Корабли проекта орлан судьба. Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий. Подкрасться незаметно он не может

Подробности Категория: navy Опубликовано: 07 ноября 2013 Просмотров: 5858

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». Флагман Северного флота ВМФ РФ. Спроектирован крейсер в Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ). Главная задача, для которой создавались атомные ракетные крейсера проекта «Орлан», это уничтожение авианосных групп противника. Это последний корабль, из четырех крейсер проекта 1144 «Орлан», оставшийся в строю.

История создания ТАРКР «Петр Великий»

В 1953-1956 годах руководством СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году начались работы по проектированию отечественного боевого надводного корабля, с практически неограниченной дальность хода.

Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов у США подводных лодок с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было принято решение для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера, чем тот, который проектировался. Так родился проект тяжелого атомного ракетного крейсера. Всего было построено четыре крейсера проекта 1144 «Орлан».

Крейсер «Петр Великий» был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода в Ленинграде. Первоначало при закладке корабль получил «Куйбышев», потом переименован в «Юрий Андропов».

Спуск на воду нового крейсера состоялся 25 апреля 1989 года. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина корабль переименован в «Пётр Великий». В 1998 году ТАРКР «Петр Великий» вошел в боевой состав ВМФ РФ. До своего переименование крейсер носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер корабля 099.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей российского флота и одним из мощнейших ударных кораблей в мире (самый большой из не авианесущих кораблей). Крейсер способен поражать крупные надводные цели и обеспечивать защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок.

Вооружение ТАРКР «Петр Великий»

Основу вооружения ТАРКР «Пётр Великий» составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере размещены 20 пусковых установок СМ-23 с ракетами "Гранит", они установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Боевые системы крейсера включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

В состав противовоздушного зенитно-ракетного и артиллерийское вооружение корабля входят: зенитно-ракетные комплексы «Риф» (ЗРК) С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ. Также на корабле системы ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с артустановкой АК-630.

Крейсер оснащен 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130», имеющих дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано системой "Водопад-НК" и противоторпедным комплексом "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000.

Крейсер вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад-НК», по 5 пусковых установок с каждого борта. Всего имеется 20 ракето-торпед, которые способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1.

Противоторпедный комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. РБУ-1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ. Вертолет Ка-27 оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Награды

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

Основные тактико-технические характеристики ТАРК «Петр Великий»

Длина: 251,1 м.

Ширина: 28,5 м.

Высота от уровня основной плоскости: 59 м.

Осадка: 10,3 м.

Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.

Водоизмещение полное: 25 860 тонн.

Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.

Скорость: 31 узел (более 57 км/час).

Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

Вооружение

Построенные корабли

Крейсера проекта 1144 и 11442 - серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе для советского ВМФ . Со времени вступления в строй головного корабля в 1980 году и по сей день остаются крупнейшими и наиболее мощно вооружёнными ракетными крейсерами мира. В настоящее время - единственный в составе российского ВМФ тип надводных кораблей с ядерной энергетической установкой.

Общие сведения

По сути, проект 1144 представляет собой возрождение идеи линкора в ракетно-ядерную эпоху. По классификации НАТО корабли этого типа обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры и мощное ударное вооружение. Эти крейсера стали первыми и единственными в советском флоте надводными боевыми кораблями с ядерной энергоустановкой, а также крупнейшими после авианосцев боевыми кораблями в мире.

По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находился в строю. В 2013 году на предприятии «Севмаш» начались работы по капитальному ремонту и модернизации ещё одного крейсера - «Адмирал Нахимов» (до 1992 года служившего в составе Северного флота с названием «Калинин»).

История создания

Предшественники

Ракетный крейсер «Владивосток» типа «Адмирал Зозуля» (проект 1134)

К началу 1960-х годов, помимо устаревающих артиллерийских крейсеров, ВМФ СССР располагал только четырьмя небольшими ракетными крейсерами типа «Грозный» . Основной задачей надводных сил тогда считалась борьба с подводными лодками противника, поэтому наиболее массово для флота строились эсминцы и большие противолодочные корабли (БПК). Тем не менее, необходимость в создании ударных кораблей - ориентированных на решение противокорабельных задач - руководством флота также осознавалась. Именно для этого серию из четырёх БПК типа «Адмирал Зозуля» (проекта ) вооружили противокорабельными крылатыми ракетами П-35, что дало основание впоследствии переклассифицировать их в ракетные крейсера . Первые надводные атомоходы, которые для ВМФ СССР начали разрабатывать вскоре после закладки серии кораблей проекта 1134, также изначально классифицировались как БПК - однако, по мере развития проекта получив мощное ударное вооружение, атомные корабли были переведены в класс крейсеров. Новый проект получил шифр 1144.

Предпосылки к созданию

Атомный крейсер УРО «Лонг Бич» (США)

Первые проработки боевых надводных кораблей с атомной энергоустановкой проводились в СССР ещё в 1950-е годы. Было предложено несколько вариантов эскизных проектов атомного крейсера под шифром 63. Однако в связи с большой сложностью и стоимостью разработки проект 63 был закрыт к 1959 году.

В 1961 году в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич» . Возможно, это событие послужило толчком к возобновлению теоретических работ, обосновывающих создание в СССР боевого атомного надводного корабля. В любом случае, советский военный флот , вступающий тогда в период бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, способных подолгу действовать в отрыве от береговых баз - и атомная энергетическая установка отвечала таким задачам наилучшим образом. По этим или иным причинам, но в 1964 году вновь начались исследования по определению облика первого в Советском Союзе боевого надводного атомохода. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн.

Проектирование

Ранний вариант большого атомного противолодочного корабля проекта 1144

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и скорострельности. На раннем этапе разработки считалось, что совместить всё необходимое вооружение и оборудование в одном корпусе будет слишком сложно, поэтому предполагалось создание пары из двух атомных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165 . Первый нёс противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты, и действовать им надлежало в составе соединения, прикрывая друг друга от угрозы с воды и из-под воды; зенитными комплексами оба атомохода были оснащены примерно на равных, создавая вместе мощную эшелонированную ПВО .

Атомный ракетный крейсер проекта 1165, который должен был прикрывать БПК пр.1144 от надводных кораблей противника

Противокорабельные ракеты в проекте 1144 появились не сразу. Было учтено то, что в США уже начали интенсивные разработки собственных противокорабельных ракет, и в ближайшем времени ВМС США получат их на вооружение. По мере развития проекта советского атомохода было решено, что рациональнее будет не разделять противокорабельные и противолодочные функции, а совместить их в одном корабле. Таким образом, проектирование атомного крейсера проекта 1165 было прекращено и усилия разработчиков сосредоточились на ставшем универсальным проекте 1144.

Возросшие требования к проекту приводили к тому, что он получал всё большую номенклатуру вооружения и оборудования - что, в свою очередь, приводило к росту водоизмещения. В результате проект первого советского атомного корабля отошёл от узких противолодочных функций и приобрел многоцелевую направленность, а стандартное водоизмещение превысило 20000 тонн. Он должен был нести все самые новые виды боевых и технических средств, созданных в СССР для надводных боевых кораблей. Это отразила и новая классификация атомохода - «тяжёлый атомный ракетный крейсер» , которая ему была присвоена в июне 1977 года, уже во время постройки головного корабля (закладывался он как «атомный противолодочный крейсер»).

В окончательном виде технический проект нового корабля - утверждённый в 1972 году - был обозначен шифром 1144 и названием «Орлан». Проект атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро (г. Ленинград). Главным конструктором проекта 1144 был назначен Б. И. Купенский, до того являвшийся главным конструктором первых в СССР боевых газотурбоходов - БПК проекта 61 (типа «Комсомолец Украины»). От Военно-Морского Флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. А. Савин.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова . Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. Рост водоизмещения по мере пересмотра требований к проекту заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки - в первую очередь, паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ) . При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: советский (да и мировой вообще) опыт эксплуатации атомоходов был тогда небольшим, да и в наше время аварии с реакторами время от времени случаются. Надводный корабль, в отличие от подводной лодки, в принципе может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обычного горючего в топках - и этим преимуществом решено было воспользоваться. Всё-таки боевой корабль - это не ледокол, к тому же резервный котёл мог помочь в обеспечении его стоянки. Недостаточно развитая система базирования крупных кораблей в СССР долгое время была больным местом для флота.

Головной корабль ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442 . В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, их пришлось добавлять на строящиеся крейсера по мере завершения разработки. В результате проекту 11442 вполне соответствует только последний корабль серии - «Пётр Великий» , и то с оговорками - а «Фрунзе» и «Калинин» занимают промежуточные между «Кировым» и «Петром Великим» ступени по составу вооружения.

Постройка и испытания

С 1973 по 1996 год по проекту 1144/11442 на Балтийском заводе (г. Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) построили четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР).

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе был заложен головной корабль проекта 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» .

Во время строительства кораблю был присвоен заводской №800. Спуск «Кирова» на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

Ещё во время достройки «Кирова» на плаву, 26 июля 1978 года , заложили второй корабль серии - заводской «заказ 801», ТАРКР «Фрунзе» . Его спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года, а 31 октября 1984 года новый крейсер вступил в строй.

ЗРК ближней обороны на первых трёх крейсерах - 2х2 «Оса-МА» (40 ракет), на «Петре Великом» - 8х8 «Кинжал» (64 ракеты).

На «Кирове» и «Фрунзе» носовой реактивный бомбомёт принадлежал к типу РБУ-6000 «Смерч-3», на «Калинине» и «Петре Великом» - РБУ-12000 «Удав-1».

На «Кирове» и «Фрунзе» функции зенитной артиллерии ближнего действия выполняли 8 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 , а на «Калинине» и «Петре Великом» установлены по 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик».

Главный ударный комплекс

13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш» , а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. По плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

Судьба кораблей проекта

  • Головной «Киров» был введён в строй в 1980 г. и служил в составе Северного флота. Во время службы носил звание краснознамённого и Краснознамённый Военно-Морской флаг, заслуженный одноимённым крейсером в боях Великой Отечественной войны.

Участвовал в нескольких боевых службах , в 1989 году принимал участие в спасении экипажа аварийной ПЛ «Комсомолец».

Выведен в резерв после аварии 1990 года, требующей проведения среднего ремонта; из-за отсутствия средств на восстановление ремонт так и не был начат, и к настоящему времени крейсер намечен к утилизации.

  • «Фрунзе» вступил в строй в 1984 году и служил в составе Тихоокеанского флота, участвовал в боевых службах.

27 мая 1992 года переименован в «Адмирал Лазарев». В 1999 году выведен в резерв и законсервирован; в 2014 году прошёл доковый ремонт.

  • «Калинин» вступил в строй в 1988 году и служил в составе Северного флота, участвовал в боевых службах.

Корабль имеет постоянное место базирования в городе Северодвинске. С 2013 года началась глубокая модернизация крейсера по проекту 11442М.

  • «Пётр Великий» вышел на испытания в 1996 году и был принят флотом 19 апреля 1998 года.

В октябре 1996 года «Петр Великий» находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли манёвренные элементы - инерцию, выбег, диаметр циркуляции. Во время одного из таких манёвров 27 октября 1996 года в 21 ч 27 мин московского времени в носовом машинно-котельном отделении произошла авария: высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Под напором 35 атмосфер раскаленная газовая смесь (температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. Погибло 5 человек и шесть было обожжено.

Корабль имеет постоянное место базирования в порту Североморск, участвует в учениях флота и боевых службах, совершает дальние походы.

Название, проект Заложен Спущен на воду Вступил в строй Флот Дальнейшая судьба
«Киров» , пр.1144 21.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 КСФ С 1990 выведен в резерв; в 1992 переименован в «Адмирал Ушаков»
«Фрунзе» , пр.11442 27.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 КТОФ В 1992 переименован в «Адмирал Лазарев»; с 1998 года выведен в резерв
«Калинин» , пр.11442 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 КСФ В 1992 переименован в «Адмирал Нахимов»; с 2013 года модернизируется по проекту 11442М
«Пётр Великий» , пр.11442 25.04.1986 29.04.1989 9.04.1998 КСФ Строился как «Юрий Андропов», переименован в 1992

Оценка проекта

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» на боевой службе в Средиземном море, 22 декабря 1989 года

Атомные ракетные крейсера типа «Киров» прямых аналогов за рубежом не имели и не имеют: списанные к настоящему времени американские атомные крейсера УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению (11 300 тонн) были в 2,5 раза, а «Лонг Бич» (17 500 тонн) в 1,5 раза меньше, и несли намного более слабое как количественно, так и качественно вооружение. Это объясняется разностью задач, стоявших перед этими кораблями: если в США атомные крейсера являлись, в первую очередь, эскортом для многоцелевых атомных авианосцев, то в советском ВМФ они создавались, как самостоятельные боевые единицы, способные составлять основу соединений боевых кораблей в океане.

К достоинствам атомных крейсеров типа «Киров» относятся:

  • Отличная мореходность и практически неограниченная автономность;
  • Мощное ударное ракетное вооружение;
  • Наличие (впервые в мире) многоканальных и быстродействующих за счёт вертикального старта комплексов ПВО дальнего радиуса, способных осуществлять прикрытие целого соединения кораблей;
  • Высокая живучесть;
  • Высокая универсальность применения.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане, октябрь 1985 года

К недостаткам кораблей этого типа, как правило, относят:

  • Значительные размеры, что затрудняет базовое обслуживание и увеличивает стоимость постройки (следует отметить, что это является недостатком лишь относительно других ударных кораблей: авианосцы в отношении чрезвычайно высокой стоимости постройки и эксплуатации по-прежнему вне конкуренции);
  • Недостаточно обоснованную тактическую нишу;
  • У головного корабля - невысокую эффективность РЛС и комплексов ПВО при работе по низколетящим малозаметным целям (данный недостаток был исправлен на следующих трёх крейсерах серии за счёт добавления РЛС «Подкат», а на «Калинине» и «Петре Великом» - ещё и новых зенитных комплексов «Кортик» и «Кинжал»).

Также к проблемам крейсеров проекта 1144 (не являющихся недостатками, собственно, проекта) относят отсутствие в советском флоте других типов атомных надводных кораблей, что либо вынуждало крейсера проекта 1144 оперировать в одиночку, либо не позволяло им полностью реализовать преимущества атомной силовой установки.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
История создания

В 1964 г. было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к конце 60-х годов подводные лодки с межконтинентальными ракетами ВМС США с атомными энергетическими установками выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера в отличии от ранее проектируемого. Так родился проекта 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.


ТАРКР “Петр Великий”, правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, - последний корабль проекта 1144 “Орлан” является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

Полное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара.

Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля.

Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.

Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

Основу вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При стартовом весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км.


Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.


На ТАРКР пр.1144 двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.


Корабельные боевые системы ТАРКР включают:

Боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи;
системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″;
радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.;
а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Перта Великого” включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М” в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. Принят в 1989 г. на вооружение. больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”. За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

Комплекс “Удав-1″ оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичной систему имеет ТАВКР “Адмирал Кузнецов“.
РБУ-1000 составляют основу системы Смерч-3, имеющей следующий состав: 2 шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер», управляющую огнем до четырех РБУ. Время реакции с момента обнаружения ПЛ до начала стрельбы 1-2 минуты. Дальность действия системы составляет 1км.
Более ранние образцы ударных крейсеров (в т.ч. пр.1164) имеют систему Смерч-2 с РБУ-600.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
Ка-27 известен на западе под названием “Helix” и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР. Ка-25, известный на западе под наименование “Hormone” является предшественником Ка-27.

ТАРКР “Петр Великий” - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. “Петр Великий” как и другие корабли проекта «Орлан» проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. И хотя атомные крейсеры пр.1144 “Орлан” в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынуждены признать проект неудачным. По их мнению, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. Реальный «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA.

Таким образом, имеется мнение, что “Орлан” не способен выиграть противоборство за господство на море. Поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.

Возможно именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса “Орлан” не предусматривается концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. В месте с тем все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на госуровне последующей эксплуатации “Петра Великого” могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятных возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта “Орлан”.
Основные характеристики ТАРКР “Петр Великий”

-
Экипаж, чел 760

Водоизмещение, т
Стандартное - 24 300
Полное - 26 190

Дальность хода, миль
на вспомог. турбинах - 1 000
на ЯЭУ - не огр.

Скорость, уз.
полного хода - 31
экономная - 18

Автономность, сут. 60

Главная энергетическая установка
ядерный реактор - 2хКН-3
паровая турбина ГТЗА, л.с. - 2х70 000
газовая турбина, kW - 4×3 0000
газовая ГТГ, kW - 4×1 500

Габариты, м:
длина - 251
ширина - 28.5
осадка - 10.3

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет.

Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Пётр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.

Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»).

В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Пётр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23.750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26.390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах . Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера.

Для сравнения «Пётр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров) , которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км, при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).

Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов.

Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности.

В случае если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт» . На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск «Тор-М1».

Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» , который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10.000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью.

Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 . Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Пётр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад» , ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции - 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Помимо этого ТАРКР «Пётр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов . Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Пётр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового оружия, 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 м) и работающую на средних частотах.

Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 сегодня переживают не лучшие времена. Созданные для нужд совсем другого флота, готовившегося к совершенно иной войне, сегодня они производят впечатление неприкаянного «чемодана без ручки» - нести трудно, выбросить жалко. Тем не менее Минобороны России намерено вдохнуть в них новую жизнь.

В течение 2000-х годов участь советских крейсеров проекта 1144 казалась решенной. Три самых старших корабля в серии, выведенных из состава ВМФ РФ на модернизацию еще в конце 90-х, были молчаливо «списаны» общественным мнением со счетов. В этом году, кажется, ситуация радикально поменялась. Официально озвучено решение о возвращении этих кораблей после коренной модернизации в состав ВМФ.


Инструмент неширокого профиля.

Доктрина строительства советского ВМФ с конца 60-х годов неразрывно связана с именем его главнокомандующего - адмирала Сергея Горшкова. Автор программной книги «Морская мощь государства» (внимательно изучавшейся в академиях ВМС всех крупных держав мира), оценив невеселые перспективы гонки военно-морских вооружений со всем «агрессивным блоком НАТО» и Китаем в придачу, принял и пробил на самом верху решение об «асимметричном ответе». А именно - построении флота вокруг противоавианосной компоненты.

Слова наподобие «асимметричный ответ» или «уникальный, не имеющий аналогов в мире» вообще очень часто звучат, когда говорится о позднем периоде развития ОПК СССР. Следует понимать, что «асимметрия» таких ответов, как правило, возникала не от хорошей экономической и геополитической ситуации. А «уникальность» коренилась в промышленно-технологической специфике и слабости инфраструктуры, не позволявших развернуть масштабное производство и эксплуатацию изделий, сконструированных на основе «стандартных» решений. Тем не менее «уникальность» частенько обходилась в разы дороже. Достаточно вспомнить шесть стратегических ракетоносцев проекта 941 - потрясающих воображение подводных гигантов. Они пали жертвой неспособности советской «оборонки» создать компактные баллистические комплексы на твердом топливе и получили на флоте непочтительную кличку «водовозы». Из 50 тыс. тонн подводного водоизмещения половина приходилась на заполненные забортной водой балластные цистерны.

«Уникальным асимметричным» решением являлись и тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКр) проекта 1144 «Орлан». Крупный корабль - носитель тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит» должен был стать одним из стержневых элементов противоавианосных сил ВМФ СССР - наряду с подводными лодками проекта 949/949А, использовавшими те же ракеты, и морской ракетоносной авиацией (бомбардировщиками Ту-22М с комплексом Х-22 «Буря»).

Линейный крейсер атомной эры.


В качестве итогового варианта проекта получился тяжелый корабль водоизмещением 25 тыс. тонн, с двумя ядерными реакторами и развитой системой ракетного вооружения. 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 24 пусковые для зенитных ракет дальнего действия С-300Ф «Форт», ракетные и артиллерийские комплексы ПВО ближней и средней зоны (сейчас это ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»). Внушительным был и комплекс ПЛО: в дополнение к ракетам «Водопад» и реактивным бомбометам РБУ-1000 «Смерч-3» на корабле установили ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав‑1М».

Фактически корабль нес на себе эшелонированную систему самообороны для одного-единственного наступательного боевого средства - тяжелых ПКР. Тем не менее специалисты ВМФ в один голос говорили: успешное тактическое применение крейсеров возможно только в составе корабельных ударных групп «при обеспечении должной боевой устойчивости». Это прямо указывало на недостаточную живучесть кораблей в условиях современной морской войны.

Адмирал Горшков потребовал установить на крейсерах также и резервную двигательную установку на органическом топливе. Всего успели построить четыре атомных крейсера: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».

2000-е годы крейсеры встречали в отвратительном состоянии. В июле 2010 г. было объявлено, что все ТАРКр проекта 1144 пройдут глубокую модернизацию и будут возвращены в состав флота.


Куда лететь «Орланам»?


В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» (переименованный «Калинин») - замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Последний пункт требует особого внимания. Фактически это полная смена назначения корабля. Намечается отчетливо читаемая линия на превращение «убийц авианосцев» в широкопрофильные тяжелые корабли-арсеналы, способные пускать в ход крайне разнообразный спектр современного вооружения в зависимости от поставленной задачи. До известной степени проект 1144 «выворачивается наизнанку»: замена боевых систем на универсальные переводит крейсеры от ориентации на хорошее исполнение одной-единственной задачи к многоцелевому использованию в составе разнородных корабельных ударных групп. Российский флот начинает медленную перестройку вокруг новой гибкой доктрины боевого применения. Символично, что в ней нашлось место для обновленных кораблей-ветеранов, рожденных в свое время для совершенно иных задач.

Собственно, вот такая вот статья. Теперь кратенько пробежимся по некоторым нюансам:

картинко в заглавии поста (кстати, респект коллеге Бороде, картинко, которую я нашел размером поменьше, и только выше ватерлинии) - творчество перуанского блоггера на тему (кто по-испански размовляет смотреть здесь http://www.defensa.pe/showthread.php?t=243&page=47). Насколько оно будет соответствовать реалиям - х/з, в этом смысле вспоминаеться предполагаемое изображение крейсера "Киров", опубликованное в журнале «Aviation and Marine International» в 1980 г. (кстати, в год сдачи головного корабля пр. 1144; картинка взята из статьи В.П. Кузина, опубликованной в журнале "Тайфун", http://scilib.narod.ru/Military/Pr1144/1144.htm) - грамотно скомпонованны известные системы вооружения, но с реальным обликом корабля общего чуть-чуть.

Про вооружение корабля, точнее про универсальный корабельный стрелковый комплекс (УКСК). :

Замечу, что ТТХ ракет для отечественного потребителя могут быть и поинтереснее (согласно действующим международным ограничениям ракеты, поставляемые в третьи страны не должны иметь дальность пуска более 300 км.)

А вот чего пишут в статье " Момент истины для "убийц авианосцев""(отсюда http://vpk-news.ru/articles/6955)

В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» - вполне понятная замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Этот универсальный ударный набор, состав которого можно варьировать в зависимости от поставленной кораблю задачи, окажется интересным шагом вперед по сравнению со спешной и не самой эффективной адаптацией узкоспециального «лодочного» комплекса «Гранит» для применения с надводного корабля, реализованной при строительстве этих крейсеров.

Зенитная составляющая ракетного вооружения представлена версией ракет 9М96, уже не первый год успешно применяемых в системах С-300ПМ и С-300ПМУ-2 «Фаворит», а также входящих в состав зенитно-ракетной системы С-400. Кроме того, УКСК может использовать перспективную зенитную ракету 9М100, созданную на базе ракеты РВВ-АЕ класса «воздух-воздух». Эта система позволит закрыть вопрос о ПВО ближней зоны (до 12 км), унифицировав применение в составе прочего зенитного вооружения.

ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 (слева; у версии Е2 дальность пуска до 120 км, высота паражаемых целей до 30 км., у версии Е 40 и 20 км. соответственно); ЗУР 9М100 - справа.

shchukin_vlad reinardine martin33