Филимоновская игрушка свистулька изготовить. История возникновения и развития филимоновского промысла. История развития промысла

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар - Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски , которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями - минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты - женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда - менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка - главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса - бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух - главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова - это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества - богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, - Солдатик с курицей, Солдат с конём - символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек - отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги - тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии - символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники - это земля, ёлочки - любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна - каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета - красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет - символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом - обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров - пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру - узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми - краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, - краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи - перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная - «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, - желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела - человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап - нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры - ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг - зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока - знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг - чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой - Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи - русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, - рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап - знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские - нет.

Ещё одно важное отличие - дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская - из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки - частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Село Филимоново расположено в Одоевском районе Тульской области, на берегу реки Уны. Именно здесь с незапамятных времен (первые найденные изделия датируются IX – XI веком) мастера особым образом расписывают глиняных зверушек, превращая их в крошечные произведения искусства. Филимоновская игрушка представляет собой яркий образец народного творчества, который снова начал набирать популярность в наше время. Филимоновская роспись это очень красивое искусство, так давайте сделаем поделку, используя эту роспись!

Учимся создавать оригинальные поделки в технике филимоновской росписи

Для поделок используется специальная глина, которая добывается там же, ее издревле использовали для производства гончарных изделий. По легенде название села "Филимоново", происходит от имени гончара Филимона, который первым обнаружил великолепные качества этого материала.

Сырая глина имеет голубоватый цвет, поэтому ее называют «синика». Она очень жирная и пластичная, но во время просушки изделия нужно постоянно приглаживать руками, т.к. на них могут появляться трещины. Зато готовые поделки приобретают красивый белый цвет, поэтому наносить узоры можно без предварительной грунтовки.

Особенности филимононовских игрушек.

Чаще всего мастера изображали человеческие фигуры (барышни в пышных платьях, кавалеры, танцующие пары, наездники) или животных (лошадок, баранов, медведей, домашних птиц).

Фигурки делаются без какого-либо шаблона из цельного куска глины с отсутствием мелких деталей. В руках у женских персонажей обычно запелёнатый младенец или птичка. Мужские фигуры отличаются толстыми ногами, обутыми в тяжелые, неуклюжие сапоги. Большой интерес представляет изображение парных фигур, они называются «Любота».

Важно отметить, что большинство животных имеют сходные элементы: вытянутое туловище, плавно переходящее в шею и небольшую голову. Только по форме головы или наличию рогов можно отличить, например, лошадку, от барашка. Очень любопытным является изображением сидящего медведя с широко расставленными лапами, который держит в передних конечностях овальных предмет – зеркало.

Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно:

  • красный – символ земли, силы духа, огня и красоты
  • желтый – цвет солнца и воздуха
  • зеленый – цвет листвы и возрождения

Основным элементом росписи часто выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым), их дополняют более сложными узорами. Обычно лица и мордочки оставляют белыми, только несколькими штрихами намечая глаза и рот. Обычно роспись начинают с желтой краски, как с самой светлой, затем рисуют малиновые узоры, а конце добавляют зеленые элементы.Благодаря простоте исполнения эти поделки отлично подходят для детей – под руководством взрослого с ними справится и дошкольник.

Тысячу лет назад гончарным мастерством занимались в основном мужчины, а свистульки, как развлекательный предмет, делали женщины и дети начиная уже с 8-9 летнего возраста. Эти забавные игрушки активно продавались на ярмарках на потеху публике.

Однако считается, что изначально свистульки были не только развлекательным предметом. У наших предков-язычников они служили для обрядов и связи с духами. Вятичи встречали бога солнца Ярилу громким свистом из глиняных дудочек. Также верили, что такой свист может отогнать плохих духов из мира мертвых и очистить помещение. Именно поэтому свистульски часто вешали на шею детям: они одновременно выступали в качестве оберега и игрушки. Однако со временем магический символизм стал играть меньшее значение и свистульки с филимоновской росписью стали использовать просто для забавы. Для их изготовления использовали глину, оставшуюся после лепки горшков. Даже при обжиге в печи сначала клали горшки, а пространство между ними заполняли мелкими игрушками.

Разбираем основные образы в филимоновской игрушке и их значение

1)Женская фигура – олицетворение плодородия и всего живого, матери-кормилицы, продолжения рода. Обычно одеты в кофточку красного цвета и узорчатую юбку.

2)Медведь – один из ключевых персонажей славянских сказок, символизирует пробуждающуюся силу.

3)Олень – олицетворение крепкого и дружного брака, плодородия.

4)Конь – с древних времен картинки с лошадьми и их изображения связывались с солнцем. Считалось, что именно он возит по небу колесницу Ярила и приносит людям на земле его благодать.

5)Птицы – символы богини земли, часто изображаются вместе с женскими фигурами. Они означают пробуждение природы после зимней спячки, воскресение, плодородие и урожай.

6)Корова – самое важное у крестьян животное. Символизирует плодородие, энергию и неиссякаемую силу.

Видео по теме статьи

13 июня 2014, 00:04

Филимо́новская игру́шка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

У каждой игрушки - свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

"Курочка с петухом"

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

"Медведица с зеркалом"

"Признание"

"Солдат с курицей"

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом - так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.

На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Роспись ведётся между красными линиями.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария Николаевна, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки.

Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

"Лиса с курицей"

"Медведь с зеркалом"

Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

Картина Журова Е.П "Филионовские мастерицы" (1996 год). На картине - Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.

Работа Лукьяновой Е.И "Наседка"

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Николай Васьевич Денисов с 1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Автор статей по народному искусству На протяжении" многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше - кадры из музея-мастерской.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна. Многие мастера продолжают фактически семейное дело - например, Гончарова Анна Вячеславовна.

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев.

Работа Орловой Е.А "Павлин"

Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже - пара работ Константина Кехаиди.

Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины.

Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.

"Чаепитие"

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла, а так же изделия других центров народного творчества.

Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку.

Экспозиция в музее.

"Собака кормит петуха"

"Дерево жизни"

"Парочка на кресле с собакой"

"Всадник на козле"

Тарелка настенная

"Карусель большая"

"Лягушка"

"Дама с самоваром"

Надеюсь, что не утомила!)

Эта красочная тетрадь предназначена для ознакомления ребенка с разноцветными орнаментами и историей красочных филимоновских свистулек. Дети получат новые знания по основам народного творчества своей страны. Эти очень веселые, смешные игрушки традиционно изготавливаются из глины. Как правило, на Руси их изготовлением занимались дети, в основном девочки с 7-8 лет.
Для работы вам понадобятся гуашевые краски, кисти и вода. Занятия очень удобно распределены - сначала идут самые простые, в конце самые сложные. Они хорошо развивают творческие способности вашего ребенка.
В процессе изучения дети освоят простейшие элементы филимоновской росписи, орнаментов, научатся сами составлять узоры. Малыши смогут самостоятельно расписать барышню, узнают основные формы филимоновской игрушки и даже научатся украшать женскую и мужскую фигурку росписью.

Маленькая радуга - филимоновская игрушка

Ярче светит солнце. Небо стало глубоким и насыщенным, и по нему, словно сугробы снега, убегают на север облака. Наступает весна. В городе Одоеве открывается ярмарка. Со всех окрестных деревень и сел съезжаются на ярмарку люди: кто купить необходимые вещи, кто продать свои изделия. Чего только не встретить на ярмарке!

А в этом уголке словно радуга упала на землю - такое буйство красок, и во всю поют-заливаются птицы. Неужели прилетели с юга? Нет, это вывезли на ярмарку свои филимоновские мастерицы.

Игрушки – на любой вкус: здесь и люди - солдаты, барыни; и животные - олени, коровы, петухи и наседки; и многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. И все со свистками! Ну как не купить такую красоту ребенку!

Что же это за чудо такое – филимоновская игрушка?

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века, а на самом деле еще более древняя.

Мужчины в деревне Филимоново издавна изготовляли на гончарном круге посуду, а женщины, несмотря на обилие забот и хлопот, находили в долгие зимние вечера время и лепили из глины .

Все филимоновские - свистульки, лепятся они из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают , как и раньше, куриным перышком.

Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. В росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому или желтому фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Филимоновская игрушка, филимоновские свистки горят всем многоцветьем радуги. Любители называют филимоновскую игрушку "маленькой радугой" или "солнышком". Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.

Самая популярная форма для глиняной - это птицы. Петушки, курочки, индюки - излюбленные свистульки у мастериц филимоновской . Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму.

Традиционная филимоновская игрушка всегда лепится со свистком. Это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька; филимоновский свисток может быть также частью образа, например, традиционные Барыньки и Солдаты имеют под мышкой птичку-свистульку. Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. "Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.

Создание современной традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции - это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего - в единственном экземпляре.

В 2009 году в городе Одоеве открылся музей Филимоновской , в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века и изделия из глины других промыслов.

Примеры работ:

Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок».Самая популярная форма для глиняной филимоновской - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.

Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.

Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.

Авторская игрушка, выполненная в русской традиции – это всегда прикосновение к древности, к природной жизни. Дизайн традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Игрушка из керамики - это яркое дополнение к домашней коллекции игрушек и особенный, музыкальный подарок ручной работы.

Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.