Изложение какое из названий ярче. Готовые сжатые изложения (ОГЭ, русский язык)

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение - проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение - это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

Замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

Слияние нескольких предложений в одно;

Замена части текста одним предложением;

Сокращение количества частей сложного предложения;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(Блеснула молния, и загремел гром) ……………… (свой пример) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.

Матросы героически встретят смерть, или наступление врага будет сломлено.

Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

После ответа вызывается один ученик, который по памятке «Рецензия ответа» оценивает изложенный одноклассником материал (2 оценки: за ответ и за рецензию).

III. Работа по карточкам.

Карточка 1 (на месте):

Расставить знаки препинания, обозначить грамматические основы каждого предложения. Указать, какие союзысвязывают простые предложения, входящие в сложносочинённое, и определить значение сложносочинённых предложений.

[ Шумный грохот водопада был слышен издалека], а [ вблизи он был оглушительным]. (одно явление (событие) противопоставляется другому).

[Мать посмотрела в окно], [девочка тоже взглянула на улицу].

(последовательность действий).

Карточка №2 (на месте). (задания одинаковые).

[Уже посветлело на западе], зато [с севера надвигались тучи].

(одно явление (событие) противопоставляется другому).

[ Не то дождь пошёл ], не то [ воробьи пробежали по крыше ].

(указывается на то, что возможно одно явление (событие) из названных).

Карточка (у доски работает 1 ученик).

Вставить подходящий по смыслу союз и расставить знаки препинания. Начертить схему предложения. Определить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы, / уже освободившиеся от снега /.

Да (и) .

(одновременность явлений, событий).

В это время учитель работает с классом.

IV. Работа с классом.

Делим тетрадь на 2 колонки.

Сложносочинённые предложения Простые предложения с однородными членами, связанными союзом Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились. Белка песенки поёт да орешки всё По утрам отправлялись на рыбалку, грызёт.

или после обеда он вместе с отцом Мыло серо, зато моет бело.

шёл в ближайший лес.

Предложения записываем под диктовку, распределяем по соответствующим колонкам, обозначаем грамматическую основу предложений, указываем союзы.

Ученики зачитывают то, что получилось.

Затем сдают карточки те, кто работал на местах.

V. Проверка карточки, выполненной у доски.

Класс записывает предложение с доски, ученик, работавший по карточке, отвечает.

VI. Проверка домашнего задания.

Проверка-консультация: учитель спрашивает не всё задание, а задаёт вопрос: «Что вызвало затруднения при выполнении домашней работы» Учитель разъясняет.

После этого учитель просит одного ученика начертить на доске схемы четвёртого и шестого предложений.

4) - · - и [ и ].

6) [, ], и .

4) первое простое предложение неполное (пропуск сказуемого), безличное.

Как написали несмотря на Почему (предлог).

Д/з. Упражнение 12 (I).

1) Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль, бумажки и перья. (ССП) 2) Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне почему-то было жаль его.(ССП) 3) С каждой секундой ропот становился всё громче и громче и слышался со всех сторон. (ПП) 4) На небе ни облачка и звёзды необычайно ярко шевелятся и дрожат в своей бездонной высоте. (ССП) 5) Красные уголья подёрнулись теплом и стали потухать.(ПП) Мороз ещё сердитее застучал в окно, и ветерзапел о чём-то в каминной трубе. (ССП) 6) Мы чувствовали над собой тяжёлые тучи, чувствовали их желание разразиться дождём, и нам было душно, несмотря на ветери холод. (ССП) 7) Только поддайся соблазну, присядь, и ветеррасправится с тобой, как ястреб с птахой.(ССП) 8) Я вышел один на палубу и не отрывал глаз от берега.(ПП) бездонной 1), и [, / - · - /].

4) - · - [ неполн.] и .

5)[ и ]. , и .

VII. Работа с примечанием к §4.

Вспомним ещё раз примечание к §4.

Это правило для вас новое.

(Отвечает один ученик).

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом есть общий второстепенный член, то запятая перед данными союзами, связывающими части сложносочинённого предложения, не ставится.

(Запятая не ставится перед одиночным соединительным и(ли) разделительным союзом, если соединяемые им предложения, входящие в состав сложносочинённого, имеют общий второстепенный член).

В ноябре выпадает снег и покрывается льдом река.

VIII. Закрепление материала.

Предложения записываются в тетрадь под диктовку, один ученик работает у доски.

Записать предложения, в которых имеется общий второстепенный член.

Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

С востока надвигались дождевые тучи и потягивало влагой.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

(нет общего второстепенного члена предложения) Мы с вами работали с предложениями, в которых общим второстепенным членом являлось обстоятельство. Запишите в тетрадь свой пример сложносочинённого предложения, в котором общий второстепенный член – дополнение.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

IX. Конструирование (составление предложений с общим второстепенным членом).

Упражнение 15.

Первый ряд использует общий второстепенный член в парке, второй – по утрам, третий – вдалеке; для всех – в этот прекрасный осенний день.



В парке играл оркестр и пел хор песенников.

По утрам раздавался звон будильника и всё в доме оживало.

Вдалеке бежала река и видны были маленькие домики неизвестного села.

В этот прекрасный осенний день в лесу торжественно и тихо и воздух пахнет опавшими листьями.

Х. Схематический диктант.

(один человек работает у доски).

Ученики чертят только схемы предложений.

Цель: проверка умения различать, что связывает союз и – однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочинённого; отработка умения расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении (с общим второстепенным членом и без него).

Задание: определить виды простых Образец записи у учащихся предложений Север дышит ветром ночи и полынь и колышет.

двус. двус.

Полая вода сошла, и река струилась , и .

узеньким ручейком.

двус. безл.

Лес тянулся на несколько километров, , и .

и можно было заблудиться в нём.

наз. безл.

Весна, и уже тепло.

Посидите на берегу с удочкой, и вы , и .

почувствуете прилив сил.

двус. двус.

После грома воздух стал чище и свежее - · - , .

дышат люди.

Прошли лес, и перед нами вдруг , и .

открылась река.

В слуховом диктанте мы с вами встретились ещё раз со сложносочинённым предложением, в котором имеется общий второстепенный член. Давайте повторим правило постановки знаков препинания в данном случае. (отвечает 1 ученик).

Найти в следующих предложениях общий второстепенный член.

(1 ученик работает у доски) 1)Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.

2)В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.

XI. Словарная тренировка.

(Цель: подготовка к контрольному словарному диктанту, который будет проводиться на следующем уроке).

Один ученик работает у доски (можно со словарём): класс пишет в тетрадях, некоторые проверяют написание слов. Все ставят себе оценку карандашом.

Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, интернациональный, гигантский, колоссальный, современник, труженики, привилегированный, чувствовать, чествовать, эшелоны, преобразовать, колонны.

Упр.16 (письменно) Упр. 20 (устно) План-конспект урока развития речи студентки 4 курса филологического факультета Брагиной Л.В.

Тема урока: Подготовка к изложению.

1. Совершенствовать умение вычленить главное в тексте, определять основную мысль текста.

2. Сформировать умение передавать от 3-го лица текст, написанный от 1-го лица.

3. Воспитывать чувство любви к животным.

Ход урока Ребята, наша задача – подготовиться к изложению, которое выбудете писать на втором уроке.

1. Откройте упражнение № 66 в учебнике русского языка и прочитайте задание.

Один ученик читает вслух:

– Изложение (см. памятку на с. 282). Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц» Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться. Напишите изложение по данному ниже плану (от 3-го лица).

1а. Видите, как много заданий. С какого надо начать работу – С первого, с чтения памятки.

2. Прочитаем, как надо готовиться к изложению, по учебнику (читает ученик, с. 315).

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выясните значение непонятных вам слов.

3. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

4. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

5. Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.

6. Ещё раз внимательно перечитайте текст.

3. Ребята, я сейчас прочитаю текст, выследите по учебнику и подумайте, какие слова вам непонятны.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу:

носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться Вышел я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А. Скребицкому) 3а. Какие слова вам непонятны (Все слова ребятам были понятны.) 4. Ребята, оцените предложенные названия с точки зрения объёма и границ текста – т.е. с точки зрения темы. (Подходит ли каждое их предложенных названий) – С точки зрения отображения темы текста все названия подходят:

в тексте описывается случай на охоте – подходит первое название и второе. Главный герой здесь – заяц, собственно, о нём и рассказ – поэтому подходит третье название.

4а. Какое из названий ярче отражает содержание текста Докажите свою точку зрения.

– Ярче отражает содержание текста заголовок «Хитрый заяц», потому что это название привлекает наше внимание. Нам хочется узнать, в чём хитрость зайца. Поэтому, по-моему, лучше озаглавить текст «Хитрый заяц».

5. Ребята, какова основная мысль текста – Здесь говорится, почему охотник не стал убивать зайца. Заяц перехитрил собак, спасая себе жизнь. Он сдал экзамен на хитрость.

5а. Коля правильно определил основную мысль текста. Так чем же заголовок «Хитрый заяц» лучше остальных – Он отражает не только тему рассказа, но и основную мысль.

5б. В чём же хитрость зайца Найдём слова, словосочетания и предложения, которые раскрывают основную мысль текста.

– Заяц всё не выбегает.

– Куда же он девался – …в заячьих следах не разберутся.

– Притаился заяц.

– Глазёнки просят: «Не выдавай меня собакам!» – Этот трудный экзамен на хитрость сдал.

– Пусть зайчат уму-разуму учит.

6. Что может помочь вам написать изложение полно, без пропусков Надо составить план и писать по плану.

6а. У нас в учебнике уже составлен план. Света, прочитай готовый план и оцени его.

(До урока план был написан на доске, теперь он открывается.) 1. Гончие выследили зайца.

2. Заяц пропал.

3. «Не выдавай меня!» 4. Охотник пощадил зайца.

– Мне нравится план, по нему можно точно передать содержание рассказа, раскрыть основную мысль.

– Последний пункт лучше озаглавить по-другому: «Охотник пощадил зайца за хитрость».

7. Ребята, в задании предлагается написать изложение не от 1-го лица, а от 3-го. Что это значит – Это значит, что надо не от имени охотника, с которым всё это произошло, рассказывать, а как бы со стороны. Как будто он нам рассказал, а мы теперь кому-то об этом ещё раз рассказываем.

7а. Что кроме местоимений изменится при пересказе от 3-го лица – Изменятся глаголы: вместо «вижу» – «видит» и т.д.

7б. Ребята, а как же нам называть того человека, который охотился Неужели всё время «он», «он» – Писатель.

– Охотник.

– Скребицкий.

7в. Давайте прочитаем каждую часть изложения, выделенную в плане, от 3-го лица.

(Каждую часть читает 1 ученик. В случае затруднения помогает другой ученик. Обратить внимание учеников на то, что мысли рассказчика лучше передать предложением с прямой речью: «Куда зайцу деваться» – подумал охотник.) 8. Почему в задании к упражнению предложено подобрать слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться – В тексте не надо повторять одни и те же слова, получится некрасивый текст.

– Надо искать самое точное слово из близких по смыслу.

8а. Подберём близкие по значению слова (исходные слова были заранее написаны на доске).

Идти – отправляться Смотреть – глядеть, впиться глазами Бегать – носиться, гоняться Прятаться – притаиться.

8б. Ребята, а как мы можем назвать зайца – Косой.

– Длинноухий житель леса.

– Зайчик.

9. Какой совет из памятки «Как писать изложение по учебнику» мы с вами ещё не выполнили – Объяснить правописание выделенных букв и знаков препинания.

9а. Объясним все орфограммы по порядку. Начнёт первый ряд по цепочке.

– на дорожке – дороженька, дорога (г/ж) – лесной – лес – вырубке – рубить – случайно – ча-ща – глазёнки – глаз – зайчат – ча-ща – Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает – здесь запятая разделяет части сложного предложения.

– Куда же он девался – вопросительное предложение.

9б. Миша, нарисуй схему этого предложения в передаче содержания от 3-го лица (с прямой речью).

– Подождал, подождал я и пошёл посмотреть, в чём дело, – первая запятая отдаляет однородные члены.

9в. Нет, ребята. Здесь повтор глагола означает длительность действия, его протяжённость во времени, это одно сказуемое, одно действие, но при повторе глаголыдруг от друга отделяются запятой.

– А вторая запятая не нужна.

9г. Кто может объяснить постановку второй запятой – Это сложное предложение: в первом говорится о рассказчике, а во втором – о деле, что же произошло.

– Гляжу: носятся мои собаки.., нюхают землю, никак… не разберутся. – Двоеточие в сложном предложении, во второй части говорится о том, что увидел охотник. А запятые между однородными сказуемыми.

– В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня – уточнение.

– притаился заяц, глазёнки так и впились в меня – сложное предложение.

– впились, просят – однородные сказуемые.

9д. В следующем предложении вы ещё не можете объяснить запятую. Просто обратите внимание на то, что в этом предложении после зверька ставится запятая: зверька, сидящего в пяти шагах от меня или зверька, который сидел в пяти шагах от человека.

– Опустил я ружьё, отозвал гончих – однородные члены.

– Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал – сложное предложение.

– Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит – однородные члены.

9е. Ребята, обратите внимание, как пишется слово уму-разуму (через дефис).

10. Ребята, прочитайте ещё раз внимательно текст, стараясь мысленно пересказать его от 3-го лица.

(Читают про себя) 11. Как в тексте оформляется деление на смысловые части – Каждая часть начинается с красной строки.

12. На следующем уроке вынапишете изложение этого текста от 3го лица. Вы должны раскрыть основную мысль текста, почему охотник не стал убивать зайца.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц».
  2. Составьте план.
  3. Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?»

Ответы

  1. «Хитрый заяц».
  2. План.
    1. Случай на охоте.
    2. Куда зайцу спрятаться?
    3. «Не выдавай меня».
    4. Экзамен на хитрость сдал.

    Рассказ написан с юмором, поэтому прежде всего он вызывает добрую улыбку.

    Мы искренне радуемся тому, что зайцу удалось спасти себя от беды, что он оказался таким находчивым и сообразительным.

    Эта история вызывает тёплые, добрые чувства к нашим четвероногим друзьям - животным.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Как галчонок есть научился»

Тема урока: Подробное изложение «Хитрый заяц».

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

м етоды и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Моти-

вация

к учебной деятел-ьности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово :

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя. участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся
к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому.)

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый
заяц».

Составьте план.

Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно

на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?»

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Прослушивание текста, выделение микротем

Прослушайте текст и подумайте, как лучше его озаглавить: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц».

(Название текста учитель вслух не читает.)

Читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст.

Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы, выполнение заданий

3. Выявление места
и причины затруднения

Обсуждение содержания текста, осмысление

Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной …»)

Опишите внешний вид зайца.

Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Подберите синонимы к слову «заяц».

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности

Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложе-нием

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. т вор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам

Работа над планом .

Примерный план

1. Случай на охоте.

2. Куда зайцу спрятаться?

3. «Не выдавай меня».

4. Экзамен на хитрость сдал.

Повторно читает текст изложения.

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют план изложения совместно с учителем

Групповая,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности работы

Устные ответы

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица.

Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают
с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Письменная ра-бота

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Упражнение 70

Упражнения 1 - 118

Вопрос

Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться .

Напишите изложение от 3-го лица по данному ниже плану.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайду на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

План:

  1. Гончие выследили зайца.
  2. Заяц пропал.
  3. «Не выдавай меня!»
  4. Охотник пощадил зайца.