Был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».
То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг. Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых. Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.
Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений. Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей. Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.
Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.
Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь срабатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.
«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно заучить, как таблицу умножения – доведенные до автоматизма, эти слова не будут звучать от души. Естественный способ привить детям хорошие манеры – подавать им пример собственными повседневными реакциями. Как в зеркало глядят на нас наши дети. Мы благодарим девушку, которая дала на улице рекламную листовку – и дети в следующий раз скажут «спасибо» кассиру, упаковавшему для них сундучок с «Хэппи мил». Мы спрашиваем разрешения посмотреть их рисунки в альбоме, и дети не возьмут без спроса родительский телефон, чтобы сфотографировать свою поделку. Мы извиняемся, когда случайно наступили малышу на ногу, и ребенок, нечаянно толкнув сверстника на игровой площадке, попросит прощения за неловкость. Каким полезным вещам могут научить детей взрослые?
Здороваться. Большинство родителей учат малышей махать рукой и говорить «пока», но здороваться ребенку придется не реже: с родственниками, друзьями, соседями, воспитателями, продавцами. Тренируйте этот полезный навык с куклами и мягкими игрушками, играя в «гости», «магазин», «больницу». Поначалу будьте первым, кто здоровается, чтобы провоцировать ребенка отвечать вам. Здоровайтесь и улыбайтесь дворнику, кассиру, врачам в поликлинике, водителю такси. Научите мальчишек пожимать руку при встрече – для них это ритуал особой важности.
Говорить «спасибо». Детей много раз будут угощать, дарить подарки, исполнять их просьбы. Напоминайте о том, что за проявленный добрый жест принято говорить «спасибо». Сами благодарите за то, что ребенок принес свое белье в стирку, помог разобрать пакет с продуктами, угостил шоколадкой. Пока он маленький, не умеет говорить или стесняется гостя, подарившего ему воздушный шарик, сами каждый раз произносите «спасибо» за малыша, не упрекая его в том, что он молчит.
Говорить «пожалуйста». В современном языке это слово все чаще редуцируется до текстового «плиз», и пока оно совсем не стало архаизмом, пусть первые «пожалуйста» исходят от родителей. Вежливо прося ребенка передать сахарницу или хлеб, взрослые демонстрируют правильную форму просьбы. Играя в песочнице, попросите лишнюю лопатку у другого малыша. Покупая мороженое в парке, произнесите «пожалуйста» в начале фразы. Слыша вежливую форму обращения много раз, ребенок начнет использовать ее и в своем лексиконе. А вы, когда услышите от малыша «пожалуйста», обнимите и поцелуйте его, это даст ему добрый знак, что он все делает правильно.
Говорить «извини». Чтобы детям было легче произносить это не самое легкое на свете слово, будьте великодушными и с легким сердцем прощайте им промахи. Не бойтесь и сами извиняться, если понимаете, что незаслуженно накричали или слишком бурно отреагировали на детский проступок. Так ребенок поймет, что слово «извини» – важный шаг к примирению и налаживанию отношений с тем, кого обидел, а также лекарство для того, кому ненароком причинил боль.
Уступать и помогать более слабому. Уступать очередь на регистрации в аэропорту семье с младенцем, потому, что маленьким труднее ждать. Уступать девочке, маме, бабушке. Уступать старшим место в транспорте, придерживать для другого человека дверь. Дети могут не догадываться, что именно нужно сделать, но помогать они любят – шепните им на ушко, чтобы помогли бабушке донести сумку с продуктами до холодильника, отрезали для нее первый кусок торта. Благодарность от другого человека обязательно ребенка воодушевит.
Не обсуждать других прилюдно. Какой родитель не попадал в ситуацию, когда ребенок, впервые увидев человека с другим цветом кожи или особенностями внешности, показывал на него пальцем и громко спрашивал, почему у дяди такой темный цвет лица или нет волос. Договоритесь о том, что, если ребенку что-то интересно про прохожих, он может задать свой вопрос тихо, не привлекая внимание окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это может быть неприятно. Зато всегда делайте акцент на том, как это интересно, когда люди по-разному выглядят.
Не перебивать. Один из ключевых моментов беседы – давать другому человеку закончить фразу, прежде чем отвечать собственной репликой. Важно придерживаться этого правила как в отношении диалогов с детьми, так и ожидать от них взаимного уважения, когда вы заняты или разговариваете с другим взрослым. Придумайте знак, которым малыш может привлечь ваше внимание: потрогать за локоть, помахать рукой, аккуратно сжать ладонь – так, чтобы вы сразу понимали, что он хочет вам что-то сказать, и могли подойти, когда освободитесь. Когда этот момент настанет, выслушайте детскую просьбу с полным вниманием.
Уважать правила другого дома. Важно объяснить детям, что в каждом месте за пределами вашего дома приняты разные правила поведения. В театре и ресторане не кричат и не бегают, а вот на детской площадке или в игровом лабиринте – пожалуйста. Дома можно разговаривать каким угодно голосом, но в поликлинике лучше снизить тон. У себя в комнате разрешается прыгать на кровати, но в гостях это можно делать, только если позволили сами хозяева.
Для чего все это нужно? Не секрет, что детям с хорошими манерами проще адаптироваться к детскому саду и школе, соблюдать правила, принятые в коллективах. С ними легко ходить в гости и кафе, посещать общественные мероприятия без риска постоянно следить за тем, чтобы они что-то не испортили и не помешали другим людям отдыхать. Но с вежливым ребенком легче не только окружающим. В первую очередь он сам везде чувствует себя в своей тарелке, потому что имеет привычку думать о чувствах других и о том, что он говорит. И исходит эта привычка из родительского дома, в котором главным является не девиз «делай, как я скажу», а пример взрослых – «делай, как я делаю».
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения, правила вежливости, хорошего воспитания, учтивости, которые необходимо соблюдать в обществе, на работе, в школе, университете, за столом и даже на улице.
Правила этикета являются неписаными, обязательными к исполнению, то есть это манера поведения, принятая «по умолчанию» и соблюдаемая людьми как некий стандарт, не подлежащий обсуждению. Воспитанный человек должен не только знать и придерживаться норм этикета, но и понимать их значение для жизни и общества. Ведь хорошие манеры являются отражением внутреннего мира человека, показателем его интеллектуального уровня и моральных устоев. У больше возможностей для развития, установления контактов, создания хороших взаимоотношений с окружающими людьми и, следовательно, для достижения своих целей.
Вежливость всегда и везде ценится очень высоко. В больших мегаполисах и крупных городах вежливость превращается в редкий и ценный дар, доступный не каждому. Грубость и невоспитанность становятся нормой, и это никого не удивляет. Поэтому очень важно взрастить семена этикета в сердце ребенка с малых лет, вместе с первым словом и делом. Очень часто родители, не зная, перенимают опыт своих друзей или старшего поколения. Это не совсем правильно.
Каждый человек индивидуален, в том числе и ваш ребенок. Он не поймет авторитарного и требовательного отношения к себе. Взрослым нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы привить своему чаду вежливость и обходительность. Ни в коем случае не заставляйте и не давите на ребенка. Просите, будьте вежливы, и ребенок с радостью выполнит все ваши просьбы. Повторяйте при разговоре с ним как можно чаще волшебные слова - «спасибо» и «пожалуйста». Но правила вежливости для детей не ограничиваются только этими словами. Постепенно приучите его здороваться, прощаться, извиняться. Подтолкните его к чтению, с последующим обсуждением поступков героев книги. Объясняйте, как следует вести себя с людьми, и как нельзя. А главное - всегда и везде будьте вежливы сами. Ведь ребенок копирует поведение своих родителей и, видя перед глазами пример этикета, он будет стараться следовать ему.
Получив основные понятия о добре и зле, ребенок переходит на следующий уровень - школьный, где на протяжении всего учебного процесса его обучают основным правилам этикета.
Являясь вторым домом, школа ставит перед собой те же благие цели, что и родители. Однако правила вежливости в школе не должны состоять только из нравоучительных лекций и поучительных бесед.
Для глубокого и детального освоения всех канонов этикета учителя должны проводить занятия, посвященные урокам и вежливости, в виде:
Подобные оригинальные методы, как правило, эффективны и действенны, они помогают выявить уровень вежливости каждого школьника, учат детей взаимопониманию, нормам поведения в конкретной ситуации. Школьники легко и незаметно усваивают правила вежливости, примеры, поданные старшими наставниками, становясь к тому же более открытыми и общительными.
Правильное и умелое приветствие - одно из непреложных норм этикета. Здороваться с людьми необходимо приветливо, дружелюбно, открыто улыбаясь. Правила вежливости при встрече с людьми звучат так: старайтесь смотреть им прямо в глаза, произносить четко и ясно, тон обращения при этом должен быть мягким и обходительным. Приветствие обычно сопровождается словами: «Привет» (обращение к друзьям и ближайшим знакомым), «Здравствуйте» (универсальное обращение), «Доброе утро (день, вечер)» (в зависимости от времени суток).
В правилах этикета есть свое «вето», то есть запрещенные действия, которые могут выставить вас
Кто же должен здороваться первым? Основные правила вежливости в данном случае сводятся к следующему. Первым здоровается:
Во всяком случае, первыми здороваются люди вежливые и воспитанные.
Правила вежливости коснулись и форм обращения людей друг к другу. Существуют три формы обращения:
Четких правил о том, как перейти с «вы» на «ты» не существует, это устанавливается самими собеседниками, либо присутствует в форме обращения невоспитанных людей, привыкшим говорить всем без разбора «ты».
Правила существуют уже на протяжении многих лет и веков. Они одинаковы для всех и каждого, будь то строитель или президент.
Первое и непреложное правило - нельзя расставлять и класть локти на стол. Запрещается чавкать и разговаривать с набитым ртом, особенно на романтическом свидании.
Сидеть следует прямо, не наваливаясь на стол или стул сидящего рядом гостя. Считается неприличным барабанить пальцами по столу, отчаянно жестикулировать, подкидывать вверх салфетку, приборы, брать еду с чужой тарелки, громко разговаривать.
Правила вежливости и этикета, которые следует соблюдать за столом, запрещают также дуть на горячую еду, перегибаться через стол, разговаривать по телефону, петь, свистеть, краситься и пудриться. Мужчина оказывает внимание женщине, сидящей справа от него: развлекает ее разговорами, накладывает ей в тарелку закуски, подливает напитки.
Кроме общепринятых норм этикета, касающихся приветствия, обращения, правил культуры
за столом, существует общий регламент вежливости, соблюдение которого говорит о вас, как о человеке воспитанном, следящем за своими манерами и поведением.
Улыбка - мощное оружие любого человека, способное изменить все и всех. Это как солнечный лучик света в пасмурную погоду, капля воды в пустыне, частичка тепла в морозы. Ее величество «Вежливость», правила поведения и этикета - все эти нормы сводятся к одному, самому простому совету - улыбайтесь. Улыбка - это не только дань вежливости, это рычаг счастья, рецепт успеха и хорошего настроения.
Одной улыбкой можно смягчить сердце, привлечь внимание, разрядить обстановку. Во многих предприятиях улыбка является служебной обязанностью, и не случайно: она способствует отличному рабочему процессу. Улыбайтесь, и вы приобретете репутацию воспитанного и культурного человека!
Правила вежливости могут различаться по национальному признаку, но сводятся к одному: превосходные манеры поведения, отличное воспитание всегда будут «в моде», и никто не сможет отказаться от них или отменить.
«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»
(из сочинений японских воинов)
Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.
К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.
Правилам вежливости детей надо методично учить
Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».
Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:
Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.
Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.
Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.
Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.
Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.
Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.
Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.
Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.
В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.
В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.
Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.
Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.
Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.
В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.
Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.
Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.
Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.
Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.
Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.
Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.
Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.
Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.
Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».
Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.
Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.
Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:
Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.
Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.
Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.
Похожие материалы
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. Каковы же общие правила формального этикета, которых следует придерживаться вообще и в деловом общении в частности?
При знакомстве старайтесь смотреть собеседнику в лицо, улыбнитесь.
Здороваясь или знакомясь, первым протягивает руку старший, женщина — мужчине, учитель - ученику, начальник - подчиненному. Мужчина при этом встает.
При обращении к незнакомому или малознакомому человеку, а также в официальной обстановке (например, на работе) говорите «вы». Эта форма свидетельствует о вашей культуре, подчеркивает уважение к собеседнику. (Кстати, обращении на «вы» ввел в России Петр I. Оно означало и означает - «Ты один стоишь многих!»
Предложение перейти на «ты» должно исходить всегда от более старшего человека или того, кто занимает более высокое служебное положение. Молодые люди могут попросить старших говорить им «ты», но сами они продолжают обращаться на «вы».
Не нужно «выкать» в неофициальной обстановке своим родным, знакомым, подобным поведением вы свою вежливость не подчеркнете. Владимир Даль говорил: «Лучше по чести тыкать, нежели с подвохой выкать».
Не следует никогда обращаться к человеку со словами «Мужчина!», «Женщина!». А вот к молодежи со словами «девушка», «молодой человек» обращаться можно. Поскольку у нас не существует устоявшейся формы обращения к незнакомым, мы используем «простите», «извините», «скажите,пожалуйста».
К знакомым обращайтесь по имени или имени-отчеству, это зависит от степени официальности и возраста говорящих.
Приветствие и прощание сопровождайте жестами: рукопожатием, поднятой рукой, кивком головы, поклоном, иногда поцелуем руки женщины. Рукопожатие не должно быть слишком крепким или, наоборот, безжизненным, оно должно быть коротким. Руку подавайте уверенно и свободно.
9. Если в комнате находится несколько человек, подать руку нужно всем без исключения.
Шумные приветствия считаются нарушением этикета.
Входя в помещение, мужчина должен снять головной убор.
Когда в каком-нибудь доме собралось общество, вновь приходящий гость здоровается со всеми присутствующими. Если вокруг большого стола сидит много гостей, следует, входя в 1 общую комнату, громко и ясно произнести общее приветствие. Гостья, которая приходит, когда все уже сидят за столом,должна вначале поздороваться с женщинами, потом - с мужчинами. Также и опоздавший мужчина здоровается сначала с женщинами, потом с мужчинами.
Если вы не можете вспомнить, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то правильно будет, если вы поклонитесь ему.
Если вы хотите попросить незнакомого человека оказать вам какую-то услугу или дать какую-нибудь информацию, то первым вежливо здороваетесь вы, а затем уже излагаете свою просьбу.
Если вы приводите в компанию человека, которого другие не знают, или если на улице встречаетесь с несколькими людьми, часть из которых вам незнакома, то новый человек обычно чувствует себя неловко, присутствуя при разговоре приятелей. Многие не знают, когда кому следует представиться икогда, в каких случаях и кому представлять человека.
Общепринятыми считаются следующие правила представлення:
Представляться всегда должен мужчина женщине, старшему - младший, подчиненный - начальнику. Только молодая женщина может представляться или быть представленной пожилому мужчине или высокопоставленной особе.
Одного человека представляют двум или нескольким лицам. Это относится и к женщине, которую представляют супружеской чете. Молодожены первые представляются пожилым людям, будь то мужчины или женщины.
Если из двух лиц, которых вы знакомите, один человек приходится вам родственником, то представьте его первым. Так, например, муж сначала называет имя своей жены.
Представляя одного человека сразу нескольким, следует громко и отчетливо произнести его имя. Подводить его к каждому присутствующему в отдельности нет надобности.
Когда собравшееся общество уже разбилось на небольшие группы, представляются только людям, находящимся ближе всего от вас.
Как правильно дарить и получать подарки? Подарок выбирают в зависимости от того, кому он предназначается: близкому родственнику, хорошему знакомому, чужому человеку, которому вы хотите просто выразить благодарность или показать свое внимание. Близкому человеку будет очень приятно, еслик подарку, о котором он уже знает, вы присоедините еще какую-нибудь маленькую безделушку.
Стоимость подарка должна быть в пределах финансовых возможностей дарителя. Если он их превысит и истратит слишком крупную сумму, получатель подарка будет чувствовать себя неловко. Если человек, не стесненный в средствах, имеющий полную возможность купить солидный подарок, отделается пустячком, его чрезмерная бережливость обязательно бросится всем в глаза.
Нужно знать также, как следует принимать подарки, чтобы не выглядеть невоспитанным и не обидеть дарителя. Пакет с подарком принято тут же разворачивать, а не откладывать небрежно в сторону. Может случиться, что придет несколько приглашенных, и один из них принесет великолепный дорогой подарок, который, естественно, вызовет ваше восхищение. Помните только, что выражать благодарность подарившему вы должны так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными подарками. Преподнесенные цветы надо сразу поставить в вазу. Если вы просто положите их, это будет воспринято как невнимание.
«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»
(из сочинений японских воинов)
Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.
К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.
Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».
Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:
Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.
Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, . С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.
Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.
Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.
Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.
Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.
Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.
Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.
Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.
Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».
Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.
Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.
Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:
Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.
Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.
Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.