Военные вертолеты ми 24 новые. История создания и устройство “крокодила”. Достоинства и слабые места

Ми-24 - опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу - подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект - 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.
Ми-24А (изделие 245) - серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971-1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
Ми-24Б (изделие 241) - Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971-1972 годах.
Ми-24БМТ (изделие 247) - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.
Ми-24У (изделие 244) - учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Д (изделие 246) - с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973-1977 годах. Изготовлено более 600 машин.
Ми-24ДУ (изделие 249) - учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 - экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-24В (изделие 242) - самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976-1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Ми-24ВП (изделие 258) - Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей - БПЛА и вертолёты-разведчики - под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам - скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента - AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.
Ми-24П (изделие 243) - Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект - 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981-1989 гг.
Ми-24ПУ1 - украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году. В июне 2014 года на Украине было завершено переоборудование трёх вертолётов Ми-24ПУ1, стоимость модернизации одного вертолёта составляла 3 млн гривен.
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24П
Ми-35ПМ - версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.
Ми-24ВК-2/ПК-2 - модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.
Ми-35ВН/ПН - экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.
Ми-24ВМ - модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» - Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.
Ми-35М - экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.
Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ - Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» - с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В - адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения - ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» - до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).
Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И - проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.
Ми-24К (изделие 201) - разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.
Ми-24Р (изделие 2462) - вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.
Ми-24РА - вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.
Ми-24М (изделие 247) - противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.
Ми-24 Super Hind - глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.
Ми-24 Super Hind Mk.3 - модификация, принятая на вооружение Алжира.
Ми-24 Super Hind Mk.4 - модификация с ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G.
Ми-24ПН - модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолетов переданы в 2004 году.

На сегодняшний день основную часть вертолётного парка армейской авиации ВВС России составляют ударные вертолеты Ми-24П/В и средние транспортно-десантные вертолеты Ми-8МТ/МТВ.
Эти вертолёты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской Республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.

Вертолет Ми-24 , получивший в НАТО кодовое наименование «Хайнд» («Hind» — батрак), был разработан в середине 1960-х гг. в качестве многоцелевого боевого вертолета. Первый полет опытного образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В (1980 год) и Ми-24П (1982 год). Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год.

Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов , которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю.

Данный вертолет появился из семейства машин Миля Ми-8/Ми-14, имеет внешнюю компоновку, как у своих предшественников, и динамическую систему от Ми-8, но более тонкий фюзеляж, подходящий для пушечного вертолета и вмещавший экипаж из двух человек и восемь экипированных солдат. Высокорасположенное свободнонесущее крыло имеет небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V. На каждой консоли этого крыла могут размещаться различные варианты вооружения.
Введенный в эксплуатацию в 1973-74 годах, вертолет первоначально был развернут в Восточной Германии. В настоящее время порядка 1500 вертолетов Ми-24 «Хайнд», серийно выпускавшихся с начала 1970-х гг., находятся сейчас в составе авиации стран СНГ.

Боевой вертолет огневой поддержки МИ-24 является основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил. Вертолет, главным образом, предназначен для авиационной поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника. Кроме этого, вертолет может выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи.
За прекрасные лётные характеристики, высокую огневую мощь и хорошую защищенность экипажа этот вертолет в войсках прозвали «летающим танком».

Ми-24 отлично зарекомендовал себя при ведении боевых действий в Афганистане , а также в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х годов и в военном конфликте на Северном Кавказе. Во время ирано-иракской войны иракские вертолеты Ми-24 успешно вели воздушные бои с иранскими боевыми вертолетами Bell АН-1J «Sea Cobra» и, обладая значительным преимуществом в вооружении, поражали их или заставляли удаляться и вызывать на помощь истребители.

В одном из таких воздушных боев 27 октября 1982 года с вертолета Ми-24 на встречном курсе выпущенными НАР был сбит иранский истребитель F-4 «Phantom II», обладавший мощным вооружением и вдвое превосходивший Ми-24 по взлетной массе. Это был первый и единственный в мире случай в практике воздушных боев, когда вертолетом был сбит боевой самолет.

Основные лётно-технические характеристики :

экипаж — 2 человека;
длина — 17,5 м;
высота — 6,5 м;
максимальная взлетная масса — 11500 кг;
дальность полета- 1000 км;
практический потолок — 4500 м;
максимальная скорость — 335 км/ч;
боевая нагрузка — до 2500 кг на 6 узлах подвески.

В состав комплекса авиационного вооружения входит :

1. Неуправляемые авиационные ракеты различных типов и модификаций, предназначенные для поражения площадных целей:
С-8 (80 мм), дальность стрельбы до 1500 м;
С-13 (130 мм), дальность стрельбы до 3000 м;
С-24 (240 мм), дальность стрельбы до 3500 м.

2. Противотанковые управляемые ракеты «Скорпион» и «Штурм-В», которые с помощью оптико-электронного комплекса 9К113 позволяют с высокой точностью поражать бронированные цели противника с дальности до 5000 м.

3. Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, позволяющие вести воздушный бой против низколетящих воздушных целей на дальности до 20 км.

4. Авиационные бомбы, зажигательные баки и разовые бомбовые кассеты различных типов, калибрами 100, 250 и 500 кг.

5. Подвесные контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, а также контейнеры с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

6. Встроенная неподвижная двухствольная 30-мм пушка ГШ-30.


ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Изначально комплекс вооружения не предусматривал применение неуправляемых ракет С-24 . Идея применения этих ракет родилась в вертолетном полку гарнизона Кандагар в 1983 году. Самое активное и непосредственное участие в воплощении идеи в «железо» принимали инженер полка по вооружению старший лейтенант А.Н.Новосад (впоследствии ставший преподавателем Тамбовского ВВАИУ) и начальник группы вооружения ТЭЧ капитан С.В.Кирюшин. После успешных испытаний в реальных боевых условиях в 1984 году данная доработка была запущена в серийное производство.

2. Первые серийные модификации вертолета Ми-24 комплектовались подвижной установкой с четырёхствольным пулемётом ЯКБ-12,7 , имеющего скорострельность 9000 выстрелов в минуту. Однако опыт боевых действий в горно-пустынных регионах выявил его низкие эксплуатационные качества. Со средины 80-х годов вертолет стали комплектовать неподвижной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30 .
———————————
К сожалению, вертолеты Ми-24 имеют ограниченные остаточные сроки службы, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям, прежде всего по всепогодности и круглосуточности боевого применения, что в свою очередь определяет необходимость переоснащения вертолетного парка Армейской авиации на новые перспективные образцы. В вооруженных силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, и Ка-52.

Такой боевой машины, как не было нигде, за плотный огонь на высокой скорости афганские моджахеды прозвали его «дьявольской колесницей». У лётчиков он получил кличку «крокодил».

Оснащённый грозным вооружением класса «воздух – земля» превращался в непревзойдённого противника на поле боя. Этот боевой ударный вертолёт до сих пор остаётся на вооружении многих стран в мире.

История создания

Идея по созданию «летающей боевой машины пехоты» созрела у генерального конструктора М.Л. Миля ещё в начале 60-х годов прошлого века. Он предполагал, что вертолёт будет не только прикрывать наземные подразделения мощным огнём, но и доставлять небольшие армейские группы к месту назначения.

Макет многоцелевой боевой машины, получившей индекс В-24, изготовили в 1966 году, а после постановления правительства в мае 1968 года приступили к проектированию и эскизам вертолёта. Прототип изготовили к июню 1969 года, используя в конструкции новой машины двигатели и агрегаты вертолётов Ми 8 и Ми 14 , что позволило значительно ускорить процесс.

Осенью 1969 года состоялся первый облёт нового вертолёта, а в 1970 году с середины лета машина проходила лётные испытания. Начиная с 1971 года, вертолёты начали поступать в армейские подразделения. Комплекс вооружения «Штурм», готовящийся для установки на не успели довести до конца и решили разместить на новой машине пулемёт А-12,7 на платформе НУВ-1 и ПТРК «Фаланга». Официально, лишь после постановления правительства от 1972 года был взят на вооружение. Арсеньевский авиазавод на продолжение пятилетки выпустил свыше 240 вертолётов.

Описание вертолёта

Аэродинамическая компоновка машины представляет собой традиционную схему с одним несущим винтом из пяти лопастей и рулевым трёхлопастным толкающим. Впоследствии хвостовой винт перенесли на левый борт и он стал не толкающим, а тянущим.

Высокое расположение крыла с отрицательным поперечным V выбрано из соображения размещения на нём подвесок для вооружения. Но, основная функция крыла предназначена для аэродинамической разгрузки машины, в установившемся полёте небольшой размах крыла принимал на себя 20% веса вертолёта.

Кабина выполнена по тандемной схеме для двух человек – командира и оператора вооружения. Бронезащита кабины состоит из бронелистов, защищающих экипаж сбоку и снизу, пуленепробиваемого остекления фонаря пилотов. В середине фюзеляжа располагалась кабина для десантников на восемь мест или 1.5 тонны груза. Эти два отсека создавали замкнутое герметичное пространство, не дающее проникать внутрь заражённому воздуху.

Когда оператор вооружения был занят наведением и пуском ПТУР, командир управлял машиной и вёл огонь из носового пулемёта и оружия, располагающегося на подкрыльных подвесках. Позднее в экипаж входил бортовой техник.

Трёхстоечное шасси вертолёта было выполнено убирающимся. Протектированные внутренние ёмкости пяти баков вмещали весь запас топлива, подача которого не прекращалась при повреждении любого из них.

Модификаций было выпущено много, если начальный вариант имел кабину экипажа по типу «веранда», то поступивший в войска был оснащён раздельными кабинами. После доработки ПТРК «Штурм-В», установки автоматического прицела АСП-17В и размещения дополнительных ёмкостей для топлива вертолёт получил индекс , а для экспорта как Ми 35.

В 1975 году машину оснастили 30-мм пушкой ГШ-30К. Двухствольное орудие было установлено с правой стороны фюзеляжа и закреплено неподвижно. Этот вариант получил индекс . Практика применения армейских в Афганистане показала, что необходимо заменить имеющиеся двигатели ТВ-117 на высотные ТВ-117В с более эффективной защитой от пыли и экранно-выхлопными устройствами.

Афганская война заставила усилить бронезащиту машины и в топливных баках применить пенополиуретановый наполнитель. Вооружение усилили, установив пушечные контейнеры универсального типа УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23. В 90-е годы были выпущены машины с двигателями от Ми 28 , несущим и хвостовым винтом от этого нового вертолёта, которые вышли в серию под индексом ВМ.

Тактико-технические данные

Диаметр несущего винта 17,3 м
Диаметр хвостового винта 3,908 м
Высота при вращающихся винтах 5,47 м
Экипаж 3 чел.
Размах крыла 6, 4 м
Вес пустой машины 7580 кг
Максимальный взлётный вес 11500 кг
Вес полезной нагрузки 2400 кг
Запас топлива в баках 2100 кг
Двигатели 2 х ТВ-117
Мощность двигателей 2 х 2200 л.с.
Количество десантников 8 чел или 2 легко раненых и 2 тяжело раненых и один медработник
Максимальная горизонтальная скорость 335 км/ч
Крейсерская скорость 270 км/ч
Практическая дальность 450 км
Перегоночная дальность 1000 км
Динамический потолок 4950 м
Стрелково-пушечное вооружение В зависимости от модификации
Количество точек подвески 6
УР Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24
Ракеты «воздух – воздух» Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Бомбовое вооружение Бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг

Интересным фактом биографии является массовость производства. Из 2300 единиц произведёнными нашими заводами, 1500 вертолётов поступили в армейские подразделения ВС России.

Применение Ми 24В Сирии

Ранее имел название «Стакан» по аналогии с остеклением кабины, грани которой походили на этот сосуд. Со временем за ним установилось прозвище «Крокодил» с каковым и столкнулись боевики ИГИЛ в Сирии. Эта машина прошла через Афганистан, Чечню и Южную Осетию, она прекрасно приспособлена к жаркому климату и не боится пылевых бурь.

Наряду с огневой мощью, которой обладает этот вертолёт, он больше всех других ударных машин может оказать действенную помощь в вызволении экипажей, терпящих бедствие на сирийском театре военных действий, так как обладает транспортным отсеком, подходящим для перевозки экипажей и раненных.

По огневой мощи с может сравниться только, пожалуй, Ка 52 и правильно решило российское МО, отправив в сирийскую пустыню проверенный боевой вертолёт.

Вертолет Ми 24 уже более трех десятков лет основа советской, а теперь и российской армейской авиации. Такая же картина и наших бывших и нынешних друзей, в большинстве стран Восточной Европы, бывших советских республиках, плюс Африка и Азия. В месте с вооружением перенявшие и нашу концепцию ведения войны.

Вертолет Ми-24 стоящий на вооружении ВВС Венгрии

В 1968 г. вышло Постановление правительства СССР о начале работ но созданию вертолёта- штурмовика. В то время в США создавали специализированные винтокрылые машины военного назначения, ударные или десантные. В СССР новую боевую машину решили сделать универсальной. С учётом опыта проектирования вертолёта Ми-8 в июне всё того же 1968 г. КБ Миля приступило к разработке боевого вертолёта В-24 с двумя газотурбинными двигателями. Наиболее подходящим мотором для него оказался турбовальный ТВЗ-117 взлётной мощностью 2200 л.с.

А вот таким он был, знаменитый Ми 24, первый полет состоялся 19 сентября 1969, созданного в ОКБ М.Л.Миля

Машина должна была иметь экипаж, состоящий из лётчика и стрелка-оператора систем вооружения. Обязательным условием была возможность брать на борт десант в количестве восьми человек. Вместо него вертолёт в случае необходимости мог в десантной кабине перевозить раненых и различные грузы. Из двух представленных вариантов военные выбрали машину со взлётным весом 10 500 кг.

фото стрельбы вертолета Ми 24, ударный вертолётный комплекс, оснащенный современным высокоточным оружием круглосуточного применения

Вертолет Ми 24 фото , в системе НАТО имеет обозначение Hind - «Лань », на данный момент- это единственный вертолет, объединяющий транспортную и ударную машину. Примечателен тот факт, что эту схему в мире так никто и не повторил, и не потому, что не смог, а считая такую схему имеющей много недостатков. Необходимо отметить, российский вертолеты пришли к общемировой схеме создания чисто боевых и чисто транспортных вертолетов. Хотя как чисто боевая, так и транспортно боевая конструкция имеет как свои достоинства так и недостатки. К примеру Ми-24 может эвакуировать или доставить солдат туда, куда простой транспортник просто не сунется. И таких ситуаций когда вместо пары ударник, транспортник летит один универсальный множество. Но как всегда компромиссы, ведут и к появлению слабых сторон: дополнительный вес (бойцы+транспортный отсек) ухудшение взлетных характеристик и маневренности. Увеличенная задняя часть, ведет к увеличению размеров поражаемой площади.

Советский транспортно-боевой ударный вертолет Ми 24

Еще одно фото венгерского геликоптера, уж больно раскрас красивый

Невозможность бронирования транспортного отсека (большое увеличение массы), все это сказывается на живучести вертолета. В аналогичных ситуациях экипаж скажем "Тигра" или "Апача", будет чувствовать себя по уверенней. Кстати весьма примечательный факт, война во Вьетнаме, вертолет Ирокез. Открытое корыто с винтом, транспортник. Ударная огневая мощь никакая, если летит с десантом или за ним. Тем не менее. а кто знает какие потери этого вертолета? Почти половина от 7000 принявших участие, было утрачено. Казалось бы потери огромны, но при рассмотрении это не совсем так. Один потерянный вертолет на 11 000 часов налета!!! Другой вертолет " . Наиболее важные узлы имеют противопульное бронирование, потери в Ираке из 400 вертолетов, только 2 от огневого воздействия противника.

Пара Ми-24 афганских вооруженных сил взлетает для выполнения ежедневного патрулирования

Ми 24 ВЕРТОЛЕТ-ШТУРМОВИК
Для обеспечения высокой скорости полёта - более 300 км/ч - машину снабдили убираемым шасси. Несущий винт разгрузили небольшим крылом, установленным под углом 19° относительно горизонтали. Это сделали и для компенсации опускания носа вертолёта при наборе скорости. Его живучесть увеличили путём бронирования кабины и основных агрегатов, жизненно важные системы дублировали, управление сделали двойным - с места лётчика и оператора. В носу поставили авиационный пулемёт А-12,7 калибра 12,7 мм. Под крылом на четырёх пилонах и балочных держателях предполагалось подвешивать авиабомбы, зажигательные баки и блоки с неуправляемыми ракетами. На первых машинах па фюзеляжах были предусмотрены узлы для крепления четырёх направляющих противотанковых ракет «Фаланга».

Ан-124 доставил очередной новый вертолет Ми-24 для авиации Афганистана

Проектирование вертолёта велось параллельно с подготовкой к его серийному производству, что значительно сократило время его создания. Была построена опытная партия из 10 экземпляров В-24 для лётных и статических испытаний. И уже 15 сентября 1969 г. первую машину поднял в воздух лётчик-испытатель Г.А. Алфёров. Испытания выявили множество недостатков. Так, компоновка рабочих мест и конструкция фонаря кабины экипажа не обеспечивали необходимый обзор воздушного пространства. В связи с чем, была перекомпонована кабина, отдельные независимые рабочие места, летчик получил место сзади и выше оператора вооружения, примерно на 30 сантиметров. Ситуацию усугубляло то, что вертолёт, получивший наименование Ми-24, запустили в серийное производство до завершения государственных испытаний. Они закончились только в 1972 г. и выявили новые недостатки, такие как «голландский шаг» - когда машина, как маятник, начинала колебаться по курсу и крену.

Ми-24 принял участие более чем в 30 войнах, и более сорока лет находится на вооружении советской, а затем и Российской армии

Частично конструкцию доработали, но оставшиеся конструктивные недостатки решили исправить па следующих модификациях Ми-24. Вертолёт Ми-24 А стал первым серийным вертолётом целого семейства. Эксплуатация машин в полигонных условиях выявила быстрый износ лопаток компрессора двигателей и передних кромок лопастей несущего винта па площадках с песчаным грунтом. С модификации Ми-24Д вертолёт стали выпускать с пылезащитными устройствами (ПЗУ), расположенными перед воздухозаборниками двигателей. Следующий модификацией стал Ми-24Б, отличавшийся вооружением. Он прошёл испытания в 1972 г.

еще немного фото стрельбы вертолета ми

У него была дистанционно управляемая стрелковая установка с четырёхствольным пулемётом, противотанковый комплекс «Фаланга-П» и полуавтоматическая радиокомандная система наведения «Радуга-Ф». Модификацию Ми-24Д оборудовали раздельными кабинами для оператора и лётчика, сохранив вооружение Ми- 24 Б. Вертолёт успешно прошёл государственные испытания в 1974 г. В следующем году на лётные испытания вышел Ми-24В, оснащённый противотанковой установкой «Штурм- В» нового поколения и автоматическим прицелом лётчика от истребителя бомбардировщика Су-17. Для улучшения управляемости вертолёта при висении и маневрировании рулевой винт переместили с правого борта на левый, изменив направление его вращения.
Па основе Ми-24 В разработали пушечный Ми-24П с неподвижной двухствольной пушкой калибром 30 мм. До 1991 г. было выпущено 620 таких вертолётов.

Кабина Ми-24ВП перед полетами вертолетной эскадрильи авиации Балтийского флота в условиях «минимума погоды», авиабаза «Чкаловск» (Калининград)

Ми-24 применялись для решения различных боевых задач: высадка десанта, огневая поддержка, уничтожение бронетехники и живой силы, эвакуация раненых и перевозка грузов.
Боевое применение вертолета Ми-24
Вертолет Ми 24 фото , использовался почти в 40 военных конфликтах в мире, сразу же как с середины 70-х начался его экспорт. Организации Варшавского договора, и страны находящиеся в зоне нашего влияния от Ливии до КНДР. Одной из первых в Африке вертолет Ми-24 заполучила Эфиопия.

На экспорт Ми-24Д шли под обозначением Ми-25, а Ми-24В - Ми-35. После того как в 1978 году два бывших союзника СССР, Сомали и Эфиопия, поссорились между собой. СССР поддержал эфиопов и среди прочего передал 60 Ми-24А. Первое боевое крещение Ми-24 получили в ходе Гражданской войны в Анголе в 1975 г., а наибольший боевой опыт - в Афганистане. Здесь они штурмовали наземные цели, эвакуировали раненых, перевозили подкрепления и военные грузы, охраняли садящиеся и взлетающие самолёты. В боях вертолёты показали свою высокую живучесть, манёвренность и мощь вооружения. Тогда же, для снижения потерь от ракет с тепловой головкой наведения, под хвостовой балкой или на фюзеляже Ми-24 установили кассеты, из которых отстреливали тепловые ловушки. Для этой же цели там разместили импульсные инфракрасные лампы. Стали устанавливать инжекторное выхлопное устройство на сопла двигателей, которое уменьшало температуру выхлопных газов. И современная гражданская война на Украине не обходится без наших вертолетов.

Ми-24П «желтый 09». После "африканского сафари" этот борт в ходе боевых действий на Востоке был заснят в Днепропетровске в белой окраске

Самым крупным боевым конфликтом с участием вертолета Ми 24 остается война в Афганистане. Первыми «понюхали пороха» не советские машины и их экипажи, а афганские. Ми-25 армии ДРА начали воевать против непримиримой оппозиции почти на год раньше, весной 1979 года. Через год к ним присоединились и советские Ми-24. Создававшийся для борьбы с противником в гораздо более умеренном климате и преимущественно равнинном ландшафте Западной Европы, вертолет попал в совершенно иную среду. Вместо танков и БТР противника - легкие и маневренные джипы с крупнокалиберными ДШК, линия фронта отсутствовала, в любой момент из любого места могла начаться стрельба ПЗРК - сначала устаревшими «Ред Ай», а затем гораздо более опасными «Стингерами». Для компенсации действий в жарком и разреженном воздухе на вертолеты установили систему кратко-временного форсирования двигателей за счет впрыска воды. В Афганистане нередко вместо более тяжелого Ми-24 приходилось посылать вооруженный, но все равно более «летучий» Ми-8.

Афганистан, фото высадка десанта

Примерно в это же время началось боевое использование иракских Ми-24 и Ми-25 в начавшейся крупномасштабной войне с Ираном. Наши вертолеты зарекомендовали себя сильными бойцами, хотя низкая эффективность старого противотанкового комплекса «Фаланга» доставила иракским летчикам немало трудностей. Практически сразу после окончания афганской войны Ми-24, как и вся армейская авиация, оказались втянуты в многочисленные конфликты на территории СССР: Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан. В них, как и в более поздних двух чеченских войнах, Ми-24 приняли самое активное участие.

Наши вертолеты Ми-24, снова в Афгане, но под знаками Войска Польского, что интересно мы в свою войну раньше союзников по Варшавскому договору не втягивали, может зря


Тип: боевой вертолет

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-24В

  • Экипаж, чел.: 2 (3) - летчик и штурман-оператор вооружения (иногда борттехник)
  • Двигатели: два турбовальных ТВЗ-117 мощностью 1454 кВт
  • Размеры, м: диаметр несущего винта: 17,3 длина фюзеляжа: 17,51 высота: 3,9
  • Вес, кг: пустого: 7580 взлетный: 10 500 максимальный: 11 ООО
  • максимальная скорость, км/ч: 320 потолок, м: 5000 дальность, км: 595
  • Вооружение: четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 калибра 12,7 (управляется оператором вооружения), 4хПТУР 9М114 «Штурм-В», подвесные пулеметные или пушечные контейнеры, блоки НАР (С-5 и С-8) и авиабомбы в разных комбинациях - до 2400 кг на б узлах подвески.

На базе Ми-24Д разработали разведчик химической, радиационной и бак-териологической обстановки. Для этого на крыльевых пилонах размещали специальные контейнеры. Вертолёт оснащался управляемым устройством для взятия проб грунта.

Ми-24Р - радиохимический разведчик в стандартном камуфляже, без аппаратуры наведения ПТУР, на крайних пилонах видны ковшики забора проб, ВВС Украины

Вертолёт строился и в других вариантах:

  • Ми-24К - корректировщик огня,
  • Ми-24М - противолодочный,
  • Ми-24БМТ - минный тральщик,
  • Ми- 24ПС - патрульно-спасательный. Всего построено 5200 машин различных модификаций.

Ми «Двадцать четвёртые» поставлялись па экспорт в 15 стран мира. Экспортные экземпляры получили новые обозначения:

Из-за характерного профиля в полете в войсках Ми-24 иногда называют «крокодилом»

  1. Ми-25 (Ми-24Д),
  2. Ми-35 (Ми-24В),
  3. Ми-35П (Ми-24П),
  4. Ми-35М (Ми-24Б), на них нередко устанавливалось электронное оборудование зарубежных фирм.

После распада СССР в ВВС России значилось 1500 Ми-24 разных модификаций. В настоящее время продолжается оснащение модернизированными вертолётами Ми-24 наших ВВС.

Новая коллекция «Ударный Вертолет МИ-24В» – Соберите точную копию легендарного боевого ударно-транспортного вертолета в масштабе 1:24 . Издательство Eaglemoss .

Боевой вертолет МИ-24В, введенный в эксплуатацию в СССР в 1972 году, был создан для оказания огневой поддержки наземным силам. Модель воспроизводит вертолет, участвовавший в Афганской войне в 1982 году в составе 335-го авиационного полка, который был расквартирован в Джелалабаде.

Модель

Чтобы создать детальную модель этого грозного ударного вертолета, мы привлекли лучших экспертов в области военной техники и опытных разработчиков макетов. Благодаря схемам, подлинным документам из военных архивов и 3D-сканированию вертолета Ми-24 специалисты создали его 3D-изображение. На основе 3D-модели вертолета был подготовлен проект сборки и создан полный набор литых металлических деталей. Благодаря этой методике вы сможете собрать реалистичную и точную модель в масштабе 1:24.

  • Точная модель из литого металла.
  • Невероятная детализация.
  • Реалистичная кабина экипажа.
  • Полное вооружение ударного вертолета.
  • Съемные ракеты.
  • Сигнальные огни.

Когда ваша модель будет закончена, вы сможете полюбоваться всеми ее деталями, в точности воспроизводящими элементы оригинала:

Кабина экипажа . Открывающаяся дверь кабины и откидывающаяся наверх прозрачная крыша дает возможность рассмотреть все детали, приборную панель и бронированное кресло.

Детали грузовой кабины . Иллюминаторы грузовой кабины открываются. Это позволяет солдатам, сидящем в вертолете, стрелять по наземным целям. Грузовая кабина, использующаяся для перевозки солдат или грузов, освещается одной лампой белого света.

Вращающиеся винты . Пятилопастный несущий винт и трехлопастный рулевой винт, расположенный на хвосте вертолета, свободно вращаются.

Подвижный стабилизатор . Подвижный хвостовой стабилизатор регулирует тангаж Ми-24 в полете. Стабилизатор модели можно сдвигать вверх-вниз.

Ходовые огни . Красный огонь на конце левого крыла и зеленый на конце правого дают возможность другим летательным аппаратам оценить направление полета Ми-24 ночью и в плохую погоду.

Белые огни . Белый огонь под вертолетом освещает землю, чтобы помочь Ми-24 приземлиться в темноте. Белые световые сигнализаторы по обеим сторонам носа необходимы работникам аэродрома для направления вертолета по неосвещенной территории.

Шасси . Носовые и основные стойки шасси убираются в положение полета и прячутся за дверями.

Размер модели :
Длина – 75 см.
Высота – 20 см.
Ширина – 30 см.
Диаметр несущего винта – 74 см.
Масштаб – 1:24

Журнал

Узнайте о том, как эволюционировал Ми-24, в каких операциях он принимал участие, а также познакомьтесь с другими известными вертолетами.

История Ми-24 . Статьи специалиста в сопровождении эффектных фотографий, подробных рисунков и схем познакомят вас с историей создания советского боевого вертолета Ми-24, начиная с первых разработок и заканчивая последней модификацией для серийного производства. Вы узнаете о конструкторах, разрабатывавших вертолет, многочисленных вариантах этой модели и их обозначениях.

Боевое применение . В этой рубрике вы найдете информацию о том, в армиях каких стран Ми-24 состоял и состоит на вооружении и какие конкретно войсковые части его использовали. Вас ждут портреты пилотов управлявших этим вертолетом, и описания боевых и миротворческих операций, в которых он участвовал.

Четыре типа вставок акцентируют внимание на ключевых моментах.

  • Крупным планом . Детали, заслуживающие особого внимания.
  • Тактико-технические характеристики . Техническое описание вертолета: его размер, автономность, вооружение.
  • Вкратце . Краткое изложение фактов как яркое дополнение основному тексту.
  • Ключевые данные . Значимые количественные данные о вертолете.

График выхода

№1 – Детали для сборки – январь 2018
№2 – Детали для сборки – 2018
№3 – Детали для сборки – 2018
№4 – Детали для сборки – 2018
Периодичность: еженедельно.

Актуальный и обзор каждого выпуска!

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков .

Видео