Сценарий развлечения для детей старшей группы «Казачьи посиделки». Сценарии проведения кубанских праздников. «весенняя песня – хоровод»

Конспект развлечения по физической культуре

в старшей группе

«Нет милее края, чем Кубань родная»

Цель : Формировать нравственно-патриотические чувства и интерес к историческому прошлому родного края.

Задачи:

Образовательные: расширять кругозор детей

Развивающие: Закрепить навыки игры в кубанские казачьи подвижные игры. Развивать быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя;

Воспитательные: Воспитывать любовь к Малой Родине, доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива. Воспитывать выдержку и интерес к кубанским казачьим играм.

Интеграция областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие; речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:

1.Беседа на тему: «Почему Краснодарский край называют Кубанью»;

2.Разучивание считалок;

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Жизнь кубанских казаков»,

4. Разучивание новых кубанских игр и слов к ним.

Обогащение и активизация словаря : курень, плетень, подкова, кут, папаха, шашка.

Ведущая : У Кубани – Матушки реки, собрались кубанские казаки…

Дети, мы собрались сегодня в этом зале, чтобы побольше узнать об истории нашего Краснодарского края, нашей Кубани. Наш край славится теплым, благодатным климатом, плодородными землями, трудолюбивыми людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с момента заселения Кубани казаками. Казаки не только несли ратную службу по защите наших южных границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам.

Стихи о Кубани.

1 ребёнок

Ты цвети, моя Кубань,

Становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

2 ребёнок

Мы растем стране на славу

Под кубанским небом.

Будем славить край кубанский

Богатырским хлебом!

3 ребёнок

Лучше нет Кубани нашей,

Нет богаче края

Ты всегда любимой будешь,

Сторона родная!

4 ребёнок

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский

Песня «У Кубани матушки-реки»

Ведущая: Дети, а вы знаете почему наш Краснодарский край называют Кубанью? (ответы детей). Правильно, потому что по территории нашего края протекает красавица-Кубань, в исторической литературе Кубанью принято называть территорию, расположенную в бассейне реки Кубань и омываемую водами Чёрного и Азовского морей. Давайте, все вместе отправимся на прогулку, в лодке, по реке Кубань.

Разминка «На лодке по реке Кубань».

Ведущая: Казаки не только несли ратную службу по защите наших границ, но и с удовольствием посвящали свободное время играм, забавам и учили играть своих детей. Игры они придумывали сами, в них отражалась жизнь казаков, их занятия и дела. Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим. И мы с вами сейчас будем играть в игры наших дедов и прадедов. Давайте канаться, чья рука окажется сверху, тому и игру начинать. Кананье.

Игра «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре (водящий с завязанными и закрытыми глазами)

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Идёт из центра с вытянутыми руками

Кого поймал, должен угадать.

Если угадал, пойманный становится водящим.

Ведущий: Чтобы отправится на лошади в поле, или по другим делам, нужно лошадь подковать, для этого нужна подкова. На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Игра «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

Звучит музыка, дети стоят в кругу и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Ведущий:

Два коня гулять ходили

Там до утренней зари,

Из Кубани воду пили

И топтали ковыли.

После долгой дороги коня нужно хорошенько напоить.

Ведущая: Как мы с вами говорили ранее, каждый казак был готов в любое время стать на защиту своей Родины, своей семьи и своего дома И мы с вами сейчас побудем в роли защитников своего дома – своего куреня.

Игра «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»

Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок (или от кольцеброса). По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.

Ведущий: У хозяина с хозяйкой огород большой. Растёт в огороде и морковка, и свеколка, и репка жёлтенькая, да вот беда сорняки одолели. Давайте, дети поможем хозяину с хозяйкой с сорняками- бурьянами справиться.

Игра «Демьян, Демьян»

Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

Демьян, Демьян

Вырывай бурьян.

Чтоб росла морковка -

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая.

Чтоб вырос бобок

С большой горшок

На первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе отбрасывают его в правую сторону от себя. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.

Ведущая:

Где-то трубы заиграли

Среди шелеста полей.

Казаченьки оседлали

Вороных своих коней.

Эх, косматая папаха!

Чуб кудрявый, конь лихой

Шашка свистнула с размаха,

Возносясь над головой.

Игра «СБЕЙ ПАПАХУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом, с окончанием музыки должны быстро сбить папаху с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается. Тогда он приглашает любую девочку из круга на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

Ведущая: Дети, курень казака был ограждён плетёным из веток забором. Этот забор называется –плетень.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Ведущая: Возвращаясь в родной курень, после долгой дороги, казак первым делом кормил и поил коня. Давайте и мы напоим коня!

Игра «НАПОИ КОНЯ»

Дети делятся на 2 команды, становятся за линию на расстоянии 2-3 м от лошадей. Воспитатель дает впереди стоящим, в руки по ведру. По сигналу(свистку) дети выбегают, подносят ведро к морде лошади и возвращаются в команду, передают ведро следующему игроку, становятся в конец строя. Побеждает команда, игроки которой быстрее напоят коня.

Ведущая : Ребята вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. Ведь сегодня мы играли в игры и забавы, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Мы должны хранить наши традиции и, наверное, через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.

Мы на Кубани родились,

Где колос солнцем наливается.

Казачья песня льется ввысь,

Любовью сердце наполняется.

Кубань, Кубань, привольный край.

И конь несется, словно птица,

А на пригорке за рекой,

Поет, гуляет кубанская станица.

Список литературы:

  1. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб., 2006.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Воспитатель:
Чефранова О.Н.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой и традициями родного края, с
историей казачества; воспитывать любовь к малой Родине.
Кропоткин, 2017г.
Предварительная работа: слушание казачьих песен, частушек, заучивание стихов;
просмотр презентации «Одежда и музыка кубанских казаков», рассматривание
предметов быта народов Кубани.
Звучит Гимн Кубанских казаков «Ты Кубань, ты наша Родина» ­ 1 куплет.
Ведущий:
Даль степей сквозная, гор размах орлиный –
Сторона родная. Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен – край наш Краснодарский!
Ребята, мы сегодня отмечаем 80­летие любимого края, родного уголка нашей
великой Родины. И, конечно же, как водится, праздник без гостей не обходится.
Встречайте наших гостей.
Звучит фонограмма музыки «Казачья полька», на конях выезжают двое казачат под
руку с казачкой, объезжают круг, встают в центре, за ними выходит группа детей ­
«гости» (Катя, Ксюша Пан., Ксюша Пох., Саша, Богдан, Милана ­ на девочках венки
и платки).
ПЕСНЯ «Слава Кубани»
Славься хорошие гости,
В доме на крепком помосте,
Гости родимой Кубани
Щедры всегда пирогами!
Славься хозяин хороший!
В доме на крепком помосте.
Хлеб твой и соль величаем.
Долгие лета желаем.
Слава Кубани, Слава Кубани, Слава!

Казачата вместе:
Здравствуйте, хозяева дорогие!
И постарше, и молодые!
Поздравляем всех с Днем рождения Краснодарского края!
1 казачёк (Лёша):
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаков поныне славят!
2 казачёк (Максим П.):
А когда мы подрастем,
Не покинем край родной!
Будем строить, хлеб растить,
Чтоб достойной сменой быть.
Казачка (Вика):
Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
1. Ребенок (Саша):
Звени, ты песня звонкая,
Звени, не умолкай!
Про наше детство светлое,
Про наш кубанский край!
Песня «Эх, казачата!»
I. Приуныли казаки, пыльная дорога
Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки.
Позабыты дни былые, будни боевые.
Ратный дух угас и вот заснули казаки.
Припев
Эх, казачата, ребята удалые,
Подхватите песню дедов и отцов.
Путь они припомнят годы боевые –
Будут новые ряды славных казаков!
II. И пускай пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.
Подрастают казачата, песня раздаётся.
Скажет атаман довольно: «Сменой я горжусь!»
Припев.
III. И опять казачья песня над рекою льётся.
Закурился дым над люлькой, вспыхнули костры.
Вам лихие казачата песня достаётся.
Вместе с шашкой передали вам её отцы.
Припев – 2 раза.
Ведущий:
Ай, да казачата, славные ребята!
Молодцы и девицы все прямо на подбор!
Хороша повадка, хороша посадка. А играть вы любите?
Вот мы сейчас и проверим вашу ловкость. На Кубани всегда очень любили играть в
народные игры. Быстро за руки берись, в круг веселый становись!
Дети /хлопают в ладоши со словами/: Раз­два! Раз­два! Начинается игра!
1. ИГРА «СОБЕРИ ПЛАТОЧКИ».
2. ИГРА
Девочки с платочками в правой руке становятся в круг. Под песню «Скакал
казак» два мальчика выезжают на конях с разных сторон, объезжают круг. Когда
музыка останавливается, мальчикам нужно быстро собрать платочки у девочек.
Казачки садятся «на коня» за тем мальчиком, который забрал их платочек,
вместе катаются по залу. Игра повторяется 3 раза.

Дети образуют круг. Один казачок встает в середину круга с платком на сабле,
два других за кругом – они соревнуются между собой. Казачата должны
обскакать круг в разные стороны и снять платок с сабли. Побеждает тот, кто
первым коснулся платка. Затем передают «коней»
другим игрокам. Игра проводится 2­3 раза.
«ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

.
2. Ребенок (Арсений В.):
Ты был на Кубани?
А ты побывай!
Отличные люди,
Прославленный край!
Веселые песни летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина.

Все дети:
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
Ведущий:
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Все дети: Край казачий – родина моя!
Ведущий:
По кубанскому обычаю, как водится, вечера без игр не обходятся.
Будем мы сейчас играть – и казачку наряжать.
3. ИГРА: «НАРЯДИ КАЗАЧКУ».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит стол, на нем лежат по 2 пары:
бусы, венок, платок. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая
препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку.
Ведущий:
Нет красивей родины на свете!
Люди здесь прекрасные живут.
И об этом вам расскажут дети –
Поиграют, спляшут и споют!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА " ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот отгадку скажет нам.
1. Как называется край, в котором мы живём? / Краснодарский край /
2. Назовите главный город Краснодарского края. / Краснодар /
3.Назовите главную реку нашего края. / Кубань /
4. Как называется город, в котором мы живём? / Кропоткин /

4. ИГРА – ЭСТАФЕТА
Дети делятся на 2 команды. У каждой ­ «конь», папаха, сабля. Впереди каждой
команды стоит девочка с саблей, на которой надета папаха. Игрок команды должен
«УДАЛЫЕ КАЗАКИ»

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

«Кубань - моя малая Родина»

Программные задачи: продолжать знакомить детей со столицей Кубани - Краснодаром, ее гимном, с легендой о Кубани, с историей малой родины. Закрепить знания детей о символах Кубани, её историческом прошлом, о казаках - переселенцах, их одежде и традициях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям и традициям.

Словарь: Кубань, Краснодар, Екатеринодар, казаки, хата, амбар, плетень, хворост, лампасы, холст, папаха, казаки - переселенцы.

Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций с изображением Кубанского быта, слайды о Краснодарском крае, стихи, песни, мультимедийная презентация с изображением символики Краснодарского края и станицы.

Материал и оборудование: макеты казачьих хат, куклы одеты в казачьи костюмы, Книги: «Казачий семейный альбом», «Краснодарский край», звукозапись гимна Кубани.

Ход занятия:

I .Вводная часть.

1.Организационный момент.

(дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение )

Воспитатель: У каждого на свете есть, наверное,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по - особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире.

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По - детски чисто тянется душа.

Воспитатель : о чем говорится в этом стихотворении? О каком уголке земли написал поэт эти стихи?

Дети : о Родине, о том месте, где родился и живёт.

Воспитатель : молодцы, верно. А кто скажет, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

Дети: Родина - это дом, где мы живём, где живут наши родственники - мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад.

Воспитатель : правильно, молодцы! Наша маленькая Родина-это Кубань, а большая великая Родина - это Россия. А как называется наш край? Дети: Краснодарский край.

Воспитатель : верно. А станица, в которой мы живём?

Дети : станица называется Ленинградская.

Воспитатель : а как раньше она называлась?

Дети: а раньше станица называлась Уманская.

II .Основная часть.

1.Знакомство с малой родиной - Кубанью.

Воспитатель: велика и красива наша Родина! Есть в её наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Много легенд сложено о нашей Кубани. Одну из них, я расскажу вам.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их дома всегда открыты для гостей. Гости находили здесь тепло, заботу и внимание. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико, длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, что девушка любила украшать землю, где жила. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила тяжёлое впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ива зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле. Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Долгие старания девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Воспитатель: о какой девушки говорится в легенде?

Дети: в легенде говорится о девушке, которую звали Кубанью, о нашей малой Родине.

Воспитатель : совершенно верно.

Воспитатель: на Кубани живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, ученые и спортсмены, художники и поэты.

Воспитатель: как называется главный город Кубани?

Дети: главный город Кубани - это город Краснодар

Воспитатель: верно ребята. Город Краснодар-столица кубанской земли. Он был основан очень давно казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Она подарила казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу, вот почему главный город казаков получил название Екатеринодар. Город быстро рос и строился, горожане очень любили его, считали самым красивым городом. Поэтому, дали ему имя Краснодар. Большая река Кубань протекает по Краснодарскому краю. Кубанскую землю называют Жемчужиной России. Черное и Азовское моря омывают Кубанскую землю. В Краснодаре трудится Администрация нашего края во главе с губернатором - Александром Николаевичем Ткачевым.

Воспитатель: как можно назвать одним словом всех жителей городов, станиц и хуторов Кубани?

Дети: кубанцы.

Воспитатель: а еще мы все - земляки. Так называют людей, у которых одна малая родина.

Воспитатель: вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки - символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети : символы государства - это флаг, герб, гимн.
Воспитатель : правильно, есть они и у Кубани.

Воспитатель: из каких частей состоит флаг?

Дети: флаг состоит из древка и полотнища.

Воспитатель : верно, молодцы. А что вы видите на полотнище?
Дети: на полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель: правильно. Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: верно. Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: синий цвет означает и напоминает цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: молодцы, правильно. О чем говорит малиновый цвет?
Дети: малиновый цвет-это цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: а зеленый цвет?
Дети: зеленый - цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

2. Задание.

Выложите на фланелеграфе из цветных полосок бумаги флаг Краснодарского края (дети выполняют задание и сравнивают его с образцом).

Воспитатель: Что находится в центре флага?

Дети: герб золотого цвета.

Воспитатель: сегодня мы познакомимся с гербом нашего края (показываю).

Герб представляет собой щит, обрамлённый зелёной полоской со звёздами, по количеству станиц. Щит разделён на четыре части. В первой и третьей - двуглавый орёл, расположенный на крепости, это символизирует покровительство государства казакам. Во второй и четвёртой - знамёна, говорящие о заслугах казаков в войнах с Турцией. В середине - красный щит с вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая корона в виде городской стены. С двух сторон его поддерживают два казака.

Третий отличительный символ, гимн - это торжественная песня, прославляющая наш край. Когда звучит гимн, люди встают и слушают его стоя (включаю аудиозапись гимна, все встают).

Воспитатель: а теперь, давайте оглянемся назад и посмотрим, как жили казаки. Подойдите к столам и посмотрите на макеты казачьих хат.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Хата представляла собой каркас их прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобетонный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили, она делилась на два помещения: великую хату с русской печкой и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша. (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель : ребята обратите внимание на кукол, которые одеты в казачьи костюмы. Старинная казачья одежда очень древняя. Мужчины носили широкие шаровары с лампасами - потому, что в узких штанах на коня не сядешь. В штаны заправляли рубахи, сшитые из холста или шелка. На голове носили папаху или фуражку. Женский костюм состоял из юбки и кофточки. Казачки украшали свою одежду бусами, бисером, тесьмой, кружевами. На улице казачки появлялись в кружевных платках. На Кубани любят смех, шутки, танцы.

III . Заключительная часть.

Итог. Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, защищает от врагов. Сегодня я много интересного рассказала вам о нашей малой родине, расскажите об этом своим родным и друзьям. И пусть они любят её так же, как и вы.

Елена Горлова
Развлечение для детей старшей группы «Кубанские посиделки»

Конспект развлечения «Кубанские посиделки » в старшей группе .

Горлова Е. А.

Конспект развлечения : «Кубанские посиделки » в старшей группе

Конспект развлечения : «КУБАНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ » в старшей группе .

Цели : Приобщать детей к кубанскому фольклору .

Задачи : 1. Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа .

2. Воспитывать интерес к истории Кубани и кубанским песням .

3. Развивать бережное отношение к традициям кубанского народа .

Программное содержание : Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков , формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословицами о труде .

Материалы : Самовар, нитки, подкова, бутафорские овощи, 2 подноса, 2 миски.

Ход развлечения:

Звучит фонограмма кубанской народной песни «Ой, при лужку при лужку»

Дети в народных костюмах входят в зал.

Выходит хозяюшка, встречает гостей.

Хозяюшка :

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званые, да желанные!

Милости просим в гости.

Проходите, проходите,

Да на лавочки садитесь.

Будем песни петь, плясать,

Да в игры веселые играть!

Дети под музыку садятся на стульчики.

Ведущая : Спасибо на добром слове!

Хозяюшка : Проходите, будем чай пить, говорить,

Хороводы водить,

Хлеб-соль кушать,

Да песни слушать.

Воспитатель : Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети : казаки.

Ведущая : Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани , умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Ребята, вы обратили внимание на песню, какая она разудалая, раздольная, широкая, красивая, как наши кубанские степи , могучая, как наши высокие горы.

СТИХИ :

1Люблю тебя станица!

Ты самая родная,

Знакомые все лица,

Ведь это – КАНЕВСКАЯ!

Здесь воздух чистый самый,

Поля - не видно края,

Цветы, что любит мама…

Всё это КАНЕВСКАЯ!

3Был мир и были войны,

Казаки шли в солдаты,

Чтоб всем жилось спокойно,

Чтоб солнцу были рады!

4Хоть мы с тобой другие,

Но всё ж Кубани внуки ,

Жить, тоже любим в мире,

Без горя, бед и скуки!

5Всегда пусть солнце светит,

И каждый пусть узнает,

Что лучше всех на свете

Станица КАНЕВСКАЯ!

Хозяюшка : В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали : пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!

Звучит фонограмма народной песни «Прялица» . Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.

Хозяюшка : Как только музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.

А как музыка закончит играть, хватит вам ниточку мотать.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ : «КТО БЫСТРЕЕ НАМОТАЕТ КЛУБОЧЕК»

По окончанию звучания музыки хозяюшка сравнивает клубки и объявляет победителя.

1 Девочка : Поработали, а теперь и отдохнуть не стыдно!

Хозяюшка : А говорят частушки вроде,

В наши дни уже не в моде.

2 Девочка : Разве дело только в моде ,

Если любят их в народе!

ЧАСТУШКИ.

1Эй, девчонки - хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2. Эх, топну ногой,

Да притопну другой!

Не могу стоять на месте-

Характер такой!

3Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчонок,

Кто бы пел частушки!

4Был я маленьким когда- то,

Я мечтал стать моряком.

А теперь хочу ребята

Стать Кубанским казаком !

5Мы частушки петь кончаем

И кончаем разговор.

Мы сегодня уезжаем

Поступать в Кубанский хор !

Хозяюшка : О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали : «Труд казака кормит, а лень – портит» . Одним из самых любимых и уважаемых ремесел у казаков было кузнечное дело. Что ковали кузнецы?

Дети : Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям.

Воспитатель : Из какого материала выполняли изделия кузнецы?

Дети : Из металла.

Воспитатель : А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?

Дети : Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.

Хозяюшка : Да, конечно. Металл – это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу. В старину считалось , кто подкову найдет, Тому она счастье принесет! А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в игру «Передай подкову»

Игра «Передай подкову»

Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.

Ведущая : Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани ?

Дети : Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах.

Воспитатель : Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети : Конь был верным другом казака.

Хозяюшка : Народная мудрость гласит : «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»

«Конь казаку – лучший друг» .

«Казак сам не ест, а коня накормит» .

«Казак без коня, что солдат без ружья» .

«Сам погибай, а коня выручай» .

Ведущая : Ребята, а какими качествами должен обладать казак?

Дети : Сильным, смелым, ловким.

Ведущая : Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они храбро воевали, хорошо трудились, и весело отдыхали. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка) .

ИГРА «ПЕРЕТЯЖКА» .

Ход игры : Играющие делятся на две группы . Командир одной группы берется за палку , а за него берутся играющие. Другой командир берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель : У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Ведущая : Пока казаки строили дома, защищали границу от врагов, женщины – налаживали быт, следили за домашним очагом, растили и воспитывали детей . Сейчас посмотрим, как наши казачки умеют варить кубанский борщ !

ИГРА : «КУБАНСКИЙ БОРЩ » .

Хозяюшка :

Моя Кубань , ты стань еще красивей,

Пусть будут все тобой удивлены.

Ведь ты Кубань , жемчужина России,

Ты житница и здравница страны!

Ведущая : Хорошо у вас, но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке и всем гостям за веселье, угощение.

Хозяюшка : Всегда рада гостям, заходите на огонек. До свиданья.

Под фонограмму детской песни «Казаки» ребята уходят в группы .

Публикации по теме:

ЧТИМ И ПОМНИМ ТРАДИЦИИ НАШИХ ПРЕДКОВ С ранних лет взрослые приучали маленьких казачат и казачек к ремеслу. Девочек в казачьей семье учили.

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп «Кубанские народные игры» Развлечение для детей старшей и подготовительной групп Цель: познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному.

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Посиделки на Покров» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная. Программные задачи: Образовательные: приобщать детей к праздничным.

Конспект (открытого комплексного занятия - развлечения для детей старшей группы). Тема: «Посиделки-встречай весну». Цель: развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы, прививать интерес.