Критерии развития социальных групп. Понятие и виды социальных групп. Функции массовой коммуникации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Это не случайный опыт, и в результате они имеют три важнейшие характеристики.

  • Есть части.
  • Существует взаимосвязь между частями.
  • Существует принцип организации.
Тернер, так и Руперт Браун, группы - это не просто системы или сущности сами по себе, а существуют по отношению к другим группам. Существуют различные способы классификации групп, например, с точки зрения их цели или структуры, но два набора категорий сохранили свою полезность как для практиков, так и для исследователей. Они включают различия между.

Первичные и вторичные группы; и планируемые и возникающие группы. . Чарльз Хортон Кули установил различие между «первичными группами» и «зародышевыми группами». Первичные группы - это группы людей, таких как семьи или близкие круги дружбы, где есть близкое, личное и интимное взаимодействие. Часто также существует высокий уровень взаимозависимости между членами. Первичные группы также являются ключевым средством социализации в обществе, главным местом, где отношения, ценности и ориентации развиваются и поддерживаются.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Вторичные группы - это группы, в которых члены редко, если вообще когда-либо, находятся в непосредственном контакте. Они часто крупные и обычно формально организованы. Примерами являются профсоюзы и членские организации, такие как Национальный траст. Они являются важным местом социализации, но вторичны для первичных групп.

Это различие остается полезным - особенно когда вы думаете о том, какие условия являются значительными при рассмотрении социализации. Различие помогает объяснить ограниченное влияние школьного образования в важных областях общественной жизни и некоторых из возможностей неформальных педагогов и социальных педагогов.

Самостоятельная работа

Классификация социальных групп

Выполнила: Косенкова Мария Игоревна

1. Социальная группа

Социальная группа -- объединения людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Наряду с обсуждением первичных и вторичных групп, стало известно, что группы, как правило, попадают в одну из двух широких категорий. Запланированные группы специально формируются для какой-либо цели - либо их членами, либо каким-либо внешним лицом, группой или организацией.

Как сказал Форсайт, «люди находят запланированные группы, но они часто находят возникающие группы». Иногда авторы используют термины «сформированные» группы и «естественные группы» для описания того же широкого различия, но термин «естественный» довольно вводит в заблуждение. Развитие естественных групп вполне может включать в себя некоторое намерение со стороны актеров.

2. Классификации социальных групп

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии

Некоторые преимущества и опасности групп

Совсем недавно различие между сформированными и возникающими группами было дополнительно развито, спросив, сформирована ли группа внутренними или внешними силами. Они также разделили возникающие группы на «косвенные» и «самоорганизующиеся». Как видно из того, что мы уже рассмотрели, группы предлагают людям возможность совместно работать над совместными проектами и задачами - они позволяют людям разрабатывать более сложные и масштабные мероприятия. Мы также видели, что группы могут быть.

Значимые сайты социализации и образования - позволяют людям развивать чувство идентичности и принадлежности, а также углублять знания, навыки, ценности и отношения. где отношения могут формироваться и расти, и где люди могут найти помощь и поддержку. где процветает мудрость. Как утверждал Джеймс Суривецкий, часто бывает так, что «многие умнее немногих». . Тем не менее, есть недостаток всего этого. Социализация, которую они предлагают, может быть очень сдерживающей и угнетающей для некоторых из их членов.

2) средняя группа - относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются:

Они также могут стать средой, которая способствует межличностному конфликту. Кроме того, границы, нарисованные вокруг групп, являются частью процесса исключения определенных людей и создания межгрупповых конфликтов. Имеются также данные, свидетельствующие о том, что группы могут воздействовать на людей способами, которые нарушают их суждения и приводят к нарушению принятия решений.

По этим причинам мы должны быть в состоянии оценить, что происходит в группах, - и действовать, где мы можем, чтобы сделать их более эффективными и полезными для их членов и для общества в целом. Те, кто занимается систематическим исследованием групповых процессов и динамики, использовали разные способы наблюдения за групповым поведением и выяснения опыта участия в группах. Некоторые из них пытались использовать более «инсайдерский» вид, используя наблюдение и беседу участников. Уайта об обществе уличного угла.

1) кратковременные

2) долговременные

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют:

1) первичные

2) вторичные группы.

Вторичная группа - это совокупность первичных малых групп.

3. Основными способами формирования социальных групп являются следующие

Другие использовали более скрытые формы наблюдения или смотрели на структурированные и открытые наблюдения и интервью. Все эти исследования и контрастные ориентации, информирующие об этом, породили разные представления о том, что следует искать в группах и, в частности, в силах, влияющих на групповые процессы и динамику.

Групповое взаимодействие Групповая взаимозависимость Структура группы Цели Группы Групповое объединение. Те, кто занимается исследованиями и работой с группами, часто сталкиваются с взаимодействием - способом, с которым люди взаимодействуют и влияют друг на друга, - с противоположных точек зрения. Как мы уже видели, Балес рассматривал категоризацию социальных вмешательств с точки зрения того, как они влияют на групповой процесс, и в частности на то, в какой степени они стремились «заняться работой» или «относиться к другим».

· работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;

· в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

Это различие оказалось одним из самых прочных признаков многого, что было написано о групповой работе. Взаимодействие с заданиями можно рассматривать как «все групповое поведение, которое сосредоточено главным образом на работе, проектах, планах и целях группы».

Взаимодействие взаимодействий сосредоточено вокруг социальных и межличностных аспектов групповой жизни. Это различие нашло свое отражение в различных аспектах практики - например, когда мы думали о лидерстве в группах. Таким образом, действия могут быть разделены на то, связаны ли они с задачей или обслуживанием.

· в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

· часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

Барон и др. и др. утверждают, что это основная особенность групп, результаты групп членов часто зависят не только от их собственных действий, но и от действий других в группе. На чувства, переживания и действия одного члена могут влиять полностью или частично другие. Во всем этом также полезно провести различие, сформулированное Мортоном Дойчем, при рассмотрении сотрудничества и конкуренции в группах.

Он противопоставил социальную взаимозависимость - которая существует, когда люди разделяют общие цели, а результаты каждого человека зависят от действий других людей - с социальной зависимостью, где «результаты одного человека зависят от действий второго человека, а не наоборот». Размер группы. Очевидным, но решающим фактором является размер группы. Большие группы действуют по-разному в нескольких важных аспектах для небольших групп. Например, влияние размера на групповую связь. В меньших группах может участвовать более высокая доля людей - у каждого есть потенциально больше времени, а меньшее количество вовлеченных людей означает, что речь может быть не такой тревожной, как в большой группе.

· индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

· у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Кроме того, большие группы с большей вероятностью будут включать людей с различными навыками, и это может обеспечить большую специализацию труда. Нормы - это в основном правила поведения, которые указывают, какие отношения и поведение можно ожидать или требовать в конкретных социальных ситуациях и контекстах. Они представляют собой общие ожидания поведения, которые устанавливают то, что желательно и целесообразно в конкретной обстановке или группе. Однако, как только мы говорим о ожидаемом поведении, есть место для путаницы.

Здесь норма не относится к тому, что может произойти, но то, что мы думаем, должно произойти. Например, мы можем ожидать определенного уровня насилия в городских центрах, поскольку клубы и клубы закрываются, но большинство людей, вероятно, скажут, что этого не должно быть.

4. Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

Социально сложившиеся «и общие убеждения относительно того, что является нормальным, правильным, истинным, моральным и хорошим, как правило, оказывают сильное воздействие на мысли и действия членов группы». Например, жизнь группы зависит от доверия и определенной лояльности. Они также действуют для уменьшения неопределенности в сложных ситуациях. Они обеспечивают путь для взаимодействия.

Путь ожиданий и атрибутов, связанных с социальной позицией, можно рассматривать как роль. Например, в группах люди ожидают определенного рода поведения от тех, кого они считают лидером. Различные способы концептуализации роли возникли при изучении групп, например. «Информационный дайвер», «гармонизатор», «рекордер» и т.д. некоторые из этих схем полезны, некоторые - нет, но то, что нельзя оспаривать, - это значимость роли в группах. Различные люди играют разные роли - иногда они назначаются, иногда они возникают через взаимодействие.

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы (до 15 чел.), как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

По словам Джонсона и Джонсона, «Роли определяют формальную структуру группы и дифференцируют одну позицию от другой». Реально, разные социальные роли часто связаны с разной степенью статуса и власти внутри группы. Очевидным, но иногда упускаемым из виду фактором в групповых процессах и динамике является причина существования группы. Что он делает для своих членов? Как это было создано? Как показал Элвин Зандер, форма, которую принимает группа, часто сильно зависит от ее цели. Более того, группа часто будет иметь несколько и, возможно, конфликтующих целей, которые затем могут быть выражены в виде напряженности между членами.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч. Х. Кули, где он проводил различие между ними. "Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. "Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениям, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения ] . Общественные группы-это дружеские общения. Групп объединяющих людей множество у каждой есть общее дело и общая цель.

Цели группы - это идеалы - это цели, которые ищут группа и ее члены. Они влекут за собой какое-то совместное видение. Без какой-либо приверженности достижению общих целей группа не выживет или не станет эффективной. Большое значение имеет то, что можно назвать структурой цели. Здесь ключевое различие между кооперативными и конкурентными структурами целей.

Скрытые повестки дня могут быть очень разрушительными и привести к конфликту в группе. Форсайт утверждает, что Группы - это не просто совокупности агрегированных, независимых людей; вместо этого они являются едиными социальными образованиями. Группы не могут быть уменьшены до уровня индивидуума, не теряя информацию об групповом блоке в целом. Понятие групповой сплоченности - силы или связи, связывающие индивидов с коллективностью - имеет фундаментальное значение для оценки групп. В некоторых группах сила связей, чувства, которые испытывают члены группы друг к другу, и степень, в которой они готовы сотрудничать для достижения своих целей, будут незначительными.

5. Главные положения теории социального обмена

Основные теоретические формулировки, базирующиеся на допущении о том, что поведение есть функции последствий, соответствующих вознаграждений и наказаний, были разработаны Хомансом в 1961 г. и уточнены в 1974 г. Они включают пять главных положений:

1. “Положение об успехе”. Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется.

2. “Положение о стимуле”. Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в аналогичных случаях в прошлом. Это позволяет обобщать поведенческие реакции на "новые" ситуации.

3. “Положение о ценности”. Чем более ценны результаты действия для актора, тем более вероятно то, что действие будет совершено.

4. “Положение о депривации - пресыщении (satiation)” вводит общую идею уменьшения маргинальной полезности (utility). Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Таким образом некоторые вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. Правда, это положение менее справедливо в отношении генерализованных обобщений, таких как деньги и чувства (affections), либо еще чего-нибудь, где насыщение случается с меньшей вероятностью, за исключением крайних случаев.

5. “Положение об эмоциональности”. Речь идет об условиях, в которых люди эмоционально реагируют на различные вознаграждающие ситуации.

6. Ур овни развития социальной группы

Уровень развития социальной группы - это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:

1. Номинальная группа.

2. Кооперация.

3. Коллектив.

Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

1. Диффузная группа.

2. Ассоциация.

3.Корпорация.

4.Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней;

1.Конгломерат

2.Номинальная группа

3.Ассоциация

4.Кооператив

5.Автономия

6.Коллектив

Взяв за основу классификацию Л. И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

Общность целей совместной деятельности;

Четкость структуры группы;

Динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates -собранный, скопившийся) - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

7. Реальные и номинальные группы

Номинальная группа (лат. nominalis - именной, существующий только по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, j чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа - это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Группа реальная (в социальной психологии) - неограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная различного рода реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Наибольшей по величине Г. р. является человечество как историческая и социальная общность, объединенная, не смотря на все различия между странами и народами, экономическими, политическими, духовными и иными связями. Наименьшей Г. р. является диада, т.е. два взаимодействующих индивида.

8. Малые и большие социальные группы

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К многообразным малым группам относятся такие группы (до 15 чел.), как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

§ малые , где небольшое число членов обеспечивает возможность постоянного, непосредственного личностного взаимовлияния и поэтому не возникает необходимости в обязательном формальном закреплении институционализованных правил поведения;

§ большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции.

9. Оформленные и неоформленные социальные группы

В организационно неоформленных партиях отсутствует членство, а следовательно, формальная связь органов партии с ее сторонниками. Таковыми считаются избиратели, голосующие за партию на выборах. Естественно, что они не имеют документов о партийной принадлежности, не платят партийных взносов и не обязаны подчиняться партийной дисциплине. Аппарат партии, состоящий из профессионалов и активистов, действует главным образом в период избирательной кампании. Эти партии представляют собой по существу избирательные движения.

Организационно оформленные политические партии обычно невелики по числу членов, но обладают четкой организацией и дисциплиной. Их еще называют кадровыми партиями. Основу этих партий составляет профессиональный централизованный аппарат. Центральное руководство, возглавляемое лидером партии, имеет решающее слово во всех партийных делах. Группу высших партийных руководителей, собирающихся для предварительного обсуждения политических и организационных вопросов и фактически предрешающих решения соответствующих форумов партии, в англоязычных странах называют кокусом. В таких партиях существует организационная связь между органами партии и ее членами, которые имеют партийные карточки, обязаны подчиняться уставным требованиям и уплачивать ежемесячные или ежегодные партийные взносы (редко более 1 % дохода). Членство в таких партиях возможно как индивидуальное, так и коллективное.

10. Группы членства и референтные группы

Референтные (эталонные) -- труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа выполняет две важные функции.

Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других

Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.

Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен.

Группы членства -- это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя -- с ним.

11.Временные и постоянные социальные группы

К постоянным социальным группам можно отнести социальные классы (богатые, бедные).

Временные группы могут существовать от нескольких дней (группа студентов на отдыхе), до нескольких десятилетий (картель рабочих).

12. Естественные и лабораторные социальные группы

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.

13. Нормативное поведение и группова я сплоченность социальных групп

Вторичные группы возникают для реализации определенных общесоциальных целей. Например, объединение ученых в ассоциации или политиков в политические партии. В этих группах особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется нормами и правилами.

Большинство социологов связывают понятие "вторичная группа" с большими объединениями людей, например территориальными общностями, нормативное поведение и групповая сплоченность которых регулируется социальными интересами.

На уровне возникновения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимодействий. Контакты членов группы и их взаимовлияние могут быть представлены в виде структуры отношений. Например, член группы А взаимодействует с В и В. Предполагается, что в результате взаимодействий складывается определенная групповая структура, в которой каждый член группы занимает "свое место" независимо от того, какие задачи должна решать группа.

Существует три возможные модели такого взаимодействия.

Уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высокий в многоканальной модели, наиболее низкий в круговой схеме и смешанный в центрированной схеме, где центральная фигура может испытывать большое удовлетворение, а люди на окружающих ее позициях могут чувствовать себя изолированными.

Групповые взаимодействия опосредуются (как правило) нормативным поведением, иногда именуемым шаблоном. Оно связано с реализацией целей группы и в той или иной мере признается всеми представителями группы.

Очень часто групповые взаимодействия отождествляются социологами с понятием групповой структуры, так как они связанны с другими элементами: ролью и статусом. Учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений социального влияния в группе, есть основание рассматривать нормативное поведение как самостоятельный фактор].

Многообразие групповых норм и факторов, детерминирующих их, позволяет выделить общие методологические принципы действенности норм в малых группах.

1. Социальные нормы группового поведения есть продукт социального взаимодействия людей, объединенных общими интересами.

2. Как правило, группа устанавливает не весь спектр норм для какой-либо конкретной ситуации, а лишь те, которые имеют для всех членов группы особую значимость.

3. Нормативное поведение может либо быть предписано члену группы в виде роли (например, лидера), либо выступать в качестве ролевого стандарта поведения, общего для членов группы.

4. Социальные, нормы могут дифференцироваться по степени принятия их членами группы: одобряемые всеми, частью и т. д.

5. Социальные нормы в группах могут иметь различные континуумы отклонений и соответственно диапазоны санкций за девиантное поведение.

6. Уровнем признания групповых норм всеми членами группы в значительной степени определяется характер групповой сплоченности

14. Социально-психологические ха рактеристики сложившейся группы

Богатство феноменологии группового процесса, отчетливо обнаруживающееся в ходе предшествующего изложения, делает отнюдь не простым выбор характеристик сложившейся малой группы. В этой главе рассмотрены три из них, в наибольшей, на наш взгляд, степени дающих представление о группе с точки зрения целостных ее проявлений: структура группы, функционирующие в ней нормы, групповая сплоченность. Именно уровень развития этих своего рода параметров группового процесса нередко, как показано в 2.2, дает основание исследователям судить об уровне группообразования в целом.

15. Социально-психологических составляющих организационной культуры

В основе формирования единой системы ценностей организации лежит ряд принципов. Ценности как ключевой элемент организационной культуры.

Принципы:

1. Принцип системности - предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменение (совершенствование) которое возможно только за счет изменения каждого элемента.

2. Принцип комплексности - заключается в рассмотрении культуры с учетом влияния психологических, социальных, организационных, экономических, правовых и других факторов.

3. Принцип националистичности - предусматривает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находиться и действует организация.

4. Принцип историчности - обуславливает необходимость соответствия системы ценностей организации и практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, а также учет их динами во времени.

5. Принцип научности - предполагает необходимость использования научно обоснованных методов при формировании культуры организации.

6. Принцип ценностной ориентации - принцип базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей организации в целом.

7. Принцип сценарности - предусматривает представления всех рекомендаций, актов, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала организации в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех ее сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения.

8. Принцип эффективности - предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры организации и ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала организации и повышения эффективности ее деятельности. См.: Сухоруков М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры.

Необходимо добавить к приводимому списку важных принцип формирования и воспроизводства ценностей, именно в российской организации - принцип личной преданности.

социальный психологический группа организационный

16. Характеристика социальной группы на диффузном уровне развития

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного -- просоциальные, негативного -- асоциальные.

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы социально-психологического подхода при изучении социальных групп. Характеристики групп и их воздействия на индивида. Научные подходы к классификации групп. Уровни развития группы: конгломерат, ассоциация, кооперация, автономия, корпорация.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Понятие малой группы, ее признаки и границы. Определение социальной группы, типология социальных групп. Понятие и классификация политических режимов, характеристика и их основные черты. Определение и характеристика основных видов социальных общностей.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2012

    Группы самопомощи - добровольные объединения людей для совместного преодоления болезней, психических или социальных проблем. Правила и методы деятельности группы. Типы групп самопомощи и их характеристика. Терапевтические факторы групп самопомощи.

    реферат , добавлен 10.08.2010

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Характеристика социологии как науки о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов. Вопрос принципиального положения теории социального обмена. Определение позиции, занимаемой индивидом в большой социальной группе.

    тест , добавлен 20.08.2011

    Понятие бедности как характеристики экономического положения индивида или группы. Характеристика социальной группы бедных. Особенности методологических подходов к измерению бедности. Анализ структуры социальной группы бедных в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 24.11.2016

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Понятие социальной группы

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

— это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную - решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

  • пол - мужчины и женщины;
  • возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход - богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность - русские, французы, американцы;
  • семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

— временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

  • внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
  • анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
  • спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
  • бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

  • случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
  • конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
  • экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
  • действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.