Проектный метод как. Проектная методика. Смотреть что такое "Метод проектов" в других словарях

18.06.2019 Виды

План

I. Введение. Актуальность выбранной темы.

II. Основная часть.

  1. Из истории проектного обучения.
  2. Понятие проектного обучения.
  3. Цель проектного обучения.
  4. Типология проектов
  5. Методика осуществления учебного проекта.
  6. Защита проекта

III. Заключение.

IV. Список литературы.

I. Введение. Актуальность выбранной темы

Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.

Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.

В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.

Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения.

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

II. Основная часть

1. Из истории проектного обучения.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

2. Понятие проектного обучения.

Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности .

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П » :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт .

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание .

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

3. Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

4. Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (групповой или персональный).
  6. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

5. Методика осуществления учебного проекта.

Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся . Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика

На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

Структура проекта включает в себя: - аргументацию актуальности принятого исследования; - определение темы исследования, его предмета и объекта; - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, источников информации; - определение методологии исследования; - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; - определение путей ее решения, в то числе экспериментальных, опытных; - обсуждение полученных результатов исследования .

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио» . В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

Вторая группа предметов , как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

  • цели и задачи проекта, анализ ситуации, выяснение проблемы;
  • идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
  • организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли участников, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
  • таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
  • диаграмма супермаркета, проект - это "супермаркет": помещения, комнаты с оборудованием, ресурсы;
  • характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
  • диалог, принципы взаимодействия человека с программой или людей между собой;
  • моделирование вариантов ожидаемых результатов;
  • инструкция, документация по проекту, формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика, описание: композиция, действующие лица, состояния, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

6. Защита проекта

Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.).

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

III. Заключение

В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.

IV. Список литературы

1. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - c. 14-15.

2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.

3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.

Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.

11.Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обучения в сотрудничестве. На этом занятии вам предстоит познакомиться с методом проектов. Это будет первое знакомство. Постепенно мы разберёмся с эти методом более подробно, чтобы вы могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогические технологии отвечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствуют тем задачам, которые вы, как профессионал, ставите перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

На этом занятии вам предстоит:

· познакомиться с исторической справкой о возникновении метода проектов, ибо, хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь ввиду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях;

· узнать, что составляет сущность современной трактовки метода проектов;

· разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.К. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение не на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нудную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.



Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и грамматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод , то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающих в развитии данной проблемы; совместный с партнёром по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования 9использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX – начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941 -1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а, сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадёжное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Проектная методика

    Проектная методика-это новые передовые технологии

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка

    Что лежит в основе проекта, и какими умениями должны владеть учащиеся

    Основные требования к использованию метода проектов

    Этапы разработки структуры проекта и его проведение

    Типы проекта

    Координация

    Вопр. Выводы

Проектная методика относится к новым технология при обучении английскому языку. Если метод- это совокупность операций и действий при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии – четкая проработка операции и действий и определенная логика выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и правильное применение на практике. Педагогические технологии не исключают творческого подхода развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии четкого следования принципам, заложенных в том, или ином методе. Метод проектов предполагает широкое использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентирует на реальный проектируемый результат, значение для ученика.

Метод широко применяется во многих странах мира. Он дает возможность применить полученное знание на практике.

Каждый учитель должен знать:

Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уроке, определенных программой и государственным стандартом, необходима активная устная практика для каждого уч-ся группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языка окружения, не достаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнения, позволяет решать коммуникативные задачи. Важно, что бы учитель дал возможность ученикам мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблемы так, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, в центре внимания - мысль, язык формулируемый мыслью.

Учителю необходимо не только знакомить учащихся со страноведением, но и искать способы включить учащихся в активный диалог→ на практике познавать особый язык в новой для них культуре.

Основная задача учителя перенести акцент с различного рода упражнений на активную мыслительную деятельность. Учащиеся и только метод проектов помогает решить эту задачу и превращает уроки иностранного языка в дискуссию, исследовательский клуб, в котором должны решаться интересные и доступные учащимся проблемы с учетом их подготовки.

В основе проекта лежит проблема, чтобы её решить, нужны не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний. Ученики должны владеть творческими и коммуникативными умениями, интеллектуальными умениями (работать с информацией)- выделять главную мысль, нужную информацию в тексте, умение анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разными справочными материалами.

К творческим умениям относятся такие, как умение находить не один, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать то последствие того или иного решения.

К коммуникативным умениям относится такие умения, как вести дискуссию, слушать и слышать собеседника отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысль.

Таким образом, для осуществления проекта требуется тщательная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически, параллельно с работой над проектом.

Проектный метод можно использовать на любой ступени обучения, в то числе в начальной школе. Все дело в выборе проблемы, которая требует определенного языковых средств для разработки ее решения.

Прежде чем использовать проектный метод, учитель должен вспомнить основные требования к использованию проекта.

Е.С. Полат в статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 2000. - №1) перечисляет следующие требования к использованию метода проектов:

    Наличие значения проблемы, которая требует интегрирования значения исследования поиска для её решения

Например, исследование истинного возникновения разных праздников в англо-говорящих странах, организация путешествий, проблемы семьи, проблемы свободного времени у молодежи.

    Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Например, совместный выпуск журнала с репортажами, программа туристического маршрута.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (парная, групповая) и во вне урочное время

    Составление структуры содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределения ролей

    Использование исследовательских методов: определение проблем, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, исследование в ходе мозговой атаки, круглого стола.

Работа над проектом проходит следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    Учитель представляет ситуации, которые позволяют выявить проблему или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

    Учитель организует мозговой штурм, где идет выдвижение гипотез, постановка проблемы, обсуждение и обоснование каждого аргумента

    Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки гипотезы, оформление результатов

    Работа в группах по поиску фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу

    Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих

    Выявление новых проблем

Самое главное: сформулировать проблему, над решением которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Проекты классифицируются по разным признакам:

    По характеру деятельности и организации

Исследовательские

Творческие

Ролевые игры

Информационные

Практико-ориентированные

Моно-проекты

Проекты с открытой (явной) координацией

Региональные проекты

Международные проекты

    По количеству участников

Личностные (между 2мя партнерами в различных школах)

Парные (между парами участников_

Групповые

3. По продолжительности

Краткосрочные (1неделя)

Средней продолжительности

Долгосрочные

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта: дизайн дома, кабинета. Такой проект требует хорошо продуманного сценария всей деятельности участников с определением функции каждого, совместной деятельности и участие каждого в конечном оформлении проекта.

Моно-проекты (в рамках 1го предмета)

Выбирается наиболее сложная тема (страноведческая, социально-историческая тематика). Часто работа над таким проектом имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Проекты с открытой явной координацией . В таких проектах координатор (учитель) участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта (договаривается о встрече в официальном учреждении, проводит анкетирование, интервью со специалистом, и т.д.)

Проекты со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

Межпредметные проекты , как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной практике учителя используют смешанные типы проектов, в которых имеются элементы различных проектов. В любом случае каждый тип проекта должен иметь тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников – разработчиков проекта. Необходимо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Если учитель решил использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать. Если предполагается, что ученики должны сформулировать проблему по предложенной учителем ситуации, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Некоторые из них могут назвать уч-ся, а к другим их подводит учитель. Учителю необходимо сформулировать учебные задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения проекта, подобрать необходимый печатный и видеоматериал или подсказать, где его можно найти. Учителю нужно подумать какую помощь нужно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых будет использован метод проектов. Учитель отслеживает деятельность по подготовке проекта, а на урок защиты проекта можно пригласить других учителей, которые выступят в роли экспертов.

Письменная или устная форма выполнения проектной работы требует:

    Предоставить уч-ся возможность выражать свои идеи и поощрять это.

    Проект не предполагает строго плана, можно вводить дополнительным материал.

    Максимально творческого подхода к проектной работе можно добиться только работая в группе.

    Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.

    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.

Проектные методы обучения


В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи , а также его учеником В.Х.Килпатриком . Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую , которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве .

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей , а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения . Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования;

· проведение сбора данных;

· анализ полученных данных;

· оформление конечных результатов;

· подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания , предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения :

· предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

· предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

· предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

· предлагается совместное творческое создание , какая-то разработка, чисто практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

· предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.

Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов . При этом главными типологическими признаками являются следующие:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проекта.

5. Продолжительность проекта. (http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html)

Проект - это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект-это обучение через деятельность. Деятельность является поисково - познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип системности

Сознательности и активности

Уважение личности ребенка

Комплексного использования методов и приемов

педагогической деятельности

Использование прямого и косвенного педагогического воздействия

Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции

Преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

деятельность детей

Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

Способствуют развитию творческих способностей детей

Способствуют умению наблюдать

Способствуют умению слушать

Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

Способствуют развитию мышления

Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

Развивают воображение

Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство -это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Презентация.

Запомнить просто -пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором

собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые:

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие:

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный -несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности -1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта -целеполагание: воспитатель выносит проблему на

обсуждение детям.

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Презентация.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он -основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Документы для скачивания:


Формат: .jpg