Основные формы трудовой деятельности. Формы трудовой деятельности: физический и умственный труд. Формы трудовой деятельности с привлечением механизмов

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности


Все виды труда условно делятся в основном на 2 группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, и умственный труд с преобладанием умственной и творческой деятельности. Условность этих делений на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без регулирующей деятельности ЦНС и, прежде всего, коры головного мозга человека.
В настоящее время существуют следующие виды трудовой деятельности: труд, требующий значительной мышечной активности, механизированные виды труда, автоматизированные и полуав- томатизированные, групповые (конвейерные) работы, труд, связанный с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
В настоящее время их можно отнести к уходящим, так как связанные с тяжелым физическим трудом (землекопов, лесорубов, кузнецов, а в сельском хозяйстве ручная косьба и молотьба) выполняются автоматическими и полуавтоматическими машинами, комбайнами, роботами.
Применение значительных мышечных усилий имеет место и в ряде других профессий, в которых полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, например, при обслуживании внутризаводского транспорта, при некоторых видах конвейерного труда.
Эти работы характеризуются повышенными энергетическими тратами - 4000-6000 ккал и выше, а в механических единицах могут доходить до 200000-300 000 кгм в смену. Хотя физический труд развивает мышечную систему человека и благоприятствует обменным процессам, тем не менее он вызывает ряд отрицательных последствий. Основное из них заключается в социальной неэффективности физического труда. Для достижения сколько-нибудь оправдывающей себя производительности (весьма малой по сравнению с механизированной формой данного вида труда) требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил че-ловека. По некоторым расчетам при работах с расходом энергии 8 ккал/мин время на отдых при оптимальном режиме труда должно составлять 50% от общего рабочего времени. Другой недостаток в физиологическом плане состоит в том, что любой физический труд всегда односторонне развивает мышечную систе- му. Рабочий стереотип, многократно повторяемый, включает в дело лишь определенные и одни и те же группы мышц. Нередко последние получают гипертрофированное развитие.
В связи с усовершенствованием орудий труда тяжелый мускульный груд отступает на последнее место. Он не должен иметь место в массовом производстве и его применение может быть оправдано в индивидуальных ситуациях при отсутствии механизированных средств для работы.
Механизированные формы труда. К таким формам труда относятся многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические траты в этих группах профессий колеблются в пределах 3000-4000 ккал/сут, а механическая работа может сжигать 100 000 кгм в смену.
Отличительными чертами механизированных форм труда по сравнению с формами труда, требующими значительных мышечных напряжений, являются снижение и иное применение мышечного компонента в работе и усложнение программы действий. Что касается первой черты, то механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшает роль крупных мышц в работе и увеличивает значение более мелких мышечных групп. Эта перестройка вызывает качественные изменения в функциях двигательного аппарата. Если от крупных мышц требуются значительные усилия, то задача мелких мышц состоит преимущественно в развитии скорости и точности движений. Другая отличительная черта заключается в том, что дистальные звенья имеют большее количество степеней свободы по сравнению с проксимальными. Следовательно, активность дистальных звеньев может дать большее разнообразие в двигательных актах и тонкую градацию мышечных напряжений, необ-ходимых для управления механизмами.
Усложнение программы действий связано с двумя обстоятельствами. Обслуживание механизмов требует знания их конструкции. Кроме того, механизация позволяет совершенствовать технологию обработки предмета труда. Нередко исполнительным функциям предшествуют планирование работы, расчеты по чертежам. Повышается квалификация работника, удлиняются сроки обучения. Особенность обучения по сравнению с профессиями мускульного труда состоит в том, что здесь недостаточно тренировки двигательного аппарата, протекающей по физиологическим закономерностям упражнения в значительной мере независимо от воли и сознания человека. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений. Типичным примером механизированного труда является токарная работа по металлу. В этой области надо различать индивидуальное, мелкосерийное и крупносерийное производство.
Характерной чертой этих трех форм организации труда является увеличение фактора монотонности от первой к последней. В индивидуальном производстве центр тяжести работы токаря в программировании его деятельности, двигательные функции играют вспомогательную роль, хотя сами движения должны быть достаточно отработаны и точны. Работа в целом не носит моно-тонного характера. В мелкосерийном производстве повторяемость рабочих операций увеличивается, повышается скорость работы, но возрастает и монотонность. Благоприятным фактором является смена содержания труда, связанная с разными партиями изделий: изменяются характер и последовательность движений. Наконец, в крупносерийном производстве двигательная функция выступает на первое место и, как правило, упрощается, фактор монотонности преобладает в работе, программирующая деятельность сводится к минимуму. Таким образом на примере работы токаря мы имеем широкий диапазон изменений в содержании деятельности, который может характеризовать различные виды механизированного труда, от высших и сложных его форм до полуавтоматического производства.
Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. В этих формах труда получает дальнейшее выражение механизация производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь, изделие. Главная характерная черта этих работ - монотонность. Работа не требует специальной квалификации. Она адресована к двигательному аппарату, от которого требуется скорость и точность. Примером таких работ может служить штамповка одних и тех же деталей. С физиологической точки зрения подобным работам должна быть дана отрицательная оценка. Бессодержательность труда, оставляющая высшие кортикальные центры без «цели», ограниченное и одностороннее использование двигательного аппарата превращают человека в дополнительный к станку несложный механизм.
Автоматизация, как уже было сказано, резко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает просто дополнять механизм, а переходит к управлению им. Теперь основная задача работника заключается в обеспечении бесперебойной работы механизма. Рождается новая профессия наладчика, требующая детального знания обслуживаемого агрегата. По своему уровню знаний наладчик сложных механизмов приближается к инженерно-техническому персоналу. Другая особенность при переходе к автоматизации состоит в том, что один работник в состоянии обслужить несколько механизмов. В руках наладчика сосредоточиваются десятки механизмов: в одних случаях не связанных между собой, в других - объединенных в поточные линии. Вмешательство человека в работу автоматов многообразно как по содержанию, так и по времени. Одни механизмы требуют частого вмешательства и относительно простых действий, другие автоматы рассчитаны на длительную непрерывную работу (их повреждение требует от работника сложной программы действий). Примером первых может служить ткацкий станок. Он стоит как бы на границе между полуавтоматом и автоматом. Операция смены шпуль характеризует его как полуавтомат, операция ликвидации обрывов нитей позволяет причислить его к автоматам. Примером вторых могут быть автоматы, штампующие металлические детали из длинных лент (например, при изготовлении перьев для письма).
Основной чертой деятельности работника во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние А. А. Ухтомский обозначил термином «оперативный покой». Под ним понимается трудовая доминанта, направленная на предстоящую деятельность. Уровень оперативного покоя бывает различным в зависимости от ответственности предстоящей работы, от отношения к работе, от срочности действий, от индивидуально-типологических свойств работника. Сохранение состояния оперативного покоя - большой нервный труд. Он тем больше, чем меньше вероятность раздражителя, сигнализирующего вступление в действие. Длительное отсутствие сигнала о начале очередного действия на фоне гиподинамии ведет к снижению лабильности и к иррадиации парабиотического торможения в нервных центрах.
Многостаночное обслуживание как одна из форм управления автоматами требует участия высших кортикальных центров по переработке информации, ведущей к построению логических связей.
Групповые формы труда (конвейеры). Типичным видом групповых форм труда являются конвейеры. Дифференциация труда привела к необходимости пространственного объединения рабочих, выполняющих последовательные циклы обработки какого- либо изделия. Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, требующая минимум времени для их выполнения. Существенной частью конвейера следует считать систему передачи изделия по ходу его обработки от одного рабочего к другому. Наиболее распространенной является транспортерная лента, доставляющая изделие к работнику.
Наблюдается стремление освободить последнего от вспомогательных операций по взятию изделия на рабочее место для обработки и откладыванию его на ленту для передачи следующему работнику. Дело в том, что при большой дифференциации труда длительность вспомогательной операции начинает превышать время самой обработки изделия. Прилагаются усилия к тому, чтобы обработка изделия происходила без его снятия с ленты.
Другая тенденция заключается в том, чтобы максимально ме-ханизировать основную операцию, упростив двигательную функцию работника. Обе тенденции ведут к усилению гиподинамии, отрицательно сказывающейся на функциональном состоянии организма человека.
Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников. Она определяет такт работы конвейера. Величину такта, т. е. интервал времени, предоставляемый работнику для выполнения очередной операции, можно принять за меру монотонности. Чем меньше этот интервал, тем монотоннее работа, тем проще и автоматизированное. содержание операции. Известно определение ритма как великого экономизатора сил, однако это преимущество конвейера входит в противоречие с бессодержа-тельностью труда при крайних формах его дифференциации. Отсюда следует вывод о необходимости внедрения на конвейере оптимальных ритмов, средних величин интервалов времени на обработку изделия. Критерием оптимального темпа должны стать содержательность операции, в известной степени законченное по цели разнообразие действий работника. Таким образом, фактические нормы диктуют необходимость укрупнения операций там, где допущена их чрезмерная дробность. Более подробно об этом изложено в главе VIII в разделе «Конвейерный способ труда».
Вместе с тем во внимание должно быть принято физиологически правильное понимание ритма работы. Особенностью организма человека как сложной саморегулирующейся системы является естественная вариативность реакций в определенном диапазоне. Поэтому математически точная ритмовка действия, сопутствующая пульсирующему типу конвейера, неблагоприятна для поддержания работоспособности человека на высоком уровне.
Крупнейшим фактором, отвергающим постоянство ритма на конвейере, является динамика работоспособности человека как фазнопротекающий процесс. Сменяющие друг друга фазы - враба- тываемость, устойчивый характер работоспобности, утомление, конечный порыв - принципиально требуют переменного ритма работы.
Формы труда, связанные с дистанционным управлением. С физиологической точки зрения представляется целесообразным различать две основные формы управления производственным процессом на расстоянии. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. Такая классификация преследует цель подчеркнуть два функциональных состояния человека, отличных друг от друга. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Там, где к оператору поступает разнообразная информация без длительных периодов ожидания, человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. Очевидно, что чем больше его участие, тем менее автоматизирован процесс управления. В качестве примера элементарной формы дистанционного управления может служить профессия крановщика. Раздражители, программирующие его действие, поступают непосредственно в зрительный и слуховой анализаторы, вызывая моторную реакцию - манипулирование кнопками и рычагами. В пульте управления крановщика отсутствует сенсорное поле со специально закодированными сигналами - это моторный пульт. Очевидно, к этому типу пультов можно отнести также профессии шофера, тракториста. На следующем этапе развития дистанцион-ных форм управлення пульт оснащается сенсорным полем - предмет труда исчезает из поля зрения человека, заменяется закодированным сигналом. Производственный процесс теперь требует алгорптмпровапия. Естественно строить классификацию таких пультов но степени сложности перекодирования сигналов - процесса, лежащего в основе переработки информации. Одни сигналы прямым образом связаны с определенными действиями - это тип простого кодирования, когда показание стрелки о повышенном напряжении пара в котле требует действия, направленного на его снижение. Другие сигналы требуют правильного выбора действий из ряда возможных, заложенных в общей программе производственного процесса. Такова деятельность диспетчера на производстве, транспорте.
Прогресс форм дистанционного управления следует усматривать в постепенном освобождении человека от роли оперативного звена в системе управления. Очевидно, что это достигается на путях автоматизации производственного процесса, т. е. в перенесении процессов регулирования в саму систему.
Освобождение человека от роли участника дистанционных форм управления выражается в переходе его на роль наблюдателя за автоматизированным процессом и вмешательства в работу автомата в экстренных случаях. Нередко мы приходим к форме дистанционного управления, характеризующейся состоянием выраженного оперативного поля. Примером могут служить некоторые пульты управления в производстве с высокой автоматизацией технологического процесса. Можно думать, что в той или иной степени функции наблюдения и контроля за работой автоматов останутся незаменимыми для человека.
Формы интеллектуального труда. Можно выделить две основные формы труда в области умственной, интеллектуальной деятельности человека: профессии, занятые в сфере материального производства и вне его, такие, например, как связанные с научной деятельностью, с деятельностью в области прикладных знаний (врачи, учителя) или в области литературы и искусства (писатели, артисты, художники). Основанием к такой классификации служит процесс постепенного сглаживания различий между физическим и умственным трудом. Сфера материального производства все в большей степени требует приложения сил в плане его технизации и организации. Отсюда разнообразные профессии инженерного профиля, среди которых можно выделить два типа: один, связанный с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы), и другой, в задачи которого входит осуществление эксплуатационных функций (инженеры, техники, мастера, диспетчеры, операторы и др.). К последнему примыкают работники, выполняющие учетные функции (бухгалтеры, статистики и т. д.). Интеллектуальный труд, сопровождаемый незначительной мышечной активностью, энергетически наиболее экономен. Суточные затраты энергии превышают основной обмен лишь на 600-1000 ккал, составляя 2400-2800 ккал. Эта экономия обусловлена гиподинамией и не является положительным признаком. Мозговая деятельность лишена «поддержки со стороны мышц», что ведет к отрицательным последствиям, если компенсаторные акты организма оказываются неэффективными (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания).
С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной активности мозгового субстрата, в результате которой формируются связи между абстрактными сигналами (у человека словами), опосредующими действитель-ность. Учение о доминанте А. А. Ухтомского и учение об условных рефлексах И. П. Павлова закладывают фундамент для будущей физиологии мышления, механизмы которого ждут своего объяснения.
Современный этап характеризуется разработкой проблем формирования простейших связей между внешним, закодированным (абстрактным) сигналом и реакцией на него.
Накопленный в настоящее время материал показывает, что в процессе формирования новых связей образуются комплексы отраженных в мозговом субстрате сигналов, приобретающих черты устойчивости и экономности в их воспроизведении. Это - сформированные доминанты или динамические стереотипы. Это - выработанные программы действий.
Любая профессия требует усвоения определенных программ действий. Основные черты интеллектуального труда - сложность и переменность программы действий. Эти. черты и должны служить путеводной нитью при дальнейшей классификации внутри двух принятых нами форм интеллектуального труда.
Понятие «сложность программы» можно рассматривать относительно алфавита (количества) сигналов--раздражителей физических или абстрактных (представление, понятие), с которым имеет дело работник. Чем больше сигналов разного содержания и значения, тем сложнее выбор правильного действия. Однако если алфавит постоянен, то в результате опыта возможна выработка стереотипа, облегчающего труд: действия приобретают черты автоматизма. Другая черта программы - переменность - здесь имеется в виду динамичность программы в смысле включения новых сигналов, изменения их кода, включения старых. Это ведет к формированию новой программы, поскольку все компоненты ее взаимно связаны между собой.
Формирование различных программ связано с увеличением фонда долгосрочной памяти, материал которого также вступает в действие при выполнении текущей программы (в порядке следов). Указанные критерии носят общий характер, поддающийся конкретизации на настоящем этапе в модельных условиях, па- пример при экспериментальном пульте управления, имитирующем разные стороны интеллектуального труда.
В качестве отправных точек для группировки разных форм этого вида труда возможно принять следующие: 1) постоянная программа дсііствня, 2) переменная программа действия. В первом случае достигается высокая степень стереотипности в действиях. Во втором случае преобладает процесс формирования все новых н новых программ (процесс творчества) с возможностью стерео- тпппаанип отдельных элементов программ. Внутри этих 2 групп возможна классификация по степени сложности программ и их динамичности. Таким образом, фланги широкого фронта форм интеллектуального труда будут характеризоваться следующими чертами. На одном - постоянная, простая программа действий, создающая более или менее законченный, монотонный стереотип. Примером таких профессий являются профессии телеграфистов, счетоводов и др. На другом - переменная, сложная программа действий, которой руководствуются талантливый ученый, выдающийся конструктор, формирующие новые программы действий, устанавливающие новые связи явлений.
Если первый фланг тесно связан с крайне дифференцирован-ными формами труда, то второй близко соприкасается с деятельностью в области искусства, с творчеством, охватывающим сознательную или бессознательную сферу жизни человека.
Особое положение в этой классификации занимает управленческий труд, например, труд директоров предприятий, объединений, нередко весьма сложный, требующий огромного напряжения со стороны ЦНС, коры головного мозга, усиления многих функций организма человека.

Все виды труда можно разделить на две группы: физическая, где преобладает мышечная деятельность, и умственная, где доминирует мыслительная деятельность. Такое разделение достаточно условно, поскольку ни один из видов труда не может происходить без деятельности ЦНС. Но такое разделение необходим, поскольку эти два вида труда имеют свои особенности. Существует такая классификация трудовой деятельности:
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этих форм становится все меньше, поскольку они связаны с тяжелым физическим трудом (землекопы, лесорубы, косари и т.д.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса. Названы профессии требуют значительных энергетических затрат. Хотя такая физический труд и развивает мышечную систему человека, она вызывает ряд негативных последствий. Основной из них - социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности требуется значительное напряжение физических сил человека.
2. Механизированные формы труда - это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты механизированных форм труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшая роль крупных мышц в пользу мелких, задача которых состоит преимущественно в развитии точных и быстрых движений.
Осложнения программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3. Групповые формы работы (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, освобождение работника от вспомогательных операций, синхронизация работы всех ее участников. Эта форма работы отличается монотонностью однообразных трудовых процессов. Величину такта - интервал времени между операциями - можно принять за меру монотонности. В связи с этим высокая нагрузка приходится на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с различными свойствами нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.
4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах работы механизация производственного процесса выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а руководит им, обеспечивает его бесперебойную работу. Основной особенностью деятельности работника является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние назвали «оперативным покоем» (А. А. Ухтомский, 1927). Эта трудовая доминанта направлена на дальнейшую деятельность, Уровень «оперативного покоя» бывает разным в зависимости от ответственности будущей работы, отношение к ней, срочности действий, индивидуальных свойств рабочего. Сохранение состояния «оперативного покоя» - большая нервная работа.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Различают два основных рабочих ритмы. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию. Сложные формы - деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.
6. Формы интеллектуального труда. С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд очень разнообразна, и программы могут быть разные по качеству и сложности. С одной стороны, это постоянная, простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, счетоводы и др.)., А с другой - переменная, сложная программа действий, которой придерживается талантливый ученый, выдающийся конструктор (творческая работа).

Особенности умственного труда

Умственным считается работа, связанная с приемом и переработкой информации. Она требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, особенно второй сигнальной системы, но действительно умственная (творческая) деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений, даже крупных.
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора - группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы-наблюдатели, операторы-исполнители, операторы-технологи и др.).. Для исследования этих профессий, очень распространены в современном производстве, виннк даже новый раздел науки - инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.
2. Управленческий труд - руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, в частности, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального значения и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы большое количество различных качеств (политических, организаторских, деловых, профессиональных, личных), широкий круг знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы работы характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузки, возможность конфликтных ситуаций.
3. Творческая работа - одна из сложнейших форм деятельности человека, ибо она требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы. Для их работы характерны создания новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других профессий), значительный объем памяти, пристальное внимание, что повышает уровень нервно-эмоционального напряжения. Кроме того, нерегламентированных график деятельности.
4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медицинского работника в них есть общие черты, связанные с постоянными контактами с людьми, преимущественно больными, повышенной ответственностью, часто - дефицитом информации для принятия правильного решения.
5. Труд учащихся и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания (особенно ее концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

4. Гигиенические требования, предъявляемые к помещениям для работы и рабочим местам

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле - это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом труда для осуществления единичных процессов труда в соответствии с целевой функцией получения результатов труда.

Санитарно-гигиенические требования

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Под санитарно-гигиеническими требованиями понимается система санитарно-технических, гигиенических и организационных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на людей вредных производственных факторов. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приёма пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходим контроль за следующими параметрами:

Световая среда. Освещение на рабочем месте является важным параметром. В зависимости от назначения помещения, а также вида зрительных работ нормируются такие показатели освещённости, как естественное освещение или искусственное освещение, освещенность, коэффициент пульсации, освещенность поверхности экрана, неравномерность распределения яркости, нестабильность изображения и т. Д.

Микроклимат. Нормы производственного микроклимата установлены едиными для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым макроклиматическим условиям. К ним относят температуру, влажность воздуха, скорость его движения.

Производственный шум. Определяют как совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. Является распространённым негативным фактором на производстве и негативно влияет на организм человека.

Электромагнитные поля. Создаются различными источниками. На биологическую реакцию организма влияют такие параметры электромагнитных полей, как интенсивность и частота излучения, модуляция сигнала и сочетание частот электромагнитных полей, продолжительность облучения и периодичность действия и т. д.

Требования к безопасности

Безопасные условия труда - это состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или их воздействие не превышает предельно допустимых значений. Обеспечение данных условий - одно из важнейших требований, предъявляемых к рабочему месту. Отдельно можно выделить следующие виды безопасности труда.

Пожарная безопасность. Предотвращение пожаров осуществляется главным образом путём исключения возможности образования горючих или взрывоопасных сред и источников зажигания. На случай пожара на предприятии должны находиться средства пожарной защиты и сигнализации для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.

Электробезопасность. Любое современное рабочее место насыщено электрооборудованием, измерительной техникой, автоматикой. Это создаёт условия повышенной опасности поражения электрическим током, а в ряде случаев - особо опасные условия.

В зависимости от специфики к рабочему могут быть предъявлены дополнительные требования обеспечения безопасности труда, такие как взрывобезопасность, химическая безопасность, радиационная безопасность и т. д.