Елисеева Екатерина Степановна
Место работы, должность:
МОУ СОШ №17 г.Улан-Удэ республики Бурятия, учитель начальных классов
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Класс(ы):
Класс(ы):
Класс(ы):
Предмет(ы):
Внеклассная работа
Цель урока:
Цели:
Учащихся в классе (аудитории):
Используемое оборудование:
выставка книг о птицах; мультимедиа; презентация «Поле чудес» «Наши пернатые друзья»; приложение «Оригами голубь»; альбомные листы, фломастеры; рисунки птиц.
Краткое описание:
Данное внеклассное мероприятие представлено в виде игры Поле чудес на тему "Наши пернатые друзья". Эту игру можно провести и на недели по природоведению, и в летнем загородном лагере. Презентация игры имеет много красочных иллюстраций, музыкальное сопровождение, носит познавательный характер.
Ход мероприятия
Орг. момент
«Сдаётся мне, жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно!
Как веселит глаз дивная расцветка их оперения!
Как радует слух их чудесное пение!
И как дух поднимает их лёгкий, свободный полёт!
А волшебное их искусство гнездостроения «Без рук, без топорёнка!»
Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц?»
Виталий Бианки
Ведущий. Добрый день! Поистине добрый. На дворе хозяйничает весна. И в природе - праздник!
А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарянки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Международный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные края пернатые: грачи, скворцы, лебеди, зарянки, жаворонки, коноплянки, зеленушки, гуси, журавли… всех не перечислишь. День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в городе Москве в Сокольниках юные орнитологи со своим руководителем Николаем Ивановичем Дергуновым. С тех пор этот день празднуют по всей стране!
Наша игра «Поле чудес» посвящена птицам и всему, что касается пернатых.
(1-2-3 слайды)
Первый тур
Отбор первой тройки игроков. Загадки:
(4 слайд)
Вёрст не считала,
По дорогам не езжала,
А за морем бывала. (Птица.)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)
Не лёгкое и не тяжёлое,
А через хату не перекинешь. (Пух, перо.)
Представление участников первого тура.
Ведущий. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.) (5-6 слайды)
Масса около 13 килограммов, а размах крыльев достигает 3,6 метров.
Музыкальная пауза
Просмотр фотографий птиц в сопровождении пения соловья. (7-8 слайды)
Второй тур
(9 слайд)
Жёлтый пушистый ребёнок
Вышел из жёлтых пелёнок. (Цыплёнок.)
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей.)
Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин.)
Представление участников второго тура.
Ведущий. Наверняка вы уже знаете, что некоторые птицы любят сок деревьев. Ну, например, большой пёстрый дятел. Выдолбит дырочку в берёзе высоко на стволе и сидит, попивает! Особенно любит сок клёна: он слаще берёзового. А вот есть птица на земле, которая питается нектаром цветов, как насекомые. Внимание! Вопрос!
Какая птица питается цветочным нектаром? (Колибри.) (10-11 слайды)
Место обитания - Северная Америка. Гнездо колибри не больше половинки скорлупки грецкого ореха. Сама птичка весит всего несколько граммов (не более 20), но садиться на цветок не может, цветок всё равно её не выдержит. Вот и приходится птичке зависать в воздухе над цветком, часто-часто махая крылышками (мелкие виды делают до 80 взмахов в секунду).
Пауза «Для любознательных»
(12 слайд)
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
Третий тур
Отбор второй тройки игроков. Загадки:
(13 слайд)
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки,
Дарит лёгкие перинки. (Гусь.)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо.)
Ведущий. Внимание! Вопрос!
Как называется вход в гнездо? (Леток) (14-15 слайды)
Музыкальная пауза
Песня «Раненая птица» (16 слайд)
Музыка: А. Пахмутова
исполняет Сережа Парамонов
1 куплет:
Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
А море без рыб - не море,
Не земля! Не земля!
2 куплет:
Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля! Не земля!
3 куплет:
Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля! Не земля!
Финал
(17-18 слайды)
Представление участников финала.
Ведущий. Есть среди птиц те, которые живут около человеческого жилья, на крышах домов. Например, голуби (иначе - сизари). Но есть и лесные голуби, они живут в лесу.
Внимание! Вопрос!
Как называется большой лесной голубь? (Витютень.)
Суперигра
(19-20 слайды)
Ведущий. Из-за вторжения человека в природу, из-за варварского отношения к ней численность некоторых видов птиц резко сократилась. Не живут теперь в Сибири белые журавли-стерхи, редко встретишь и серого журавля, глухаря. Спасибо лебедям, гусям, которые ещё заглядывают в наш край весной. И, конечно, человеку страшно остаться без птиц.
Внимание! Вопрос!
Как называется место в заповеднике и в охотничьем хозяйстве, где содержат птиц? (Вольер.)
Награждение победителей.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Спасибо всем, кто принял в ней участие.
На прощанье хочу сказать ещё несколько слов о пернатых. Учёные подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 «клювов» на человека. Не так-то уж много. Птицы - санитары природы, они уничтожают вредных насекомых. Птицы являются украшением природы, без птиц были бы пустынными наши леса, луга, болота, степи… Не будет птиц - исчезнет та дивная музыка природы, которая доставляет нам столько удовольствия. Поэтому и стремятся люди приветить птах. А для этого мало знать, надо охранят. И тогда в нашем лесу не смолкнут птичьи голоса.
В память о нашей игре все участники и гости изготавливают оригами голубь.
(21 слайд) (Приложение)
Кононкова Светлана Александровна, педагог-организатор, руководитель экологической студии творческого развития
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение "Мурманская коррекционная школа-интернат №3"
2013г.
г.Мурманск
Сценарий
эколого-познавательной игры «Поле чудес»
«Такие разные птицы»
Цель: развивать у детей младшего и среднего школьного возраста познавательный интерес к фауне родной природы.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Такие разные птицы»; стенд; набор букв; игровой барабан; «призовая коробка»; призы.
Ход:
Ведущий: Ребята, вспомните, какой праздник отмечается во всём мире 1 апреля? (ответы детей)
Верно, 1 апреля - это Международный День птиц.
Как вы думаете, почему люди вот уже более ста лет ежегодно отмечают этот праздник? (ответы детей).
Да, птицы всё чаще и чаще нуждаются в защите. Очень много видов птиц могут совсем исчезнуть, поэтому их надо беречь и охранять.
Слайд 1. Сегодня мы проведём игру «Поле чудес» по теме: «Такие разные птицы». Я думаю, вы узнаете много нового и интересного о некоторых птицах и потом сможете рассказать об этом своим друзьям и знакомым.
Итак, мы начинаем игру.
Но для начала я познакомлю вас с правилами этой игры.
Для участия в игре мы должны определить три тройки игроков.
Участники по очереди вращают барабан. При «положительном» секторе участник называет букву. Если эта буква есть в загаданном слове, буква открывается, участник продолжает вращать барабан. Ему зачисляется указанное количество очков. Если такой буквы нет, ход переходит другому игроку. Сектор «Б» - «банкрот» - все очки сгорают; сектор « + » - можете открыть любую букву; сектор «приз» - вы можете взять приз и выйти из игры, а можете продолжить игру.
(Выбираем 1 тройку игроков)
Слайд 2. Задание для первой тройки игроков.
- Назовите самую большую птицу в Европе?
Слайд 3. Ответ: Л Е Б Е Д Ь
Лебедь – очень красивая, грациозная птица. Люди издавна ценили лёгкий и очень тёплый лебяжий пух. И, видимо, поэтому было уничтожено так много этих птиц. Лебедя пришлось занести в Красную книгу.
(Выбираем 2 тройку игроков)
Слайд 4. Задание для второй тройки игроков.
- Назовите птицу, которая может летать хвостом вперёд?
Слайд 5. Ответ: К О Л И Б Р И
Это очень маленькая яркая птичка, похожая на бабочку. Она даже питается, как бабочка, нектаром цветов. А при полёте может зависать в воздухе на одном месте и, действительно, умеет летать хвостом вперёд.
(Выбираем 3 тройку игроков)
Слайд 6. Задание для третьей тройки игроков.
- Назовите птицу, которая умеет ходить под водой?
Слайд 7. Ответ: О Л Я П К А
Вот какая удивительная птичка. Она совершенно свободно может нырять в воду и бегать по дну реки, выискивая среди камушков различных жучков, червячков себе на обед.
Итак, мы подошли к финалу.
В финале осталось три игрока. Условия игры те же.
Слайд 8. Задание для финалистов.
- У какой птицы язык покрыт шипами?
Слайд 9. Ответ: П И Н Г В И Н
Действительно, язык пингвинов покрыт многочисленными шипами для того, чтобы удержать во рту скользкую рыбу. А вы знаете, что рыба для пингвинов – это основная пища.
Итак, определился победитель нашей игры, и мы предлагаем ему сыграть в суперигру.
Слайд 10. Вопрос для СУПЕРИГРЫ.
- Назовите птицу, которая может спать во время полёта?
(Игроку разрешается назвать 3 буквы. Время на обдумывание – 1 мин.)
Слайд 11. Ответ: А И С Т
Аисты довольно крупные птицы. Каждый год весной они возвращаются из тёплых стран на родину в одни и те же гнёзда, которые обычно вьют на крышах домов. Считается, что эти птицы приносят счастье.
Вот и подошла к концу наша познавательная игра.
(Вопросы по усвоению информации)
Слайд 12. Я поздравляю победителя и благодарю всех участников.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Игра «Поле чудес»«Такие разные птицы»
Назовите самую большую птицу в Европе.задание №1.
ЛЕБЕДЬ
Назовите птицу, которая может летать хвостом вперёд. задание №2.
КОЛИБРИ
Назовите птицу, которая может ходить под водой. задание №3.
ОЛЯПКА
У какой птицы язык покрыт шипами? Задание для финалистов.
ПИНГВИН
Какая птица может спать во время полёта? СУПЕРИГРА.
АИСТ
СПАСИБО ЗА ИГРУ!
Приложенные файлы
"Поле чудес" на тему "Птицы Беларуси". Игра с презентацией для младших школьников.
Тема: «Птицы Беларуси»
Цель: Проверка и закрепление знаний о птицах Беларуси.Оборудование:
экран, мультимедиа-проектор, компьютер, игровое поле, волчок со стрелкой, 2 шкатулки, конфеты, подарки участникам и диплом победителю.
Предварительная работа:
наблюдения в природе, просмотр видеофильмов, беседы, чтение рассказов и стихотворений о птицах.
Ход игры:
Звучит музыка из игры «Поле Чудес»1. Вводная часть.
Ведущий: Ребята, сегодня мы вновь встретились на игре «Поле чудес». А о теме этой игры вы догадаетесь, прослушав стихотворение:То там, то там,
Звонко и приятно,
Нам лес доносит птичий гам,
Так мило и отрадно!
Не разглядеть певца
В листве берёз и клёнов,
Не разобрать в той песне и словца
Среди несчётных звонов.
Вот где-то дятел отстучал,
И чёрный ворон где-то
Уныло, тихо прокричал
Да и пропал на этом.
Поёт нам зяблик звонко,
Чеканит песенку свою –
К любви взывает громко;
А я прислушался, стою...
Сейчас вам предстоит продемонстрировать свои знания, полученные на уроках и приобретённые в результате наблюдений, просмотра видеофильмов…
Но для начала проведём отборочный тур для определения 1-ой тройки игроков.
Загадки:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Воздух режут без усилья,
Как серпы, кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Ведущий:
Прежде чем зачитать задание для 1-го тура, позвольте мне напомнить вам правила нашей игры.
Итак,
- Вы должны внимательно выслушать задание и попытаться угадать слово, назвав при этом само слово или одну букву. Для начала вам необходимо привести в движение волчок. Стрелка укажет вам, что необходимо сделать;
- Если выпадет знак «+»
, то можете назвать букву, которую мы откроем, если она есть в слове-отгадке;
- Если же выпадает знак «-»
, то вы пропускаете ход, и право хода переходит к другому участнику;
- Если выпадет знак «+1»
, то можете назвать две буквы, даже, если первую букву вы не угадали;
- Если выпадет знак «Б»
, то можете открыть любую букву в слове, не называя её. (Например, первую, последнюю или др.);
- Если выпадет буква «П»
, то вы можете взять приз и выйти из игры, либо отказаться от приза и остаться в игре с правом назвать букву;
- Две угаданные подряд буквы дают вам право получить вознаграждение, при этом угадать, в какой из двух шкатулок оно лежит (конфета).
На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 1-го тура.
Ведущий:
Наиболее известная и распространённая дикая утка.
У самца голова и шея зелёные, зоб и грудь коричнево-бурые, спинка и брюшко серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. У самки окраска бурая с более тёмными пятнышками, брюшная сторона буровато-серая с продольными пестринками.
Что это за птица?
(КРЯКВА)
Загадки:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Крупная, большая птица,
На гладь водную садится,
А когда взлетать пытается,
Долго очень разбегается! (Лебедь)
Игра со зрителями.
Вопрос: Эта птица любит селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. Птица питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи этих птиц слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами.Суперигра
(Вращением барабана суперфиналист определяет подарок, который ему достанется в случае победы)Игра «Поле чудес» на тему «Птицы» для учащихся начальной школы
Игра «Поле чудес» на тему «Птицы»
Наталья Хитрова
«Наши крылатые друзья». Игра-занятие «Поле чудес» по закреплению у детей знаний о птицах
Цель : закрепить знания , полученные ранее о зимующих птицах , о перелетных; развивать речь детей , память, быстроту мышления, сообразительность. Воспитывать добрые чувства к птицам . Учить играть , соблюдая правила игры.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Наступила весна, заканчивается месяц март, возвращаются на Родину птицы , начинают вить гнезда и петь песни. В конце марта все любители природы отмечают День птиц , радуясь этим прекрасным созданиям. Вот и мы с вами вспомним то, что мы узнали о птицах .
Ребята, мы будем играть в игру «Поле чудес » , а чтобы играть нужно знать правила . Послушайте их :
1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
2. крутить волчок можно один только раз, затем ход переходит к
3. Если не ответил на вопрос, то на помощь приходят зрители.
4. Если выпал сектор «Приз» , то участник игры может выбрать
«Приз» , если игру, то отвечает на вопрос, следующий после
сектора «Приз» .
Мне будет помогать счетная комиссия, для того, чтобы выявить победителей.
Вдруг слышится шум, карканье и влетает ворона.
Здравствуйте, ребята и взрослые! Я ученая Ворона, все на свете знаю и хочу посмотреть как в вашем детском саду отмечают наш праздник – День птиц . Можно мне погостить у вас на празднике?
Ведущий : Мы очень рады тебе, уважаемая Ворона, будь гостьей на нашем празднике.! Мне очень нужна твоя помощь. У нас так много ребят, а мне нужно выбрать самых сообразительных. Не знаю что и делать!
Ворона : Помогу тебе с удовольствием, Уважаемая! Я старая мудрая Ворона, 120 лет живу на свете. Вот у меня есть книга, в которой все написано. Я задам детям вопросы, а кто на них правильно ответит, тот и будет играть .
Вопросы :
Какую пользу приносит трясогузка?
Как звали воробышка в рассказе М. Горького «Воробьишко» ?
Кто наряднее у птиц самец или самочка ?
Какая птица умеет шипеть как змея?
Почему про гуся говоря «из воды сухим выходит» ?
Какая птичка носит весеннее имя?
На что похожи лапки водоплавающих птиц ?
Чем покрыто тело птиц ?
Какую птицу называют «лучший певец» ?
Ведущий : Спасибо мудрая Ворона, ты мне очень помогла!
ВОПРОСЫ 1 ТУРА :
1. Назови перелетных птиц ?
2. Какие перелетные птицы улетают первыми в теплые края?
3. Как называются теплые страны, куда улетают перелетные
птицы ?
4. Покажи на картинке кто как летит?
5. Какие птицы занесены в Красную книгу России?
Ворона объявляет победителя 1 тура и награждает всех 3 участников.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
ВОПРОСЫ 2 ТУРА :
1. Назови зимующих птиц ?
2. Чем клест отличается от других зимующих?
3. Каких птиц спасла синичка Зинька в рассказе В. Бианки
«Март» ?
4. Каких птиц называют «лесными докторами» ?
5. Какая зимующая птица красуется своим нарядом?
6. Почему зимой птицы приближаются к жилью человека?
Ворона объявляет победителя 2 ТУРА и награждает всех троих.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
ВОПРОСЫ 3 ТУРА :
1. Какая птица лишняя в этом ряду ?
2. Про каких птиц говорят , что они «приносят весну на крыльях » ?
3. Расскажи по этим картинкам о правилах поведения на природе.
4. Чему учат птицы своих птенцов ?
5. Каких птиц называют «породисты» , «пересмешники» ? Почему?
6. Какая птица любит собирать все блестящее?
Ворона объявляет победителя 3 ТУРА и награждает всех троих игроков.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
ВОПРОСЫ ФИНАЛА :
1. Кто из птиц умеет нырять под воду?
2. Назови птиц – хищников . Почему их так называют?
3. Расскажи пословицу про скворца.
6. Почему весной в лесу нельзя шуметь?
Выигравшему финальную игру предлагается суперигра .
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУПЕРИГРЫ (на выбор)
1. Спеть песню о птицах .
2. Рассказать стихотворение.
3. Сказать пословицу о птицах .
Ворона вручает медаль и приз победителю игры.
Активному зрителю вручается медаль «Друг птиц » , а всем зрителям подарки.
Ведущий : Вот и подошел концу наш праздник, посвященный птицам . Мы хотим, чтобы вы помнили и заботились о них, и в другие дни.
Публикации по теме:
Программное содержание. Закрепить понятие, что наша речь состоит из предложений. В конце предложения ставится (.))) Воспроизводить.
Игра «Поле чудес». «Обычаи и обряды народов Севера» Цели и задачи: - содействовать развитию у детей интереса к родному краю; - воспитывать бережное отношение к природе; - развивать интеллект,.
Игра «Поле чудес» по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Богатство наше - лес» Задачи:Учить отгадывать загадки. Познакомить с новыми растениями, дать новые сведения о известных растениях. Коррекция речи. Вед: Добрый.
Игра «Поле чудес» по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Богатство наше-лес» Задачи:Учить отгадывать загадки. Познакомить с новыми растениями, дать новые сведения о известных растениях. Коррекция речи. Вед: Добрый день,.
Игра - развлечение для детей подготовительной группы «Поле чудес» Тема: «Крылья, лапы, хвост» Игра – развлечение для детей подготовительной группы «Поле чудес» Тема игры: «Лапы, крылья, хвост»
Игра-занятие «Поле-чудес» Игра-занятие «Поле чудес» (старшая группа) Цель: Закреплять знания о домашних и диких животных, о птицах (внешний вид, места обитания,.