Как понимать названия крейсер корвет и тд. Фрегаты и эскортные корабли. В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380 . Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Однако такое сравнение не в полной мере выглядит некорректным. Несоизмерима стоимость строительства одного американского или британского эсминца с ценой постройки российского корабля, поскольку зарубежные проекты требуют поистине колоссального ассигнования. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота — покажет время!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Необходимое вступление. Как могли заметить некоторые читатели, я уже около месяца ничего не писал в этом журнале. На него просто не было ни времени, ни сил. Теперь всё опять спокойно, и можно продолжить. Только вот после долгого перерыва понял я, что писать про всякие ренессансы уже надоело. Кому это надо? Скучная, пыльная история, оторванная от реальности, по сути интересная только замкнутому узкому кругу, которому не интересно ничто другое. В связи с этим в дальнейшем направленность журнала будет не той, что прежде, так что сегодняшний пост можно воспринимать как программный: он покажет, каких текстов можно будет ждать в дальнейшем. Оформление и юзерпики пока прежние, но скоро приведу их тоже в соответствие с новым курсом. Вот такой вот ребрендинг.

Вчера в Петербурге спустили на воду новый корабль . Корвет "Сообразительный". Новость прошла бы мимо ушей - спустили и спустили, подумаешь, но его классификация привлекла внимание товарища, позвонившего с вопросом: «слушай, а почему корвет?»

Спуск "Сообразительного" на воду.

Отвечая на вопрос, понял, что тема довольно интересная. Действительно. Корветы, фрегаты. Откуда сейчас эти названия парусных времен, и что они сегодня собой представляют?

200 лет назад все было относительно понятно: и то и то - трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом фрегат (этимология слова и поныне представляет собой загадку, но имеется оно практически во всех европейских языках) был классом повыше, наиболее мощные из них использовались в линии баталии заодно с линейными кораблями, имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две - открытую и закрытую) и нес 30-50 пушек, в том числе тяжелых. Уступая линкорам по основным размерениям, в огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее, и использовались в качестве "прислуги за все" - от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Фрегат "Паллада".

Корветы (из франц. corvette "легкий военный корабль, малый фрегат", от голландского corver - "корабль-охотник")., очень тесно пересекались с так называемыми "малыми фрегатами". Они тоже были многоцелевыми кораблями. В составе флотов корветы выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, наводя шорох на туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушчонками и десантом.

Корвет La Recherche у острова Медвежий, 1838 год.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах минувшего века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены - даже несмотря на появление паровых фрегатов и паровых корветов. Их сменили крейсера - большие и малые, легкие и тяжелые, броненосные и бронепалубные и т.д., занявшие практически всю нишу этих классов. Где то снизу крейсера подпирались уже совершенно новыми типами кораблей - миноносцами и эскадренными миноносцами (эсминцами), которые постепенно, с ростом ТТХ, все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.


Первый в мире крейсер: Корабль Его Величества Inconstant.

А что же фрегаты и корветы? Эти классы кораблей вернула к жизни Вторая мировая война, когда вдруг оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров, не хватает для выполнения важнейшей задачи - сопровождения конвоев, ставших, воистину, кровеносными сосудами Объединенных Наций, и более того - эсминцы, не говоря уж о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для этих целей.

Так ушедшие в небытие корветы и фрегаты возродились вновь. Корветы имели водоизмещение в пределах тысячи тонн, вооружались артиллерией калибра до 76-100 мм, зенитными автоматами 20-40 мм (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. Они имели довольно солидное радиоэлектронное вооружение: джентльменский набор - РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен - знаменитый британский "тип 271" сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV), и высокоточный пеленгатор, "хаф-даф". Под это описание, например, подходят широко известные британские корветы "цветочной серии" (Flower), размноженные в 267 экземплярах, и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас - танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью в 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, "Либерти" и танкеры из США в Великобританию, те же "Либерти" и советские транспорта из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они были везде. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Корвет Azalea.

Конвой в северной Атлантике.

Эту проблему решали фрегаты, которые были эскортниками "классом повыше". Вот, скажем, тип River. Солидные корабли, 1370 длинных тонн в стандарте, 1830 полного, силовая установка уже в 5000 л.с., а то и в 6500 (если паротурбинная а не паромашинная), и скорость за 20 узлов. Построены в количестве 151 единицы. В отличие от корветов, фрегаты уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. Вооружены они были тоже солидно: пара 102 (или 114-мм) пушек, до десятка(!) "Эрликонов", конечно же, РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинок (до полутора сотен), чтобы гонять "мальчиков Деница".

Радиоэлектронное вооружение в общем и целом соответствовало корветскому. РЛС, ГАС.

Фрегат Swale

Заканчивая тему "Риверов" можно отметить что их послевоенная судьба была очень разной. Один из них - канадский Stormont - был, например, куплен Аристотелем Онассисом, и превратился после перестройки в роскошную яхту Christina O , названную в честь дочери миллиардера.

Война закончилась, на сцену вышли новые реалии: ядрена бомба и ракетное вооружение. Ядрену бомбу мы тут трогать не будем, а вот ракеты нас интересуют. Благодаря им корветы и фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия) стали тем, что они есть сейчас. Флоты стали меняться, стремительно "обракечиваясь". К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5-2 тысяч тонн корветы, до 4-5 фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. "Многозадачность" определялась возможностями вооружения. С противолодочным все было ясно: мощные гидроакустические комплексы (ГАК) объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами, а то и ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами), и наличием (для фрегатов) палубного вертолета, по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме "охотников за ПЛ". Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК (Си Кэт, Си Вулф, Наваль Кроталь, "Оса-М" и прочие, имя им легион), а противокорабельные - благодаря компактным же ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору - "Гарпун" и "Экзосет").

Британский фрегат "Корнуолл" и американский АВ "Джон Стеннис".

Тут надо отметить что наша Родина в тот период шла своим путем, строя в этом классе узкоспециализированные корабли: МРК и МПК (малые ракетные и противолодочные) в виде аналогов западных корветов, СКР (тоже, в общем, специализированные противолодочники) и "младшие" БПК (61-й проект) - в противовес фрегатам. Многоцелевыми они начали становиться уже под занавес СССР, когда стало ясно, что содержание титанического зоопарка разномастных кораблей слишком дорого даже для советской экономики.

СКР "Пытливый" проекта 1135. На Западе этот тип прозвали "поющие фрегаты".

Именно из этого запоздавшего понимания растут корни упомянутого в первой строке сего поста "Сообразительного". Он представляет собой корабль уже следующего поколения, где многозадачность возведена в степень. Главным козырем современных ракетных кораблей являются универсальные установки вертикального пуска (УВП), способные запускать разные типы ракет - от противокорабельных до противолодочных. "Сообразительный" несет одну из самых последних и, без ложной скромности скажем - самую совершенную из установок подобного рода - УВП 3С-14 в составе универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Емкость УКСК - 8 гнезд, примерно 9 метров в высоту и около метра в ширину каждое. В каждое из гнезд можно грузить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа и размера, и, ходят упорные слухи, что для ЗУР малой дальности нового поколения 9М100, емкость достигает 8 ракет на гнездо (в два "этажа"). А так вполне себе нормальной нагрузкой для того же "Сообразительного", будут 32 ЗУР средней дальности 9М96, которые обеспечат ему ПВО на уровне не худшем, чем у многих кораблей значительно большего водоизмещения. При этом сохраняются отдельные пусковые для ПКР и торпедные аппараты.

Головной корабль проекта 20380 - "Стерегущий". Обращает на себя внимание модуль ЗРАК за носовой башней - на тот момент УКСК еще не довели и поставили "Каштан".

Подробно расписывать ТТХ корвета и набор его вооружения смысла нет - оно все написано на том же паралае , поэтому остановимся наиболее примечательных особенностях: наличие современной БИУС "Сигма", обеспечивающей коллективную оборону соединения, обмен информацией и целеуказание от внешних источников в реальном времени. До сего момента такая роскошь была доступна только кораблям класса "Иджис" - американским "Тикондерогам" и "Беркам", японским "Конго", новейшим испанским "Альваро де Базан" и пр.

Испанский фрегат "Альмиранте Хуан де Бурбон", относящийся к типу "Альваро де Базан".

У нас сумели подобную систему органично вписать в 2000 тонн водоизмещения, дав корвету потенциал крупного боевого корабля. Отряд из 2-3 подобных единиц во главе с фрегатом с "Сигмой" и УКСК в количестве 4-5 модулей, способны представлять серьезную угрозу для любого противника. Фрегаты такого рода мы тоже уже строим - проект 22350.

Такой отряд может использоваться самостоятельно, может - как эскорт для авианосца, десантного корабля, крейсера или эсминца 1 ранга, контролируя обстановку в воздухе, на поверхности воды и в глубине.

На Западе близкими ТТХ обладают европейские ракетные корабли нового поколения. Уже упомянутый испанский тип "Альваро де Базан" представляет собой модификацию транснационального проекта F100, по которому строят боевые корабли и другие страны - от Норвегии до Австралии. А если говорить о корветах, то соперником для проекта 20380 выглядит турецкий проект корветов класса MilGem (от Milli Gemi - национальный корабль). Построенный с широким использованием западных комплектующих он близок к российскому проекту по основным размерениям и ТТХ, но уступает по огневой мощи (особенно в плане ПВО) и разнообразию вооружения.

головной турецкий корвет класса MilGem в процессе постройки.

Завершая тему хочется сказать, что традиционная классификация в последнее время утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь, в общем, к разнице в объеме боезапаса. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяет назвать его кораблем современной "линии баталии".

Возможно более правильным было бы вернуться к ранговой классификации. Ракетный корабль 1, 2, 3, 4 ранга... Как в былые времена мерялись по рангам артиллерийские корабли.

А вы как считаете?

Корвет, фрегат - портрет с натуры

Два года назад российский Военно-морской флот пополнился новейшим многоцелевым сторожевым кораблем ближней морской зоны - корветом проекта 20380 "Стерегущий". В скором времени состав нашего флота также должны пополнить новые корветы - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

В новейшей истории Российского флота корветы, образно говоря, еще только делают первые шаги. Хотя первые представители этого класса военных кораблей появились еще в далеком XVII веке. Корветами назывались трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе. Они использовались для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение таких кораблей составляло 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колесные, а позднее - парусно-винтовые корветы.

Корветами именовались и эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. При водоизмещении от 500 до 1600 тонн их скорость достигала 16-20 узлов (30-37 км/ч). На вооружении они имели артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбометы и глубинные бомбы. Были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия корветы стали оснащаться ракетными установками.

Основные задачи современных корветов - противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Зарубежные корветы появились в результате расширения возможностей боевых катеров, они стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х были просто ракетными или противолодочными, то катера конца 80-х получили, кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В дальнейшем в середине 90-х вооружение дополнили легким вертолетом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 километров. В результате водоизмещение таких "катеров" доросло до 1200-1500 тонн и эти корабли стали называть "корветами".

В советском ВМФ класс корветов не выделялся, подходящие под его массогабаритные характеристики корабли классифицировались по назначению и преобладающему вооружению. Согласно классификации НАТО к классу корветов относились советские малые противолодочные корабли (МПК) и малые ракетные корабли (МРК).

Новые российские боевые корабли проекта 20380 (тип "Стерегущий") уже официально именуются корветами. Этот проект был разработан для ВМФ России в ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в Санкт-Петербурге. Создание первого в истории Российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен еще в 1997 году на верфях судостроительного завода "Янтарь", но так и не был достроен. После проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников "Северной верфи" была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 "Стерегущий". Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и шестеро получили почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

В ближайшие годы в составе нашего флота должны появиться и представители такого класса военных кораблей, как фрегаты. В частности, планируется, что в конце октября состоялся спуск на воду головного фрегата одного из проектов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", который был заложен на стапеле "Северной верфи" в 2006 году. На "Северной верфи" также строится серийный корабль этого проекта "Адмирал флота Касатонов". Фрегаты этого проекта предназначены для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении различных задач в океанской зоне.

Новым фрегатам предстоит вписать новые страницы в историю этого класса военных кораблей. А история эта также насчитывает несколько веков. Ведь именно фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Свое происхождение фрегаты ведут от легких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооруженные примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надежность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Капризница) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В 1805 году в России был введен ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 году при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат "Аврора", построенный в 1833-1835 годах в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи.

В британском Королевском флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвертого по шестой. С распространением в первой половине XIX века паровых судов класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходофрегаты, вариант классического фрегата, оснащенный паровой машиной и гребными колесами. Наличие колес по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжелых орудия, и широкое распространение изобретенной примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять свое название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колес, сохранив основной тактический признак фрегатов - скорость и возможность самостоятельных действий. Поскольку термин "фрегат" в те времена все еще относился к тяжелым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот "старый новый" класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова "Kruiser" (тот, кто пересекает). Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная все новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров.

Во время Второй мировой войны термин "фрегат" стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, не приспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешел на британскую классификацию.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, "горячая" разведка берега) характера. Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4-5 тыс. т и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счет более легких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса - американский фрегат серии "Оливер Перри". Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2.000-4.000 т), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Наиболее характерным фрегатом 2 ранга является французский "Лафайет". При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

В советском флоте класса фрегатов, как и корветов, не существовало. Но иностранные специалисты к фрегатам относили наши сторожевые и большие противолодочные корабли.

К примеру, к классу фрегатов вполне можно отнести СКРы проекта 1135, которые и сегодня успешно решают задачи в различных точках Мирового океана. В частности, сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, которому в прошлом году довелось принимать непосредственное участие в освобождении захваченного пиратами судна "Арктик Си", именно этого проекта.

А первый корабль в серии СКР проекта 1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Он по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время советский ВМФ выходил в Мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на больших дистанциях. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в город на Неве, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением. Говоря о сторожевиках этого проекта, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Стоит надеяться, что и новые корабли Российского флота, в том числе фрегаты и корветы, будут такими же.

Триггером для написания этого обзора стала фраза из статьи, посвященной вопросам соотношения объемов и нагрузок кораблей.

Современным кораблям нужны большие объемы для размещения вооружения и аппаратуры. И объемы эти по сравнению с бронированными кораблями ВОВ выросли в разы. И, несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное , не уменьшаются.


Алексей Поляков.

Начнем с того, что, вопреки заголовку “XXI век” уважаемый автор отчего-то постеснялся рассмотреть современные корабли.

Вместо фрегата “Адм. Горшков” и эсминца Тип-45 под видом “современных кораблей” были рассмотрены крейсеры прошлых эпох: “Грозный”, “Беркут”, “Слава”. При всём уважении к героям прошлого, они имеют столько же общего с “Горшковым”, сколько испанский галеон XVII века похож на ЭБР Русско-японской войны.

Как получилось, что между кораблями 60-80х гг. и современными фрегатами оказалась технологическая пропасть глубиною в вечность? Какие из технологий шагнули так далеко, что оказалась за горизонтом событий?

Наглядный пример - появление компактных подпалубных УВП, изменивших всю парадигму хранения и запуска ракетного боезапаса.

Отказ от балочной Mk.26 GMLS в пользу небезызвестной Mk.41 привел к резким изменениям в конструкции корабля.


Просто гигантские объемы. Больше, чем артиллерийские погреба и барбеты башен артиллерийских кораблей прошлого

Обладая одинаковым боекомплектом (64 ракеты), установка Mk.41 оказалась ВДВОЕ легче своей предшественницы (117 против 265 тонн, “сухой вес” без ракет). Потребление энергии снизилось в 2,5 раза (200 вместо 495 кВт в пиковом режиме, из-за отсутствия необходимости перемещать ракеты и вращать “тумбу” пусковой установки). Вдвое сократилось число моряков для обслуживания и управления установкой (10 вместо 20).

Габаритные размеры 64-ячеечной УВП составляют 8,7 х 6,3 х 7,7 м. Для сравнения - длина балочной MK.26 Mod.2 превышала 12 метров. Глубина и ширина ракетного погреба примерно соответствовали УВП.

Да, совсем забыл. Указанный вариант УВП рассчитан на более длинные (+ 1 метр) и тяжелые (в 2 раза) ракеты нового поколения - космические перехватчики и “Томагавки”. У Марк-41 есть экспортные модификации под обычные ЗУР - такие УВП еще легче и компактнее.

Вот и считайте, насколько уместно приравнивать крейсера 60-80х гг. к современным эсминцам и фрегатам.

Прогресс в области ракетных вооружений еще не все. Сейчас на примерах реальных кораблей, вы убедитесь в том, какой грандиозный путь прошли РЛС, средства обнаружения и системы управления огнем.

Его оппонентом станет отечественный фрегат пр. 22350 “Адмирал Горшков” (на испытаниях с 2015 г.)

Длина 135 метров. Полное водоизмещение 4500 тонн. Экипаж - 210 человек (на 100 чел. меньше, чем экипаж крейсера “Грозный”). Боевые возможности - несоизмеримы.

Корабли в наше время выглядят по-другому.

Первое, и самое очевидное, - отсутствие на палубах оружия. Хранение и запуск ракетного боезапаса производится из шахт УВП, надежно спрятанных в глубине корпуса корабля. При этом, боезапас фрегата по количеству и ТТХ ракет превосходит все, что имелось на крейсерах предыдущих эпох.

На борту “Горшкова” установлено два модуля УКСК, итого - 16 шахт под размещение ударного вооружения (сверхзвуковые ПКР “Оникс”, КР семейства “Калибр”). Для сравнения, на крейсере пр. 58 имелись две счетверенные ПУ и 16 противокорабельных ракет П-35. Которым не нашлось места внутри корпуса и пришлось стоять на открытой палубе. Если не принимать во внимание ТТХ ракет, то по количеству ударного вооружения крейсер и фрегат имеют паритет.

Зенитное вооружение фрегата представлено ЗРК “Полимент-Редут”, чей боекомплект размещен в 32 ячейках УВП. Стартовая масса ракеты 9М96Е2 составляет 420 кг. Максимальная дальность стрельбы - 120...150 км.

На борту крейсера “Грозный” также имелся ЗРК “Волна” с боекомплектом 16 ракет (два подпалубных “барабана” ЗИФ-101 и подвижная балочная ПУ). Масса зенитной ракеты - 923 кг., максимальная дальность стрельбы 15-18 км.


Пусковая установка ЗИФ-101. Для правильного восприятия габаритов стоит учесть, что длина каждой ракеты составляла 6 метров!

В очередной раз, если не принимать во внимание скорострельность комплексов и ТТХ ракет, современный фрегат несет аналогичный по массе и вдвое больший по количеству ракетный боезапас. Если закрывать глаза на разницу в боевых возможностях, то составу остального вооружения также наблюдается паритет.

Вооружение старого крейсера включало две спаренные артиллерийские установки АК-726, две батареи зенитных пушек АК-630, РБУ и торпедные аппараты.

Современный фрегат вооружен одной 130 мм пушкой А-192, двумя комплексами ближней самообороны “Палаш” и двумя счетверенными ТА противолодочных торпед “Пакет-НК”.

Единственное серьезное различие - вся кормовая часть надстройки фрегата занята ангаром корабельного вертолета. В отличие от современных кораблей, постоянное базирование ЛА на крейсере пр. 58 не предусматривалось (имелась лишь вертолетная площадка).

Итого данного подсчета становится простой и очевидный факт: меньший на 1000 тонн современный фрегат несет больше оружия, чем крейсера 1960-х гг. Что полностью противоречит утверждению:

…несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное оружие, не уменьшаются.

Вторым заметным отличием является отсутствие громоздких мачт с десятком параболических антенн. Весь радиолокационный комплекс современного корабля поместился внутри “пирамиды” в носовой части надстройки. Главным секретом “Горшкова” стал многоцелевой радар 5П-20К “Полимент” из четырех неподвижных “зеркал”, размещенных на боковых гранях пирамиды.

Возможности “Полимента” похожи на боевую фантастику. Исключительно высокое разрешение. Возможность изменения ширины луча. Мгновенное (в пределах миллисекунд) сканирование выбранного участка неба. Универсальность и многозадачность. Одновременный обстрел до 16 воздушных целей.

На вершине пирамидальной фок-мачты фрегата размещен еще один антенный пост. Это радар общего обнаружения (5П27 “Фуркэ-4” либо “Фрегат-МАЭ-4К”). Лаконичность средств обнаружения и управления зенитным огнем - визитная карточка фрегата “Адмирал Горшков”. Пропуск в привилегированный клуб кораблей XXI века.

Никаких громоздких параболических антенн и радаров подсветки (чем грешили все корабельные ЗРК прошлого поколения). Две универсальные РЛС берут на себя весь спектр задач по обнаружению и сопровождению воздушных целей и управлению выпущенными ракетами, обеспечивая работу корабельных зенитных средств.

“Адмирал Горшков” еще далеко не предел. На горизонте другой корабль. Строгие нордичесике черты в окраске “серый грозовой”. Встречайте: голландский фрегат ПВО “Де Зевен Провинсиен” (2002 год). Радиолокационный комплекс “Семи провинций” состоит из двух систем: многофункционального радара APAR с четырьмя активными ФАР и дециметрового радара дальнего обнаружения SMART-L, способного различать цели на космических орбитах.

Грозный фрегат с еще более изощрённой конструкцией.

Макс. дальность обнаружения 2000 км, 40 ракетных шахт, вертолет и другое универсальное вооружение. С 2017 года фрегаты этого типа будут включены в американскую систему ПРО в Европе.

На картинке - антенный пост “Ятаган” системы управления огнем ЗРК “Волна”. Пять параболических антенн для определения точного положения цели и передачи радиокоманд выпущенным ракетам. Для первичного обнаружения использовались еще две РЛС “Ангара”, размещенные на вершинах обеих мачт.

А вы говорите, ничего с тех пор не изменилось.

В принципе, все эти проблемы были свойственны для всех кораблей того времени. Даже самые современные из отечественных крейсеров (пр. 1164 и 1144 "Орлан") грешили большим количеством громоздкого и неэффективного оборудования, их ракетам требовались специализированные станции наведения и подсветки цели. К слову, американский "Иджис" (система 1979 года) страдает аналогичным недостатком.

Так же наивно звучат жалобы на объемы, необходимые для размещения современной электроники и какие-то специальные меры по охлаждению и кондиционированию помещений. Весь этот детский лепет опровергается единственным фактом: все средства обнаружения и оборудование командных пунктов С-300 поместились на мобильных шасси! И это - начало 1980-х гг., когда о ноутбуках и “айфонах” не могли мечтать даже самые отчаянные фантасты.

Ледяная тундра, жара авиабазы Хмеймим, дождь-снег, мобильный ЗРК должен уметь работать в любых условиях! Неужели аналогичный комплекс на борту современного корабля нуждается в каких-то громадных “машинных залах” с невероятными мерами по контролю качества воздуха?

Что за бред? В каком веке живут те, кто утверждает подобное?

На современном корабле изменилось всё. Компоновка, оружие, состав средств обнаружения и СУО, силовая установка (высокоэффективные дизели и турбины вместо котлов), автоматизация, сокращенный по численности экипаж.

Именно поэтому появилась возможность строить компактные боевые корабли с мощнейшим ударным и оборонительным вооружением в корпусе с водоизмещением 4500-6000 тонн.

Российский корвет "Стерегущий"

Корвет - тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец "Сарыч"

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер "Москва"

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота "Севастополь" выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами - огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.