Учреждения и предприятия социальной защиты населения

Вопрос №3

Учреждения и предприятия социальной защиты населения

Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно - исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.

Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

* Методы социальной работы - это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

* Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.

Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы, таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни:

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень, связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Система социальной работы может иметь общественный характер, а также государственный. В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

Институты социальной работы -- учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно - общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и др. малых административно - территориальных единиц. Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.

Особенности общепрофильных учреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране. Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т. д. В рамках любой модели социальной работы таких учреждений очень много и они направлены на оказание профессиональной помощи в конкретной проблеме.

Социальная работа осуществляется в рамках организационных структур, которые мы будем в дальнейшем рассматривать как социальные организации. Социальные организации создаются для определенных общественных целей в нашем случае для оказания помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусом и как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие правовой статус, организационную структуру и функции. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент центр и др.), а с другой -- в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.).

Второе значение понятия организация используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривает как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

Третье значение организации отражает уровень взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация политическая организация и др. В понятие «организация» будет употребляться во всех трёх значениях.

Организации возникают тогда, когда достижение каких - либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей.

Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель, коллективное целедостижение образуют два производственных признака -- иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:

* административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);

* экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;

* социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений.

Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности.

Существуют также неформальные организации, которые складываются незапрограмированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальные отношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А, используя слово, организация мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

Формальные организации редко имеют только одну цель, как правило, это набор взаимосвязанных целей. Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерство труда и социального развития РФ. Главной целью министерства является осуществление единой государственной политики в области, труда, занятости и социальной защиты населения. Однако его одиннадцать структурных подразделений будут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привести названия некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионного обеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др. Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но чтобы их эффективно реализовать, организации необходимо управление.

Управление организациями это адаптация. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет причину, все определяется сложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому управлять хорошо трудно.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других это не какое-то единовременное действие. а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которое само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных функций управления, наиболее проблемные для социальной работы. Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируется принцип его работы, дается определение самых важных характеристик организации. Конкретные цели управления социальной работы формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Так, центр помощи семье и детям считает своей основной целью способствование реализации права семьи и детей на защиту, и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни. Среди важнейших направлений деятельности этого центра отмечается посредничество между семьями, отдельными гражданами, организациями, действующими в интересах семьи и детей; особо выделяется ответственность персонала за сохранение конфиденциальности полученной информации.

Разработка социальной политики начинается с обоснования целей, направлений и задач. Все проблемы решить сразу нельзя, поэтому выбираются наиболее значимые на тот или иной период времени. После выработки социальной политики продумывается механизм ее реализации. Это ее конкретизация в социальных и экономических программах и социально - экономическом планировании, а также обеспечение результатов. Поскольку разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции, постольку необходимы кадры специалистов, имеющих опыт в программно-целевом управлении и руководителей по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики и социальных программ.

Социальные программы один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, маркетинговым организационно - управленческими и др. Под социальной программой мы будем понимать разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.

Организация -- вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормаль ной работы -- персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организовать -- это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Другой важной задачей функции организовывания является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу. Здесь главное это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей.

В социальной работе эффективность социальных служб во многом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается функция, которую должны осуществлять все руководите ли независимо от их ранга, с целью делегирования прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали. С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие определения, как «под разделение», «звено», «орган», «формальная» и «неформальная структура».

Руководители должны найти ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внешним и внутренним факторам. Основные требования к ОСУ: минимальное количество звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры самые простые и экономичные могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних -- дивизионные. Каждая структура имеет свои недостатки и достоинства. Так, преимуществами функциональной структуры является стимулирование деловой и профессиональной специализации, уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных отраслях: улучшение координации. В качестве недостатков можно назвать заинтересованность отделов в реализации целей и задач своих подразделений в большей степени, чем всей организации, а также большую цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя. Достаточно часто центры социального обслуживания имеют дивизиональную структуру. Ее достоинством является специализация деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, создавать новые специализированные отделения сообразно выявленным потребностям, увеличивать количество отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых. Недостатком можно считать «привязку» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к искусственному раздуванию штатов.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения выделяют три уровня управления социальной работой:

* верхний, институциональный, уровень -- это РФ и автономная республика;

* средний, управленческий уровень -- это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

* низовой уровень -- это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ и автономных республик является Министерство труда и социального развития. Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев и пр. являются, например, такие учреждения, как:

* центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

* центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

* центр помощи детям, оставшимся без родителей.

Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций частных и благотворительных. Они также имеют свои структуры управления, свои учредительные документы, где указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

* установление или оценку (понимание) неудовлетворенных потребностей;

* формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

* определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее и здесь не последнее место занимает мотивация труда.

Специалисты в области управления кроме материальной мотивации выделяют и другие. Организационную, которая включает в себя мотив: удобно добираться до места работы, близость дома к месту работы позволяет более полно выполнять функцию материнства. Социальная мотивация определяется достаточно большой общественной значимостью выполняемой работы. В основе информационной мотивации лежит доступность к необходимой информации, возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней потребность. Можно сделать вывод, что за исключением материальной мотивации, другие играют значительную роль в выборе людьми данной профессии, что должны учитывать руководители при приеме на работу. Однако и в рамках низких зарплат можно поощрять хорошую работу сотрудников через премирование, систему надбавок, через четкое и справедливое распределение обязанностей.

Контроль это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

* контроль за выполнением работ, намеченных планом;

* меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Цели, поставленные перед организациями, не всегда выполняются так, как было задумало. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. И здесь не обойтись без контроля. Слова контроль и власть рождают, прежде всего, отрицательные эмоции, потому что это связано с ограничениями для людей. Но главное, во имя чего вводится контроль это достижение организацией своих целей. Контроль следует рассматривать как процесс, состоящий из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Литература

1. Социальная работа: теория и практика. / Под ред. Е. И. Холостовой -- М., 2001.

2. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленок -- М., 1995.

3. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева -- М., 2000.

Вопрос №3

Учреждения и предприятия социальной защиты населения

Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно - исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.

Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

Методы социальной работы - это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.

Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы, таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни:

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень, связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Система социальной работы может иметь общественный характер, а также государственный. В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

Институты социальной работы - учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно - общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и др. малых административно - территориальных единиц. Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.

Особенности общепрофильных учреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране. Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т. д. В рамках любой модели социальной работы таких учреждений очень много и они направлены на оказание профессиональной помощи в конкретной проблеме.

Социальная работа осуществляется в рамках организационных структур, которые мы будем в дальнейшем рассматривать как социальные организации. Социальные организации создаются для определенных общественных целей в нашем случае для оказания помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусом и как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие правовой статус, организационную структуру и функции. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент центр и др.), а с другой - в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.).

Второе значение понятия организация используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривает как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

Третье значение организации отражает уровень взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация политическая организация и др. В понятие «организация» будет употребляться во всех трёх значениях.

Организации возникают тогда, когда достижение каких - либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей.

Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель, коллективное целедостижение образуют два производственных признака - иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:

Административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);

Экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;

Социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений.

Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности.

Существуют также неформальные организации, которые складываются незапрограмированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальные отношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А, используя слово, организация мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

Формальные организации редко имеют только одну цель, как правило, это набор взаимосвязанных целей. Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерство труда и социального развития РФ. Главной целью министерства является осуществление единой государственной политики в области, труда, занятости и социальной защиты населения. Однако его одиннадцать структурных подразделений будут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привести названия некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионного обеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др. Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но чтобы их эффективно реализовать, организации необходимо управление.

Управление организациями это адаптация. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет причину, все определяется сложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому управлять хорошо трудно.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других это не какое-то единовременное действие. а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которое само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных функций управления, наиболее проблемные для социальной работы. Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируется принцип его работы, дается определение самых важных характеристик организации. Конкретные цели управления социальной работы формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Так, центр помощи семье и детям считает своей основной целью способствование реализации права семьи и детей на защиту, и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни. Среди важнейших направлений деятельности этого центра отмечается посредничество между семьями, отдельными гражданами, организациями, действующими в интересах семьи и детей; особо выделяется ответственность персонала за сохранение конфиденциальности полученной информации.

Разработка социальной политики начинается с обоснования целей, направлений и задач. Все проблемы решить сразу нельзя, поэтому выбираются наиболее значимые на тот или иной период времени. После выработки социальной политики продумывается механизм ее реализации. Это ее конкретизация в социальных и экономических программах и социально - экономическом планировании, а также обеспечение результатов. Поскольку разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции, постольку необходимы кадры специалистов, имеющих опыт в программно-целевом управлении и руководителей по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики и социальных программ.

Социальные программы один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, маркетинговым организационно - управленческими и др. Под социальной программой мы будем понимать разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.

Организация - вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормаль ной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организовать - это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Другой важной задачей функции организовывания является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу. Здесь главное это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей.

В социальной работе эффективность социальных служб во многом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается функция, которую должны осуществлять все руководите ли независимо от их ранга, с целью делегирования прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали. С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие определения, как «под разделение», «звено», «орган», «формальная» и «неформальная структура».

Руководители должны найти ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внешним и внутренним факторам. Основные требования к ОСУ: минимальное количество звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры самые простые и экономичные могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних - дивизионные. Каждая структура имеет свои недостатки и достоинства. Так, преимуществами функциональной структуры является стимулирование деловой и профессиональной специализации, уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных отраслях: улучшение координации. В качестве недостатков можно назвать заинтересованность отделов в реализации целей и задач своих подразделений в большей степени, чем всей организации, а также большую цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя. Достаточно часто центры социального обслуживания имеют дивизиональную структуру. Ее достоинством является специализация деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, создавать новые специализированные отделения сообразно выявленным потребностям, увеличивать количество отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых. Недостатком можно считать «привязку» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к искусственному раздуванию штатов.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения выделяют три уровня управления социальной работой:

Верхний, институциональный, уровень - это РФ и автономная республика;

Средний, управленческий уровень - это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

Низовой уровень - это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ и автономных республик является Министерство труда и социального развития. Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев и пр. являются, например, такие учреждения, как:

Центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

Центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

Центр помощи детям, оставшимся без родителей.

Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций частных и благотворительных. Они также имеют свои структуры управления, свои учредительные документы, где указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

Установление или оценку (понимание) неудовлетворенных потребностей;

Формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее и здесь не последнее место занимает мотивация труда.

Специалисты в области управления кроме материальной мотивации выделяют и другие. Организационную, которая включает в себя мотив: удобно добираться до места работы, близость дома к месту работы позволяет более полно выполнять функцию материнства. Социальная мотивация определяется достаточно большой общественной значимостью выполняемой работы. В основе информационной мотивации лежит доступность к необходимой информации, возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней потребность. Можно сделать вывод, что за исключением материальной мотивации, другие играют значительную роль в выборе людьми данной профессии, что должны учитывать руководители при приеме на работу. Однако и в рамках низких зарплат можно поощрять хорошую работу сотрудников через премирование, систему надбавок, через четкое и справедливое распределение обязанностей.

Контроль это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

Контроль за выполнением работ, намеченных планом;

Меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Цели, поставленные перед организациями, не всегда выполняются так, как было задумало. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. И здесь не обойтись без контроля. Слова контроль и власть рождают, прежде всего, отрицательные эмоции, потому что это связано с ограничениями для людей. Но главное, во имя чего вводится контроль это достижение организацией своих целей. Контроль следует рассматривать как процесс, состоящий из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.


Литература

1. Социальная работа: теория и практика. / Под ред. Е. И. Холостовой - М., 2001.

2. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленок - М., 1995.

3. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева - М., 2000.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: «Социальная защита населения»

Москва 2014 г.

Введение

1. Понятие социальной защиты населения

1.1 Понятие и сущность

1.2 Принципы и функции

2. Социальная защита в условиях рынка

2.1 Организация социальной защиты в современной России

2.2 Подпрограмма «Социальная поддержка семей с детьми »

2.3 Подпрограмма «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей»

2.4 Подпрограмма "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения"

Заключение

Список литературы

Введение

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.

Проблемы социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения экономической науки в течение достаточно длительного времени. Оно исследуется преимущественно в контексте анализа общих фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.

Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.

Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

Изучить системы социальной защиты населения.

Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики,применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

На сегодняшний день социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан.

социальный защита население инвалид

1 . Понятие социальной защиты населения

1.1 Понятие и сущность

Обязательными факторами любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Установление и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая обрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от негативных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не способен или не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, определенная логикой развития рыночных отношений, выносит на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее уязвимых слоев. Необходимость создания этой системы определена рядом факторов.

Одним из основных факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является определённая система отношений собственности и права. Именно частная собственность определяет независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, у которой нет собственности,и она не в состоянии заниматься какой-либо экономической деятельностью в силу объективных причин: болезней, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категории населения не способны выжить без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

Цивилизованное государство обязано обеспечить населению достойный уровень жизни;

Любое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

Социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.

Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, вследствие которых появляются равные для членов общества условия, которые препятствуют неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Характерным для современного этапа является стремительное развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Следует отметить, что методология социальной защиты есть система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а методика - совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

Социальное обеспечение;

Социальное страхование;

Социальную поддержку (помощь).

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Важнейшими формами социальной защиты являются законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы.

Термин «социальная защита» имеет разные значения. В современных экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», который использовался в советской экономике, где он обозначал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, предоставляемую и осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях требовалось развитие других организационно- правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении устано -вленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита проявляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем, социальная защита, является по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, и имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Социальная защита также предполагается по отношению к семьям с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита осуществляется в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения -- финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды -- обязательное накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за своеблаго-состояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

1.2 Принципы и функции

Система социальной защиты строится на принципах системности и комплексности. Она появляется как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых выявляется в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено - формы, методы, системы, технологии социальной работы - представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов и направлений деятельности;

сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия и устранять их на самой начальной стадии формирования. Превентивность - это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется с помощью:

Нахождения работы пенсионеру, инвалиду;

Развития надомного труда;

Поддержки негосударственных систем социального страхования;

Формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

Развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);

Сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;

Поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты - ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека, является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря этому принципу удается достичь главное - помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

Размер совокупного семейного или среднедушевого дохода - он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

Отсутствие средств к существованию;

Одиночество и неспособность к самообслуживанию;

Материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Наиважнейший субъект социальной защиты населения - государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции - целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизне-деятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересован-ное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты - работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага - бесплатные путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции - это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

Экономическая;

Хозяйственно-бытовая;

Психолого-педагогическая;

Социально-медицинская;

Юридическая;

Культурно-досуговая;

Организации труда и другие.

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов. В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

2 . Социальная защита в условиях рынка

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

2. 1 Организация социальной защиты в современной России

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприят-ным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воз-действий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

Государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

Всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

Социально экономическая поддержка неимущих стимулирует экономи-ческое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в сис-теме государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимо-связанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

Оплаты труда;

Пенсионного обеспечения;

Образования;

Здравоохранения;

Культуры;

Социального обслуживания;

Жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Основными видами социального обеспечения являются:

Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государствен-ные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют:

Государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавлива-ются в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Итак, рассмотрим некоторые программу по социальной защиты населения города Москвы.

2. 2 Подпрограмма « Социальная поддержка семей с детьми »

Цель подпрограммы:

Цель 1 - создание условий для социальной и экономической устойчивости семьи.

Задачи подпрограммы:

Задача 1. Сокращение уровня бедности среди семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке.

Задача 2. Развитие адресной социальной помощи для семей с детьми.

Решение задачи сокращения уровня бедности позволит повысить уровень жизни семей с детьми, а меры государственной поддержки будут работать на повышение качества их жизни.

(1) Пособия и другие меры социальной поддержки социально незащищенным семьям, предусмотренные Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве". Меры, представленные в данном разделе плана программных мероприятий, призваны смягчить снижение уровня жизни семьи в результате рождения детей, создать благоприятные условия для рождения второго и последующих детей, а также обеспечить дополнительную поддержку семьям, нуждающимся в социальной поддержке. В число последних входят многодетные семьи, семьи или одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов, молодые семьи и студенческие семьи, опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели, жертвы террористических актов и дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для указанных категорий предусмотрены как единовременные, так и регулярные (ежемесячные) денежные выплаты, меры социальной поддержки. Кроме того, им предоставляются различные социальные услуги, в том числе организация оздоровительного отдыха и досуга, а также иные формы социальной поддержки.

Предусматривается модернизация существующей системы пособий, предполагающая унификацию 15 видов ежемесячных компенсационных выплат семьям с детьми на базе ежемесячного пособия, которое выплачивается на детей из малообеспеченных семей, относящихся к категории бедных семей (см. раздел 2 Программы), что повысит эффективность мер социальной поддержки с точки зрения снижения бедности и увеличит вклад социальных выплат в сокращение уровня бедности и дефицита дохода среди семей с детьми, относящихся к категории бедных семей. К мероприятиям данного раздела также отнесены выплаты из федерального бюджета семьям, имеющим детей, предоставляемые через региональную систему социальной защиты населения.

(2) Меры социальной поддержки, включая адресную социальную помощь. К ним отнесены обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющим детей, на бесплатный проезд, отпуск медикаментов, молочных смесей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов и льготную оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Адресная помощь предоставляется отдельным малоимущим категориям семей с детьми и нацелена на удовлетворение наиболее насущных потребностей: питание, оздоровление и культура.

Целевые индикаторы и показатели эффективности, ожидаемые результаты для Задачи 1 "Сокращение уровня и глубины бедности среди семей с детьми".

1.1. Доля детей из семей с душевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности детей, проживающих в городе Москве. Дети отличаются самыми высокими рисками бедности, поэтому именно за счет снижения бедности семей с детьми будет достигаться снижение уровня бедности и неравенства. Показатель рассчитывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти в области государственного статистического на основе ежеквартальных данных обследования бюджетов домохозяйств и информации о величине квартального прожиточного минимума и годовых данных демографической статистики. В 2010 году 17,6% детей имели душевые доходы ниже прожиточного минимума. Ожидается ежегодное сокращение доли семей с детьми, относящихся к категории бедных семей, целевое прогнозное значение индикатора - 12%.

1.2. Доля семей с детьми, относящихся к категории бедных семей, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета города Москвы, от численности семей с детьми, имеющих душевые доходы ниже величины прожиточного минимума до выплаты пособий. Бедность в данном случае определяется как душевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума. Данный индикатор показывает, как сократилась численность бедных за счет выплаты социальных пособий для семей с детьми, предоставляемых за счет бюджета города Москвы. Для его исчисления следует произвести замер уровня бедности среди семей с детьми до и после получения данных социальных выплат.

Доля бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет социальных выплат семьям с детьми, = А1 - А2 (1),

А1 - доля бедных семей с детьми до выплаты всех социальных пособий из бюджета города Москвы, % от численности семей с детьми в возрасте до 18 лет;

А2 - доля бедных семей с детьми после выплаты всех социальных пособий из бюджета города Москвы, % от численности семей с детьми в возрасте до 18 лет.

Пилотные экспертные расчеты были проведены на основе данных обследования бюджетов 1400 домохозяйств, ежеквартально проводимого федеральным органом исполнительной власти в области государственного статистического учета. В 2009 году до выплаты пособий уровень бедности среди семей с детьми составлял 19,4%, а после выплаты снизился до 17,4%. Следовательно, за счет данных выплат из бедности вышло 1,8% от общей численности семей с детьми в возрасте до 18 лет. Потребность включения данного индикатора в число целевых обусловлена необходимостью оценки эффективности Программы и потребует совершенствования системы источников данных. Проводимое обследование бюджетов домохозяйств не отвечает требованиям репрезентативности из-за небольшого объема выборки и невысокой точности данных о получаемых социальных выплатах, поэтому необходимо решить задачу создания новых источников данных для целей реализации Программы.

В 2010 году за счет выплаты пособий семьям с детьми бедность среди них сократилась на 10 процентных пунктов (в % от численности бедных семей с детьми до выплаты пособий). Ожидается рост эффекта сокращения бедности до 48% от уровня бедности, фиксируемого до выплаты пособий семьям с детьми из бюджета города Москвы.

1.3. Вклад социальных выплат из бюджета города Москвы в сокращение дефицита доходов семей с детьми от объема дефицита дохода семей с детьми до выплаты пособий. Под душевым дефицитом доходов понимается разница между величиной прожиточного минимума и душевым доходом бедного. Экономический смысл показателя состоит в том, чтобы зафиксировать глубину бедности. Общий дефицит дохода бедных равен сумме душевых дефицитов доходов и измеряется в рублях. Индикатор необходим для того, чтобы отследить эффекты от социальных пособий, проявившиеся не только в сокращении численности бедного населения, но и в снижении глубины бедности. Например, в семье из трех человек с одним ребенком при прожиточном минимуме 7500 рублей душевой доход составляет 5000 рублей. После выплаты пособий он повышается до 5500 рублей, но семья не перестает быть бедной, хотя через систему пособий получает 1500 рублей. Значение индикатора определяется как разница между совокупным дефицитом дохода всех бедных семей с детьми до и после выплаты пособия по следующей формуле:

Вклад социальных выплат из бюджета города Москвы в сокращение дефицита доходов семей с детьми, % = = SUM i (Mi - Di) - SUM iPi / SUM i (Mi - Di) x 100%,(2)

Где: i = 1n ;

n - численность граждан, проживающих в бедных семьях с детьми;

Mi - прожиточный минимум i-го бедного, проживающего в семьях с детьми, в рублях;

Di - душевой доход i-го бедного, проживающего в семьях с детьми, в рублях;

Pi - выплаты пособий для семей с детьми из бюджета города Москвы i-му бедному, проживающему в семьях с детьми, в рублях;

SUM i (Mi - Di) - дефицит дохода бедных, проживающих в семьях с детьми, до выплаты пособий для семей с детьми, в рублях.

Дефицит доходов до выплаты пособий для семей с детьми в данном случае принимается за 100%. Пилотные экспертные расчеты на основе данных обследования бюджетов домохозяйств (1400 семей), ежеквартально проводимого федеральным органом исполнительной власти в области государственного статистического учета, свидетельствуют о том, что в 2009 году до выплаты семейных пособий в бедных семьях с детьми проживало 639,36 тыс. человек, и их средний дефицит доходов на душу в месяц составлял 1493 рубля, совокупный дефицит доходов семей с детьми - 11,46 млрд. рублей. После выплаты пособий для семей с детьми в бедных семьях с детьми проживало 573,45 тыс. человек, их средний дефицит доходов на душу в месяц составлял 1310 рублей, а совокупный дефицит доходов - 9,02 млрд. рублей. Следовательно, эффект от реализации мероприятий по выплате семейных пособий за счет бюджета города Москвы заключается в сокращении дефицита доходов бедных семей с детьми на 21,3%.

В 2010 году вклад социальных выплат из бюджета города Москвы в сокращение дефицита доходов семей с детьми составил 21%. Ожидается рост вклада пособий, получаемых семьями с детьми за счет средств бюджета города Москвы, в сокращение дефицита дохода. Целевое значение индикатора - 40%.

Для расчета двух последних индикаторов необходимо: либо (1) проводить обследования домохозяйств (необходима выборка не менее 1500 семей с детьми или 4500 семей, представляющих население в целом); либо (2) вносить соответствующие изменения в регламенты сбора необходимых данных при назначении любых социальных выплат, позволяющие получить информацию о доходах получателей до выплаты пособий.

Целевые индикаторы и показатели эффективности для Задачи 2 "Развитие адресной социальной помощи для семей с детьми".

2.1. Доля оздоровленных детей из малообеспеченных семей от общего числа детей в возрасте 7-17 лет.

2.2. Удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему числу малообеспеченных семей с детьми.

Данные индикаторы включены в систему основных показателей деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере социального развития, как субъекта бюджетного планирования. Они рассчитываются на основе информации из клиентских баз данных Департамента социальной защиты населения города Москвы. В настоящее время налажен первичный учет, позволяющий ежегодно получать данные, необходимые для расчета предлагаемых целевых индикаторов. Включение их в систему целевых индикаторов обусловлено реализацией мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей. Мероприятия Программы нацелены на рост охвата детей оздоровительными мероприятиями и социальными услугами. В 2010 году были оздоровлены 58,4% детей в возрасте 7-17 лет, целевое значение показателя - 70,7%. Планируется достичь 100% охвата малообеспеченных семей с детьми услугами социального обслуживания. В 2011 году данный показатель составил 90%.

2.3. Удельный вес детей младшего школьного возраста, охваченных бесплатным питанием в образовательных учреждениях. Ограничение доступа детей к питанию, сбалансированному по калориям, белкам, жирам и углеводам Всемирной организацией здравоохранения и Организацией Объединенных Наций, рассматривается как одна из самых неприемлемых форм проявления бедности. В противостоянии данному явлению организация питания в образовательных учреждениях, особенно для детей младшего школьного возраста, рассматривается как одна из важнейших мер социальной политики, нацеленной на преодоление крайних форм проявления бедности. Город Москва уже добился стопроцентного охвата целевой группы данной мерой социальной поддержки и ставится задача поддержания достигнутого уровня социальной защищенности по обозначенному направлению. Индикатор рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах исполнительной власти города Москвы.

Рис. 2.1 Социальная поддержка семей с детьми

2.3 Подпрограмма «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей»

Цель - формирование комфортных условий для жизни и активного долголетия старшего поколения.

Задачи подпрограммы:

Задача 1. Повышение уровня материального обеспечения пенсионеров.

Задача 2. Увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.

Данная подпрограмма включает систему мер, нацеленных на повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей. Масштабная система социальных выплат для целевой группы уже сформировалась, поэтому актуализировалась проблема их эффективности, в том числе и за счет усиления процедур оценки нуждаемости для получателей денежных выплат. Диагностика сектора услуг, наоборот, указывает на дефицит их предложения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Целевая группа - пожилые, инвалиды и ветераны - объединяет все мероприятия в единую подпрограмму.

В пяти разделах подпрограммы представлен полный перечень мероприятий подпрограммы с указанием ответственных исполнителей, источников финансирования, объемов финансирования с разбивкой по годам, разделам подпрограммы и ответственным исполнителям. Отдельно выделены публичные нормативные обязательства.

Краткая характеристика мероприятий

В целом комплекс мер социальной поддержки этих групп населения включает в себя:

Денежные выплаты, в том числе ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременные выплаты, приуроченные к знаменательным датам, адресную материальную помощь в денежной форме;

Различные виды мер социальной поддержки (бесплатный проезд на городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный и льготный отпуск лекарственных препаратов по рецептам врачей, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и прочие меры) и натуральной помощи (продуктовой, вещевой, в форме бесплатной подписки на периодические издания, выдачи товаров длительного пользования и прочей помощи);

Социальные услуги, включая организацию культурно-досуговых мероприятий, санаторно-курортного лечения, а также оказание санитарно-гигиенических услуг в стационарных условиях и на дому, осуществление патронажа.

Целевые индикаторы и показатели эффективности для Задачи 1 "Повышение уровня материального обеспечения пенсионеров".

1.1. Доля пенсионеров с душевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от численности пенсионеров. Несмотря на высокие потенциальные риски бедности граждан пожилого возраста в городе Москве, обусловленные высоким разрывом между средней заработной платой и средней пенсией, среди данной категории населения уровень бедности в 2,7 раза ниже, чем среди семей с детьми в возрасте до 18 лет. Этот результат достигнут преимущественно за счет ежемесячной доплаты к пенсии, которую получает большинство пенсионеров города Москвы. Данная Программа нацелена на поддержание достигнутого высокого уровня социальной защиты пенсионеров, размер пенсий которых не превышает прожиточный минимум, поэтому приведенный индикатор отнесен к целевым. На позитивную динамику данного показателя также направлена вся система выплат из бюджета города Москвы, адресованных пенсионерам. Показатель рассчитывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти в области государственного статистического на основе ежеквартальных данных обследования бюджетов домохозяйств, информации о величине квартального прожиточного минимума и годовых данных демографической статистики. В 2010 году 6,5% лиц старше трудоспособного возраста имели душевые доходы ниже прожиточного минимума. Ожидается ежегодное сокращение их доли, целевое прогнозное значение индикатора - 3%.

1.2. Вклад социальных выплат из бюджета города Москвы в сокращение дефицита душевых доходов пенсионеров и их семей от объема дефицита дохода пенсионеров и их семей до выплаты пособий. Дефицит дохода - разница между душевым доходом бедного и душевой величиной прожиточного минимума. Индикатор необходим для того, чтобы отследить эффекты от социальных пособий, проявившиеся не только в сокращении численности бедного населения, но и в снижении глубины бедности.

Целевые индикаторы и показатели эффективности для Задачи 2 "Увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения".

2.1. Доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами, от числа обратившихся. Данный индикатор отнесен к целевым, поскольку ветераны Великой Отечественной войны являются особо значимой категорией граждан. В целом в пределах 2016 года не ставится задача полного удовлетворения потребностей всех пожилых в услугах по социальному обслуживанию и уходу, за исключением данной категории граждан, для которой предполагается достичь 100% удовлетворения потребностей в социальных услугах. Показатель рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения.

2.2. Удельный вес граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением, в общем числе граждан, состоящих на учете для получения бесплатного санаторно-курортного лечения. Организация санаторно-курортного лечения - одна из основных задач подпрограммы. Индикатор позволит оценить удовлетворение спроса на данную меру социальной поддержки. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения. Решается задача повышения охвата нуждающихся граждан целевой группы данным видом социальных услуг. Целевое значение индикатора - 85%. В 2011 году 75% граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание, получают его.

2.3. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием. Этот индикатор измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в услугах по уходу и социальному обслуживанию. Он оценивает деятельность сети учреждений социальной защиты населения. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения. Решается задача повышения охвата нуждающихся граждан целевой группы социальным обслуживанием. Целевое значение индикатора - 90%. В 2011 году 70% нуждающихся граждан получают социальное обслуживание.

Годовая динамика прогнозных значений целевых индикаторов для данной подпрограммы:

2.4 Подпрограмма "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения"

...

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Основные принципы проведения социальной защиты населения в условиях рынка. Формы и виды социальной поддержки, применение индексации доходов. Государственная политика занятости и ее эффективность. Организация социальной защиты в современной России.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, ее принципы, содержание, цели и правовая основа. Социальная работа с инвалидами отдела социальной защиты населения железнодорожного округа. Проект "Реабилитационное отделение для инвалидов".

    дипломная работа , добавлен 06.11.2011

    Суть и принципы социальной защиты. Формы государственной социальной поддержки и защиты населения. Деятельность, цели и задачи общественных организаций, участвующих в социальной защите населения: Всероссийского общества глухих, слепых, общества инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2007

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Основные группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Основополагающие принципы социальной политики России. Приоритетные направления адресной поддержки. Экономико-математическое моделирование.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Социальная политика и ее основные теоретико-методологические параметры. Специфика организации социальной защиты населения в современной России. Понятие и структура малообеспеченных слоев населения. Совершенствование организации социальной защиты семей.