Оформление научных и технических изданий

Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

Оформление научно-популярных изданий

Рассмотрение механизмов порождения, восприятия и понимания научно-популярного текста представляется актуальным для решения проблем редактирования, прежде всего оформления издания, так как в настоящее время считается, что важной составляющей деятельности редактора является моделирование процесса понимания, в котором участвует произведение. «Сопоставляя научно-популярное издание с информационной ситуацией, особенно с тезаурусом и стереотипами сознания читателя (не пользуясь, правда, этими терминами), следует оценивать оформление данного издания в соответствии избранных структуры и стиля, ожиданий читательского восприятия», – отмечает М.Д. Феллер.

Существует мнение, что основу опосредованного представления знаний в интеллекте человека составляют не только понятия, но и модели, формируемые в процессе оформления научно-популярного издания. Знания о мире представляют собой знания об объектах и их связях. Эти знания формируются в виде стереотипов, схем, которые группируются по предметным областям. Схемы в качестве стабильной части знаний о мире находятся в долговременной памяти индивида.

Поэтому при работе над оформлением научно-популярного издания редактору необходимо учитывать:

Возрастные особенности читателя,

Специфику восприятия читателя в зависимости от возраста, пола, образовательного ценза и т.п.,

Задачи воздействия издания на человека.

Однако следует подчеркнуть, что общими требованиями к оформлению являются:

Доступный для чтения шрифт, при этом неважно, какая гарнитура используется, важно, чтобы шрифт был не слишком мелким и не слишком плотным;

Достаточно широкие поля (не менее 2 мм), ибо читая научно-популярное издание, человеку будет удобнее делать пометки на полях;

Использование различных кеглей и отличной от основной гарнитуры для выделения особенно важных и интересных моментов в тексте;

Использование броских заголовков и аннотаций для возбуждения читательского интереса;

Использование рамок, врезок для привлечения читателя и удобства восприятия текста;

Широкое использование иллюстративного материала.

Важную роль в структуре и композиции научно-популярного издания выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют:

Научно-познавательную,

Воспитательно-образовательную,

Информационно-ознакомительную функции.

Иллюстративный материал – важная составная часть отображения научного содержания.

Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.

В научно-популярных произведениях допустимо использование графиков. В отличие от табличной, графическая форма представления результатов научных исследований более информативна, хотя конкретность числовых показателей, выражающих результаты измерений или расчетов, при расположении их в виде точек на графике заметно снижается. Всего должно быть в меру. За этим обязан следить редактор. Не нужно допускать, чтобы автор увлекался графиками. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.

Анализируя иллюстрации к научно-популярному изданию, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора – напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.

Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.

Как и во всяком другом издании, в научно-популярном большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.


Подобные документы

    Проект оформления издания и его характеристики. Назначение издания в зависимости от возраста читателя. Разработка макета издания. Наиболее популярные форматы. Формат полосы набора и соотношения полей. Общие правила верстки. Элементы внешнего оформления.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Основные этапы проектирования печатных изданий. Произведение расчёта затрат труда, времени и расхода материалов для оценки эффективности выбранного оборудования и облегчения процесса изготовления издания. Требования к внутреннему оформлению издания.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Под научно-техническим книжным изданием понимают издание, которое содержит результаты теоретических или экспериментальных исследований. предмет содержания научного издания - наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

    Представление технологической схемы допечатного процесса изготовления издания. Характеристика особенностей глубокой, высокой, офсетной и цифровой печати. Выбор технологии изготовления печатных форм. Подбор необходимого оборудования и формных пластин.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Общая характеристика книги. Описание внешнего и внутреннего оформления издания. Требования к текстовым и иллюстрационным оригиналам. Метод прохождения издания в производстве. Верстка, векторная и растровая графика. Процесс производства печатной продукции.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Художественное оформление произведения как важный этап подготовки издания. Назначение иллюстраций при создании печатной продукции. Характер, подбор и расположение иллюстраций, их соответствие назначению. Жанры, способы и технологии иллюстрирования.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2013

    Понятие детского периодического издания. Возрастные и психологические особенности современной детской аудитории. Особенности электронных периодических изданий. Система российской прессы. Анализ детских электронных периодических изданий в Интернете.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Исследование современного российского научно-популярного телевидения. Его взаимосвязь с образованием, функции с точки зрения источника знаний. Особенности и жанры научно-популярного телевидения. Комплексная система оптимизации его развития в стране.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Выбор формата проектирумого издания, подготовка текста, операции набора и техника его верстки. Подбор иллюстраций. Выбор технологического процесса изготовления печатных форм. Подготовка печатной машины к печатанию тиража. Изготовление книжного блока.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Обзор понятия, форматов и видов корпоративного издания. Изучение его структуры и принципов работы в организации. Анализ российского и зарубежного опыта корпоративных изданий в спортивных организациях. Исследование PR-деятельности фитнес-клуба "Техноджим".

  • Бабошина, Е. Б. Образовательные подходы и технологии в высшей школе: (на примере гуманитарных специальностей) [Текст] : моногр. / Е. Б. Бабошина, И. Я. Хазанов, С. А. Черницына; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Курган. гос. ун-т. - Курган: КГУ, 2005. - 315 с. : ил. - Библиогр. : с. 250-279.
  • Воронин, Б. А. Актуальные проблемы аграрно-правовой науки в Российской Федерации [Текст] : моногр. / Б. А. Воронин; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. юрид. акад. - Екатеринбург, 2000. - 128 с.
  • Горожанин, А. В. Российская полиция на страже имперской государственности [Текст] : моногр. : [в 2 т.] / А. В. Горожанин; М-во юстиции РФ, Самар. юрид. ин-т. - Самара, 2004. - (Серия "Актуальные проблемы юридических, гуманитарных и социально-экономических наук").

Т. 1: Полиция как столп российской имперской государственности (XVIII-первая половина XIX в.). - 258 с.

Т. 2: Российская империя и ее полиция: рассвет и закат. - 166 с.

Сборники научных трудов

  • Межвузовский сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова; [под ред. В. Л. Куракова]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. - 195 с. : ил.
  • Язык и история [Текст] : междунар. сб. науч. тр. : [посвящ. Н. Н. Ореховой] / Федер. агентство по образованию, Глазов. гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко; [редкол. : С. Н. Максимова и др.]. - Глазов: ГГПИ, 2005. - 271 с. : ил. - Библиогр. в конце ст.

Научные доклады, тезисы, сообщения

  • Всероссийский конкурс на лучшие научные работы студентов по техническим наукам: (проекты в обл. высок. технологий) [Текст] : тез. проектов: [в 2 т.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т) ; [редкол. : Д. В. Быков и др.]. - М. : МИЭМ, 2004. - Библиогр. в конце ст.

Т. 1. - 328 с.

Т. 2. - С. 329-625.

  • Образование, наука, производство: пути углубления интеграции и повышения качества инженерного образования [Текст] : тез. докл. науч.-практ. конф. (окт. 2000) / отв. ред. В. Г. Вдовенко. - Красноярск: САА, 2000. - 56 c.

Материалы конференций, съездов

  • Актуальные вопросы филологии: к 80-летию со дня рождения М. М. Михайлова [Текст] : материалы регион. науч. конф., Чебоксары, 6 февр. 2004 г. / [редкол. : Г. Е. Корнилов (отв. ред.) и др.]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. - 227 c. - Библиогр. в конце докл.
  • Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы [Текст] : сб. материалов междунар. научн.-практ. конф. / [редкол. : П. С. Волкова (отв. ред.) и др.] - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. - 383 с. - Библиогр. в конце докл.

Важную роль в структуре и композиции научно-популярного журнала играет различный, правильно подобранный иллюстративный материал. Его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом. Общие цели и задачи иллюстрирования научно-популярной литературы определяются назначением изданий и читательской аудиторией. Характер иллюстрирования очерчивается издательской установкой.

Главная задача иллюстрирования - показать процесс или явления, где будет недостаточно простого текста для понимания материала. Бывают различные варианты иллюстрирования. В одних случаях задача ограничивается простой, нейтральной фиксацией объекта; в других - предъявляемый изобразительный материал должен быть для читателя объектом довольно напряженного осмысления; в третьих - средством формирования эмоционального отношения к воспринимаемому.

Критерии оценки иллюстраций в научно-популярных изданиях:

1. Соотнесенностью с текстовыми материалами. Под этим следует понимать оправданность данной иллюстрации самим словесным изложением и замыслом издания.

2. Степенью их наглядности, т.е. степенью доступной информативности (согласно квалификации и возрастной категории читателя). Наглядность и информативность научно-популярных иллюстраций зависит от того, насколько правильно и точно художник передал в изображении смысл популяризуемой темы, ее идею, содержание научного понятия, т.е. насколько сумел художник данному научному содержанию подобрать форму изображения, доступную читателю определенной подготовленности и возраста.

Зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подрисуночных подписей предполагает определенный порядок и способ их расположения друг относительно друга:

Если словесный текст переходит в изобразительный, графический «текст» иллюстраций, то последние располагаются в непосредственной близости от того текста, который они продолжают. Желательна не слишком сильная перебивка основного текста изображением.

Журнал «Вокруг Света» 1861 год.

Если иллюстрации комментируют текст, дополняют его, не будучи связанными с ним непосредственно, или создают параллельный рассказ, то желательно, чтобы их расположение в момент рассматривания не нарушало последовательного и непрерывного процесса прочтения текста. Их размещение должно быть таково, чтобы читатель понял некоторую самостоятельность иллюстративного материала относительно текстового изложения. Оформительские средства: зонирование; отсечение линейками, рамками; сосредоточение иллюстраций в отдельных блоках, на отдельных полосах; привязывание их к рубрикационным элементам и пр.

Если состав структурных элементов издания многообразен и сложен, если процесс последовательного прочтения текста заменяется выборочным восприятием материалов, то от художника требуется особо тщательная компоновка материалов на разворотах, диктующая читателю порядок их рассматривания, облегчающая ориентацию в них и улавливание смысловых связей между ними.

Ещё несколько видов иллюстраций, которые могут встречаться в научно-популярных журналах: схемы, графики, диаграммы, фотографии (самый распространённый вариант).

Схема - условное графическое изображение какого-нибудь обьекта или процесса, в общих чертах передающее суть его характера и структуры. Схема - линейное изображение, от чертежа отличается тем, что не передает масштабных отношений предмета и не ставит целью изобразить сам предмет.

Схемы разделяются на две группы:

Схемы творческого характера - структурные или классифи–кационные (систем, положений, состояний); схемы развития или движения;

Технические схемы - кинематические, электротехнические, радиотехнические, оптические, вакуумные.

График - чертеж, конкретно изображающий количественное соотношение и динамику взаимосвязанных процессов или явлений в виде кривой, прямой, ломаной линии, построенной в той или иной системе координат. Как форма подачи информации график очень близок к таблице с двумя взаимозависимыми параметрами, поэтому его можно представить в виде таблицы, где оси абсцисс и ординат станут показателями головки и боковика, а вместо кривой в прографке будут стоять цифровые данные.

Диаграмма - условное графическое изображение числовых величин или их соотношений, выполненное при помощи геометрических фигур, линий, плоскостей и рисунков.

Фотография - изображение, полученное путем фотографирования каких-либо объектов и служащее для передачи определенного содержания в основном тексте издания. Применяется тогда, когда необходимо с наибольшей наглядностью и научной точностью выразить содержание изображаемого явления или факта со всеми его особенностями. Обычно научно-популярные журналы буквально пестрят различными фотографиями. Поскольку, читатель, видя снимок, уже воспринимает объект уже за что-то более реальное, доказуемое.

При сложной структуре издания, при наличии большого количества изобразительных и текстовых элементов размерная систематизация их помогает организовать материалы издания так, что однозначные элементы будут иметь и равнозначные решения. А это способствует правильной зрительно-смысловой ориентации читателя в журнале.

Популярное издание отличается от научного, своей композицией. Помимо популяризации знаний задача такого издания - раскрыть перед читателем новые грани мира, настроить его на дальнейшее изучение, углубление своих знаний. Эти задачи достижимы только при помощи хорошего текста, и с помощью правильно подобранных и расположенных иллюстраций. Редактор управляет этим процессом, он способен создать такую структуру, такой ритм книги, который увлек бы читателя, заставил его заинтересоваться предлагаемой информацией.

Иллюстрации являются одним из факторов, обеспечивающих целостность композиции. От их количества, качества, размера, единства техники исполнения зависит звучание всего ансамбля книги. Соразмерность и созвучность всех частей издания будут определять его эстетическую ценность в целом.

Вывод по первой главе

Первую главу начали с ознакомления. Узнали, что такое журнал вообще и как он появился. Научно-популярный журнал это - журнал, содержащий статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности, служащий популяризации науки и саморазвитию.

После исторического анализа, разобрались с видами журналов, с различными жанрами.

Классификация жанров в печати на три группы:

 информационные;

 аналитические;

 художественно-публицистические.

В научно-популярных журналах используются в основном аналитический жанр и информационный жанр. Отметили важность популяризации науки. Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.

Поскольку журнал это достаточно объёмное и разноплановое издание, имеет большой и разный читательский адрес, работа редактора становится особенно важной. Кроме работы со стилем текста, вариантов его донесения до читателя, редактору так же необходимо работать с иллюстрациями. Разнообразие и вариативность размещения их, описана в первой главе. Несколько видов иллюстраций, которые могут встречаться в научно-популярных журналах: схемы, графики, диаграммы, фотографии. От редактора требуется, чтобы издание имело достойное оформление.