Составить схему системы директивного планирования. Шпаргалка по Прогнозированию и планированию в условиях рынка - файл n1.doc. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23.07.2019 Снилс

Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов, на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам, в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное.

Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ.

В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются:

Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мирового рынка);

- Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими;

- Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах;

- Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений;

- Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях.

К недостаткам такого планирования относятся:

- По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов;

Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников;

- Использование процедур планирования "от достигнутого";

- Принудительное повышение "напряженности плана";

- Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства;

- Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса;

- Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне;

- Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;,

Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все

аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. многие экономисты и государственные деятели активно обсуждали опасность зарождения централизации в планировании, отстаивая возможность и объективную потребность функционирования товарно-денежных отношений и способов их планомерного регулирования. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства, особенно крестьянского рынка.

Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Кондратьева. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее. Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий, экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность.

Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы:

1) планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством;

2) методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования.

Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно.

Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Различают следующие формы индикативного планирования:

- Конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития возникла необходимость согласовать бюджеты с показателями прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке середньостро-ных, а в результате и долгосрочных прогнозов;

- Структурная, возникшая в связи с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки в рамках селективной структурной политики;

- Стратегическая - по мере развития смешанной экономики и глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую форму, суть которой заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую позицию в реализации которых принимает на себя государство.

Индикативное планирование является способом привлечения самостоятельных субъектов рынка при взаимовыгодном сотрудничестве с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, ситуацию в смежных отраслях, рынок рабочей силы и т.

Разработка индикативного плана предусматривает оценивание устойчивости экономики, анализ макропропорций, определение приоритетов и задач хозяйственного комплекса. Поэтому он должен сопровождаться ресурсным обеспечением, для чего создают балансы финансовые, трудовые, топливно-энергетических ресурсов, экспорта и импорта товаров широкого потребления и длительного пользования и т.

Планы разрабатывают на всех уровнях управления, каждый из которых определяет свои цели и приоритеты развития, предварительно согласовывая их с приоритетами высших органов управления. На отдельных территориях могут разрабатывать подпрограммы, которые отличаются в зависимости от поставленных целей и средств их реализации.

Экономическая теория и математическое моделирование

При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Планирование это процесс принятия управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до...

Вопрос №2

Сущность планирования. Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика

Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран постоянно возрастает.

Планирование как форма государственного регулирования используется во многих странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно обоснованным планированием и прогнозированием требует нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование увязывает все факторы производства, поддерживает сбалансированность натурально-вещественных и стоимостных потоков, обеспечивает рациональное и эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что отражается в плановом документе (плане). Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Директивные планы обязательны для всех исполнителей, а должностные лица за невыполнение заданий плана несут ответственность. Директивное планирование как основная форма государственного регулирования экономики применялось в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Посредством директивных планов центр оказывал прямое воздействие на все звенья и сферы народного хозяйства. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но они часто не выполнялись и полностью себя дискредитировали.

Однако неудачный опыт использования директивного планирования в соцстранах не должен исключать возможности его применения при решении важных общенациональных проблем. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является антиподом рынку. Это продукт и важный инструмент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о его больших возможностях при решении глобальных задач: индустриализации страны, структурном преобразовании производства, создании военно-производственного потенциала и т.д. Но применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях - война, депрессия, кризис, стихийное бедствие. При этом его масштабы и сроки должны быть строго ограничены.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование как средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, когда только рыночными методами без мер государственного воздействия не обойтись.

Индикативное(рекомендательное) планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития выступают показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) дает количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может или не хочет.

Государство директивно не воздействует на производителей, но крупный капитал заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Не сковывая инициативы частного бизнеса, индикативные планы помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы (утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок).

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования.

В Республике Беларусь на этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы включают, кроме собственно прогноза, систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно в Японии и Франции. Опираясь на государственный сектор, оно придает ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Формирование стратегии - это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой государственного стратегического планирования является определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование влияют как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а это характерно для любого государства) выбор главных целей сопровождается ранжированием приоритетов. Отличительными особенностями стратегического планирования всегда будут:

* выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики целей;

* ресурсное обеспечение намеченных целей (по объему и структуре ресурсов);

* учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

Целью стратегического планирования является формирование на основе выбранных приоритетов достаточного экономического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Реализуется стратегическое планирование в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10-15 лет.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и достижение целей, разноудаленных по времени.

В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям планирование претерпевает существенные изменения. Это определяется его принципиально новой ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана. На сегодняшний день нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 год, а также национальная стратегия устойчивого развития РБ.

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия. Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.

В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам.

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49735. Системы водоснабжения и водоотведения жилого здания 1.87 MB
Здание включает в себя 4 этажа, а также неэксплуатируемый подвал, в котором расположен магистральный трубопровод. Наружные стены выполнены из пеноблока и имеют толщину 600 мм. Внутренние несущие стены выполнены из пеноблока и составляют толщину 380 мм. Перегородки выполнены из кирпича толщиной 120 мм.
49737. Устройство предварительной обработки аналогового сигнала 1.09 MB
Разработка структурной схемы устройства. Описание структурной схемы устройства. Разработка функциональной схемы устройства. Описание работы устройства по временным диаграммам.
49738. Малоэтажный жилой дом в г. Мурманск 397.32 KB
Массовая жилая застройка последнего десятилетия в городах различной крупности страдает однообразием не только изза схожести внешнего облика типовых зданий но и одинаковой этажности. Лист № докум. Подпись Дата Лист 4 Введение согласно градостроительным нормам проектирования 5этажной застройки 5300 для центральных 5200 для северных и 5600 для южных районов страны.
49739. Подготовка аналоговой информации для ввода в персональный компьютер 1.4 MB
Блок управления первым реле. Блок управления вторым реле Расчет реле. Но и применение компьютера для целей управления требует непременно использования дополнительных электронных узлов которые непосредственно приводят в действие исполнительные механизмы: электродвигатели электромагниты реле динамики светодиоды и т.
49741. Проект привода грузоподъемной машины 13.93 MB
Редуктор состоит из быстроходной шевронной передачи и тихоходной косозубой передачи. Для корпуса редуктора была применена современная конструкция. Все выступающие элементы устранены с наружных поверхностей и введены внутрь.
49742. Разработка конструкции ИПМ изделия В-90 917.5 KB
Расчет размерной цепи для определения высоты пружины в собранном состоянии Расчет параметров пружины. Рисунок Инерционный предохранительный механизм изделия В90 Расчет размерной цепи для определения высоты пружины в собранном состоянии Расчет размерной цепи производится методом максимумминимум. Размерная формула: Найдем неизвестный размер замыкающего звена: Расчет параметров пружины Исходными данными для проектирования...

Директивное планированиепредставляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

ожидаемых результатов на период до 1 года.

Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.
В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.
Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.
Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:
Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).
Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.
Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.
Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

  • Шпаргалки для вступительных в магистратуру экономика строительства (Шпаргалка)
  • Шпоры по ОПП (Шпаргалка)
  • Авдеева Т.Т. (д.э.н.) Учебно-методический комплекс по стратегическому планированию (Документ)
  • Виноградов Д.В. Экономика недвижимости (Документ)
  • Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по менеджменту сервиса и запасных частей (Документ)
  • Костырко Л.А. Финансовый рынок (Документ)
  • Дейан Арман. Изучение рынка (Документ)
  • Разнодёжина Э.Н., Красников И.В. Мотивация рыночной организации труда в современных условиях (Документ)
  • n1.doc

    2. Директивное и индикативное планирование.

    Директивное планированиепредставляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

    До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

    Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

    Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

    4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

    Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

    Сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

    План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

    Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

    Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

    Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

    Ожидаемых результатов на период до 1 года.

    Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

    Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.
    3. Зарубежный опыт социально-экономического прогнозирования и планирования.

    В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)

    В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

    * как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;

    * как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.

    С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.

    В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

    Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

    В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.

    В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:

    1) на рынке отдельного товара;

    2) в конкретном секторе экономики;

    3) на мировом рынке.

    В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

    Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

    А) макропланирование;

    Б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

    В) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;

    Г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

    5. Взаимосвязи между прогнозированием и планированием.

    Под прогнозом понимается система научно обоснован­ных представлений о возможных состояниях объекта в бу­дущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определен­ность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объек­та. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и но­сит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

    Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

    Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется по­средством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

    Формы предвидения тесно связаны в своих проявлени­ях между собой и представляют последовательные, конк­ретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса - общенаучное предвиде­ние состояний объекта; завершающий этап - разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состоя­ние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    13. Прогнозирование научно-технического прогресса.

    Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-техни­ческого прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогно­зы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогно­зы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.

    В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития нау­ки и техники применяются как интуитивные, так и формализованные ме­тоды .

    При прогнозировании фундаментальных исследований широкое рас­пространение получили системный анализ и синтез , методы экспертных оценок : сценариев, построения "дерева целей", морфологического ана­лиза, "Дельфи", коллективной генерации идей .

    При прогнозировании прикладных исследований и разного рода раз­работок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моде­лирования, оптимизации , а также методы, основанные на анализе патен­тной документации и научно-технической информации.

    В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оп­ тимизации , факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов . При выборе методов прогнозирования важным яв­ляется глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение форма­лизованных методов оправдано. В случае появления скачков необходи­мо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления. А на участках эволюционного процесса следует применять формализованные методы.

    Стратегия НТП формируется на осно­ве комплексного прогноза научно-технического развития и отражает приоритетные направления развития науки и техники. В рамках приори­тетных направлений разрабатываются научно-технические программы.

    В программно-целевой технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения.

    План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл.

    8. Методы прогнозирования.

    Прогнозирование экономики представ­ляет собой сложный многоступенчатый про­цесс, в ходе которого должен решаться широкий круг раз­личных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве ос­новных используются всего 15-20.

    По степени формализации методы экономического про­гнозирования можно подразделить на интуитивные и фор­мализованные.

    Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоем­ких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными мето­ дами для повышения точности прогнозов.

    Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использова­ния ресурсов и т.п.

    Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеоб­разная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, от­расли) приблизительно одного и того же уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в вы­сокоразвитой системе строится прогноз для менее разви­той системы. Полученный таким путем "образец" - лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательно­му выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние ус­ловия и закономерности развития.

    К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

    Среди методов экстраполяции широкое распростране­ние получил метод подбора функций, основанный на ме­ тоде наименьших квадратов (МНЕ). В современных усло­виях все большее значение стали придавать модификаци­ям МНЕ: методу экспоненциального сглаживания с регу­ лируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

    Методы, моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономи­ческого процесса (объекта) в виде математических зависи­мостей и отношений. Различают следующие модели: мат­ричные, оптимального планирования, экономико-статисти­ческие (трендовые, факторные, эконометрические), ими­тационные, принятия решений. Для реализации экономи­ко-математических моделей применяются экономико-мате­ матические методы.

    10. Прогнозирование социального развития.

    Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.

    В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.

    9. Методы планирования и расчета плановых показателей.

    Плановый показатель - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.

    Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

    Система показателей должна:

    Охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

    Обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

    Обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

    Быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

    Ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

    Соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

    Иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

    В планировании выделяют следующие группы показателей:

    Натуральные и стоимостные;

    Количественные и качественные;

    Абсолютные и относительные;

    Утверждаемые и расчетные;

    Частные и обобщающие.

    Натуральные показатели;

    Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).

    Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

    Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

    Если стратегия организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями.

    Тактика, как правило, разрабатывается средним звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.

    Процесс формирования тактических планов организации предполагает, как правило, процедуру их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.

    Нередко на разных фирмах в процессе согласования тактических планов можно наблюдать наличие противоположных интересов их руководства и менеджеров среднего управленческого эшелона.

    11. Прогнозирование экономического роста

    Конечной целью эк-го роста является рост потребления и состояния. В масштабе всего общественного производства, он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, и измеряется как в абсолютных, так и в относительных величинах.

    Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

    Экстенсивный тип представляет экономический рост, достигнутый путем наращивания масс используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема производства применяемых ресурсов, при сохранении неизменной технической базы производства.

    Основными факторами этого типа является увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне. При этом типе развития может возрастать эффективность хозяйствования, т.к. имеет место эффект масштаба (экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштаба самого предприятия). Это обеспечивает возможность углубления специализации и управления, применение крупных производственных мощностей, повышающих производительность труда.

    Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда эк-ий рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов.

    К основным факторам этого типа относят: 1) разработка и внедрение новой техники и технологии; 2) повышение квалификации работников; 3) сокращение производственного цикла; 4) ускорение операции и оборота имеющегося фонда; 5) структурное преобразование в экономике; 6) улучшение организации производства; 7) снижение ресурсоемкости продукции и т.д.

    Результатами интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы повышения качества и рентабельности продукции.

    В последние годы появляется еще один тип развития – инновационный. Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно-обновляемой продукции, в том числе факторов инновации продуктов (материалов, техники), ему присуще нововведение в технологической базе. Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост.

    Для оценки динамики эк-го развития используются эк-ие показатели, отражающие производство и потребление совокупного продукта, созданного хозяйствующими субъектами, имеющими отношение к данной стране: ВВП и ВНП.

    Все показатели в рамках системы национальных счетов ВВП рассчитываются с помощью нескольких методов: производственный метод, метод конечного использования и подоходный метод.

    При расчете методом конечного использования суммируются все расходы. В итоге мы получаем стоимостное отношение товаров и услуг на территории данной страны и потребленных внутри страны и вне.

    ВВП = C + G + I + Nx, где С – личные потребительские расходы, G – расходы гос-ва, I – валовые частные инвестиции, Nx – чистый экспорт товаров и услуг, сальдо экспорта и импорта (минус).

    Для характеристики эк-го роста используется динамика общего производства, показателями которой являются темпы роста и прироста.

    Т = (ВВП t / ВВП б)* 100 Годовые темпы прироста определяются как разность между ВВП t и ВВП б дельтаТ =(ВВП t - ВВП б) / ВВП б

    Специалисты считают, что экономика любой страны должна стремиться обеспечить рост национального дохода в размере 3-4%, иначе население перестанет ощущать улучшение жизни.

    12. Прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроиз­водства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эф­фективность. В то же время ВЭС представляют собой подсистему миро­вого хозяйства. Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграцион­ных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и име­ют определенную договорно-правовую основу. Важнейшими направле­ниями интеграции в мировую экономику являются международная тор­говля и интернационализация производства. Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обес­печении научно обоснованного их прогнозирования и планирования. Среди важнейших форм ВЭС следует выделить : внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с за­рубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции. Практическое осуществление экономических связей хозяйствующи­ми субъектами данного государства с другими странами характеризует­ся как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охваты­вает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных това­ров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с со­вершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров. Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезен­ных из-за границы, без их переработки. Импорт - закупка и ввоз ино­странных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Реимпорт - ввоз из-за границы отечественных това­ров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не под­вергались там переработке. Способность страны производить определенное количество конку­рентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономи­ческих и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры. Для осуществления регулирования ВЭД государство вырабатывает внешнеэкономическую политику , которая представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являют­ ся : внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика . Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и не­тарифное регулирование. Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударствен­ной специализации и кооперирования, кредитного и научно-техническо­го сотрудничества с зарубежными странами. Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны. Центральное место занимает прогноз внешней тор­ говли , в процессе которого определяются: совокупный объем внешне­торгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС.

    21. Планирование развития государственного сектора экономики.

    Одним из видов комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

    Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

    Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.

    Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

    Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

    15. Классификация прогнозов и планов.

    В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.

    Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной основой разработки является концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

    Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:

    Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;

    Социальное развитие;

    Развитие науки;

    Формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фндов;

    Приватизация;

    Платежный баланс;

    Развитие фондового рынка;

    Консолидированный бюджет;

    Динамика производства и потребления.

    Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал. Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.

    Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.

    Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

    Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.

    Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.

    Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.