кандидатов должности по знаниям и навыкам, компетентности.
Служба логистики на предприятии, состоящая из трех уровней управления, является наиболее распространенной
Первый уровень : общее управление (планирование), осуществляемое вице-президентом фирмы по логистике. Основные функции: проверка всей системы и при необходимости корректировка планов, уточнение структуры системы, оценка деятельности отдельных подсистем и всей системы; координация политики и деятельности службы логистики с другими подразделениями фирмы, установление затрат и стандартов сервиса.
Исходной информацией “на входе” этого уровня являются деятельность в широком масштабе, общие проблемы подсистем и внешние факторы (возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия).
Поступающая информация используется для исследования, анализа и оценки, предоставляя “на выходе” различного рода решения, касающиеся вопросов корректировки действий отдельных подсистем и службы логистики в целом, новой политики фирмы, а также различных направлений ее деятельности.
Второй уровень : программное управление (планирование по программе). На этом уровне управления один или несколько менеджеров контролируют две и более индивидуальные подсистемы. Они управляют складским хозяйством, обработкой заказов, операциями с материалами, их отгрузкой, реализуют политику руководства средствами подсистем; устраняют возможные несоответствия между различными компонентами подсистем; подводят итоги и отчитываются перед высшим руководством о своей деятельности.
Принимаемые на этом уровне решения ограничены возможностями и инициативой менеджеров. Они руководствуются установленными нормами затрат, прибыли или сервиса. Сталкиваясь с проблемой в одной или нескольких подсистемах (например, отгрузка и складирование продукта), менеджер должен выяснить причины ее возникновения и найти оптимальное решение.
При необходимости он вносит изменения в деятельность подсистемы и координирует взаимосвязанные функции во всех других. Менеджер также может привлекать незначительное количество персонала для проверки подсистем, проводить исследования в целях улучшения их работы.
Третий уровень : оперативное управление (оперативные компоненты). Это работа с поставщиками материальных ресурсов, по которым нарушается график; подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях; управление в рамках заданного времени и затрат, отчет о результатах конкретной деятельности.
Каждая из подсистем этого уровня имеет одну или несколько строго ограниченных целей. Например, основные функции отдела отгрузки в службе логистики заключаются в организации процессов отгрузки продукции, экспедировании ее с соответствующей сопроводительной документацией; заключение взаимовыгодных контактов с внешними партнерами в сфере перевозок; оперативная робота.
Деятельность этого уровня управления измеряется в тоннах отгруженных партий продукции или единицах продукта в каждой партии; общих затратах на отгрузку, включая убытки от повреждения продукции. На этом уровне скапливается информация о рациональном распределении накладных расходов отдела отгрузки: прямая заработная плата; обязательные отчисления на социальное страхование; счета за телефонную связь; различная документация справочного характера.
В подсистеме предусмотрена обратная связь и оперативный контроль. Так, управляющий отделом проверяет отчеты о положении дел “на выходе” и дает разрешение на отгрузку. Прежде всего осуществляются поставки, требующие оперативного контроля в процессе транспортировки. Далее, фиксируется время подготовки отгрузки, самого ее процесса, а затраты на нее сравниваются с установленной нормой или желаемым стандартом.
Управление на этом уровне является рутинным процессом и включает только специфический контроль и административную деятельность, поскольку каждая возникающая здесь проблема имеет определенный и утвержденный метод решения.
Определенное значение в распределении, как средство контроля эффективности логистики, имеет аудит. Он основывается на информации об обслуживании покупателей и влияет но формирование исходных данных по запасам, транспорту, хранению товаров на складах и их отгрузке потребителям. Аудит по функциональному назначению включается во второй уровень управления службой логистики на предприятии.
Особое место в трехуровневой структуре организации и управления службой логистики на фирме занимают информационные системы. При этом иерархия их использования имеет, как правило, четыре самостоятельных уровня, на каждом из которых информационный поток выполняет свои строго определенные функции.
Характеризуя использование основных информационных потоков в различных системах логистики на предприятии, следует отметить, что информация является основой принятия решений на всех уровнях управления.
Многие компании, предпринимавшие определенные усилия по организации службы логистики на своих фирмах, испытывали в итоге определенное разочарование — прогнозируемый результат оказывался ниже ожидаемого.
Попробуем разобраться в причинах неудачной организации служб логистики на предприятиях. Логистика в настоящее время является своего рода новичком в экономической жизни вообще, и на предприятиях в частности. Традиционные структурные подразделения предприятия видят в службе логистики в некотором смысле конкурента. Они отчаянно защищают свое поле деятельности, сопротивляясь передаче в структуры логистики той или иной функции или права принятия решения.
Другая причина в том, что еще не разработана четкая структура службы логистики но предприятии. Естественно, что процесс ее становления не может осуществиться безболезненно.
Но нет не только типовой организации службы логистики, но и оптимального варианта организационного построения конкретного предприятия и его структурных подразделений. Существующее многообразие организационных форм, хотя в этом есть определенные преимущества, порождает проблемы, когда службы логистики, если и вводятся, но на собственный лад, и не оказывают действенного влияния на экономическую, производственную и хозяйственную деятельность.
И еще один аспект проблемы. В условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки, усиливающейся конкуренции на рынке, организационная структура службы логистики на предприятии должна быть предельно гибкой в отличие от традиционно сложившихся с установившимися тенденциями прежних структур функциональных подразделений практически любой фирмы.
Возросшая конкуренция, интернационализация рынков и источников снабжения, в том числе первичных материальных ресурсов, использование новых систем управления производственно-хозяйственной деятельностью, прямые поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, требуют такой организационной структуры службы логистики на предприятии, которая была бы способно обеспечить необходимый сервис.
Очевидно, что единственной и лучшей организационной структуры службы логистики на практике не существует. Более верным и оптимальным подходом к решению этой проблемы является рассмотрение возможных альтернатив организации и управления подобной службой.
Понятие логистики стало частью современных бизнес процессов не так давно. Правда, если обратиться к историческим данным, то еще со времен существования Империи инков сохранились записи об организации снабжения царского двора, в которых велся строгий учет не только мест отгрузки товаров, но и номенклатуры продукции, времени в пути, а также места назначения. Таким образом, можно утверждать, что логистика, представляющая собой совокупность данных о планировании, управлении, а также контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов, всегда присутствовала при реализации практически любой бизнес-идеи, в каждом слое общества, вне зависимости от экономического развития страны и пр.
В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками.
Различают несколько видов логистики:
Если проанализировать задачи различных видов логистических систем, то можно сделать вывод, что главная задача логистики заключается в минимизации затрат, которые включены в себестоимость конечного продукта.
Логистика для интернет-магазинов является одним из трех китов, от которого зависит жизнеспособность компании (наряду с закупкой продукции и правильной организацией маркетинга).
В онлайн-коммерции логистику можно разделить на 3 основных блока:
В каждом из этих блоков владельцу интернет-магазина нужно делать выбор: все организовывать самому либо отдать на аутсорсинг.
Выбор собственника бизнеса во многом зависит от размеров магазина и вида продукции, которую он реализует. К примеру, маленькие интернет-магазины, у которых скромные объемы продаж, стараются справиться с логистикой, опираясь на собственные силы. Когда же заказы увеличиваются, возникает необходимость в использовании сторонних логистических сервисов. Когда интернет-магазин превращается в гиганта, ему намного выгоднее построить собственную логистику, а также приобрести логистических операторов.
По мнению консультантов электронной коммерции, владельцу интернет-бизнеса следует просчитывать экономику применения b2b-сервиса на несколько лет вперед согласно нижеприведенной формуле:
Полностью делегировать обязанности по логистике позволяет фулфилмент. Данная услуга предусматривает комплексный подход к организации логистики интернет-магазина. Логистический оператор берет на себя прием продукции от поставщика, ее хранение, комплектацию, упаковку, а также организацию доставки до потребителя, прием денег за товар и обработку возвратов. Благодаря фулфилменту интернет-магазин имеет возможность полностью сконцентрировать свои усилия на маркетинге и продажах.
Для успешной деятельности каждого интернет-магазина правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:
На уровне взаимоотношений интернет-магазина с поставщиками существует два варианта — оптовая закупка либо прямая поставка (так называемый дропшиппинг). В первом случае компания приобретает продукцию партиями и привозит ее на склад, а во втором — забирает груз со склада посредника только после получения заказа. У каждой из этих схем имеются свои недостатки. К примеру, при оптовых закупках вам придется оплачивать содержание (либо аренду) склада, иметь свободные финансовые средства для приобретения оптовых партий товара и нести убытки, если упадет спрос на закупленную вами продукцию. При дропшиппинге могут возникнуть проблемы с наличием товара, а также сроками его доставки и качеством продукции.
Работа с поставщиками является наиболее чувствительной в деятельности интернет-магазинов, поэтому ее организацию лучше доверить профессионалам. Различные логистические компании не только организует доставку товара от поставщиков на склад, его хранение, но и обработку остатков, заказов ваших клиентов, осуществят резервирование товара, оприходование, а также учет продукции.
Складская логистика занимается решением следующих задач:
На уровне складского хранения товаров у владельцев интернет-магазинов есть три альтернативы — использовать собственный склад, арендовать складскую недвижимость или же прибегнуть к услугам фулфилмент-центра.
Для приобретения и содержания собственного склада вам потребуются значительные инвестиционные средства. Так что для маленького и недавно открывшегося бизнеса данный вариант явно не подходит. А забивать продукцией собственную квартиру либо офис получится только на самом старте.
Аренда складов является более приемлемым вариантов для молодого бизнеса. Но на поиск подходящего складского помещения, который бы удовлетворял все нормы и технические требования по хранению того или иного вида продукции, требуется много времени. Именно поэтому многие интернет-магазины предпочитают отдавать задачи хранения на аутсорс в рамках фулфилмента.
Интернет-магазину, у которого масштаб отправлений заказов в месяц составляет от 1 до 500, нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовку отправлений можно делегировать одному из сотрудников компании. Если же месячный объем отправлений достигает от 500 до 3 тысяч, тогда фулфилмент выгодней организовать самостоятельно, поручив задачи отделу продаж.
Передавать фулфилмент на аутсорс, как считают специалисты рынка складской логистики, имеет смысл, если объем отправлений составляет от 3 до 40 тысяч в месяц.
Компания “ ” позволяет онлайн-продавцам экономить на хранении продукции, IT и персонале, а также диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорять комплектацию заказов, расширять выбор способа доставки и оплаты товара, а также расширяться в пики продаж.
Транспортная логистика
Но без чего невозможна эффективная и качественная работа интернет-магазина? Чем обычная розничная сеть отличается от покупок в Интернете? Правильно. Это доставка продукции конечному потребителю. Итак, следующий этап, с которым сталкивается каждый интернет-магазин — организация транспортной логистики.
Оперативная доставка товара покупателю является одной из основополагающих задач для успешного продвижения и работы интернет бизнеса, для реализации которой вам необходимо решить главный вопрос — кому доверить доставку?
Организовать транспортную логистику можно тремя способами:
Выбор зависит от нескольких факторов, включая:
Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.
Аутсорс дает возможность легко масштабировать бизнес, а также увеличивать географический охват. И если в пределах одного города интернет-магазин еще как-то может выстроить эффективную службу доставки, то для реализации товара в регионы и другие страны ему понадобятся посредники.
Таким образом, грамотная логистика для большинства интернет-магазинов — это сложное, но одновременно необходимое условие для успешного развития и работы проекта. А с привличением профессионалов организация логистики станет более эффективной.