Поддержка лиц попавших в трудную жизненную ситуацию. Тема: Правовая характеристика трудной жизненной ситуации. Концепция, система и функции социального обслуживания

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

социальный трудный жизненный

Современная социально-экономическая, морально - психологическая и духовная ситуация в России несет в себе много аспектов и весьма противоречива. В российском обществе в последние десятилетия XX-XI вв. произошли изменения, которые несут в себе следующие последствия: появилась новая структура общества, где одни обязательно вознесены вверх социальной лестницы, а другие находятся в ее самом низу. Появились такие уязвимые в социуме категории населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а так же определенные категории граждан которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, это пенсионеры, инвалиды, подростки и дети. В стране постоянно растет число людей, которые нуждаются в защите, маргиналы, алкоголики, наркоманы и бездомные. Часто происходит такая ситуация, когда органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение в которые оставляет гражданину надежду на то, что он получит поддержку и помощь в разрешении его жизненных проблем.

Концепция, система и функции социального обслуживания

Уязвимость, подверженность вреду, является результатом взаимодействия между ресурсами, доступными для отдельных лиц и общин, и жизненными проблемами, с которыми они сталкиваются. Уязвимость возникает в результате проблем развития, личных недостатков, неблагоприятного социального статуса, неадекватности межличностных сетей и поддержки, ухудшенных районов и окружающей среды и сложного взаимодействия этих факторов в течение жизненного цикла. Приоритет, придаваемый различным уязвимостям или их пренебрежению, отражает социальные ценности.

Огромные структурные изменения в экономике, которые вызваны новыми экономическими реалиями и технологиями, индивидуализация образа жизни и разнообразие ценностей делают социальную работу в жизни общества стабилизирующим фактором, который способствует поддержанию общественного равновесия и повышению благосостояния.

По - моему мнению, любую трудную жизненную ситуацию можно охарактеризовать определенными факторами: 1) появляются новые требования к человеку, которые выходят за рамки текущих, возникает необходимость его ресоциализации; 2) возникает потребность в перемене установок привычного социального поведения; 3) происходит изменение в текущей деятельности (учебной, трудовой и др.); 4) нарушается круг привычного общения; 5)происходит стрессовое воздействие на организм и психику в целом. Все перечисленное мной оказывает огромное влияние на индивида, который оказался в трудной жизненной ситуации. Начинаются серьезные испытания для системы взглядов человека на жизнь, проверке подвергается все мировоззрение, ценности, включая понимание смысла жизни, отношение к государству, Богу, семье, друзьям и самому себе. Человек нуждается в первую очередь в изменении отношения общества к нему, это нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в способности эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, которая приведет его к преодолению трудной жизненной ситуации.

Ценности влияют на то, как общество рассматривает уязвимых людей как жертв или грешников, и, таким образом, независимо от того, предоставлять ли общественную помощь или нет. Более двадцати лет назад представители здравоохранения опубликовали специальный пятилетний выпуск по вопросам здравоохранения и бедности. Это было сосредоточено на многих группах населения, которые сегодня считаются «уязвимыми», что согласуется с определениями Вебстера как «способными к физическому ранению» и «открытыми для нападения или нанесения ущерба».

Но понятие уязвимости никогда не появляется в этом вопросе или даже в индекс предыдущих пяти лет работы. Это поднимает вопрос: обсуждаются ли в этом томе те же самые, что обсуждались ранее, с новыми ярлыками или произошли фундаментальные сдвиги в наших перспективах?

Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают факт того, что изучение формирования и функционирования системы социальной работы с населением в Российской Федерации, которая пока не имеет ясной и эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, которые установлены законом. Так же в соответствии со статьей 4 Конвенции ООН о правах инвалидов, государства - участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Но есть некоторые очевидные различия. В предыдущем номере отразилось преобладание медицинских услуг и основное внимание уделялось мерам вмешательства, направленным на людей, нуждающихся в помощи. Аналитики еще больше ценят ценность достижений в области биомедицинских знаний и технологий для снижения уязвимости, но мы также лучше понимаем, что требуется гораздо больше, чем доставка медицинских услуг и изменение индивидуального образа жизни.

Другие проблемы, возникшие двадцать лет назад, но невысокие в общественной повестке дня, такие как ожирение, теперь воспринимаются как кризисы. Академическая и профессиональная забота о «восходящих» детерминантах здоровья имеет долгую циклическую историю, но в последнее время получила большую тягу. Доминирующие политические дискуссии по-прежнему сосредоточены больше на людях, чем на населении, больше на лечении, чем на профилактике, и больше на стремлении изменить индивидуальное поведение и образ жизни, чем на попытках изменить общественные структуры, нормы и стимулы, которые побуждают людей вести себя так, как они делать.

В настоящее время создана целая сеть учреждений, которые оказывают социальные услуги семье, детям, инвалидам, безработным, но зачастую их работа ведется недостаточно активно. Деятельность специалистов в данных учреждениях зачастую проходит как ответ на запросы клиентов, до сих пор имеющая преимущественно материальный характер.

В настоящем документе рассматриваются объединяющие темы, касающиеся различных групп населения, которые обычно рассматриваются как уязвимые, и как эта концепция может быть полезна при рассмотрении и разработке альтернативных политических мер. Уязвимость обычно рассматривается аналогично понятиям необходимости, риска, подверженности вреду или пренебрежению или отсутствию долговечности или способности. В этой статье мы используем дополнительный подход, определяющий личную и общинную динамику, которые увеличивают или уменьшают риск и могут помочь выявить точки рычага снижения уязвимости.

В соответствии с этим целью моего исследования является - строительство модели социальной работы с человеком, который оказался в трудной жизненной ситуации.

Объектом исследования является человек в условиях трудной жизненной ситуации. В соответствии с этим мною поставлены следующие задачи:

) детально изучить правовое понятие «Трудной жизненной ситуации»

Например, Джеймс Мороун противопоставляет пуританство и социальное евангелие, отмечая, что, хотя первый касается грешников, опасных для политического деятеля, последний обвиняет социальные и экономические силы и несправедливость в личных проблемах. Мороне отмечает, что «личные преступления - грехи, которые якобы угрожают народу, чаще всего являются грехами общественного здравоохранения».

Социальная помощь населению в трудных жизненных ситуациях

Список вопросов, которые рассматриваются по-разному от общественного здравоохранения и нравственных перспектив, включает медицинскую марихуану, войну с наркотиками и тюремное заключение, злоупотребление алкоголем, добрачный секс и беременность, контроль над рождаемостью и аборты, заболевания, передаваемые половым путем, и половое воспитание и здравоохранение в школах. Поведение, которое общественность рассматривает как лично контролируемое, имеет основополагающее значение для того, видят ли они людей как грешников или жертв.

)рассмотреть опыт социальной работы с индивидами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

)исследовать организацию социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

При написании курсовой работы, мною использовалась научная литература, а так же нормативно - правовые акты по исследованной теме.

Личный контроль над научными парадигмами

Федеральное правительство и правительство штата, скорее всего, окажут помощь тем, кто не считается ответственным за их уязвимость, такие как дети, слепые, инвалиды-ветераны и пожилые люди. Когда люди считаются ответственными за свои жизненные обстоятельства, например, в случае лиц, злоупотребляющих наркотиками, незамужних матерей или бывших правонарушителей, существует меньше общественного сострадания и часто стигма. Определение уязвимости также зависит от научных парадигм, общественного понимания и влияния СМИ.

По средствам Конституции Российской Федерации, а так же Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» осуществляется законодательное регулирование общественных отношений связанных с трудной жизненной ситуацией.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ «ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

Определение трудной жизненной ситуации, которое было дано ранее в статье 3 Федерального закона № 195, утратившего силу 1 января 2015 года звучало следующим образом: «трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.» Исходя из данного определения, перечень ситуаций которые можно было отнести к категории трудной жизненной ситуации носил открытый характер. Следовательно в соответствии со ст. 3 любая ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получения соответствующих мер социальной поддержки которые гарантированны государством. Перечень категорий граждан, получающих соответствующие услуги социальной помощи очень обширен и мобилен по своему составу.

Такие условия, как злоупотребление алкоголем и ожирение, часто приписываемые отсутствию личной ответственности или дисциплины и, следовательно, стигматизация, пересматриваются, поскольку они становятся болезнями или связаны с такими условиями окружающей среды, как плохая пищевая среда, которые находятся под индивидуальным контролем. Рак легкого, когда-то прежде всего рассматриваемый как индивидуальная проблема, возникающая в результате личного выбора для курения, теперь рассматривается все чаще как проблема общественного здравоохранения отчасти из-за воздействия средств массовой информации на попытки производителей табака вызвать зависимость.

января 2013 года был опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», 1 января 2015 года данный закон вступил в силу. В этом законе появилось новое понятие «получатель социальных услуг». Оно введено и обозначает, гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга или социальные услуги. В соответствии с этим определением, а так же статьей 15 данного ФЗ, можно сделать вывод, что трудная жизненная ситуация - это обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которое (или последствия которого) он не может преодолеть самостоятельно. Эти обстоятельства могут представлять опасность для здоровья индивида, для его нормальной жизнедеятельности, а также создавать угрозу для чести и достоинства с последующим применением насилия. Граждане, которые попали в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.

Размеры уязвимости

Уязвимость включает в себя несколько взаимосвязанных измерений: индивидуальные возможности и действия; наличие или отсутствие интимной и инструментальной поддержки; а также ресурсы сообщества и сообщества, которые могут облегчить или затруднить личные отношения и межличностные отношения. Модный термин «социальный капитал» обычно используется, чтобы охарактеризовать сети, которые объединяют людей вместе полезными способами и создают взаимность и социальную солидарность посредством общих норм и лояльности.

Мы, как правило, думаем о социальном капитале как о конструктивном источнике участия и общинных отношениях, но его также можно использовать в антиобщественных целях, чтобы исключить тех, кто находится вне своей расовой или этнической группы или социального круга.

Перечень категории граждан имеющих право на социальное обслуживание в данной сфере, закреплен в статье 15 п. 1. Федерального закона №442. В данной статье указанно, что Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Есть определенный ряд факторов, наличие которых позволяет считать, что человек оказался в трудной жизненной ситуации. Первым фактором является полная или частичная утрата способности обслуживать себя или передвигаться, чаще всего данный фактор можно обусловить состоянием здоровья. Второй же фактор содержит в себе социальные признаки, то есть если социальное положение человека угрожает его здоровью или психическому состоянию. Например, если в семье проживают люди, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью, а так же присутствует насилие или жестокое обращение с детьми. Так же признаны лицами, нуждающимися в социальном обслуживании, граждане, не имеющие определенного места жительства, в том числе индивиды, не достигшие возраста 23 лет и завершившие пребывание в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть еще одна категория, которой помочь очень сложно, потому что они редко принимают эту помощь - лица без жилья (БОМЖ) с отсутствием работы и средств к существованию. А также наличие иных обстоятельств, которые нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Процесс социального стресса представляет собой полезный способ мышления о том, как отдельные люди и сообщества управляют потенциальными невзгодами. Исследования, посвященные стрессу, объясняют, как люди сталкиваются с трудными обстоятельствами, потенциально вызванными социально-экономическими дефицитами, отчуждением, болезнями и инвалидностью, а также большим количеством других потенциальных нападений и как они опосредованы путем преодоления, социальной поддержки и чувства контроля и мастерства, Индивидуальные источники стресса или их кумулятивные проблемы, связанные с индивидами и их сообществами, и уязвимость людей зависят от личных, материальных и социальных ресурсов, которые они и их социальные сети могут использовать для успешного преодоления и устранения потенциального вреда.

В соответствии с п. 2 той же статьи Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо в отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Следует отметить, что решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Ресурсы, которые предотвращают вред, могут исходить от возможностей и ресурсов людей, таких как подготовка к образованию, доход и богатство, познавательные способности, а также планирование и подготовка или могут быть получены или дополнены семьями, социальными сетями и общинными ресурсами. Вероятность того, что уязвимость будет «включена», и вероятность возникновения неблагоприятных событий зависит от интенсивности испытываемых стрессоров и ресурсов, доступных для их управления.

Копирование - это, в конечном счете, индивидуальный процесс, но один зависит от отношений сообщества и окружающей среды. Окрестности, как правило, состоят из лиц, чьи ключевые статусы схожи. За последние десять-два мы поняли, что уязвимость является кумулятивной в течение жизненного цикла. Ранние жизненные трудности и их неблагоприятные последствия взаимодействуют с более поздними событиями способами, повышающими вероятность плохих результатов для взрослых. Благосостояние подростков, молодых людей и пожилых людей в значительной степени зависит от траекторий личного развития, социального и экономического опыта семьи и сообщества и стрессоров, которые могут быть уникальными для разных возрастных групп или сообществ в определенное время.

Например: Гражданин Петров вследствие пристрастия к наркотическим веществам и отсутствия места работы, лишился жилплощади, тем самым оказавшись на улице. В соответствии со ст.15 п. 1, Петров нуждается в социальном обслуживании из-за наличия обстоятельств, которые ухудшают условия его жизнедеятельности.

Также, в соответствии с п. 24 ст. 26. 3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки и социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов российской федерации.

Обсуждение уязвимости неизбежно связано с нищетой и расой и связанными с ними проблемами стигмы и дискриминации. Низкий доход и образование в раннем возрасте и часто в течение жизненного курса, более распространенное среди черных, чем белых американцев, связано с широким спектром уязвимостей. Например, низкий социально-экономический статус связан с недостатками пренатального и раннего питания. Такие факторы взаимодействуют сложными способами, и как ранний опыт развития, так и низкий социальный статус и последующие невзгоды способствуют ухудшению здоровья и смертности в будущем.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ

Субъектами правоотношений в социальном обслуживании являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, а так же юридические лица независимо от их организационно - правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание граждан, с другой стороны, клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Следует отметить, что иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.

Исследования по воспитанию детей показывают, что низкий семейный доход и материнские трудности препятствуют когнитивной и социальной компетентности детей. Кроме того, родители в плохих условиях жизни испытывают трудности с воспитанием и защитой своих детей, увеличивая вероятность того, что дети будут тяготеть к деятельности и ассоциациям сверстников, что приведет к отсева в школе, преждевременному сексуальному опыту, употреблению наркотиков и другим девиантным поведением. Семейные лишения также увеличивают вероятность злоупотребления и пренебрежения детьми, которые вначале стремятся избежать домашнего хозяйства, общаться с несоответствующими сверстниками, формировать слабые сексуальные партнерские отношения, иметь раннюю беременность и часто воспроизводить картину неадекватного воспитания детей, испытываемого ими как дети.

§1.Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье первой федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» дано четкое определение детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Есть несколько причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», одной из основных является семейное неблагополучие, а именно:

Низкие доходы и уровень образования имеют много последствий, влияющих на знания, возможности трудоустройства, жилье, питание, доступ к медицинскому обслуживанию и многое другое. Беднейшие жилые районы обычно характеризуются шумом, интенсивным движением, загрязнением, преступностью и виктимизацией, высокой плотностью ликеро-водочных изделий и легким доступом к незаконным наркотикам. Бедные и дети меньшинства, растущие в этих условиях, уязвимы.

Уязвимость усугубляется стигмой, предрассудками и дискриминацией, которые, в свою очередь, приводят к сегрегации по признаку расы и класса и высокой концентрации девальвированных людей, таких как лица с серьезными и постоянными психическими заболеваниями и расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, и лицами с арест и лишением свободы, Эти стигматизированные группы населения обычно исключаются из государственных программ, предназначенных для помощи «достойным» бедным.

наркомания и алкоголизм в семье

низкая материальная обеспеченность

семейные конфликты

жестокое обращение с детьми и насилие

Следующей категорией являются дети без попечения родителей, их число увеличивается из-за снижения социально экономического благополучия в стране. Чаще всего индивиды остаются без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Причины лишения родительских прав:

невыполнение родительских обязанностей

насилие в семье

алкогольная и наркотическая зависимость

совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка

По моему мнению, главной задачей для современного общества, является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, а также оказание им помощи и поддержки.

Следующей категорией являются дети с ограниченными возможностями, с наличием особенностей в психическом и (или) физическом развитии. Есть определенные, характерные черты семей, в которых проживают дети - инвалиды:

малообеспеченность

изоляция от общества

трудности в получении профессии и образования

В настоящее время в разработке находится огромное множество социальных проектов и программ по адаптации и социализации детей - инвалидов, их обучают трудовым навыкам, так же есть программы для интеграции их к здоровым сверстникам.

В следующую категорию входят дети, ставшие жертвами межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях. На современном этапе, число таких детей, к сожалению растет. В дальнейшем, такие дети начинают испытывать трудности в общении, у них снижается успеваемость и интерес к жизни.

К последним двум категориям относятся дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье, а также дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии со ст. 15 ФЗ-№124 осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их законодательством, а защита прав детей содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральн6ыми органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, то есть ребенок может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам или попечителям), а так же его права могут представлять работники прокуратуры, образовательные и медицинские учреждения, учреждения по социальной защите и социальному обслуживанию. Права ребенка так же может представлять Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ или уполномоченный по правам ребенка в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Например: Если во время пребывания в медицинском учреждении ребенок вступил в драку с другими пациентами и был нанесен вред его здоровью, медицинское учреждение может обратиться в суд для защиты интересов пострадавшего ребенка, а так же в орган прокуратуры для представления интересов ребенка в суде.

Судебная защита прав детей осуществляется в порядке, который установлен процессуальным законодательством. В качестве истцов для защиты своих прав могут обращаться законные представители ребенка, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законным представителем несовершеннолетнего в соответствии с п. 1 ст. 52 ГПК РФ могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица которым это право предоставлено федеральным законом, а права и интересы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищают органы опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор, в праве обратится в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов гражданина, если ребенок или его законные представители не могут сами обратиться в суд. Прокурор также вправе обратиться в суд для защиты прав ребенка являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, но ребенок, оставшийся без попечения родителей или ребенок - сирота может самостоятельно отстаивать свои права в суде по достижении им 18 летнего возраста.

Например: Путяйкину, после окончания пребывания на полном государственном обеспечении в детском учреждении не было предоставлено жилье. Путяйкин в праве обратится за защитой своих законных прав к прокурору или самостоятельно защитить в суде свое право на жилье, подав иск в соответствующий орган государственной власти о предоставлении ему жилого помещения.

Следует отметить, что в соответствии с указом Президента № 404, учрежден Фонд поддержки детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Учредителем данного фонда является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а его имущество сформировано за счет средств федерального бюджета, а так же пожертвований и добровольных имущественных взносов. Председатель фонда и его члены правления назначаются Правительством Российской Федерации. Фонд создан из-за необходимости реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основная цель деятельности данного фонда - стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Фонд реализует обучающие программы для специалистов детских учреждений, а так же социальных приютов и воспитательных колоний, финансирует программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита всех других детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Например: В соответствии со ст. 27 Закона Свердловской области №28-ОЗ, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, находятся под защитой государства. Регистрация данной категории детей для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Детям - беженцам и переселенцам предоставляется социальная поддержка, а так же по месту фактического проживания предоставляется место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, а так же бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.

С целью усиления социальной защиты детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, был принят Федеральный закон № 159, в этом законе закреплены дополнительные гарантии прав этих детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение и на труд. А также из-за необходимости усиления внимания на проблеме беспризорности, был принят федеральный закон №48, он обязал органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшимся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, который установлен в статье 122 Семейного кодекса Российской Федерации.

§2. Психология личности в трудной жизненной ситуации

В жизни почти каждого человека, хоть раз происходили трудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена, можно столкнуться с трудностями, например смена места жительства, тяжелая болезнь, приведшая в конечном итоге к инвалидности или болезнь близкого человека, потеря квартиры и тому подобное. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает социальные связи индивида с его окружением, а так же условия нормальной жизнедеятельности, человек субъективно воспринимает ее как «сложную», именно поэтому он часто нуждается в поддержке и помощи социальных служб для нахождения путей ее решения. Трудную жизненную ситуацию характеризует то, что происходит несоответствие между тем, что человек хочет и тем, что он может, оказавшись в определенных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями. Такое разногласие ставит препятствие в достижении цели, которая была поставлена изначально, это влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, они же в свою очередь служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для индивида.

Можно сделать вывод, что трудные жизненнее ситуации возникают в случае несоответствия в системе отношений личности и ее окружения, а также между целями, возможностью их реализации и качествами личности. Данные ситуации устанавливают повышенные требования к возможностям и способностям индивида. Обычно такая ситуация связана с необходимостью определенным образом адаптироваться к ней, это помогает успешному или неуспешному преодолению данной трудности, а также стабилизирует ситуацию. При попадании в такого рода ситуации, у человека снижается работоспособность, он пребывает в постоянном стрессе и депрессии, может возникнуть тяга к алкоголю или наркотическим веществам, дабы убежать от реальной жизни. Употребление таких веществ постепенно начинает управлять жизнью человека и лишает его воли к противодействию. Данная форма поведения, характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, они нуждается в своевременной помощи социального работника в решении их проблемы.

Социально - психологическая работа с инвалидами, которые относятся к категории оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является достаточно сложной задачей для психолога и требует специальных знаний. Значительная часть инвалидов, испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими их людьми. Чаще всего эти затруднения усугубляет то, что индивид не может выполнять определенные виды работ. Ситуация инвалидности, ставит человека в особые условия жизни, которые требуют мобилизации всех его психических и физических сил. Чаще всего, происходит так, что человек сам не в состоянии справится с этим, в результате чего у него развивается психическое состояние дезадаптации, эмоциональная неуравновешенность, быстрая утомляемость, повышенная тревожность и еще целый ряд психических проблем.

Личностные особенности детей из семей больных алкоголизмом, в первую очередь выражаются в их неусидчивости, невнимательности, у таких детей обычно нет желания трудиться и они не ставят перед собой какие либо цели в жизни. У данной категории индивидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проявляется социальная запущенность, ограниченный словарный запас, минимальное количество знаний и сведений об окружающем мире. Алкоголизм их родителей, является одним из самых мощных, неблагополучных факторов, который разрушает семью и душевное равновесие ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма в семье, прежде всего, связанно с нарушением взаимоотношений между индивидами. Любой член семьи, который живет рядом с человеком, который страдает от алкоголизма, находится в постоянном состоянии психического стресса. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, характерны трудности в социальной адаптации, они чаще всего имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, а так же намного чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, иногда ведут себя неадекватно и страдают заниженной самооценкой. От сверстников таких детей отличает пассивность и безразличие к окружающему. Дети, родители которых страдали алкоголизмом, чаще всего сами заболевают хроническим алкоголизмом, а так же затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, их отличат слабо развитое чувство юмора и в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях.

У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто проявляется повышенная агрессивность, вспышки гнева, плаксивость, а также их настроение может меняться без видимых на то причин. Индивиды, относящиеся к данной категории, часто не понимают, что чувствуют другие люди и не умеют описывать свои переживания и эмоции. Такие дети очень болезненно воспринимают критику и замечания, неуверенны в себе, агрессивны и вспыльчивы или наоборот, очень плаксивы и застенчивы. Они постоянно чувствуют слабость, для них характерен замедленный темп интеллектуального развития. В раннем возрасте у таких детей отмечается апатия, они медленнее овладевают речью. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях очень обидчивы, чаще всего являются провокаторами конфликтов со сверстниками из-за неумения общаться с ними.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде, оно представляет собой комплекс выдач в «натуральной форме» и услуг для определенной категории граждан.

В научной литературе социальное обеспечение рассматривается как отдельный правовой институт Особенной части права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов закрепленных в законодательстве, которые указаны в статье 4 Федерального Закона №442. К ним относятся:

равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

адресность предоставления социальных услуг - в соответствии с научной литературой, обозначает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в силу чего нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

добровольность - в научной литературе это принцип означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия;

конфиденциальность- в соответствии со статьей 6 Федерального закона №442 не допускается разглашение сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги работниками учреждений социального обслуживания.

Все вышеперечисленные мною принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение так же в подзаконных актах, и в актах издаваемых Правительством РФ.

В соответствии со статьей 14 Федерального Закона № 424 для получения социального обслуживания, гражданин или его законный представитель должен подать письменное заявление или заявление в электронной форме о предоставлении социального обслуживания либо обращение в интересах гражданина иных лиц, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия.

В соответствии со статьей 17 данного ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении таковых, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. В соответствии со статьей 3, поставщик социальных услуг- юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание. Также в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 442 Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа составляется строго исходя из потребности гражданина в социальных услугах, и пересматривается в зависимости от изменения этих потребностей, но не реже чем раз в три года. Данная программа для гражданина или его представителя имеет рекомендательный характер, а вот для поставщика социальных услуг - обязательный.

В статье 19 настоящего ФЗ указаны формы социального обслуживания, такие как:

форма социального обслуживания на дому

социальные услуги в полустационарной форме - предоставляются получателю в определенное время суток (п. 2 ст.19)

социальные услуги в стационарной форме - предоставляются при постоянном, временном или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (п.3 ст.19)

В статье 20 Федерального закона, указаны виды социальных услуг, для всех их получателей с учетом индивидуальных потребностей каждого:

социально - бытовые- поддерживают жизнедеятельность получателей в быту;

социально-медицинские, поддержание и сохранение здоровья получателей с помощью ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, а так же систематического наблюдения за получателем для выявления отклонений в состоянии здоровья;

социально - психологические, помогают получателю адаптироваться в социальной среде, в том числе психологическая помощь анонимно с использованием телефона доверия;

социально - педагогические, профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов, организация их досуга и оказание помощи семье в воспитании детей;

социально - трудовые, помощь в трудоустройстве и решение проблем связанных с трудовой адаптацией;

социально - правовые, помощь в получении юридических услуг

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов;

срочное социальное обслуживание.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания разовой помощи неотложного характера, гражданам которые остро нуждаются в социальной поддержке. В соответствии со статьей 21 пункт 1 Федерального закона №442, она может включать в себя следующие услуги:

обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов;

обеспечение одеждой, обовью и другими предметами первой необходимости

содействие в получении временного жилого помещения;

содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

иные срочные социальные услуги.

В соответствии с пунктом вторым той же статьи, срочные социальные услуги предоставляются в срок, когда индивид нуждается в данном виде помощи, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя, а так же получение от организации не входящей в систему социального обслуживания (медицинская, образовательная и т.д.) информации о гражданине, который нуждается в предоставлении социальной услуги.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 22 при необходимости, гражданину могут предоставить иные виды помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Оно осуществляется путем привлечения организации, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. Социальное сопровождение - это особый вид деятельности социальной службы, а так же определенный тип взаимоотношений со специалистами в социальной сфере. Социальное сопровождение, содержит в себе определенный комплекс мер, которые направлены на помощь индивиду адаптироваться в социальной среде, а так же развитие способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Социальное сопровождение содержит в себе элементы, которые обучают и развивают в человеке способность к дальнейшему повышению своего социального статуса.

Задачами социального сопровождения является:

Адаптировать клиента к реальным условиям его жизнедеятельности

Вывести клиента из кризисной ситуации и реабилитировать его

Повысить социальный статус клиента

Нормализировать отношения клиента в социуме

Восстановить здоровье клиента и подтолкнуть его к отказу от вредных привычек

Создать условия для самореализации клиента в обществе и семье

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что служба социального сопровождения - это система, которая ставит перед собой цель создать равные возможности для всех категорий граждан, а так же помочь индивиду адаптироваться в социуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав Федеральный закон № 442, мною был сделан вывод, что он направлен в первую очередь на развитие системы социального обслуживания граждан, а так же на повышение его качества и эффективности в Российской Федерации. В данном законе определены основные принципы социального обслуживания, есть уточнение ряду основных понятий, которые применяются в сере социального обслуживания, определены формы и виды социальных услуг, а так же условия их предоставления. Социальное обслуживание основывается на волеизъявлении гражданина, стоит уточнить, что предоставление социальных услуг и отказ от них происходит только с учетом заявления получателя. С 1 января 2015 года появились новые понятия, которые используются в настоящем законе: социальное обслуживание граждан, социальная услуга, получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, стандарт социальной услуги и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг, исходя из потребностей гражданина.

Следует отметить, что термин трудная жизненная ситуация законодательно не закреплен и имеет четкого определения. При теоретическом рассмотрении данного термина, можно предположить, что он всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет сделать и тем, что он в действительности может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями. Данное рассогласование препятствует достижению цели, которая была первоначально поставлена, это влечет за собой возникновение отрицательных эмоций и вызывает дискомфорт. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и которую он не может преодолеть самостоятельно. Попасть в данную ситуацию может каждый человек, и социальная поддержка может иметь различные формы: эмоциональная, руководящая, основная на обратной связи, социализирующая и практическая. В основе трудной жизненной ситуации находится совокупность факторов, причин и форм.

В сфере социального обслуживания населения государством сделан упор на профилактику и индивидуальный подход к каждому гражданину, в новом законе четко прописаны условия, порядок предоставления и принципы, а так же содержание и состав социальных услуг, но следует отметить что, система социального сопровождения граждан не раскрыта, а так же кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, не установлено.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно - правовые документы

Конституция Российской Федерации (КРФ) от 12.12.1993 с последними изменениями от 21.07.2014 №11-ФКЗ.// ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (утратил силу) //ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ(ред. От 21.07.2014)Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»//ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 2 декабря 2013 года №328-ФЗ

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последними изменениями от 3 февраля 2015 года № 6-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год

Литература

Право социального обеспечения В.П. Галаганов, издательский центр «Академия» 2014 год

Право социального обеспечения России под редакцией Тучковой Э.Г. Москва-2014

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия// Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. - М., 2000.

Общая и юридическая психология часть 1 М.И. Еникеев; Москва «Юридическая литература 1996 год

Приложение 1

Судебная практика:

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Балейский городской суд Забайкальского края в составе

председательствующего Бородиной Т.П.,

с участием прокурора Нимаевой С.Б.,

при секретаре Зиминой М.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Балейскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении помещения Смирновой Еванжелины Ивановны в стационарное социальное учреждение,

У С Т А Н О В И Л:

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе служб. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Смирнова Е.И. страдает атеросклерозом сосудов головного мозга, аорты, деформирующим артрозо-артритом, полной слепотой. По медицинским показаниям нуждается в постороннем уходе. Смирнова Е.И. состоит на учете в очереди для помещения ее в стационарное социальное учреждение. В настоящее время она проживает в Ильдиканской больнице, поскольку не имеет родственников и жилья. Средства на содержание Смирновой Е.И. не выделяются, больница содержит ее за счет денежных средств, выделяемых на лечение больных, чем нарушаются права последних. Смирнова Е.И. подлежит помещению в стационарное учреждение социального обслуживания.

В судебном заседании прокурор поддержал иск частично, отказавшись от требований к Балейскому отделу социальной защиты населения, т.к. отдел является структурным подразделением Министерства и не имеет статуса юридического лица. В обоснование иска он привел доводы, изложенные в заявлении.

Смирнова Е.И. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья.

Главный врач МУ «Ильдиканская участковая больница» Киргизов Г.И., являясь представителем интересов Смирновой Е.И., пояснил, что Смирнова Е.И. была помещена в стационар в связи с болезненным состоянием в 2001 г. и находится в больнице по настоящее время. Родственников у нее нет. Она проживает в больнице без законных оснований, хотя имеет право на социальное обслуживание в социальном учреждении.

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и представитель Балейского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке заочного производства в соответствии с ст. 233 ГПК РФ.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предоставляются социальные услуги.

Согласно ст. 7, 10 указанного закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К одному из видов социального обслуживания относится социальное обслуживание стационарных учреждениях социального обслуживания.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Смирнова Е.И. содержится в Ильдиканской участковой больнице (л.д.4).

По сведениям Балейского отдела Министерства соцзащиты населения Забайкальского края мест для помещения в стационарное учреждение для лежачих больных нет, Смирнова Е.И. состоит на учете, учетный номер 47 (л.д.8).

Смирнова Е.И. утратила способность к самообслуживанию, нуждается в постоянном постороннем уходе и имеет право на стационарное социальное обслуживание.

Помещение Смирновой Е.И. в стационарное учреждение социального обслуживания необходимо, поскольку ее содержание в условиях больничного стационара ущемляет права других граждан, которые имеют право на бесплатную медицинскую помощь, а денежные средства, предназначенные на лечение больных, расходуются в течение длительного времени на содержание гражданина, которому государство гарантирует предоставление социальных услуг.

Так, стоимость одного койко-дня в 2010 г. в круглосуточном стационаре составляет 1505 руб. 20 коп. (л.д.4), Смирнова Е.И. в 2010 находилась в больнице без законных оснований г. 320 дней (л.д.5).

На основании изложенного суд считает необходимым обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края выделить Смирновой Е.И. путевку в стационарное учреждение социального обслуживания.

Суд на основании ст. 173 ГПК РФ принимает отказ прокурора от требований к Балейскому отделу социальной защиты населения Забайкальского края, т.к. он не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц. Производство по делу в этой части подлежит прекращению согласно ст. 220 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края выделить Смирновой Еванжелине Ивановне, родившейся в <данные изъяты>, путевку в стационарное учреждение социального обслуживания.

Производство по делу в части требований, предъявленных к Балейскому отделу социальной защиты населения Забайкальского края, прекратить.

1. Анализ работы Комплексного центра обслуживания населения г. Москвы. .1 Организационно- правовая характеристика учреждения.
...по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений...

Способы психофизической адаптации к экстремальным условиям

Изучение способов психофизической адаптации к экстремальным условиям. .1 Общая характеристика психологической защиты.
Так, из книги в книгу кочует трактовка трудной жизненной ситуации как обстоятельств жизни, которые требуют от человека действий и...


  • 2. Социальная жизнь общества как самоорганизующаяся и управляемая система
  • 2.1. Территориальная общность как самоорганизующаяся социальная система
  • 2.2. Муниципальное образование: организация местного самоуправления и государственного управления.
  • 3. Особенности комплексного социологического анализа процессов функционирования и развития социальной сферы
  • 3.1. Теоретико-методологические предпосылки комплексного
  • 3.2. Социально-экономическое развитие местного сообщества
  • 3.3. Ситуационно-диагностический анализ социальной жизни местного сообщества
  • 4. Личность и семья в поле социологического наблюдения
  • 4.1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия
  • 4.2. Семья в зеркале социологического наблюдения и анализа
  • 5. Человек на рынке труда: запросы, потребности, интересы
  • 5.1. Коллектив как субъект социально-трудовых отношений
  • 5. 2. Управление процессами занятости населения на рынке труда
  • 6. Культурно-духовная жизнь общества в зеркале социологического анализа
  • 6.1. Культура как фактор формирования личности и социума
  • 6.2. Анализ культурно-духовных процессов в местном сообществе
  • 7. Социальная помощь населению в трудных жизненных ситуациях
  • 7.1. Концепция, система и функции социального обслуживания
  • 7. 2. Методы и технологии социолого-аналитического обеспечения
  • 8. Социальная безопасность и защита населения – функция социальной политики
  • 8.1. Социальная политика в трансформируемом обществе: векторы и условия эффективного решения социальных проблем
  • 8.2. Анализ социальной безопасности местного сообщества как управленческая концепция
  • Раздел II. Методы и технологии социологического анализа процессов управления социальной сферой
  • 9. Информатизация и технологизация социального пространства
  • Как объекта управления
  • 9.1. Социальное и информационное пространство как объект и предмет социологического анализа
  • 9.2. Технологии социологического анализа процессов социального управления местным сообществом
  • 10. Концепция мониторингового наблюдения процессов функционирования и развития социальной сферы
  • 10.1. Принципы и технологии организации мониторингового наблюдения социальной сферы местного сообщества
  • 10.2. Сущность и механизмы автоматизации наблюдения социальных процессов в местном сообществе
  • 11. Методы и технологии моделирования, диагностики и прогнозирования социальных ситуаций и процессов
  • 11.1. Методологические основы применения технологий мониторингового наблюдения и анализа
  • 11.2. Методы и технологии разработки концепций и программ
  • Местных сообществ
  • 12. Критические ситуации и конфликты в социальной сфере
  • 12. 1. Конфликтная ситуация как объект анализа и управления
  • 12.2. Технологии анализа и регулирования социальных конфликтов
  • Логические задания и проблемные вопросы
  • 13. Корпоративная культура управления социальной сферой
  • 13.1. Сущность и функциональные проявления корпоративной культуры управления социальной сферой
  • 12.2. Корпоративная культура как форма организации управления социальной сферой
  • 14. Социальное развитие России в современном мире: ступени
  • 14.1. Глобализация: венец человеческой цивилизации или угроза её дальнейшему развитию?
  • 14.2. Россия в системе глобального мироустройства: обретения и потери
  • Программа учебно – деловой игры "вектор"
  • 1. Социальная безопасность, защищенность и развитие структуры населения города и районной территории Энска как целостного муниципального образования (группа "Социум")
  • 2. Регулирование процессов трудозанятости и безработицы, создание эффективного рынка труда, оптимизация трудового потенциала города Энска (группа "Труд")
  • 4. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по антикризисной стабилизации и социальному развитию населения города Энска (группа "Самоуправление").
  • Мониторингового наблюдения и анализа
  • Ваши замечания, предложения, пожелания по существу
  • Литература по учебному курсу
  • 7. Социальная помощь населению в трудных жизненных ситуациях

    Концептуально социальное управление включает в пространство своего наблюдения и регулятивных воздействий всех членов общества как субъектов социальных отношений. Однако в фокусе внимания органов управления в первую очередь оказываются люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, нуждающиеся в непосредственной помощи и поддержке. Законом трудные ситуации трактуются как совокупность условий, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность индивида или социальной группы, ущемляют их права и насущные интересы, требуя помощи, специального социального обслуживания и поддержки. Проблемы организации такого рода управленческой деятельности в экстремальных условиях жизни тех или иных групп и слоев населения составляют особо важный предмет заботы органов местного самоуправления и государственных структур управления социальной сферой.

    7.1. Концепция, система и функции социального обслуживания

    населения местного сообщества

    Проводимые в обществе экономические реформы обусловили радикальные преобразования элементарных основ социальной жизни общества. Вторжение рыночных отношений в сложившуюся ранее систему распределения и потребления общественного продукта, последовавшие затем изменения форм собственности вызвали бурно развивающиеся процессы социальной дифференциации населения, рост цен на товары и услуги, всплеск преступности и массовых социопатий, особенно среди молодежи. Соответственно возрос общественный спрос на различные виды социального обслуживания депривированных групп населения, гуманитарную помощь и благотворительную деятельность государственных, общественных и частных организаций.

    Вместе с тем в эти же годы начала складываться широко разветвленная, многоуровневая и многопрофильная система социального обслуживания населения , представляющая собой целенаправленную деятельность социальных служб по материальной и морально-психологической поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагоги­чес­ких, правовых услуг и материальной помощи, обеспечению социальной адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (см. рис.9).Структурно учреждения и предприятия социального обслуживания населения представлены на трёх организационных уровнях управления – государственном, региональном и муниципальном. На схеме также отражены сферы компетенции учреждений социального обслуживания соответственно уровням управления.

    В принятой Коллегией Минсоцзащиты в 1993 году "Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации" отмечалось, что осуществление радикальных социально-экономических реформ, усугубив кризисные процессы в обществе и сокращение ресурсов на социальное развитие, вызвали вместе с тем резкое возрастание потребности в них со стороны общества. Сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культурно- бытовое обслуживание населения одновременно сопровождалось усилением потребностей в квалифицированной помощи и социальных услугах.

    Последующий опыт функционирования системы социального обслуживания населения подтвердил её достаточно высокую эффективность, помог снять многие проблемы организации индивидуальной помощи нуждающимся и позволил приблизить Россию к общеевропейскому пониманию задач и функций управления процессами социального обслуживания населения в сложных и кризисных ситуациях.

    Принятой в тот период Концепцией предусматривалось, наряду с денежной помощью и поддержкой населения, оказание нуждающимся гражданам широкого комплекса прямых социальных услуг на базе создаваемой государством специализированной системы учреждений социального обслуживания населения. 1 При этом принималось во внимание вызванное кризисными процессами в обществе резкое сокращение государственных расходов на социальную сферу, разрушение её инфраструктуры, сокращение детских садов и лагерей отдыха. Отмечалась также тенденция значительного увеличения смертности, в том числе материнской и младенческой, распада значительного числа семей, роста беспризорничества и сирот ства, психических стрессов, неврозов и суицидов, алкоголизма и наркомании.

    Создание системы социального обслуживания призвано было снять или по крайней мере смягчить остроту этих проблем, скоординировать усилия государства и общественных, частных организаций по оптимизации социальных процессов в условиях экономических реформ.

    В Концепции содержались определения основных понятий, на которых строилась теоретическая трактовка сущности новой системы оказания социальной помощи населению. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Социальная работа – профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию (информирование, диагностика, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и об

    Рис. 9. Система с оциального обслуживания населения РФ

    служивание больных и одиноких, педагогическая и психологическая поддержка и т.д.).

    Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая воспринимается человеком как лично для него трудная, неприемлемая и объективно нарушающая его нормальную жизнедеятельность (падение жизненного уровня, инвалидность, безработица, распад, конфликты в семье, одиночество, насилие и другие ситуации).

    Социальная служба система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу, имеющих в своём составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

    Социальные услуги - действия работников социальной службы по оказанию помощи клиентам в трудной жизненной ситуации.

    Работник социальной службы – лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы.

    Клиент социальной службы -- человек, семья или группа лиц, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и добровольно обратившиеся в службу или поручившие службе защищать их права и интересы.

    Система социальных служб включает в свой состав государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной службе отнесены те учреждения и предприятия, которые подведомственны органам местного самоуправления и муниципального управления. Учреждения и предприятия, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями и частными лицами, относятся к негосударственной социальной службе .

    Социальная служба ориентирована на выполнение ряда ответственных функций, в числе которых особенно важное значение имеют:

    а) Функция социальной помощи (выявление и учёт семей, отдельных лиц, групп и слоёв населения, остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке; профилактика бедности; оказание надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе, доставке продуктов и лекарств, лечении; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного обучения и воспитания; организация временного или постоянного пребывания лиц, нуждающихся в услугах стационарных социальных учреждений).

    б) Функция социального консультирования и реабилитации (консультирование специалистов – юристов, социологов, психологов, педагогов, врачей по вопросам трудоустройства и профессионального выбора, регулированию внутрисемейных отношений, медико-психологической и социальной реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и т.п.).

    в) Функция информирования населения, анализа и прогнозирования социальных нужд (распространение среди населения рекомендаций и советов по разрешению сложных жизненных ситуаций, медико-психологических, социально-педагогических, правовых и иных знаний, изучение специалистами социальных ситуаций и проблем, а также путей их решения).

    г) Функция участия социальных служб в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, социальных конфликтов (участие социальных работников и специалистов в составе выездных бригад в кризисные районы в целях оказания непосредственной помощи населению).

    Социальная помощь может быть прямой, непосредственно адресованной обратившемуся за ней человеку (защита его прав и интересов, улучшение условий жизни, снятие стрессовых состояний и т.п.), а также и опосредованной - через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, соседи). К оказанию помощи могут привлекаться не только государственные органы, но и общественные организации, частные лица.

    По основным видам социального обслуживания населения установлены государственные стандарты, определяющие требования к объему и качеству предоставляемых услуг, порядку и условиям их оказания. Подготовка нормативных документов, регулирующих деятельность конкретных учреждений социального обслуживания, осуществляется на местах с учётом общих государственных стандартов и на основе рекомендаций, разрабатываемых отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и утверждаемыми органами Министерства труда и социального развития РФ.

    На территории России действуют более тысячи стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, функционируют дома-интернаты, реабилитационные и геронтологические центры. Стабильно работают свыше 1700 учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях (надомное обслуживание, центры дневного пребывания и т.п.). К началу 2001 года 2444 учреждения специализированных социальных служб оказали квалифицированную помощь более чем семи миллионам человек. Число детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2000 г. составило около девяти миллионов человек. Большая и постоянная работа ведется по оказанию социальной помощи лицам, пострадавшим вследствие радиационных катастроф и испытаний ядерного оружия.

    В России сформированы основы реабилитационной индустрии как промышленной базы социальной защиты населения, объединяющей около 200 предприятий - производителей технических средств помощи инвалидам. Важное значение в развертывании системы социального обслуживания населения имеет подготовка квалифицированных специалистов. В системе Минтруда РФ функционируют 40 специальных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, где обучаются свыше семи тысяч инвалидов.

    В целом в России складывается новая концепция социального образования и адекватная ей система подготовки кадров. Социальное образование реализует в нашем обществе четыре основных функции - профессиональную, духовно-нравственную, социокультурную и гуманитарную. Отечественная система социального образования носит непрерывный характер и разделяется на начальное (профессиональные и медицинские училища, лицеи), среднее специальное (колледжи, техникумы), высшее (уровень бакалавра), высшее с углубленной профессиональной подготовкой (университеты, академии), аспирантская и докторская послевузовская подготовка. В качестве базового образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства труда и социального развития РФ выступает Московский государственный социальный университет. Социальные работники готовятся и по программам международных проектов: только в 1999-2000 гг. российские специалисты прошли профессиональные стажировки в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Германии и других странах.