Генная инженерия в беларуси где учиться. Александр Панчин. О профессии биоинженера. Чем могут удивить генетики в скором будущем

Профессия «Генный инженер»

Всем привет! Сегодня я начинаю цикл статей, объединенных общей темой под условным названием «Профессия и гены». Дело в том, что меня, как профконсультанта, очень интересует данная тема и теперь я решил разобраться в ней достаточно основательно. Тем более что моему сыну уже 14 лет и пора задумываться уже и ему о выборе будущей профессии. Поэтому в данном цикле будет для начала 4-5 статей, а потом, по мере написания новых материалов, возможно и больше. Итак, поехали!

Поглядите вокруг, оглянитесь по сторонам – вы увидите различных людей, с различными судьбами, различными приоритетами. А что же делает людей такими? Несомненно, воспитание и образование. Но, кроме этого, у них еще и разнообразные профессии.

Профессия и трудности ее выбора

Весь мир профессий удивителен и прекрасен. Но как подобрать ту самую профессию, которая будет доставлять человеку радость, а также помогать раскручиванию и помогать развитию личного потенциала, как же школьнику не сделать ошибку, выбирая себе профессию?

Каждый из молодых людей имеет немало забот, трудностей, которые необходимо решать практически каждый Божий день.

Но кроме насущных вопросов, например «что выполнить из заданного?» или же «пойти в школу или же нет?», имеются и вопросы более важные для всех нас.

Каждый подросток рано или поздно ставит перед собой вопрос «Поступать в ВУЗ или нет?». Отец и мать всеми силами пытаются надавить на нас, что, не смотря на все это, объяснимо.

Иногда мы слышим подобные слова: «Ты обязан воплотить в жизнь больше, чем твои отец и мать». В идеале я понимаю, что родные люди постоянно хотят один другому добра. Но время от времени это может перейти все границы.

К примеру, когда человека силой заставляют поступать именно в тот институт, который нравится папе и маме, не спрашивая мнения самого дитяти.

Мне кажется, что практически каждый просто обязан сам подобрать собственную специальность и судьбу и практически никто, помимо самой личности, не должен решать, где ему проходить обучение и кем ему становиться.

Профессия и мой выбор

К сожалению, в молодости я не достаточно много думал про то, где мне обучаться и какую мне профессию подобрать.

Перед армией я специально завалил экзамены в университет для того, чтобы пойти в армию (тогда, в конце 80-х – начале 90-х, это было еще престижно).

После армии я по настоянию мамы пошел учиться на юриста. Сначала в техникум, а потом и институт закончил.

Естественно сейчас, по прошествии многих лет, я очень благодарен маме за это. Ведь пойди я другим путем, я бы не достиг того, чего смог достичь теперь.

Но теперь уже я понимаю, что профессия должна смотреть в будущее, она должна быть направлена на новые разработки и современные технологии, брать в расчет изменение потребностей общества со временем.

Сто, или же 200 лет тому назад, профессия «Агроном» была среди самых нужных и почетных. Общество было другое. А сейчас весь мир изменился.

Профессия «Генный инженер» - это настоящее и будущее!

Изменились и люди, которые живут в этом мире. По моему мнению, профессию «Генный инженер» можно назвать одной из наиболее востребованных специальностей в двадцать первом веке.

Генный инженер – это исследователь, который специализируется на изменении свойств живых существ при помощи действий с генами. А объектом изучения генетики являются многие живые организмы.

И в случае если, к примеру, 100 лет тому назад люди мечтали об обретении большего урожая, основываясь только на удобрении земли, то сейчас можно поменять структуру молекул товара, таким образом, изменив урожайность.

К примеру, возможно «внедрить» витамин А в картофель, для того чтобы культивировать его уже в тех местностях, где его не хватает, исходя из того, сколько нужно для потребления человеку в сутки.


Профессия «Генный инженер» - где учиться? Также можно адаптировать растения к жаре или же холоду и сильно увеличить границы для выращивания определенных культур. А для того чтобы воплотить в жизнь эти все «чудеса», нужно, для начала, приобрести образование.

Отечественные исследователи считаются одними из наилучших специалистов во всем мире. Поэтому не стоит уезжать за границу, чтобы получить образование, ведь можно пройти обучение в институтах, например на биологическом факультете МГУ им. Ломоносова.

В других уголках Российской Федерации не факт, что сумеют научить так, как в столице. По этой причине желательно выбирать какой-либо из столичных ВУЗов.

Сейчас специалисты, получившие профессию «Генный инженер», уже трудятся во многих ведущих научно-исследовательских лабораториях и центрах по всей Российской Федерации.

Сейчас русские вузы гарантированно оснащены всем передовым оборудованием, нужным для подготовки таких профессионалов.

Именно поэтому я считаю, что всем решившимся получить профессию «Генный инженер» и встать на путь науки, достаточно будет пройти обучение в Российской Федерации.
По моему мнению, профессии, которые связаны с исследованием генов и их изменением в ближайшем будущем будут еще более актуальны.

Из-за этого уже сейчас очень важно обратить внимание именно на эту группу специальностей, делая выбор ВУЗа и собственной будущей профессии.

А в расположенном ниже ролике вы увидите те направления, в которых уже сейчас работает генная инженерия.

Желаю успеха!

Бывший главный редактор рассказывает о своей жизни после Rusbase.

Привет! Меня зовут Элина, и в 2016 году я ушла с должности главного редактора Rusbase, чтобы стать генным инженером. Подробно об уходе написано .

Прошел год, инженером я не стала, а что из всего этого вышло – в статье ниже.

Учеба

Мои знания по биологии и химии находились где-то на уровне шестого класса. Уволившись, я засела за учебники. Друзья привезли целую полку книг.

По химии мне больше всего понравилась вот эта книга:

Джон Мур, «Химия для чайников»


А по биологии лучше всего зашли лекции на Youtube: CrashCourse (на английском) и лекции Окштейна . Заниматься по YouTube посоветовал знакомый, который учится на биолога в Голландии: «Я не понимаю, как можно читать учебники на русском – они такие занудные!»

Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик , где она выкладывает много полезной информации.

Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».

Лаборатория: начало

У Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) есть программа НТИ – Национальная Технологическая Инициатива. Там изучают, какие рынки могут появиться в будущем – например, рынок беспилотных машин. И сотрудники НТИ что-то делают, чтобы Россия на этих рынках стала лидером (мне такая программа кажется сомнительной, но не суть).

Так вот, блоком HealthNet (будущий рынок медицины) руководит Михаил Самсонов, он же директор медицинского департамента «Р-ФАРМ».

В прекрасный зимний день Михаил сидел в ресторане и обедал, а меня просто посадили перед ним (спасибо старым контактам). Я что-то пролепетала про генную инженерию и книгу Аси Казанцевой .

Он сказал: я вас познакомлю с Павлом Волчковым, который 10 лет работал в лабораториях в США, а потом приехал и основал свою лабораторию геномной инженерии в МФТИ .

Через неделю я стояла перед зданием «Физтех Био» в ожидании интервью с Павлом Юрьевичем. Мы договорились пообщаться на тему «Рабочий день генного инженера». А заодно я репетировала про себя «А можно у вас поработать стажером пару месяцев?»

Здание «Физтех БИО» на территории университета МФТИ. Лаборатория геномной инженерии размещается на 6 этаже


Павел Юрьевич рассказывал про состояние науки в России, о том как он открыл лабораторию, а потом заявил:

«Вот вы видите пакет молока, и думаете – уау, это продукт. Люди занимались продуктом! А на самом деле, чтобы получить молоко, нужно еще навоз убирать. Вот в науке, чтобы получить что-то стоящее – нужно годами “убирать навоз”. Идите к нам в лабораторию на пару месяцев. У нас школьники занимаются геномным редактированием – будете вместе с ними, сделаете проект. Заодно проверите, нравится ли вам это».

Не очень веря в свое счастье, на следующий день я приступила к работе в лаборатории.

Рабочий день генного инженера

Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.

МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.


Вид из лаборатории

Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».

Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер


Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:

  • подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
  • подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.

Мой рабочий стол


В пробирках – мои плазмиды

Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК


Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит ~20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!


Холодильник с реактивами


Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.


В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель


Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты


На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»

Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.


Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии , проходящей при поддержке Zimin Foundation.

Еще я делала стандартные для ученого процедуры:

    вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,

    изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.


В лаборатории


Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.


Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).

Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.

Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.

Пример протокола


А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что...» и т. д.

То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.

По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.

Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.

На пятничном симпозиуме

Странности ученых

Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.

  1. Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе:)
  2. Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича:) Можно послушать подкаст с Павлом .
  3. Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.

Почему я ушла из лабы через 4 месяца

Официальная версия: чтобы лучше подготовиться к надвигающемуся языковому экзамену IELTS и чтобы пройти курсы программирования на Python, которые были давно запланированы.

Это было лукавством, конечно. Я просто чувствовала, что работа в науке противоречит моей внутренней природе. Как это объяснить? Ну вот, например, многие не хотят идти работать в продажи и говорят «Уууу, я никогда не смогу». Вот, я никогда не смогу.

Кстати, программирование тоже не вошло в мою «природу». После первых же трех часов дебажинга (очистки кода от ошибок).

Почему вас возьмут в лабораторию?

В российских научных лабораториях не хватает рук. Планы и исследования большие, а бюджеты – нет. Если вы готовы бесплатно работать, вас, скорее всего, возьмут и всему научат.

Представьте, с чем можно соприкоснуться: космические спутники, лазеры, новые организмы...


А если вы лаборатория, которая хочет рассказать о себе – напишите мне или

Подходящие образовательные специальности: Генетика, Генный инженер
Ключевые предметы: Биология, Математика, Русский язык, Английский язык

Стоимость обучения (средняя по России): 310000 рублей


Описание профессии:


*Стоимость указана за 4 года бакалавриата на очном отделении

Учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Особенности профессии

Генная инженерия - это часть биоинженерии.
Суть генной инженерии состоит в том, что перенося гены от одного организма в молекулу ДНК другого, учёный получает организм растения или животного с изменённой (модифицированной) генетической структурой.
Задача генной инженерии - получение организма (растения или животного) с желаемыми качествами. Эти же задачи решает традиционная селекция, выводящая новые сорта и породы. Но в селекции генотип подвергается изменением лишь косвенно, с помощью искусственного отбора. А генная инженерия непосредственно вмешивается в генетический аппарат.
Генетическая инженерия является не столько наукой, сколько инструментом биотехнологии. Она использует методы таких биологических наук, как молекулярная и клеточная биология, цитология, генетика, микробиология, вирусология.

Рабочее место

Рабочее место генного инженера - в научных лабораториях и научно-исследовательских институтах.

Важные качества

Будущему генному инженеру необходим хороший интеллект, аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам.
Бессмысленно идти в науку в расчёте на большие доходы и скорую славу.

Где учат

Для работы в этой области требуется высшее биологическое или медико-биологическое образование по специальности «генетика», «биология», «микробиология».
Прекрасный вариант образования - Московский государственный университет (МГУ) им. Ломоносова.
Биологический факультет.
Специальность «генетика», квалификация «генный инженер».

  • Владеет технологиями получения рекомбинантных РНК и ДНК;
  • Владеет методами выделения генов из клеток организмов;
  • Осуществляет манипуляции с генами: модификацию или рекомбинацию;
  • Изменяет характеристики организма путем введения новых генов;
  • Проектирует организмы с желаемыми качествами;
  • Проводит эксперименты по изучению свойств генов;
  • Разрабатывает препараты генной терапии.

Важные качества

  • Гибкий интеллект
  • Аналитический склад ума
  • Хорошая концентрация, усидчивость
  • Упорство
  • Дисциплинированность
  • Внимание к мелочам
  • Способность запоминать большие объемы информации
  • Наблюдательность
  • Развитое чувство этики

Где работает

  • Научно-исследовательские институты
  • Лаборатории генетики
  • Государственные и частные клиники, госпитали, больницы;
  • Фармакологические предприятия;
  • Криминалистические лаборатории;
  • Образовательные учреждения;
  • Медицинские исследовательские центры

Потенциальные работодатели

  • Центр молекулярной генетики
  • НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского
  • НИИ физико-химической медицины
  • Российский научный центр радиологии и хирургических технологий
  • "СОЮЗСНАБ"
  • Геноаналитика
  • Российский научный центр радиологии и хирургических технологий им. академик А.М. Гранова
  • Центр «Биоинженерия» РАН
  • ООО «Фармапарк»
  • Научно-исследовательский институт медицинской генетики, г. Томск
  • Научно-исследовательский центр биотехнологии антибиотиков и других биологически активных веществ «БИОАН»
  • Genotek

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Генный инженер"

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ)
  • Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
  • Сибирский федеральный университет (СФУ)
  • Челябинский государственный университет (ЧелГУ)
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (РНИМУ)
  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ)
  • Новосибирская государственная медицинская академия (НГМА)
  • Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ)

Если век прошедший оставил за собой название космического, то нынешние времена характеризуются стремительным развитием новых технологий, внедрением в повседневную жизнь изобретений, которые еще не так давно считались выдумками писателей-фантастов. Наступает эра новых технологий. Молодые люди на пороге серьезного выбора профессии все чаще обращают внимание на перспективные специальности будущего. Именно к таким относится специальность "биотехнология". Что же именно изучает эта наука и чем предстоит заниматься специалисту, выбравшему такое заманчивое занятие?

Историческая справка

Название этой науки состоит из сложения трех греческих слов: "био" - жизнь, "текне" - искусство, "логос" - наука. Специальность "биотехнология" одновременно является новым перспективным направлением, и вместе с тем ее можно назвать древнейшей отраслью промышленного производства.

В справочниках и словарях биотехнология определяется как наука, изучающая возможность использования природных химико-биологических процессов и объектов в промышленном производстве и повседневной жизнедеятельности человека. Процессы брожения, использованные древними виноделами, хлебопекарями, поварами и лекарями, - не что иное, как применение биотехнологии на практике. Первое научное обоснование этим процессам дал в 19 веке Луи Пастер. Сам термин «биотехнология» впервые употребил в 1917 году инженер из Венгрии Карл Эреки.

Специальности "биотехнология" и "биоинженерия" получили ускорение в развитии после ряда открытий в микробиологии и фармакологии. Ввод в эксплуатацию герметизированного оборудования, биореакторов дал толчок для создания противомикробных и антивирусных препаратов.

Связь наук

Современная химическая технология и биотехнология (специальность) объединяют биологические, химические и технические науки. Основой для новых изысканий в данной области становятся микробиология, генетика, химия, биохимия, молекулярная и клеточная биология, эмбриология. Значительную роль играют инженерные направления: робототехника, информационные технологии.

Специальность - биотехнология: где работать?

Под общими названиями специальности "биотехнология" скрывается более двадцати специализаций и направлений. Выпускников вузов с такой профессией смело можно назвать специалистами широкого профиля. Во время учебы они получают знания в области медицины, химии, общей биологии, экологии, пищевых технологий. Биотехнологов ждут в парфюмерной и фармацевтической промышленности, на предприятиях по производству пищевых продуктов и биодобавок. Современность ждет новых разработок научных работников в сфере генной инженерии, бионики, гибридизации. Место работы инженера - биолога может быть связано с предприятиями по охране окружающей среды, с работой в области космонавтики и робототехники. Инженеры, биохимики, биофизики, экологи, фармацевты, медики - все эти профессии соединяет в себе специальность "биотехнология". Кем работать, каждый выпускник вуза решает в соответствии со своими способностями и по зову сердца. Трудовые обязанности технолога - биолога зависят от особенностей отрасли, в которой он работает.

Промышленная биотехнология

Эта отрасль практикует использование частиц микроорганизмов, растений и животных для производства ценных продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека. В эту группу входят специальности "пищевая биотехнологи", "фармацевтика", парфюмерная отрасль. Промышленные биотехнологии работают над созданием новых ферментов, антибиотиков, удобрений, вакцин и т.д. Основное направление деятельности биотехнолога на таких предприятиях - разработка биопрепаратов и соблюдение технологий их производства.

Молекулярная биотехнология

Специальность "биотехнология молекулярная" требует от профессионала углубленных знаний как общебиологического, так и инженерного направлений, современных компьютерных технологий. Специалисты с такой спецификой становятся исследователями в сфере нанотехнологии, клеточной инженерии, медицинской диагностики. Их ждут также сельскохозяйственные, фармацевтические, биотехнологические предприятия и контрольно-аналитические лаборатории, центры сертификации.

Биотехнологи - экологи и энергетики

Население планеты все больше обеспокоено тем фактом, что запасы природных энергоносителей, нефти и газа, имеют свои пределы, масштабы их добычи со временем будут сокращаться. Помочь человечеству решить проблему энергоснабжения помогут люди, чья специальность - биотехнология. Кем работать в этой отрасли? Технологом по переработке отходов различного происхождения, специально выращенной биомассы в энергоносители и веществ, которые могут заменить синтетические вещества нефти и газа. Биотехнологи создают новые методы очищения воды, проектируют очистные сооружения и биореакторы, работают в области генной инженерии.

Перспективы специальности

Кто такой биотехнолог? Профессия биотехнолога - это профессия будущего. За его плечами судьба всего человечества. Это не просто красивый лозунг - это цель биоинженерии. Задача биологов-технологов - создать то, что сейчас кажется сказкой и фантастической мечтой. Некоторые ученые даже называют современную эпоху эрой биологии. Так, за последнюю сотню лет биологи из просто исследователей превратились в создателей. Раскрытие молекулярных секретов организмов, природы наследственности позволило использовать эти процессы в практических хозяйственных целях. Это стало толчком для развития нового направления - биологической инженерии.

Чем могут удивить генетики в скором будущем?

Уже сейчас биоинженерия оказывает значительное влияние на охрану окружающей среды, медицину, сельское хозяйство, пищевую промышленность, а в ближайших планах биотехнологов - новые методы и приемы. Те, кто планирует связать свою судьбу со специальностью "биотехнология", где работать, в каком направлении, могут узнать из представленной ниже информации:

  • В первую очередь революционные изменения могут произойти в сельскохозяйственном производстве. Есть возможность искусственно создавать новые растения с повышенным содержанием белка, что сократит, в свою очередь, потребление мяса.
  • Растения, которые сами будут выделять яды от насекомых и нитраты, позволят уменьшить загрязнение почвы удобрениями и химикатами.
  • Генетическая инженерия позволяет управлять наследственностью и бороться с наследственными заболеваниями.
  • Биологи-конструкторы планируют искусственно создавать организмы с заранее обусловленными качествами.

Направления биоинженерии, которые круто изменят мир

Они следующие:

  • Энергия и топливо из растений, грибов, бактерий, а также использование в этих целях энергии моря.
  • Генно-модифицированные зерновые культуры.
  • Безотходный производственный круг - переработка всех видов отходов.
  • Использование биоматериалов для регеративной медицины.
  • Новые виды биологических лекарств и вакцин.
  • Восстановление потенциала плодородных земель и пресной воды.
  • Исследования человеческого генома и наследственных болезней.

Издержки профессии

Говоря о преимуществах и перспективах биотехнологии, нельзя не упомянуть о некоторых минусах науки. Речь идет о моральных аспектах, связанных с открытиями генной инженерии. Многие ученые с мировым именем, религиозные деятели предупреждают о том, что использовать возможности нанотехнологий необходимо с умом и под особым контролем. Генно-модифицированные продукты питания могут привести к непоправимым изменениям в генофонде человечества. Клонирование человека, появление людей, рожденных «в пробирке», ведут к новым проблемам и, возможно, к человеческим катастрофам.

Кто может стать биотехнологом?

Прежде всего, это человек, который любит природу, биологию, интересуется тайнами генетики. Кроме того, биотехнологу необходимы умение креативно мыслить, логика, наблюдательность, терпение и любознательность. Пригодятся такие качества, как целеустремленность, умение анализировать и систематизировать, аккуратность и широкая эрудированность.

Так как биоиженерия предполагает тесную связь с другими науками, будущему технологу необходимы в равной мере хорошие знания химии, математики, физики.

Где учат профессии?

Профориентация определена, абитуриент выбрал профессию биотехнолога: где учиться? Особенности специальности предполагают соответствующие факультеты, в зависимости от выбранной отрасли народного хозяйства. Факультеты биотехнологии есть практически во всех государственных университетах в нашей стране и за рубежом. Биотехнологов готовят технические, сельскохозяйственные, пищевые, технологические университеты по различным направлениям и специализациям.

Факультеты биотехнологии специальности предлагают следующие:

  • Промышленная биотехнология.
  • Экобиотехнология и биоэнергетика.
  • Биотехника и инженерия.
  • Биоинформатика.
  • Молекулярная биотехнология.
  • Оборудование для биотехнологических производств.
  • Фармацевтическая биотехнология.
  • Химические технологии пищевых добавок и косметических средств.
  • Химические технологии и инженерия.