Сущностные характеристики социальной компетентности. Социальная компетентность: соотношение научных теорий

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Эмоциональное регулирование и негативность

Матери завершили Контрольный список правил эмоций на 5-летней лабораторной оценке. Эта мера оценивала восприятие матерями эмоциональности и регуляции их ребенка. Подшкала регулирования эмоций включает в себя 8 предметов, которые оценивают аспекты понимания эмоций и эмпатии и включают такие предметы, как «отображает соответствующий негативный аффект в ответ на враждебную, агрессивную или навязчивую игру». Предметы были перекодированы, так что более высокие баллы указывают на улучшение регулирования эмоций.

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

В подшкале негатива включали 15 предметов, которые оценивали такие аспекты, как сердитая реактивность, эмоциональная напряженность и дисрегуляционные положительные эмоции, и включали такие предметы, как «демонстрирует широкие колебания настроения». Более высокие баллы указывают на большую отрицательность. Эта шкала оценивала восприятие детьми их равноправного восприятия, когнитивной компетентности, физической компетентности и материнского принятия. В текущем исследовании использовалась только поднаблюдаемая подматрица подходов с учетом 6 предметов.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

В примерах есть «есть много друзей» и «их просят играть другими». Обученный аспирант читает каждый предмет вслух детям, показывая соответствующую картинку. Каждый предмет оценивался по 4-балльной шкале. Детей попросили решить, какой из двух описаний более применим к ним, и указать, было ли это утверждение «истинным» или «действительно истинным». Оцененный показатель принятия равных был рассчитан путем усреднения оценки для предметов, относящихся к восприятие равноправия.

Детские социальные навыки и проблемы поведения в детском саду

Воспитатели детского сада завершили выпуск школьной версии Системы оценки социальных навыков, рассчитанной на оценку детей в детском саду до 6-го класса. Учителя сообщают о частоте, с которой дети участвуют в различных социальных формах поведения и насколько важны каждое из этих поведений для развития ребенка. В текущем исследовании использовалась стандартная оценка социальных навыков, которая оценивала сотрудничество, утверждение и самоконтроль, а также общую оценку стандартного поведения, которая оценивала внешние проблемы, интернализируя проблемы и гиперактивность.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

Социометрические номинации детского сада

Более высокие баллы показывают лучшие социальные навыки и более проблемное поведение. Детская симпатия и агрессия оценивались на основе социометрических оценок. Социальная оценка предпочтений была получена из социометрических процедур. Затем социальное предпочтение стандартизировалось в классах после вычисления разностного балла. Более низкие оценки представляли меньшую привлекательность, тогда как более высокие оценки представляли большую симпатию.

Кроме того, стандартизированные номинальные «бои», назначаемые равным образом, использовались как отчет о детской агрессии. Описательная статистика и корреляции для всех переменных исследования представлены в таблице 1. Индекс риска для малышей был положительно связан с негативностью и агрессией детей. Малышский риск был отрицательно связан с материнским позитивным поведением, регулированием, социальными навыками и детской сверстницей. Материнский контроль был положительно связан с осознанным восприятием сверстников, проблемным поведением и детской агрессией и был отрицательно коррелирован с материнским позитивным поведением, социальными навыками и детской симпатией.

    Оперативная социальная компетентность –- знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность;

    Детерминанты ранней эмоциональной и социальной компетентности

    Позитивное поведение матери положительно связано с социальными навыками и отрицательно связано с негативностью и воспринимаемым равноправным восприятием. Была проведена серия моделей иерархической регрессии для изучения ассоциаций между поведением материнского воспитания и рисками малыша как предикторами эмоциональной и социальной компетентности детей во время перехода к детскому саду. Меры эмоциональной и социальной компетентности включали детский негатив, регулирование эмоций, социальные навыки и проблемное поведение в детском саду.

    Вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте;

    Аспекты их взаимоотношений сверстников оценивались с использованием воспринятого ребенком подхода к сверстникам, а также оценки социальных предпочтений и агрессивности. Переменные были введены в модель в следующем порядке: пол, материнский контроль, материнское позитивное воспитание и риск малыша, включали все двухсторонние взаимодействия и включали трехстороннее взаимодействие между риском для малышей × материнским контролем × материнским положительным поведением, Все непрерывные переменные были центрированы до регрессионного анализа.

    Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.

    Послеоперационный анализ значительных взаимодействий проводился в соответствии с руководящими принципами, изложенными. Во-первых, непрерывные переменные были построены при высоких и низких значениях переменных. Затем были проведены простые анализы склонов, чтобы определить, были ли склоны построенных линий простой регрессии значительно отличными от нуля.

    Некоторые исследования показывают, что позитивные аспекты отношений между матерью и ребенком, по-видимому, являются важным предиктором социально-эмоционального развития для детей с тяжелой температурой. Это не подтвердилось в текущих анализах. Более широкое использование материнским контролем матери было связано с тем, что дети проявляли лучшее регулирование, когда их позитивное воспитание было низким и более плохим, когда материнское позитивное воспитание было высоким. Различие между контролируемыми по возрасту методами управления, как оценивается в текущем исследовании, и жестоким воспитанием, может быть одним из возможных объяснений этой несогласованности.

    Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях;

    Эго-компетентность – важная составляющая социальной компетентности: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека.

    Например, выяснилось, что у детей проявляется более поведенческая и эмоциональная дисрегуляция, когда матери использовали более суровое поведение родителей, характеризующееся отрицательным контролем и враждебным воспитанием детей, сопровождающееся проявлениями негативного воздействия. Хотя в текущем исследовании уровни поведения, наблюдаемые с точки зрения материнского контроля, не были враждебными и сердитыми.

    Интересно, что, когда матери использовали больше детей, контролирующих материнство, у них наблюдался более высокий уровень осознанного подхода к сверстникам в условиях низкого материнского позитивного воспитания. Возможно, эта ассоциация была обусловлена ​​теми детьми с более высоким уровнем риска. В качестве альтернативы, рассмотрение эмоционального климата семьи может быть важным соображением. Если семейные взаимодействия характеризуются высоким уровнем контроля и низким уровнем теплоты и отзывчивости, то дети не могут интерпретировать эмоциональные сигналы со стороны сверстников так же негативно, как те дети, которые привыкли к высоким уровням тепла и отзывчивости.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

Вопреки нашим ожиданиям, что взаимодействие между риском для малышей и материнским поведением является важным предиктором социальных навыков детей и проблемным поведением в классе, только риск малыша является значительным предиктором, а высокий риск для малышей связан с более низкой социальной адаптацией. Возможно, что другие аспекты ранней среды социализации ребенка, которые не были оценены в настоящем документе, важны для продвижения аспектов социального поведения детей. Такие характеристики, как сотрудничество и уверенность в себе, которые были оценены в нашей мере социальных навыков, могут зависеть скорее от конкретных методов воспитания, а не от общего стиля воспитания.

На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Действительно, родительское моделирование поведения во время их социальных взаимодействий может быть особенно важно для развития детей в этих областях. Другая область, которая редко изучается и может быть важным направлением для будущих исследований, - это социализация, которая происходит в отношениях между братьями и сестрами. Было обнаружено, что многие совместные действия, такие как совместное использование и принятие решений, обобщаются во время взаимодействия с братьями и сестрами. Чтобы лучше понять эти важные отношения, важно понимать аспекты социальных навыков детей, когда они входят в детский сад.

Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентностьсистема знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

В текущем исследовании есть некоторые ограничения, которые необходимо отметить. Некоторые из показателей ранней эмоциональной и социальной компетентности детей из пятилетней оценки были отчетом о матери; поэтому существует большая вероятность одноразового смещения для совокупности рисков для малышей и этих мер. Тем не менее, важные элементы этого исследования включали в себя наблюдательные меры поведения детей и матерей, отчеты учителей и социометрические оценки поведения детей, которые не пострадали бы от этих проблем.

Детская агрессия была основана на одноуровневом номинации «много борется» за социометрический рейтинг, который представляет собой ограниченную оценку агрессивности детей в классе. Также было установлено, что кодирование материнского поведения во время взаимодействия между матерью и ребенком кодировалось во всем мире и не обязательно зависело от конкретного поведения детей. Наконец, учитывая, что исследования показывают, что проблемы раннего поведения, по-видимому, являются важным индикатором более позднего социально-эмоционального развития, было бы полезно изучить, были ли проблемы поведения, выявленные до 2-го возраста, полезными для выявления детей, которые имеют более высокий риск развития постоянных проблем поведения со временем.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

В целом, важно будет лучше понять эти процессы развития, связывая поведение родителей и статус риска детей с более поздними результатами развития. Вероятно, эти процессы характеризуются более сложными взаимодействиями, чем мы смогли захватить. Это исследование подчеркивает множественные пути, с помощью которых характеристики малыша и материнские методы воспитания могут влиять на последующую эмоциональную и социальную компетентность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование матерью контрольных методов воспитания как правило более губительно с точки зрения эмоциональной компетентности детей при переходе в детский сад, когда дети проявляют ранние признаки риска как малыши.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

  • Оперативная социальная компетентность –- знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность;
  • Вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте;
  • Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.
  • Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях;
  • Эго-компетентность – важная составляющая социальной компетентности: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.