Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
Кроме того, Федеральный конституционный суд вытекает из Основного закона, гарантированного конституцией минимальной защиты работника от произвольных или избыточных предложений, основанных на нематериальных мотивах. Результаты оценки положения ребенка в России двоякие: с одной стороны, четко определены некоторые права ребенка; с другой стороны, остается много работы для обеспечения того, чтобы такие права, как свобода выражения мнений, защита или право не подвергаться дискриминации, являются реальностью.
Их иногда обнаруживают слишком поздно, так как дети, живущие на улице и перемещенные лица, сталкиваются с множеством трудностей в получении медицинской помощи и по-прежнему наиболее склонны к заражению инфекцией. Кроме того, с точки зрения профилактики ВИЧ-позитивные женщины не располагают информацией о рисках и, в частности, о помощи и услугах, доступных им для обеспечения благополучия своих детей.
Социальное обеспечение - это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности . Изменение модели социальной политики сопровождается формированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой системой социальной защиты населения, основными элементами которой являются:
Ребенок с ограниченными возможностями. Эти дети не рассматриваются одинаково. России по-прежнему необходимо продвигаться вперед в этой области и предлагать более адаптационные меры, а также больше инфраструктур и персонала для удовлетворения потребностей детей-инвалидов. Общее восприятие россиян об инвалидности также необходимо изменить, чтобы эти дети считались неотъемлемой частью общества и, таким образом, избегали их исключения.
Примером этого являются трудности, с которыми сталкиваются эти дети в доступе к образованию, что также имеет более низкое качество по сравнению с другими российскими детьми. Однако Россия недавно предприняла усилия по улучшению интеграции детей с трудностями в школах путем установки некоторых доступных структур.
Государственные социальные гарантии, включая льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);
Социальная помощь (государственное вспомоществование);
Социальное страхование.
Система социальных гарантийобеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-исторический характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.
Оскорбленный ребенок Согласно данным, полученным в ходе недавних опросов, насилие в семье очень распространено. Женщины и дети являются основными жертвами такого насилия. России нужно стремиться искать помощи у жертв. На самом деле, существует очень мало вспомогательных инфраструктур для женщин и детей, которые страдают от злоупотреблений.
Право на защиту Каждый ребенок должен быть защищен как семьей, так и государством. В России многим детям по-прежнему не хватает защиты. Как следствие, детские дома и школы-интернаты полны, так как очень мало учреждений, которые заботятся о этих детях и работают в процессе их принятия. Для этих детей, которые были оставлены или не имеют семьи, существует очень мало альтернатив. Иногда они становятся беспризорными детьми, подверженными бедности, болезням и насилию. Эта реальность приводит к тому, что некоторые из них не могут расти в стабильной семейной среде и адаптированы к их потребностям, как это установлено в Конвенции о правах ребенка.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы - социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (инвалиды, ветераны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.
Право не подвергаться дискриминации по поводу гомосексуализма еще далеко не является частью повседневной русской жизни. Гомосексуалисты, в том числе подростки, постоянно становятся жертвами гомофобии. Иногда они подвергаются нападениям, изнасилованию и преследованиям со стороны как граждан, так и государственных органов. Фактически, российская полиция иногда применяет силу для расформирования демонстраций людьми, защищающими свое право на гомосексуализм. Гомосексуальные подростки не пользуются правом свободно жить своей сексуальной ориентацией.
Социальная помощькак форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности. Смысл системы социальной помощи - обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.
Ненависть, которую испытывает остальная часть населения, вызывает большую тревогу. В настоящее время эти семьи были изгнаны из своих домов и находятся на улице. Дети не спасаются от этой ситуации, и их права были забыты. Они живут в плачевных условиях, на которые правительство не дало решения. Россия игнорирует этих детей без дома и без доступа к здравоохранению или образованию.
Семьи, которые не были выселены, также не живут в приличных условиях. Иногда они живут в сборных домах, явно не привязанных к нуждам детей, которые растут в условиях, которые не имеют ничего общего с тем, что описано в Конвенции о правах ребенка. Свобода выражения мнений В России коррупция - это реальность. Поэтому они не пользуются полной свободой и должны уважать определенную «политическую корректность», чтобы не быть в глазах властей. Следовательно, реальное положение детей нельзя описать так, как оно есть, и, оставаясь частично скрытым, очень сложно улучшить условия их жизни.
Социальное страхованиеявляется формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются на основе принципа солидарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Существует обязательное и добровольное страхование.
Эти ограничения не позволяют российским детям осуществлять свое право на информацию и свободно выражать свое мнение в нарушение статьи 13 Конвенции о правах ребенка. Социальная защита в Венесуэле. Историческая справка о социальном обеспечении. Чтобы сосредоточиться на социальной защите в Венесуэле, мы возвращаемся в общих чертах к социальному обеспечению и намеку на неуверенность человека в отношении опасностей, которые угрожают его существованию: потребности, риски, социальные непредвиденные обстоятельства и различные способы, которыми люди, общество и государство боролись с ними.
Обязательное социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных социальных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества.
В истории по-разному пытались преодолеть эти события с желанием обрести жизненно важную безопасность, необходимую для достойного проживания. Исторические основы социального обеспечения были разоблачены разными авторами; На этом этапе мы не собираемся делать исчерпывающее исследование о них, мы только попытаемся выбрать некоторые из наиболее признанных институтов, чтобы показать их эволюционный процесс, от предыстории социального обеспечения до его признания как социального права. Среди них мы упомянем следующее.
Экономия: это первая форма индивидуального предсказания, применяемая человеком. Экономия состоит в том, чтобы отказаться от текущего потребления, чтобы удовлетворить будущую потребность. Благотворительность: это один из исторических источников материи, все религии способствовали этому. В христианстве с самого начала он стал его фундаментальным постулатом.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как альтернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обеспечивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования оказывается недостаточным).
Бенефис: Он выражается в объединении индивидуальных усилий, направленных на то, чтобы более эффективно атаковать потребности и невзгоды, порождая рождение взаимных или благотворительных обществ. Сумма воли, вдохновленная благотворительностью, породила набор фондов 67 или благотворительных учреждений которые были организованы и организованы католической церковью с самых ранних веков христианства.
Мутуализм: взаимные общества - это социальные институты, созданные членами группы, которые совместно принимают позитивное отношение к заботе и благосостоянию. Члены, владеющие инициативой, управляют своими собственными ресурсами. Это выражается в социальной солидарности, которой отвечают одни и те же бенефициары.
Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков - разновидности добровольного личного страхования граждан. Добровольное социальное страхование граждан относится к системе некоммерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.
Социальная помощь: перед лицом ограничений частных инициатив растет идея государственной помощи как функции государства, направленная на смягчение последствий жизненных потребностей среди бедных слоев населения. Государство приступило к созданию институтов для интернализации и оказания помощи больным, коварным, престарелым и бедным слоям общества. Отметьте переход от благосклонности к долгу.
Частное страхование: частное коммерческое страхование является факультативным и включает в себя рассмотрение, часть существования риска, который страховая компания обязана покрывать в сумме, предусмотренной премией, которую застрахованный оплачивает по договору страхования. Он основан на коммутативном принципе с прочными актуарными исследованиями. Это самый непосредственный антецедент социального страхования.
Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного социального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхования, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.
Социальное предвидение: это комплекс мер, которые с учетом экономического потенциала устраняют из экономики элементы, необходимые для обеспечения экономических условий в отношении определенных непредвиденных обстоятельств. Она характеризуется разделением профессий системы, она в значительной степени способствует заинтересованным и вкладам государства. Для многих авторов обобщенным выражением социального прогнозирования является социальное страхование; однако из-за его важности в истории социального обеспечения мы будем развивать его как конкретный инструмент.
Появление системы социального страхования в России связано с принятием следующих законов:
«О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);
«О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);
«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.).
Кроме того, нормативными основаниями формирования системы социального страхования были Указы Президента РФ о Фонде социального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, а также постановления Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:
Страхование было создано путем сочетания ранее существовавших формул, собирая из взаимности координацию усилий солидарности и частного страхования, приняло актуарные методы расчета взносов и суммы рисков, все под руководством, контролем и контролем состояние.
Социальное обеспечение. Старые благотворительные настроения старых учреждений социального обеспечения уступают место признанию права человека защищаться от социальных непредвиденных обстоятельств. Право на социальное обеспечение постулирует интегральное покрытие социальных непредвиденных обстоятельств, оно распространяется на защиту всех граждан независимо от их положения в сфере занятости. Социальное обеспечение выражает объединение и унификацию систем социального страхования и социальной помощи.
Пенсионный фонд Российской Федерации (образован постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);
Фонд социального страхования РФ;
Фонды обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 - 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов.
Среди наиболее выдающихся исследований по этому вопросу мы приведем следующее. Неспецифические меры: при обращении к недифференцированным формам защиты. Помощь: семейная, частная, общественная и социальная; Прогнозирование: сбережения, взаимное страхование и частное страхование. Конкретные меры: при работе с дифференцированными формами защиты, специально разработанными для решения проблем, вызванных социальными непредвиденными обстоятельствами.
Социальное страхование; и социальное обеспечение. . Два разных индивидуальных спонтанных импульса: личное сбережение, с одной стороны, и благотворительность - с другой. Три спонтанных коллективных импульса разных индексов. Коллективный правовой импульс: социальная помощь.
Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.
В течение переходного периода к рыночной экономике в России значение государственных внебюджетных фондов социального страхования в системе социальной защиты населения возрастает. Политика децентрализации государственных социальных расходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фондов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхования в общем объеме государственных социальных расходов превысила 50% .
Индивидуальный правовой импульс: добровольное частное страхование. Общественная деятельность государства: социальное страхование. Преднаучный период. Научный период. Период Возрождения. Период либерализма. Период социальной революции. Изучение эволюции институтов, породивших системы социального обеспечения, показывает количественный и качественный рост, проявляющийся в горизонтальном порядке, когда он охватывает наибольшее количество охраняемых субъектов и вертикального порядка, когда он включает в себя наибольшее количество покрываемых непредвиденных обстоятельств; В то же время этот же процесс развития подразумевает большее значение социального обеспечения в экономическом порядке из-за его доли в доходах и валовом национальном продукте.
Но, несмотря на достаточно широкий спектр форм социальной поддержки населения, в России проблема социальной защищенности остается одной из актуальных, так как часто социальная защищенность остается чисто декларативной, и не отвечает запросам населения.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образовательного учреждения Тюменской области
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра трудового и экологического права
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Право социальной защиты»
Вариант 1.
Тема. Предмет и метод социальной защиты
Выполнила: студентка 4 курса
Заочного факультета
Специальности «Юриспруде н ция »
Зачётная книжка № 07221
Срок обучения 3,5 г.
Мелентьева О.В.
Проверил:
Тюмень 2010
1. Предмет и метод права социальной защиты…………………………………3
2. Задача………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13
1. Предмет и метод права социальной защиты
Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды социальной защиты:
Обеспечение пенсиями;
Обеспечение пособиями;
Бесплатное медицинское обслуживание;
Предоставление санаторно-курортного лечения;
Социальная помощь семьям, имеющим детей;
Обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:
1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.
Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют « ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.
В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих, а также иные виды пособий.
Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.
В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).
Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях как общего, так и специального типа.
Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида.
Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.
К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отнести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои соц.труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью « За оборону Ленинграда», знаком « Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни).
Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.
Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).
Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).
Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие права социального обеспечения в других странах мира и т.д.
Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный. ШайхатдиновВ.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. - Екатеринбург: 1996. - С.52.
Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.
В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.
Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод права социального обеспечения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С.10.
Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.
1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов. Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.
Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.
2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.
Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.). Право социальной защиты: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов/ Под ред. Э.Г.Тучковой. М: Новый Юрист, 2007. - С. 20.
Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.
3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений. В данной отрасли почти все юридические факты - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).
Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.
Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.
Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде.
Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения - гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.
5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.
Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.
Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят право восстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.
Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая-либо особая процедура отсутствует.
Суворовой исполнилось 50 лет. Она имеет двоих детей-инвалидов 5 и 7 лет. Общий трудовой стаж ее составляет 25 лет. Имеет ли Суворова право на пенсию по старости на льготных основаниях?
В соответствии со ст.28 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4920. женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Так как общий трудовой стаж Суворовой составляет 25 лет, то она имеет право на пенсию по старости на льготных основаниях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4920.
2. Абрамова Э.В. Трудовые пенсии // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №9.
3. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод права социального обеспечения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
4. Право социальной защиты: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов/ Под ред. Э.Г. Тучковой. М: Новый Юрист, 2007.
5. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. - Екатеринбург: 1996.
Анализ направлений социальной политики, ее целей в разрезе Российской Федерации и инструментов ее осуществления. Социальная безопасность и социальная защита населения. Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных граждан по обязательствам.
реферат , добавлен 19.05.2015
Социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Основные принципы и функции социальной политики государства. Финансирование социальной сферы. Роль внебюджетных фондов в социальной политике. Типология государственных внебюджетных фондов.
курсовая работа , добавлен 10.03.2016
Социальная политика государства. Материальное обеспечение семей из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Социальные пособия и компенсационные выплаты. Поддержка семей, имеющих несколько детей. Льготная система налогообложения.
контрольная работа , добавлен 15.12.2011
Формирование правового поля системы социальной защиты населения в РФ. Особенности формирования и развития системы социальной защиты различных категорий граждан. Социализация молодых инвалидов. Специализированные социальные квартиры социального проживания.
дипломная работа , добавлен 24.07.2012
Сущность социальной защиты. Основные категории малообеспеченных граждан Республике Беларусь. Основные принципы, функции и механизмы социальной защиты населения. Государственная социальная поддержка малообеспеченных граждан в Республике Беларусь.
дипломная работа , добавлен 11.07.2016
Принцип добровольности труда. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан. Экономические, правовые формы и способы защиты безработных граждан. Социальные выплаты, пособие по безработице, материальная помощь, социальная защита детей.
реферат , добавлен 11.01.2011
Понятие и сущность социальной защиты населения. Основные группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Основополагающие принципы социальной политики России. Приоритетные направления адресной поддержки. Экономико-математическое моделирование.
курсовая работа , добавлен 01.05.2011
Особенности регулирования социально-экономических условий жизни общества. Определение принципов дифференциации доходов населения. Ознакомление с приоритетными направлениями социальной политики: социальная защита безработных, жилищное обеспечение граждан.
курсовая работа , добавлен 02.10.2010
Смысл социальной работы и особенности защиты населения. Характеристика пожилых людей как объекта социальной защиты, ее правовые основы в Российской Федерации. Практика социальной защиты граждан пожилого возраста, формы социального обслуживания на дому.
курсовая работа , добавлен 18.01.2011
Сущность социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике. Этапы формирования национальной системы социальной защиты населения. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на институты социальной защиты населения.