Внутренняя среда имеет несколько срезов. Анализ внешней и внутренней среды на примере оао "промсвязьбанк". Главные элементы внутренней среды

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Т.Б. Саутиева

Кандидат географических наук, доцент (Пятигорский филиал РГТЭУ)

Внешнеэкономическая деятельность любой страны в той или иной степени и в разных формах регулируется государством, но цели и методы этого регулирования зависят от социально-экономического строя общества, состояния национальной экономики и его положения в мировом сообществе.

Государственное регулирование ВЭД должно способствовать восстановлению экономики страны и обеспечению ее дальнейшего социально-экономического развития. Механизм государственного регулирования ВЭД должен защищать общенациональные интересы РФ, вместе с тем он должен учитывать интересы мирового сообщества, единые правила, процедуры, нормативы и стандарты, рекомендуемые им для всех стран мира.

Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей. Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Мировое сообщество через международные организации (ГАТТ/ВТО, МВФ и др.) способно оказывать эффективное воздействие на экономическую политику отдельных стран, добиваясь от них определенных уступок в области режима регулирования ВЭД в пользу стран мирового сообщества. Принимая часть требований международных организаций в обмен на уступки с их стороны, РФ ограничивает тем самым свои возможности защиты национальных интересов, отказывается от части своих суверенных прав в области регулирования ВЭД. Сложность достижения положительного для РФ баланса интересов усугубляется объективными факторами -природно-климатическими и историческими особенностями страны, которые негативно сказываются на эффективности производственной и инвестиционной деятельности и снижают конкурентоспособность российских товаров.

РФ расположена преимущественно в зоне холодного климата. Это определяет необходимость повышенных по сравнению со странами Европы и Америки расходов на отопление производственных помещений, жилья и сферы обслуживания. Значительные колебания светового дня по периодам года определяют повышение затраты на освещение. Относительно низкая концентрация населения, размещение производительных сил на огромную территории определили значительно большую чем в других странах протяженность коммуникаций и более высокие затраты на транспорт и связь. Значитель-

ная часть территории РФ, годной для ведения сельского хозяйства, относится к зонам рискованного земледелия. Они определяли необходимость осмотрительного, взвешенного подхода при проведении экономических реформ, в первую очередь к реформированию налоговой системы, либерализации цен, кредита и процентной политики. На первый взгляд может показаться, что решение этих вопросов является внутренним делом РФ, входит в компетенцию исключительно российских органов власти и не затрагивает ее отношений с другими странами. Однако, при более глубоком и тщательном рассмотрении этих проблем, оказывается, что их решение неизбежно отражается на отношении РФ с другими странами, выходит за рамки узко национальных интересов,создает определенные проблемы при формировании системы регулирования ВЭД РФ.

В настоящее время активно ведутся переговоры о присоединении РФ к ВТО. Тяжелое положение экономики РФ, низкая конкурентоспособность российских товаров, вызванная в значительной мере ошибками и просчетами при проведении реформ, существенно ослабляют позиции РФ в переговорном процессе. Россия не может и не должна соглашаться на те условия приема в ВТО, которые противоречат ее национальным интересам, подрывают ее безопасность. В то же время она не может ожидать существенных уступок со стороны западных партнеров. Необходимо тщательно изучить все возможности защиты национального рынка и помощи российским товаропроизводителям, которые допускаются условиями членства РФ в ВТО, и определить тот предел уступок западным партнерам, на которые РФ может согласиться без существенного ущерба для своей экономики и внешней безопасности.

В рыночной экономике государственное регулирование ВЭД осуществляется прежде всего экономическими методами. Они разнообразны и включают таможенный тариф, систему налогов и сборов, субсидирование производства и экспорта продукции, ее льготное кредитование и страхование, но цели их использования, формы и место в системе регулирования ВЭД определяются каждой стороной с учетом специфики национальных условий - уровня экономического

развития страны, ее геополитического положения, места в системе мирового сообщества, участия в международных и региональных союзах и соглашениях и т.п. РФ не имеет большого опыта государственного регулирования ВЭД. Для нее весьма полезно изучить и критически использовать опыт других стран с учетом российской специфики, особенно опыта развитых стран.

Целью государственного регулирования ВЭД в этих странах является обеспечение свободного доступа к сырью и прочим естественным ресурсам других стран, к их рынкам для сбыта. Они заинтересованы также в защите национального рынка, в поддержке национальных товаропроизводителей, в создании благоприятных условий для инвестирования капиталов в другие страны, в том числе в развивающиеся. Учитываются также интересы национальной безопасности своих стран. В этих странах отлажена эффективность стимулирования экспорта товаров.

Высокая конкурентоспособность товаров развитых стран упрощает им задачу защиты национального рынка и национальных товаропроизводителей. Они, как правило, защищают только те сегменты рынка, которые особенно чувствительны к иностранной конкуренции. В подобных случаях они умело используют различные способы регулирования импорта товаров и помощи отечественным производителям. Высокая эффективность и конкурентоспособность производства позволяет им отстаивать идеи либерализации ВЭД перед странами мирового сообщества. Но их экономика отнюдь не является полностью открытой, как это представляют некоторые российские экономисты.

Примерами того, насколько плотно и надежно защищают эти страны национальный рынок и национальное производство от иностранной конкуренции, служат массовые случаи дискриминации странами ЕС и США российских товаров - текстиля, цветных и черных металлов, поскольку российский экспорт этих товаров очень чувствителен для производителей аналогичных товаров в указанных странах. Страны Запада не стесняются применять в отношении российских товаров административные методы защиты (квотирования), за отмену которых они весьма активно выступают. Но они проводят

эту политику достаточно квалифицированно, гибко и эффективно, что позволяет им одновременно выступать в роли поборников открытой экономики и полной либерализации ВЭД.

Основу государственного регулирования ВЭД составляет тарифное регулирование. Оно направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Правовая основа тарифного (а частично и нетарифного) регулирования определяется Законом РФ «О таможенном тарифе» введенным в действе с 19 июля 1993 г., и Таможенным кодексом, который вводился в действие поэтапно в 1994 г.1 В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины применяются в исключительных случаях в отдельных странах, главным образом в развивающихся, а импортные пошлины в определенных условиях могут быть использованы в целях стимулирования экспорта. Например, для производства продукции на экспорт могут применяться узлы и детали, получаемые по импорту. Для повышения конку-

рентоспособности изделий эти узлы и детали могут импортироваться беспошлинно.

Таможенная пошлина - вид платежа, взимаемый государственным органом - таможней. Таможенные пошлины могут классифицироваться различными способами. В зависимости от направленности различаются экспортные, импортные и транзитные пошлины.2

Экспортные пошлины устанавливаются для товаров, изготовленных на территории РФ и вывозимых для потребления за границей (нефть и нефтепродукты, металлы и полуфабрикаты из них и др.).

Их задача:

Пополнение доходной части федерального бюджета;

Защита экономической безопасности страны;

Предотвращение вывоза из страны остродефицитных товаров и ресурсов.

С 1 февраля 2002 года в РФ были установлены следующие ставки экспортных пошлин на сырую нефть (Таблица).

Ставки экспортных пошлин на сырую нефть

Цена на Urals, долл. за баррель Старая шкала, долл. за тонну Новая шкала, долл. за тонну

ниже 12,5 0 0

12,5 - 15,0 1,78 0

15,0 - 17,5 4,45 0 - 6,39

17,5 - 20,0 8,0 6,39 - 12,78

20,0 - 22,5 12,45 12,78 - 19,16

22,5 - 25,0 17,78 19,16 - 25,55

25,0 - 27,5 24,00 25,55 - 32,85

27,5 - 30,0 30,23 32,85 - 40,15

30,0 - 32,5 36,45 40,15 - 47,45

Источник: «Финансовая Россия», №1, 2GG2. С.5.

Импортные таможенные пошлины обеспечивают:

Пополнение доходной части бюджета и регулирование состояния платежного баланса;

Насыщение внутреннего рынка товарами, не производимыми в стране (особенно оборудованием и лекарствами);

Рационализацию структуры импорта путем затруднения ввоза товаров, нежелательных на национальном рынке;

Защиту отечественных производителей от неблагоприятного воздействия международной конкуренции;

Прогрессивную перестройку отраслевой структуры национальной экономики.

Если экспортные пошлины не приветствуются ВТО, то импортные пошлины получили широкое распространение. В странах ЕС импортные тарифы на говядину составляют 213%, пшеницу - 168%; в США на сахар -244%, сталь - 30%, молоко - 83%.3

В России с 1 октября 2001 года введены временные ставки ввозных таможенных пошлин. Минимальная ставка - 5%, максимальная - 10% вместо 20%. Все измененные ставки делятся на две группы. Ставки на ввоз одежды, электрооборудования, некоторых продуктов питания и др. могут меняться без предварительного согласования с Таможенным комитетом. Ставки на лекарства, летательные аппараты, промышленное оборудование и др. в одностороннем порядке изменены быть не могут. На радиодетали и компьютеры введена единая ставка - 10% вместо прежних, колебавшихся от 5% до 20%. На основные виды сырьевых товаров ставка определена в 5% вместо 5-15%. Это должно противодействовать «серому» импорту. В целях содействия обновлению производственного аппарата отечественной промышленности ставки на импортное технологическое оборудование определены в 5-10% вместо прежних 10-15%.4

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через территорию суверенного государства. При этом используются соответствующие национальная транспортная и логистическая системы. Размер пошлины может достигать 5-10% заявленной стоимости груза.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовой базы применения различаются следующие таможенные пошлины:

Автономные или генеральные - устанавливаются государством в одностороннем порядке, самостоятельно; применяются при импорте из стран, с которыми нет межгосударственных торговых соглашений;

Конвенционные или договорные -применяются для импорта из стран, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении различных режимов осуществления внешнеторговых операций (например, режима наибольшего благоприятствования);

Преференциальные - используются для создания наиболее благоприятных условий для импорта из стран, пользующихся торговыми преимуществами.5

По методу взимания таможенные пошлины делятся на:

Адвалорные, исчисляемые как процент от таможенной стоимости товара (при торговле машинотехнической, наукоемкой сложной продукцией);

Специальные - устанавливаются в денежной форме за единицу измерения качества товара (штуки, баррели, тонны и др.). Применяются для одновременных массовых товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, в также в тех случаях, когда установить цену товара сложно или есть подозрение в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости товара;

Комбинированные, основанные на сочетании адвалорного и специального методов. Они фиксируются в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее указанной суммы за единицу товара» (груз от 50 кг до 200 кг, не превышающий по стоимости 10 тыс. долл., облагается по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг).6

При формировании таможенных пошлин необходимо определить их экономическую природу и выполняемые ими функции. Они определяют принципы и методы обоснования пошлин.

В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.

До последнего времени преобладало мнение, согласно которому таможенные пошлины - это разновидность налога. Оно сложилось еще в годы советской власти, когда таможенные пошлины не играли роли в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические конкурентные условия отечественных товаропроизводителей и их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютнофинансовую политику области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных интересов.

Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлины по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п. Отнесение таможенных пошлин к одной из разновидностей налога делает ненужными такие обоснования пошлин и исключает их практическую возможность.

Различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Таможенные пошлины как экономический инструмент регулирования ВЭД стали применяться в РФ в 1992 году. Их введение было вызвано либерализацией ВЭД, которая осуществлялась «шоковым» способом. Для обоснования пошлин не было своевременно подготовлена научно-методическая информационная и правовая база.

Весь механизм экономического регулирования ВЭД в части внешнеторгового оборота ограничивается в настоящее время

импортными пошлинами. При отсутствии должного экономического обоснования, без увязки уровня импортных пошлин с национальными и интернациональными издержками и ценами эти пошлины не могут эффективно выполнять возложенные на них функции.

В отличие от других стран РФ практически не использует для защиты национального рынка и национального производства антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, хотя имеются веские причины для применения таких пошлин по ряду товаров, импортируемых из стран Запада. Например, из стран ЕС РФ импортирует значительное количество продуктов питания. Производство этих продуктов, в отличие от РФ, субсидируется на государственном и межгосударственном уровне странами ЕС в весьма значительных масштабах. Это дает основание для РФ применить по этим товарам компенсационные пошлины, что поставило бы производителей сельскохозяйственной продукции в РФ и в странах ЕС в равные конкурентные условия. Но сельскохозяйственные продукты не являются в этом отношения исключением.

Наряду с таможенно-тарифными, экономическими методами регулирования ВЭД, в мировой практике широко используются также административные методы.

Административное регулирование ВЭД осуществляется государством с помощью системы методов. Они охватывают практически все сферы ВЭД. Особое место в системе административного регулирования ВЭД играют квотирование, контингентирование и лицензирование. Квота - наиболее часто применяемая форма количественного ограничения экспорта и импорта. Она может осуществляться на межгосударственном и национальном уровнях. Квотирование применяется на уровне в качестве гарантии удовлетворения внутренних потребностей и поддержания уровня цен (экспортные квоты) и для ограничения проникновения иностранных товаров на национальные рынки. Она может использоваться в качестве ответной меры, в отношении тех стран, которые устанавливают импортные квоты для товаров из других стран. Так, США и страны ЕС применяют квотирование импорта текстиля и не-

которых цветных металлов из РФ. В данном случае квотирование является открытой формой протекционизма, используемой для защиты национальных рынков и национальных производителей. Тем не менее США и страны ЕС считаются некоторыми российскими экономистами демократического толка образцами открытой экономики, которых РФ должна поддерживать. До подражания дело не доходит. Напротив, РФ не применяет в отношении этих стран ответных мер в виде квотирования импорта из этих стран, например, алкогольной продукции и табачных изделий, хотя исключительно высокий уровень потребления этих товаров, превышающий медицинские нормы и интересы охраны здоровья населения России не только позволяют, но и диктуют необходимость таких мер. Но кризисное состояние экономки РФ, крайняя заинтересованность страны в увеличении экспорта продукции любой ценой ради получения валюты, необходимой для оплаты импорта, обслуживания и погашения иностранных долгов, финансовая зависимость от стран Запада затрудняют применение ответных мер со стороны РФ в отношении стран Запада.

Квотирование может иметь временный характер. Например, в период сева и сбора урожая, при возникновении трудностей с обеспечением АПК горючим, могут быть установлены временные квоты на экспорт горючего на эти периоды.

При улучшении экономического положения страны и выхода ее экономики на траекторию устойчивого развития может резко увеличиться потребность в определенных видах сырья и энергоносителей. Для обеспечения устойчивого роста экономики, возможно, потребуется квотирование экспорта дефицита материальных ресурсов ради обеспечения внутренних потребностей.

Квотирование может применяться в качестве совместной с другими странами меры по регулированию экспорта для проведения совместной ценовой политики. Оно может вызываться также необходимостью выполнения РФ ее обязательств по отношению к другим странам международных обязательств по поставкам товаров.

В настоящее время для РФ наиболее важное значение имеет квотирование импор-

та следующих товаров: продовольствия, потребительских товаров широкого потребления, некоторых видов технологического оборудования, алкогольных напитков, табачных изделий.

Лицензирование - разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров. Лицензии дают право на ввоз и вывоз квотируемых товаров, специфических товаров (по списку правительства), а также товаров двойного назначения - ядерных материалов,драгоценных металлов, психотропных средств и наркотических средств.

Лицензирование отдельных видов деятельности - контроль компетентных уполномоченных государственных органов за осуществлением отдельных видов деятельности. В целях упорядочения и контроля за отдельными видами деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2001 года №135 определены следующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Важнейшие из них:

Министерство внутренних дел;

Министерство здравоохранения;

Министерство промышленности и

Министерство сельского хозяйства;

Министерство транспорта;

Министерство труда и социальных вопросов;

Министерство финансов;

Министерство экономического развития и торговли;

Министерство энергетики;

Государственный комитет по стандартизации.7

Методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, возложено на Министерство экономического развития и торговли.

Лицензии выдаются на основании:

По квотируемым товарам - документов, подтверждающих поставку товара в пределах квоты или в случае экспорта организацией посредником - договора на поставку товаров;

Для товаров двойного назначения -заключение комиссии по экспортному контролю РФ;

По специфическим товарам - разрешение соответствующего министерства и ведомства.

Лицензии оформляются на один товар; если в договоре указаны многие товары, то лицензии оформляются на каждый товар в отдельности. Лицензии могут распределяться следующими способами:

На основе явных предпочтений;

По наличию соответствующих ресурсов у субъектов ВЭД для ведения внешнеторговых операций по соответствующим товарам;

Аукционным способом путем продажи лицензии, что обеспечивает государству получение определенного дохода.

Состояние российской экономики, жестокая конкуренция с которой сталкиваются российские товаропроизводители со стороны иностранных фирм на мировом и национальном рынках вызывают необходимость государственного регулирования ВЭД в РФ, в том числе с использованием административных методов. Это касается экспорта и импорта товаров, регулирования их объемов и структуры.

Продолжающееся вытеснение российских производителей с национального и мирового рынков, снижение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей,

особенно наукоемкой продукции, низкое качество импортируемых товаров, продолжающийся вывоз капиталов из России свидетельствуют о важности и неотложности мер по усилению государственного регулирования ВЭД.

Усиление государственного регулирования ВЭД, диктуемое состоянием экономики РФ и сферы ВЭД требует воссоздания эффективной системы государственного регулирования ВЭД с использованием всех методов, включая административные. Чем скорее и эффективнее будет решена эта задача, тем скорее можно ожидать, что сфера ВЭД РФ будет функционировать эффективно в общенациональных интересах, способствовать социально-экономическому возрождению России и укреплению ее безопасности.

Примечания:

1 Международные экономические отноше-ния./Под редакцией Б.П. Супруновича. - М.: 1 995. -С.62.

2 Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономической деятельности. - М.: Книга сервис, 2003. - С.107.

5 Михайлин А.Н. Указ. соч., с.1 08.

6 Там же, с. 108-1 09.

7 Там же, с.52-53.

ОПЕЧАТКИ

По техническим причинам в журнале «Российский внешнеэкономический вестник», №7 за 2006 год допущены следующие опечатки:

1. На с. 3, колонка вторая, строка 16 сверху, после слова «управления» и до «4» следует читать: «таможенным делом; 3) общий рынок, когда снимаются барьеры для перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;».

2. На с. 53, таблица 2, колонка последняя, строка первая сверху - вместо «10,2» следует читать

3. На с. 55, таблица 3, колонка последняя, строка третья сверху - снимается.

Редакция просит читателей извинить за допущенные опечатки.

Общие характеристики и основные признаки организации

Для достижения поставленных целей организации необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности, Основные ресурсы, используемые организацией: люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология, информация. Главная задача организации в области использования ресурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Организации полностью зависимы от окружающего мира и в отношении своих ресурсов, и в отношении потребителей, сточки зрения внешней и внутренней среды. Разделение всей работы на компоненты между участниками трудового процесса - горизонтальное разделение труда. Образец горизонтального разделения труда на производственном предприятии - производство, маркетинг и финансы - основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены для достижения поставленных целей. Работа в организации, разделенная на составляющие части, должна быть скоординирована: вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от

самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.

Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

Общее руководство;

Технологическое руководство;

Экономическое руководство;

Оперативное управление;

Управление персоналом.

Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, придающую им целостность, способность реализовать свою миссию (предназначение). Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, выстроенная в форме, позволяющей наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации называют департаментами, управлениями, отделами. Структурные подразделения организации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Управление является существенно важной деятельностью для организации. Управленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую категорию общественного труда.

Внешняя среда организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации или являющихся потребителями результатов ее деятельности, т. е. продукции и услуг.

Факторы внешней среды: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции, социальные. (См. также вопрос №36.)

Внешняя среда делится на части: 1) среда прямого воздействия (факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации - поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и госорганы, профсоюзы, потребители, конкуренты); 2) среда косвенного воздействия (факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но влияют на ее фун­кционирование - система ценностей в обществе, социальная, экономическая и политическая обстановка в стране и мире, нормы местного и международного делового оборота, природные и общественные катаклизмы).

Элементы внешней среды: 1) клиенты (потребители продукции и услуг) - ключевая группа, за счет которой организация существует и развивается; цели и структура 1 организации должны отражать проблемы и потребности клиентов, обеспечивать их удовлетворение; 2) поставщики предоставляют ресурсы, необходимые для достижения целей; наличие и цена ресурсов оказывают влияние на деятельность организации, учитываются при разработке задач и планов; 3) конкуренты (ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления); 4) прогресс, как одна из главных движущих сил общества, создает основу для высокой конкуренции; 5) государство влияет на деятельность организации с помощью законов; 6) финансовые организации; 7) учебные заведения; 8) источники трудовых ресурсов.

Задачи организации по отношению к внешней среде: необходимо учитывать факторы, действующие вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира (в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей). Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на организацию, подбирать способы реагирования на внешние воздействия. Чтобы выжить и сохранить эффективность, организации вынуждены приспосабливаться к среде.

Внутренняя среда организации - это часть общей среды, находящаяся в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Анализ внутренней среды необходим, чтобы:

Определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

Лучше уяснить цели и задачи организации и решать их;

Учитывать, что, помимо производства продукции, оказания услуг, организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает социальные условия для их жизнедеятельности.

Анализ внутренней среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми организация обладает. Применяемый для анализа среды метод IrSWOT - широко признанный подход, позволяющий проводить одновременное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT-анализа, удается установить линии

связи между силой и слабостью организации и внешними угрозами и возможностями.

Элементы внутренней среды:

1) производство (объем, структура, темпы, номенклатура продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, резервные мощности, местонахождение производства и наличие инфраструктуры, технологии, патенты, торговые марки и др.);

2) персонал (структура, количественный состав, потенциал, квалификация, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности сотрудников);

3) организация управления (организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности высшего руководства, фирменная культура, организация системы коммуникаций);

4) маркетинг (товары, их доля на рынке, каналы распространения и сбыта, маркетинговый бюджет, планы и программы, нововведения, имидж фирмы, репутация товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование);

5) финансы и учет (финансовая устойчи­вость и платежеспособность, прибыльность, собственные и заемные средства и их соотношение, эффективная система учета, в т. ч. учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли).

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды , как считают Виханский О.С., Наумов А.И. (1996), которая находится в рамках организации . Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает несколько ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация (рис. 2.2).

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Кадровый срез

Организационный срез

Производственный срез

Маркетинговый срез

Финансовый срез

Организационная культура

Рис. 2.2. Структура внутренней среды как объекта анализа

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой , которая так же, как и вышеперечисленные срезы, подвергается самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к клиентам и какие методы выбирает для конкурентной борьбы.

Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее, есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.

Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организации со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они контактируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае, если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.

Для того, чтобы выживать, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому, изучая внешнюю среду, концентрируют внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе среда.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей , которые могут возникнуть во внешней среде организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает внутренняя среда организации, и оценку их влияния на эффективность управленческих решений.

Еще один подход к выделению факторов внутренней среды организации используется в стратегическом анализе и рассматривает следующие «срезы» организации:

Сопоставление внешних и внутренних факторов (swot-анализ)

Практическая ценность определения значимых факторов внутренней и внешней сред заключается в дальнейшем их сопоставлении, получения общей картины действительности и выявлении путей дальнейшего развития организации. Для этих целей используют метод SWOT -анализа, чье название происходит от первых букв английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности, угрозу (рис.3.7).

Рис.3.7. Структура SWOT-анализа

Сила – этовнутренняя особенность компании, дающая ей конкурентные преимущества на рынке: уникальных компетенции персонала, опыт в какой-то области деятельности, значительные организационные ресурсы, прогрессивные технологии, известность товарной марки, высокое качество товара, союзы с партнерами и мн.др..

Слабость – этовнутреннее отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, что ей не удается в сравнении с другими, или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия: . Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д.

Возможности ‑ этовнешний фактор, дающий фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, расширить рынок сбыта и т.п. Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием, принятии региональной программы поддержки малого бизнеса и т.д.

Угроза – этовнешний фактор, который может нанести ущерб фирме, лишить ее существенных преимуществ: появление новых конкурентов или товаров-заменителей, несанкционированное копировании уникальных разработок фирмы, падение покупательной способности потребителей, новые законодательные ограничения бизнеса и т.п.

Для проведения SWOT-анализа составляется таблица, в которой на каждом из полей заданы парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии (табл.3.1).

Таблица 3.1

SWOT-матрица

Возможности

Угрозы

Сильные

стороны

Поле «СиВ»

Получение максимальной отдачи от использования возможностей

Поле «СиУ»

Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов

Слабые

стороны

Поле «СлВ»

Использование возможностей для преодоления

недостатков

Поле «СлУ»

Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей

Анализ комбинации сильных сторон и возможностей (СиВ) позволяет выяснить, как можно использовать сильные стороны организации для получения максимальной отдачи от возможностей, предоставляемых внешней средой.

Анализ комбинации слабых сторон и возможностей (СлВ) помогает понять каким образом с помощью представившихся возможностей можно преодолеть существующие недостатки в деятельности организации.

Анализ комбинации сильных сторон и угроз (СиУ) ориентирует организацию на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов, т.е. сильных сторон.

Анализ комбинация слабых сторон и угроз (СиУ) предупреждает о том, какие слабые стороны необходимо защищать, усиливать, чтобы избежать негативного воздействия на них внешних угроз.