Представителями теории ролевого поведения являются. Ролевые теории личности. Социальный статус.

Ролевая теория личности

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Х.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что всœе мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всœегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, ᴛ.ᴇ. механическое повторение; 2) проигрывание, ᴛ.ᴇ. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, ᴛ.ᴇ. освоение определœенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Это происходит, когда люди выбирают или создают свои собственные среды. Примерами выбора условий являются дружеские отношения, выбор профессии или выбор видов досуга, благодаря чему развиваются и стабилизируются личные компетенции, интересы и ценности. Подобно выбору среды, можно продемонстрировать создание сред в материальной, социальной и символической сферах. Примеры включают создание новых учебных сред для оптимизации процессов обучения, рождения, рождения и воспитания своих собственных детей или их собственных письменных или художественных интерпретаций.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др.
Размещено на реф.рф
Социальная роль (от франц, гоlе) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целœесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Рассматривая развитие личности на протяжении всей жизни, можно различать различные этапы развития и связанные с ними задачи развития. На индивидуальном уровне задачи развития проявляются в взаимодействии между соответствующим психофизическим состоянием созревания системы личности и возрастными социальными ожиданиями. Эта нормативная последовательность развития обычно претерпевает изменения в зависимости от специфических для человека внешних воздействий окружающей среды или биографических событий и, таким образом, создает индивидуальную индивидуальную систему индивидуальной и уникальной формы.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, ᴛ.ᴇ. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Психология личности. Концептуальное развитие и быстрая реализация, а также оптимальное сотрудничество с авторами - результат 20-летней выдающейся деятельности руководителя проекта. Он является преподавателем в Мюнхенском техническом университете, специализируясь на преподавании и исследованиях в области психологии окружающей среды и безопасности. Он также работает внештатным консультантом и тренером по модерации.

Ханс-Йоахим Аренс, Гейдельберг Дипл-Псих. Хельмут фон Бенда, ЭрлангенПроф. Хельмут Бенеш, МайнцПроф. Ханс Вернер Бирхофф, БохумПроф. Эльфриде Билманн-Махеча, ГанноверПроф. Нильс Бирбаумер, ТюбингенДипл-Псих. Клаус Бликхан, Гросскаролиненфельд Дипл-Псих. Ханс-Бернд Брозиус, МюнхенПроф.

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключёнными", другую - "тюремщиками*. Далее всœе были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Οʜᴎ раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. При этом уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку всœе были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целœесообразность (крайне важно сть поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Οʜᴎ "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

Хайнер Бубб, Гархинг Христиан Бёркарт-Хофманн, СингенПроф. Генрих Десерно, Франкфурт. Ивер Дидрихсен, Штутгарт Др. Вальтер Эдельманн, Брауншвейг. Вальтер Эренштейн, Дортмунд Дипл-Псих. Вольфганг Эллермейер, РегенсбургПроф. Вольфганг Фастенмайер, Мюнхен Проф. Хуберт Фегер, Берлин.

Вольфганг Фридлмейер, Констанц. Гейсельхарт, Фридрихсхафен Дипл-Псих. Стефани Герлах, Мюнхен Профессор Клаус-Мартин Гётерс, ГамбургТобиас Грейтмейер, Мюнхен Хейко Гроссманн, Мюнстер Др. Герберт Гстальтер, МюнхенПроф. Вольфганг Хекманн, МагдебургПроф. Граф Ойос, Мюнхен.

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Юрген Кашубе, Мюнхен Проф. Томас Кизельбах, ГанноверПроф. Клюве, ГамбургНина Кнолль, БерлинСтефан Кох, МюнхенПроф. Эрих Ламп, МайнцАния Ланг фон Винс, МюнхенТомас Ланг фон Винс, МюнхенПроф. Роланд Мангольд, СаарбрюккенДор. Дитрих Манзей, Гамбург. Ханс Петер Маттес, БерлинПроф. Филипп Мэринг, ЛюдвигсбургПроф. Бриджит Мельциг, ЛандсхутПроф. Фридеманн Нердингер, РостокПроф. Вальтер Нойбауэр, Меккенхайм. Хорст Никель, МеккенхаймПроф.

Кристоф Перле, МюнхенПроф. Райнер Рейзензейн, БилефельдПроф. Александр Ренкл, Фрайбург Дипл-Псих. Хайнер Риндерманн, МюнхенПроф. Ханс-Дитер Рёслер, Росток. Лутц фон Розенстиэль, Мюнхен, Германия Профессор Генрих Питер Рюддель, Бад-Кройцнахч. Мэри Салиш, Берлин. Буркхард Шаде, ДортмундПроф. Кристиан Шарфеттер, Цюрих. Клаус-Хельмут Шмидт, Дортмунд Др. Лотар Шмидт-Ацерт, ВюрцбургПроф. Стефан Шмидтхен, Гамбург Кристоф Шмидт? Ханс-Дитер Шнайдер, Фрибург. Майкл Шнайдер, Мюнхен Проф. Хеннинг Шотке, Оснабрюк Др.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, принято называть ролевым набором, Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Юрген Шульте-Маркворт, Гамбург. Эрика Шписс, Мюнхен. Ирмингард Стаубле, Берлин. Арне Стиксруд, Карлсруэ Герхард Шторм, БоннДр. Александр Томас, РегенсбургПроф. Вольфганг Туннер, Мюнхен. фил. Герд Веннингер, Погода в Криннингве, ЭскирхенДор. Катя Вьех, ТюбингенГудрун де Вис, Аммерсбек Др. Клаус Вильдрюбет, ГанноверПроф.

Бернхард Уилперт, Берлин. Сюзанна Винкельманн, ДортмундПроф. Ютта Бёмер, Герхард Бюрингер, Тереза ​​Яник-Конечный. Становится все более очевидным, что понимание более глубоких причин зависимости и зависимости необходимо для разработки значимых мер предосторожности. У каждой зависимости и зависимости есть своя собственная история сама по себе. Только знания и дискуссия о возможных причинах наркомании делают возможным понимание профилактики, которое ориентировано на потребности людей и, таким образом, составляет основу для профилактической практики.

Ролевой конфликт- это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

В первую очередь, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. К примеру, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Психологические концепции личности

Одним из подходов к поиску причин зависимости является попытка привести черты личности в зависимость от злоупотребления сущностью, чтобы в конечном итоге найти «личность наркомании», даже если этого пока не было достигнуто. В литературе представлен широкий спектр противоречивых результатов.

Целью подхода является выявление лиц, подвергающихся риску, на ранней стадии на основе структуры личности, чтобы противодействовать угрозе зависимости посредством превентивных мер. Проблема заключается в том, что переменные личности в большинстве экзаменов были собраны только наркоманами, которые уже стали заметными, так что уже невозможно определить основную структуру личности.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. К примеру, от адвоката требуется принятие всœех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. При этом исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

Эмпирические исследования этих подходов обычно разрабатываются таким образом, что люди с обширными тест-батареями проверяются на определенные индивидуальные черты в поперечном разрезе. В некоторых исследованиях этим группам назначаются определенные корреляции личности на основе результатов теста. Результат показал явные различия в личности между тремя типами потребления, упомянутыми выше, которые уже проявились с раннего детства. Хотя абстиненты, как правило, страшные, пассивные, чрезмерно контролируемые люди, обычные потребители характеризуются скорее эмоционально лабильными, с небольшой уверенностью в себе, неупорядоченными и неконцентрированными.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей, К примеру, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Экспериментаторы, с другой стороны, являются сбалансированными личностями, которые находятся в центре психоанализа личности. Результаты этого исследования следует интерпретировать с большой осторожностью. образец применяемой методологии был очень мал. Однако ряд результатов также подтверждается результатами предыдущих исследований.

В своем основном заявлении они ссылаются на расстройство личности, которое также может быть генетическим, и которое является причиной употребления наркотиков в качестве синдрома. На этом этапе можно также классифицировать подходы предрасположенности и уязвимости человека, упомянутого в концепции фактора риска. Использование наркотиков рассматривается как своего рода попытка самоисцеления или как естественное следствие слабости растения и развития.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. По этой причине важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделœение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

В концепции психоаналитического объяснения злоупотребление психоактивными веществами классифицируется как симптом невротического расстройства личности, при котором «преморбидность» личности, час Особую восприимчивость человека к наркомании. Преморбидность вызвана нарушением индивидуального развития. Как правило, это означает нарушенные отношения матери и ребенка. Следствием расстройства отношений является неопределенность ребенка в его доверии к матери, что, с одной стороны, приводит к повышенному удовлетворению спроса и необходимости в безопасности, с другой стороны, постоянному страху новых разочарований.

7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, ᴛ.ᴇ. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

Следствием этого является то, что упругость человека значительно снижается. У него есть трудности с напряжением и фрустрациями. Поэтому более вероятно, что на ранней стадии развития в случае стресса произойдет регресс и вернуться к удовлетворению соответствующих потребностей, например, к быстрому удовольствию.

Другой акцент в психоаналитической концепции наркомании - это подход наркозависимых наркозависимых пациентов. Здесь основано безуспешное решение от симбиоза с матерью, что приводит к тому, что индивид остается нарциссическим. Эта личность характеризуется низкой самооценкой, страхом разочарования, раскачиванием между великими фантазиями и чувствами неполноценности, высокими требованиями к своему человеку, признанием реальности, трудностями в борьбе с агрессией и страхом отношений. Путь к наркомании интерпретируется как акт самореализации и самолечения.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолоᴦ. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не. существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Οʜᴎ. Сознательные действия индивиде всœегда социальны. Οʜᴎ означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Слабость психоаналитического подхода заключается прежде всего в отсутствии эмпирических основ. Как правило, для этого используются тематические исследования, в соответствии с которыми аргументация по Шмергу является просто интерпретацией работы, которая, в свою очередь, подчиняется шаблону ограничительного мышления исследователя. Кроме того, теория не может окончательно объяснить, как устранить разрыв между преждевременно приобретенными предрасположенностями и злоупотреблением психоактивными веществами, которые происходят гораздо позже в жизни.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как данный другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определœенности” - "зеркальное Я".

Концепции, ориентированные на процесс и взаимодействие

Таким образом, эту концепцию можно рассматривать также как структуру, в которой можно классифицировать большое количество моделей различного происхождения. Поскольку концепция очень общая, не отображая явной причины, условия или структуры взаимодействия, можно только перечислить, какие переменные назначаются трем основным элементам.

К экологическому фактору относятся социально-культурные факторы, Поведение потребителей, отношение к употреблению наркотиков, отношение к социальному классу, общие условия жизни, структура семьи, ситуация в сфере труда и влияние социальных групп. Фактор лекарственного средства определяет специфические эффекты лекарств, характер и продолжительность дозы и количество дозы.

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения,

Психофизические концепции основаны на предположении, что как обычное, так и девиантное поведение приобретаются на основе одних и тех же принципов обучения, подчеркивая внешнее определение аддиктивного поведения, принимая во внимание когнитивные и аффективные аспекты. Чтобы объяснить начало и поддержание потребления наркотиков, а также рецидив зависимости после периодов воздержания, в основном используются классические пустые принципы, такие как классическое и оперативное кондиционирование, а также изучение модели.

Для дороги наркомании первоначальное потребление наркотиков считается очень важным. Поскольку на фармакологическом-физическом уровне при первом употреблении наркотиков в большинстве случаев нет приятного, то есть, положительный усиливающий эффект, а скорее неприятный эффект, такой как, Вкусные отвращения или тошнота, окружающая среда и ожидания потребителя играют важную роль. Согласно принципу моделирования, первый потребитель испытывает, наблюдая за потреблением, Положительные эффекты употребления наркотиков.

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий” формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали кавыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

Ролевая теория личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ролевая теория личности" 2014, 2015.

Интеракционизм - теоретическая ориентация, уходящая корнями не в психологическую, а в социологическую традицию изучения социального поведения человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Джорджа Мида. Отправным пунктом анализа в интеракционистской ориентации является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Для представителей интеракционистской ориентации важно выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

Интеракционистская ориентация охватывает широкий круг проблем. В ней можно выделить следующие социально-психологические теории:

  1. символический интеракционизм;
  2. ролевые теории;
  3. теории референтной группы.

Символический интеракционизм

Дж. Мид занимался проблемой происхождения и развития человеческого сознания в конце XIX столетия. Его работы заложили основы теории символического интеракционизма, однако сам термин «символический интеракционизм» ввел позднее в 1937 г. Герберт Блумер, его ученик и последователь.

Основная идея символического интеракционизма заключается в том, что социальным действиям приписывается принятое в обществе в целом значение (= символ). В центре внимания оказываются закономерности социального процесса, который представляет собой взаимодействие (интеракцию) людей в рамках конкретной социальной ситуации. Именно во взаимодействии с другими человек обучается соотносить свои действия с принятым в обществе символическим значением. В процессе развития ребенок сначала усваивает внешние ярлыки, а затем у него появляется внутренняя способность находить соответствующие названия для своих действий; таким образом, активность получает более точное определение и связывается со структурой социально-культурных ожиданий и потребностей.

Мид считал, что «Я» не заложено в человеке от рождения. «Я» в значительной степени является социальной конструкцией, которая формируется в процессе взаимодействия с другими. Он считал, что только когда человек воспринимает отношение других к себе и начинает действовать, как другие, возникает его «Я». Принципы символического интеракционизма можно, по мнению Мида, наглядно проиллюстрировать на примере развития ребенка.

По мнению Мида, в развитии ребенка от имитации в игре с самим собой до возможности участвовать в сложных коллективных играх отражается общее развитие человека в том, что касается социального взаимодействия. Индивид должен научиться соотносить свои действия с теми же значениями, что и его окружение, чтобы его действия стали осмысленными и могли выполнять функцию наделенных значением символов во взаимодействии с другими. Тогда можно сказать, что индивид в состоянии посмотреть на себя как на объект и взглянуть на свои действия так, как смотрят на них окружающие. В терминологии символического интеракционизма это будет означать, что он воспринял отношения к себе значимых других или «обобщенного другого».

Особая заслуга символического интеракционизма заключается в выделении специфически человеческих, символических аспектов общения - речи, жестов, мимических выражений чувств и др. В рамках этого подхода социальное поведение человека рассматривается как принципиально отличное от стадного поведения животных. В качестве квинтэссенции символического поведения человека выступает социальная роль - устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого и (или) социальной системы в целом.

В подходе к ролевому поведению можно обнаружить отражение различий в методологических принципах Чикагской и Айовской школ интеракционизма. Обе школы возглавляют последователи мидовской теории. Во главе Чикагской школы интеракционизма - ученик Мида Г. Блумер. В этой школе стремятся наиболее точно следовать мидовским социально-психологическим традициям. Представители Чикагской школы выступали против применения в социальной психологии таких методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.д. Учитывая, что личность в интеракциях с другими людьми не может проявлять себя постоянно одним и тем же образом, невозможно и бессмысленно выражать социально-психологические характеристики личности в математических величинах. Блумер считал, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности больше подходят применяемые в гуманитарных науках описательные методы, которые выявляют наиболее общие характеристики и тенденции. Например, интервью, различные виды наблюдения, изучение документов и т.п.

Айовская школа символического интеракционизма во главе с М. Куном, профессором университета штата Айова, ставила перед собой задачу доказать отдельные теоретические положения Мида эмпирическим путем. Для этого мидовская концепция модифицировалась, вводились операциональные определения для создания методики изучения личности. По Куну, сущность личности можно определить по ответам, которые индивид дает на вопрос: «Кто я такой?», обращенный к самому себе, или на вопрос: «Кто Вы такой?», обращенный к нему другим лицом. Таким образом, Кун и его сторонники рассматривали личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, придавая им решающее значение в детерминации поведения личности.

Блумер и другие представители Чикагской школы рассматривают личность как активное и творческое существо, которое «конструирует» свои действия в зависимости от того, как воспринимает и интерпретирует окружающее. Соответственно, ролевое поведение, для обозначения которого ими используется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс.

В противоположность Чикагской школе представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская цитируют Куна, который считает, что индивид «формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах. Его отношение к себе как к объекту является лучшим индикатором этих планов поведения… они являются определяющими для самооценок и для оценки других».

Интерес к глубокому осмыслению социально-психологических механизмов интеракции возник у ученых после следующего эксперимента, который был проведен Филипом Зимбардо в конце 1960-х гг. (Стэнфордский эксперимент)

Наличие социальных ролей и их огромное влияние на поведение индивида было доказано экспериментально.

В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для социальной психологии. В первую очередь это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтной группы как источника личных норм и ценностей личности (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).

Теории ролевого поведения

Большой вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон , предложивший статусно-ролевую концепцию . Линтон считал, что для определения связи инди­вида с различными системами общества очень удобны такие тер­мины, как «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона, - это то место, которое индивид занимает в данной системе, а понятие «роль» представляет собой сумму культурных образ­цов поведения, связанных с данным статусом. Таким образом, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех лю­дей, имеющих определенный статус. Роль является динамическим аспектом статуса индивида, представляя собой внешнее поведение. Другими словами, исполняя роль, индивид оправдывает занимаемый им статус.

Линтоновское понимание роли можно найти у И. Гоффмана , выдвинувшего особую концепцию «социальной драматургии» . Он также определял роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Описывая ролевое поведение, Гоффман использовал понятия, взятые из театрального обихода:

  • ролевая «партия» - создание определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у «аудитории»;
  • «фасад» («front») исполнения роли - стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли;
  • «авансцена», где не­посредственно осуществляется взаимодействие;
  • «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, но недоступная для глаз аудитории.

Такая характеристика места ро­левого поведения использовалась Гоффманом для того, чтобы подчерк­нуть более строгое следование требованиям роли на авансцене (на­пример, в поведении врача, когда он общается со своим пациен­том) и необязательное их соблюдение «за кулисами» (например, поведение врача вне поля зрения пациента).

Концепция Гоффмана служила для описания различных тонкостей «технологии» ролевого поведения индивида при исполнении им самых различных ролей - от социальных до межличностных - в его повседневной жизни. При этом весь процесс социального взаимодействия трактуется им как про­цесс приспособления личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика. В связи с этим, по Гоффману, исследователь не должен полностью доверять внешним формам ролевого поведения.

Для интеракционистского подхода в целом характерно понимание роли индивида в связи с его положением, статусом. При этом статус рассматривается не как объективное положение индивида в системе определенных социальных отношений, а скорее как субъективная категория, отражающая совокупность ролевых ожиданий, которые можно подразделить на ожидания-права и ожидания-обязанности при исполнении той или иной роли.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская описывают несколько классификаций ролей , сформулированных в рамках ролевых теорий.

Например, Т. Сарбин и В. Аллен выделили формальные и неформальные роли как относящиеся соответственно к макро- и микроструктуре. Отличие формальных ролей определялось исходя из того, что по отношению к ним у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто быва­ют даже зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обя­занностях носителей неформальных ролей.

Классификация Т. Шибутани также опирается на принцип о том, что социальные роли более жестко детерминированы, чем межличностные, поскольку они непосредственно связаны с об­щественно необходимой деятельностью и объективными обществен­ными отношениями. Он подразделяет роли на «конвенциональные» , т.е. такие, в отношении которых у членов общества име­ются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные» , в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений.

Дж. Тибо и Г. Келли предложили разделять «предписанные роли» , т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые роли » , которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.

Р. Линтон предложил выделять активные и латентные роли , отмечая, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый момент он может активно исполнять только одну роль. Именно эту роль стоит считать активной, а другие, которые могут актуализироваться в зависимости от вида деятельности и обстоятельств жизни индивида, - латентными.

Множество работ в области ролевых теорий было посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли . Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская выделяют следующие группы факторов: 1) знание роли или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое роле­вое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отноше­ние к изучению ролевого конфликта.

В ролевых теориях выделяют межролевые и внутриролевые конфликты . К межролевым относятся конфликты, которые связаны с одновременным исполнением индивидом большого количества ролей, в связи с чем он не может отвечать требованиям этих ролей, или у него нет достаточно времени и физических возможностей, или потому, что различные роли предъявляют к нему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится исполнять индивиду, следует упомянуть работы, посвященные ролевому конфликту работающей женщины. Это противоречие между профессиональной и семейной (жены, матери) ролями женщины.

Внутриролевой конфликт предполагает противоречивые требования, предъявляемые носителю одной и той же роли разными людьми или социальными группами. Например, к мальчикам, мужчинам - исполнителям мужской роли - часто предъявляются противоречивые требования. В школе мальчиков ориентируют на достижения, поощряют к соперничеству, но так же, как и от девочек ждут послушания и конформности. Следование нормам традиционной маскулинной идеологии часто мешает современным мужчинам удовлетворять свои эмоциональные потребности и выражать свои чувства.

Теории референтной группы

Разработка теорий ре­ферентной группы в современной западной социальной психологии ассоциируется прежде всего с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др. Большинство авторов этого направления связывают понятие референтной, или «эталонной», группы с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологи­чески, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная груп­па служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных уста­новок и ценностных ориентации индивида.

Дж. Мид только указал на значение группы для входящего в нее индивида как на систему обобщенных установок - «я глазами других». Автором основных представлений современной теории референтной группы является Г. Хайман . В 1942 г. он проводил исследование представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей, в котором впервые использовал термин «референтная группа». Это понятие использовалось Хайманом для обозначения группы людей, с которыми испытуемый сравнивал себя. Результатом сравнения с референтной группой являлась самооценка испытуемым своего статуса. Самооценка статуса рассматривалась Хайманом как зависимая переменная, поскольку она имела отношение к той референтной группе, которую испытуемый использовал как отправную точку или систему отсчета.

Позже Т. Ньюком использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы, к которой индивид причисляет себя психологи­чески и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Он выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первы­ми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых при­нимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной груп­пой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. Ньюком считал «бунт подростка» проявле­нием поведения в ситуации, когда родители выступают для него как отрицательная референтная группа.

На современное понимание использование термина «референтная группа» повлияли работы М. Шерифа . Он отмечал, что человек включен во множество групп, нормы которых могут расходиться между собой. Также он подчеркивал важность референтной группы, так как ее нормы становятся социальными установками индивидов и служат им не только для самооценки, но и для формирования всей «картины мира». Шериф предложил проводить различие между актуальной группой членства и референтной группой , к которой индивид может относить себя психологически, сознательно или бессознательно.

Одна из ключевых идей Дж. Мида об «обобщенном другом», воплощенная в понятии «референтная группа», использовалась в ставшем классическим эксперименте Р. Мертона в соавторстве с А. Китт . В нем изучались социальные установки солдат-фронтовиков и солдат-новичков. Когда в исследовании Мертона и Китт мобилизованные солдаты сравнивали свое положение с положением тех, кто не был мобилизован и остался дома (одна референтная группа), они оценивали свое положение как худшее. Когда они сравнивали его с положением тех, кто был мобилизован и сражался на фронте (другая референтная группа), они считали свое положение более благоприятным.

Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис перечисляют условия, при которых, по Мертону, человек скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, они будут склонны выбирать в качестве референтной группы вместо группы членства ту внешнюю группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.

2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой рассчитывает занять более высокий статус.

3. Чем больше у индивида социальная мобильность, т.е. возможность изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик.

Большой вклад в разработку понятия «референтная группа» внес Г. Келли , показав, что она может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида. С одной стороны, она может высказать индивиду признание или не признавать его, с другой стороны, группа может служить эталоном для сравнения, который индивид использует для выработки своих оценок. Первая, нормативная , функция заключается в установлении и даже навязывании стандартов поведения индивида. Подобные стандарты называются групповыми нормами . Группа выполняет эту функцию, если она в состоянии вознаграждать за конформность или наказывать за неконформность. Вторая, сравнительная , функция группы состоит в том, что группа служит эталоном, стандартом, отправной точкой сравнения. Группа выполняет сравнительную функцию, если поведение, установки и другие характеристики ее членов служат индивиду стандартом для формирования оценок и самооценки. Обе функции, нормативную и сравнительную, может выполнять одна и та же группа.

Таким образом, в теории референтных групп было показано влияние ценностей, установок, норм общества и конкретных групп на самооценку и поведение индивида. В целом интеракционизм, как социально-психологическая теория, определил ряд направлений в изучении взаимосвязи личности и общества, представлений человека о других людях, ролях и статусах личности, референтных группах.