Статусная роль. Социальная роль и социальный статус.

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона .

Кричащий или завитый ребенок на полу вызывает внимание и внимание. Мы интерпретируем сжатый кулак, который проводится против нас, как угрожающий жест. Культурный уровень: Кроме того, в ходе нашей социализации мы узнаем, как бороться с людьми в определенных контекстах. Например, мы узнаем, что есть социальные иерархии, в которые мы должны поместить себя. Пожилым людям мы должны «зизен», моложе мы можем «дузень». Когда мы познакомимся с человеком, мы должны дать ему руку. Таким образом, было бы оскорблением в строго патриархальной культуре смотреть в глаза странной женщине.

Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса .

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Личный уровень: индивидуально, благодаря нашей истории обучения мы научились более или менее безопасно перемещаться в социальных ситуациях. Некоторые ситуации нам чужды. Затем мы рискуем «вести себя» вместе с другими людьми, потому что мы не знаем правил. Другие ситуации нам знакомы. В них мы можем двигаться безопасно, потому что знаем и управляем социальными кодами. В зависимости от того, что мы сделали ранее, мы можем быть открыты для других людей. Или мы довольно сдержанны, робкие и, скорее, ожидаем, что кто-то соприкоснется с нами.

Но в любом случае только те, кто может воспринимать и отражать свое собственное влияние и влияние других соответственно дифференцированным образом, могут безопасно перемещаться в современном и сложном мире. Это не самое меньшее в социальном восприятии.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Основополагающее для социального восприятия: атрибуты

«Атрибуция» означает причину. Это означает, что мы рассматриваем восприятия как поверхностные явления, за которыми мы принимаем различные причины. На наш взгляд, эти причины являются довольно стабильными и неизменными, например, твердые свойства или характеристики.

Например, довольно охотно от внешнего вида на некоторых характерных чертах, мировоззрениях, предпочтениях и т.д. в атрибутах помимо факта есть доля, которая также является сильной эмоциональной частью. Преимущество таких атрибуций состоит в том, что мы можем очень быстро произвести первое впечатление о другом человеке, классифицируя его по шаблонным шаблонам, которые мы узнали. Мы фокусируемся на определенных ключевых сигналах. И, конечно же, мы также учитываем определенные социальные контексты и ситуации, которые позволяют ожидать определенных сигналов.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Прежде всего, сигналы, которые противоречат нашим ожиданиям, очень сильны. Например, мы ожидаем «восстания» в декретном отпуске, поэтому нам это не удивительно, когда 18-летние дети появляются в школе в костюме и галстуке. В другие школьные дни мы ожидали бы более компактный наряд.

Недостатком атрибутов является то, что они часто полностью или частично ошибочны. Мы оцениваем некоторых людей слишком позитивно. Например, потому что они сознательно придерживаются стиля и ведут себя так, что мы должны ценить их как симпатичные, чтобы они могли использовать нас или продавать то, что нам действительно не нужно. Или потому, что мы воспринимаем людей как несимпатичные из-за первого впечатления и избегаем их. Поэтому мы даже не узнаем их более внимательно. Б. не то, что панк-леди гораздо сложнее и нетипичнее, чем мы думали в первый момент.

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Определенные формы атрибуции: эффект первенства, эффект двора

Эффект первенства позволяет нам быстро получить первое изображение другого человека. Мы заключаем из того, что мы можем воспринимать за очень короткое время его личность или его «характер». Особенно в суждениях о социальном статусе, интеллекте, симпатии или антипатии мы чрезвычайно быстры.

Как и эффект первенства, эффект суда. Он говорит, что у людей, которым мы знаем собственность, мы часто автоматически распространяемся на другие свойства. Мы делаем это, даже если эти свойства не связаны вообще логически. Если кто-то оснащен определенными статистическими символами, мы заключаем на человека с определенной идеологической ориентацией или определенным экономическим статусом. Молодая женщина, одетая консервативно, часто не очень креативна. И что, возможно, особенно нужно подумать: люди, которых мы воспринимаем как привлекательные, мы часто считаем более умными и могущественными.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Определенные формы атрибуции: ролевые эффекты

Существуют также ролевые эффекты и эффекты стереотипов. При этом мы игнорируем тот факт, что люди в своей жизни выполняют совершенно разные роли и демонстрируют поведение в определенных жизненных ситуациях, что противоречит их профессиональной роли. Например, очень правильный полицейский может быть свободным и веселым в своей личной жизни. Строгий прокурор может проехать через этот район в свободное время с его вертолетом. И от правильного чиновника за столом на футбольном поле становится фанатом.

С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Но членство в национальной, религиозной или этнической группе часто связано с очень специфическими атрибутами и ожиданиями в отношении ролей. Лишь очень мало людей могут себе представить, что мусульманка, одетая в платок, может быть профессионально успешным академиком и эмансипированной женщиной.

Хайдер, хорошо разбираются в использовании ролевых эффектов путем «подвешивания» определенных символических атрибутов. В каких ролях на фотографиях изображен бывший каринтийский националист Хайдер? Какие стратегии он использует для этого? Какие атрибуты добавляются к определенной роли, зависит, с одной стороны, от личных установок и установок. В то время как критически важные для церкви люди отрицательно относятся к негативным отношениям, верующие католики будут иметь довольно позитивные ассоциации.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность , т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

Но социальный дискурс и освещение в средствах массовой информации также влияют на частые шаблоны ассоциаций. Таким образом, большинство австрийцев представят просителей убежища как бедных, плохо образованных людей. Тот факт, что просители убежища - это люди из среднего класса с хорошим школьным и профессиональным образованием, не встречается в «медиа-картине» бедного просителя убежища и экономического беженца.

Определенные формы атрибуции: ошибки ситуационной

Суждение человека часто основывается только на восприятии этого человека в очень специфическом ситуационном контексте. При этом упускается из виду, что люди могут вести себя по-разному, в некоторых случаях, в самых разных ситуациях. Голоса, как они сообщили, сказали только два слова: «полые» и «скучные». Сразу после приема пациентов «пациенты» показали, что их вылечить. Они сказали, что больше не слышат голоса, и они вели себя совершенно нормально. Ни один из восьми больных пациентов не был признан психиатром в клиниках здоровым и нормальным.

2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

Наконец, их отпустили с диагнозом «шизофрения в состоянии ремиссии». Объяснение этих не совсем обнадеживающих результатов, а. заключается в том, что поведение человека, который когда-то получил «штамп психического заболевания», почти полностью воспринимается очками этого диагноза. Розенхан утверждал, что он посылал обманутых пациентов без этого.

На практике мы часто возвращаемся к ошибкам ситуации, когда мы всегда сталкиваемся с человеком в очень специфическом социальном контексте. Поэтому, когда учителя получают картину ученика из-за своих уроков, но не принимают во внимание тот факт, что один и тот же ученик, который немного мотивирован и «ленив», может быть очень заинтересован и заинтересован в досуге или семейной среде.

5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

Определенные формы атрибуции: пророчества Сельфуфиллинга

Когда нам говорят люди - на основе первого впечатления - Например, положительное или отрицательное ожидание, мы размещаем на нем наше восприятие и поведение. Классический эксперимент, который пытается доказать этот эффект, был проведен американским психологом Робертом Розенталем и Леонором Якобсоном.

Экспериментальная установка эксперимента Розенталя работала следующим образом. В школьных классах группа учеников была описана выше среднего в смысле разумного интеллекта или умения ниже среднего. На самом деле измеренный интеллект всех учеников был в среднем в среднем. После учебного года интеллект студентов снова был испытан. Оказалось, что предположительно межликие ученики были на самом деле более умными, по-видимому, «глупые» студенты были глупыми. Объяснение этому феномену заключалось в том, что разница в поведении учителей и учеников была решающей: у умных учеников было гораздо больше внимания и поощрения, им уделялось больше времени и поддержки для выполнения задач и т.д. у предположительно глупых учеников учителя вели себя совершенно противоположно.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

Они получили меньше похвалы и поощрения. Они получили меньше помощи и меньше времени на ответ. Шоу, где профессор Хиггинс формирует девочку-цветок Элиза Дулиттл в даму по его идеальному образу. Пророчества самореализации, скорее всего, будут играть определенную роль на практике, когда мы встречаем человека с очень позитивным или негативным отношением из-за определенной предварительной информации или опыта. Это, в свою очередь, имеет последствия для взаимодействия и отношений.

Мы можем использовать эффект Розенталя, если мы думаем о том, какое впечатление мы хотим достичь с нашим коллегой, и как мы можем это сделать. Гештальт-психология в этом контексте говорит о сценариях, которые люди приобрели в своей жизни и которые тогда всегда подтверждают себя. Если кто-то убежден, что он неспортивен, он избегает занятий спортом.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Самореализующиеся пророчества также играют определенную роль в других областях, Например, в экономике. Движения фондового рынка, например, во многом зависят от ожидания трейдеров: если ожидается рост цен, многие покупают. Именно по этой причине цены растут. Если ожидается падение курсов, многие продают. И если каждый ожидает краха, это, вероятно, вызвано им.

Объясните, какие функции имеют атрибуты в социальном восприятии. Приведите конкретный пример к соответствующим эффектам. Создайте сценарий для вашей работы. В общественной жизни поведение индивидов, как правило, соответствует определенным закономерностям, определяемым положением, которое они занимают в данной социальной ситуации и в контексте. Каждый статус соответствует набору поведения, также социально определенному, что набор поведений называется «ролью». Каждая ситуация ограничивает социально ожидаемое поведение и ожидания и помогает прогнозировать развитие социальных взаимодействий. Люди также занимают более одной статусной роли на одном этапе своей жизни: учитель, мать, друг и т.д. Искусство Кабуки стало способом выражения эмоций и чувств, которые испытывали торговцы в феодальной Японии, обществе с сильным социальным неравенством. В этом типе театра женских ролей выступали мужчины, получившие деноминацию атагатов. Он отличается изысканностью движений актеров, тщательно продуманными макияжами и цветом и блеском их костюмов. Приобретенным статусом являются те, в которых люди размещаются в результате их жизненного опыта, в некоторых случаях они являются результатом личных решений и усилий и достигаются только после демонстрации их способностей или их права занимать их. Они достигаются выбором, компетентностью и отношением, профессии: врач, преподаватель и т.д. Каждое социальное учреждение выполняет определенные важные функции для общества, их также называют организациями; Например, семья, в которой основные цели состоят в том, чтобы сохранить вид посредством продолжения рода, обеспечить уход, защиту и т.д.

  • Эти социально определенные позиции называются «статусом».
  • Статус и роль Люди взаимодействуют с одним статусом и одной ролью.
  • Вот почему центральными проблемами являются конфликты человечества.
  • Например, быть мужчиной или женщиной, старшим или ребенком и т.д.
Содержание Концепция статуса и ролей Назначенный статус, Приобретённый, Объективный и Субъективный Несоответствующий статус Ролевые модели Ролевые справочные группы и роли Предписанные и выполняемые роли Личность и ролевые игры Ролевая дистанция Роль Сбой ролей Роль конфликта Набор ролей Ролевая игра.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.


| |

Введение............................................................................................................3

1.Социальный статус личности......................................................................4

2.Социальная роль личности..........................................................................5

Заключение.......................................................................................................7

Литература........................................................................................................7

Введение

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

1. Социальный статус личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением 1 .

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.

Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. В 70-е годы престижной становится профессия торгового работника. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста. На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.

В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения. Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил. В России, например, дворянское достоинство было дарована потомкам Ивана Сусанина, получил дворянство за спасение Александра II от покушения Каракозова в 1866 году крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. В современном обществе человеку даны все права, дающие человеку возможность социальных перемещений. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант. В результате успешной борьбы чернокожего населения США за свои права в 60-е годы XX века, многие афро-американцы сумели существенно изменить свой социальный статус 2 .

2. Социальная роль личности

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе 3 .

Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Ученые предлагают ряд классификаций социальных ролей и выделяют базисные (основные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика, роль собственника, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, которые закрепляются в предписаниях, правилах, законах, моральных и нравственных нормах, традициях. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Заключение

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения 4 .

Литература

1. Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998.

2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2002.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003

4.Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. - М.: Знание России, 1999

1Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003. – С. 67

2Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 2003. – С. 68-69

3Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998. – С. 124

4Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. - М.: Знание России,1999. – С. 215.