Акт приема передачи имущества находящееся в квартире. Что такое Акт приема-передачи имущества. Инструкция по составлению

Акт приема-передачи имущества - документ, подтверждающий фактическую передачу от одного лица второму. Это может быть имущество или материальная ценность.

Акт приема-передачи имущества - это один из важнейших документов при исполнении договоров поставки, купли-продажи, аренды и т. д.

Когда он необходим:

  • аренде имущества;
  • договоре купли-продажи;
  • оформлении залога;
  • иных ситуациях.

В нем не указываются никакие условия и пункты сделки, а описывается факт передачи и состояние имущества. Так что подписание бланка акта приема-передачи имущества не отменяет необходимости составления иных документов.

В целом это подтверждение исполнения сделки и обязательств. Сведения, которые зафиксированы в документе, защищают права обеих сторон. Передающее лицо уверено в сохранности имущества в прежнем состоянии или иметь подтверждения соответствия товара требованиям. А принимающее лицо сможет не платить компенсацию, если был нанесен ущерб до факта передачи.

Все споры в последующем будут основаны именно на пунктах акта. Доказать наличие повреждений, не указанных в договоре, даже через суд будет практически невозможно. Поэтому при подписании необходимо тщательно проверить соответствие фактического состояния и указанного в документе.

Это могут быть акты на:

  • помещение;
  • товар;
  • основные средства;
  • документы;
  • оборудование.

Документы, закрепляющие факт передачи имущества, отражают исполнение обязательств по договору. Также такие акты фиксируют состояние передаваемого имущества на момент передачи. Эти сведения:

  • с одной стороны , позволяют передающей стороне требовать сохранения текущего состояния имущества (если договор предусматривает его возврат в будущем) и подтвердить отсутствие претензий получателя к его качеству на определенный момент;
  • а с другой - дает право принимающей стороне отказаться от компенсации ущерба, причиненного до момента передачи.

Акт приема-передачи имущества не имеет строго установленной формы, составляется в письменном виде в присутствии как передающей, так и принимающей стороны, и заверяется их подписями.

Поскольку данный документ не имеет строго установленной формы, утвержденных бланков для него также не существует.

Есть основные пункты, наличие которых является обязательным:

  • наименование «Акт»;
  • место составления (город);
  • дата подписания документа;
  • данные продавца и покупатели или арендатора и арендодателя (ФИО, сведения из паспорта, адрес);
  • название и реквизиты документа основания (купли-продажи, аренды, прочего);
  • описание состояния и объема имущества (размер, площадь, количество комнат, количество);
  • согласие обеих сторон;
  • информация об отсутствии претензий.

При заключении акта о передаче имущества фиксируются его дефекты. Документ составляется в двух экземплярах, на нем поставляются печати. Один оригинал получает продавец, а второй покупатель. Обычно их подкалывают к самому договору.

Форма акта приема-передачи имущества - юридический документ. При купле-продаже многие не задумываются о необходимости подписания таких договоров. Его подготавливают застройщики, чтобы обезопасить себя. При этом до подписания документа ответственность лежит на продавце, а после переходит на покупателя.


Аналогичная ситуация при сдаче помещения в аренду . В этом случае заключение акта обязательно. Иначе арендодатель не возместит убытки, причиненные жильцами. Обычно указывают, какой проведен ремонт, наличие коммуникаций (отопление, колонка, котел, телефон), телевидения, интернета.

Необходимо с осторожностью отнестись к подписанию любых документов, ведь в акте могут быть указано неверное состояние, за которое потом придется платить. Его подписывают после осмотра помещения.

В данной ситуации допустимо составлять отдельный документ либо включить эти условия в договор. На практике дополнительно акт подписывается, когда дата основного договора и фактическая передача имущества происходит позже, через месяц или два.

Акт на основные средства

Акт на прием-передачу основных средств заключается как внутри компании между ответственными лицами, так и между организациями. Существует единая форма. Образец доступен в программах Гарант либо 1С. Бланк для подобных операций называется ОС-1б и дает возможность для передачи любых товарно-материальных ценностей за исключением зданий, сооружений.

Подписание такого документа необходимо для постановки на баланс нового основного средства. Если оно ранее уже было в пользовании, то принятие происходит без акта, его делает передающая сторона.

Бланк состоит из нескольких разделов. Вначале указывается дата и номер документа. Если оборудование новое, то первая таблица не заполняется. Для тех что были в эксплуатации указывается точный срок нахождения в пользовании и фактической работы или простоя. Следующий раздел заполняет принимающая сторона. Здесь отображают стоимость с учетом дополнительных расходов в виде транспортировки, монтажа и срок полезного использования. Подписание происходит комиссией, после чего все передается в бухгалтерию для постановки на учет и заведению карточек.

Если есть несоответствие

Акт приема-передачи подразумевает, что обе стороны довольны. Но акт бывает не всегда. Поэтому порой необходим образец акта о недостаче товара при приемке. Если есть расхождения по количеству и качеству продукции используют форму ТОРГ-2. Они актуальны как для внутренней бухгалтерии, так и для налогового учета.

Этот документ - основание для составления претензии к продавцу. С ним можно отправляться в суд или требовать компенсации, предусмотренные договором. Если к части товара замечаний нет, то он в этом акте не указывается. Отображается количество продукции, состояние товара и упаковки, наличие пломб.

Обязательным условием является сбор комиссии. В нее входят представители продавца, покупателя, компании перевозчика, лицо, принимающее товар на хранение. В случае отсутствия продавца можно привлечь человека из независимой организации.

Передача имущества во временное пользование и с целью реализации

В ходе передачи ценностей возможно выявление недостачи, недокомплектации или дефектов, поэтому все выявленные при приемке недостатки должны быть отражены в акте.

Полномочия лица, принимающего/передающего имущество по акту, должны подтверждаться соответствующей доверенностью. Исключением является ситуация, когда полномочия явствуют из обстановки (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

Например, суды презюмируют наличие полномочий у принявшего товар лица, если оно владело печатью компании и проставило ее на акте передачи ценного имущества , при условии что отсутствуют доказательства потери/кражи печати (постановление АС ВСО от 07.10.2014 по делу № А10-2969/2013).

В то же время сама по себе печать не является более обязательным реквизитом для выполненных организацией документов, если она не упомянута в ее уставе.

По результатам своих собственных наработок и коллег из 101biznesplan.ru, nsovetnik.ru

Акт приема передачи имущества - это бумага, которая удостоверяет факт приема-передачи какой-либо собственности. Этот единообразный документ, утвержденный по форме и содержанию, составлен на основании нескольких нормативных актов и инструкций министерства.

Акт заверяется двумя или несколькими лицами, которые могут подтвердить наличие фактов или событий. Для того, чтобы документ подтвердил конкретную сделку, нужно сделать подробное описание характеристик имущества, которое передается, чтобы не возникало взаимных претензий.

В каких случаях необходимо составление этой бумаги? Например, при продаже квартиры среди прочих составляется и этот акт. Кроме договора, который подтверждает факт продажи, продавцу и покупателю нужно составить подробный документ, где указываются все недостатки квартиры. Это делается для того, чтобы у сторон не было жалоб в отношении друг друга.

В передаточном акте фактически происходит переход обязательств и прав на проданное помещение. Если покупатель выявил какие-то недочеты, то он вписывает их в акт. В отведенный для этого период времени они должны быть устранены.

В каких случаях используется

Акт нужен:

  1. При аренде имущества и при безвозмездном пользовании. Заключается не только договор, который раскрывает права и обязанности сторон, но и акт, раскрывающий суть процедуры. Передавать жилье в пользование или аренду можно, только устранив или зафиксировав все недочеты.
  2. При договоре продажи квартиры, покупки дома, машины, земельного участка и другого движимого и недвижимого имущества. При оформлении необязательно пользоваться стандартным типом бланка. Законом допускается некоторая вольность: договаривающиеся стороны могут выбрать пункты на свое усмотрение.
  3. При оформлении залога указывается, что оно передано в исправном состоянии. Это будет означать, что никаких претензий по отношению к иной стороне не будет. Это очень важное замечание. При судебных разбирательствах оно будет означать безосновательность притязаний в случае обнаружения каких-то недостатков. Пример образца такого акта приведен ниже.
  4. Другие ситуации, в которых происходит передача чего-либо от одного человека другому. В случае ценности вещи можно документально зафиксировать этот факт.

Назначение акта приема-передачи

В конфликтных ситуациях без акта приема-передачи суд принимает решение на основании действующего законодательства. При продаже дома или квартиры акт приема-передачи относят к незначительным документам и обходят его составление. Это неправильно, поскольку потенциальный убыток продавца может быть гораздо больше тех усилий, который он затратил на оформление документа.

Приведем пример. Покупатель квартиры обнаруживает небольшую неисправность колонки. Он отправляется в суд и сообщает, что требует возмещения ущерба. Причина: не было подписания акта, нет подписи покупателя, что он проинформирован о всех недостатках и согласен принять квартиру в том состоянии, в которой она находится.

На видео об акте приема-передачи

Чтобы не стать жертвами мошенников, нужно предусмотрительно относиться к полному документальному оформлению сделок. Передаточный акт входит в обязательный список для тех, кто не хочет проблем.

Законом не установлены требования к тому, как должна оформляться передача имущества в аренду (§ 1 гл. 34 ГК РФ). Следовательно, стороны вправе самостоятельно определить, какими именно документами должен быть подтвержден факт передачи имущества арендатору.

Однако арендодателю следует учитывать, что, если в договоре указан конкретный документ, которым должна подтверждаться передача имущества, стороны должны составить именно его. Отсутствие такого документа будет являться доказательством того, что арендодатель не исполнил свое обязательство по передаче имущества, предусмотренное п. 1 ст. 611 ГК РФ.

———————————

Пример формулировки условия:

«Передача имущества по настоящему договору оформляется путем составления акта приемки-передачи, подписанного обеими сторонами договора».

———————————

Если стороны не согласовали документ, которым должна оформляться передача имущества

В этом случае составление акта приема-передачи необязательно. Факт передачи имущества может быть подтвержден любым документом, из содержания которого следует, что имущество перешло к арендатору (например, актом сверки взаиморасчетов). При наличии такого документа арендатор не вправе будет ссылаться на то, что передача не состоялась (п. 1 ст. 611 ГК РФ), поскольку не был составлен акт приема-передачи имущества, и не сможет на этом основании отказаться от внесения арендной платы.

Условие о том, что договор аренды является актом приема-передачи имущества

Стороны вправе включить в договор аренды условие о том, что он является одновременно актом приема-передачи имущества (ст. 421 ГК РФ). Такой договор будет признан надлежащим доказательством передачи имущества арендатору.

Однако при согласовании данного условия арендатору следует учитывать следующее. После подписания договора он не вправе будет ссылаться на то, что имущество фактически ему не было передано (ст. 611 ГК РФ). Следовательно, он не сможет на этом основании отказаться от внесения арендной платы.

———————————

Пример формулировки условия:

«Настоящий договор является также актом приемки-передачи имущества, указанного в п. _ настоящего договора, и подтверждает факт перехода имущества от Арендодателя во владение и пользование Арендатора».

———————————

Если стороны не согласовали условие о том, что договор аренды является актом приема-передачи имущества

В этом случае при передаче имущества сторонам необходимо подписать документ, подтверждающий переход имущества к арендатору (например, акт приемки-передачи). Иначе передача имущества будет не доказана (п. 1 ст. 611 ГК РФ) и арендодатель не сможет потребовать внесения арендной платы по ст. 614 ГК РФ.