Как правильно настраивать цифровой фотоаппарат. Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом? Использование вспышки. Ситуация: пейзаж и портрет

Предположим, вы приобрели «зеркалку». И у вас возник вопрос: как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом? Чем он отличается от мыльницы? Давайте сегодня обсудим этот вопрос. Данная статья будет первой в рубрике «Учимся фотографировать ».

Отличия «зеркалки» от «мыльницы»

Прежде всего, давайте обсудим, чем же отличается «зеркалка» от «мыльницы». По сути в этом и заключается разница в съемке между данными видами фотокамер. К слову, виды фотоаппаратов мы обсуждали в отдельной статье.


У зеркальной фотокамеры есть видоискатель. То есть, в отличие от компактов, для визирования в «зеркалках» гораздо чаще используются пентапризменный или пентазеркальный видоискатель. Чем «смотрение в окошечно» лучше экрана, спросите вы. Всё просто. Во-первых, видоискатель помогает при кадрировании – у вас есть рамка, и вы можете видеть границы кадра ещё до нажатия на кнопку спуска. Да, рамка есть и у экрана, но ощущается она совсем иначе. Во-вторых, у «зеркалок», как это не парадоксально, зеркальный видоискатель. Его конструкция предполагает, что вы видите картинку в реальном времени. И картинка эта живая, не оцифрованная. Отсюда нет никаких задержек при перемещении камеры, нет мерцаний и прочих неприятностей, связанных с использованием ЖК-дисплеев или электронных видоискателей.

Зеркальные фотоаппараты поддерживают ручные настройки. Всегда. Да, не бывает «зеркалок», у которых нет контроля над диафрагмой, выдержкой и ISO (об этих параметрах чуть ниже). Это серьезно отличает зеркальную фотокамеру от многих компактов – ведь даже у «мыльниц» за 10-15 тысяч рублей далеко не всегда есть возможность ручной коррекции экспозиции с помощью трех классических параметров.


У зеркальных фотоаппаратов больше матрица. Физически больше. Матрица – это самый главный элемент фотокамеры. Матрица в фотоаппарате важна также, как, например, двигатель в автомобиле. И чем больше матрица, тем больше деталей она способна зафиксировать. Вы наверняка видели, насколько четче выходят снимки, сделанные «зеркалкой»? Ещё один плюс большой матрицы – возможность получения лучших результатов при съемке с недостаточным освещением.

Зеркальные фотоаппараты имеют сменную оптику. То есть, тушка – это лишь часть фотоаппарата . Это дает огромные возможности в творческой реализации – это одно из главных достоинств зеркальных камер.

Как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом? Управление камерой

Итак, мы обсудили основные различия между двумя классами фотокамер. Теперь настало время рассказать об основных особенностях съемки зеркальным фотоаппаратом. Сначала поговорим об управлении камерой, без этого сложно будет понять, .

Хват. Из-за эргономики и большого размера в том числе, держать зеркальный фотоаппарат нужно иначе, чем мыльницу. Правая рука должна лежать на рукоятке, а левая должна снизу как бы поддерживать объектив. Положение руки на объективе позволяет оперативно менять зум в случае, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием (как пример, стандартные объективы вроде 18-55mm, 18-105mm, 18-135mm и т.д.). То есть, ещё раз – у зеркальных фотоаппаратов нет «кнопочки приближения». Приближение осуществляется механическим поворотом кольца зуммирования, расположенного на объективе. И, ради Бога, не кладите руку сверху на объектив – лично у меня сердце кровью обливается, как только вижу такое.

Слева — как нужно держать руку на объективе, а справа — как НЕ нужно

Визирование. Мы уже говорили с вами выше о видоискателе. Предпочтительнее, конечно, именно используя его, строить кадр. Однако это не всегда удобно. Поэтому в современных зеркальных фотоаппаратах реализовано на должном уровне визирование с помощью экрана. Режим этот называется LiveView. Стоит отметить, что съемка видео возможна только в этом режиме. Также обратите внимание, что видоискатель недоступен при активированном режиме LiveView.

Зарядка фотоаппарата. В отличие от большинства мыльниц зеркальный фотоаппарат для зарядки не нужно подключать к сети – из него просто вынимается аккумулятор и вставляется в специальное зарядное устройство. Конечно, это удобнее, чем подключать к сети весь фотоаппарат.

Элементы управления фотоаппаратом. Конечно, фотоаппараты разных фирм отличаются с точки зрения управления, но принципы у них примерно одни и те же. Рассмотрим элементы зеркальных фотокамер, которые отличают их от «мыльниц» и могут быть непривычными.

  • У многих «зеркалок» есть большое колесо выбора режимов съемки. На нём расположены классические варианты: «Авто» (A+), P, A (Av), S (Tv), M. Без скобок представлены обозначения для Nikon, отличающиеся значения Canon написаны в скобках. Слева-направо эти режимы обозначают: полностью автоматический режим, автоматический режим с выбором параметров, режим приоритета диафрагмы, режим приоритета выдержки, ручной (мануальный) режим. На колесе есть и другие режимы (сюжетные), но они не являются основными.
  • Помимо колеса выбора режимов на тушке фотокамеры в зависимости от фирмы и модели есть следующие важные элементы управления: кнопка включения видеозаписи (отличается от кнопки спуска затвора, обычно красного цвета), рычаг переключения между видоискателем и экраном, кнопка ISO, кнопка экспозиции и пр.
  • В зависимости от модели есть одно или два дополнительных колеса управления, которые помогают при изменении настроек при съемке в ручных режимах. Колесики обычно расположены под большим и указательным пальцем правой руки (у младшей линейки камер только 1 колесико).
  • У старших камер есть второй экран (сверху), на который выводятся основные настройки камер.
  • Переключение между автоматической и ручной фокусировкой может осуществляться с помощью отдельного рычажка на тушке (Nikon), с помощью рычажка на объективе (Nikon, Canon) или другими способами. Для уточнения этого момента рекомендую ознакомиться с инструкцией, так как, в зависимости от производителя, данная функция реализована по-разному.

Слева можно видеть колесо управления режимами съемки,
справа расположился дополнительный экран

Режим А+ («Авто») и сюжетные режимы. Я вполне понимаю, что разбираться с ручными настройками хочется далеко не всем. Именно для тех, кому это не интересно, а важен лишь сам процесс съемки, придумали режим «Авто». Его также называют «зелёной зоной», так как обычно этот режим изображен в виде зеленого фотоаппарата или зеленой буквы «А+». В этом режиме камера выбирает настройки сама. В современных фотоаппаратах данный режим реализован вполне сносно. Конечно, «автомат» не совершенен – он не способен понять ваш творческий замысел. Другой вопрос, так называемые «сюжетные режимы». Они есть на любительских «зеркалках». Это режимы вроде «портрет», «фейерверк», «пейзаж» и т.д. Это также автоматические режимы, но подстраивающиеся под конкретную ситуацию. Также неплохо подходят для людей, не желающих разбираться в технических вопросах.

Режим A (Av) – режим приоритета диафрагмы. Этот режим считается ручным. Он позволяет контролировать открытие диафрагмы объектива. При этом, чем меньше диафрагменное число, тем больше открытие. Например, f/1.4 является максимальным значением диафрагмы для современных объективов Nikon – на этом значении диафрагма максимально открыта. Увеличивая диафрагменное число, мы зажимаем диафрагму. Сам же принцип здесь достаточно простой – чем больше открыта диафрагма, тем больше света проходит через объектив. Всё, что новичку нужно знать, это то, что для съемки портретов и съемки при плохом освещении лучше всего использовать максимально открытую диафрагму для конкретного объектива, а для съемки пейзажей диафрагму в пределах от f/5.6 до f/11. Чем больше вы открыли диафрагму, тем сильнее будет размытие заднего плана. Конечно, открытая диафрагма – лишь одна из составляющих красивого размытия («боке»), но это тема уже для другой статьи.

Режим S (Tv) – режим приоритета выдержки. Менее востребованный у любителей, но не менее важный. Позволяет установить скорость срабатывания затвора, то есть, скорость, с которой будет сделан снимок. Обычно скорость измеряется в долях секунды. Например, 1/200 сек, 1/1000 сек, 1/2 сек, 1 сек. На практике в фотокамерах это может обозначаться иначе – 200 (для 1/200 сек), 2 (для 1/2 сек), 1’’ (для 1 секунды). Рассказывать тут не мало, если кратко суть вот в чем. Если вы снимаете быстро движущиеся объекты, то предпочтительнее выставлять короткую выдержку (1/1000 сек, например). Если вы снимаете при плохом освещении, то выдержку лучше делать длиннее, в зависимости от фокусного расстояния фотоаппарата (для фотоаппарата 18-55mm, например, при съемке на 18mm можно установить выдержку 1/30). Чем длиннее выдержка – тем больше света попадает через объектив на матрицу. Опять же, разговор о выдержке – это тема отдельной статьи. Основное, что нужно запомнить – чем длиннее выдержка, тем более размытым будет снимок, чем выдержка короче, тем он будет четче. Это очень упрощенное объяснение, но единственно возможное в рамках сегодняшней статьи.

Режим M – мануальный, ручной режим съемки. Тут всё просто, и выдержка, и диафрагма регулируются вручную.

ISO – светочувствительность матрицы. Эта настройка стоит особняком. Вместе с выдержкой и диафрагмой этот параметр влияет на экспозицию снимка. Минимальное ISO обычно 100, максимальное зависит от современных технологий. На сегодняшний день лучшие камеры способны выдавать приемлемое качество на ISO 12800. Что значит «приемлемое качество»? Дело в том, что чем выше ISO, тем, с одной стороны, светлее снимок, но с другой, тем больше он «шумит». Думаю все вы видели цифровой шум фотографиях с «мыльниц».

Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом? Несколько практических примеров

Как вы уже, наверное, поняли – тема эта безграничная. И за одну статью её мы не разберем. Вместо того, чтобы пытаться охватить всё и сразу, я приведу примеры настроек, которые стоит использовать в той или иной ситуации. Это будет полезно тем, кто только начал изучать матчасть и кого она интересует. Для тех, кому нужно просто фотографировать, есть режим «Авто», о котором писалось выше.

Снимаем портрет на объектив 18-55mm. Нужно максимально приблизить объект съемки, выкрутив зум на 55mm. В режиме A (приоритет диафрагмы) выставить минимально возможное значение (вероятно, для этого объектива это будет 5.6). ISO поставить в авто-режим. Сделать кадр. Портрет может быть любым – от ростового, до лицевого. При данных настройках вы получите максимально возможное размытие при минимальных искажениях. Речь идет о съемке портрета вне помещения в светлое время суток.

Снимаем пейзаж на объектив 18-55mm. Фокусное расстояние выбираем по обстоятельствам. Максимальное количество пространства получится вместить в кадр на 18mm. В режиме A диафрагму можно зажать до f/9. ISO лучше поставить минимальное (100). При данных настройках мы получим максимально резкий снимок. Конечно, речь идет о съемке пейзажа в светлое время суток.

Снимаем архитектуру на объектив 18-55mm. Для узких улочек небольших городов лучше всего выставлять минимальное фокусное расстояние (18mm). В режиме приоритета диафрагмы, опять же, выставляем f/7.1 или f/9. ISO лучше ставить в минимальное значение (100). При таких настройках днём мы получим максимальную резкость в кадре, которая важна при съемке архитектуры.

Снимаем макро на объектив 18-55mm. Фокусное выбираем по обстоятельствам, в зависимости от объекта съемки. Для того, чтобы получить как можно большее количество резкого изображения в режиме приоритета диафрагмы нужно выставить значение от f/11 до f/22. Особенно это касается съемки на 55mm при максимальном приближении. ISO выше 400 ставить не стоит. Конечно, света должно быть много для съемки макро при сильном приближении.

Снимаем на спортивных соревнованиях. Вне зависимости от объектива, чтобы заморозить движение, нужно выставлять короткую выдержку. Чем короче, тем лучше. 1/1000 вполне достаточно. Таким образом, нужно выбрать режим S (Tv) и выбрать соответствующее значение. ISO можно поставить на авто, днем оно не будет слишком сильно завышаться.

Выводы

Пожалуй, на этом хотелось бы остановиться. Писать тут можно очень долго. Но боюсь, что в итоге выйдет книга, а не статья. Таким образом, оставшиеся не рассмотренными вопросы, мы разберем в рамках уточняющих статей. Что касается данного материала, то, надеюсь, он поможет вам хоть немного разобраться с вашей зеркальной камерой и понять основные отличия её от «мыльницы». За сим позвольте откланяться. Всем хороших кадров и удачного выбора!

Видео «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом»

На тему данной статьи было снято 2 видео. Первое — теоретическое, в котором я рассказываю о режимах, которые есть. А второе — практическое, в котором я гуляю по городу и фотографирую, комментируя настройки камеры.

Если вы только начали осваивать искусство фотографии и приобрели для этого хороший фотоаппарат, то вам понадобятся знания, как настроить его после покупки. В этой статье мы дадим вам всю необходимую информацию.

Шаг №1: заряжаем аккумулятор

Для того, чтобы настроить фотоаппарат, необходимо сначала его зарядить. Делать это надо сразу после вскрытия упаковки. Как правило, к фотоаппарату поставляется специальное зарядное устройство, в которое надо вставить аккумулятор, а потом подключить его к электрической сети. Но существуют и такие батареи, зарядка которых осуществляется внутри самого фотоаппарата через ЮСБ-соединение. Все кабели для зарядки должны находится внутри коробки.

Шаг №2: форматируем карту памяти

Как только аккумулятор зарядится, необходимо вставить карту памяти в специальный слот. После этого включите фотоакамеру и нажмите на кнопку «меню» и найдите опцию для форматирования. Учтите, что при форматировании с карты удаляются все файлы. Поэтому, если вы использовали карту памяти, то убедитесь, что скачали с нее ценные изображения.

Шаг №3: Размер и качество картинки: Extra Fine и Large

Для создания снимков наилучшего качества выберете размер картинки, который называется Large. Только тогда вы сможете получить максимально возможную пользу от пикселей. Далее установите наиболее оптимальный вариант качества картинки, который может называться ExtraFine JPEG, Highest JPEG или же Fine JPEG.

Если вы новичок в искусстве фотографии, то не снимайте файлы RAW сами по себе, а одновременно фотографируйте в формате JPEG. После того, как вы наберетесь опыта, вам пригодится эта опция.

Шаг №4: баланс белого цвета в автоматическом режиме

Для того, чтобы настроить фотоаппарат, необходимо учесть баланс белого цвета. Как правило, установка авторежима дает отличный результат. Но иногда его бывает недостаточно. И в некоторых случаях освещения надо выбрать режим «лампа накаливания» или «лампа дневного света» (флуоресцентная лампа). К самостоятельной корректировки баланса белого стоит приступить позже.

Шаг №5: замер экспозиции: мультисегментный, матричный или оценочный

Большинство фотоаппаратов предлагают 3 режима замера, при помощи которых можно произвести оценку яркости света и предложить настройки экспозиции. Кроме точечного и центрально-взвешенного замера есть третий вариант - оценочный. Его еще называют матричным или мультсегментным. Этот режим будет отличным выбором, так как он учитывает яркость света по всех сцене и рекомендует те настройки экспозиции, которые производят сбалансированный снимком.

Шаг №6: фокусировка - SingleAF или AutoAF

В SingleAF-режиме фокусировка фотоаппарата происходит на объекте, учитывая активные точки автоматической фокусировки при нажатии затвора наполовину. Как только фотоаппарат сфокусируется, объектив начнет удерживать фокус до тех пор, пока вы не нажмете кнопку полностью. Это отличный вариант для большинства ситуаций. Правда, если объект находится в движении, корректироваться фокусировка не будет.

Во многих фотоаппаратах есть специальная опция Auto-AF. В ней автоматически определяется, находится объект в движении или нет. Как правило, если объект неподвижен, то применяется Single-AF, а если он передвигается то активизируется непрерывный автофокус. Для того чтобы настроить фотоаппарат, используйте автофокусировку, в противном случае установите Single-AF.

Шаг №7: точки автофокусировки - выбор в автоматическом режиме

Во многих фотоаппаратах есть настройка, подсказывающая оборудованию, какие именно точки автофокуса надо использовать. Если вы новичок, то такой аппарат будет хорошим для вас выбором.

Шаг №8: выбираем режим съемки: «непрерывная съемка» или «одиночный снимок»

Если фотоаппарат, который вы настраиваете, работает в режиме одиночного снимка, то это означает, что он снимает каждый раз по одному снимку при нажатии на кнопку.

При непрерывной съемке фотоаппарат будет делать снимки до тех пор, пока не заполнится карта памяти или пока вы не перестанете удерживать палец на кнопке. Данный режим будет полезен при съемке объектов, находящихся в движении.

Шаг №9: включить или выключить стабилизацию изображения

Из-за малейших движений фотокамеры фотографии могут получиться размытыми. Но этого легко избежать при помощи системы стабилизации картинки в объективе или самом фотоаппарате. Если вы делаете снимки с рук, то обязательно активируйте стабилизацию, а при установке на штатив отключите ее.

Шаг №10: Adobe RGB - цветовое пространство

Чтобы настроить фотоаппарат, необходимо выбрать цветовое пространство - Adobe RGB или SRGB. У первого варианта цветовой диапазон шире.

Как видите, настроить фотоаппарат не так уж и сложно. Если вы внимательно прочли эту короткую инструкцию и все по ней сделали, то можно смело приступать к созданию своих первых шедевров!

Одно из гениальных изобретений современности – цифровые фотоаппараты, имеющие среди прочего режим автоматической съемки. Теперь при необходимости быстро поймать и запечатлеть мгновения повседневной жизни сложности не возникают. Желание разобраться в хитросплетениях рычажков и кнопочек и научиться настраивать фотоаппарат появляется несколько позднее, вместе с тягой к творческим экспериментам.

Перед тем как снять один-единственный кадр, профессиональные фотографы проводят не одну минуту, меняя параметры съемки и сравнивая результаты. Универсальных настроек не существует – режим и параметры съемки должны соответствовать времени суток и освещению, погодным условиям, сюжету фотографии и её предназначению – будет ли это семейное фото 10х15 или огромный плакат. Начнём с простого. Размер напечатанного фото определяется размером кадра, который вы выставляете в настройках фотоаппарата. Самый распространённый формат – 10х15 см, ему соответствует размер изображения 1920х1280 и близкие к этому значения. Этого разрешения в 2 мегапикселя вполне достаточно для печати качественных фотографий такого формата, а ваша карта памяти сможет вместить больше снимков. Если ваша цель – обычные качественные фото без художественной обработки в графическом редакторе, сразу отрегулируйте яркость, контраст и насыщенность. С небольшой размытостью кадра может справиться функция регулировки резкости. Не лишним будет изучить все имеющиеся сюжетные режимы, которые есть в каждой современной фотокамере. Иногда выбор того или иного сюжета может выручить при необходимости быстро сделать кадр, например, при съемке салюта, спортивных мероприятий или постоянно двигающихся малышей. После освоения различных сюжетов пора переходить к программным режимам. Самый простой из них – «P» – присутствует даже в компактных цифровых фотокамерах. В этом режиме вручную можно менять такие параметры, как баланс белого (WB), чувствительность (ISO), режим автофокуса и некоторые другие:
  • Баланс белого – в связи с тем, что цветовая температура различных источников света существенно разнится, фотокамера, а точнее находящаяся внутри фотоматрица, неспособна точно передать цвета. Встроенный датчик измерения температуры для корректировки цветопередачи не всегда помогает установить баланс белого правильно. Поэтому и предусмотрена возможность выставить этот параметр вручную.
  • ISO – это светочувствительность матрицы, её восприимчивость к свету. Высокое значение ISO означает, что вы можете делать снимки при слабом освещении. При ярком солнце светочувствительность должна принимать одно из минимальных значений.
Наконец, попрактиковавшись с автоматическими и полуавтоматическими настройками, вы сможете использовать режимы «A», «S», «M», «Sv» и другие «творческие». Каждый из них предусматривает возможность ручной регулировки экспозиции, которая характеризуется тремя параметрами: диафрагма, выдержка и чувствительность. Диафрагма – состоящий из лепестков механизм, который регулирует количество попадающего на матрицу света. Большому отверстию диафрагмы соответствует маленькое значение параметра и наоборот. Выдержка зависит от скорости срабатывания затвора, иначе говоря, это тот отрезок времени, в течение которого свет проходит через диафрагму. Измеряется в секундах от 1/2000 до 30. Все эти параметры определяют, в конечном итоге, гармоничность снимка.

© 2012 сайт

Иногда сделать из хорошего снимка отличный можно
обойдясь лишь средствами камеры.

Любому начинающему фотографу я рекомендую всегда, когда это только возможно, активно пользоваться автоматикой фотоаппарата. Это касается матричного экспозамера, автофокуса, автоматического баланса белого, и всего остального, что только поддаётся автоматизации, и с чем современные камеры справляются зачастую лучше, чем современные фотографы. Взвалите на камеру всю чёрную работу, а сами уделите больше внимания поиску красивых сюжетов и гармоничной компоновке кадра.

Но бывают случаи, когда мнящую себя слишком умной камеру приходится брать в ежовые рукавицы.

Снято на полном автомате. Что за ерунда?
Всё выглядело совсем не так!

Оказывается, некоторые несложные манипуляции могут существенно улучшить вид ваших снимков. Я имею в виду – ваших хороших снимков. Посредственные снимки со слабой композицией или унылым освещением не перестанут быть посредственными, сколько бы вы не возились с настройками камеры.

Два наиболее важных параметра, которые вы должны уметь настраивать, это экспокоррекция и баланс белого . Эти настройки имеются у всех камер – разница лишь в удобстве работы с ними. Более дорогие камеры позволяют регулировать экспозицию и баланс белого напрямую, а более дешёвые могут заставить вас полазить по меню. Загляните в инструкцию к вашей камере, чтобы узнать подробности.

Имейте в виду, что столь любимый новичками зелёный режим (AUTO ) обычно не позволяет фотографу управлять ни экспозицией, ни балансом белого, ни многими другими полезными опциями камеры. То же относится и к дурацким сюжетным режимам (портрет, пейзаж, макро и пр.), которые сильно ограничивают полёт фантазии.

(компенсация экспозиции) служит для принудительного изменения экспозиции в автоматических режимах. Матричный экспозамер современных камер неплохо работает в большинстве ситуаций, но в условиях сложного освещения может ошибаться. Многие камеры имеют тенденцию к передержке, когда контраст сцены высок, а также к недодержке, при съёмке низкоконтрастных светлых сцен. Именно для этих случаев придумана экспокоррекция. Если снимок выходит слишком светлым, вы уменьшаете экспозицию, т.е. вводите отрицательную поправку и получаете правильно экспонированный кадр. Если же снимок излишне тёмный, экспозицию нужно увеличить.

На большинстве камер для экспокоррекции нужно нажать на кнопку +/- и покрутить колёсико, изменяя экспозицию в большую или меньшую сторону. Некоторые камеры оснащены отдельным регулятором экспокоррекции, а в некоторых приходится устанавливать соответствующую поправку через специальное меню.

Баланс белого

Баланс белого цвета называется так потому, что его задача сохранить белый цвет на снимках именно белым независимо от освещения, будь то красноватые лучи заходящего солнца или же сине-зелёный свет ртутной лампы. Выбирая значение баланса белого, соответствующее текущим условиям освещения, вы добиваетесь наиболее естественной цветовой гаммы. Кроме того, как и любой другой настраиваемый параметр камеры, баланс белого может быть использован в творческих целях. Ведь никто не запрещает установить «неправильный» баланс белого, чтобы намеренно исказить цвета на снимке. Автоматический баланс белого, как правило, выдаёт приемлемый результат при дневном освещении, но необычный свет часто требует от вас вмешательства в работу камеры.

Зачем всё это нужно?

А затем, что камера видит мир не так, как человек . Она не в состоянии оценить красоту и исключительность снимаемой сцены. Алгоритмы, которые ей управляют, рассчитаны на получение более-менее приемлемых снимков в условиях близких к стандартным, а ведь именно нестандартные условия чаще всего оказываются наиболее привлекательными для съёмки.

Мало просто увидеть фотогеничный сюжет, нужно представить себе, как увидит его камера, и внести соответствующие коррективы. В цифровую эру сделать это проще простого. Сделайте пробный снимок и взгляните на экран – если изображение выглядит не так, как вам бы того хотелось, вносите поправки и снимайте снова, пока не останетесь довольны результатом. Со временем ваш опыт позволит вам предугадать необходимые коррективы ещё до съёмки.

Я отнюдь не призываю вас слепо копировать окружающую действительность. Обычно я снимаю не то, что видят мои глаза, а то, что видит мой разум. Природа прекрасна, но почему бы не сделать её ещё лучше, если это необходимо для творческого самовыражения?

А нельзя ли исправить ошибки позже?

Что касается экспозиции, то нет, нельзя. Передержка недопустима в цифровой фотографии. Даже если вы снимаете в RAW , возможности RAW-конвертеров (вопреки заверениям разработчиков) весьма ограничены по части вытягивания выбитых светов. Недодержку исправить проще, хотя ценой этому будет повышение уровня шумов в тенях. Правильная установка баланса белого некритична при съёмке в RAW – вы с лёгкостью можете изменить баланс при конвертации. Исправление же неправильного баланса белого в JPEG-файле может стать весьма трудоёмкой, хотя и осуществимой задачей. Тем не менее, я предпочитаю по возможности сразу устанавливать баланс белого, даже при съёмке в RAW. Это позволяет мне более аккуратно оценивать экспозицию по отдельным каналам при помощи цветной гистограммы, а кроме того мои снимки выглядят более эстетично ещё до конвертации в JPEG.

Что ещё можно улучшить?

Практически все современные цифровые камеры позволяют настраивать общий вид снимков или. т.н. стиль изображения. Nikon называет это Picture Control, Canon – Picture Style, Sony – Creative Style, Pentax – Custom Image, Olympus – Picture Mode. Независимо от названия, продиктованного фантазией производителя, все эти меню делают одно и то же: регулируют контраст, яркость, цветовую насыщенность, резкость и некоторые другие параметры снимка. Существует возможность выбрать одну из заранее установленных схем (Portrait, Landscape и т.д.) в соответствии с сюжетом съёмки, либо же создать собственный банк настроек. Например, природу и пейзажи я практически всегда снимаю в стиле Vivid (или аналогичном), причём параметр Saturation часто дополнительно поднимаю, чтобы получить более насыщенные цвета, а параметр Contrast, напротив, несколько снижаю, для лучшего контроля над сложным светом. Если я буду снимать людей с подобными настройками, их лица окажутся неестественно красными, что вряд ли придётся им по вкусу, а потому схема Portrait или Neutral выглядят более предпочтительными. Для предметной съёмки я обычно использую схему Standard, слегка подняв цветовую насыщенность и снизив контраст, что необходимо для более аккуратной цветопередачи. Вы вправе использовать любые стили по вашему усмотрению. Здесь не может быть неоспоримых решений.

В сущности настройки стилей изображения имитируют выбор того или иного типа фотоплёнки, но в отличие от плёночной фотографии, где вы были ограничены единым мотком плёнки, в фотографии цифровой вы вольны установить стиль для каждого кадра индивидуально.

При съёмке в JPEG вам однозначно необходимо выбрать соответствующий стиль до съёмки. При съёмке в RAW это не имеет никакого значения. Стиль повлияет только на то, как будет выглядеть фотография при просмотре на экране камеры. Мне эта возможность нравится, поскольку позволяет более качественно оценить полученные кадры в поле, пока у меня ещё есть шанс их переснять; позволяет показывать снимки окружающим сразу после съёмки, а также снижает затраты времени на обработку, если снимок в ней не нуждается. Если вы снимаете только в RAW, вручную конвертируете все снимки и демонстрируете широкой общественности только конечный результат вашей работы, установите стиль изображения на Neutral (Faithfull) или Standard, и снимайте так все сюжеты.

А теперь – ещё один пример.


Первый снимок сделан в автоматическом режиме. Я видел эту сцену совсем иначе.

Прежде всего, снимок передержан. Стволы берёзок и отсвет на плавающем в озере бревне лишены фактуры. Лес на заднем плане, а также вода в озере казались мне почти чёрными, а здесь они какого-то неопределённого мутного тона.


Экспокоррекция в - 0,7 EV проявила детали в светах и вернула тени на их законное место. Но что с цветом? Почему так холодно? Был вечер, и берег озера купался в золотых лучах уходящего солнца. Нельзя ли сделать снимок потеплее?


Можно. Баланс белого shade помог передать тёплый вечерний колорит, однако цветам по-прежнему не хватает насыщенности, а сцене в целом – контраста.


Вот так-то лучше! Изменив стиль на vivid, я наконец-то смог передать сказочную атмосферу лесного озера. Сцена обрела объём и глубину, а деревца начали светиться на тёмном фоне. (Наведите курсор, чтобы сравнить с первым снимком.)

Как видите, изменения, вносимые мной, были не столь уж значительны, но вид фотографии изменился разительнейшим образом.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Инструкция

Во время съемки в автоматическом режиме фокусировки резкость настраивается самим фотоаппаратом в зависимости от объекта фокуса и его отдаленности. Для съемки в автоматическом режиме передвиньте соответствующий переключатель в положение A/F. Если у вас любительская камера, настройка автоматического режима может находиться в меню. Для этого перейдите в опции устройства и выберите нужную опцию в списке параметров «Режим».

При работе в ручном режиме или при желании самостоятельно настроить четкость фотографии вы можете произвести настройку при помощи специального кольца, которое находится на объективе фотоаппарата. Оно отмечено шкалой расстояния и может быть повернуто по или против часовой стрелки.

Смотря на экран или в отверстие видоискателя, покрутите колесо фокусировки в том или ином направлении до получения нужного результата четкости снимка. После настройки резкости вы можете приступать к съемке. Опустите кнопку спуска затвора в положение фокусировки и дождитесь, пока аппарат выполнит остальные необходимые настройки. Чтобы сделать снимок, выжмите кнопку до конца.

Не существует какой-либо для опций резкости фотоаппарата, поскольку каждый снимок снимается в разных условиях. Если у вас не получается настроить нужную четкость вручную для съемки кадра, переключитесь в автоматический режим, который сможет произвести нужную настройку.

При съемке нескольких объектов в кадре для настройки резкости вы можете найти точку, расположенную на равном расстоянии от снимаемых объектов, а затем изменить параметры относительно выбранной позиции. При необходимости вы также можете произвести увеличение при помощи соответствующих кнопок на камере или воспользовавшись колесом объектива, которое отвечает за масштабирование.

Обратите внимание

Резкость не может быть настроена на многих фотокамерах, представленных в нижнем ценовом сегменте и не имеющих съемного объектива.

Неправильная настройка резкости фотоаппарата может испортить даже самый удачный снимок. Прежде чем приступать к съемке, необходимо проверить все настройки и при необходимости изменить их, чтобы впечатление от интересной работы не было испорчено недостаточной резкостью.

Вам понадобится

  • - фотоаппарат,
  • - инструкция по эксплуатации.

Инструкция

Найдите кольцо со шкалой расстояний, которое расположено на оправе съемочного объектива фотоаппарата. По этой шкале производится фокусировка, которая зависит от расстояния до снимаемого предмета.

Если вы снимаете какой-то отдельный предмет, произведите наведение на резкость, учитывая расстояние, на котором этот предмет находится.

Если проводится съемка сразу нескольких предметов, которые расположены на равных расстояниях от объектива, найдите промежуточную точку. Сфокусируйте объектив относительно данной точки.

Чтобы настроить резкость заднего плана, произведите наводку на резкость на расстояние, которое равно удвоенному расстоянию от объектива до переднего плана. При съемке с одной точки можно получать разные масштабы и углы изображения, что будет соответствовать крупному, среднему и общему плану с помощью разных объективов. Эту возможность вы можете использовать для решения творческих задач, чтобы добиться гипертрофии или гиперболизации пространства, а также при неблагоприятных , например, когда нет необходимого для работы пространства.

Видео по теме

Обратите внимание

При съемке необходимо правильно выбрать объективы. Они обладают разными возможностями в охвате снимаемого пространства – это зависит от фокусного расстояния. Фокусное расстояние объектива определяет углы изображения, поскольку размеры кадра остаются постоянными. Обычный объектив обладает углом поля изображения, который близок к 48 градусам. Объектив с большим фокусным расстоянием дает меньший угол изображения, с меньшим – соответственно больший угол. Прежде чем выбирать объектив и настраивать резкость, обратитесь к инструкции по эксплуатации фотоаппарата.

Полезный совет

Для достижения цели при разных расстояниях до объекта необходимо применять объективы с различными фокусными расстояниями.

Источники:

  • http://zuluselife.at.ua/publ/obuchenie/cifrovik/kak_pravilno_nastroit_fotoapparat/12-1-0-5
  • резкость фотоаппарате

Каждый монитор имеет определенное разрешение, при использовании которого четкость изображения находится на оптимальном уровне. Также для настройки параметров монитора существуют специальные системные утилиты.

Вам понадобится

  • - драйвер монитора.

Инструкция

Если на вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Seven, откройте в контекстном меню рабочего стола. В параметрах разрешения экрана выберите установку разрешения по выбору системы, после чего дождитесь применения оптимальных параметров. У вас на экране должен измениться масштаб элементов системы, если этого не произошло, разрешение осталось прежним. В этом случае проблема не разрешилась изменением параметров экрана, поэтому воспользуйтесь его настройкой в меню панели управлении и выберите подходящий тип сглаживания шрифтов.

Если на вашем компьютере установлена операционная система Windows XP, прочтите документацию к вашей модели монитора для того, чтобы определить оптимальные параметры разрешения. Также вы можете установить его при помощи специальных утилит, доступных с диска с программным обеспечением к монитору, которое обычно прилагается при покупке.

Вставьте его в привод или загрузите установщик из интернета. Инсталлируйте программу на ваш компьютер и после этого запустите утилиту управления настройками монитора. Установите оптимальное разрешение и примените изменения.

В случаях когда вы не можете настроить оптимальные значения параметров монитора для обеспечения нужного уровня четкости изображения, скачайте и установите на ваш компьютер профессиональные программы калибровки экрана. Они различаются в основном набором инструментов для отладки изображения, однако если вы хотите добиться наилучшего результата, используйте программы, предназначенные для профессионалов. Также четкость изображения на экране может зависеть и от настроек программы, например, в некоторых браузерах установлены специальные утилиты для сглаживания шрифтов.

Полезный совет

Устанавливайте разрешение, подходящее модели монитора.

Современные цифровые фотоаппараты имеют достаточно сложный интерфейс и множество настроек, разобраться в которых бывает несложно. Настройки следует выбирать с учетом режима использования фотоаппарата.